Научная статья на тему 'Техническое знание в контексте функционального подхода к его изучению'

Техническое знание в контексте функционального подхода к его изучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническое знание в контексте функционального подхода к его изучению»

Для целенаправленного формирования умения комплексного применения знаний и умений у школьников по естественнонаучным дисциплинам необходима новая методика, включающая в себя полный набор методов, приемов и форм организации учебных занятий комплексного характера.

Литература

1. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физик.- М.: Про-

свещение, 1974.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. - 2002. - №4.

3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. / Под ред. А. Арсеньева и др. - М.: Педагогика, 1978. - Т.5.

4. Усова А.В. Задачи и задания, требующие комплексного применения знаний по физике, химии и биологии: учебно-методич. пособие. - Челябинск: ЧГПУ, 2000.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В РУЧНОМ ТРУДЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Н.С. Пышьева, аспирант кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ

Особое место в системе дошкольного образования занимают вопросы творческого развития личности ребенка. Вместе с тем в программах обучения и воспитания в детском саду отсутствует такой раздел, как «Приобщение дошкольников к миру творчества». И это справедливо. Формирование креативных способностей детей обеспечивается воздействием различных видов деятельности.

Ручной труд - один из наиболее интересных, привлекательных и доступных дошкольному возрасту видов деятельности. Он позволяет формировать у детей начала конструкторских умений и навыков и в большей степени, чем другие виды труда, способствует их творческому развитию.

В последнее время все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С. Комарова, М.В. Лазарева, Н.А. Малышева, Л.А. Парамонова). Интеграция - это более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей.

Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, природой, с занятиями по развитию речи, а так же с игровой, театрализованной и другими видами деятельности.

Для развития творчества старших дошкольников необходимо на каждом занятии использовать различные виды работ, ориентированные на познание, преобразование, использование предметов и их свойств в новом качестве.

Результатом творческой деятельности детей должен стать самостоятельно созданный и оригинальный продукт: модель, макет, игрушка, творческое рассуждение, анализ и т. д.

В соответствии с образовательной программой (М. А. Васильева) и Государственным стандартом дошкольного образования можно назвать следующие виды работ, направленные на развитие творчества детей:

I. Познавательная, интеллектуальная деятельность.

Речевое развитие: составление (устно) рассказов, пословиц и поговорок о труде, экскурсиях, своей жизни и т.д.; придумывание загадок, стихотворений, сказок; пересказ литературных произведений; дидактические игры на группировку и простейшую классификацию предметов в зависимости от их свойств и качеств; описание результатов трудовой деятельности, объектов наблюдения; общение в процессе труда: развитие речевого этикета (темп, ритм, логика).

Вычислительная деятельность: составление и решение простейших задач; моделирование и использование пространственных представлений; чтение технической документации (эскиз, технический рисунок, пооперационная карта); обоснование и проверка правильности решения вычислительных и практических задач; усвоение математических сторон окружающего мира: времени, скорости, стоимости вещей т. д.

Ознакомление с окружающим миром: участие в наблюде-

нии трудовой деятельности (сверстников и взрослых людей), природных и общественных явлений; выявление физических свойств и особенностей почвы, воды, материалов; участие в подготовке и проведении экскурсий на природу, на выставки, в музеи; использование для расширения научного кругозора различных способов получения информации (просмотр телепередач, чтение книг, проведение несложных экспериментов).

Экологическое образование: расширение представления о здоровом образе жизни; участие в трудовой экологически целесообразной деятельности (охрана окружающей среды, защита деревьев, животных; помощь в уголке живой природы и т. д.); проведение игр экологического содержания; ориентирование на местности; выполнение творческих работ экологической тематики.

II. Художественно-эстетическая деятельность: участие в рисовании людей различных профессий, предметов, процесса и результата труда; выполнение декоративных творческих работ для использования на других занятиях; увлечение поиском звуков природы; включение в песенное творчество, импровизация собственных оригинальных мелодий; игра на музыкальных инструментах; участие в утренниках; самостоятельная интерпретация музыкальных произведений в виде законченных продуктов труда.

III. Художественно-техническое (трудовое) развитие: конструирование построек, изделий из различных материалов (древесина, бумага, ткань, глина, песок, яичная скорлупа и др.); выполнение работы по образцу, по модели, по заданным условиям, по собственному замыслу; декоративное оформление изделий; опытная работа с использованием приборов, инструментов, материалов, бытовой техники; поиск оригинальных способов передачи выразительности образа изделия.

IV. Спортивные игры и физические упражнения: использование приобретенных двигательных умений и навыков в творческой трудовой деятельности; рациональное соблюдение режима труда и отдыха, правил личной и общественной гигиены; участие в викторинах, Днях здоровья, спортивных праздниках; передача выразительности образа системой движений, ритма, пластики.

V. Игровая деятельность: осуществление взаимосвязи игры с трудом и другими видами деятельности; инсценировка сказок, небольших литературных произведений; участие в сюжетно-ролевых играх трудовой тематики; обыгрывание знакомых сюжетов с использованием игрушек-самоделок.

Предлагаемое разнообразие работ позволяет выявить, учесть и развить творческие возможности каждого ребенка, способность свободно и широко применять усваиваемые знания, умения и навыки в самобытной оригинальной деятельности.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ Н.М. Саукова, кандидат педагогических наук, доцент, докторант МПГУ

Возникновение в мире технического знания как нового явления в мировой системе современного общества направлено на решение не только образовательных проблем (просвещение, информатизация, развитие общества, стратегия воспитания нового человека и т.д.), но и на установление и осуществление органической взаимосвязи между человеческим разумом и искусственным интеллектом.

Как известно, теория - это система знаний, форма науки. Эмпирия - накопление знаний, содержание науки, наблюдение и/или эксперимент. Следует различать знание теоретическое (которое объясняет, что происходит) и знание эмпирическое (которое описывает, что происходит). То есть теория -это объяснение, эмпирия - описание. Этот известный постулат позволяет грамотно использовать методы исследования (как эмпирические, так и теоретические) при постижении истинного знания.

Рассматривая познание с точки зрения истории философии как переход от одного качества относительной истинности знания к более высокому качеству истинности знаний, устанавливаем существующие характеристики выделенных основных компонентов познания: чувственный компонент, куда входят ощущения, восприятия, представления, и рациональный компонент - это мышление и его формы: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория. Можно вполне обоснованно признать, что достижение определенных научно-познавательных результатов - это образующая совокупность человеческой деятельности, его опыта, практики, исследовательского подхода и т.д. Для осуществления познавательных процессов необходим «источник знаний», без которого невозможно отобразить объективную реальность, объективную истину.

Следующий этап познания («абсолютная истина» и «относительная истина») связан фактически с глубиной, полнотой и точностью отражения объектов исследования. Но в каждой «относительной истине» есть элементы абсолютного, что и обеспечивает процесс постоянного развития совокупного знания человечества, хотя те или иные научные теории теряют свою силу и уступают своё место новым.

Мы не будем подробно описывать чувственное и логическое познание, так как этому посвящены многочисленные философские труды. Нам интересно проследить эмпирический и теоретический уровни познания, которые, как известно, находятся в постоянном движении: переход от первичного уровня познания к теоретическим формам знания совершается через ряд промежуточных ступеней. Техническое знание представляет собой как бы связующее звено между опытным знанием и знанием теоретическим. Особенность технического знания - в его направленности на производство и конструирование. Процесс производства в техническом знании включает в себя такие этапы, как мысленное конструирование объекта, создание проекта, разработка конструкции. Эта важная особенность позволяет видеть в техническом знании средство для осуществления целей. Современные программные продукты, виртуальные музыкальные инструменты и т. д. используются для мысленного конструирования объектов, что позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности человеческого мозга.

Подводя итог, можно сказать, что наше современное общество, представляющее собой индустрию знаний, превращается в обширную информационную систему, где наблюдается интенсивное развитие научно-технических исследований телекоммуникационных, компьютерных технологий и т. д.

В современном мире начался новый виток «вхождения», внедрения в общество общенаучных понятий, таких как «информация», «информатика», «компьютер», «робототехника», «компьютеризация» и т.д. Возникло множество научных направлений, связанных с проблемой взаимодействия и гармоничного объединения человека и машины, которые конкретно решают многие научные, методологические и практические задачи. Среди этих направлений можно назвать следующие: когнитивные науки, нейролингвистика, внедрение искусственных языков, информационная эпистемология и т. д. Появляется и медиатизация - внедрение новых средств связи с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приёма и передачи информации.

Если исследовать влияние технического знания в современном обществе как техническую сторону нашей жизни, как исторически сложившийся феномен, то мы можем найти техничность везде и во всем. Для музыканта - это техника владения игрой на музыкальном инструменте, вокальная техника, техника дирижера и т. д. Для художника - техника рисунка, для дизайнера - техника дизайнера, для специалиста области информационных технологий - профессиональная техника владения компьютерными технологиями и т. д. То есть мы можем подчеркнуть, что для определенного рода деятельности индивида необходимы и нужны, прежде всего, профессиональные технические знания, определенные умения и навыки.

Накопленная совокупность (сумма) технических знаний, приобретаемых человеком за определенный промежуток времени, должна способствовать качественной переработке огромных массивов новой информации в памяти человека с последующим профессиональным использованием. Это позволяет моделировать сознание индивида, а также стимулировать процесс получения новых знаний, который сам по себе является непрерывным и бесконечным. В связи с этим возникает слой технических знаний, который постоянно пополняется и обновляется.

Таким образом, как научное, так и техническое знание выражают общую черту человеческого знания - стремление к постижению истины, проникновению в глубины непознанного, овладению тайнами природы. Значит, правильность философии диалектического материализма ориентирует ученых на постоянное развитие наших представлений, предостерегая их от того, чтобы частные успехи в познании и возникающие при этом теории объявлять вечными, неизменными.

Огромное количество исследований в области философской категории ЗНАНИЯ позволило нам сделать вывод, что существуют определённые «надстроечные» спиралевидные витки накопленных человечеством познаний, которые можно представить в виде нижеследующей схемы. (Данная структура отражает процесс постепенного приобретения знания студентами, когда из разрозненных представлений и восприятий вырастают теоретические и научно-логические знания).

Рис. 1

Рассмотрим подробно характерные витки спирали индивидуального Знания личности с преобладающим увеличением систематизированного, суммированного Знания на разных этапах обучения.

1. «Вакуумные» Знания учащегося - его багаж, с которым он пришел учиться в вуз. Фиксируем на схеме обрывочные, хаотичные, пока ещё не мотивированные Знания.

2. Сжатие «незнания» и появление нового витка программированного, задуманного, специального, так называемого «выверенного» Знания.

3. Появление упорядоченного, личностно значимого Знания учащегося.

4. Проявление систематизированного, многоаспектного, инновационно-исследовательского, индивидуально-формирующего Знания. Возникновение многофункционального Знания.

5. Суммированное Знание, которое имеет своей конечной целью заданную деятельность, состоящую из выборочно употребляемых Знаний (к примеру, это профессиональное использование мультимедиа-технологий в различных сферах человеческой деятельности и т. п.).

Данные пять витков показывают эволюцию знаний от хаотических представлений знаний до цельного профессионального знания, которое получил индивид в процессе своего обучения и индивидуальной деятельности.

В дальнейшей профессиональной деятельности индивида его полученные знания устаревают, появляется необходимость совершенствования его инновационного сознания и получения новой информации и новых знаний. Поэтому мы дополнили нашу пятиступенчатую спираль ещё двумя «витками».

6. Использование учебно-теоретических, практических Знаний, полученных в процессе обучения, их дальнейшее (авторское) фиксирование в различных формах (электронные ресурсы, печатные материалы, проведение научно-исследовательских конференций, семинаров и т. д.) с употреблением в своей работе.

7. Возникновение необходимости пополнения и развития своих Знаний, передача их будущим поколениям, а также целенаправленного формирования нового типа мышления и познавательной деятельности.

Таким образом, мы констатируем, что достижение конечной цели выпускника невозможно без анализа собственных знаний, умений, навыков полученных за время обучения в вузе. Его Знания могут быть либо уверенные, стабильные, либо наоборот - слабые, непрочные, ограниченные и т.д. Кто может реально оценить личность с его познавательным потенциалом? Имеются ли такие методические формы, позволяющие реально оценить полученные знания? И является ли защита дипломного проекта, успешная сдача государственного экзамена, тестирование и прочее верной оценкой суммированных Знаний, актуальных для его дальнейшей практической деятельности? Индивиду необходима объективная оценка результативности его учебной деятельности, а также знаний, полученных в период обучения, оценка качества обучения.

Исследователи З. И. Колычева и Н. Н. Суртаева оценивают качество обучения по трём основным критериям:

• личностный - качества личности, необходимые для решения образовательных или профессиональных задач;

• деятельностный - процесс и результат (продукты) деятельности (познавательной, квазипрофессиональной, профессиональной);

• социальный - профессиональная и социальная роль будущего специалиста в предлагаемых обстоятельствах.

Качества личности, - подчеркивают исследователи, - это индивидуальные свойства человека. Как показано в проведенных психолого-педагогических исследованиях, люди, обладающие определенными характерологическими особенностями, эффективно справляются с той или иной деятельностью. Если говорить о профессии педагога, то следует отметить, что она относится к тому виду, который в принципе не может быть стереотипизирован. Отсюда можно сделать вывод: если речь идет о повышении профессиональной компетентности учителя, то в первую очередь необходимо развивать профессионально-значимые личностные качества, без которых никакой профессионализм не сформируется, несмотря на любые знания и опыт [1, с. 104 -105]. Всё это, как известно, подтверждается практикой, необходимой для индивидуальной личностной деятельности учащегося.

Возможен вариант частичного регресса, деградации личности, если в дальнейшей своей практической деятельности индивид не будет ставить перед собой современные цели, задачи, направленные на личное и профессиональное самосовершенствование. В современной общественной жизни спиралевидный виток технологических знаний постоянно «раскручивается», знания постоянно накапливаются, совершенствуется форма и содержание знаний, и незнание какого-либо одного принципа действия этой спирали приводит к сбою всего массового витка технологических знаний, а также знаний, умений и навыков в области социальных, экономических, психологических, педагогических и других наук.

Следовательно, представленная нами спираль знаний, приобретаемых в процессе обучения, может постепенно устаревать, если ядро возводимых знаний не «растёт», не расширяется, не увеличивается. В этом случае происходит регресс, или обратный процесс «скатывания по спирали», когда происходит не рост научного знания, а его убывание.

В заключение, можно констатировать, что понятие «Знание» в его современной интерпретации трактуется сообразно эпохе, времени, обществу, в котором само получение знаний, информации играет огромную роль («Кто владеет информацией, тот владеет миром» - формула XXI века).

Сегодня существует множество областей применения технического знания: информационно-коммуникационная, экономическая, педагогическая, музыкальная, медицинская и т.д. Техническое знание - это «окно в будущее», огромная перспектива, дающая человеку новый взгляд не только на окружающий мир, но и на самого себя.

Рассматриваемый нами подход имеет особое значение для гуманитариев, поскольку гуманитарное мышление обладает своей спецификой овладения знанием и отличается от технического. Поэтому при организации обучения гуманитариев в учебно-методическом, научном, теоретико-практическом направлении усвоения технических знаний нужно следовать рассмотренной нами специфике формирования знаний.

В своей практической деятельности при обучении студентов-музыкантов техническими аудиовизуальными средствами с применением информационных и коммуникационных технологий данный подход реализовывался в течение длительного времени. На основе этих теоретических положений было разработано учебное пособие «Информационно-коммуникационные технологии обучения студентов-музыкантов в ВУЗе» (авторы: Саукова Н.М., Моркин С.А., Соколова Г.Ю.).

Литература

1. З. И. Колычева, Н. Н. Суртаева. Технологии социального развития личности в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. Ч.1 - СПб.: ИОВ РАО; Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2005.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Е.А. Хилюк, аспирант МПГУ

В настоящее время на старшей ступени общего образования вводится профильное обучение. Основной задачей предпро-фильной подготовки является работа с учащимися по обоснованному выбору дальнейшего пути обучения. Реально оценить свои возможности школьники смогут на курсах по выбору. Следует отметить, что развитие образования связано с инновационными процессами, среди которых можно выделить информационные технологии. Вопросам их использования в обучении посвящены исследования таких ученых, как Н.Б. Бальцюк, М.М. Буняев, С.А. Жданов, И.Г. Захарова, А.Ю. Кравцова, Л. П. Мартиросян, В. Л. Матросов, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова, В. А. Трайнев и др. Вместе с тем практически отсутствуют математические предпрофильные курсы, опирающиеся на современные информационно-коммуникационные технологии.

Предлагаемый курс «Выбор наилучшего» призван сформировать у учащихся представления о прикладных возможностях математики на примере задач с экономическим содержанием на нахождение наибольших и наименьших значений, тем самым расширив возможности учащихся по свободному выбору своего образовательного пути. Данный математический элективный курс по содержательному наполнению является межпредметным и предлагается к изучению девятиклассникам, ориентированным на выбор социально-экономического профиля. Учащиеся знакомятся с некоторыми элементарными математическими методами решения задач на нахождение наибольших и наименьших значений. Здесь школьники видят, с одной стороны, абстрактный характер математических понятий, а с другой - их применимость к решению практических задач. Создавая методику обучения решению математических задач с экономическим содержанием, мы используем возможности технологии мультимедиа как средства реализации компетентностного подхода в рамках предпрофильного курса «Выбор наилучшего».

Целью курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора социально-экономического профиля обучения путем знакомства девятиклассников с методами решения задач с экономическим содержанием на нахождение наибольших и наименьших значений.

Задачи курса:

• знакомство школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по математике и экономике;

• создание условий для формирования и развития практических умений решать задачи на нахождение наибольших и наименьших значений элементарными методами;

• повышение математической культуры учащихся;

• формирование положительной мотивации к изучению математики в ее прикладных аспектах;

• предоставление различного рода информации о сферах деятельности в направлении социально-экономического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.