-jfa-_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ_-»¡¡¡¡К
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ДЕПУТАТА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.А. КИБАК,
доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент, полковник милиции Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрывается психологическая техника, используемая депутатами в парламентской (законотворческой) деятельности и вводится понятие «психологическая техника депутата». Особое внимание уделено психологическим приемам при выработке правовых норм, принятии законопроектов депутатами: прием психологически обусловленной композиции речевого сообщения депутата; прием соблюдения норм формальной логики в законотворческой деятельности; психотехника речи депутата; прием диалогичности парламентской речи; прием организации парламентского мышления; прием психологизации парламентского мышления; прием воссоздания мысленной картины по обсуждаемому законопроекту; прием преодоления интеллектуальных тупиков в законотворчестве; прием актуализации постоянного самоконтроля в законотворческой деятельности; прием группового парламентского мышления; прием рефлексивного мышления в законотворческой деятельности.
Ключевые слова: парламентская (законотворческая) деятельность, парламентское мышление, законопроект, депутат, психологический прием, правило.
PSYCHOLOGICAL TECHNIQUE OF THE DEPUTY IN PARLIAMENTARY ACTIVITY
I.A. KIBAK,
docent of the department of psychology and pedagogics of the MIA Academy of the Republic of Belarus,
candidate of science, docent, the police
Annotation. In the article the pedagogical art of the deputy in parliamentary (legislative) activity is revealed. A special attention is given to psychological methods of development of rules of law and acceptance of bills by deputies. There are such methods as method of psychologically caused composition of the deputy's speech message; method of observance of norms of formal logic in legislative activity; psychotechnics of deputy's speech; method of dialogue in parliamentary speech; method of the organisation of parliamentary thinking; method of psycholo-gisation of parliamentary thinking; method of a reconstruction of a mental picture of the discussed bill; method of overcoming of intellectual deadlocks in lawmaking; method of actualisation of constant self-checking in legislative activity; method of group parliamentary thinking; method of reflective thinking in legislative activity.
Keywords: parliamentary (legislative) activity, parliamentary thinking, bill, deputy, rule, psychological method.
Актуальность обозначенной проблемы обусловлена потребностями законотворческой практики и психолого-педагогической теории. Непосредственная практика парламентской (законотворческой) деятельности в качестве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь второго созыва (далее — депутат) и проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что субъекты права законодательной деятельности (далее — субъекты права), коллеги-депутаты ощущают потребность в расширении и углублении своей профессиональной компетентности, постижении специальных психотехник для выработки правовых норм, принятия законопроектов.
Экспериментально доказано, что далеко не каждый образованный и честный человек может
успешно найти себя в юриспруденции [1, с. 5], тем более в законотворческой деятельности [2]. Депутат должен видеть изменяющийся, а не статичный мир, быть пластичным, прежде всего в мышлении, должен обладать способностью к восприятию информации, к психологическому анализу и принятию правового решения. Изучение опыта показывает, что депутаты выполняют действия, применяют приемы и средства, традиционно относимые психологией к такому компоненту психологического мастерства и деятельности, который именуется психотехникой.
Психотехника депутата — это совокупность психологических действий, средств и приемов, адаптированных к специфике парламентской деятельности и используемых в интересах получения
максимального психологического результата. Психотехника депутата в своей основе включает технику владения словом, голосом, жестом, мимикой, позой, походкой, используемых в качестве средств при учете психолого-педагогических аспектов и решении психологических задач, включенных в парламентскую деятельность.
Особое место в психотехнике депутата занимают психологические действия — отдельные составляющие профессиональной парламентской деятельности, возникающие и используемые при наличии психологического намерения и желания достигнуть определенного психологического результата. К важнейшим из них относятся: психологическое наблюдение, психологический анализ, принятие психолого-правового решения, психологическое общение, психологическое воздействие, психологическая оценка.
Психологические действия реализуются с помощью особых психологических приемов, а также средств (слова, голоса и пр.). Специфика психотехники состоит в ее подчинении достижению максимально возможного педагогического — образовательного, развивающего, воспитательного — результата. В любой сфере деятельности именно цель, как закон, определяет выбор и использование средств, методов, способов и приемов ее достижения.
Депутат должен уметь анализировать, готовить рациональные обоснования, заключения либо предложения и замечания по законопроектам, отвечать на сложные законотворческие вопросы, проникать в сущность психолого-педагогических, законотворческих и иных явлений, видеть причинно-следственные связи, мыслить широко, прогнозировать будущее проекта закона и предвидеть последствия. Речевое сообщение как целое, в котором воплощается все содержание выступления депутата, имеет свои психолого-педагогические особенности. При выработке правовых норм, издании Нормативно-правового акта должны использоваться определенные приемы и правила [3, с. 313; 4, с. 463—471]. Полное их понимание и согласие возникают у депутатов лишь после рассмотрения и принятия проекта закона либо законодательного решения. Мы полагаем, что перечень закономерных требований и условий, предусмотренных в ряде психологических приемов и правил
необходимо использовать в парламентской (законотворческой) деятельности.
Прием психологически обусловленной композиции речевого сообщения депутата отражает необходимость строить его продуманно, так, чтобы оно отвечало специфике парламентской деятельности.
Правило приоритетности цели сообщения депутата исходит из того, что такой целью выступает подготовка предложений и замечаний по проекту закона. Достижению цели подчиняется не только формирование содержания речевого сообщения депутата, но и отбор элементов психолого-педагогической речи, их комплексное использование.
Правило решаемой психологической законотворческой задачи состоит в том, что в конечном счете все психологические подходы, задачи, приемы, действия, правила речевого сообщения и обмена мнениями в законотворческой деятельности депутата не являются самоцелью. Они обслуживают процесс получения педагогического результата, обеспечивают его соответствие законотворческой деятельности. Вся психологическая технология законотворчества определяется его целью и задачами. Такими психологическими задачами, решаемыми в законотворческой деятельности с помощью речи, могут быть: достижение взаимопонимания и установление истинности законопроекта; снятие психологических барьеров, возникающих у депутатов при обсуждении и принятии законопроекта и др. Каждая из задач реализуется при использовании соответствующих психотехник, речевых и неречевых средств в комплексе.
Структурно-смысловая организация выступления по законопроекту строго подчиняется правовым и психологическими стратегиям. План содержания выступления имеет силу, если он логичен и грамотно структурирован, т.е. складывается из последовательной цепи вопросов и подвопросов, находящихся в строгой логической подчиненности и обоснованно перетекающих один в другой. Выстраивая логику, депутат должен идти последовательно от субъекта к объекту: как будет пониматься и восприниматься законопроект (правовая норма), что планируется обсуждать; что и как надо изменить, чтобы правовая норма соответствовала проекту закона; какие психологические средства надо использовать для этого. Депутату, овладевающему парламентским мастерством, нужно прилагать особое усилие для правильной формулировки мысли.
Лексическая проработка выступления по законопроекту предполагает, что в выступлении не только содержательная сторона — «о чем сказать?», но и качественная — «как сказать, какими словами?». Слова следует подбирать так, чтобы не провоцировать задуманный план, чтобы у субъекта права (депутата) и других участников законотворческого процесса по общению не вызвать отрицательных эмоций, реакций, которые могут сорвать доклад, содоклад либо выступление на пленарном заседании, на заседании постоянной комиссии.
Психологическая куль тура речи и этикет депутата — речь депутата при официальном разговоре с коллегами-депутатами и должностными лицами, представителями других государств и т.п. должна отвечать требованиям государственно-правового статуса и нормам цивилизованного, парламентского общения [5; 6, с. 282].
Прием соблюдения психологических норм формальной логики в законотворческой деятель-ности[7, 66-71; 8, с. 22—24]. Формальная логика — одно из главных психологических средств анализа законотворческой деятельности, учение об общих законах и требованиях к построению правовых норм, предложений, заключений и обоснований по законопроектам. В одном из номеров «Судовага весшка» критически анализируется Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира». Авторы статьи, в частности, пишут: «Уже студенты старших курсов знают, что разные слова, используемые в нормах, обязательно несут различную смысловую правовую нагрузку, даже если они и являются синонимами. В нашем случае законодатель дал определение категорий «животный мир», «объект животного мира», но сам не понял, что это такое» [9, с. 47]. Очевидно, что авторы говорят о нарушении правил такой известной логической процедуры, как «определение понятий». И таких примеров в данной статье предостаточно: речь идет о соподчинении понятий, их взаимосвязи и, соответственно, пределах компетенции. Основные психологические требования к речи депутата воплощены в ряде правил.
Правило тождества. Всякое утверждение надо формулировать точно, однозначно, не допуская возможности двойственных толкований. Чем понятнее и точнее сформулирована в речи депутата мысль, тем больше шансов, что она будет пра-
вильно усвоена депутатами и поможет принять законопроект.
Правило непротиворечивости. Если два высказывания об одном и том же содержат определенные противоречия, то они не могут быть истинными. Очевидно, что такое явление недопустимо в речевом сообщении депутата. Его суждения должны быть однозначными и точными.
Правило аргументации. Речевое высказывание строится правильно, если содержит не только утверждения, но и их аргументацию. Формальная логика требует, чтобы тезис дополнялся обоснованием. Недостоверная, сомнительная и поверхностная аргументация не приемлема в кругу парламентариев.
Правило достаточного основания. Утверждение правильно, если оно должным образом обосновано, если есть не просто аргументы, а основательные аргументы, безусловно и точно подкрепляющие истинность утверждений.
Правило логического мышления. Заключается в обнаружении и систематизации определенных схем правильного рассуждения. Изучить логику и практически применять ее вполне возможно, несмотря на кажущуюся сложность формальных умопостроений. Английский логик, философ Д.С. Милль по этому поводу писал: «Когда я принимаю в соображение, как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания ее принципов и правил и даже значительной опытности в их применении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-нибудь умственным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления, она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем» [10, с. 5].
Психологическая техника речи депутата. Правило профессионализма речи депутата проявляется через его компетенцию, через его профессиональные знания юриста, экономиста, социолога и т.п. в ходе парламентских чтений, в дискуссиях, при разработке и принятии законопроектов, законодательных решений и пр. Профессионализм парламентской речи требует, прежде всего, владения понятийным аппаратом конкретной области знания и корректного употребления соответствующей терминологии по конкретному законопроекту.
Правило многообразия заключается в совершенствовании педагогической техники речевого высказывания, в согласии с логикой и содержанием. Говорить только языком статей проекта закона, соблюдать требования нормотворческой техники, регламента и инструкций, утверждать без доказательств, невыразительным тоном, с перечислением цифр или зачитыванием извлечений из заключений, обоснований — значит говорить сухо и неубедительно.
Правило акцентирования исходит из необходимости привлечения внимания всего депутатского корпуса.
Правило живой разговорной речи депутата констатирует тот факт, что наиболее понятна для слушающего живая разговорная речь. Живая речь депутата всегда должна быть разнообразной, эмоциональной, отличаться выразительностью слов и интонацией, ясностью произношения и др.
Правило выбора стиля речи. Стиль — единство приемов использования средств языка. Он обладает некоторыми педагогическими особенностями, определяемыми объективными и субъективными обстоятельствами, особой манерой строить высказывания, которые на пленарном заседании либо на заседании постоянной комиссии и в других случаях будут различаться стилевыми особенностями.
Прием диалогичности парламентской речи. Парламентская речь не часто имеет строго монологический характер: вспомним речи депутатов, выступления перед избирателями и с докладами на парламентских и общественных слушаниях, где большую часть времени занимает диалог. Это определяется заинтересованностью депутата в том, чтобы докладчик говорил больше по законопроекту. Субъектов права, участников законотворческого процесса необходимо специально расположить к высказываниям («разговорить» их), а также к тому, чтобы они задавали вопросы, не перебивали оратора, внимательно его слушали.
Прием организации парламентского мышления. Постоянно работая с законопроектами, сталкиваясь со сложной законотворческой ситуацией, правовой нормой, требующей глубокого понимания, депутат должен знать: с чего начать разработку (рассмотрение, обсуждение) проекта закона (правовой нормы); каковы условия достижения нужного общественнополезного педагогического
результата; необходима ли организация процесса парламентского мышления.
Правило активизации парламентского мышления. Необходимо преодолеть торопливость, волнение, заставить себя думать, искать пути решения законотворческой проблемы на пути рассуждений. Полезно временами, особенно в трудных случаях, активизировать внутреннюю речь. Нельзя ограничиваться «кабинетными» рассуждениями, следует усиливать их выездами в избирательный округ, неформальными беседами с учеными, практиками, экспертами, консультантами, психологами.
Правило использования исторического законотворческого опыта. Следует припоминать уроки собственного опыта, подыскивать в памяти аналогичные случаи из опыта парламентариев других государств, опираться на научные разработки, рекомендации, спрашивать совета у более опытных коллег-депутатов.
Правило отбора имеющейся информации по проекту закона — важное правило депутатской работы.
Прием психологического парламентского мышления. Практически каждое психологическое действие депутата связано с правовым решением, обсуждением законопроекта с избирателями, с определенной жизненной ситуацией, где психология людей имеет не иллюстративное, а существенное значение. Не учитывая этого, невозможно выработать правильную правовую норму, принять правильное законодательное решение.
Правило переноса из абстрактного в конкретное. Здесь необходимо использовать весь запас психолого-педагогических знаний, психотехник и действий.
Правило рефлексивности рекомендует почаще ставить себя на место человека, жизнь и поведение которого будут регулироваться предусмотренным законопроектом в определенной сфере деятельности.
Правило самоконтроля также отражает психологию парламентского мышления.
Прием воссоздания мысленной картины по обсуждаемому проекту закона. Умение собирать целостную образную картину проекта закона из правовых норм — одна из важнейших интеллектуальных способностей депутата. Только в системе, в целостной картине каждая норма приобретает свой смысл, занимает свое место.
Правило активизации представлений («мысленного моделирования правовой нормы проекта закона») заключается в стремлении создать мысленно смоделированный законопроект.
Правило мысленного экспериментирования правовых норм проекта закона. Мысленно экспериментируя, необходимо доводить законопроект до полной ясности. Малейшие неувязки, неточности правовых норм должны быть прояснены.
Прием преодоления интеллектуальна тупиков в законотворчестве. Нередко, особенно при рассмотрении законопроекта, наступает момент, когда все, казалось бы, понятно, все нормы отшлифованы, а дело остается столь же туманным, как и вначале. Надо искать выход из тупика, в который депутат сам себя поставил и который не что иное, как низкий уровень парламентского мышления.
Правило поиска и устранения субъективной причины. Прежде всего, надо увидеть причину психологической неустойчивости и преодолеть ее, вновь и вновь предпринимая новые шаги для анализа правовых норм законопроекта. Такими причинами могут быть стереотипы, психологические барьеры и т.п.
Правило обнаружения противоречий. Проводится специальное сравнение всех правовых норм, умозаключений на отсутствие противоречий. Любое противоречие, каким бы незначительным и несущественным оно ни казалось, возводится в ранг приоритетного, и перепроверяется все, что связано с ним.
Правило «свежего взгляда» на законопроект. Это умышленно действенный поворот мысли, критический взгляд как бы «со стороны». Еще более свежим окажется взгляд коллег-депутатов, избирателей, участников законотворческого процесса, к которым полезно обращаться за помощью в тупиковой ситуации. Стоит попросить их критически проверить сделанные замечания и предложения в проект закона и найти в нем противоречия.
Прием актуализации постоянного самоконтроля в законотворческой деятельности. Его основное предназначение — предупредить законотворческие ошибки, коллизии и пробелы в концептуальном несогласии с закрепленными в проектах закона подходами к решению вопросов, наличие в них отсылочных и иных правовых норм, внесение изменений и дополнений без су-
щественных оснований в законопроекты. Предельная и постоянная критичность — необходимый атрибут парламентского мышления.
Правилами здесь тут могут быть:
♦ установка на самоконтроль и самокритику. Для этого целесообразно постоянно пользоваться формулами, произносимыми про себя: «Правильно ли я рассуждаю? Нет ли противоречий в сделанном заключении, замечаниях и предложениях по проекту закона? Качественно ли подготовлены приложения к проекту закона, в том числе обосновывающие необходимость в нем соответствующих норм» и др.;
♦ исключение симпатий и антипатий в мысленных построениях и процессах в период рассмотрения и обсуждения законопроекта;
♦ игнорирование «внутреннего убеждения»;
♦ прислушивание к «внутреннему голосу» сомнений и неуверенности по проекту закона;
♦ противостояние педагогическому давлению со стороны лоббистов, заинтересованных лиц по проекту закона.
Прием группового парламентского мышления. Есть мнение, что 99% полезных мыслей приходит в ходе общения с другими людьми [4, с. 469]. Прием группового парламентского мышления предполагает специальный сбор субъектов права (депутатов), участников законотворческого процесса, работающих совместно над одним проектом закона — расширенное заседание постоянной комиссии и т.п. Необычность методики проведения такого сбора, который именуется часто «мозговым штурмом», заключается в том, что его участники договариваются об особых правилах поведения.
Эти правила таковы:
♦ создание в постоянных комиссиях Палаты представителей обстановки свободного обмена мыслями о законопроекте. Депутаты призываются к смелому высказыванию любых правовых идей и предложений по законопроекту. Другие обязуются не реагировать сразу на них. Обстановка такова, что все воспринимается, никто не имеет права критики, выражать недовольство. Никто не должен бояться высказаться. Так составляется банк инновационных правовых идей по проекту закона;
♦ организация равноправного «соударения мнений». Высказанные правовые идеи не отбрасываются сразу как неприемлемые. Идет серьезное обсуждение каждой идеи, правовой нормы, входящей
в проект закона, поощряется выдвижение новых норм. В ходе делового обсуждения выясняются все «за» и «против» по каждому предложению;
♦ запрет на эмоции и нарушения парламентской этики.
Прием рефлексивного мышления в законотворческой деятельности является необходимым в профессиональной деятельности депутата.
Нет бумажной рукописи, обеспечивающей решение наиболее сложных в интеллектуальном отношении правовых вопросов. Рефлексивное мышление используется при разработке, рассмотрении и обсуждении законопроекта, а также дает возможность построения мысленной модели законопроекта, самоконтроля в поведении субъектов права (депутатов), позволяет планировать собственную познавательную законотворческую деятельность и прогнозировать будущий законопроект.
Психотехника рефлексивного мышления депутата включает в себя три основных правила:
Выход в рефлексивную позицию заключается в смене точки зрения на проблему (правовую норму), с внутренней на внешнюю, т.е. в позицию, позволяющую разобраться в ситуации и найти способ разрешить проблему.
Выбор рефлексивной позиции депутата — это выбор точки зрения на рассматриваемый законопроект, правовую норму и законотворческую проблему. Выбор конкретной позиции определяется ее потенциальной полезностью в отношении данной ситуации. Потенциальный набор позиций и ролей депутата весьма велик. Полезно расширять их репертуар, осваивая их и делая привычными для собственного мышления.
Самоопределение и рефлексивная установка депутата. Для фиксации рефлексивного выхода депутату важно самоопределиться в выбранной позиции по законопроекту (правовой норме). Например, «с этой позиции оценивая данную ситуацию, нужно учесть следующее». Самоопределяясь в правовой норме, депутат осваивает выбранную позицию, выделяет два-три наиболее важных момента, определяющих точку зрения на ту или иную правовую норму. При этом важно рефлексивно настроиться на рациональное осмысление ситуации с новой позиции, проконтролировав отрешение от эмоций, сопровождавших первоначальное переживание исходного затруднения.
Владение широким репертуаром профессионально-правовых позиций, умение рефлексивно выходить на эти позиции позволяет развивать парламентское мышление депутата, способность видеть проблему с различных точек зрения, что во многом обеспечивает эффективность его действий.
Парламентское мышление депутата, как и другие личностные качества, основано на его общем интеллектуальном развитии. У депутата должно быть развито особое профессиональное парламентское мышление, которому должны быть присущи активность, активизация и инициативность, анали-тико-синтетический характер, глубина и широта, логичность и организованность, непротиворечивость и прогностичность. Депутата отличает способность мыслить при «информационных пустотах», умение находить противоречия в правовых нормах и вносить замечания и предложения в проект закона, находчивость, практичность, устойчивость, креативность, критичность. Он должен опираться на свой парламентский опыт, психологические рекомендации по совершенствованию законотворческой деятельности. Развитие такого мышления происходит вместе с профессиональной активизацией ощущений, восприятий, внимания, памяти, представлений, воображения. Сказываются и личностные качества депутата, например, духовные потребности, интересы, устремления, ценностные ориентации, черты характера, темперамент. Сам процесс мышления нередко протекает как малоосознаваемый, недостаточно регулируемый. Психотехнические приемы позволяют преодолеть этот недостаток и повысить эффективность парламентского мышления.
Таким образом, владение психотехникой необходимо всем субъектам права (депутатам), с различиями в объеме и совершенстве, определяемыми видами их профессиональной подготовленности; парламентское мышление в законотворческой деятельности нельзя ограничивать пределами неких стандартных приемов, правил, шаблонов, рекомендаций и сводить к набору жестких формальнологических схем. Парламентское мышление столь же активно и динамично, как динамична жизнь, развивающаяся по своим специфическим законам. Без осознания логико-формальной природы парламентского мышления, ее взаимосвязи со всем комплексом мыслительной законотворческой дея-
тельности депутата невозможно ясно представить себе его специфику. Особенность данному мышлению придает не только конкретный предмет, но и психологический способ рационального и рефлексивного выражения этого предмета. Владение психотехникой использования речевых и неречевых средств в парламентской деятельности — показатель высокого профессионализма депутатов.
Литература
1. Лепешко Б.М. Логические основы правовой практики: моногр. Брест, 2003.
2. Березкина О.П. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке: Тайны ремесла. Практические рекомендации. Тренинг. СПб., 1997.
3. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. Пособие. М., 2007.
4. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие // под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Культура парламентской речи // под ред. С.И. Виноградова. М., 1994.
6. Роберт Г.М. Азы парламентской культуры; пер. с англ. Нью-Йорк, 1992.
7. Малахов В.П. Логика для юристов. М., 2002.
8. Сидорчук И.П. Динамика и логика законотворческого процесса / Белорус. рынок. 2001, 5 фев.
9. Демичев Д. Законотворческая деятельность и профессионализм / Судовы весшк. 1998. № 3.
10. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1946.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Т.Ю. МАТАФОНОВА,
начальник отдела психологического обеспечения Управления медико-психологического обеспечения МЧС России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected] Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии
Московского университета МВД России Д.Б. Белинская; директор Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ З.Г. Данилова
Аннотация. Модификация системы организации психологической помощи пострадавшим в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций оптимальна лишь при соответствии ее определенным стадиям развития ЧС с учетом эшелонированости мероприятий осуществления коррекционных психотехнологий, тесного взаимодействия с различными структурами, участвующими в осуществлении аварийно-спасательных работ и, прежде всего, со спасателями, подразделениями МВД и медицинскими специалистами.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, экстренная психологическая помощь, система организации комплексного подхода к оказанию психологической помощи, психологическая травма, психокоррекцион-ные мероприятия.