Научная статья на тему 'Техника бега проблемы и их решение'

Техника бега проблемы и их решение Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
932
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА БЕГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГИМНАСТИКА / TECHNIQUES OF RUN / PEDAGOGICAL CONTROL / PHYSICAL DEVELOPMENT / GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Те Юй, Сюй Инхуа

В статье основываются методики педагогического контроля и обучения технике бега на примере студентов специализации гимнастики. В основе разработки методик заложены объективные данные, полученные с помощью видеосъемки с последующей компьютерной обработкой количественных параметров в программе Silicon COACH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Techniques of run problems and their solution

The article justifies the methods of pedagogical control and run techniques training based on the example of students with specialization in gymnastics. The objective data, put as the basis for methods development, had been received by means of video shooting with the subsequent computer processing of quantitative parameters by the program Silicon COACH.

Текст научной работы на тему «Техника бега проблемы и их решение»

подготовке спортивных судей по гимнастике в дальнейшем мы будем опираться на данные научные положения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терёхина, И.А. Винер, М.А. Плеханова, А.М. Кабаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 102-105.

2. К вопросу о правомерности выполнения ряда элементов в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Р.Б. Цаллагова, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 82-86.

3. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.

4. Терехина, Р.Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 58-60.

5. Терехина, Р.Н. Особенности профессиональной деятельности судьи по гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Н.В. Ким // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 183-187.

6. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.42

ТЕХНИКА БЕГА - ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ

Те Юй, доктор философии, преподаватель,

Сюй Инхуа, преподаватель,

Шаньдунский политехнический университет, КНР

Аннотация

В статье основываются методики педагогического контроля и обучения технике бега на примере студентов специализации гимнастики. В основе разработки методик заложены объективные данные, полученные с помощью видеосъемки с последующей компьютерной обработкой количественных параметров в программе “Silicon COACH”.

Ключевые слова: техника бега, педагогический контроль, физическое развитие, гимнастика.

TECHNIQUES OF RUN - PROBLEMS AND THEIR SOLUTION

Those Juj, the doctor of philosophy, teacher,

Sjuj Inhua, teacher,

Shandong Polytechnic University, Peoples Republic of China

Annotation

The article justifies the methods of pedagogical control and run techniques training based on the example of students with specialization in gymnastics. The objective data, put as the basis for methods development, had been received by means of video shooting with the subsequent computer processing of quantitative parameters by the program “Silicon COACH”.

Keywords: techniques of run, pedagogical control, physical development, gymnastics.

Бег - это самое распространенное физическое упражнение. Он относится к естественным человеческим локомоциям и используется как в повседневной жизни, так в процессе физического воспитания, оздоровительных, рекреационных процедур и в спортив-

ной деятельности. Это самое распространенное физическое упражнение. С бега начинается и заканчивается любое занятие как в физическом воспитании, так и в спорте. Вместе с этим, следует иметь в виду, что при пренебрежении техникой постановки ноги на опору бег может привести к травмам опорно-двигательного аппарата (ОДА). Даже при беге в низком темпе, в момент постановки ноги на опору бегун испытывает нагрузку в три раза превышающую его вес в виде реакции опоры на ОДА. При неправильной постановке ноги на опору большая часть нагрузки передается на коленный, тазобедренный суставы и, наконец, на поясничный отдел позвоночника. Основными действующими лицами в реализации потенциала физической культуры (ФК) являются выпускники вузов и факультетов ФК. Следовательно, в процессе подготовки кадров для отрасли необходимо формировать у них правильное понимание техники беговых локомоций и навыки их коррекции. В противном случае будущие специалисты будут иррадиировать негативное отношение к оздоровительному бегу, что и наблюдается в настоящее время как в практике, так и в научно-методической литературе [1-2]. В вузы физической культуры приходят лица, уже имеющие многолетний опыт учебно-тренировочной и соревновательной деятельности с устоявшейся структурой беговых локомоций, обусловленной спецификой видов спорта. Так, например, для гимнастов характерна постановка ноги на опору с носка далеко впереди проекции общего центра массы тела (ОЦМТ), для борцов, велосипедистов и боксеров - с пятки.

Полученный материал по результатам видеосъемки техники бега студентов-гимнастов был обработан при помощи компьютерной программы “Silicon COACH”. Далее был проведен сравнительный анализ количественных характеристик техники бега студентов-гимнастов и легкоатлетов-бегунов. Установлено, что и углы отталкивания и, соответственно, углы вылета у студентов различных специализаций отличаются друг от друга. У студентов-легкоатлетов угол вылета ОЦМТ значительно ниже чем у студентов-гимнастов (р<0,05), что приводит к снижению вертикальной составляющей траектории полета в безопорном положении. То есть, студенты, специализирующиеся в гимнастике, в результате отталкивания имеют более выраженную вертикальную составляющую вектора скорости вылета ОЦМТ. С момента постановки ноги на опору до момента вертикали на протяжении фазы амортизации происходит сгибание опорной ноги в коленном и тазобедренном суставе. Углы сгибания ноги свидетельствуют о степени снижения ОЦТМ к моменту вертикали и, косвенно, о степени напряжения мышц разгибателей ноги до начала отталкивания. Выраженное «подседание» в момент вертикали выявлено у студентов, специализирующихся в гимнастике (р<0,05) по отношению к легкоатлетам. Это происходит потому, что у них нога ставится на опору пассивно и угол сгибания опорной ноги в коленном суставе у гимнастов больше на 14,4° чем у легкоатлетов. В конечном итоге все это сказывается на величине вертикальных колебаний ОЦМТ. Так у гимнастов она превышает 8 см., что значительно больше (р<0,05) чем у легкоатлетов.

Пассивная постановка ноги на опору приводит к низкой степени упругого растяжения мышц разгибателей толчковой ноги тому, и, как следствие, к снижению эффективности рекуперации энергии в фазе амортизации и увеличению времени нахождения на опоре. Мощность отталкивания, а, следовательно, и скорость вылета ОЦМТ в большей степени зависят от эластических свойств предварительно растянутых мышц разгибателей опорной ноги (сгибателей в голеностопном суставе) [1,2]. С точки зрения уменьшения нагрузки на ОДА в первую очередь для гимнастов актуальной является проблема связанная с уменьшением вертикальных колебаний ОЦМТ. Данная проблема может быть решена за счет укорочения фазы амортизации и уменьшения углов отталкивания и вылета, уменьшения величины «подседания» в фазе амортизации. Базовым элементом техники бега, который требует коррекции, является способ постановки ноги на опору.

Нами был проведен эксперимент по коррекции техники бега студентов-гимнастов (n=13). В соответствии с полученными результатами в процессе исходного тестирования

параметров техники бега гимнастов был предложен комплекс упражнений, направленный на совершенствование техники постановки ноги на опору за счет активного включения в данный процесс мышц задней поверхности бедра, голени и мышц сгибателей стопы. В комплекс были включены следующие упражнения. В стойке на лопатках - «велосипед» с акцентом на быстрое сведение бедер (3X30 с). Ходьба скрестными шагами с активной постановкой ноги и наклоном вперед. Ходьба в положении упора лежа сзади. Бег семенящий с акцентом постановки ноги «под себя». Бег на прямых ногах с активным сведением бедер. Бег с высоким подниманием бедра и активной постановкой ноги на опору. Скачки на одной ноге («блоха») с высоким подниманием бедра и активной постановкой ноги на опору. И.п. стойка на одной, партнер держит за др. ногу, отведенную назад. Прыжки с продвижением вперед и активной постановкой ноги на опору, преодолевая сопротивление партнера. Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях учебно-воспитательного процесса в течение учебного года. Данные, приведенные в таблице, показывают, что после эксперимента угол вылета ОЦМТ значительно ниже исходного (р<0,05), что приводит к снижению вертикальной составляющей траектории полета в безопорном положении.

Таблица

Биомеханические характеристики техники бега студентов до и после эксперимента

_______________________________________(П=13)_______________________________________

Технические параметры, М±т До эксперимента После эксперимента р 0,05

Угол приземления, град 69,8 ±0,6 72,2 ±0,3 <

Угол отталкивания, град 67,4±1,5 64,1±1,2 >

Угол вылета, град 9,4±0,2 8,6±0,2 <

Угол сгиб. ноги в кол. суст, град 133,0±2,0 142,0±1,2 <

Угол сгиб. ноги в т/б. суст, град 142,6±0,5 145,6±0,4 <

Время нахождения на опоре, с 0,152±0,005 0,146±0,006 <

Время переноса ноги, с 0,168±0,008 0,172±0,006 <

Вертикальные колебания, см 8,12±0,5 7,02±0,2 <

Длина фазы амортизации, см 52,7±2,3 44,3±1,4 <

Длина фазы отталкивания, см 47,4±2,3 47,8±1,8 >

Угол вылета ОЦМТ уменьшился на 0,8° . Это означает, что студенты в результате отталкивания имеют менее выраженную вертикальную составляющую вектора скорости вылета ОЦМТ. Угол приземления увеличился на 2,4° , а это значит, что нога ставится на опору более «вертикально», активно, и не только за счет сил гравитации, но и за счет включения мышц задней поверхности маховой ноги. Такая постановка ноги на опору приводит к укорочению фазы амортизации (на 8,4 см), то есть пути, на котором происходит торможение и снижение горизонтальной скорости ОЦМТ. Характер постановки ноги на опору во многом предопределяет эффективность выполнения отталкивания. Активная «загребающим» движением сверху-вниз-назад (под себя) постановка ноги на опору приводит к снижению вертикальных колебаний, уменьшению времени нахождения на опоре (за счет укорочения фазы амортизации) и удлинению фазы отталкивания. Угол сгибания ноги в коленном суставе увеличился на 9°. Вертикальные колебания уменьшились на 1,1 см. А ведь только уменьшение вертикальных колебаний на такую величину ведет к экономии энергоресурсов, например, при беге на 5000 м, которых достаточно для подъема бегуна на 14 этаж.

Целенаправленная коррекция отдельных двигательных действий в рамках учебновоспитательного процесса оказалась эффективной и основные показатели техники, лимитирующие нагрузку на ОДА, были улучшены на статистически достоверном уровне (р<0,05). В конечном итоге уменьшение пути торможения и высоты, с которой начинается приземление бегуна, приводит к значительному уменьшению вектора реакции опоры и уменьшению нагрузки на ОДА. Кроме этого уменьшение вертикальных колебаний зна-

чительно повышает экономичность беговых локомоций. Согласно первому закону Ньютона после набора скорости бегун в целях поддержания скорости должен был бы затрачивать лишь минимум усилий, связанных с преодоление сопротивления среды. Однако в реальных условиях энергия расходуется еще на преодоление сил гравитации (каждый шаг это прыжок вперед-вверх) и компенсацию потери горизонтальной скорости с момента постановки ноги на опору до момента вертикали (в фазе амортизации).

Полученные результаты позволяют сделать заключение об эффективности используемой методики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гойхман, П. О роли фаз движений в беговом шаге // Легкая атлетика. - 2003. -№ 11-12. - С. 34-36.

2. Озолин, Э. Некоторые особенности скоростно-силовой подготовки // Легкая атлетика. - 2006. - № 12. - С. 14-16.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.332

БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

Юрий Валерьевич Тихомиров, кандидат педагогических наук,

Игорь Владимирович Акинфеев, соискатель,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Московская область, пос. Малаховка,

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Шуйский государственный педагогический университет (ШГПУ)

Аннотация

В работе представлены данные длительности фаз различных двигательных действий футболистов при выполнении ударов по мячу. Представлена методика контроля, разработанная на основе оценки биомеханической структуры соревновательных двигательных действий при игре в футбол.

Ключевые слова: двигательные действия, двигательная программа, контроль, время латентной и моторной фазы движений футболистов.

BIOMECHANICAL CONTROL OF TECHNICAL AND PHYSICAL PREPAREDNESS

OF FOOTBALLERS

Yury Valerevich Tikhomirov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Igor Vladimirovich Akinfeev, the competitor,

The Moscow State Academy of Physical Training,

Moscow Region, settlement Malakhovka

Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical science, professor,

Shuya State Pedagogical University

Annotation

We present data on duration of the phases of different motor actions at performance of football players the kicking of the ball. Method of the monitoring, developed on the basis of evaluation of biomechanical structure of competitive motor actions during the football game, has been presented.

Keywords: physical actions, motor program, control, latent and motor phase of movements of football players.

ВВЕДЕНИЕ

Контроль спортивно-технических показателей является важным условием научнометодического обеспечения учебно-тренировочного процесса в футболе [1,2,4,7]. Отли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.