ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ ДЕПУТАТА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.А. Кибак,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь Рецензент: О.С. Попова, кандидат психологических наук, доцент, проректор по воспитательной работе УО «Республиканский институт профессионального образования».
E-mail:ivankibak@list.ru
Аннотация. Рассматриваются психологические основы личности депутата в парламентской (законотворческой) деятельности. Подчеркивается, что игнорирование личности в законотворческой деятельности может привести к различным последствиях. Обосновывается принципиальная взаимосвязь между сформи-рованностью депутата как личности и результатами его профессиональной парламентской деятельности. Раскрываются структура личности депутата и взаимоотношения ее сфер. Обосновывается, что психология личности целостна, системна (принцип целостности, системности), структурна и иерархична (принцип структурности, иерархичности). Рассматриваются личностный подход, принцип развития и принцип социальной обусловленности. Выделяются три основные психологические сферы: направленности (потреб-ностно-мотивационная), операциональная и модуляционная.
Ключевые слова: психология, личность, депутат, парламентская (законотворческая) деятельность, принципы.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF IDENTITY OF THE DEPUTY IN PARLIAMENTARY ACTIVITY
I.A. Kibak,
docent of the department ofpsychology and pedagogics of the MIA Academy of the Republic of Belarus, candidate of science, docent, the Colonel of the police.
Annotations. There is a consideration of identity of the deputy in parliament activity. It is underlined that ignoring of the personality in legislative activity can lead to various consequences. There is a substantiation of the basic interrelation between the moulded deputy as a personality and the results of its professional parliamentary activity. The structure of the deputy personality and mutual relation of its spheres are revealed. It is proved that the psychology of the personality is complete, system-defined (an integrity principle), structured and hierarchic (a principle of hierarchies), the personal approach, a principle of development and a principle of social conditionality. There are three basic psychological spheres: orientations (needs and motivations), operational and modulational.
Keywords: psychology, personality, deputy, parliamentary activity, principles.
Происходящие процессы в белорусском обществе предъявляют к депутатам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее — депутат), к уровню их профессионализма, компетентности повышенные требования. Одними из важнейших качеств депутатов выступают лич-
ностно-профессиональные качества. От их развития напрямую зависят эффективность и продуктивность парламентской (законотворческой) деятельности.
Проблема личности одна из главных в теоретической и прикладной психологии. Она выступает как исследование характеристики психических
свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности.
Любая личность свободна выбирать поведение. Особенность заключается в том, что разные науки изучают различных людей с их специфическим поведением. Поэтому наличие сложных характеров и свойств, отличающих людей друг от друга, трудно вместить в шаблонные и стереотипные строго определенные рамки. Учитывая это, различные науки «не работают» со специально подобранными личностями, а, сталкиваясь со сложными ситуациями, изучают межличностные отношения и каждая из наук «выбирает» свой объект исследования. Юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм [15, с. 9]. Это позволяет построить структуру личности и выделить значимые ее элементы в законотворчестве, в различных сторонах парламентской (законотворческой) деятельности, при разработке и принятии законопроектов, правовых решений. Мы рассматриваем личность как определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, учитывая, что в парламентской деятельности личность и формируется, и развивается, и проявляется. Будучи в качестве субъекта права законодательной деятельности (далее — субъект права) ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом.
Личность депутата в законодательном органе вызывает неизменный интерес у философов и политологов, историков и писателей, социологов и моралистов, религиозных мыслителей и психологов. В психологии законотворчества эта проблема относится к числу наименее исследованных. В профессиональных психологических изданиях число публикаций на эту тему минимальное, что связано с объективными и субъективными факторами. Люди, внесшие заметный вклад в историю, всегда вызывали интерес у своих современников и потомков. И этот процесс никогда не ограничивался только интересом к парламентской, политической и общественной их деятельности. Известный политик-депутат всегда привлекает внимание именно как личность -всем своим психологическим, нравственным и интеллектуальным обликом, мотивациями законодательных решений и действий, своими прозрениями и законотворческими ошибками. Личность выносится «за скобки» либо потому, что не признается ее влияние на парламентские и иные события, либо потому, что не разработаны качественные методы исследования, позволяющие учитывать уникаль-
ные, неповторимые свойства депутатов — тех, кто принимает законы и делает политику.
Всплеск внимания ученых к роли личности в общественном и политическом развитии отмечался после революции 1917 г. в работах В.М. Бехтерева «Коллективная рефлексология», Л. Войтовского «Психология масс» и «Психология общественных движений» и др. Значительный вклад в понимание социальной основы психических процессов и явлений внес Л.С. Выготский. В работах, посвященных отдельным психологическим проблемам правового регулирования, личность рассматривается как понятие, сосредоточивающее психические процессы и механизмы, опосредующие влияние правовых норм. Причем в этих работах значительно расширяется круг таких явлений и механизмов. Среди них рассматриваются: системы нормативных ценностей, правовые мотивы, цели и нормативно-правовые установки, интересы, внутренние программы, планы и модели поведения, правовые решения [3, с. 98-103; 10; 7, с. 67]. Между тем сохраняется и традиционное понимание роли личности и характера психологических механизмов, посредством которых реализуются правовые предписания; личность берется как пассивное передаточное звено, обладающее определенным набором механизмов, которые трансформируют внешнее правовое воздействие в ее поведение. Проблема перевода внешних правовых факторов в поведение или деятельность решается таким образом, что при этом «психика человека является «передаточным механизмом» внешних воздействий на его деятельность» [9, с. 72]. Психологические аспекты включения личности в процесс правового регулирования анализируются также в понятиях поведения и деятельности. Исходным пунктом здесь служит понимание правовых норм как моделей возможного и должного поведения [13, с. 64-69].
Личность — одна из важнейших понятий современной юридической науки. Нельзя не согласиться с утверждением Ю.И. Новикова о том, что «человек с его психологическим складом, интересами, потребностями, волей должен находиться в центре внимания теории права. Многие ее вопросы и проблемы должны быть тесно связаны с личностью и ее социально обусловленным поведением» [9, с. 70]. Личность, по Н.М. Коркунову, есть «особое самостоятельное начало», которое не растворяется в обществе, а сохраняет «свою самостоятельность, свои особые цели, не сливающиеся с общественными и не подчиняемые им» [2, с. 224- 225].
Игнорирование в законотворчестве личности в качестве главной правовой единицы отразилось на дисгармоничном противопоставлении норм и мер правового и психологического воздействия, зафиксировавших приоритетность отношений к государ-
ству и его институтам по сравнению с правами конкретного человека [16, с. 29]. Личность — не только объект исследования в процессе законотворчества [15, с. 27], но и объект правового воздействия, и источник, определяющий необходимость права, творящий право и преобразующий посредством права социальную действительность [15, с. 68].
Правовая сторона интегративного подхода к праву реализуется в аналитической теории права, а психологическая «сторона» — в особом разделе юридической психологии — психологии права. В начале XX в. Л.И. Петражицким была создана так называемая психологическая школа права, в которой автор попытался раскрыть связь личности и права, однако допустил крайности в психологизации права, в утверждении, что право — категория психологическая [11, с. 44].
Потребность в привлечении понятия личности депутата обусловлена целым рядом соображений. Во-первых, очевидным фактом является принципиальная невозможность законотворческой деятельности помимо личности, а также необходимость ее активного и позитивного участия в законотворческом процессе для психолого-правового обеспечения его эффективности. Личность включается в законотворческий процесс независимо от характера регулируемых отношений (экономических, социально-политических и др.). Только в поведении депутата, во взаимоотношениях и взаимодействии с субъектами права, участниками законотворческого процесса объективируются, становятся реальностью запреты, предписания и возможности, содержащиеся в правовых нормах. Личность — системный признак целостности человека, объединяющий в себе важнейшие социально значимые особенности, которые проявляются во всей жизнедеятельности и в каждом акте [12, с. 162]. Причем личность не только реализатор, но и цель правового регулирования [10, с. 10]. В психологии законотворчества личность — не только объект психолого-правового воздействия, но и источник, определяющий необходимость законотворчества, субъект права (правовых отношений), сознательно принимающий законы, законодательные решения и несущий ответственность за свое поведение.
Психология определяет личность как основное системное социальное качество человека, выражающееся в социально-опосредованном, индивидуально-своеобразном понимании окружающего мира, отношении к нему и связанной с ним активности (приспособления или изменения). Человек становится личностью, приобретая в ходе жизни качества и способности, открывающие перед ним возможности для жизни и деятельности в обществе, для удовлетворения своих желаний и потребностей, для подчинения своего Я и своих действий нормам,
существующим в обществе и обязывающим его ограничивать свою свободу и права там, где начинает затрагиваться свобода и права другого человека, для осуществления созидательной деятельности не во вред, а на пользу другим людям, для создания лучшего будущего. Личность может представать одновременно в нескольких ипостасях: как человек сознательный, как член современного ему цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель.
Существует прямая зависимость между характеристикой общества и культивированием типа личности в нем. Общество может стать лучше, если люди станут лучше. Иного не дано. Проблема личности депутата — одна из важнейших проблем в сфере законотворчества и в деятельности законодательного органа. Высоких профессиональных результатов может добиться только личность, обладающая соответствующей психологией, отличающаяся высокой психологической и правовой культурой, обладающая потребностями в интеллектуальном и нравственном развитии, гражданственностью, трудолюбием, способностью к выполнению депутатских полномочий в условиях современных цивилизации, демократии и общечеловеческих ценностей. Личность должна уважать права и свободы человека, правильно применять свои знания, быть патриотом своей родины.
Существует принципиальная взаимосвязь между сформированностью депутата как личности и результатами его профессиональной парламентской деятельности. Депутат не будет профессионалом, если он обладает только знаниями, навыками и умениями, но не развит как личность в научном, общем и психолого-профессиональном отношении. Его опыт жизни учит, что люди, считающиеся профессионалами и «технократами», при этом не развитые в личностном, социальном плане — нелегки в любой деятельности и особенно в законотворческой. Они совершают грубейшие психолого-законотворческие ошибки, просчеты в процессе подготовки и принятия законопроектов, законодательных решений, приносящие вред личности, обществу и государству. Депутат с низкой правовой и психологической культурой — это всегда потенциальный бездельник, формалист, нарушитель парламентской дисциплины, склонный к злоупотреблениям депутатскими полномочиями и даже и коррупции. Сказанное подтверждается Я.А. Коменским: «Ученость без добродетели — все равно что золотое кольцо в носу у свиньи» [1, с. 298].
Для успешного решения проблемы личности депутата необходимо научно и достоверно подходить к ней. Принципиально важен изначальный подход к пониманию психологии личности как производной единства психики, деятельности и организацион-
ных условий в законодательном органе. Он реализуется в организационно-деятельностной концепции, опирающейся на ряд теоретико-методологических положений.
Психология личности целостна, системна (принцип целостности, системности). Необходимость и возможность реализации системного подхода в психологической науке убедительно доказали Б.Г. Ананьев и Б.Ф. Ломов [6, с. 78, 79]. Человек представляет собой биосоциальную систему, формирующуюся как единое целое. Он проявляется, развивается и формируется всегда целостно, а не по частям. В психике нет процессов, которые бы совершались сами по себе, стихийно, независимо от других. Они всегда элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток психической деятельности, регулируемой поставленной целью и системообразующими свойствами личности элементы целостного внутреннего мира личности всегда личностно окрашены и определяемы. Ответственность, добросовестность, человечность, законность и другие качества — это проявление системности личности, которая не сводится к их арифметической сумме. Нельзя понять психологию личности депутата, не определив ее системных свойств, не рассмотрев ее как единое целое, как особую, своеобразную жизнь со своими приоритетами. Работа с личностью должна вестись системно, в единстве обучающих, развивающих, воспитательных и авторитетных форм.
Психология личности структурна и иерархична (принцип структурности, иерархичности). Любая система — не хаотическое скопление элементов, а внутренне организованная структура с группировками элементов, находящихся в определенном соподчинении. Во внутреннем мире личности депутата выделяются три основные психологические сферы (подструктуры, подсистемы, группировки психологических элементов): направленности, операциональная и модуляционная. Сфера направленности депутата (потребностно-мотивационная) включает в себя все побудительные силы личности — ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, установки, мотивы и др. Психологические компоненты этой сферы определяют избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них психологические компоненты других психологических сфер, влияя на степень, характер и способ использования возможностей личности. Этой сфере принадлежит системообразующая, приоритетная роль в психологии личности депутата. На основе наблюдений и собственного опыта можно выделить основные мотивы парламентского участия: мотив интереса и привлекательности Палаты представителей как сферы деятельности. Для определенного типа людей нижняя палата пар-
ламента просто интересна как особое занятие. Соответственно, они избирают его в качестве сферы приложения своих сил; познавательные мотивы. Законодательная система дает человеку устойчивую картину мира; мотив власти над людьми; идеологические мотивы. Это устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями законодательной системы. Депутат участвует в законотворческом процессе для того, чтобы реализовать свои идейные ценности; мотивы созидательные, конструктивные и благородные. Это очень сильные мотивы, связанные с высокими нравственными качествами, стремлением решить сложные социальные и экономические проблемы, помочь людям, пониманием несовершенства законодательства и настойчивым стремлением улучшить его. Как правило — мотивы этого рода свойственны людям, которые намериваются профессионально заниматься законотворческой деятельностью; личностно-ориентированные мотивы (меркантильные). Палата представителей, как иная сфера деятельности, представляет собой, на определенном уровне, оплачиваемый труд, возможность лоббирования законопроектов, законодательных решений в своих интересах, стремление занять престижную должность, повысить свой статус, решить материальные проблемы и т. д.
Безусловно, это далеко не полный список мотивов. Мы привели лишь основные, наиболее распространенные в белорусском парламенте.
Операциональная сфера депутата включает психологические элементы, играющие роль способов и средств достижения целей, определяемых сферой направленности. Для личности важны не только достижения цели, но и средства к ее достижению. В этой сфере есть две группы своеобразных компонентов: морально-деловые и профессионально-деловые. Для достижения деловых целей личность использует и моральные средства (долг, ответственность, честность, порядочность, трудолюбие, коллективизм, дружбу или противоположные им отношения-средства), и профессиональные (организованность, смелость, навыки, умения, способности и др.).
Модуляционная (психофизиологическая) сфера депутата не определяет целей, мотивов, способов действий, но оказывает динамическое влияние на другие сферы личности и их проявления. Это обнаруживается в разной силе, степени подвижности, уравновешенности, скорости, согласованности, эмоциональной окрашенности проявлений других психологических особенностей, в том числе относящихся к сферам направленности и операциональной. В иерархии сфер модуляционная сфера — низшая, обслуживающая другие.
Такая структура личности депутата и взаимоот-
ношения ее сфер выступают основой ряда практически значимых выводов:
• изучая личность депутата, необходимо исследовать все сферы структуры личности. Недопустимо делать заключения, например, о психолого-профессиональной пригодности депутата в законодательном органе только на основе изучения (или преимущественно) психофизиологической сферы или истории его избрания;
• оценивая какую-то психологическую особенность личности депутата, следует четко представлять, к какой из сфер (законотворческой, внепарламентской) она отдает приоритет и относится, что доминирует над ней, на что она сама влияет;
• интегрально оценивая личность депутата во всей совокупности сфер, осуществляя отбор, оказывая помощь, следует отдавать предпочтение оценке особенностей первых двух сфер, и особенно первой — сферы направленности;
• развивая личность депутата, необходимо воздействовать на все сферы личности, учитывая приоритет первой и второй.
Личностный подход на уровне психологического исследования позволяет более глубоко отразить все многообразие взаимодействия правовой системы и личности в процессе правового регулирования [9, с. 15]. Речь идет о включении механизмов, обеспечивающих интенсивный поиск правовых норм, выбор из существующих возможностей, использование норм для обоснования своих решений и действий. В подобных случаях определяющее влияние на характер правового поведения оказывают устойчивые способы мышления и поведения депутата.
Психология личности депутата при всей ее устойчивости непрерывно меняется (принцип развития). В мире нет ничего неизменного, и психология личности депутата не составляет исключения. Другой вопрос — что меняется, в какой степени, с какой скоростью; с какими трудностями, психологическими барьерами сталкивается депутат? С возрастом сформированные предшествующей жизнью психологические особенности личности меняются медленнее, труднее, но все же меняются. Качества, относящиеся к сфере направленности, как показывают исследования и опыт, более стабильны и менее коррегируемы в сравнении с показателями операциональной сферы. Доказано также, что особо низкие показатели многих профессионально значимых качеств депутата могут относительно быстро выводиться на средний уровень развития в ходе целенаправленной и эффективной в психологическом плане работы с депутатами. Реальные изменения у депутатов будут происходить и без регулирования психологического развития личности и воздействий; далеко не всегда они будут положительными.
Отсюда следует важнейший практический вывод: следует непрерывно способствовать развитию личностных качеств в психолого-правовом и педагогическом отношении.
Сущность личности депутата, ее основные психологические особенности обусловлены социально, а не врожденно и биологически (принцип социальной обусловленности). Депутат является личностью не потому, что он удовлетворяет низшие потребности, а потому, что обладает сознанием и самосознанием, чувством достоинства и совестью, способностью мыслить отвлеченно, планировать и предвидеть, избирать линию своей жизни, отдавать себе отчет о собственном поведении, ставить перед собой одни жизненные цели и отказываться от других, выбирать достойные способы достижения целей и не прибегать к аморальным и противозаконным, осуществлять самоконтроль и самоуправление, быть человечным и доброжелательным по отношению к избирателям, чутким к их бедам и запросам. Всякий человек обладает, бесспорно, биологическими особенностями, но они не составляют сущности его личности. Поэтому и развивать личность депутата необходимо исходя из социально-психологических факторов. От этого в решающей степени будет зависеть успех его в законотворческой деятельности.
Поведение депутата, его поступки психологически определяются взаимодействием личностных качеств и психического состояния, в котором он находится в данное время, и пониманием им конкретной законотворческой проблемы, ситуации (принцип взаимосвязи психологии личности и законотворческой деятельности). Уже в предыдущих двух положениях просматривается большая динамичность психологии личности. Динамичны и ее проявления в поступках, действиях, деятельности под влиянием условий конкретной жизненной или депутатской ситуации, особенностей понимания ее, отношения к ней, решаемых законотворческих задач, включенности в их решение, психического состояния личности.
Есть две фундаментальные психологические закономерности: внешние причины действуют через внутренние условия и внутренние причины действуют через внешние условия. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева [4, с. 45] послужила импульсом к преодолению одностороннего представления о деятельности, детерминированной только личностно, и о взгляде на личность как за-крьггую систему. Б.Ф. Ломов справедливо отмечает ограниченность анализа системы «субъект-объект» и недоступность психологического понимания личности и ее деятельности вне движения системы общественных отношений, вне «пересечения» с социально-психологическими «линиями», т.е. вне социально-психологического контекста [5, с. 31-43].
Поэтому поступки и действия одной и той же личности могут различаться в разных ситуациях по уровню социальной, нравственной зрелости, профессионализму. Ошибочно мнение ряда ученых, что поступки и действия личности всегда и однозначно определяются его качествами (как и противоположное — «поведение человека целиком определяется обстоятельствами»).
Важнейший практический вывод: работа с депутатами, помимо их избрания в Палату представителей, руководства развитием личности, должна обязательно предусматривать психологическое воздействие — непрерывное и эффективное, предупреждающее срывы и направленное на психологическую помощь. Психологический уровень личности депутата включает такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление и характер в целом. Каждый из них может оказать психологическое воздействие на поведение субъектов права (депутатов) в момент принятия законопроекта, правового решения.
Последняя из закономерностей, о которой целесообразно сказать в контексте рассуждений, такова. Есть две основные группы взаимосвязанных фактов, в решающей степени детерминирующих развитие личности: собственная активность и окружающие условия. Активность — универсальный закон развития всего живого. Окружающему миру, природе человек сам «...противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы... он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [8, с. 188-189]. Данные современной науки подтверждают и углубляют представление о роли деятельности как развивающего и формирующего личность и ее особенности фактора. Качества личности — в значительной степени интегральный продукт деятельности, которой она занималась до сегодняшнего дня, а ее нынешняя активность — главный фактор происходящих в ней изменений. Что активно, то и развивается. Окружающие условия активизируют определенные мысли, намерения, отношения, поступки, стимулируют одни и сдерживают другие и через это влияют на развитие психологии личности. Парламентская деятельность депутата, условия, в которых она протекает, — мощные двигатели непрерывного развития каждого. Однако их действие неоднозначно и в решающей степени зависит от позиции личности депутата, ее собственных намерений, усилий, активности.
Как известно, личность депутата — продукт не только прошлого и актуального настоящего но и
предвосхищаемого будущего. Поэтому, регулируя второе и прогнозируя третье, совершенствуя социально-психологические и организационные условия, ориентируя депутата на перспективы успешного самоутверждения и саморазвития, мы вооружаемся эффективными средствами и способами профессионального личностного роста. В парламентской деятельности важным выступают отношение каждого депутата к парламентским целям, задачам, способам осуществления, к проявлению собственных возможностей, степень проявляемой целеустремленности, добросовестности, увлеченности, целевых усилий.
Как показывает анализ, взаимодействие личности депутата и законотворчества подчиняется закономерностям разного уровня, которые, накла-дываясь друг на друга, образуют, с одной стороны, определенную ситуацию развития личности, а с другой — воздействуют на законотворческую деятельность. Сегодня Палата представителей и в целом законодательный орган нуждаются в личности депутата нового типа: активной и компетентной, способной к самостоятельному принятию законопроектов, законодательных решений.
Литература
1. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 томах. // под ред. А.И. Пискунова и др. Т. 1 — М., 1982. — С. 298.
2. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права; изд. 7-е. — Спб, 1907. — С. 224-225.
3. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. — Казань: Изд Казан ун-та, 1982. — С. 98-103.
4. Леонтьев А.Л. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — С. 15.
5. Ломов Б.Ф. О путях развития психологии // Вопросы психологии. — 1978.- №5. — С. 31-43.
6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. — С. 78, 88.
7. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. — М.: «Наука», 1986. — С. 67.
8. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., Изд. 2-е. — С. 188-189.
9. Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. — Минск: Университет-ское,1989. — С. 72.
10. Орзих М.Ф. Личность и право. — М., 1975. - С.10.
11. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. — СПб, 1907. — С. 44.
12. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столярен-ко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — С. 162.
13. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношениях. — М., 1974. — С. 64-69.
14. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: вопросы и ответы. — М.: Юриспруденция, 2000. - С.9.
15. Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. проф. А.М. Столяренко. — М.:
ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — С. 68.
16. Юдина Е.В. Юридическая психология для студентов вузов // Под ред. доктора философ. наук, проф. Л.Д. Столяренко. Серия «Шпаргалки». — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — С. 29.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА И ИННОВАЦИЙ КАК СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
О.В. Назаров,
кандидат психологических наук, заведующий отделом послевузовского образования Московского института экономики, политики и права Научная специальность: 19.00.05 — Социальная психология
19.00.03 — Психология труда Рецензент: В.Г. Асеев, доктор психологических наук, профессор E-mail: ovnazarov@yandex.ru
Аннотация. Профилактика коррупции в демократическом государстве имеет свою специфику и предполагает поиск гуманных путей и способов. Одни из таких путей — путь, учитывающий существующие связи между творчеством, инновациями и коррупцией. На основе собственного психологического подхода к проблеме творчества автор предлагает основные направления и конкретные меры использования творчества и инноваций для профилактики коррупции.
Ключевые слова: творчество, инновации, коррупция, профилактика, противоречия, гармония, личность, мотивы, самореализация.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CREATIVITY AND INNOVATIONS AS A MEANS OF PREVENTIVE MEASURES FOR CORRUPTION IN A DEMOCRATIC STATE
O.V. Nazarov,
Candidate of science (Psychology), Division head of postgraduate study of Moscow Institute of Economy,
Policy and Law Academic category: 19.00.05 — Social psychology 19.00.03 — Labor psychology Reviewer: V.G. Aseev, PhD (Psychology E-mail: ovnazarov@yandex.ru