Научная статья на тему 'Биомеханические характеристики беговых локомоций студентов различных спортивных специализаций в контексте профилактики травматизма'

Биомеханические характеристики беговых локомоций студентов различных спортивных специализаций в контексте профилактики травматизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГОВЫЕ ЛОКОМОЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ПОСТАНОВКА НОГИ НА ОПОРУ / РЕАКЦИЯ ОПОРЫ / RUNNING LOCOMOTORS / TRAUMATISM PREVENTION / MUSCULOSKELETAL DEVICE / FOOT PLACEMENT ON SUPPORT / SUPPORT REACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юй Те, Инхуа Сюй

В вузы физической культуры приходят лица, уже имеющие многолетний опыт учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Специфика видов спорта накладывает отпечаток и на характер их беговых локомоций. В данной работе представлен анализ исходного уровня технической подготовленности студентов специализирующихся в спортивной гимнастике, борьбе и беговых видах легкой атлетики в контексте формирования их профессиональной компетентности в вопросах профилактики травматизма в процессе бега. Нами была проанализирована техника бега студентов специализирующихся в разноплановых видах спорта, а именно в спортивной гимнастике, борьбе и беговых видах легкой атлетики. Выявленные особенности беговых локомоций могут быть основанием для выбора педагогических технологий с целью формирования профессиональной компетентности выпускников вузов и факультетов физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biomechanical characteristics of running locomotors among the students of various sports specializations in a context of traumatism prevention

The persons which already have long-term experience of scientific and training and competitive activity come to higher education institutions of physical culture. Specifics of sports leave traces on character of their running locomotors. This work presents the analysis of initial level of technical readiness of students, specializing in gymnastics, fight and running types of track and field athletics in a context of formation of their professional competence in questions of prevention of traumatism in the process of run. We analyzed the run technique of students, specializing in different kinds of sports, namely in gymnastics, fight and running types of track and field athletics. The revealed features of running locomotors may be the basis for the choice of pedagogical technologies for the purpose of formation of professional competence of graduates of higher education institutions and faculties of physical culture.

Текст научной работы на тему «Биомеханические характеристики беговых локомоций студентов различных спортивных специализаций в контексте профилактики травматизма»

- № 10 (80). - С. 178-181.

REFERENCES

1. Solodkov, A.S. and Talibov, A.H. (2007), "Morphological and functional features of cardiac remodeling in athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 32, No. 10, pp. 80-86.

2. Talibov A.H. (2011), "Dynamics echocardiographic indicators depending on age of the surveyed sportsmen", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 179-183.

3. Talibov, A.H. (2011), "Some physiological indicators of intracardial haemodynam-ics of sports veterans according to the echocardiography depending on motor activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 178-181.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2012.

УДК 796.42

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕГОВЫХ ЛОКОМОЦИЙ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА

Те Юй, доктор философии, преподаватель,

Сюй Инхуа, преподаватель,

Ляонинский педагогический университет, КНР

Аннотация

В вузы физической культуры приходят лица, уже имеющие многолетний опыт учебнотренировочной и соревновательной деятельности. Специфика видов спорта накладывает отпечаток и на характер их беговых локомоций. В данной работе представлен анализ исходного уровня технической подготовленности студентов специализирующихся в спортивной гимнастике, борьбе и беговых видах легкой атлетики в контексте формирования их профессиональной компетентности в вопросах профилактики травматизма в процессе бега. Нами была проанализирована техника бега студентов специализирующихся в разноплановых видах спорта, а именно - в спортивной гимнастике, борьбе и беговых видах легкой атлетики. Выявленные особенности беговых локомоций могут быть основанием для выбора педагогических технологий с целью формирования профессиональной компетентности выпускников вузов и факультетов физической культуры.

Ключевые слова: беговые локомоции, профилактика травматизма, опорно-двигательный аппарат, постановка ноги на опору, реакция опоры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p123-127

BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS OF RUNNING LOCOMOTORS AMONG THE STUDENTS OF VARIOUS SPORTS SPECIALIZATIONS IN A CONTEXT OF

TRAUMATISM PREVENTION

Tie Yu, the doctor of philosophy, teacher,

Xu Yinghua, the teacher,

Liaoning Normal University, Peoples Republic of China

Annotation

The persons which already have long-term experience of scientific and training and competitive activity come to higher education institutions of physical culture. Specifics of sports leave traces on character of their running locomotors. This work presents the analysis of initial level of technical readiness of students, specializing in gymnastics, fight and running types of track and field athletics in a context of

formation of their professional competence in questions of prevention of traumatism in the process of run. We analyzed the run technique of students, specializing in different kinds of sports, namely - in gymnastics, fight and running types of track and field athletics. The revealed features of running locomotors may be the basis for the choice of pedagogical technologies for the purpose of formation of professional competence of graduates of higher education institutions and faculties of physical culture.

Keywords: running locomotors, traumatism prevention, musculoskeletal device, foot placement on support, support reaction.

Поскольку бег является самым распространенным физическим упражнениям и используется как в повседневной жизни, так в процессе физического воспитания, при проведении оздоровительных и рекреационных процедур, в спортивной деятельности как средство повышения ОФП и СФП, как средство восстановления, то чрезвычайно актуализируется проблема профилактики травматизма в процессе бега. Дело в том, что в последнее время нередко в электронных и печатных средствах массовой информации высказываются суждения о том, что бег слишком нагрузочное физическое упражнение и приводит к травмам опорно-двигательного аппарата (ОДА), включая поясничный отдел позвоночного столба. Вводится в обиход даже такое словосочетание: «Бегом спину «посадил». Беда в том, что подобные суждения не чужды специалистам, формирующим ментальность населения. Так, например, руководитель российского центра мануальной медицины [1], утверждает, что бег опасен для позвоночного столба. Объективности ради, следует отметить, что пренебрежение техникой беговых локомоций может провоцировать травматизм ОДА. На наш взгляд, данное обстоятельство обусловлено двумя причинами:

а) через средства массовой информации заинтересованные лица продвигают дорогостоящие рекреационные технологии;

б) бытует мнение, в том числе, и в среде специалистов, что техника бега имеет значение лишь для лиц, специализирующихся в спортивном беге.

Так, более 30,0% преподавателей считают, что на способ постановки ноги на опору вообще не следует обращать внимания. Такое отношение к технике бега выпускники вузов «несут в массы», а это оборачивается тем, что бег из оздоровительного средства может оказаться средством, провоцирующим травматизм ОДА. В процессе занятий, как правило, педагоги не обращают внимания на технику бега или корректируют несущественные (главным образом эстетические) отклонения от привычной картины бега. Хотя при беге даже в низком темпе, в момент постановки ноги на опору бегун испытываем нагрузку на ОДА в три раза превышающую его вес, в спринте - до восьми раз. При неправильной постановке ноги на опору большая часть нагрузки передается на коленный, тазобедренный суставы и, наконец, на поясничный отдел позвоночника. В таком случае действительно можно травмировать ОДА, в том числе, и поясничный отдел позвоночника и медицина будет бессильна, поскольку лечить будут следствие, а не причину. «Лечить» следует инструкторов, методистов, преподавателей - т.е. выпускников вузов и факультетов физической культуры.

Нами была проанализирована техника бега студентов специализирующихся в разноплановых видах спорта, а именно - в спортивной гимнастике, борьбе и беговых видах легкой атлетики (табл.). Легкоатлеты-бегуны были включены в исследования в качестве контрольной группы. Показатели техники бега приведены в таблице и свидетельствуют о том, что легкоатлеты при беге приземляются, ставя ногу на опору под большим углом по отношению к горизонтальной плоскости, что позволяет им значительно (на 16 см) сократить фазу амортизации по сравнению с гимнастами и борцами (8 см). Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что и углы отталкивания и, соответственно, углы вылета у студентов различных специализаций отличаются друг от друга. У студентов-легкоатлетов угол вылета ОЦМТ значительно ниже чем у студентов других специализаций (р<0,05), что приводит к снижению вертикальной составляющей траектории полета.

Более выражено «подпрыгивание» в процессе бега у студентов, специализирующихся в борьбе. Угол вылета ОЦМТ у борцов больше чем у легкоатлетов на 1,40 и на 0,80 - чем у гимнастов. То есть студенты, специализирующиеся в борьбе, имеют более выраженную вертикальную составляющую вектора скорости вылета ОЦМТ относительно гимнастов и легкоатлетов.

Таблица

Показатели техники бега в разноплановых видах спорта_______________

Технические параметры, М±т Спортивная специализация Р а=0,05

Легкоатлеты, п=12 Борцы, п=10 Гимнасты, п=12 1-2 1-3 2-3

Угол приземления, ° 73,2±0,3 70,6±0,2 69,8±0,6 < < >

Угол отталкивания, ° 64,8±1,7 67,2±1,0 67,4±1,5 > > >

Угол вылета, ° 8,8±0,2 10,2±0,6 9,4±0,2 < < <

Угол сгиб. ноги в кол. суставе, 0 147,4±3,3 143,4±0,9 133,0±2,0 > < <

Угол сгиб. ноги в т/б. суставе, ° 146±1,2 145,6±3,5 142,6±0,5 > < >

Время нахождения на опоре, с 0,118±0,002 0,152±0,014 0,152±0,005 < < >

Время переноса ноги, с 0,184±0,004 0,16±0,009 0,168±0,008 < > >

Вертикальные колебания, см 6,68±0,5 8,4±0,68 8,12±0,5 < < >

Длина фазы амортизации, см 36,26±1,3 45,2±2,1 52,72±2,3 < < <

Длина фазы отталкивания, см 53,04±0,4 45,4±0,5 47,4±2,3 < < <

Углы сгибания опорной ноги свидетельствуют о степени снижения ОЦТМ к моменту вертикали и, косвенно, о степени напряжения мышц разгибателей ноги перед отталкиванием. По углу сгибания можно судить об эффективности процесса перевода кинетической энергии в потенциальную энергию (рекуперация энергии) предварительно растянутых мышц с момента приземления до момента вертикали (в фазе амортизации). Наиболее выраженное «подседание» в момент вертикали выявлено у студентов, специализирующихся в гимнастике (р<0,05) по отношению как к легкоатлетам, так и к борцам. Это происходит потому, что у них нога ставится на опору пассивно и угол сгибания опорной ноги в коленном суставе у гимнастов больше на 14,40 чем у легкоатлетов и на 13,40 чем у борцов. В конечном итоге все это сказывается на величине вертикальных колебаний ОЦМТ. Так у гимнастов и борцов она превышает 8 см., что значительно больше (р<0,05) чем у легкоатлетов. Такая величина вертикальных колебаний обусловлена у борцов большим углом вылета ОЦМТ после отталкивания, а у гимнастов - «подседани-ем» (большими углами сгибания опорной ноги) в момент вертикали. Однако вне зависимости от причин большая амплитуда вертикальных колебаний ОЦМТ в процессе бега является негативным явлением, обусловливающим увеличение нагрузки на ОДА в момент приземления.

Пассивная постановка ноги на опору приводит к тому, что снижается эффективность рекуперации энергии в фазе амортизации и увеличивается время нахождения на опоре. Данный показатель у легкоатлетов значительно (р<0,05) короче во времени (0,118 с), чем у гимнастов и борцов (0,152 с). Однако, несмотря на то, что опорный период у легкоатлетов по времени короче (а, следовательно, по времени короче и фаза отталкивания чем у борцов и гимнастов, тем не менее, они активно воздействуют (придают ускорение, разгоняют себя) на ОЦМТ на более длительной дистанции (53,04 см), в то время как борцы это делают на дистанции 45,4 см, а гимнасты на дистанции 47,4 см.

Анализ техники беговых локомоций студентов специализирующихся в различных видах спорта позволяет сформулировать ответ на ключевой вопрос спортивной дидактики - «Чему учить?». С точки зрения уменьшения нагрузки на ОДА в первую очередь, как для гимнастов, так и для борцов актуальной является проблема, связанная с уменьшением вертикальных колебаний ОЦМТ. Данная проблема может быть решена за счет уменьшения углов отталкивания и вылета у студентов обеих специализаций и уменьшения величины «подседания» в фазе амортизации у студентов специализирующихся в

гимнастике.

Следующим элементом техники бега, который требует коррекции, является способ постановки ноги на опору. Для гимнастов характерна пассивная постановки ноги далеко впереди проекции ОЦМТ, что приводит к значительному увеличению реакции опоры и, соответственно, повышению ее тормозящего воздействия на горизонтальную составляющую вектора скорости бегуна и повышению нагрузки на ОДА. Для борцов при относительно небольшой длине фазы амортизации по сравнению с гимнастами характерным является постановка ноги на опору с пятки, что исключает из процесса амортизации рессорные возможности стопы и ведет к повышению нагрузки на поясничный отдел позвоночного столба. Далее как гимнасты, так и борцы «разгоняют» себя в фазе отталкивания на значительно меньшей дистанции относительно легкоатлетов. Это может быть обусловлено несколькими причинами: с одной стороны тем, что не сформирован навык отталкиваться под более острым углом к горизонтальной плоскости, а с другой - относительно малой долей использования рекуперированной энергии в процессе отталкивания. Отталкивание осуществляется преимущественно за счет метаболической энергии мышц разгибателей, которой оказывается недостаточно для придания большего ускорения ОЦМТ в фазе отталкивания. Чем совершеннее техника беговых локомоций, тем в большей степени используются так называемые даровые силы (реактивные и инерционные). Отсюда главным недостатком техники является слабое использование этих сил, расчет лишь на активные силы, построение движения по принципу «грубой силы» [3].

Учитывая то обстоятельство, что длина фазы амортизации напрямую связаны с величиной нагрузки на ОДА, следует признать, что основная направленность в процессе совершенствования техники бега у гимнастов должна быть связана с формированием навыка активной постановки ноги на опору и приближения стопы к проекции ОЦМТ в момент постановки. У борцов же следует формировать навык активного включения стопы (сгибание) в момент приземления с целью включения в процесс амортизации самой мощной рессоры человеческого организма - стопы, что приведет к значительному снижению нагрузки на поясничный отдел позвоночного столба [2].

Выше обозначенные особенности беговых локомоций могут быть основанием для выбора педагогических технологий с целью формирования профессиональной компетентности выпускников вузов и факультетов физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Потапов, А. Если хочешь быть больным, закаляйся! / А. Потапов // URL : http://www.alpklubspb.ru/zdorov/Lhtm. - Дата обращения 30.06.2012.

2. Те, Юй. Чему учить - в представлении будущих специалистов физической культуры России и Китая / Юй Те, Инхуа Сюй // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 148-151.

3. Дьячков, В. М. Педагогические аспекты проблемы надежности в технической подготовке спортсменов высокой квалификации / В.М. Дьячков // Техническое мастерство квалифицированных спортсменов : материалы всесоюзн. науч.-метод. конф. - М., 1973. - Т. 1. - С. 3-6.

REFERENCES

1. Potapov, A. (2003), "If you want to be the patient, become tempered!", available at: http://www.alpklubspb.ru/zdorov/1.htm (30 June 2012).

2. Tie Yu and Xu Yinghua (2011), "What is to be learned - in conception of future physical culture specialist of Russia and China?", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 148-151.

3. Dyachkov V.M. (1973), "Pedagogical aspects of a problem of reliability in technical training of athlete’s high qualification", Technical skill of the qualified athletes: Mater, all Rus-

sian scientific method. conference, VNIIFK, Moscow, Vol. 1, pp. 3-6.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.06.2012.

УДК 796

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БОКСЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Алексей Викторович Тищенко, аспирант,

Юрий Васильевич Яцин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Сибирский государственный университет физической культуры (СибГУФК), г. Омск, Геннадий Макарович Максимов, доцент,

Уфимский государственный авиационно-технический университет

Аннотация

В статье представлены результаты обоснования технологии индивидуализации тренировочного процесса боксеров высокой квалификации. Показано содержание и последовательность подбора тренировочных средств для развития технико-тактической, специальной физической и интеллектуально-психологической подготовки боксеров с учетом их индивидуального стиля ведения поединка. Сущность технологии состоит в следующем: мы определили профиль индивидуального стиля каждого спортсмена и выделили комплекс типичных для него ударных действий и боевых дистанций. Затем в соответствии с типом нервной системы определили величину отягощений для развития специальных физических качеств. Упражнения для развития психических процессов использовались в середине и в конце каждого тренировочного процесса; так же перед выполнением комплекса специальных упражнений применялись элементы идеомоторной тренировки (спортсмены мысленно воспроизводили типичные для них удары) в заключительной части тренировки использовались элементы аутотренинга, направленные на снятие излишнего психического напряжения.

Ключевые слова: индивидуализация тренировочного процесса, технология, спортивная подготовленность боксера.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p127-133 TECHNOLOGY OF THE INDIVIDUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS FOR THE BOXERS OF HIGH QUALIFICATION

Alexey Viktorovich Tishchenko, the post-graduate student,

Yury Vasilevich Jatsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department

chair,

Siberian State University of Physical Training, Omsk,

Gennady Makarovich Maksimov, the senior lecturer,

Ufa State Aero-Technical University

Annotation

The article presents the results of justification of technology for individualization of training process of boxers of high qualification. The content and sequence of selection of training means for development of technical and tactical, special physical, intellectual, and psychological preparation of boxers with taking into account their individual style for conduct of combat have been shown. The essence of technology consists in the following: we defined a profile of individual style of each athlete and allocated a complex of stroke actions typical for him and fighting distances. Then, according to the type of nervous system, we defined the weights for development of special physical qualities. Exercises for development of mental processes were used in the middle and at the end of each training process; also before the performance of the complex of special exercises the elements of ideomotor training have been applied (athletes reproduced mentally the strokes typical for them), in a final part of training the elements of auto-training,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.