Научная статья на тему 'Специфика мышления депутата в парламентской деятельности'

Специфика мышления депутата в парламентской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
330
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКАЯ (ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАРЛАМЕНТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ДЕПУТАТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / PARLIAMENTARY (LEGISLATIVE) ACTIVITY / PARLIAMENTARY MENTALITY / BILL / DEPUTY / PSYCHOLOGICAL TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кибак Иван Алексеевич

В статье раскрывается специфика мышления депутата при осуществлении парламентской деятельности. Особое внимание уделено таким психотехникам при выработке правовых норм и принятии законопроектов, как прием психологически обусловленной композиции речевого сообщения депутата, организация парламентского мышления, воссоздание мысленной картины по обсуждаемому законопроекту, преодоление интеллектуальных барьеров, самоконтроль деятельности, групповое парламентское мышление и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Deputy’s Mentality in Parliamentary Work

The article reveals the peculiarities of a deputy’s mentality during parliamentary performance. The author focuses on psychological techniques used in development of legal norms and passing the bills such as method of arrangement of deputy’s speech psychologically determined, organization of parliamentary mentality, situational reconstruction referring to the bill under debating, overcoming intellectual barriers, self-control, group parliamentary mentality etc.

Текст научной работы на тему «Специфика мышления депутата в парламентской деятельности»

кого взаимодействия между лидером (руководителем) и последователями (подчиненными сотрудниками), базирующегося на признании руководителя подчиненными в качестве лидера, осуществляемого им на основе эффективного сочетания различных источников власти и направленного на решение организационных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия.

Условно организационное лидерство можно представить в следующей формуле: организационное лидерство = руководство (формализованное лидерство) + социальное лидерство.

Таким образом, в контексте организационного лидерства социальное лидерство служит дополнением к руководству, а не заменяет его. Сильный лидер, но слабый руководитель — ничуть не лучше, а возможно, и хуже, чем наоборот. С функциональной позиции, руководитель организации представляется организационным лидером тогда, когда он действительно предстает перед сотрудниками «впередсмотрящим», имеет перспективное видение эффективного развития организации и способствует его осуществлению. В ином случае руководитель превращается в руководителя-администратора. Без перспективной цели организация (подразделение) поглощается текущей деятельностью, вязнет в ней, что приводит к застою и стагнации.

В заключение отметим, что это нелегкая задача для организационного лидера — сочетать умелое лидерство с грамотным руководством и использовать их как две взаимодополняющие силы. И хотя подобное разделение организационного лидерства на компоненты достаточно условно, на наш взгляд, оно полезно для лучшего понимания сущности и природы организационного лидерства.

1 Gibb C. Leadership // G. Lindzey & E. Aronson (eds.) The Handbook of Social Psychology. 2nd ed. Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1969. Vol. 4.

2 Урбанович А. А. Психология управления. Мн., 2005. С. 36-37.

3 КричевскийР. Л. Психология лидерства. М., 2007. С. 22.

4 Вежевич Т. В. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся : дис. ... канд. пед. наук. Улан-Уде, 2001. С. 31.

5 MintzbergH. The Nature of Managerial Work. N.-Y, 1973.

УДК 159.9:342

I СПЕЦИФИКА МЫШЛЕНИЯ ДЕПУТАТА I В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. А. Кибак

В статье раскрывается специфика мышления депутата при осуществлении парламентской деятельности. Особое внимание уделено таким психотехникам при выработке правовых норм и принятии законопроектов, как прием психологически обусловленной композиции речевого сообщения депутата, организация парламентского мышления, воссоздание мысленной картины по обсуждаемому законопроекту, преодоление интеллектуальных барьеров, самоконтроль деятельности, групповое парламентское мышление и др.

Ключевые слова: парламентская (законотворческая) деятельность, парламентское мышление, законопроект, депутат, психологический прием.

Актуальность проблемы вызвана потребностями парламентской (законотворческой) практики. Непосредственная практика парламентской (законотворческой) деятельности в качестве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее — депутат) второго созыва и проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что субъекты права законодательной деятельности (далее — субъект права) — коллеги-депутаты ощущают потребность в расширении и углублении личной психологической культуры и постижении специальных психотехнологий создания законов.

Профессионально-личностные качества депутата обусловлены спецификой так называемого парламентского мышления, понимаемого нами как профессиональное мышление. Не вызывает сомнений то, что профессиональное мышление юристов и депутатов имеет свои особенности. Парламентское мышление, как и юридическое, системно, поскольку основными источниками правового познания являются конституция, своды правил, кодексы и иные комплексы нормативных правовых актов (далее — НПА). С одной стороны, системность облегчает процедуры обоснования и конструирования конкретных правовых норм, ибо формы систематизирования в юридической области просты, жестки, а критерии четко обозначены. С другой стороны, это свойство в определенном смысле усложняет понимание подлинного смысла НПА. Не случайно в этой связи существуют, как правило, множество путей «законного» обхода законов и множество толкований даже относительно компактных и несложных правил.

Юридическое мышление носит ценностный характер, причем ценности правового сознания не выводятся рациональным путем, по законам логики. Они являются данностью правового сознания, следует исходить из них при описании и оценке правовой реальности. Юридическое мышление вторично по отношению к ценностям, оно всегда имеет национальный характер, поэтому изучение чужих законодательств может иметь только относительную и условную ценность. Человечество всегда выражается абстрактно, но мыслит конкретно, и понятие всегда конкретно 1. Экспериментально доказано, что далеко не

каждый образованный и честный человек может успешно найти себя в юриспруденции, тем более — в законотворческой деятельности 2. Депутат должен видеть изменяющийся, а не статичный мир, быть пластичным прежде всего в мышлении, обладать высокой степенью способности к анализу и восприятию информации.

Парламентский опыт и наши собственные наблюдения показывают, что депутаты выполняют действия, применяют приемы и средства, традиционно относимые психологией к такому компоненту профессионального мастерства и деятельности, который именуется психотехникой мышления. Умение переосмысливать и оптимизировать свое мышление — важное качество депутата. Он должен уметь готовить рациональные обоснования, заключения либо предложения и замечания по законопроектам, отвечать на сложные законотворческие вопросы, проникать в сущность психологических и иных явлений, видеть причинно-следственные связи, мыслить широко, прогнозировать будущее проекта закона и предвидеть последствия его исполнения. Речевое сообщение, как единое целое, в котором воплощается все содержание выступления депутата, имеет психологические особенности. При выработке правовых норм, издании НПА должны использоваться определенные приемы и правила3. Полное взаимопонимание и согласование психологических приемов возникают лишь после рассмотрения и принятия проекта закона либо законодательного решения. Мы полагаем, что перечень требований и условий, предусмотренных рядом психологических приемов и правил, необходимо использовать в парламентской (законотворческой) деятельности.

Прием психологически обусловленной композиции речевого сообщения депутата отражает необходимость строить выступление таким образом, чтобы оно было продуманным и соответствовало специфике парламентской деятельности.

Правило приоритетности цели сообщения депутата применяется при подготовке предложений и замечаний по проекту закона. Достижению цели подчиняется не только формирование содержания речевого сообщения депутата, но и отбор элементов речи, их комплексное использование.

Правило решаемой психологической задачи в законотворческом процессе. Все психологические подходы, задачи, приемы, действия, правила речевого сообщения и обмена в законотворческой деятельности депутата не являются самоцелью. Они «обслуживают» процесс получения законотворческого результата, обеспечивают его соответствие главной цели. В связи с этим вся психотехнология законотворчества определяется целью и его задачей. Такими психологическими задачами, решаемыми в законотворческой деятельности с помощью речи, могут быть: достижение взаимопонимания по законопроекту; снятие психологических барьеров, возникающих у депутатов при обсуждении и принятии законопроекта, и др. Каждая из задач реализуема при использовании соответствующих психотехник, речевых и неречевых средств в комплексе.

Структурно-смысловая организация по законопроекту. Структура содержания проекта закона в выступлении депутата строго подчиняется правовым и психологическим стратегиям. План, содержание выступления имеют силу, если они логичны и структурированы, т. е. конечный смысл складывается из последовательной цепи вопросов и подвопросов, находящихся в строгой логической подчиненности. Депутату, овладевающему парламентским мастерством, необходимо прилагать усилия для правильной формулировки мысли. Полезно, например, тщательнейшим образом разработать план выступления по законопроекту (правовой норме), наметить логический ряд вопросов и подвопросов, продумать их взаимосвязь.

Лексическая проработка выступления по законопроекту. Большое значение имеет не только содержательная сторона — «о чем сказать», но и логико-лексическая — «как сказать, какими словами». Слова следует подбирать так, чтобы у субъекта права (депутата) и других участников законотворческого процесса при общении не вызвать отрицательных эмоций, реакций, которые могут сорвать доклад, содоклад, выступление на пленарном заседании или заседании постоянной комиссии.

Культура речи и этикет депутата. Речь депутата при официальном разговоре с коллегами-депутатами и должностными лицами, представителями других государств должна отвечать требованиям государственноправового статуса и нормам цивилизованного парламентского общения 4

Прием соблюдения норм формальной логики в законотворческой деятельности является одним из главных средств анализа законотворческой деятельности, т. е. представляет собой учение об общих законах и требованиях к построению правовых норм, предложений, заключений и обоснований по законопроектам5. Так, критически был рассмотрен Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира»: «Уже студенты старших курсов знают, что разные слова, используемые в нормах, обязательно несут различную смысловую правовую нагрузку, даже если они и являются синонимами. В нашем случае законодатель дал определение категорий «животный мир», «объект животного мира», но сам и не понял, что это такое»6. Здесь авторы статьи говорили о нарушении правил такой известной логической процедуры, как «определение понятий», речь шла также и о соподчинении понятий, их взаимосвязи и пределах компетенции.

Основные требования к речи депутата воплощены в ряде правил.

Правило тождества. Всякое утверждение надо формулировать точно, однозначно, не допуская возможности двойственных толкований. Чем понятнее и точнее сформулирована в речи депутата мысль, тем больше шансов, что она будет правильно усвоена коллегами и поможет в принятии законопроекта.

Правило непротиворечивости. Если два высказывания об одном и том же содержат противоречия, то они не могут быть истинными. Очевидно, что такое яв-

ление недопустимо в речевом сообщении депутата. Суждения должны быть однозначными и точными.

Правило аргументации. Речевое высказывание строится правильно, если содержит не только утверждения, но и их аргументацию. Формальная логика требует, чтобы тезис дополнялся обоснованием. Недостоверная, сомнительная и поверхностная аргументация неприемлема в кругу парламентариев.

Правило достаточного основания. Утверждение правильно, если оно должным образом обосновано, если есть основательные аргументы, безусловно и точно подкрепляющие его истинность. Речевое сообщение депутата эффективно, если обоснованиям и аргументам отводится больше внимания, чем прямым утверждениям.

Правило логического мышления. Определение и систематизация схем правильного рассмотрения правовых норм по законопроекту — важный процесс. Изучить логику и практически применять ее вполне возможно, несмотря на кажущуюся сложность формальных умопостроений. Английский логик и философ Д. С. Милль по этому поводу писал: «Когда я принимаю в соображение, как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания ее принципов и правил и даже значительной опытности в их применении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-нибудь умственным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления, она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время, когда мы его не понимаем» 7.

Прием использования психотехники речи депутата в парламентской деятельности. Все психологические средства речи необходимо не только использовать, но и варьировать в соответствии с содержанием сказанного. Психотехника в парламентской деятельности — это система специальных и целенаправленных психологических средств и приемов, позволяющих депутату эффективно воздействовать на психику и сознание субъекта права, участника законотворческого процесса, с целью реализации определенных парламентских (законотворческих) задач. Основные правила здесь таковы:

Правило профессионализма речи депутата проявляется через его профессиональную компетенцию, профессиональные знания юриста, экономиста, социолога и т. п.; в парламентских чтениях, дискуссиях, при разработке и принятии законопроектов, законодательных решений и пр. Профессионализм парламентской речи требует, прежде всего, владения понятийным аппаратом в определенной области знаний и точного употребления соответствующей терминологии по конкретному законопроекту.

Правило многообразия заключается в применении разнообразных психотехник речевого высказывания в согласии с логикой и содержанием выступления. Говорить только языком статей проекта закона, строго соблюдать требования нормотворческой техники, регламента и инструкций, утверждать, без доказательств, не-

выразительным тоном, с перечислением цифр или зачитыванием извлечений из заключений, обоснований — значит говорить сухо и неубедительно.

Правило акцентирования требует заботы о привлечении внимания всего депутатского корпуса. Выделение важнейших положений высказывания (правовых норм), промежуточных констатаций и выводов может производиться техническими средствами.

Правило живой разговорной речи констатирует тот факт, что наиболее понятна для слушающих живая разговорная речь, которая всегда разнообразна, эмоциональна, выразительна.

Правило выбора стиля речи проявляется в единстве приемов использования средств языка. Выбор депутатом стиля речи должен соответствовать стилевым особенностям при выступлении на пленарном заседании, в постоянной комиссии, при парламентских и общественных слушаниях и др. Существуют и так называемые парламентские обстоятельства, требующие гибкого изменения стиля в зависимости от того, с кем говоришь, о чем и чего нужно достичь в итоге.

Прием диалогичности парламентской речи определяется заинтересованностью депутатского корпуса в том, чтобы докладчик говорил больше по законопроекту. Парламентская речь не всегда носит строго монологический характер: вспомним речи депутатов, выступления перед избирателями и с докладами на парламентских и общественных слушаниях, где большую часть времени занимает диалогическая форма. Необходимо специально располагать субъектов права, участников законотворческого процесса к высказываниям («разговорить» их), задавать вопросы, не перебивать, внимательно слушать.

Прием организации парламентского мышления требует глубокого понимания депутатом сложной законотворческой ситуации или правовой нормы. Депутат должен для себя ответить на вопрос о том, необходимы ли организация и сопровождение процесса парламентского мышления.

Правило активизации парламентского мышления выражается в преодолении торопливости, волнения при поиске решений законотворческой проблемы, построении логических рассуждений. Нельзя ограничиваться «кабинетными» рассуждениями, следует усиливать их выездами в избирательный округ, неформальными беседами с учеными, практиками, экспертами, консультантами, психологами.

Правило использования исторического законотворческого опыта основывается на собственном опыте, анализе аналогичных случаев из опыта парламентариев других государств, научных разработках, рекомендациях, советах более опытных коллег-депутатов.

Правило отбора имеющейся информации по проекту закона реализуется путем отбора и анализа исходных сведений: уясняются наличие фактов, условий, актуальности, достоверности, научность данных об общественных отношениях, подлежащих правовому урегулированию в ходе законотворческой деятельности. Психо-

лого-правовая информация включает любые зафиксированные общепринятыми средствами целостные в смысловом отношении записи (официальные документы, авторские произведения, сообщения СМИ и др.), прямо или косвенно способствующие правопониманию или влияющие на законотворчество. К основным типам правовой информации относятся: национальные НПА; акты международных организаций, соглашения субъектов международного права в переводах; международные обычаи; нормативно-технические материалы (стандарты, классификаторы, технические условия, своды правил, регламент, устав); обобщенные формы практики правоприменения; образцы деловых бумаг; юридические, толковые и энциклопедические словари; комментарии законодательства, проблемные, популярные, аналитические и научные работы и учебные материалы по правовым вопросам; документооборот, обеспечивающий процесс нормотворчества (включая проекты законов и иных НПА) и иные материалы. К психологической информации относятся: материалы рецензирования законопроектов научно-исследовательскими и психологическими учреждениями; отзывы, экспертизы и заключения на законопроект со стороны психологов; аналитические данные психолого-социологических исследований об эффективности действия законов; обзоры: предложений ученых-психологов, иных лиц по совершенствованию, изменению нормативного психоло-го-правового регулирования в сфере предмета проектируемого закона; передовой зарубежный психологозаконотворческий опыт; анализ общепризнанных норм и психологических принципов международного права, действующих в сфере предмета проектируемого закона; прогноз возможных психологических последствий применения проектируемых норм.

Прием воссоздания мысленной картины по обсуждаемому проекту закона заключается в умении собирать целостную образную картину проекта закона из правовых норм, что является одним из важнейших интеллектуальных способностей депутата. Только в системе каждая норма приобретает свой смысл, занимает свое место, становится одним из шагов, приближающих к цели.

Правило моделирования правовых норм проекта закона заключается в намеренном стремлении сложить мысленно смоделированный законопроект до полной ясности. Понятность, точность и краткость языка закона создают благоприятные условия для одинакового его понимания и толкования, единообразного соблюдения, исполнения и применения. Малейшие неувязки, неточности правовых норм должны быть устранены.

В проекте закона неуместны канцелярские обороты, бюрократические штампы, архаичные выражения (иметь место, приискание, на предмет, увязать вопрос и т. д.), а также такие словосочетания, как «живой человек», «экономическое сношение» и др.

Прием преодоления интеллектуальных барьеров в законотворчестве чаще всего встречается при рассмотрении законопроекта, в тот момент, когда все, казалось бы, понятно, все правовые нормы отшлифованы,

а проект остается столь же неясным, как и вначале. Надо искать выход из тупика, в который депутат сам себя поставил и который есть не что иное как низкий уровень парламентского мышления.

Правило поиска и устранения субъективной причины прежде всего заключается в видении причины и преодолении ее. Такими причинами могут быть стереотипы, психологические барьеры и т. п.

Правило обнаружения противоречий применяется в ходе специального сравнения всех правовых норм, умозаключений. Любое противоречие, каким бы незначительным и несущественным оно ни казалось, возводится в ранг приоритетного, после чего перепроверяется все, что связано с ним.

Правило «свежего взгляда» на законопроект — критический взгляд депутата «со стороны». Еще более результатным окажется взгляд коллег-депутатов, избирателей, участников законотворческого процесса, которые критически отнесутся к проекту закона и найдут в нем противоречия.

Прием самоконтроля в законотворческой деятельности предназначен для предупреждения психологоправовых ошибок, коллизий и пробелов в концептуальном несогласии с закрепленными в проектах закона подходами к решению вопросов; установления наличия в них отсылочных и иных правовых норм; внесения изменений и дополнений в законопроекты. Предельная и постоянная критичность — необходимый атрибут парламентского мышления. В данном случае целесообразно: применять установку на самоконтроль и самокритику, т. е. пользоваться формулами, произносимыми про себя: «Правильно ли я рассуждаю? Нет ли противоречий в сделанном заключении, замечаниях и предложениях по проекту закона? Качественно ли подготовлены приложения к проекту закона, в том числе обосновывающие необходимость в нем соответствующих норм»; исключать симпатии и антипатии в мысленных построениях и процессах в период подготовки, рассмотрения, обсуждения и принятия законопроекта; противостоять психологическому давлению со стороны лоббистов, заинтересованных лиц по проекту закона.

Прием группового парламентского мышления предполагает специальный сбор субъектов права (депутатов), участников законотворческого процесса, работающих совместно над одним проектом закона, — расширенное заседание постоянной комиссии и т. п. Установлено, что 99% полезных мыслей к человеку приходит в ходе общения с другими людьми 8

Для того, чтобы профессиональная парламентская деятельность была успешной, депутаты должны осваивать ряд алгоритмов, приемов, технологий совместного принятия решений, выработки общей стратегии действий и решения возникающих законотворческих проблем, поиска их решений, которые успешно используют в дальнейшем в ходе сетевых дискуссий, проектов и т. д. При этом может возникнуть ситуация, когда потребуется принять коллективное законотворческое решение или построить новую идею (законопроект, правовую нор-

му) в малые сроки. В этом случае может зарекомендовать себя такой прием, как мозговой штурм. Методика его проведения заключается в том, что участники договариваются о следующих правилах:

— соблюдение основных этапов «мозгового штурма» (определение проблемы, выбор генераторов правовых идей и экспертов; обсуждение проблемы и запись выдвинутых идей; обсуждение идей и ранжирование их по степени важности; определение приоритетов и коллективный выбор наиболее ценной идеи);

— создание в постоянных комиссиях Палаты представителей обстановки свободного обмена мыслями при обсуждении законопроекта (депутатов призывают к высказыванию любых правовых идей и предложений по законопроекту, обеспечивается равное участие каждого члена группы «мозгового штурма» в обсуждении проблемы и выдвижении идей, создаются благоприятные условия для возникновения эффекта «цепной реакции» идей. Обстановка такова, что никто не имеет права критиковать, выражать недовольство; никто не должен бояться высказаться; должна быть одинаковая продуктивность на любом этапе законотворческого процесса принятия решения, а также возможность фиксации и постоянной записи всех выдвинутых идей; составляется банк инновационных правовых идей по проекту закона);

— организация равноправного «соударения мнений» (высказанные правовые идеи не отбрасываются сразу как неприемлемые; идет серьезное обсуждение каждой идеи, правовой нормы, входящей в проект закона, поощряется выдвижение новых норм, наиболее рациональных с точки зрения большинства участников; если при этом присутствует автор идеи законопроекта (правовой нормы), он имеет возможность пояснить свою мысль; в ходе делового обсуждения выясняются все «за» и «против» каждого мнения);

— запрет на эмоции и нарушение парламентской этики (идет рационалистичный обмен мнений по законопроекту; отбираются только заслуживающие внимания и дальнейшей проверки инновационные и обоснованные правовые нормы; парламентская этика депутата должна прежде всего включать в себя уважительное отношение к мнению оппонента и достаточно критическое отношение к собственным взглядам, имея в виду потенциальную возможность их синтеза, для которого необходимы безупречная вежливость и корректность в обращении, чтобы обиды и неприязнь не стали единственной причиной несовместимости мнений).

Депутату необходимо придерживаться определенных парламентских правил: выступая в ходе дискуссии, обсуждения законопроекта, следует ограничиваться рамками обозначенного вопроса и не касаться личности; уважать права других депутатов; критиковать следует не человека, а его предложения и точку зрения, которые и составляют суть дискуссии; никогда не бросать тень на мотивы действий другого депутата; никогда не угрожать и не прибегать к принуждению; не переходить на личностные аргументы в дебатах; открыто и ясно определять свои цели; не выступать против пред-

седателей комиссий или партийных лидеров без предварительного уведомления их об этом; никогда не вмешиваться в личные дела другого депутата; не призывать к незаконным и насильственным действиям либо оправдывать таковые.

Прием рефлексивного мышления в законотворческой деятельности является необходимым в профессиональной парламентской деятельности депутата, обеспечивающей решение наиболее сложных в интеллектуальном отношении правовых норм. Рефлексивное мышление используется при разработке, рассмотрении и обсуждении законопроекта, а также дает возможность построения мысленной модели законопроекта, самоконтроля в поведении субъектов права (депутатов), позволяет планировать собственную познавательную законотворческую деятельность и прогнозирование будущего законопроекта.

Психотехника рефлексивного мышления депутата включает в себя три основных правила:

— выход в рефлексивную позицию (смена точки зрения на проблему (правовую норму), т. е. позицию, позволяющую разобраться в ситуации и найти способы ее разрешения);

— выбор рефлексивной позиции депутата (умозаключение на рассматриваемый законопроект, правовую норму и законотворческую проблему, которое определяется его потенциальной полезностью в отношении данной ситуации);

— самоопределение и рефлексивная установка депутата (самоопределение в выбранной позиции по законопроекту (правовой норме); освоение выбранной позиции, выделение двух-трех наиболее важных моментов; рациональное осмысление ситуации с новой позиции, отрешение от эмоций, сопровождавших первоначальное переживание).

Владение широким спектром профессиональноправовых позиций, умение рефлексивно выходить на эти позиции позволяют развивать парламентское мышление депутата, способность мыслить с различных точек зрения, что во многом обеспечивает эффективность его действий. Почти каждое действие депутата связано с правовым решением, обсуждением законопроекта с субъектами права, участниками законотворческого процесса, избирателями, определенной жизненной ситуацией, где психология людей имеет не иллюстративное, а существенное значение. Не разобравшись, невозможно выработать оптимальную правовую норму, принять правильное законодательное решение.

Парламентское мышление депутата, как и другие личностные качества, основано на его общем интеллектуальном развитии. У депутата должно быть развито особое профессиональное парламентское мышление, которому должны быть присущи активность, инициативность, аналитико-синтетический характер, глубина, широта, логичность, организованность, непротиворечивость, способность мыслить при «информационных пустотах», умение находить противоречия в правовых нормах и вносить замечания и предложения в проект

Бурцева Е. В. Система органов внутренних дел как ресурс и антиресурс совладающего поведения..

закона, находчивость, практичность, устойчивость, про-гностичность, креативность, критичность. Он должен опираться как на свой парламентский опыт, так и на психологические рекомендации по совершенствованию психотехнологии законотворческой деятельности. Развитие такого мышления происходит вместе с профессиональной активизацией познавательных процессов. Сказываются и личностные качества депутата, например духовные потребности, интересы, устремления, ценностные ориентации, черты характера, темперамент. Психотехнические приемы позволяют преодолеть этот недостаток и повысить эффективность парламентского мышления.

Закономерно следует из вышеизложенного и общий вывод: парламентское мышление в законотворческой деятельности нельзя ограничивать пределами неких стандартных приемов, правил, шаблонов, рекомендаций и сводить к набору жестких формально-логических схем. Парламентское мышление столь же «живо» и динамично, как динамична жизнь, развивающаяся по своим специфическим законам. Без осознания логико-формальной природы парламентского мышления, ее взаимосвязи со всем комплексом мыслительной законотворческой деятельности депутата невозможно ясно представить себе его специфику. Особенность данному мышлению придает не только конкретный предмет, но и способ рационального и рефлексивного выражения этого предмета. Владение приемами и правилами парламентского мышления — показатель высокого профессионализма депутата.

1 Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 98.

2 Лепешко Б. М. Логические основы правовой практики: монография. Брест, 2003. С. 5; Березкина О. П. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке: Тайна ремесла. Практические рекомендации. Тренинг. СПб., 1997. 160 с.

3 Мелехин А. В. Теория государства и права: учебное пособие. М., 2007. С. 313; Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. С. 463-471.

4 Культура парламентской речи / под ред. С. И. Виноградова. М., 1994. 361 с.; Роберт Г. Азы парламентской культуры. М., 1992. С. 282.

5 Малахов В. П. Логика для юристов. М., 2002. С. 66-71; Сидорчук И. П. Динамика и логика законотворческого процесса // Белорус. рынок. 2001. 5 фев. С. 22-24.

6 Демичев Д., Балашенко С. Законотворческая деятельность и профессионализм // Судовы весшк. 1998. № 3. С. 47.

7 Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1946. С. 5.

8 Прикладная юридическая психология : учебное пособие. С. 469.

УДК 159.9:34.01 37.015.31

СИСТЕМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК РЕСУРС И АНТИРЕСУРС СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

Е. В. Бурц ева

Рассмотрена система органов внутренних дел как ресурс и антиресурс совладающего поведения, предложены понятия, описывающие поведение совладания с деперсонализирующим влиянием среды.

Ключевые слова: система органов внутренних дел, деперсонализация, копинг-персонализация, копинг-персо-нальное поведение, копинг-персонирование, копинг-персона, субъектность.

Служба в органах внутренних дел проходит в экстремальных условиях, поэтому внимание ученых всегда уделялось процессам адаптации к работе в экстремальных ситуациях, условиям службы, коллективу. В последнее время изучаются аспекты адаптации, как совладающее поведение, или «копинг». В нашей статье мы рассмотрели систему органов внутренних дел в качестве ресурса совладающего поведения.

Понятие «копинг» появилось сравнительно недавно и в зарубежной, и в отечественной психологии и представляет собой новое направление в науке. Оно обозначает совладающее, адаптивное поведение или копинг-поведение (от англ. — преодолевать, справляться). Широкое распространение получила концепция преодолевающего поведения, предложенная зарубежными исследователями. Они определяют копинг как попытки управлять специфическими внешними или внутренними требованиями, которые могут быть оценены как вызывающие напряжение для ресурсов человека1.

Основная функция копинга, по мнению ученых, состоит в адаптации человека к требованиям ситуации 2 Проблеме адаптации сотрудников к условиям службы, работы в системе органов внутренних дел посвящено множество исследований, в последнее время звучат также понятия «копинг-поведение», «стратегии совладания» и т. п.3 Понятно, что внимание обращено также к изучению ресурсов совладания человека с трудными ситуациями. По мнению В. А. Бодрова, понятие «человеческий ресурс» в общих чертах отражает возможности энергетических и информационных процессов, степень развития профессионально ориентированных функций, их адаптивность, устойчивость и компенсируемость, наличие освоенных программ и способов регуляции различных форм активности и др. Под совладанием он понимает целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией через осознанные стратегии действий и привлечение необходимых ресурсов 4. Нас интересует данный аспект проблемы с точки зрения профессиональной педагогики.

Исследователи, рассматривая психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.