Научная статья на тему 'Доминирующие факторы, определяющие дезадаптацию личности депутата парламента'

Доминирующие факторы, определяющие дезадаптацию личности депутата парламента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / ПАРЛАМЕНТСКАЯ (ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PARLIAMENTARY (LEGISLATIVE) ACTIVITY / ЛИЧНОСТЬ ДЕПУТАТА / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTIVE MEASURES / ФАКТОРЫ / FACTORS / PERSONALITY OF THE DEPUTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кибак Иван Алексеевич

В статье рассматриваются доминирующие факторы, определяющие дезадаптацию личности депутата Парламента. Раскрываются три труппы факторов, ведущих к возникновению дезадаптации личности депутата: обусловленные особой спецификой парламентской (законотворческой) деятельности; отражающие психологические особенности личности депутатов; социально-психологический характер личности депутата. Отмечаются факторы, относящиеся к внешней среде парламентской деятельности, а также факторы внутрисистемного взаимодействия. Предлагается работа по профилактике дезадаптации личности депутата, которая включает меры как психолотическото, так и ортанизационно-управленческого, идеологического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOMINATING FACTORS DEFINING PERSONALITY DISADAPTATION OF THE DEPUTY OF PARLIAMENT

The dominating factors that define the personality disadaptation of the deputy of Parliament are examined in the article. There is a description of three groups of the factors that lead to personality disadaptation of the deputy. They include factors caused by the specific character of parliamentary (legislative) activity; factors that reflect psychological features of personality of the deputies and factors of social and psychological character of personality of the deputy. It is mentioned that there are factors that refer to the environment of parliamentary activity and there are also factors of intersystem interaction. The author proposes preventive measures against disadaptation of personality of the deputy which may include measures of psychological, ideological, organizational and administrative character.

Текст научной работы на тему «Доминирующие факторы, определяющие дезадаптацию личности депутата парламента»

УДК 159.9:34

Иван Алексеевич КИБАК,

доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь (г. Минск), кандидат психологических наук, доцент

1й 1 '

ДОМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДЕЗАДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ДЕПУТАТА ПАРЛАМЕНТА

THE DOMINATING FACTORS DEFINING PERSONALITY DISADAPTATION

OF THE DEPUTY OF PARLIAMENT

В статье рассматриваются доминирующие факторы, определяющие дезадаптацию личности депутата Парламента. Раскрываются три группы факторов, ведущих к возникновению дезадаптации личности депутата: обусловленные особой спецификой парламентской (законотворческой) деятельности!; отражающие психологические особенности личности депутатов; сопиально-психологический характер личности депутата. Отмечаются факторы, относящиеся к внешней среде парламентской деятельности, а также факторы внутрисистемного взаимодействия. Предлагается работа по профилактике дезадаптации личности депутата, которая включает меры как психологического, так и организационно-управленческого, идеологического характера.

The dominating factors that define the personality disadaptation of the deputy of Parliament are examined in the article. There is a description of three groups of the factors that lead to personality disadaptation of the deputy. They include factors caused ty the specific character of parliamentary (legislative) activity; factors that reflect psychological features of personality of the deputies and factors of social and psychological character of personality of the deputy. It is mentioned that there are factors that refer to the environment of parliamentary activity and there are also factors of intersystem interaction. The author proposes preventive measures against disadaptation of personality of the deputy which may include measures of psychological, ideological, organizational and administrative charact^.

Ключевые слова: дезадаптация, парламентская (законотворческая) деятельность, личность депутата, профилактика, факторы.

Keywords: disadaptation, parliamentary (legislative) activity, personality of the deputy, preventive measures, factors.

Дезадаптация личности депутата Палаты! представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее -депутат) возникает в результате внутреннего диссонанса, заключающегося в потенциальном конфликте между внутренними «Я» и непосредственной парламентской (законотворческой) деятельностью. Специфика парламентской деятельности заключается в необходимости взаимодействия с субъектами права законодательной деятельности (далее - субъект права), участниками за-

конотворческого процесса и государственными органами, разрабатывающими законопроекты, избирателями и другими государственными лицами, что нередко содержит элементы отрицательного психологического воздействия. Несомненно, важное влияние оказывают явления, сопряженные с исполнением депутатских полномочий, - известность, почет, материальный и социальный статусы, которые воспринимаются избирателями как атрибуты личности, а не должности. Нельзя отрицать и

Вестник Сибирского юридического института МВД России -

того, что определенные черты личности, оказавшиеся релевантными парламентской деятельности, могут получить в ее условиях чрезмерную выраженность, например стремление к достижению цели, уверенность в себе. Данный факт был замечен давно. Еще Платон писал: «Власть неизбежно делает его (тирана) завистливым, вероломным, несправедливым, недружелюбным и нечестным. В чем коренятся причины таких трансформаций?»1.

В.С.Нерсесянц, Е.А.Лукашова, Г.И.Му-ровцев отмечают, что «серьезной социальной проблемой становится состояние профессионального правосознания юристов (лиц, осуществляющих правотворческую деятельность, и других государственных лиц). В силу различных причин происходит разрушение их изначальных правовых взглядов, установок, чувств, убеждений!, возникают новые пседоправовые или неправовые конструкции, что отрицательно влияет на профессиональное поведение юристов»2 . При отсутствии у депутата достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости, направленности часто наблюдается развитие его дезадаптации, которая негативно влияет на общение с субъектами права, коллегами-депутатами и в целом на эффективность законотворческой деятельности.

Можно выделить три группы факторов, ведущих к возникновению дезадаптации личности депутата. К первой группе факторов , обусловленных особой спецификой парламентской (законотворческой) деятельности, следует отнести:

детальную законотворческую регламен-талию парламентской деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

наличие депутатских полномочий, что иногда проявляется в злоупотреблении ими в личных целях и необоснованном их использовании;

корпоративность парламентской деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции депутата;

повышенную ответственность за результаты своей парламентской (законотворческой) деятельности;

эмоциональное напряжение, связанное с принятием важнейших для государства законопроектов, законодательных решений, нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

экстремальность в законотворческой деятельности (необходимость принятия неординарных проектов законов, непредсказуемость развития событий в процессе обсуждения и принятия законопроектов, законодательных решений, а также запугивание со стороны заинтересованных лиц при принятии законопроекта, например, «О коррупции», «Об информационной безопасности» и др.);

необходимость в процессе выполнения депутатских полномочий вступать в контакт с разными категориями избирателей, что может приводить к элементам негативной субкультуры.

Ко второй группе факторов - отражающих психологические особенности личности депутатов, относятся:

неадекватный возможностям депутата уровень притязаний и завышенные амбиции;

избрание депутата в состав законодательного органа, что формирует у него завышенное, неадекватное представление о собственном статусе. Этой «звездной болезни», как правило, подвержены некоторые депутаты, впервые избранные в состав Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Палата представителей);

недостаточная профессиональная и психологическая подготовленность депутата к законотворческой деятельности;

отсутствие парламентской дисциплины и слабая организованность самого законотворческого процесса (несоблюдение сроков прохождения законопроектов, заявленных в государственной программе; снятие их с обсуждения без достаточных оснований и, наоборот, внесение дополнительных законопроектов, не предусмотренных программой);

- 122 -

№ 3 (7) • 2010

специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами депутата (например, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность );

осознание особой важности своей депутатской роли, собственной значимости, суетливость;

профессиональный парламентский опыт (два и более депутатских срока);

профессиональные установки (например, восприятие поведения, действий других депутатов как возможных оппозиционеров может привести к обвинительному уклону в парламентской деятельности, подозрительности, повышенной речевой активности);

некоторые психологические особенности личности, приводящие к проявлению агрессивности, конфликтов, неуважительного отношения и обращения с субъектами права, участниками законотворческого процесса, избирателями и др. Внутренний конфликт между депутатом как политиком и депутатом-законодателем, к сожалению, - явление типичное. В условиях стабильной работы представительной власти, налаженных и устоявшихся форм диалога с иными ветвями власти этот конфликт проявляется достаточно редко: чаще подобные проблемы возникали у представителей оппозиции во втором созыве Палаты представителей, которые рассматривали парламентскую трибуну в качестве площадки для публичных выступлений. Поскольку представители оппозиции находились в меньшинстве, рутинная законотворческая работа по общему правилу не представлялась для них приоритетной;

изменение либо снижение мотивации парламентской (законотворческой) деятельности (равнодушие, разочарование и потеря интереса к законотворческому процессу, депутатство используется как политический трамплин и др.).

К третьей группе факторов относится социально-психологический характер личности депутата:

неоднородный стиль управления Совета и руководства Палаты представителей;

влияние ближайшего социального окружения внепарламентской деятельности (например, коммерсанты, «лоббисты», друзья и др.);

низкая общественная оценка парламентской деятельности, ведущая депутата к безысходности в законотворческой деятельности, сомнениям в необходимости депутатского корпуса.

Таким образом, психолого-профессиональная дезадаптация личности депутата развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде парламентской деятельности (общение с коммерсантами, бизнесменами, лоббирование их интересов ит.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия - взаимоотношение с руководством Палаты представителей, коллегами-депутатами, совместное выполнение депутатских полномочий.

Проявления дезадаптации личности депутатов имеют место как во внешней среде законотворческой и внепарламентской деятельности, во взаимодействии с субъектами права, разработчиками законопроектов , участниками законотворческого процесса, избирателями, так и во внутрисистемном общении, в совместном выполнении депутатских полномочий с коллегами-депутатами, контактах с руководством Палаты представителей. С.В.Поленина отмечает, что «недостаточный учет законодателем глубинных процессов развития общества и экономики породил и такой дефект правотворчества, как казуистичность принимаемых законов, их нацеленность на решение сиюминутных задач»3 .

Во внешней среде законотворческой деятельности можно рассмотреть следующие случаи проявления дезадаптации личности депутатов:

уверенность в собственной непогрешимости при принятии законопроектов, законодательных решений, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;

установка на «обвинительный уклон» по отношению к другим депутатам, чрезмерная подозрительность, неадекватнаяоценка других депутатов, их действий и поступков;

Вестник Сибирского юридического института МВД России -

правовой нигилизм, проявляющийся в пренебрежительном отношении к разрабатываемым и обсуждаемым законопроектам, внесению предложений и замечаний в законопроекты, в игнорировании требований закона и произвольном толковании проекта закона и подзаконных нормативных правовых актов. Например, в ходе пленарных заседаний, особенно в первом чтении законопроекта, депутаты нередко вынуждены «закрывать глаза» на небрежности отдельных формулировок, поскольку эти недостатки представляются легко устранимыми. Однако впоследствии, ввиду исключительной важности скорейшего принятия законов, спорные, конфликтные параметры законопроектов не отрабатываются должным образом, что обусловливает их отклонение Президентом Республики Беларусь либо Советом Республики. Несомненно, что в подобных ситуациях парламентарий как политик руководствуется благими побуждениями, его гражданская позиция активна, но как законодатель он не проявляет должной профессиональной ответственности;

установка на ужесточение правовых норм в проектах закона;

стереотип закрытости, стремление к излишней секретности, приданию своей парламентской работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю;

перенос депутатской роли, профессиональных навыков и установок во внепарламентские отношения;

упрощение общения, выражающееся в снижении психологической культуры и парламентской этики, с субъектами права, участниками законотворческого процесса, избирателями, обращения на «ты», применение выражений, оскорбительных для других депутатов, избирателей и т.п.;

педантичность, излишний формализм в законотворческой деятельности и затягивание депутатских запросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.

Вторая группа связана с внутрисистемным управлением. В общении с субъектами права, коллегами-депутатами, участни-

ками законотворческого процесса возможны следующие проявления дезадаптации:

потеря инициативы в законотворческой и внепарламентской деятельности, вьра-жающаяся в ориентации только на исполнение распоряжений руководства Совета Палаты представителей;

установка на приоритетность текущего законотворческого процесса, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных социально полезных результатов, имитация активной законотворческой и внепарламентской деятельности;

переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости инновационных подходов, психотехнологий в законотворчестве;

установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к обоснованиям, экспертизам, заключениям по законопроектам и к своим избирателям;

эгоизм, часто блокирующий эффективное взаимодействие депутатов различных постоянных комиссий Палаты представителей и снижающий результаты совместной законотворческой деятельности. В целях обеспечения партийно-политических интересов отдельные депутаты открыто пренебрегают депутатскими обязанностями (например, бойкотируют работу пленарных заседаний, устраивают голодовку и т.д.).

Длительная профессиональная парламентская деятельность депутата (два и более депутатских срока) при недостаточной самокритичности может привести к личностной деформации депутата. В силу того, что депутат обладает определенными полномочиями, у него могут закрепиться такие негативные личностные качества, как высокомерие, равнодушие, душевная черствость и др.

Профилактика дезадаптации личности депутата представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений дезадаптации. Одной из задач такой профилак-

-224-

№ 3 (7) • 2010

тики являются блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов.

Работа по профилактике дезадаптации личности депутата включает в себя меры как психологического, так и организационно-управленческого, идеологического характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики дезадаптации личности депутата, следует отнести:

вьработку у депутатов психолого-профессионального иммунитета и высокой нравственной культуры в законотворческой деятельности;

развитие у депутатов психологической устойчивости и парламентской направленности;

развитие устойчивого самоконтроля, социального контроля и профессионально-психологическую подготовку;

совершенствование стиля и методов управления депутатским корпусом;

создание психологической службы в Палате представителей для участия в разработке, подготовке и обсуждении за-

конопроектов, принятии законодательных решений, а также оказание психологической помощи депутатам;

формирование оптимального морально-психологического климата в постоянных комиссиях, депутатских группах Палаты представителей;

формирование у депутатов установки на следование в работе правилам парламентской этики.

Таким образом, пребывание депутатов в законодательном органе связано со спецификой парламентской (законотворческой) деятельности, то есть с утратой привычек, имевшихся ранее знаний и приобретением новых умений, что выступает основной причиной дезадаптации личности депутата.

1 Платон. Государство // Антология мировой политической мысли : в 5 т. М.: Мысль, 1997. Т.1. С.342.

2 Нерсесянц В.С. Право и культура : монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. С.417-418.

3 Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С.24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.