Научная статья на тему 'Правовые основы трудовой деятельности женщин Российской империи конца ХIХ в'

Правовые основы трудовой деятельности женщин Российской империи конца ХIХ в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
909
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы трудовой деятельности женщин Российской империи конца ХIХ в»

обоснованию духовного единства правителей и народа. Теперь православное христианство способствовало формированию собственного опыта государственно-правового строительства и властвования в нем, сохранению традиционных основ и величия древнерусского народа и нового, Киевского государства. Теперь оно давало право многим русским мыслителям называть русский народ великим и непобедимым.

Ташбекова И.Ю.,

канд. юрид. наук, ст. преподаватель кафедры конституционного права

Курского государственного технического университета

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА ХГС в.

Вопросы трудовой деятельности являются существенными для развития общества в силу занятости населения для добычи средств к существованию. Для каждого человека неотъемлемой частью его правового статуса является право на получение работы. Историко-правовые исследования показывают, что использование права на труд в различные этапы развития российского общества имело свои нюансы и особенности. Специфические особенности реализации права трудовой деятельности реально прослеживались для женского населения России, так как это в большей степени было связано с социально-экономическим и политическим курсом страны.

Правовое положение женщины всегда отличалось от правового положения мужчины в силу своей природы, та как именно женский организм призван выносить и родить дитя, именно женщины заботятся о подрастающем поколении. В связи с этим права женщин умалялись. В отношении трудовых прав можно констатировать, что многие работодатели с нежеланием трудоустраивают слабый пол ввиду возможной беременности и родов, а соответственно, и временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. Но хуже всего обстоят дела не с отказом в приеме на работу, а с оплатой труда женщин. Практически во все времена труд женщин оценивался ниже, чем труд мужчин. В настоящее время в связи с закрепленными в Конституции Российской Федерации экономическими основами конституционного строя установлена свобода экономической деятельности, тем самым предприниматели самостоятельно устанавливают условия и уровень оплаты труда. В большинстве случаях предприниматели устанавливают заработную плату для женщин на 20—40% ниже, чем для лиц мужского

пола. Однако «свобода предпринимателя не должна порождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать права потребителей и социальную справедливость в обществе»1. Для возможного устранения трудовой несправедливости по половому признаку необходимо изучить историческое правовое положение трудящейся женщины в России с учетом социально-экономического и политического развития нашей страны. Анализ правовых актов периода становления фабричного законодательства (конец XIX века) поможет выявить коллизии и пробелы современного трудового законодательства, изучение правового положения женщин России, занятых в самой обширной сфере деятельности — промышленности, позволит выявить факты отсутствия государственного регулирования правоотношений в трудовой и социальной сферах.

После отмены крепостного права резко ускорился рост промышленности, частных предприятий, особенно в металлургии, машиностроении, текстильной отрасли. Новые производственные отношения вызвали необходимость использования наемного труда, в сферу которого все чаще стали привлекать и труд женщин.

Промышленники охотно трудоустраивали менее требовательных, чем мужчины, работниц. В своем исследовании О.И. Шафранова констатировала, что «женский труд стал применяться и в традиционно “мужских” отраслях: на нефтяных промыслах, паяльных работах, в жестяном и картонажном производстве, в кирпичном и типографском деле»2. Однако, несмотря на значительное количество занятых в промышленности женщин, последовательной государственной политики в области улучшения условий их труда не проводилось.

Женщины были заняты трудовой деятельностью наряду с мужчинами по 15—18 часов в сутки. При этом уровень оплаты женского труда был на 30% ниже мужского. «Если средний заработок рабочего составлял в 80-х гг. XIX в. 14—15 рублей в месяц, то работницы получали 10 рублей... в керамическом производстве, на шерстяных прядильно-ткацких фабриках разница в оплате мужского и женского труда достигла 60%»3.

3 июня 1885 года был издан Закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах»4.

1 Яценко В.В. Конституционное право Российской Федерации. Курск, 2003. С. 36.

2 Шафранова О.И. Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX — начале ХХ в.: дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2004. С. 46.

3 Там же.

4 Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» // ПСЗ РИ. 1887. Т. V. № 3015.

Данным правовым актом в виде опыта на три года запрещалось использовать женщин и подростков, не достигших семнадцатилетнего возраста, в ночное время на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Этот закон возник главным образом в связи с постоянными обращениями и прошениями промышленников Петербургского округа, ходатайствовавших об издании такого закона ввиду существовавшего в 1884 году промышленного кризиса и необходимости сокращения вследствие этого производства. Данное ходатайство вызвало сильное негодование у московских фабрикантов.

Вплоть до 1885 года женский труд в России никак и ничем не регулировался. Как правило, женщины работали наравне с мужчинами, получая при этом меньшую плату. Не существовало никакой охраны труда, отсутствовали отпуска по беременности, и женщины продолжали работать вплоть до самых родов. Одной из причин, способствовавшей ускорению законодательного регулирования женского труда, стала активизация стачечного движения в 1883—1885 годах, которое охватило почти все важнейшие промышленные центры страны. В истории рабочего движения особенно важное значение имела знаменитая Морозовская стачка в январе 1885 года.

Как точно подметил В.И. Богдан, «развитию законодательного регулирования женского труда послужило обострение внутренней конкуренции и достижение промышленностью такого уровня развития, выше которого при существовавших тогда условиях идти не следовало, и поэтому проблему внутренней конкуренции можно было решить путем сокращения производства»1. Одним из способов сокращения производства признавалась отмена ночных работ женщин и детей до семнадцати лет.

К ночному времени относился промежуток времени с 9 часов вечера до 5 часов утра. Впоследствии Министерство финансов по согласованию с Министерством внутренних дел разрешило (телеграфно) губернским властям считать ночным временем с 10 часов вечера до 4 часов утра для тех промышленных заведений, которые осуществляли свою деятельность в две смены по 9 часов за смену.

Закон от 3 июня 1885 года предоставил возможность Министерству финансов распространить положения данного закона на многие другие отрасли промышленности, однако оно этим правом не воспользовалось и ограничилось его распространением только на некоторые вредные работы в фарфоровом и спичечном производствах (не включая те производства, которые были упомянуты в самом Законе). Однако уже в 1897 году Министерство финансов было вынуждено распространить действие данного Закона на все

1 Богдан В.И. Становление и развитие фабричного законодательства Российской империи в конце XIX — начале XX века: (Историко-юридическое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 35.

производство по обработке волокнистых веществ в связи со стачечными волнениями 90-х годов.

Положения Закона от 3 июня 1885 года не встретили со стороны петербургских фабрикантов особых возражений и негодований. Это было связано с рядом факторов, во-первых, фабриканты уже были готовы на выполнение требований данного Закона для снижения участившихся рабочих стачек. Вторым же фактором благоприятного восприятия норм Закона промышленниками явилось то, что для фабрик с двумя сменами он не только не принес никакого ущерба, но был прямо благоприятным. Необходимо отметить, что при осмотре промышленных заведений фабричными инспекторами практически не было выявлено фактов нарушения положений упомянутого Закона.

Однако многие ученые, рассматривавшие фабричное законодательство России конца XIX — начала XX века утверждали, что недовольство и фабрикантов Московского и многих других округов положениями относительно запрета использования труда женщин и детей в возрасте до 17 лет, и вообще об ограничении использования детского труда, существовало и выражалось в систематических прошениях об отмене данных нововведений.

Первоначальные сопротивления промышленников более понятны после изучения приведенных данных в отношении оплаты труда. Труд женщин и малолетних рабочих в тех фабричных заведениях, в которых им пользуются, оплачивается значительно ниже труда мужчин. «Обыкновенно женщины в среднем получают половину, а малолетние — одну треть платы мужчин»1.

Отношение самих рабочих к Закону 1885 года было отрицательным, и введение его в действие с 1 октября 1885 года вызвало волну стачек. Основное недовольство проявлялось среди рабочих мужского пола: так как ночные работы для женщин были запрещены, то фабриканты перевели в ночные смены практически всех работающих мужчин. Однако недовольство мужчин было связано не с неравноправием, некоторые мужчины просто боялись полного устранения ночных работ, на которых женщины и дети занимали значительное место, что грозило потерей заработка и даже увольнением. Мужчины утверждали, что эти узаконения несправедливы, и требовали отмены положений данного Закона. Однако законодатель не воспринял их требования, и Закон от 3 июня 1885 года вступил в силу. Верно отмечал В.П. Безобразов, утверждая, что «умственная неразвитость рабочих способствовала наивному непониманию ими новых законов»2. «... К сожалению, рабо-

1 Фабрично-заводская промышленность и торговля России / под ред. проф. Д.И. Менделеева. СПб., 1893. С. 273.

2 Безобразов В.П. Наблюдения и соображения относительно действия новых фабричных узаконений и фабричной инспекции. СПб., 1888. С. 5.

чие ни во что не ценят уменьшение напряжения сил их детей и жен; и это не в одной России. Поэтому новейшим ограничениям собственно работы малолетних и женщин сам рабочий класс был еще более недоволен, чем фабриканты»1. Но все же необходимо заметить, что положения Закона от 3 июня 1885 года вообще привели к прекращению ночной работы на упомянутых в Законе фабриках. В.П. Безобразов утверждал, что это произошло вследствие застоя в промышленности.

После ограничения продолжительности трудовой деятельности малолетних детей, о воспрещении использования детского и женского труда в ночное время суток, все же оставалось много неурегулированных вопросов во взаимных отношениях фабрикантов с рабочими. В первую очередь необходимо было урегулировать правоотношения в области оплаты труда рабочим и взысканий, накладываемых промышленниками на работающих у них лиц без особого ограничения. Стали обнаруживаться стачки рабочих, которые могли принять серьезные размеры. Как утверждали многие государственные деятели того времени, причинами данных волнений служило отсутствие в законодательстве общих постановлений, на основании которых строились бы взаимные отношения фабрикантов и рабочих.

«Отношения, возникавшие между фабрикантами и рабочими на почве договора найма их на фабрики и заводы, до середины 80-х годов определялись почти исключительно на основании общих начал гражданского права»2. Такой пробел в законодательстве давал возможность осуществлять фабрикантам и заводчикам произвол в отношении рабочих. Своими распоряжениями промышленники ставили рабочих в крайне тяжелое положение — довольно высокие штрафы, накладываемые по необоснованным причинам в совокупности с временным упадком промышленной деятельности, давали возможность фабрикантам искусственно занижать заработок рабочего до того, что последний просто не мог прокормить семью. При нерегулярности получения или малозначительности заработка рабочий не мог закупать продукты на стороне и должен был обращаться за кредитом на кабальных условиях в фабричную лавку при фабрике. «Цены в таких лавках, как правило, были на 40—100% выше ярмарочных. Часто практиковалась на фабриках и заводах выдача заработной платы купонами, расписками, товаром»3.

В результате был издан Закон от 3 июня 1886 года «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях

1 Безобразов В.П. Укач. соч. С. 7.

2 Материалы по изданию Закона от 2 июня 1897 года об ограничении и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности. СПб., 1905. С. 4.

3 См.: Янжул И.И. Фабричный быт Московской губернии. Отчет за 1882—1883 гг. фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих Московского округа. СПб., 1884. С. 48—50.

фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции», который определил основы правового статуса рабочего. Этим законом отдельно не регулировались трудовые права женщины, лишь только устанавливались общие правила приема на фабрику, завод, своевременность оплаты труда, а также возможность установления и исполнения штрафных санкций, применяемых к рабочим, и порядок увольнения.

24 апреля 1890 года был издан правовой акт1, в который вошли все акты 1882, 1884 и 1885 годов в отношении трудовой деятельности малолетних и женщин, так как вышеупомянутые законы вводились лишь только как временная мера. Однако в Законе 1890 года было закреплено, что присутствию по фабричным делам и губернаторам дана возможность разрешать (где это необходимо) применение женского труда в ночное время, что в принципе делает Закон 1890 года «гибким» по отношению к фабрикантам, так как в каких конкретно случаях можно «разрешать использование» женского труда в ночное время в Законе не оговаривалось.

Важно отметить, что за нарушения положений Закона от 3 июня 1885 года не было установлено карательных норм, а также не были установлены органы администрации, на которые возлагался бы надзор за его применением. Но, анализируя деятельность чинов фабричной инспекции, можно заметить, что полномочия по надзору за исполнением Закона 1885 года также принадлежали последней.

Данный орган был призван осуществлять надзорную деятельность, однако штат фабричной инспекции, большое число промышленных заведений не давали возможности действенно осуществлять возложенные на них полномочия. Изучая отчеты фабричных инспекторов за 1885—1887 годы, трудно не заметить, что в них отсутствуют сведения о выполнении промышленниками норм, касавшихся ограничения использования труда женщин в ночное время и об их правовом положении.

Подводя итог, можно утверждать, что трудовая занятость женщин Российской империи в промышленной сфере была велика. Отсутствие правового регулирования, как в общем, так и в частности, труда женщин привело к произволу со стороны промышленников. Неосознание государством необходимости установления защиты прав трудящейся женщины затянуло процесс становления и развития правотрудовых отношений с отдельной категорией лиц — женщин.

1 Закон от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленных заведениях» // ПСЗ РИ. 1893. Т. X. № 6742.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.