УДК 159.9:342.53
Иван Алексеевич КИБАК,
доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь (г. Минск), кандидат психологических наук, доцент
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СТРЕССОВО-КРИЗИСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
PROFESSIONAL, PSYCHOLOGICAL AND MORAL FACTORS IN PARLIAMENTARY ACTIVITY AND THEIR STRESS AND CRISIS POTENTIAL
Рассматриваются профессионально-психологические и моральные факторы в парламентской (законотворческой) деятельности и их стрессово-кризисный потенциал. Раскрываются особо значимые законотворческие и внепарламентские условия, ситуации, обстоятельства, которые объективно содержат в себе различные факторы, оказывающие психологическое воздействие на депутатов: морально-психологические и профессионально-психологические. Особое внимание уделено исследованиям законотворческой деятельности депутатов в условиях высокой неопределенности и дефицита времени, их устойчивости к психологическим травмам, возникновению внутриличностного конфликта, кризисным событиям, переживаниям. Намечены наиболее перспективные направления дальнейших исследований.
The article considers professional, psychological and moral factors in parliamentary (legislative) activity and their stress and crisis potential. Especially significant legislative and extraparliamentary conditions, situations, circumstances that objectively comprise various factors which have psychological influence on deputies are revealed. Special attention is given to the researches of deputies' law making activity under conditions of high uncertainty and deficiency of time, their tolerance for psychological traumas, intrapersonal conflict, crisis events, and emotional experiences. The most perspective directions of the further researches are outlined.
Ключевые слова: профессионально-психологические факторы, парламентская деятельность, мораль, стрессово-кризисный потенциал, депутат.
Keywords: professional and psychological factors, parliamentary activity, morals, stress and crisis potential, deputy.
Актуальность проблемы вызвана потребностями законотворческой практики и психолого-педагогической теории. Непосредственная практика парламентской (законотворческой) деятельности в качестве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - депутат) второго созыва и проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что субъекты права законодательной деятельности, коллеги-депутаты ощущают потребность в расши-
рении и углублении своей психологической культуры, постижении специальных психотехнологий создания законов.
Экспериментально доказано, что далеко не каждый образованный и честный человек может успешно найти себя в юриспруденции,1 тем более в законотворческой деятельности.2 Как отмечал А.С.Косопкин, «законотворческая деятельность налагает особые требования к депутатам как субъектам принятия решений: умение отстаивать свою точку зрения, дис-
кутировать, аргументировать свою позицию в состязательном споре»3. Депутат должен видеть изменяющийся, а не статичный мир, быть пластичным, прежде всего в мышлении, должен обладать высокой степенью способности к восприятию информации, к психологическому анализу и принятию правового решения. Изучение опыта показывает, что труд парламентариев весьма разнообразен и сложен, имеет свою специфику. Даже непродолжительный период парламентской деятельности требует серьезных знаний в области права, психологии (социальная, политическая, юридическая, кризисная). Каждый законопроект, законодательное решение для депутата представляют собой новую законотворческую задачу и требуют эвристического парламентского мышления. Отличие законотворческой деятельности от других видов состоит в том, что она протекает в напряженных условиях, иногда в обстановке неопределенности и дефицита времени, а также предполагает наличие особых депутатских полномочий: право и обязанность принимать закон от имени народа. Наряду с этим правом у депутата развивается профессиональное чувство ответственности за последствия своих парламентских действий и правовых решений.
Подобные ситуации и условия оказывают на депутатов сильное психологическое воздействие и создают сложности в принятии законодательного решения, сказываются на их законотворческой успешности, требуют от депутатов психологической устойчивости, особого умения действовать в таких условиях.
Депутат должен уметь анализировать, готовить рациональные обоснования, заключения либо предложения и замечания по законопроектам, отвечать на сложные законотворческие вопросы, проникать в сущность психолого-педагогических, законотворческих и иных явлений, видеть причинно-следственные связи, мыслить широко, прогнозировать будущее проекта закона и предвидеть последствия. Речевое сообщение как целое, в котором
воплощается все содержание выступления депутата, имеет психолого-педагогические особенности. При выработке правовых норм, издании нормативно-правового акта должны использоваться определенные приемы и правила.4 Полное их понимание и согласие возникают у депутатов лишь после рассмотрения и принятия проекта закона либо законодательного решения. Мы полагаем, что особо значимые (экстремальные) законотворческие и внепарламентские условия, ситуации, обстоятельства объективно содержат в себе различные факторы, оказывающие психологическое воздействие на депутатов. Можно выделить две группы таких факторов и использовать их в парламентской (законотворческой) деятельности.
I. Морально-психологические факторы: большая значимость принимаемых законопроектов, законодательных решений для личности, общества и государства;
понимание личной причастности к реализации законодательных целей и к достижению ожидаемого законотворческого результата;
осознание ответственности за реализацию законодательных решений и выполнение своих депутатских полномочий;
способность сделать правильный нравственный выбор, предупреждающий возможность подкупа, лобби (моральный выбор);
осознание парламентского долга, недопустимость принятия законодательного решения и законов, носящих декларативный либо отсылочный характер (например, «О демографической безопасности», «Об основах информационной безопасности» и др.);
понимание необходимости солидарности, коллективизма, выражающихся в принятии законопроекта либо законодательного решения, следовании примеру большинства депутатов;
значимые жизненные и депутатские трудности.
Эта группа факторов оказывает сильное морально-психологическое воздействие, требуя от депутата высокой морально-пси-
хологической подготовленности, стойкости и самообладания.
II. Профессионально-психологические факторы, которые характеризуются общим воздействием на психику, затрудняют в обычных условиях реализацию принятия законопроекта, законодательного решения, препятствуют выполнению депутатских полномочий, следующие:
проявление депутатом эвристического подхода и парламентского мышления при внедрении правовых инноваций в сфере законотворчества;
наличие фактора информационно-законотворческой неопределенности: нехватка материалов, экспертиз, заключений и другой информации по проекту закона, обилие информации (существенной и не имеющей значения, устаревшей и неточной, определенной и противоречивой, достоверной и ложной);
присутствие фактора дефицита времени, который выражается в строгом временном порядке не только общих сроков рассмотрения законопроектов, но и сроков, связанных с этапами его прохождения. Нередко возникает необходимость оперативно вносить изменения и дополнения в законы. В этом отношении парламентская деятельность с учетом его интеллектуального характера является одним из видов человеческой деятельности, которая строго ограничивается временными рамками.
Дефицит времени в качестве исходных предпосылок содержит три составляющие особенности, обладающие различной социальной, правовой и личностной структурой.
Первая из них - не поддающееся заранее устанавливаемому учету количество и характер поправок в законопроект. Прогнозирование в этой области пока не позволяет координировать планы законотворческой деятельности с учетом его данных. Поэтому неодинаковое количество поступивших законопроектов и находящихся у депутата создает известные и трудноре-гулируемые основания для последнего фактора.
Второй особенностью является правовая регламентация сроков законотворческой деятельности. Она ограничивает действия депутата, создавая тем самым условия для рационального планирования и рассмотрения законопроектов. Однако положительные свойства проявления фактора, предопределенные сроками, установленными нормативными правовыми актами (Регламентом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, инструкциями и т.п.), нередко усугубляются значительными перегрузками для депутата.
И наконец, третьей особенностью выступают личностные качества депутата, которые относятся к самоорганизации, самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации и определяются, например, опытом законотворческой и внепарламентской деятельности, профессионально-психологической подготовкой, состоянием здоровья.
Рассмотренные особенности, создающие дефицит времени, могут быть упразднены в том случае, если депутат в процессе организации работы учитывает их и планирует деятельность таким образом, чтобы можно было избежать негативных последствий дефицита времени;
фактор риска, который может проявляться в разных видах: риск в принятии законопроектов, законодательных решений, риск отзыва депутата (ряд депутатов неоднократно испытывали риск, в том числе и автор статьи), риск потерять парламентскую и политическую привлекательность; риск для своего статуса, авторитета и морального престижа;
фактор неравномерности нагрузки в течение года (парламентских сессий), который характеризуется периодической усталостью.
Указанные факторы сочетаются с нарушением режима парламентского труда и отдыха, нерациональным и несбалансированным питанием, курением, недостатком свободного времени и для удовлетворения личных потребностей;
фактор внезапности. Частично принятие законопроектов, законодательных решений происходит в сложных условиях. Фактор внезапности усложняет, радикально меняет ситуацию (например, при избрании руководства Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Палата представителей), председателей Постоянных комиссий, руководителей депутатских групп, депутатов в международные парламентские структуры, принятии значимых законодательных, политических и иных правовых решений);
фактор эмоционального напряжения, требующий мобилизации усилий депутата с тем, чтобы законопроекты, законодательные решения были качественны и эффективны. Например, в случае возрастания ответственности за принятие особо значимых законодательных решений, правовых норм и законопроектов («О государственном пенсионном страховании и государственных страховых пенсиях», «О борьбе с коррупцией», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» и др.) и важных государственных решений.
Отдельные негативные проявления в поведении депутатов (например, голодовка, обвинение руководства страны в политической и экономической нестабильности, некоторые аморальные действия, лоббирование своих интересов), характер негативного действия, способ доказывания правовых норм могут порождать отрицательные эмоции у большинства депутатов, вызывать резко негативную оценку в обществе. Поэтому их деятельность, протекающая на фоне отрицательного эмоционального воздействия, с психологической стороны представляется чрезвычайно сложной. Отрицательные эмоции создают большую психологическую напряженность в работе Палаты представителей, которая может сниматься факторами, устраняющими или притупляющими эту напряженность. К ним можно отнести прежде всего уверенность в общественной полезности парламентской деятельности, а также собственное удовлетворение, вызванное каждым
конкретным внесенным в законопроект дополнением и предложением, и правильную оценку депутатами итога интеллектуальной и организационной законотворческой деятельности. Каждый случай положительного разрешения конкретного проявления вызывает у депутата положительные эмоции, позволяющие ему оценивать свою деятельность как сложную, но чрезвычайно важную. Этими факторами и определяется возможность устранения отрицательных эмоций в законотворческой деятельности.
В связи с вышеизложенным важное значение приобретает соответствие психических резервов личности депутата требованиям, предъявляемым к депутатской профессии. Однако для депутата, особенно для психолога, важно не столько подвести парламентскую деятельность под какую-то более общую категорию, сколько разобраться в ее специфической психологической структуре, в которой одно из центральных мест занимает мотивация.
Американский политический психолог Дж.Барбер, проведя эмпирическое исследование мотивации членов конгресса штата Коннектикут, выявил у них четыре типа доминирующих мотивов. Для одних конгрессменов таким мотивом была политическая карьера, для других, игравших пассивную роль в законодательном процессе, - потребность в одобрении своих коллег, для третьих - чувство долга, морально-этические ценности (ценностно-ориентированная вовлеченность), для четвертых - интерес к содержанию самой законодательной деятельности, к подготовке законов.5 Проведенный им анализ позволил выделить четыре основных типа законодателей: «советчиков», «наблюдателей», «равнодушных» и собственно «законодателей». При этом только последние в полной мере сознают ответственность за принимаемые законодательные акты и активно участвуют в законопроектной работе соответствующих комиссий. Что же касается остальных категорий, то для них деятельность депутата имеет совсем иной смысл. Скажем, «советчик» просто-напро-
сто использует ее как политический трамплин, а «равнодушные» вообще погружены в другую сферу интересов и участвуют в законодательной деятельности лишь по обязанности.
На основе собственных наблюдений (исследований) пришли к выводу, что депутатов Палаты представителей второго созыва можно подразделить на два типа: «предрасположенных» и «непредрасположенных» к психическим (психологическим) травмам, к возникновению внутриличнос-тного конфликта, к кризисным событиям, переживаниям и т. п. в зависимости от их личностных, психологических особенностей и типичных для них поведенческих реакций.
Показателен в этом отношении пример. Палата представителей второго созыва потеряла 4 депутата (2 - по причине несчастного случая, 1 - по болезни, 1 -по причине психической (психологической) травмы). Под психотравмирующие ситуации (события) попали и ряд других депутатов (тревога за свой бизнес, обвинение, тяжелые события в семье, страх за семью и др.). Травма психическая (психологическая) для депутата - результат не только воздействий парламентских ситуаций, но и их огромной психологической значимости для депутата, его недостаточной психологической подготовленности к ним, его слабой психологической устойчивости.
Для типа «предрасположенных» характерны такие проявления, как раздражительность, реактивность, фактор дефицита времени, восприимчивость к новизне, напряженность, риск, нетерпение, тревожность, внезапность, стремление к конкуренции, независимость, выраженное чувство депутатского долга, то есть небезразличие к проблемам своего избирательного округа и избирателям, стремление принимать законопроекты, законодательные решения по совести и т.п. Эти депутаты много работают над законопроектами и с избирателями. Способные и преуспевающие в депутатских делах, выполняющие одновременно законотворческую и внепарламентскую деятельность они возглавляют
политические партии, депутатские группы, занимаются научной и преподавательской работой. Они энергичны, стремятся приобрести имидж для продвижения по депутатской службе, им всегда не хватает времени. Нередко эти характерные черты в стрессовых и экстремальных ситуациях повышают нейротизм и приводят к гиперреактивности эмоциональных зон и сосудодвигательного центра головного мозга, что способствует возникновению нервного напряжения.
Полную противоположность представляют депутаты, относящиеся к типу «непредрасположенные». Они не перегружают себя законотворчеством и внепарламентской деятельностью, даже равнодушны к ней, умеют наслаждаться жизнью, много отдыхают, лоббируют свои интересы, занимаются бизнесом, неконфликтны, общительны.
Депутат, отличающийся повышенной тревожностью и мнительностью, хуже адаптируется к парламентской деятельности, требующей интенсивного парламентского общения и оперативного принятия законодательного решения. Депутат, у которого преобладают реакции истерического типа, проявляет достаточно хорошую работоспособность, если необходимы коммуникативные требования и часто меняющиеся условия. Монотонность и однообразие в деятельности депутата могут привести к декомпенсации в состоянии здоровья.
Знакомя депутатов с воздействующими на психику факторами, полезно знать, что трудности закаляют одних, но могут и надломить других. Безрасчетливое запугивание трудностями может подтолкнуть некоторых депутатов к выводу об ошибочности выбора депутатской профессии, желанию уйти из парламента, перейти на другую государственную работу, заняться научной деятельностью, получить дополнительное высшее образование, уйти в оппозицию. Последовательность в ознакомлении со сложностями депутатской работы должна осуществляться с постепенным их нарастанием, с учетом реального по-
вышения профессионально-психологической устойчивости депутатов и сопровождаться уверенными деловыми комментариями и советами психологов, профессионалов-депутатов.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, многосторонность и разнообразие законотворческой деятельности связаны с разными обстоятельствами, обусловленными сущностью и характером действий депутата. Этим объясняются сложность и психологическая напряженность в выполнении депутатом профессиональных функций. Нестандартные ситуации, в которых необходимо принятие единственно возможных законопроектов и законодательных решений, противодействие со стороны заинтересованных лиц (лоббистов) вынуждают депутатов проявлять волевые качества, чтобы обеспечить эффективную организацию их деятельности и незамедлительное принятие законодательного решения;
во-вторых, разнообразие характеристик (сторон деятельности депутата) обусловливает сложность профессии депутата, связанную с парламентской (законотворческой) и внепарламентской деятельностью, ее многоаспектную направленность, высокую общественную и государственную значимость, психологическую и воспитательную роль. По общему правилу, обсуждение и принятие законопроекта носит открытый характер: формулировки
законодательных решений обсуждаются и отстаиваются иногда в жесткой конкурентной борьбе, ход которой скрупулезно отслеживается прессой и электронными СМИ. Это требует от депутатов особых психологических качеств;
в-третьих, знание типологии, личностных, социальных и психолого-профессиональных особенностей личности депутата позволяет своевременно оказать психологическую помощь, принять меры по психологической реабилитации, применить соответствующие профилактические и лечебные мероприятия. Это могут быть индивидуальные и групповые занятия-аутот-ренинги, корреляционная психотерапия и другие методы психореабилитации и психокоррекции, назначение адаптогенов, витаминных препаратов, физические факторы воздействия на организм - сауна, бассейн, занятия в спортзале.
1 Лепешко Б.М. Логические основы правовой практики : монография / Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина. Брест: БрГУ им. А.С.Пушкина, 2003. С.5.
2 Березкина О.П. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке: Тайны ремесла. Практические рекомендации. Тренинг. СПб.: Изд-во Буковского, 1997.
3 Косопкин А.С. Психология парламентского законотворчества. М.: Наука, 2006. С. 18.
4 Мелехин А.В. Теория государства и права : учебное пособие. М.: Маркет ДС, 2007. С.313; Прикладная юридическая психология : учебное пособие для вузов / под ред. А.М.Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С.463-471.
5 Barber J.D. The Lawmakers. New Haven,1965. С.32.