ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для целенаправленного формирования умения комплексного применения знаний и умений у школьников по естественнонаучным дисциплинам необходима новая методика, включающая в себя полный набор методов, приемов и форм организации учебных занятий комплексного характера.
Литература
1. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физик.- М.: Про-
свещение, 1974.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. - 2002. - №4.
3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. / Под ред. А. Арсеньева и др. - М.: Педагогика, 1978. - Т.5.
4. Усова А.В. Задачи и задания, требующие комплексного применения знаний по физике, химии и биологии: учебно-методич. пособие. - Челябинск: ЧГПУ, 2000.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В РУЧНОМ ТРУДЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Н.С. Пышьева, аспирант кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ
Особое место в системе дошкольного образования занимают вопросы творческого развития личности ребенка. Вместе с тем в программах обучения и воспитания в детском саду отсутствует такой раздел, как «Приобщение дошкольников к миру творчества». И это справедливо. Формирование креативных способностей детей обеспечивается воздействием различных видов деятельности.
Ручной труд - один из наиболее интересных, привлекательных и доступных дошкольному возрасту видов деятельности. Он позволяет формировать у детей начала конструкторских умений и навыков и в большей степени, чем другие виды труда, способствует их творческому развитию.
В последнее время все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С. Комарова, М.В. Лазарева, Н.А. Малышева, Л.А. Парамонова). Интеграция - это более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей.
Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, природой, с занятиями по развитию речи, а так же с игровой, театрализованной и другими видами деятельности.
Для развития творчества старших дошкольников необходимо на каждом занятии использовать различные виды работ, ориентированные на познание, преобразование, использование предметов и их свойств в новом качестве.
Результатом творческой деятельности детей должен стать самостоятельно созданный и оригинальный продукт: модель, макет, игрушка, творческое рассуждение, анализ и т. д.
В соответствии с образовательной программой (М. А. Васильева) и Государственным стандартом дошкольного образования можно назвать следующие виды работ, направленные на развитие творчества детей:
I. Познавательная, интеллектуальная деятельность.
Речевое развитие: составление (устно) рассказов, пословиц и поговорок о труде, экскурсиях, своей жизни и т.д.; придумывание загадок, стихотворений, сказок; пересказ литературных произведений; дидактические игры на группировку и простейшую классификацию предметов в зависимости от их свойств и качеств; описание результатов трудовой деятельности, объектов наблюдения; общение в процессе труда: развитие речевого этикета (темп, ритм, логика).
Вычислительная деятельность: составление и решение простейших задач; моделирование и использование пространственных представлений; чтение технической документации (эскиз, технический рисунок, пооперационная карта); обоснование и проверка правильности решения вычислительных и практических задач; усвоение математических сторон окружающего мира: времени, скорости, стоимости вещей т. д.
Ознакомление с окружающим миром: участие в наблюде-
нии трудовой деятельности (сверстников и взрослых людей), природных и общественных явлений; выявление физических свойств и особенностей почвы, воды, материалов; участие в подготовке и проведении экскурсий на природу, на выставки, в музеи; использование для расширения научного кругозора различных способов получения информации (просмотр телепередач, чтение книг, проведение несложных экспериментов).
Экологическое образование: расширение представления о здоровом образе жизни; участие в трудовой экологически целесообразной деятельности (охрана окружающей среды, защита деревьев, животных; помощь в уголке живой природы и т. д.); проведение игр экологического содержания; ориентирование на местности; выполнение творческих работ экологической тематики.
II. Художественно-эстетическая деятельность: участие в рисовании людей различных профессий, предметов, процесса и результата труда; выполнение декоративных творческих работ для использования на других занятиях; увлечение поиском звуков природы; включение в песенное творчество, импровизация собственных оригинальных мелодий; игра на музыкальных инструментах; участие в утренниках; самостоятельная интерпретация музыкальных произведений в виде законченных продуктов труда.
III. Художественно-техническое (трудовое) развитие: конструирование построек, изделий из различных материалов (древесина, бумага, ткань, глина, песок, яичная скорлупа и др.); выполнение работы по образцу, по модели, по заданным условиям, по собственному замыслу; декоративное оформление изделий; опытная работа с использованием приборов, инструментов, материалов, бытовой техники; поиск оригинальных способов передачи выразительности образа изделия.
IV. Спортивные игры и физические упражнения: использование приобретенных двигательных умений и навыков в творческой трудовой деятельности; рациональное соблюдение режима труда и отдыха, правил личной и общественной гигиены; участие в викторинах, Днях здоровья, спортивных праздниках; передача выразительности образа системой движений, ритма, пластики.
V. Игровая деятельность: осуществление взаимосвязи игры с трудом и другими видами деятельности; инсценировка сказок, небольших литературных произведений; участие в сюжетно-ролевых играх трудовой тематики; обыгрывание знакомых сюжетов с использованием игрушек-самоделок.
Предлагаемое разнообразие работ позволяет выявить, учесть и развить творческие возможности каждого ребенка, способность свободно и широко применять усваиваемые знания, умения и навыки в самобытной оригинальной деятельности.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ Н.М. Саукова, кандидат педагогических наук, доцент, докторант МПГУ