ПСИХОТЕХНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕПУТАТОВ
И.А. КИБАК,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected]
Рецензент: кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры юридической психологии
Московского университета МВД России А. А. Рожков
Аннотация. Рассматриваются проблемы и пути развития психотехники профессионального парламентского общения депутатов в парламентской (законотворческой) деятельности. Описываются основные психотехнические приемы профессионального парламентского общения депутатов: прием комплексной психологичности парламентского общения депутата; прием создания исходных благоприятных психологических условий для решения парламентских проблем общения; прием формирования благоприятной психологической атмосферы в ходе общения депутата с субъектами права (коллегами-депутатами), участниками законотворческого процесса; прием достижения момента истины в решении законотворческих и иных задач; беседы и прием нейтрализации психологических трудностей в парламентской деятельности.
Ключевые слова: психотехника, профессиональное парламентское общение депутатов, парламентская (законотворческая) деятельность, прием, закон.
PSYCHOTECHNICS OF PROFESSIONAL PARLIAMENTARY DIALOGUE IN ACTIVITY OF DEPUTIES
I.A. KIBAK,
candidate of psychological sciences associate professor of psychology and pedagogics of Ministry of Internal Affairs Academy of Republic of Belarus
Annotation. The article considers the problems and ways of progress psychotechnics of professional parliamentary dialogue of deputies in parliamentary (legislative) activity. There is a description of basic methods of psychotechnics of professional parliamentary dialogue of deputies: method of complex psychologization of parliamentary dialogue of the deputy; method of creation of initial favorable psychological conditions to solve parliamentary problems of dialogue; method of formation of a favorable psychological atmosphere during dialogue of the deputy with subjects of law (counterparts-deputies), participants of legislative process; method of reaching the truth dealing with legislative and other problems of conversation and method of neutralization of psychological difficulties in parliamentary activity.
Keywords: psychotechnics, professional parliamentary dialogue of deputies, parliamentary (legislative) activity, method, the law.
Существует ряд профессий, для представителей которых умение общаться — функциональная необходимость, связанная с умением общаться и производить благоприятное впечатление [4, с. 203; 7]. К их числу относится парламентская деятельность депутата, которая всегда ассоциировалась с правовой и психологической культурой, глубоким знанием права и законотворчества и умением использовать изящную словесность для выражения своих мыслей.
В парламентской деятельности общению принадлежит видная роль. Парламентарии являются публичными политиками, и их деятельность в стенах Парламента (участие в дебатах, публичные выступления и т.д.), а в большей части и вне стен Парламента (встречи с избирателями, представителями исполнительной власти, представителями иностранных делегаций и др.) носит разноплановый характер, в том числе политический. Так, А.С. Косопкин отмечает, что, в отличие от большинства иных органов государственной власти, деятельность парламентариев
осуществляется в основном в рамках публичных, преимущественно открытых для сведения общественности мероприятий. Это налагает особые требования на депутатов как субъектов принятия решений: умение отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать свою позицию в состязательном споре [6, с. 18]. Кроме того, Л.П. Буева, исследуя практическую деятельность и психологию общений людей, отмечает: «...в психологическом складе, в личных качествах... фиксируется определенная информация, которая усваивается другими людьми» [2, с. 111]. Через общение посредством взаимовлияния, подражания, внушения, заимствования люди передают психолого-правовую информацию и невольно или, напротив, сознательно — свое отношение к ней. В общении происходит взаимный обмен личным опытом, передача навыков, умений, привычек и через это — форм поведения.
Под профессиональным парламентским общением депутата мы будем понимать процесс установле-
ния и развития контактов между субъектами права, участниками законотворческого процесса, порождаемый потребностями в совместной парламентской деятельности и включающий: восприятие, познание и понимание субъектов права (депутатов) по парламентскому общению; обмен психолого-правовой информацией; выработку единой стратегии взаимодействия по правовой норме (законопроекту) и предполагающий ответственность за их реализацию. Субъектами профессионального парламентского общения, в нашем случае, являются субъект права законодательной деятельности (далее — субъект права) и лица, включенные в сферу его профессиональных интересов.
Профессиональное общение депутата протекает в рамках самых разнообразных законотворческих и внепарламентских действий, таких как общение с субъектами права, участниками законотворческого процесса, представителями органов государственного управления, избирателями, обратившимися за помощью в психолого-правовом и ином консультировании, и других депутатских полномочиях. В подавляющем числе случаев это не простой разговор депутата с другим человеком, а акт поведения, осуществляемый с целью принятия законопроектов, законодательных и иных решений. Профессиональные особенности депутата определяются тем ожидаемым социально полезным результатом, который должен быть достигнут, психологическим контактом, как правило, с субъектом права, коллегами-депутатами, участниками законотворческого процесса, а также избирателями, нередко в обстановке напряженности, конфликтности и противоборства с местной властью.
Профессиональное общение предполагает владение богатым психологическим инструментарием (методами, приемами, техниками) и умение его творческого применения. Речь идет об овладении психотехникой общения. Термин «психотехника» является соединением двух греческих слов. Первое — psyche (душа) известно как первая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к психике. Второе — techne (искусство, мастерство) [9, с. 511]. Таким образом, психотехника — это искусство управления психикой, причем как своей (например, саморегуляция), так и психикой другого человека (например, психологическое воздействие). Слово «психотехника» относится к сфере практической психологии и понимается как научно обоснованные средства, приемы и операции при работе с людьми и решении прикладных
задач в практике [8, с. 430]. К основным психотехникам, обеспечивающим профессиональное общение, можно отнести следующие [1, с. 13]: техника психологического воздействия; психотехника определения внутреннего состояния человека по внешним поведенческим признакам; техника установления психологического контакта и доверительного общения; психотехника конфликтного взаимодействия. Депутат законодательного органа всегда должен подмечать и учитывать в проекте закона то, что компетентный человек не замечает, чему не придает значения. Владение психотехникой предполагает наличие у депутата определенных знаний по психотехнике речи, а также навыков, умений и привычек, которые формируются в процессе систематического использования психологических знаний в законотворческой практике.
Некоторые аспекты психотехники профессионального парламентского общения депутата исследованы, главным образом, в работах ученых-психологов и правоведов А.А. Алексеева, Л.М. Бойко, Р.Ф. Васильева, Н.А. Власенко, А.Л. Денисова, А.А. Деркача, Е.А. Климова, Д.А. Керимова, В.Л. Кудрявцева,
B.А. Кучинского, В.В. Лазарева, А.В. Матусевича,
C.А. Минеева, Р.К. Надеева, А. Нашиц, В.С. Нерсе-сянца, Ю.И. Новика, Л.И. Петражицкого, А.М. Сто-ляренко, А.С. Шишкина, С.В. Полениной, Т.Н. Рах-маниной, Ю.А. Тихомирова, В.П. Шупленкова и др., посвященных правотворчеству, психологическим проблемам правового регулирования, нормотворческой и законодательной технике, языку, качеству и эффективности законодательства. Вместе с тем, следует отметить, что при всей ценности имеющихся научных трудов авторами не ставилась цель всестороннего исследования психологического обеспечения законотворческой деятельности, а выявлялись слабые места, нерешенные либо нуждающиеся в детальной, углубленной проработке. Даже с этой точки зрения сам объект изучения — личность депутата в законотворческом процессе — представляет немалый интерес, в связи с чем, является весьма актуальным скорейшее внедрение специальных психотехнологий и психологических разработок в законотворческую деятельность, в частности использование психотехники в законодательной деятельности.
В силу своего положения публичного политика, депутат в осуществлении своей профессиональной парламентской деятельности вынужден руководствоваться не только формально-юридическими крите-
риями, но и вопросами политической целесообразности, политического и парламентского целеполагания. Каждая парламентская ситуация общения депутата представляет собой сложный многоплановый процесс, переплетение и наслоение различных внешних и внутренних факторов, объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Эти ситуации могут быть различными по характеру и цели, могут включать в себя несколько ситуаций. Поэтому, владея общей психотехникой общения [1, 8, 11], депутат может адаптировать ее к каждому конкретному парламентскому (законодательному) случаю. Рассмотрим некоторые приемы профессионального парламентского общения депутатов.
Прием комплексной психологично сти парламентского общения депутата. Некоторым общение представляется весьма упрощенно — как обмен словами и стоящей за ними информацией. В действительности парламентское общение рассматривается нами как система контактов:
♦ ситуационно-депутатский, осуществляемый при выполнении определенных депутатских полномочий. Цели, задачи, парламентская обстановка оказывают психологическое влияние на его протекание и законотворческий результат (принятие законопроекта, правового решения);
♦ законотворческий, в ходе которого возникают правоотношения, определяющие порядок реализации своих депутатских полномочий, в части принятия проекта закона, законодательного решения. Со стороны депутата оно протекает строго в порядке соблюдения установленных норм, что понимает и субъект права, участник законотворческого процесса по общению, и это тоже сказывается на их психологии и общении;
♦ статусно-ролевой, когда субъект права (депутат), участник законотворческого процесса, избиратель и другие отдают себе отчет в различиях позиций по отношению к правовой норме, проекту закона, законотворческой проблеме, которая побудила их к общению;
♦ познавательно-оценочный, когда вступившие в контакт депутаты внимательно присматриваются друг другу и в зависимости от его результатов решают, что и как говорить;
♦ межличностный контакт — это тесный контакт и непрерывное активное взаимодействие с аудиторией, постоянное обращение к ней за поддержкой; взаимоотношения во многом индивидуализирован-
ные, поскольку разговаривают личности, определенным образом относящиеся друг к другу, подверженные симпатиям и антипатиям, пытающиеся повлиять друг на друга в процессе принятия законопроекта и использующие для этого все средства общения, возникает информационный контакт.
В своей работе Я.Л. Коломинский раскрывает психологию взаимоотношений в малых группах [5], что вызывает для нас неизменный интерес.
К общению надо относиться со всей психологичностью, на которую способен депутат. Депутату следует намеренно переводить свои размышления о способах общения и преодоления его трудностей в плоскость психологических рассуждений, оценок, сравнений, выбора, намерений и средств их реализации.
Прием создания исходных благоприятных психологических условий для решения парламентских (законотворческих) проблем общения. Необходимо строить общение в спокойной обстановке и достигать взаимопонимания и соглашений.
Правило благоприятных исходных обстановочных условий общения. Если депутаты, участники законотворческого процесса сидят рядом или за столом, в креслах, возникает чувство разговора на равных, неформальности, доверительности. Позиция, когда депутат сидит за своим столом, а пришедший — на стуле перед ним, подчеркивает статусные и ролевые различия. Правило психологических условий требует, чтобы проявлялась забота о деловой атмосфере парламентского общения, благоприятствующей решению законотворческих проблем и тактике депутата; выборе и создании психологически целесообразных условий общения; создании отвечающей решению законотворческих задач психологической атмосферы общения; изучении субъекта права и индивидуализации общения с учетом индивидуально-психологических особенностей и состояний; о выборе отвечающих требованиям законности и решаемой законотворческой задаче средств и способов психологического воздействия.
Правило оказания благоприятного впечатления на субъектов права, участников законотворческого процесса, избирателей: внешний вид депутата должен быть опрятным, его лицо должно выражать спокойствие, уверенность в себе и внимание, расположение к ним. Первое впечатление о депутате складывается также и на основе его речи и зависит от того, насколько ясно, доходчиво и убедительно способен парламентарий облечь свои мысли в вербальную форму.
На пленарных заседаниях большинство депутатов одеты в строгие, похожие один на другой костюмы, и одежда как бы «выносится за скобки», перестает быть визитной карточкой выступающего.
Правило продуманности целей и сценария общения депутата требует, чтобы к каждому пленарному заседанию, заседанию постоянной комиссии, встрече, особенно при подготовке и обсуждении законопроекта, готовились индивидуально, тщательно продумывая, как себя вести, учитывая психологические тонкости законопроекта, по которому будет вестись общение, желательный социально полезный результат общения, индивидуальные психологические особенности субъекта права. Четкая мысленная модель предстоящего общения, отвечающая на поставленные вопросы, — это и есть сценарий общения.
Правило предусмотрительности в общении депутата требует учитывать последствия сказанных в отношении законопроекта слов и поведения в разных ситуациях общения, думать не только о том, что сказать, но и как сказать. Ошибочно сказанная фраза, слово, тон могут серьезно навредить общению, принятию законопроекта, законодательного решения, иногда на долгое время испортить отношения между коллегами-депутатами, с субъектом права и другими участниками законотворческого процесса.
Правило проницательности в общении депутата требует от него проницательности в процессе межличностного парламентского общения и взаимодействия с субъектами права, участниками законотворческого процесса. Феномен проницательности известен каждому, однако его истинный психологический механизм скрыт и понятен лишь ограниченному кругу людей. Считается, что проницательность вырабатывается с годами в процессе практической деятельности, связанной с общением и взаимодействием. Как считает В.Г. Зазыкин [3], сам процесс приобретения этого ценнейшего личностно-делового качества и связанных с ним знаний и умений можно существенно упростить и ускорить, если опираться на психологические закономерности восприятия, понимания и оценивания человека человеком.
Правило информированности субъектов права, участников законотворческого процесса, избирателей проистекает из непреложного правила, согласно которому закон — это опосредованное депутатами волеизъявление народа. Соответственно, народ должен быть информирован, а в идеальном варианте иметь
возможность принять участие в обсуждении тех перемен, которые вызовут данные изменения в его судьбе. Таким образом, не только парламент, но и все общество является форумом, где происходит обмен мнениями и идеями.
Прием формирования благоприятной психологической атмосферы в ходе общения депутата с субъектами права (коллегами-депутатами), участниками законотворческого процесса. Удачное создание исходных благоприятных психологических условий задает тон общению.
Правило авторитета, справедливости и доброжелательности депутата: следует помнить, что в общении с участниками законотворческого процесса, избирателями депутат представляет не себя, а законодательную ветвь власти, поэтому должен быть внимательным, справедливым. Хорошему началу общения способствует доброжелательное и спокойное выражение лица, улыбка, радушное обращение. В ходе общения депутат должен стремиться максимально проявлять свои коммуникативные умения и способности: быть общительным, уметь налаживать и тактично направлять разговор; стремиться слушать и устанавливать психологический контакт.
Правило диалогичности: активно говорящего можно лучше понять, получить необходимую для решения вопроса информацию, проследить, какую позицию он займет, какую линию и тактику разговора начнет выстраивать по отношению к законопроекту. Так, О.А. Солодухина подробно изложила юридический диалог, а также теорию и практику, круг проблем [10].
Правило внимания к субъекту права, избирателю и к тому, что он говорит: всем своим видом — позой, выражением лица и глаз, голосом — необходимо выражать готовность объективно разобраться и помочь. Недопустимо заниматься чем-то другим, отвлекаться на телефонные разговоры, демонстрировать торопливость и желание побыстрее расстаться с разработчиком законопроекта.
Правило активного слушания и поддержания речевой активности коллеги-депутата, субъекта права: нужно внимательно слушать, изучать, понимать, оценивать участников законотворческого процесса.
Правило сдерживания эмоций. В атмосфере эмоций логические рассуждения и доводы утрачивают свою силу и мешают принятию правильного правового решения. К депутату люди по своей инициативе обращаются тогда, когда их что-то сильно волнует и
возмущает (как в последнюю инстанцию). Проявление чувств при рассказе об этом, обида, гнев, естественно, эмоциональны, пресечь это нельзя, да и не надо. Бывает полезным выждать некоторое время и дать человеку «разрядиться», свободно «излить душу».
Правило умения депутата работать с субъектами права, участниками законотворческого процесса, оперировать фактами и правильно применять нужную правовую норму» Следует дать основные рекомендации депутату, которые необходимы в его профессиональной парламентской деятельности: депутату необходимо избегать многословия, говорить просто, понятно, доступно; депутат всегда должен знать, зачем он говорит; следует избегать речевого однообразия; нужно уметь находить общий язык по законопроекту с любым участником законотворческого процесса, избирателем, искать свой вариант речевого поведения; депутат должен помнить, что вежливость — основа успеха в любой сфере жизни человека; депутату необходимо уметь не только хорошо говорить, но и внимательно слушать.
Прием достижения момента истины в решении законотворческих и иных задач беседы. Общение служит для решения законотворческих и внепарламентских вопросов, поэтому в ходе его необходимо правильно разбираться с предложенной правовой нормой, с проблемой, ее причинами, а не с субъектами права, другими участниками законотворческого процесса, с которыми осуществляется общение.
В данном случае целесообразно применять такие правила.
Правило отказа от демонстрации своего парламентского превосходства: депутат всегда лучше, чем обычные граждане, осведомлен в правовых тонкостях, законах, подведомственных НПА, имеет опыт общения с чиновниками и в решении психолого-правовых вопросов.
Правило изучения субъекта права, участников законотворческого процесса и учета их психологии, психических состояний в общении: изучение психологических особенностей субъекта права позволяет более гибко вести диалог, вносить коррективы, если подмечаемые психологические изменения по ходу беседы не отвечают намеченному сценарию общения и поставленным депутатом целям.
Правило презумпции доверия: нельзя изначально проявлять предубежденность, недоверие, антипатию к субъекту права, избирателю, стремление любыми
способами поскорее закончить разговор и т. д. Нужно подавлять желание не верить никому и ничему, убеждение, что все недобросовестны, однако ошибочна и другая крайность — абсолютное доверие.
Правило парламентской этичности и психолого-педагогической тактичности депутата: для выполнения депутатских полномочий в общении нужна близость целей, мыслей, чувств, намерений. Именно это имеют в виду, когда говорят о психологической близости, контакте, взаимопонимании, взаимном доверии.
Психологический контакт в ходе законотворческой деятельности — это проявление субъектом права (депутатом) взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу при решении депутатских полномочий.
Правило самопрезентации личности депутата и справедливо благожелательного отношения к субъекту права, участнику законотворческого процесса, избирателю: в ряде случаев депутату целесообразно позаботиться о том, чтобы до встречи с субъектом права, избирателями им заблаговременно была доведена информация о законопроекте; необходимо также узнать о проблемах, беспокоящих граждан. В процессе общения разумно укреплять представление о себе как о депутате (представителе законодательного органа), которому можно довериться. Для этого нужны: внешне выраженное внимание, понимание, эмпатия к беспокоящим собеседника вопросам.
А для оказания квалифицированной помощи гражданам депутату необходимо владеть не только специальными парламентскими навыками, но и развитыми коммуникативными качествами, так как депутатская деятельность парламентария в большинстве своем связана с постоянным общением. Вследствие этого коммуникативная функция, которая заключается в общении в условиях правового регулирования, является одной из главных сторон деятельности.
Правило повышения речевых коммуникативных навыков депутата — это самостоятельная работа депутата над качеством речи, различные учебные тренинги, ролевые игры, имитирующие реальные жизненные парламентские ситуации, экспертная работа депутата, позволяющая отслеживать достоинства и недостатки чужой речевой деятельности, рефлексия по следам собственной речевой коммуникативной деятельности (запись своих высказываний на видео-или аудиосредства воспроизводства речи).
Прием нейтрализации психологических трудностей в парламентской деятельности ориентирован на устранение опасений, настороженности, недоверия, которые мешают установлению психологического контакта. Хорошо, когда депутату удается предварительно оказать какую-то посильную и отвечающую нормам права помощь избирателю (в решении квартирного вопроса, получении материальной помощи). В этом случае избиратель психологически испытывает собственную обязанность перед депутатом ответить добром на добро. Основные требования данного приема воплощены в ряде правил.
Правило накопления согласий заключается в изначальной постановке таких вопросов субъекту права, избирателю, на которые он вынужден ответить утвердительно. Тактика применения приема заключается в том, чтобы, начав с простых, нейтральных вопросов, создать установку на согласие.
Правило активного слушания состоит в активном «резонировании» депутатом на высказывание субъекта права, участника законотворческого процесса по общению на основе внутренней установки на слушание, естественности внешних речевых, поведенческих и пантомимических проявлений.
Демонстрация общности взглядов, оценок, интересов: психологическому сближению способствует нахождение и подчеркивание общего между депутатом и субъектом права, участниками законотворческого процесса, избирателем и протягивание личностных «нитей связи», приводящих к временному сближению и обособлению от окружающего мира (к образованию диады «мы»). Они могут отыскаться в единстве, схожести, подобии, сравнимости возраста, пола, землячества; увлечений, способов проведения досуга, культурных интересов, отношения к спорту; понимании и отношении к разным событиям, происходящим в стране; оценках людей, ценимых качествах, наличии общих знакомых.
Психологическое «поглаживание» представляет собой признание понимаемых депутатом положительных моментов в поведении и личности коллег-депутатов, субъекта права по общению, наличия правоты в их позициях и словах.
Окончательное обособление в диаду «мы» завершает процесс нарастающей близости: «вы и я», «мы с вами», «мы вдвоем», «мы одни», «нас никто не слышит», «нас никто не видит». Этому способствуют беседа с глазу на глаз, отсутствие посторонних, сокра-
щение дистанции разговаривающих до 30—50 см. На слово «мы» не надо скупиться, подчеркивая доверительный характер общения.
Поиск точек согласия в решаемой законотворческой проблеме. Необходимо переходить к делу и распространять сферу налаживающегося взаимопонимания и близости на содержание правовой нормы без поспешности, когда депутат почувствует, что психологические барьеры ослабли и близость увеличилась. Надо начинать с констатации фактов рассматриваемой правовой нормы, проблемы, не вызывающих сомнения, и добиваться при этом четких ответов от субъекта права: «да», «согласен», «возражений нет».
Актуализация мотивов искренности. Решающим моментом при установлении психологического контакта, позволяющим преодолеть внутреннюю борьбу мотивов и колебания субъекта права «говорить — не говорить?», выступает актуализация мотивов искренности, приводящих к решению «говорить». Задача заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь в нужном выборе, актуализировать, повысить силу мотивов искренности.
Публичность парламента, помноженная на силу телевидения, прежде всего, порождает соблазн вести прямые трансляции с заседаний парламента. Вероятно, нашлись бы и средства, беда в том, что гражданам предпочтительнее смотреть реалити-шоу, нежели парламентские дебаты даже с участием виртуозов публичных выступлений. Поэтому современные граждане, взвесив цену за политическую информацию (затраченное личное время, стоимость газет и журналов и т.д.), предпочитают довериться политикам-профессионалам. Вместе с тем, новые технические возможности позволяют гражданам принять участие в обсуждении законов. Так, в США проводили эксперимент с использованием голосования телезрителей в режиме онлайн в процессе парламентских дебатов. Достаточно серьезно зарекомендовал себя такой интернет-проект, как «электронное правительство». Любую справку о деятельности Европарламента граждане входящих в него государств могут получить по Интернету на родном языке.
Новые средства коммуникации используются и местными парламентами. Так, на стадии выбора предмета законодательного регулирования Государственной Думой Томской области популярным и эффективным средством является интернет-проект «43-й депутат».
Все описанные основные психотехнические приемы и правила общения депутата представляют собой достаточно мягкие формы установления психологического контакта депутата с субъектами права, участниками законотворческого процесса, избирателями, которые в большинстве случаев при решении самых разных депутатских полномочий приводят к положительному успеху. Бывают, однако, и сложные случаи, когда конфронтацию не удается преодолеть, например, при лоббировании законопроекта отдельными депутатами, которые лгут. Тогда приходится переходить к более энергичным мерам пресечения и разоблачения лжи, методам и приемам психологического воздействия.
Познание и объяснение психотехники парламентского общения помогает депутатам в решении законотворческой задачи. Это должно учитываться при парламентской учебе депутатов, а также составлении учебных программ в образовательных учреждениях. Решение данной проблемы состоит в разработке и реализации целого комплекса мероприятий: оптимизация всего имеющегося законотворческого массива; увеличение фундаментальных научных обобщений в различных отраслях права, составляющих и определяющих основу научных знаний; внедрение логико-теоретических схем и конструкций, позволяющих значительно сокращать объем материала, подлежащего исследованию; введение специализации «Психология
законотворчества» в образовательных учреждениях, которые в максимально возможной степени будут способствовать снижению количества допускаемых психолого-законотворческих ошибок, пробелов, коллизий в проектах закона и повышению качества законотворческой деятельности.
Литература
1. Аврамцев В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста: учеб. пособие. Н. Новгород, 2000.
2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
3. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. М., 1997.
4. Колесов Д.В. Человек и толпа. М., 2001.
5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие. Мн., 2001.
6. Косопкин А.С. Психология парламентского законотворчества. М., 2006.
7. Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту, 1974.
8. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие / под ред. А.М. Столяренко и др. М., 2001.
9. Словарь иностранных слов» / под ред. И.В. Ле-хина, Ф.Н. Петрова и др. М., 1990.
10. Солодухина А.О., Солодухин О.А. Юридический диалог. Теория и практика, круг проблем. М., 1998.
11. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. М., 2000.
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
М.А. ХМЕЛЬКОВА,
соискатель кафедры педагогической психологии Московского психолого-социального университета, педагог-психолог ГБОУ Детский сад № 2572 г Москвы, старший преподаватель кафедры практической психологии
факультета педагогики и психологии Негосударственного образовательного учреждения
«Российский Новый Университет» (НОУ РосНОУ) Научная специальность 19.00.07 — педагогическая психология
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор С.В. Феоктистова
Аннотация. Теоретический анализ психологической литературы и результаты экспериментального исследования позволили автору сделать вывод о том, что одним из факторов, влияющих на освоение дошкольником образовательной программы выступает уровень его психического развития.
Ключевые слова: педагогический контроль, психологическая диагностика, психическое развитие, образовательная программа.