Научная статья на тему 'ТЕХНИКА ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР'

ТЕХНИКА ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ТЕХНИКА "ОРИГАМИ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохорова М.В.

В статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дано краткое описание комплекса занятий в технике оригами, способствующей развитию пространственных представлений и повышению качества образовательного процесса у дошкольников с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прохорова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGAMI TECHNIQUE AS A MEANS OF DEVELOPING SPATIAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DEFECTIVE GROWTH

The article discussed the features of the development of spatial representations in preschool children with mental retardation. A brief description of the complex of classes in the origami technique is given, which contributes to the development of spatial representations and improving the quality of the education process at the preschoolers with mental retardation

Текст научной работы на тему «ТЕХНИКА ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»

УДК 338.3:339.634

ТЕХНИКА ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Марина Викторовна Прохорова

магистрант таппа-ргокИошуа-119@mail.ru Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дано краткое описание комплекса занятий в технике оригами, способствующей развитию пространственных представлений и повышению качества образовательного процесса у дошкольников с ЗПР.

Ключевые слова: задержка психического развития, пространственные представления у детей дошкольного возраста, высшие психические функции, образовательный процесс, качество образования, мелкая моторика, техника «оригами».

Количество детей-дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) на сегодняшний день, к сожалению, с каждым годом возрастает. Причины роста обусловлены, с одной стороны, медико-физиологическими причинами (рождение нездоровых детей с органическими поражениями ЦНС); с другой - социальными (педагогическая запущенность, невнимание родителей к развитию собственного ребенка).

Термин «задержка психического развития» характеризует детей дошкольного возраста с замедленнымтемпом развития высших интеллектуальных процессов и состояний.

У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с опозданием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Отставание в развитии памяти и мышления, недоразвитие свойств внимания, искаженное восприятие приводят к сложностям в образовательном процессе.

Результативность обучения детей с задержкой психического развития значительно ниже, чем у их нормотипичных сверстников. Ослабление концентрации внимания и снижение объема памяти приводит к некачественному усвоению учебного материала. Дошкольники с ЗПРне умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств.

Мелкая моторика и двигательная активность у детей-дошкольников с ЗПР, как правило, развиты слабо. Это, в свою очередь, приводит к пространственной дезориентации. Дети путают «право» и «лево», «верх» и «низ», не могут описать местоположение предмета на странице.

Коррекция пространственных представлений детей с задержкой психического развития начинается с укреплениямелкой моторики рук, поэтому при организации образовательного процесса рекомендуется включать в него кинезиологические упражнения, дидактические игры и психогимнастику.

Помимо этого, высокую результативность дает использование арт-технологий: инновационные изобразительные техники, техники бумажной пластики, в том числе, «оригами».

Занятия в технике «оригами» помогают выявить уровень ориентировочно-исследовательской деятельности у воспитанников с

задержкой психического развития. И, соответственно, сделать вывод о том, какое количество практических действийнеобходимо для получения качественного продукта деятельности.

Новизна разрабатываемого комплекса занятий в технике «оригами» заключается в том, что он предоставляет возможность для решения дополнительных образовательных задач в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Результативностью данной техники является повышение уровня ориентировки в пространстве, а также качества усвоения программного материала, обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие коммуникативных умений и навыков у детей-дошкольников с ЗПР.

Основная направленность занятий состоит в подражании, то есть повторении за педагогом и с помощью педагога техники складывания простых фигурок из бумаги.

Важной составляющей разрабатываемого комплекса является использование максимально удобных и простых дидактических материалов, и пособий. Умения и навыки, связанные с пространственными представлениями дошкольников, будут совершенствуются в ходе каждого занятия.

Показателем того, что восприятие пространства у дошкольника с ЗПР изменилось, перешло на новый, более качественный уровень, будет служить использование им в своем активном словаре предлогов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов.

В настоящее время в рамках психолого-педагогического экспериментаразрабатываетсякомплекс занятий для детей с ЗПР посредством техники «оригами» для дошкольныхобразовательныхучреждений. Результаты

экспериментального исследования и комплекс занятий будут представлены в магистерской диссертации.

Таким образом, можно сказать, что в развитии икоррекциипространственных представлений детей-дошкольников с задержкой психического развитияразвивающиезанятия с использованием техники «оригами»способствуютповышению качестваобразовательного процесса.

Список литературы:

1. Айрапетян Э. Пространственные представления у детей с ЗПР в условиях ДОУ // Инновации в образовании. 2018. № 6. С. 12-16.

2.Клам А. Оригами. Магия японского искусства. 50 моделей для складывания. М.: Эксмо. 2019. 224 с.

3. Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. Москва: Юрайт. 2019. 236 с.

4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учеб. пособие / сост. О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2003. 432 с.

UDC338.3:339.634

ORIGAMI TECHNIQUE AS A MEANS OF DEVELOPING SPATIAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DEFECTIVE GROWTH

Marina V. Prokhorova

Master student marina-prokhorova-119@mail.ru Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Tambov, Russia

Abstract: the article discussed the features of the development of spatial representations in preschool children with mental retardation. A brief description of the complex of classes in the origami technique is given, which contributes to the development of spatial representations and improving the quality of the education process at the preschoolers with mental retardation

Keywords: mental retardation, spatial representations, in preschool children,higher mental functions,educational process, quality of education fine motor skills, art technologies, origami technique

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.