Научная статья на тему 'К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков'

К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / МУЗЫКАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалов Олег Игоревич

Рассматриваются механизмы восприятия импровизации и ее воздействия на человека. Отмечается крайне значимая роль диагностики при обучении подростков музыкальной импровизации. Уделяется внимание созданию благоприятных условий для проведения диагностических процедур. Обращается внимание на важность овладения преподавателями-музыкантами методами диагностики музыкальной импровизации при обучении подростков этому виду искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков»

УДК 372.878

О.И. Беспалов

К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Рассматриваются механизмы восприятия импровизации и ее воздействия на человека. Отмечается крайне значимая роль диагностики при обучении подростков музыкальной импровизации. Уделяется внимание созданию благоприятных условий для проведения диагностических процедур. Обращается внимание на важность овладения преподавателями-музыкантами методами диагностики музыкальной импровизации при обучении подростков этому виду искусства.

Ключевые слова: музыкальная импровизация, диагностика, музыкально-импровизационные способности.

Из истории проблемы развития искусства музыкальной импровизации

Несмотря на популярность музыкальной импровизации в современном мире, механизмы ее восприятия и воздействия на человека в психологии и педагогике изучаются мало. Эта статья - отражение попытки сделать некоторые начальные шаги в их изучении со стороны именно психологической и педагогической науки.

Импровизация является важнейшим видом музыкального творчества в контексте исторической эволюции музыкальной культуры от бессознательной мнемогенности (бессознательного запоминания музыки) человека доисторической эпохи до алеаторических структур второй половины XX века. Алеаторика - «течение в современной музыке, основной установкой которого является принцип случайности в процессе творчества и исполнительства, возникло в конце 50-х годов 20 века» [3, с. 485]. Создаваемая композиция может строиться на основе числовых комбинаций или схем по приемам какой-либо игры, например, шахматной, путем разбрызгивания чернил на нотной бумаге, в результате комбинирования чисел при бросании игральных костей (от лат. а1еа - «игральная кость», «случайность»), отсюда и термин «алеаторика». Столь же свободный «метод» предлагается и исполнителям: возможны любые комбинации отдельных фрагментов, перестановка нотных листов, вольная импровизация музыкантов оркестра или ансамбля и так далее. Такая «музыкальная анархия» приводит к распаду формы, к полному отсутствию ориентиров для слушателей, а порой и для исполнителей. Как колористический прием алеаторика используется в отдельных эпизодах и теми ком-

позиторами, которые принципиально не приемлют данного способа сочинения» [3, с. 8].

Импровизация - первотворчество, самый древний его вид. Всемирная история музыки началась с импровизации. По существу, музыкальная импровизация стояла у истоков всех культур, переживая эпохи могучего расцвета в период упадка. На протяжении сотен лет импровизация являлась единственной формой музыкально-художественного творчества, соединяя в одном лице автора и исполнителя. В европейской музыкальной культуре импровизационные традиции стали постепенно нарушаться в связи с усилением влияния письменности.

Одним из основополагающих принципов музыкальной дидактики во все времена был принцип музицирования, импровизации, изучения музыкальной речи путем вовлечения обучаемого в стихию музыкального общения. Как форма учебной работы импровизация имеет давнюю историю и традиции в музыкальной культуре. Известно, что импровизация составляла основу системы профессионального музыкального обучения в средневековой и ренессансной Европе, на Востоке и в России. Однако с усложнением языка в европейской музыке Х1Х-ХХ веков постепенно снижается удельный вес импровизации в музыкальной жизни и в музыкальной дидактике.

Импровизацию необходимо рассматривать как одну из значимых категорий исполнительской деятельности в музыкальном искусстве (особенно в ранние эпохи его развития и до XX века).

Категориальный статус ее детерминируется тем значением, которое она представляет в итеративных (от лат. кегайо - «повторение; повторное применение какой-либо операции») [3, с. 514] функциях, применяющихся и операционально

связанными с эволюционными изменениями от начальной стадии эстетического развития человечества вплоть до конца XX века. Конкретизируя категорию импровизации, необходимо отметить, что она, скорее всего, является обязательным атрибутом романтических этапов развития музыкального искусства всех времен и народов. Действительно, анализируя это течение искусства в музыке как мобильную форму с субъективно-эмоциональной моделью восприятия действительности, можно неизбежно прийти к выводу о том, что импровизация существовала на протяжении всей истории эволюции музыкальной деятельности человечества. Множество интонационных параметров впоследствии записанной музыки родилось в латентной (скрытой) сфере импровизационного процесса. Известно, что импровизация имманентна (имманентный - от лат. гттапеш - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо, нечто внутренне присущее какому-либо явлению, процессу; противоположность имманентности - трансцендентность) [3, с. 485] и связана также с искусством устной традиции: по сути дела весь фольклор создан на ее основе. Музыка возникла как средство человеческого общения и пока лишь это его условие выполнялось, на музыкальное обращение могли ответить музыкой.

Условие искусства импровизации заключается в том, что музыка, которую слышит аудитория, и стройная, и образная, рождается только сейчас, посвящена зрителям и исчезает с последним аккордом. В статье Е. Билькиса «Импровизатор» приводятся слова Леонида Чижика. Леонид Чижик, говоря о музыкальной импровизации, заметил: «Музыкальная импровизация - это такой творческий процесс, в котором все национальное сведено к минимуму. Здесь речь идет о сиюминутном отношении музыканта-художни-ка к жизни. Но тут многое зависит от того, насколько глубоки сами чувства, которые пытается высказать сам музыкант-импровизатор. Уже одно то существенно, что чувства выражены мгновенно, искренне. «Чистая музыкальная импровизация» может вытекать из джазовой классики и наоборот. Импровизатор - это музыкант. Когда-то под словом «музыкант» подразумевали человека, который одновременно может и исполнять, и импровизировать. Как правило, это было так. Но в середине XIX века понятия «композитор» и «исполнитель» разделились. Однако вся

история музыки подтверждает, что композитор -одновременно и исполнитель, и также импровизатор. Потому что импровизация является как раз тем связующим звеном между исполнительством и композицией, тем началом, которое создает музыканта. Для джаза музыкальная импровизация -чуть ли не главная особенность. Импровизация -есть единственная форма выявления личности музыканта...» [2, с. 122-126].

Участники констатирующего эксперимента.

Цели и задачи

Мы провели 1-ый (констатирующий) этап эксперимента исследования с целью проверки выдвинутой нами эмпирической гипотезы. Мы предположили, что разработка и практическое применение смоделированного нами блока методик диагностики музыкально-импровизационных способностей подростков (применяемого нами на урочной работе) позволит развить их музыкально-творческий потенциал и музыкальную креативность на занятиях по импровизации. Апробация исследования проходила в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» (МОУДОД ДТДМ) города Твери. Работа проводилась в период с 2005 по 2009 годы. Исследованию подверглись подростки в возрасте 12-14 лет, которые были условно разделены на 2 группы (экспериментальную и контрольную), и их педагоги. И в экспериментальной (ЭГ), и в контрольной (КГ) группе было по 10 человек. Предварительно перед началом проведения констатирующего этапа эксперимента (который проводился с ЭГ и с КГ в 2005 году) была проведена беседа среди преподавателей подрос-тков-реципиентов, по результатам которой дети с более слабым (преимущественно низким) уровнем музыкально-импровизационной креативности составили КГ, а в ЭГ вошли ребята с более высоким уровнем музыкально-импровизационных способностей. Мы посчитали возможным оценить общий исходный музыкально-импровизационный уровень подростков как низкий (нормативно-репродуктивный) (до начала проведения диагностики музыкально-импровизационных способностей этих детей на первом (констатирующем) этапе эксперимента). Констатирующий этап эксперимента проводился с детьми-подрос-тками, большинство из которых имели исходный низкий уровень развития музыкально-импрови-

зационных способностей, меньшая часть - средний, высокий - совсем незначительная часть.

Целью констатирующего этапа была диагностика музыкально-импровизационных способностей подростков ЭГ и КГ. Задача на этом этапе эксперимента была направлена на достижение вышеизложенной цели. Главной целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня готовности подростков к музыкально-импровизационной деятельности. Главными задачами были определены следующие: 1) подобрать и систематизировать творческие задания для диагностирования музыкально-импровизационных способностей подростков; 2) продиагностировать способности подростков к музыкальной импровизации и выявить импровизационный потенциал этих детей; 3) определить критерии и исходный уровень готовности подростков-музыкантов к музыкально-импровизационной деятельности.

Методика

В составленном нами на основе методики В.П. Анисимова «Диагностика музыкальных способностей детей» диагностическом комплексе изучаются музыкально-импровизационные способности подростковой личности и их развитие. Данный диагностический комплекс содержит теоретические сведения о психологических условиях проведения диагностических процедур с детьми подросткового возраста, а также комплекс апробированных на практике тестов изучения уровня сформированности музыкальных способностей ребят-подростков. В качестве методического инструментария нами был использован «Словарь эмоций» и тест В.П. Анисимова, построенный в соответствии с накопленными в психологии данными о структуре и классификации эмоций индивида. Диагностический комплекс предназначен для студентов - будущих учителей музыки и для педагогов-практиков [1, с. 128].

Музыкально-педагогическая практика давно нуждается в таком диагностическом инструментарии, который позволял бы компенсировать пробел в возможности объективного измерения как уровня музыкально-импровизационного развития подростков в целом, так и отдельных структурных компонентов их музыкально-импровизационных способностей. Это позволит педагогу не только научно обоснованно определиться с тактикой по развитию способностей этих детей к импровизации музыки, но и видеть их место

в построении стратегии общего развития учащихся подросткового возраста. Предложенный нами комплекс тестов изучения музыкально-импровизационных способностей учеников-подростков может выполнять и функцию тренировки искомых свойств личности этих учащихся, разумеется, при постановке уже не столько диагностических, сколько педагогических задач по развитию их психологических свойств и личностных качеств. Вместе с тем, представленную в настоящей статье попытку построить комплексную модель изучения музыкально-импровизационных способностей подростков следует рассматривать как первый шаг в построении полноценной диагностики способностей этих ребят к музыкальному импровизированию.

Очевидно, что эмоционально-музыкальная отзывчивость подростка как центральная структурная характеристика его музыкально-импровизационных способностей проявляется у каждого ребенка этого возраста, но степень постижения, глубина переживания и тонкость понимания подростком всех сторон музыки субъективно-вариативна у разных людей этой возрастной группы. И это различие будет определяться, прежде всего, врожденными особенностями подростковой личности (ее темпераментом, типологическими свойствами нервной системы) и индивидуальным опытом социальных условий жизнедеятельности подростка, мерой его психологической культуры, в том числе и степенью готовности этого ребенка к деятельности слушателя, исполнителя, творца. При этом следует подчеркнуть, что восприятие и глубокое понимание, образная интерпретация музыки доступна каждой психологически здоровой личности этого возраста.

Диагностические исследования музыкальноимпровизационных способностей подростков необходимо выстраивать в контексте изучения прежде всего психоэмоциональной сферы подростковой личности.

Учащийся этого возраста наиболее сензити-вен к невербальным воздействиям. Открытость сенсорных каналов восприятия и эмоциональная лабильность подростка делает востребованной педагогически целесообразную музыкально-импровизационную деятельность детей подросткового возраста, усвоение содержания которой происходит по причине подражания и музыкальнокреативного переосмысления (до тех пор, пока у них не сложились свои стереотипы-привычки

реагирования на интонационно-аудиальную музыкальную информацию).

Поэтому занятия музыкальной импровизацией с учениками подросткового возраста должны проходить в тщательно продуманных условиях комфортно-психологической атмосферы, способствующей проявлению у них психоэнергетической познавательной активности и музыкально-импровизационного самовыражения. Созидательная направленность, чувство прекрасного, чувство эмпатии, склонность к музыкально-импровизационной креативности являются залогом психического здоровья подростковой личности. Музыкальная импровизация подростка должна выполнять роль психологического тренинга в воспитании у него эмоциональной отзывчивости -существенной составляющей его музыкальноимпровизационного развития [1, с. 107-108].

Психодиагностика в настоящее время становится неотъемлемой частью музыкальной педагогики, инструментом целесообразной профессиональной деятельности преподавателей, работающих в системе развивающего обучения.

Безусловно, использование диагностических методов в педагогической практике музыкального воспитания требует хорошей психологической подготовки специалиста. Психологическая компетентность и профессионально-педагогическая креативность учителя способны выступить гарантом научно обоснованного и педагогически целесообразного использования диагностических тестов в построении личностно-ориентированных программ воспитания музыкальной культуры как системы эмоционально-ценностных ориентаций личности подростка. Положительным моментом разработанной нами музыкально-импровизационной диагностической программы является то, что принципы ее построения позволяют преподавателю анализировать источники ошибок в ходе образовательного процесса.

Музыкально-эстетическая (и музыкальноимпровизационная) деятельность ребенка-подро-стка должна выстраиваться в тщательно продуманных условиях комфортно-психологической атмосферы, способствующей проявлению психоэнергетической познавательной активности и творческого самовыражения. Созидательная направленность, чувство прекрасного, чувство юмора и эмпатии, склонность к креативности являются залогом психического здоровья личности подростка.

Вышеуказанная деятельность учащегося подросткового возраста способна выполнять роль психологического тренинга в воспитании эмоциональной отзывчивости - существенной составляющей нравственно-эстетического развития ребенка этого возраста [1, с. 107-108].

На констатирующем этапе эксперимента мы использовали диагностические тесты В.П. Анисимова, адаптированные нами для диагностики музыкально-импровизационных способностей подростков, а также опросник музыкально-импровизационной креативности Д. Джонсона, направленный на развитие у этих детей способностей к образности (моментальному переводу музыкально-импровизационного образа в музыкальные знаки и ритмы). Нами была разработана и апробирована на практике методика диагностики музыкально-импровизационных способностей учащихся подросткового возраста (на основе диагностического ключа-матрицы эмоций В.П. Анисимова). Результаты констатирующего эксперимента по вышеизложенным методикам диагностики приводим далее.

Результаты и обсуждение

Полные и подробные результаты подростков ЭГ и КГ по констатирующему этапу эксперимента приводятся в нашей диссертационной работе «Развитие музыкально-импровизационных способностей учащихся подросткового возраста» в виде таблиц, уровневых показателей и характеристик на каждого учащегося. В данной статье мы их не иллюстрируем, а даем лишь краткую общую уровневую характеристику детей.

По опроснику музыкально-импровизационной креативности результаты, показанные деть-ми-подростками из ЭГ, оказались выше, чем у подростков из КГ, что, позволяет, на наш взгляд, эффективно провести в дальнейшем следующий (формирующий) этап эксперимента с учащими-ся-музыкантами ЭГ. Педагог-эксперт, также вместе с подростками оценивавший их музыкальноимпровизационный потенциал, также отметил тот факт, что способности к импровизации музыки у подростков из ЭГ находятся на более высоком уровне, чем у ребят из КГ. Анализ данных опросника показал, что ни у одного реципиента исследуемого нами возраста не обнаружен низкий уровень развития способностей к импровизации, что свидетельствует о том, что всех учеников-под-ростков ЭГ и КГ возможно эффективно обучать

этому виду деятельности даже в условиях того, что эти подростки не имеют ярко выраженного музыкально-репродуктивного опыта, занимаясь музыкой, которая является для них лишь дополнительным, не основным образованием, лишь для души, не ставя перед собой каких-либо серьезных музыкально-исполнительских задач на будущее.

Диагностика чувства темпа и метроритма подростков, проявляющегося у них при музыкальной импровизации (игры-тесты на выявление уровня развития способностей этих детей к импровизированию музыки). Результаты по методике диагностики «Настоящий музыкант» получились разнообразные. Есть ребята-подростки с высоким уровнем, есть - с низким, средним и слабым. В ЭГ по сравнению с КГ оказалось больше учеников с высоким и средним уровнем развития темпо-метрической регуляции, в КГ - больше со слабым уровнем.

Результаты по методике диагностики «Дождик» в ЭГ оказались выше, чем в КГ.

Диагностика звуковысотного чувства (ладово-регистрового, мелодического и гармонического слуха), проявляющегося у подростков при импровизировании музыки. По диагностическому тесту «Повтори (сымпровизируй) мелодию» результаты, показанные подростками-реци-пиентами из ЭГ оказались выше, чем у детей КГ.

Диагностика динамического чувства, проявляющегося у подростков при импровизировании музыки. По диагностическому тесту-игре «Мы поедем в «Громко-тихо»» результаты ЭГ получились выше, чем показатели КГ. Общий уровень (в среднем) по ЭГ получился высокий, по КГ - слабый (низкий). Суммарный общий уровень (в среднем) по ЭГ и по КГ (вместе взятым) соответствовал низкому.

Диагностика эмоциональной отзывчивости подростков во время их музыкального импровизирования в определенных (заданных педагогом) душевных состояниях. По диагностическому тесту «Музыкальная палитра» результаты подростков из ЭГ при выполнении 1-ой части 1 задания получились выше, чем у детей КГ. Средний балл по ЭГ оказался 4,2, что соответствует среднему уровню, по КГ средний балл равен 3,6, что соответствует низкому уровню. Общий средний суммарный балл по ЭГ и КГ равен 0,09, что соответствует низкому уровню. Средний балл по ЭГ оказался выше, чем по КГ. По 2-ой части 1-ого задания результаты подростков из ЭГ оказались

выше, чем у ребят этого возраста из КГ. Средний балл также оказался выше по ЭГ, чем по КГ. Общий средний суммарный балл ЭГ и КГ составил

0,3105 балла, что соответствует низкому уровню.

По 2 заданию показатели детей-подростков из ЭГ оказались выше результатов ребят этого возраста из КГ. Средний балл по КГ равен 2,3, что соответствует низкому уровню. Общий средний суммарный балл равен 0,3805, что соответствует низкому уровню.

Таким образом, данные и анализ таблиц свидетельствуют о том, что результаты ЭГ по этому диагностическому тесту у подростков из ЭГ выше, чем у КГ. Необходимо обратить внимание и нельзя не учитывать такой факт, что в ЭГ общего абсолютно низкого уровня (по итоговым результатам) при проведении данного диагностического теста ни у кого не обнаружено, что говорит о возможности эффективного обучения их музыкальной импровизации. В КГ показатели хуже. 8 из 10 реципиентов (80%) показали абсолютно низкий уровень, что вносит серьезные проблемы в эффективное обучение их импровизации, которое почти полностью в этом случае исключается.

Диагностика когнитивного и мотивационного компонентов музыкально-импровизационных вкусов детей-подростков. По результатам ответов, полученных от детей по тесту-опроснику выявления когнитивного компонента музыкально-импровизационных ориентаций учащихся подросткового возраста, больше подростков с низким уровнем оказалось в КГ (7 человек из 10) - 70%, в ЭГ - 1 реципиент (10%), с высоким уровнем больше детей из ЭГ (8 учащихся) -80%, в КГ - 1 ребенок (10%), со средним уровнем больше в КГ - 2 учащихся-музыканта (20%), в ЭГ - 1 (10%).

Методика изучения мотивационного компонента музыкально- импровизационных вкусов подростков. По диагностическому тесту «Хочу дослушать» результаты испытуемых подростков ЭГ оказались выше, чем показатели ребят из КГ, что говорит о том, что мотивационная готовность детей подросткового возраста из ЭГ находится на более высоком уровне, чем у учащихся КГ. Это позволит, на наш взгляд, успешно заниматься с учениками из ЭГ развитием их музыкально-импровизационного потенциала.

По разработанной нами и апробированной на практике методике диагностики музыкально-им-

провизационных способностей учащихся подросткового возраста (на материале диагностического ключа-матрицы эмоций В.П. Анисимова) получились следующие результаты: в ЭГ большая часть подростков проявила высокий уровень (6 человек) - 60%, в КГ высокого уровня никто из реципиентов не показал, среднего уровня ни в одной из групп обнаружено не было, низкий уровень в ЭГ показали 3 ученика (30%), тогда как в КГ все ребята (10 человек) не справились со всеми 2 заданиями и показали низкий уровень.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что способности к музыкальной импровизации у учащихся подросткового возраста из ЭГ выше, чем у ребят из КГ, что доказывает возможность эффективного обучения музыкальной импровизации учащихся ЭГ. Средний балл по всей диагностике у ЭГ - 16,8, что соответствует очень высокому уровню, числовые показатели которого в работе не указаны; в КГ -6,9, что соответствует низкому уровню. Общий средний суммарный балл по ЭГ и по КГ - 1,10805, что соответствует низкому уровню. При общем анализе констатирующего эксперимента, общий уровневый показатель развития музыкально-импровизационных способностей подростков при проведении констатирующего эксперимента по всем диагностикам оказался выше в ЭГ, чем в КГ. Необходимо отметить недостаточный уровень развития музыкально-импровизационных способностей, ассоциативного мышления, творческого воображения в обоих группах (ЭГ и КГ). Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что подростки ЭГ и КГ имеют примерно одинаковый уровень развития музыкально-импровизационных способностей. У большей части из них - низкий уровень, у меньшей - средний, у очень малой части (самой наименьшей) - высокий.

Выводы

1. Импровизация имеет давнюю историю и традиции в музыкальной культуре. Можно говорить, что импровизация существовала на протяжении всей истории музыкальной деятельности человечества, являясь одним из значимых видов музыкального творчества. На протяжении сотен лет она оставалась единственной формой исполнительской деятельности в музыкальном искусстве (особенно в ранние эпохи его развития). Необходимо отметить тесную связь импровизации с фольклором, который создан на ее основе.

2. Импровизация в настоящее время признана одним из эффективных методов обучения подростков музыке. Можно констатировать тот факт, что в практике обучения подростков музыкальной импровизации в полной мере не реализуются выявленные нами в процессе анализа психолого-педагоги-ческие пути развития музыкально-импровизационного творчества ребят подросткового возраста.

3. Крайне важной представляется проблема овладения преподавателями-музыкантами методами диагностики музыкально-импровизационных способностей подростков, так как эти методы дают возможность педагогу прослеживать (наблюдать) за процессом изменений подростков во время занятий с ними музыкальным импровизированием и видеть результаты этих изменений.

Библиографический список

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: «Владос», 2004. - 128 с.

2. Билькис Е. Импровизатор: творчество Л. Чижика // Аврора. - 1983. - №8. - С. 122-126.

3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров, редкол.: А.А. Гусев и др. Изд. 4. - М.: Советская энциклопедия, 1987. -1600 с. с ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.