Научная статья на тему 'Педагогическая техника депутата в парламентской деятельности'

Педагогическая техника депутата в парламентской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кибак Иван Алексеевич

В статье раскрывается педагогическая техника, используемая депутатами в парламентской (законотворческой) деятельности. Особое внимание уделено педагогическим приёмам и правилам при выработке правовых норм и принятии депутатами законопроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical art used by deputies in parliamentary (legislative) activity is revealed in the article. A special attention to pedagogical methods while developming the rules of law and acceptance of bills by deputies is given. There are such methods as method of psychologically caused composition of the deputy’s speech act; method of observation of pedagogical norms of formal logic in legislative activity; pedagogical technics of deputy’s speech; method of dialogue in parliamentary speech; method of the organisation of parliamentary thinking; method of pedagogical way of thinking in parliament; method of reconstruction of mental picture of the discussed bill; method of overcoming of intellectual deadlocks in lawmaking; method of actualisation of constant self-checking in legislative activity; method of group parliamentary thinking; method of reflective thinking in legislative activity.

Текст научной работы на тему «Педагогическая техника депутата в парламентской деятельности»

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

33

УДК 342.537 + 159.9:37.988

И. А. Кибак

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ДЕПУТАТА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается педагогическая техника, используемая депутатами в парламентской (законотворческой) деятельности. Особое внимание уделено педагогическим приёмам и правилам при выработке правовых норм и принятии депутатами законопроектов.

Введение

Актуальность проблемы вызвана потребностями законотворческой практики и психологопедагогической теории. Непосредственная практика парламентской (законотворческой) деятельности в качестве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь второго созыва (далее - депутат) и проведённые исследования позволили сделать вывод о том, что субъекты права законодательной деятельности (далее - субъекты права), ощущают потребность в расширении и углублении своей педагогической профессиональной компетентности, в постижении специальных педагогических технологий.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментально доказано, что далеко не каждый образованный и честный человек может успешно найти себя в юриспруденции [1, 5], тем более в законотворческой деятельности [2]. Депутат должен видеть изменяющийся, а не статичный мир, быть пластичным, прежде всего в мышлении, обладать высокой степенью способности к восприятию информации, к педагогическому анализу и принятию педагогического решения. Изучение опыта показывает, что депутаты выполняют действия, применяют приёмы и средства, традиционно относимые педагогикой к такому компоненту педагогического мастерства и деятельности, который именуется педагогической технологий.

Педагогическая техника депутата - это совокупность педагогических действий, средств и приёмов, адаптированных к специфике парламентской деятельности и используемых в интересах получения максимального педагогического результата. Педагогическая техника депутата включает в себя технику умения владеть словом, голосом, жестом, мимикой, позой, походкой, используемых в качестве средств при учёте педагогических аспектов и решении педагогических задач, включённых в парламентскую деятельность.

Особое место в педагогической технике депутата занимают педагогические действия -отдельные составляющие профессиональной парламентской деятельности, возникающие и используемые при наличии педагогического намерения и желания достигнуть определенного педагогического результата. К важнейшим из них относятся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ, принятие педагогического решения, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогическая оценка.

Педагогические действия реализуются с помощью особых педагогических приёмов, а также средств (слова, голос и пр.). Педагогическая техника связана с психологической, но её специфика - в подчинении достижению максимально возможного педагогического - образовательного, развивающего, воспитательного - результата. Ведь в любой сфере деятельности именно цель, как закон, определяет выбор и использование средств, методов, способов и приёмов её достижения.

Депутат должен уметь анализировать, готовить рациональное обоснование, заключение либо предложения и замечания по законопроектам, отвечать на сложные законотворческие вопросы, проникать в сущность психолого-педагогических, законотворческих и иных явлений, видеть причинноследственные связи, мыслить широко, прогнозировать будущее проекта закона и предвидеть последствия. Речевое сообщение как целое, в котором воплощается всё содержание выступления депутата, имеет свои психолого-педагогические особенности. При выработке правовых норм, издании НПА (нормативно-правовые акты) должны использоваться определенные приёмы и правила [3, 313], [4, 463-471]. Полное их понимание и согласие возникают у депутатов лишь после рассмотрения и принятия проекта закона либо законодательного решения. Мы полагаем, что перечень закономерных требований и условий, предусмотренных в ряде педагогических приемов и правил необходимо использовать в парламентской (законотворческой) деятельности.

34

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Приём педагогически обусловленной композиции речевого сообщения депутата

отражает необходимость строить его продуманно, чтобы оно отвечало специфике парламентской деятельности.

Правило приоритетности цели сообщения депутата. Такой целью у депутатов выступает подготовка предложений и замечаний по проекту закона. Достижению цели подчиняется не только формирование содержания речевого сообщения депутата, но и отбор элементов педагогической речи, их комплексное использование.

Правило решаемой педагогической законотворческой задачи. В конечном счете все педагогические подходы, задачи, приемы, действия, правила речевого сообщения и обмена мнениями в законотворческой деятельности депутата не являются самоцелью. Они обслуживают процесс получения педагогического результата, обеспечивают его соответствие законотворческой деятельности. Поэтому и вся педагогическая технология законотворчества определяется его целью и задачами. Такими педагогическими задачами, решаемыми в законотворческой деятельности с помощью речи, могут быть: достижение взаимопонимания и установление истинности законопроекта; снятие психолого-педагогических барьеров, возникающих у депутатов при обсуждении и принятии законопроекта, и др. Каждая из задач реализуется при использовании соответствующих педагогических техник, речевых и неречевых средств в комплексе.

Структурно-смысловая организация выступления по законопроекту. Структура содержания проекта закона в выступлении депутата строго подчиняется правовым и педагогическим стратегиям. План содержания выступления имеет силу, если он логичен и грамотно структурирован, то есть складывается из последовательной цепи вопросов и подвопросов, находящихся в строгой логической подчиненности и обоснованно перетекающих один в другой. Выстраивая логику, депутат должен идти последовательно от субъекта к объекту: как будет пониматься и восприниматься законопроект (правовая норма), что планируется обсуждать; что и как надо изменить, чтобы правовая норма соответствовала проекту закона; какие педагогические средства надо использовать для этого. Депутату, овладевающему парламентским мастерством, нужно прилагать особые усилия для правильной формулировки мысли.

Лексическая проработка выступления по законопроекту. Большое значение имеет не только содержательная сторона - «о чем сказать?», но и качественная - «как сказать, какими словами?». Слова следует подбирать так, чтобы не провоцировать задуманный план, чтобы у субъекта права (депутата) и других участников законотворческого процесса по общению не вызвать отрицательных эмоций, реакций, которые могут сорвать доклад, содоклад либо выступление на пленарном заседании или на заседании постоянной комиссии.

Педагогическая культура речи и этикет депутата. Речь депутата при официальном разговоре с коллегами-депутатами и должностными лицами, представителями других государств и т. п. должна отвечать требованиям государственно-правового статуса и нормам цивилизованного, парламентского общения [5], [6, 282].

Приём соблюдения педагогических норм формальной логики в законотворческой деятельности [7, 66-71], [8, 22-24]. Формальная логика - одно из главных педагогических средств анализа законотворческой деятельности, учение об общих законах и требованиях к построению правовых норм, предложений, заключений и обоснований по законопроектам. В одном из номеров «Судовага весніка» критически анализируется Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира». Авторы статьи, в частности, пишут: «Уже студенты старших курсов знают, что разные слова, используемые в нормах, обязательно несут различную смысловую правовую нагрузку, даже если они и являются синонимами. В нашем случае законодатель дал определение категорий «животный мир», «объект животного мира», но сам и не понял, что это такое» [9, 47]. Очевидно, что авторы говорят о нарушении правил такой известной логической процедуры, как «определение понятий». И таких примеров в данной статьи предостаточно: речь идет о соподчинении понятий, их взаимосвязи и, соответственно, о пределах компетенции. Основные педагогические требования к речи депутата воплощены в ряде следующих правил:

Правило тождества. Всякое утверждение надо формулировать точно, однозначно, не допуская возможности двойственных толкований. Чем понятнее и точнее сформулирована в речи депутата мысль, тем больше шансов, что она будет правильно усвоена депутатами и поможет принять законопроект.

Правило непротиворечивости. Если два высказывания об одном и том же содержат определённые противоречия, то они не могут быть истинными. Очевидно, что такое явление недопустимо в речевом сообщении депутата. Его суждения должны быть однозначными и точными.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

35

Правило аргументации. Речевое высказывание строится правильно, если содержит не только утверждения, но и их аргументацию. Формальная логика требует, чтобы тезис дополнялся обоснованием. Недостоверная, сомнительная и поверхностная аргументация не приемлема в кругу парламентариев.

Правило достаточного основания. Утверждение правильно, если оно должным образом обосновано, если есть не просто аргументы, а основательные аргументы, безусловно и точно подкрепляющие истинность утверждений.

Правило логического мышления заключается в обнаружении и систематизации определённых схем правильного рассуждения. Изучить логику и практически применять её вполне возможно, несмотря на кажущуюся сложность формальных умопостроений. Английский логик, философ Д. С. Милль, по этому поводу писал: «Когда я принимаю в соображение, как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания её принципов и правил и даже значительной опытности в их применении, я не нахожу никакого изменения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-нибудь умственным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления, она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем» [10, 5].

Педагогическая техника речи депутата

Правило профессионализма речи депутата проявляется через его компетенцию, через его профессиональные знания юриста, экономиста, социолога и т. п. в ходе парламентских чтений, в дискуссиях, при разработке и принятии законопроектов, законодательных решений и пр. Профессионализм парламентской речи требует, прежде всего, владения понятийным аппаратом конкретной области знания и корректного употребления соответствующей терминологии по конкретному законопроекту.

Правило многообразия заключается в совершенствовании педагогической техники речевого высказывания в соответствии с логикой и содержанием. Говорить только языком статей проекта закона, соблюдать требования нормотворческой техники, регламента и инструкций, утверждать без доказательств, невыразительным тоном, с перечислением цифр или зачитыванием извлечений из заключений, обоснований - значит говорить сухо и неубедительно.

Правило акцентирования требует заботы о привлечении внимания всего депутатского корпуса.

Правило живой разговорной речи депутата констатирует тот факт, что наиболее понятна для слушающего живая разговорная речь. Живая речь депутата всегда должна быть разнообразной, эмоциональной, отличаться выразительностью слов и интонацией, ясностью произношения и др.

Правило выбора стиля речи. Стиль - единство приемов использования средств языка. Он обладает некоторыми педагогическими особенностями, определяемыми объективными и субъективными обстоятельствами, особой манерой строить высказывания, которые на пленарном заседании либо на заседании постоянной комиссии и в других случаях будут различаться стилевыми особенностями.

Приём диалогичности парламентской речи. Парламентская речь нечасто имеет строго монологический характер: вспомним речи депутатов, выступления перед избирателями и доклады на парламентских и общественных слушаниях, где большую часть времени занимает диалог. Это определяется заинтересованностью депутата в том, чтобы докладчик говорил больше по законопроекту. Необходимо специально располагать субъектов права, участников законотворческого процесса к высказываниям («разговаривать» их), задавать вопросы, не перебивать, внимательно слушать.

Приём организации парламентского мышления. Постоянно работая с законопроектами, сталкиваясь со сложными законотворческими ситуациями, правовыми нормами, требующими глубокого понимания, депутат должен для себя ответить на ряд приоритетных вопросов: с чего начать разработку (рассмотрение, обсуждение) проекта закона (правовой нормы), каковы условия достижения нужного общественно полезного педагогического результата, необходима ли организация процесса парламентского мышления?

Правило активизации парламентского мышления. Необходимо преодолеть торопливость, волнение, заставить себя думать, искать пути решения законотворческой проблемы на пути рассуждений. Полезно временами, особенно в трудных случаях, активизировать внутреннюю речь. Нельзя ограничиваться «кабинетными» рассуждениями, следует усиливать их выездами в избирательный округ, неформальными беседами с учёными, практиками, экспертами, консультантами, психологами.

36

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Правило использования исторического законотворческого опыта. Следует припоминать уроки собственного опыта, подыскивать в памяти аналогичные случаи из опыта парламентариев других государств, опираться на научные разработки, рекомендации, спрашивать совета у более опытных коллег-депутатов.

Правило отбора имеющейся информации по проекту закона

Приём педагогического парламентского мышления. Как уже было отмечено выше, практически каждое педагогическое действие депутата связано с правовым решением, обсуждением законопроекта с избирателями, с определённой жизненной ситуацией, где психология людей имеет не иллюстративное, а существенное значение. Не учитывая этого, невозможно выработать правильную правовую норму, принять правильное законодательное решение.

Правило переноса из абстрактного в конкретное. При этом необходимо использовать весь запас психолого-педагогических знаний, педагогических технологий и действий.

Правило рефлексивности рекомендует почаще ставить себя на место человека, жизнь и поведение которого будут регулироваться предусмотренным законопроектом в определённой сфере деятельности.

Правило самоконтроля

Приём воссоздания мысленной картины по обсуждаемому проекту закона.

Умение собирать целостную образную картину проекта закона из правовых норм - одна из важнейших интеллектуальных способностей депутата. Только в системе, в целостной картине каждая норма приобретает свой смысл, занимает свое место.

Правило активизации представлений («мысленного моделирования правовой нормы проекта закона») заключается в стремлении создать мысленно смоделированный законопроект.

Правило мысленного экспериментирования правовых норм проекта закона. Мысленно экспериментируя, доводить законопроект до полной ясности. Малейшие неувязки, неточности правовых норм должны быть выяснены до конца.

Приём преодоления интеллектуальных тупиков в законотворчестве. Нередко, особенно при рассмотрении законопроекта, наступает момент, когда всё, казалось бы, понятно, все нормы отшлифованы, а дело остается столь же туманным, как и вначале. Надо искать выход из тупика, в который депутат сам себя поставил и который не что иное, как низкий уровень парламентского мышления.

Правило поиска и устранения субъективной причины. Прежде всего, надо увидеть причину в психологической неустойчивости и преодолеть ее, предпринимать новые шаги для анализа правовых норм законопроекта. Такими причинами могут быть стереотипы, психологические барьеры и т. п.

Правило обнаружения противоречий. Проводится специальное сравнение всех правовых норм, умозаключений на отсутствие противоречий. Любое противоречие, каким бы незначительным и несущественным оно ни казалось, возводится в ранг приоритетного, и перепроверяется всё, что связано с ним.

Правило «свежего взгляда» на законопроект. Это умышленно действенный поворот мысли, критический взгляд как бы «со стороны». Еще более свежим окажется взгляд коллег-депутатов, избирателей, участников законотворческого процесса, к которым полезно обращаться за помощью в тупиковой ситуации. Стоит попросить их критически проверить сделанные замечания и предложения по проекту закона и найти в нем противоречия.

Приём актуализации постоянного самоконтроля в законотворческой деятельности. Его основное предназначение - предупредить законотворческие ошибки, коллизии и пробелы в концептуальном несогласии с закреплёнными в проектах закона подходами к решению вопросов, наличие в них отсылочных и иных правовых норм, внесение изменений и дополнений без существенных оснований в законопроекты. Предельная и постоянная критичность -необходимый атрибут парламентского мышления. Правилами тут могут быть:

- установка на самоконтроль и самокритику. Целесообразно для этого постоянно пользоваться формулами, произносимыми про себя: «Правильно ли я рассуждаю? Нет ли противоречий в сделанном заключении, замечаниях и предложениях по проекту закона? Качественно ли подготовлены приложения к проекту закона, в том числе обосновывающие необходимость в нём соответствующих норм? и др.;

- исключение симпатий и антипатий в мысленных построениях и процессах в период рассмотрения и обсуждения законопроекта;

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

37

- игнорирование «внутреннего убеждения»;

- прислушивание к «внутреннему голосу» сомнений и неуверенности по проекту закона;

- противостояние педагогическому давлению со стороны лоббистов, заинтересованных лиц по проекту закона.

Приём группового парламентского мышления. Есть мнение, что 99% полезных мыслей человеку приходит в ходе общения с другими людьми [4, 469]. Прием группового парламентского мышления предполагает специальный сбор субъектов права (депутатов), участников законотворческого процесса, работающих совместно над одним проектом закона - расширенное заседание постоянной комиссии и т. п. Необычность методики проведения такого сбора, который именуется часто «мозговым штурмом», заключается в том, что его участники договариваются об особых правилах поведения. Эти правила таковы:

- создание в постоянных комиссиях Палаты представителей обстановки свободного обмена мыслями о законопроекте. Депутаты призываются к смелому высказыванию любых правовых идей и предложений по законопроекту. Другие обязуются не реагировать сразу на них. Обстановка такова, что всё воспринимается, никто не имеет права критиковать, выражать недовольство. Никто не должен бояться высказаться. Так составляется банк инновационных правовых идей по проекту закона;

- организация равноправного «соударения мнений». Высказанные правовые идеи не отбрасываются сразу как неприемлемые. Идет серьёзное обсуждение каждой идеи, правовой нормы, входящей в проект закона, поощряется выдвижение новых норм. В ходе делового обсуждения выясняются все «за» и «против» по каждому предложению;

- запрет на эмоции и нарушения парламентской этики.

Приём рефлексивного мышления в законотворческой деятельности является необходимым в профессиональной деятельности депутата, обеспечивающим решение наиболее сложных в интеллектуальном отношении правовых вопросов. Рефлексивное мышление используется при разработке, рассмотрении и обсуждении законопроекта, которое даёт возможность построения мысленной модели законопроекта, самоконтроля в поведении субъектов права (депутатов), позволяет планировать собственную познавательную законотворческую деятельность и прогнозировать будущий законопроект.

Педагогическая техника рефлексивного мышления депутата включает в себя три основных правила:

1. Выход в рефлексивную позицию заключается в смене точки зрения на проблему (правовую норму), с внутренней на внешнюю, то есть в позицию, позволяющую разобраться в ситуации и найти способ разрешить проблему.

2. Выбор рефлексивной позиции депутата - это выбор точки зрения на рассматриваемый законопроект, на правовую норму и на законотворческую проблему. Выбор конкретной позиции определяется ее потенциальной полезностью в отношении данной ситуации. Потенциальный набор позиций и ролей депутата весьма велик. Полезно расширять их репертуар, осваивая их и делая привычными для собственного мышления.

3. Самоопределение и рефлексивная установка депутата. Для фиксации рефлексивного выхода депутату важно самоопределиться в выбранной позиции по законопроекту (по правовой норме). Например, «с этой позиции оценивая данную ситуацию, нужно учесть следующее». Самоопределяясь в правовой норме, депутат осваивает выбранную позицию, выделяет два-три наиболее важных момента, определяющих точку зрения на ту или иную правовую норму. При этом важно рефлексивно настроиться на рациональное осмысление ситуации с новой позиции, проконтролировав отрешение от эмоций, сопровождавших первоначальное переживание исходного затруднения.

Владение широким репертуаром профессионально-правовых позиций, умение рефлексивно выходить на эти позиции позволяют развивать парламентское мышление депутата, способность видеть проблему с различных точек зрения, что во многом обеспечивает эффективность его действий.

Парламентское мышление депутата, как и другие личностные качества, основано на его общем интеллектуальном развитии. У депутата должно быть развито особое профессиональное парламентское мышление, которому должны быть присущи активность, активизация и инициативность, аналитико-синтетический характер, глубина и широта, логичность и организованность, непротиворечивость

38

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

и прогностичность. Депутата отличает способность мыслить при «информационных пустотах», умение находить противоречия в правовых нормах и вносить замечания и предложения в проект закона, находчивость, практичность, устойчивость, креативность, критичность. Он должен опираться на свой парламентский опыт, на психологические рекомендации по совершенствованию законотворческой деятельности. Развитие такого мышления происходит вместе с профессиональной активизацией ощущений, восприятий, внимания, памяти, представлений, воображения. Сказываются и личностные качества депутата, например, духовные потребности, интересы, устремления, ценностные ориентации, черты характера, темперамент. Сам процесс мышления нередко протекает как малоосознаваемый, недостаточно регулируемый. Педагогические и психотехнические приёмы позволяют преодолеть этот недостаток и повысить эффективность парламентского мышления.

Выводы

Владение педагогической техникой нужно всем субъектам права (депутатам), с различиями в объёме и совершенстве, определяемыми различными видами их профессиональнопедагогической подготовленности; парламентское мышление в законотворческой деятельности нельзя ограничивать пределами неких стандартных приёмов, правил, шаблонов, рекомендаций и сводить к набору жёстких формально-логических схем. Парламентское мышление столь же «живо» и динамично, как динамична жизнь, развивающаяся по своим специфическим законам. Без осознания логико-формальной природы парламентского мышления, ее взаимосвязи со всем комплексом мыслительной законотворческой деятельности депутата невозможно ясно представить себе его специфику. Особенность данному мышлению придаёт не только конкретный предмет, но и педагогический способ рационального и рефлексивного выражения этого предмета. Владение педагогической техникой и психотехникой использования речевых и неречевых средств в парламентской деятельности - показатель высокого профессионализма депутатов.

Литература

1. Лепешко, Б. М. Логические основы правовой практики : моногр. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина / Б. М. Лепешко. - Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2003.

2. Березкина, О. П. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке: Тайны ремесла. Практические рекомендации. Тренинг / О. П. Березкина. - СПб. : изд-во Буковского, 1997. - 160 с.

3. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учеб. пособие / А. В. Мелехин. - М. : Маркет ДС, 2007.

4. Прикладная юридическая психология : учеб. пособие для вузов / под ред. А. М. Столяренко. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Культура парламентской речи / под ред. С. И. Виноградова. - М. : Наука, 1994. - 361 с.

6. Роберт, Г. М. Азы парламентской культуры / Г. М. Роберт ; пер. с англ. - Нью-Йорк : Liberty Publishing House, 1992.

7. Малахов, В. П. Логика для юристов / В. П. Малахов. - М. : Академический проект, Деловая книга, 2002.

8. Сидорчук, И. П. Динамика и логика законотворческого процесса / И. П. Сидорчук // Белорус. рынок. - 2001. - 5 фев.

9. Демичев, Д. Законотворческая деятельность и профессионализм / Д. Демичев, С. Балашенко // Судовы веснік. - 1998. - № 3.

10. Челпанов, Г. И. Учебник логики / Г. И. Челпанов. - М. : Наука, 1946.

Summary

The pedagogical art used by deputies in parliamentary (legislative) activity is revealed in the article. A special attention to pedagogical methods while developming the rules of law and acceptance of bills by deputies is given. There are such methods as method of psychologically caused composition of the deputy’s speech act; method of observation of pedagogical norms of formal logic in legislative activity; pedagogical technics of deputy’s speech; method of dialogue in parliamentary speech; method of the organisation of parliamentary thinking; method of pedagogical way of thinking in parliament; method of reconstruction of mental picture of the discussed bill; method of overcoming of intellectual deadlocks in lawmaking; method of actualisation of constant self-checking in legislative activity; method of group parliamentary thinking; method of reflective thinking in legislative activity.

Поступила в редакцию 30.11.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.