аЛл и ..
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.А. КИБАК,
доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь,
кандидат психологических наук, доцент Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected]
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент, проректор по воспитательной работе УО Республиканского института профессионального образования О.С. Попова
Аннотация. Рассматриваются проблемы и пути развития техник (стратегий) психологического воздействия в профессиональной парламентской (законотворческой) деятельности. Приводится классификация психологического воздействия депутата по различным основаниям. Описываются принципы психологического воздействия, используемые депутатами при подготовке и принятии законопроекта. Раскрываются методы психологического воздействия для субъектов права законодательной деятельности (депутатов). Предлагается авторская тактика (стратегия) психологического воздействия в зависимости от типа парламентской ситуации и от профессиональных целей депутата: императивная, манипулятивная и развивающая.
Ключевые слова: психологическое воздействие, законотворческая деятельность, стратегия, техника, методы, принципы, депутат, закон.
TECHNICS OF PSYCHOLOGICAL INFLUENCE IN LEGISLATIVE ACTIVITY
I.A. KIBAK,
associateprofessor of the department of psychology and pedagogics of the MIA Academy of the Republic of Belarus,
candidate of psychological science, the Colonel of the police
Annotation. There are problems and ways of development of the technics (strategies) of psychological influence in professional parliamentary (legislative) activity. There is a classification of deputy's psychological influence. There is an account of principles of psychological influence used by deputies when acting on a bill and passing it. There are methods of psychological influence for subjects of law of legislative activity (deputies). Depending on the type of parliamentary situation and on a deputy's professional purposes the author's tactics (strategy) of psychological influence is subdivided into: imperative, manipulative and developing.
Keywords: psychological influence, legislative activity, strategy, technics, methods, principles, deputy, law.
Применяемые субъектами права законодательной деятельности (далее — субъекты права) — депутатами — техники, стратегии, методы психологического воздействия в профессиональной парламентской деятельности отличаются от методов познания, имеющих целью развитие отрасли знания психологии законотворчества и исследование ее предмета, и от психологических методов изучения личности, используемых как для познания психических процессов, явлений и состояний, так и в практических целях — для психологического обеспечения законотворческого процесса. В то же время методы психологического воздействия на личность неразрывно связаны и с теоретическими достижениями психологии законотворчества, и с технологией использования специальных психологических методов для выполнения заказа законотворческой практики. Можно утверждать, что методы познания и изучения личности депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее — депутат) создают определенную базу для дальнейшего применения методов психологического воздействия.
Важное значение законы и практические методы организации психологического воздействия приобретают в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Парламентская деятельность депутата, как уже было отмечено, носит субъект-субъективный характер и большинство профессиональных парламентских задач решается именно в сфере межличностного общения.
Говоря об активной парламентской деятельности, мы имеем в виду, что депутат не удовлетворяется стихийным течением событий, а берет в свои руки управление состоянием объекта воздействия. При этом целенаправленность воздействия предполагает, что воздействующий преследует определенную цель (в нашем случае профессионально парламентскую цель), т.е. его действиями руководит представление о том, каким должен стать объект воздействия. Таким образом, цель психологического воздействия депутата — изменение субъективных характеристик объекта (потребностей, установок, отношений, способности, деятельности, поведения и т.п.), какое необхо-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
димо для достижения профессионально значимых законотворческих целей. Задача законодателя — создать нормы, которые способствовали бы позитивному и препятствовали негативному воздействию данного психологического механизма [10, с. 21—23].
Феномен психологического воздействия изучался представителями разных наук; помимо научного, активно также использовались религиозные и эзотерические знания для осуществления самих воздействий, что свидетельствует о высокой значимости задач управления, связанных с необходимостью осуществлять постоянное влияние на людей. Арсенал методов психологического воздействия постоянно пополнялся, анализировался, апробировался, но применялся, главным образом, в политических целях. Воздействие политических событий последних лет на развитие права и законодательства крайне противоречиво [3, с. 57; 207]. В целом, тем не менее, оно должно быть оценено как положительное. Под психологическим воздействием мы понимаем активную, целенаправленную деятельность, продуктом которой является изменение параметров психики (мотивов, целей, отношений, установок, потребностей и т.д.) объекта воздействия, значимых для достижения целей воздействующего.
Анализ содержания работ Г.М. Андреевой, А.А. Бо-далева, А.А. Деркача, Е.Л. Доценко, И.А. Зимней, С.Г. Кара-Мурзы, А.Г. Ковалева, А.В. Кириченко,
A.Н. Леонтьева, В.Б. Ольшанского, А.Ю. Панасюка,
B. Панкратова, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.Ф. Поршнева, А.М. Столяренко, А.У. Хараша, Ю.А. Шерковина, В.П. Шейнова, а также трудов С. Аша, Р. Бейлза, Т. Клауса, Р. Крат-чфилда, Дж. Морено, Т. Парсона и др. позволяет говорить о серьезных наработках в исследовании данной проблемы. Однако, несмотря на определенные успехи в этой области, приходится констатировать, что проблема целенаправленного психологического воздействия, будучи одной из самых главных, остается наименее разработанной в психологии законотворчества. Указанные авторы, хотя и затрагивают общие, методологические вопросы, в основном рассматривают более узкие проблемы, включая разработку различных направлений психологического воздействия, и делают попытки выхода на уровень частных технологий применения целенаправленного психологического воздействия в профессиональной деятельности, исключая законотворческую деятельность. В парламентской жизни депутату приходится
постоянно сталкиваться с ситуациями, когда требуется воздействовать на другого участника законотворческого процесса. Владение соответствующими психотехнологиями влияния делает работу депутатов значительно более продуктивной. На это указывал в своей работе В.П. Шейнов [12, с. 448].
На уровне законотворческой практики вопрос грамотного использования психологического арсенала влияния на избирателей напрямую связан с эффективностью парламентской деятельности. «Популярность политика и эффективность его политической деятельности прямо зависят от умений применять на практике методы психологических воздействий» [1, с. 38; 5, с. 4]. Современные методы воздействия на избирателей, как показывает А.М. Цу-ладзе, открывают дорогу различным манипуляциям общественным сознанием [11, с. 7]. Кириченко А.В. считает, что психологическое, в том числе акмеологи-ческое, воздействие является функциональным средством в реализации целей и задач политической деятельности [4, с. 30]. В современной политике на Западе одной из важнейших фигур стал эксперт, который убеждает общество в благотворности или опасности того или иного решения [6, с. 260]. Провести четкую границу между допустимыми рекламными трюками и манипулятивными методами практически невозможно. В значительной мере она определяется психолого-правовой культурой, а также зрелостью избирателей.
Нельзя не учитывать того воздействия, которое оказывается сегодня на законотворческий процесс постоянными комиссиями и депутатскими группами Палаты представителей, руководителями (депутатами) политических партий. По существу, они решают судьбу рассматриваемого Палатой представителей законопроекта и поправок к нему. Исход голосования во многом предопределяется принадлежностью голосующих депутатов к той или иной депутатской группе. Поэтому, хотя депутатская деятельность сама по себе остается за рамками процедурных правил, установленных Регламентом, ее нельзя не учитывать при анализе функционирования и совершенствования законотворческого механизма и следует признать ее достаточно большую роль в принятии законопроектов Палатой представителей, и это явление, в определенном смысле, положительное. Имея в своем составе представителей депутатских групп и председателей постоянных комиссий, Совет Палаты представителей
^¡^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
аккумулирует общее мнение, способствует принятию согласованного законодательного решения.
Закон запрещает депутатам применять какое бы то ни было психологическое насилие, давать невыполнимые обещания избирателям и прибегать к иным незаконным мерам. Депутату, при целеустремленном осуществлении психологического воздействия, надо иметь представление об изменениях, которые должны произойти в сознании субъекта права, а также избирателей. Как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина? Чтобы так поступать, депутату нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться неэффективным и привести далеко не к тем результатам, на которые депутат рассчитывал с принятием проекта закона.
Психологические воздействия депутата классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых в процессе обсуждения проекта закона либо общения депутата (консультация, психологическая экспертиза законопроекта и пр.); сложное состоит из ряда простых и является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для депутата — это принятие законопроекта: убеждение коллег-депутатов, субъекта права в необходимости принятия законопроекта, предлагаемого субъектом права.
По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного депутата, социальное — на депутатский корпус, депутатскую группу, постоянные комиссии. Например, деятельность имиджмейкера в законодательном органе связана как раз с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение. Для определения направленности воздействия следует учитывать следующие характеристики: кем принимаются решения по данному вопросу; кто сможет поддержать позицию организации, а кто не сделает этого; на кого следует воздействовать в качестве целевой аудитории, чтобы наилучшим способом продвинуть позиции организации [14, с. 7].
Соответственно, происходит определение лидеров мнения, чтобы облегчить проблемы воздействия
на публику: к кому обращаются члены группы за советом по данному вопросу; кому поверит публика по этому вопросу; у кого наилучший кредит доверия для выдвижения вашей позиции по данной проблеме; кто наиболее предрасположен по отношению к вашей позиции.
Еще одним направлением в этой сфере становятся «public affairs», которые, как считает П. Грин, являются наиболее растущей областью, наряду с менеджментом кризиса и отношениями с инвесторами [15, с. 126]. Кто трудится на этой ниве? «Обычно нанимаются люди с личным и прямым знанием работы, парламента и государственных служб и, как правило, бывшие члены парламента или сотрудники политических партий. Сюда также может быть включено определенное число сегодняшних членов парламента с оплатой как «консультантов» или «неисполнительных директоров». Депутаты парламента должны продекларировать свои коммерческие интересы, но сделав это, они могут действовать совершенно открыто в пользу клиентов» [15, с. 127].
Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания; закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, нейролингвисти-ческое программирование, гипноз и др.) Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие и требует высокой психологической подготовленности депутата, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.
Использование приема создания условий — обязательная задача для установления момента истины по законопроектам. Поэтому первое правило — постоянное поддержание своей внутренней установки на достижение истины и реализацию принципа социальной справедливости. Для депутата не может быть «желательных» или «нежелательных» заключений и обоснований по законопроекту, удовлетворяющих его только потому, что они совпадают с его ожиданиями, предположениями или версиями. С. Светова логично разграничивает прямые и непрямые приемы воздействия [9, с. 14]. Прямые приемы включают частные встречи с законодателями, проведение исследований и подготовку презентаций перед законодателями, присутствие и выступления на слушаниях, предоставление профессиональных советов, помощь в подго-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
товке законопроектов, приглашение законодателей на разного рода встречи, внесение денег на избирательные кампании [7].
Непрямые методы воздействия включают в себя влияние общественности, опросы населения, привлечение избирателей, объединение разных групп, имеющих общие интересы в данном законопроекте. Общая закономерность такова: люди с четкими интересами легче объединяются в группы, пытаются проводить свою политику, чтобы получить выигрыш. При этом они перекладывают негатив на население вообще, которое, не имея при этом таких четких объединяющих интересов, не может выступить как единое целое и защитить свои интересы. Дело в том, что серьезная представленность организованных интересов и союзов в правительственной системе служит гарантом того, что при любых резких политических сменах не произойдет подобного же отклонения в производственной сфере, поскольку оно будет максимально притушено благодаря рассматриваемой системе.
Используются и другие правила, описанные в соответствующем приеме.
1. Правило установления зависимости принятия законопроекта от особенностей личности депутата. Существует закономерная зависимость восприятий от жизненного и парламентского опыта, пола, возраста, уровня развития интеллекта и др. Личностный характер восприятий означает, что они всегда индивидуализированы, т.е. момент истины выражен в них со своеобразием.
2. Правило установления зависимостей принятия законопроекта и законодательного решения от личностных характеристик депутата. Симпатии и антипатии депутатов сильно отражаются на принятии законопроекта. С большой легкостью принимаются отрицательные факты и оценки в отношении неприятных субъектам права проектов законов и зачастую отвергаются, не воспринимаются отрицательные стороны в законопроектах.
3. Правило установления зависимости принятия законопроекта от психического состояния депутата. Волнение, риск, растерянность и другие психические состояния депутата существенно отражаются на качестве восприятия и последующего принятия законопроекта. Общественно значимые законы («О бюджете», «О борьбе с коррупцией» и др.) и законодательные решения обществом воспринимаются вообще иначе, чем типичные, будничные, более эмоцио-
нально. Они лучше запоминаются, но сопряжены с искажениями из-за необычности, индивидуальности их понимания и отношения к ним.
Значительную долю информации, необходимой для законотворческой деятельности, депутат получает в ходе общественных и парламентских слушаний, участвуя в конференциях, на семинарах и симпозиумах, а также от своих избирателей — во время приема граждан, встреч в трудовых коллективах. Практически без этой информации никакое законодательное решение невозможно. Имеются данные, что значительная часть пробелов, коллизий в законопроектах обусловлена неумением депутата получать, находить, оценивать и использовать информацию от субъектов права, участников законотворческого процесса и избирателей.
Одно из условий совершенствования всей законотворческой деятельности (наряду с получаемой информацией и овладением умением пользоваться ею) — комплексный учет психологических факторов, характеризующих различия психологии участников законотворческого процесса, избирателей, их мотивы и цели в общении, особенности формирования сообщений, обоснований, заключений по законопроекту. Особенно важна и психологически сложна задача установления истинности заключений по законопроектам, т.е. неточной, неполной, искаженной, ошибочной информации. Искажения могут быть продуктом заведомой лжи и результатом добросовестного заблуждения. Чаще в обоснованиях и заключениях содержатся моменты истины и моменты ошибочности. Обоснования по законопроекту могут содержать элементы добродушного заблуждения и ошибки в виде, например, преувеличения (или, напротив, преуменьшения) реальных вводимых правовых норм; изменения и дополнения реальных правовых норм другими, смещения их по времени или переноса в другие статьи; ошибочного отождествления и усмотрения сходства различных норм в законопроектах.
Необходимо учитывать прием учета влияния на принятие проекта закона факторов, присущих встрече депутата с субъектом права, участниками законотворческого процесса. При встрече происходит воспроизведение информации, которая сохранилась в памяти депутата. Информация на этой стадии может дополняться, сокращаться, увеличиваться, обедняться, видоизменяться, искажаться. Депутату необходимо исключать при встрече с субъектом права, участниками законотворческого процесса возможное неблагопри-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ятное влияние на формирование его информации. Такое влияние могут оказать особенности обстановки, поведение, атмосфера общения. Так, обычно неблагоприятно сказываются неуравновешенность, раздражительность, оскорбительный тон, безразличное выражение лица. Важно слышать не только слова, но и человека, стремиться понять его и действительные события, стоящие за словами. К примеру, выслушивая доклад, содоклад либо выступление по законопроекту, депутат имеет определенную возможность сразу отсекать часть незначимой информации, что достигается выявлением причин и условий, которые психологически влияют на формирование решения, и оценкой того, как они могли влиять на полученную информацию; сопоставлением выступления депутата с его интересами, особенностями его личности; постановкой дополнительных, уточняющих вопросов, требующих от докладчика и содокладчика конкретизации и детализации сообщения по законопроекту; выявлением погрешности в проекте закона в ходе его получения.
Сфера применения психологического воздействия в законотворческой деятельности, его использование субъектами права (депутатами) совсем не изучены. Каждый из этих видов парламентского труда, помимо общих требований к осуществлению психологического воздействия, имеет и специфические, связанные с конкретными условиями парламентской деятельности, которые диктуют свои методы, приемы, техники и стратегии воздействия, характер и направленность, формы и оснащенность. Общим для всех будет только необходимость соблюдения принципов применения психологического воздействия. Среди них принцип:
♦ законности — оказываемое психологическое воздействие должно соответствовать Конституции, действующему законодательству, международным правовым актам и другим документам. Депутат, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты;
♦ научности — все применяемые в законотворческой деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и должны пройти необходимую апробацию. Депутат, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь;
♦ целесообразности, указывающий, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным психическому состоянию депутата, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным
или чрезмерным, не превращаться в психическое давление и принуждение.
♦ общий технологический, распространяющийся на любые разновидности воздействия в целях изменения характеристик личности и заключающийся в «предварительном получении информации об исходном состоянии изменяемой системы, инактивации возможных блокирующих структур и только после этого — формировании новых элементов системы», разработанный А.Ю. Панасюком [8, с. 53].
Техника психологического воздействия в парламентской деятельности универсальна. Воздействие в общении наблюдаетсяи в ситуациях подготовки, обсуждения и принятия законопроектов, законодательных решений, и в ситуациях парламентского конфликта. В зависимости от типа ситуации и от профессиональных парламентских целей депутата избирается та или иная стратегия психологического воздействия: императивная, манипулятивная или развивающая.
Основные функции императивной стратегии — функции контроля поведения и установок субъекта права, участника законотворческого процесса, избирателя, их подкрепления и направления в нужное русло, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействия. Данная стратегия представляет собой взаимодействие, направленное на оказание прямого психологического воздействия на субъекта права, участника законотворческого процесса для достижения своих целей и содержащее реакции, выражающие взгляды, оценки, аргументы и стремления воздействующего.
Такая стратегия может быть уместной и эффективной в ситуациях, где требуется принятие значимых законодательных решений, законопроектов в условиях временного дефицита, а также при реализации иерархических отношений между руководством Палаты представителей и депутатами.
При реализации стратегии императивного воздействия депутатам полезны будут следующие рекомендации: выражайте свои позиции, стремления, чувства и идеи по законопроекту открыто, ясно и прямо, без извинений и принижений как себя, так и субъекта права; при обсуждении конкретных правовых норм, действий, позиций, при оказании воздействия делайте больший акцент на преимущества или отрицательные последствия для достижения целей оппонента; четко осознавайте и контролируйте свое эмоциональное состояние в ходе взаимодействия; используйте позитив-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ные слова и выражения; по возможности, избегайте «эмоционально-нагруженных» фраз и оценочных суждений или безразличия к участникам законотворческого процесса и его интересам; избегайте нетерпеливости и пустого разглагольствования.
Формы реализации директивной стратегии психологического воздействия достаточно разнообразны. Они могут выражаться как открытый вызов (через сомнения или претензии), оценочные реакции (согласие или несогласие; одобрение или неодобрение), а также как совет, предложение, убеждение, уговаривание (включая лесть), угрозы. Выбор той или иной формы определяется характеристиками профессионального общения депутата (речь идет о нормативной регламентации).
Манипулятивная стратегия предполагает учет личности собеседника (депутата-коллеги, субъекта права, участника законотворческого процесса), его активности и индивидуальности. Это положение не означает, что, применяя императивную стратегию, личность объекта воздействия учитывать не надо. Просто эффективность манипулятивной стратегии, в отличие от императивной, напрямую зависит от учета конкретной личности воздействуемого. Данная стратегия предполагает наличие у депутата двойных целей. Во-первых, это цели явные, демонстрируемые депутатом, во-вторых, это цели скрытые, маскируемые, те которые необходимо достичь в данной ситуации общения. Таким образом, данная стратегия предполагает введение участника законотворческого процесса в заблуждение.
Предположим, что депутату необходимо установить психологический контакт с участником законотворческого процесса, неприятным ему в личностном плане, но крайне нужным для достижения профессиональных парламентских целей. В этой ситуации депутат вынужден манипулировать: играть искренность, имитировать заинтересованность и т.п., т.е. уже сами характеристики профессионального общения депутата предполагают использование манипулятивной стратегии. В ситуации этого типа регуляторами выступают моральные нормы и нормы парламентской этики.
Проблема правомерности реализации стратегии манипулятивного воздействия может быть определена как проблема добродетельного обмана. Основными критериями добродетельности для всех случаев такого рода является соблюдение основных норм парламентской этики, справедливости, их моральная приемлемость в рамках белорусского общества. Доброде-
тельным, например, бывает добродетельный поступок, которым оценивается и официально поощряется успешный обман участника законотворческого процесса, избирателя. Манипулятивная стратегия психологического воздействия может быть реализована как в процессе индивидуального общения, так и посредством организации специальных, целенаправленно влияющих на субъект права, участника законотворческого процесса или депутатскую группу, ситуаций.
Осуществляя свою парламентскую деятельность, депутат должен помнить, что манипулятивная стратегия воздействия может быть применена и по отношению к нему лично. Для того, чтобы распознавать манипулятора нужно знать те «маскирующие средства», которые он использует, чтобы скрыть свои истинные цели. Так, при беседе манипуляторы часто улыбаются «открыто и доброжелательно», всеми средствами выражают большую симпатию; если кто-то заговорил, они живо поворачиваются к нему всем корпусом (обычно в таких случаях поворачивают только голову); предпочитают больше молчать, чем говорить, невербально демонстрируя при этом «большой и неподдельный интерес» к сказанному другими (обычно это проявляется в одобрительном покачивании головой, поднимании бровей с выражением «живого» удивления, «радости от общения»); они постоянно стремятся подвинуть собеседника к разговору о нем самом, его проблемах, интересах; их речь, хотя и немногословная, отличается богатством доброжелательных и интонационных характеристик; жесты и мимика демонстрируют открытость, простоту и направленность на взаимодействие и др.
Лица с таким поведением требуют самого пристального внимания, необходимо фиксировать все их «психологические манеры», пытаться разобраться, что побудило к такому поведению, какие они преследуют цели.
Психологическое условие реализации развивающей стратегии воздействия — диалог. Основными нормативами и принципами организации его являются эмоциональная и личностная раскрытость участников по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, доброжелательность, доверительность.
Важно помнить, что главным условием реализации развивающей стратегии психологического воздействия служит ориентация на субъекта права (депутата), участника законотворческого процесса, на
^¡¡^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^
его критерии оценок, мотивы, ценности, проблемы. Для этого необходимо суметь понять его внутренний мир, идеалы, ценности, убеждения и т.д. Понимание субъекта права при развивающем воздействии, как правило, осуществляется через эмпатию. Понять субъекта права, участника законотворческого процесса и показать ему это понимание вовсе не означает полное согласие с законопроектом, правовой нормой или тем, что он говорит и чувствует. Но в рамках развивающей стратегии понимающее реагирование является проявлением желания непредвзято понять позицию субъекта права (депутата), избирателя по законопроекту. Такое реагирование требует от депутата умения на время как бы уйти от собственной системы оценок и попытаться понять переживания участника законотворческого процесса, состояния его внутреннего мира. Если участник законотворческого процесса ощутит, что его мысли понятны и приняты правильно, он начинает доверять воздействующему и будет готов дальше обсуждать волнующие его вопросы, раскрывая свои внутренние состояния.
В ситуациях парламентского общения депутатов данная стратегия может быть реализована, в первую очередь, в общении типа «депутат—депутат», «субъект права—депутат», «Председатель Палаты пред-ставителей—депутат», «депутат—избиратель».
Оказание эффективного психологического воздействия (независимо от избранной стратегии), т.е. воздействия, способного привести к желаемому законотворческому результату, предполагает следующие последовательные этапы: внимание, интерес, желание, активность. Таким образом:
1) для достижения своей цели воздействующий (депутат) должен сначала привлечь внимание объекта (субъекта права, депутата—коллегу, участника законотворческого процесса), затем заинтересовать его, после чего актуализировать желание (потребность) в совершении нужных для депутата действий, что, в свою очередь, должно реализоваться в соответствующей деятельности объекта. Степень воздействия каждого компонента должна быть не ниже необходимого уровня, иначе не будет привлечено внимание, не возникнет интерес и т.д. Психологические методы воздействия на объект эффективны тогда, когда они отражают их жизненно важные устремления и потребности;
2) разработка методов психологического воздействия, как и других научно-практических методов, предполагает определенную стратегию поиска реше-
ния поставленной парламентской задачи, выявление возможных путей, выбор наилучших вариантов в данных условиях законотворческой деятельности;
3) эффективность психологического воздействия в парламентской (законотворческой) деятельности зависит от успешности рефлексивного анализа ситуации воздействия, учета и точного определения тех ее параметров, которые необходимо изменить. Поскольку парламентская ситуация формируется в ее субъективных определениях самими участниками взаимодействия, поскольку ведущими параметрами ситуации выступают цели, правила, роли и проблемы участников. Именно эти параметры должны учитываться, в первую очередь, и при определении стратегии, и при реализации психологического воздействия в парламентской деятельности.
Литература
1. Андрианов М.С. Психологические механизмы воздействия средств массовой информации на процессы правовой социализации / под ред. А.Р. Ратинова. М., 1998. С. 38—42.
2. Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов. Минск, 2000. С. 11—13.
3. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. С. 57.
4. Егорова Е.Ю. Соблюдать законность при принятии нормативных правовых актов субъектов РФ // Бюл. мин-ва юстиции РФ. 2002. № 4. С. 30—36.
5. Зазыкин В.Г. Психологическое воздействие в деловом общении. М., 1998. С. 4.
6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001. С. 260.
7. Комсомольская правда. 1997, 12 февр.
8. Панасюк А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992. С. 53.
9. Светова С. Лобiзм як процес // Вкник про-грами сприяния парламентовi Украши. 1996. С.14.
10. Теория государства и права / под ред. В.М. Ко-рельского, В.Д. Перевалова. М., 2000. С. 21—23.
11. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М., 1999.
12. Шейнов В.П. Психотехнология влияния. М., 2005. С. 448.
13. Шестаков А.Г. Методы психологического воздействия руководителей на подчиненных в органах внутренних дел. СПб., 1994.
14. White J., Mazur L. Stratégie communications management. Making. Public-relations work. Wokingham, 1995. P. 7.
15. Green Р. Winning PR tactics. London, 1994. P. 126.