Научная статья на тему 'Информационно-творческое развитие личности на занятиях по курсу «Элементы импровизации в преподавании аудиовизуальных технологий обучения для студентов-музыкантов»'

Информационно-творческое развитие личности на занятиях по курсу «Элементы импровизации в преподавании аудиовизуальных технологий обучения для студентов-музыкантов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-творческое развитие личности на занятиях по курсу «Элементы импровизации в преподавании аудиовизуальных технологий обучения для студентов-музыкантов»»

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ «ЭЛЕМЕНТЫ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ»

Н.М. Саукова, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ

Известно, что творческое развитие личности не может проходить вне конкретных общественных условий, поскольку жизнь постоянно выдвигает все новые и новые требования. Отсюда возникает необходимость современного подхода к изменению взглядов, суждений, накопленного опыта, выяснения того, что сохранило свою актуальность в вопросе творческого развития личности, а что должно быть изменено, реформировано, усовершенствовано.

Безусловно, важнейшими факторами, которые необходимо при этом учитывать, являются ясное видение неразрывности комплекса психических проявлений личности, взаимодействие всех форм сознания, единство эмоционального и логического (а также образного, рационального) и др. Формирование творческой, информированной личности обусловлено развитием ее способностей, овладением знаниями, умениями, навыками, умением оперировать, применять их в различных видах не только в музыкальной деятельности. Чем разнообразнее и активнее будет музыкальная практическая деятельность индивида, тем ярче проявляется творческое начало. Самостоятельные действия учащихся приобретают развивающий характер.

Реализация комплексного подхода к творческому началу возможна только на базе научно-технической, методической, психолого-педагогической, исследовательской подготовки преподавателя. Успех деятельности педагога в решении поставленных задач должен основываться на профессиональном ориентировании музыкально-художественных образных представлений, так как именно они развивают фантазию, вызывают в нас те или иные побуждения, направленные на выполнение определенных задач.

Как известно, с помощью музыкально-слуховых представлений учащийся размышляет, сравнивает, конструирует музыкально-художественный замысел. Замысел слагается с помощью «рабочих гипотез» естественно и постепенно, как бы сам собой. Любая импровизация (инновационная, музыкальная, педагогическая) - это вера личности в свои творческие возможности, она активизирует художественно-творческий, научно-исследовательский и прочий потенциал, развивает воображение, мышление и т.д. Замечено, например, что постоянное применение импровизационных моментов в исполнительском искусстве студентов-музыкантов приводит к профессиональному творческому опыту, учит универсальности, многогранности выражения музыкального языка и т.п. А направление студентов на определённую исследовательскую область формирует в них работоспособность, способность «начать, продолжить и завершить процесс научно-технического творчества, доведение работы до общественной ценности развития» [1, с. 42]. Музыкально-творческое развитие учащихся было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания. «Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием» (В.А. Сухомлинский).

В настоящее время Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 030700 - «музыкальное образование» нуждается в кардинальных изменениях. Он должен быть наполнен новыми, современными дисциплинами - это диктует нам не только научно-технический прогресс, но и специфическое пополнение рынка труда уникальными, компьютеризированными специальностями, необходимыми в современном обществе. И цель вузов - внедрить в профессиональное образование новые, новаторские дисциплины, способствующие усвоению не только высокопрофессиональных знаний, умений, навыков, но и те, которые могут помочь студенту в его дальнейшем труде.

В связи с этим нами предлагается ввести в предметный блок специальности 030700 - «музыкальное образование» новую дисциплину «Элементы импровизации в преподавании аудиовизуальных технологий обучения для студентов-музыкантов». По нашему убеждению, этот предмет сегодня просто необходим для творческого самовыражения индивида, расширения его информационного кругозора, ориентирования в области информатики, НИТ, мультимедиа-технологий, дистанционного образования и т.д. Помимо прочего, данная дисциплина должна быть строго ориентирована на подготовку студентов-музыкантов, пока ещё недостаточно разбирающихся в современных мультимедиа-технологиях. Данная дисциплина будет служить дополнением и закреплением тех знаний, которые студенты получают по специальным информационно-техническим предметам.

Прежде всего, в ней должны быть сосредоточены востребованные телекоммуникационные и информационные вопросы-ответы, полученные при опросе, беседе, анкетировании студентов-музыкантов, а также продуманные педагогом технические вопросы - задания с психолого-педагогической, учебно-методической, научно-исследовательской, творческой направленностью. Основная задача, стоящая перед педагогом, разрабатывающим новую дисциплину, - заинтересовать студентов-музыкантов в изучении научно-технической литературы с практическим ознакомлением и применением её по прямому назначению, в использовании новых программных продуктов в творческой деятельности и т.д.

Рассмотрим некоторые подходы к реализации на практике предлагаемой учебной дисциплины. Подбор и составление импровизационных вопросов и заданий для инновационного предмета осуществляется педагогом без особого труда. Отбираются так называемые проблемные вопросы, на которые студентам-музыкантам придётся не только грамотно отвечать, творчески выстраивать музыкально-инновационную схему теоретической готовности, но и применить полученные знания, умения и навыки на практике. К большому сожалению, многие вопросы по мультимедиа-технологиям остаются освещёнными только сугубо теоретически, практическое применение инноваций на занятиях чаще всего подробно, детально не обсуждается, в связи с чем происходит спад интереса, а отсюда и творческого, музыкального самовыражения. Без привлечения новых дисциплин в вузовском образовании нельзя говорить о модернизации обучения, без привлечения и использования мультимедийных технологий - тем более. Для примера рассмотрим несколько вопросов для выяснения осведомлённости студентов в области аудиовизуальных технологий, которые могут быть использованы в творческой работе педагога, и которые раскроют весь спектр новой дисциплины для студентов-музыкантов.

Вопрос № 1. Какие существуют способы подключения к Интернет?

Правильный ответ

1. По кабелю:

- телефонная линия;

- специально выделенная кабельная линия.

2. Беспроводное соединение:

- GPRS (через мобильный телефон);

- Wi-Fi. Эта функция существует практически во всех современных ноутбуках, КПК (карманный персональный компьютер) и в некоторых моделях сотовых телефонов. Передача данных осуществляется по беспроводным сетям (Wi-Fi), которыми оснащены места коллективного пользования: аэропорты, современные офисы, Интернет-кафе и т.д.

- спутниковый Интернет.

Ответ студентов-музыкантов может быть самым различным - от профессиональных базовых основ знаний информатики до самого фантастического (может быть и абсурдного), придуманного только что студентами. Ответы студентов педагогом записываются (по желанию студентов) на диктофон, а затем обсуждаются.

После заданного вопроса и импровизационных ответов студентов педагог подробно раскрывает тему о способах подключения к сети Интернет. И планомерно выстраивает схему-импровизацию следующего, вытекающего из предыдущего, вопроса для подробно-

го теоретического и по возможности практического (в зависимости от материально-технического оснащения вуза, факультета, кафедры) освещения его на лекции-беседе.

Вопрос № 2. Какую помощь может оказать всемирная глобальная сеть студенту--музыканту в приобретении знаний?

Правильный ответ

Всемирная компьютерная сеть Интернет позволяет студентам-музыкантам быстро найти необходимую информацию и профессионально подготовиться к ответу на заданный педагогом вопрос.

На существующих сайтах в Интернете находится огромное количество демонстрационных, презентационных версий программных продуктов, специально созданных для творческой работы музыкантов. Так называемые «демо-версии» программных продуктов не полностью функциональны и представлены на сайтах для ознакомления в течение ограниченного времени. Студенты после их изучения и тщательного анализа могут приобрести программные продукты в специализированном магазине.

Если педагог даёт задание студенту сочинить, проиграть, прослушать, а затем проанализировать фрагмент музыкального сочинения или расставить грамотную аппликатуру в музыкальной пьесе, или прослушать сложный метроритмический рисунок и т.д., то для студента не составит большого труда найти в Интернете, например, «нотный (музыкальный) редактор», «виртуальный синтезатор» и т. п. Список современных программных продуктов, ориентированных на музыкальное обучение, у педагога имеется в наличии, и студенты могут использовать их в своей деятельности и профессионально подготовиться к ответу. В данной ситуации студент должен показать своё мастерство и профессионализм в работе с инновациями.

Таким образом, студентам-музыкантам предоставляется возможность на групповом занятии подобрать для изучения, а также для свободной, облегчённой профессиональной музыкальной деятельности индивидуально выбранный программный продукт.

Вопрос № 3. Можно ли на флэш-карту перенести аудио-видео информацию, и какую? Например, снять на цифровую видеокамеру классический музыкальный концерт и перенести его на флэш-карту? И какой объём памяти имеют карты?

Правильный ответ.

Переносной модуль памяти - так называемая флэш-карта предназначена для записи на нее и воспроизведения любого вида информации, в том числе и классического музыкального концерта. Существуют флэш-карты объёмом от 128 Мб до 12 Гб и больше.

То есть импровизационные вопросы вызывают новые импровизационные ответы, а отсюда планомерно выстраивается цепочка следующей тематики (темы) для импровизационной лекции-беседы. И так планомерно можно выстроить и сформировать единую, целостную систему преподавания новой дисциплины. Можно констатировать, что импровизационные вопросы на занятиях могут возникать спонтанно, и в такой ситуации главным для педагога будет являться «технический» педагогический темп в работе со студентами, который упустить ни в коем случае нельзя. Замедление технического педагогического темпа ведёт к пассивному времяпрепровождению студентов на лекции-беседе, к обыденности, скуке и т.д. Творчество педагога со студентами, а также высокий профессионализм импровизационного технического мастерства педагога - это главная задача современного модернизированного обучения музыке в вузах.

Таким образом, с полной уверенностью можно заявить, что в методической импровизационной зарисовке, созданной педагогом, раскрываются интеллектуальные возможности студентов, значительно усиливается интерес к инновациям. А творчески продуманная психолого-педагогическая и учебно-методическая работа носит не только учебный, познавательный, но также и сугубо индивидуально-импровизационный характер. Данная дисциплина привлекает своей оригинальностью, творчеством, быстротой решения многих возникших не только на занятиях вопросов, но и в жизни. Лекции проводятся в форме беседы - увлекательно и интересно. Итоговый контроль знаний педагог выбирает сам. Например, при планировании поочередной мини-конференции, студенты с большим энтузиазмом, творчески подготавливают (уже профессионально) вопросы по новой дисциплине, какой является дисциплина «Элементы импровизации в преподавании аудиовизуальных технологий обучения для студентов-музыкантов».

Литература

1. Тютюнник В.И. Начальный этап развития субъекта творческого труда (оптимистическая теория личности). Учебное пособие для студентов факультета психологии высших учебных заведений по направлению 521000-«Психология». - М.: РПО, 2003.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ СЛОЖНЫХ И ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА

ФИЗИКИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

М.В. Потапова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики Челябинского государственного педагогического университета

Раскроем кратко содержание понятий, составляющих базис данной статьи: эмпирические и теоретические знания, подход, сложность, трудность. Эмпирические знания - это знания, которые получены на основе опыта, обобщены с помощью таких умозаключений, как индукция. В процессе индукции, наблюдая и изучая отдельные факты, явления, свойства объектов, человек от единичных суждений переходит к более общим, формулирует правила, принципы, закономерности. Индуктивная форма обобщающего вывода часто основывается на аналогиях, однако, как правило, эмпирические знания отображают результаты практики, поэтому они отражают прагматическую составляющую эмпирического подхода.

Теоретическое знание - это целостная и систематизированная совокупность понятий о закономерностях окружающего мира. Получить их можно как в деятельности, так и в процессе мышления, как в рефлексивном, так и в нерефлексивном виде. Онтологическая (сущностная) составляющая в описании объекта, явления, процесса определяет базовую парадигму_теоретического знания и самого подхода (парадигмальный механизм процесса познания). Однако истинным знанием является такое, которое проверено практикой, поэтому и эмпирическое, и теоретическое знание необходимо рассматривать не столько во взаимосвязи, сколько в целостном соединении - синтагме. Эмпирические и теоретические знания можно формировать у учащихся, студентов в условиях подхода как комплекса «... парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании...» [1, с. 794].

Отдельные вопросы, темы, разделы курса физики средней школы составляют содержание учебного материала. «Учебный материал - часть социальной культуры, которая отобрана для усвоения в школе и обработана методически с учетом возможностей ее усвоения учащимися» [2, с. 26]. Учебный материал, включенный в параграф, тему, раздел, может быть как простым, так и сложным, а как сложный объект он может быть разложен на элементы (составные части). Сложность учебного материала зависит от того какое количество структурных элементов он включает, а также от того, каков характер связи и отношений (структур) между ними.

Сложность учебного материала можно описать двумя факторами. Если учебный материал состоит из множества элементов, которые связаны механически, то тогда сложность его будет определяться объемом элементов, входящих в параграф, тему (первый фактор). Например, описывая учебный материал, послуживший основанием для создания фундаментальной физической теории (например, электронной теории вещества), автор учебного пособия «Изучение фундаментальных физических теорий на факультативных занятиях» [4] выделяет 26 фактов, а в учебнике «Физика 10» его автор В.А. Касьянов описывает только 11. Первый учебный материал будет более сложным для усвоения, чем второй, потому что он включает большое количество фактов, которые должны быть усвоены.

Второй фактор, определяющий сложность учебного материала, зависит от структурных связей между компонентами системы. Учебный материал, раскрывающий систему органически взаимосвязанных элементов с помощью внутренних связей, образует сложную структуру. Например, для определения разности потенциалов между любыми точками электрической цепи, содержащей источник тока, необходимо хорошо знать такие понятия, как напряжение, разность потенциалов, падение напряжения на участке цепи, потенциал данной точки цепи, ЭДС источника тока, а также связи между ними. Связи между названными выше понятиями устанавли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.