Научная статья на тему 'Методика организации и проведения курса по выбору при обучении математике с использованием технологии мультимедиа в условиях предпрофильной подготовки'

Методика организации и проведения курса по выбору при обучении математике с использованием технологии мультимедиа в условиях предпрофильной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика организации и проведения курса по выбору при обучении математике с использованием технологии мультимедиа в условиях предпрофильной подготовки»

Качества личности, - подчеркивают исследователи, - это индивидуальные свойства человека. Как показано в проведенных психолого-педагогических исследованиях, люди, обладающие определенными характерологическими особенностями, эффективно справляются с той или иной деятельностью. Если говорить о профессии педагога, то следует отметить, что она относится к тому виду, который в принципе не может быть стереотипизирован. Отсюда можно сделать вывод: если речь идет о повышении профессиональной компетентности учителя, то в первую очередь необходимо развивать профессионально-значимые личностные качества, без которых никакой профессионализм не сформируется, несмотря на любые знания и опыт [1, с. 104 -105]. Всё это, как известно, подтверждается практикой, необходимой для индивидуальной личностной деятельности учащегося.

Возможен вариант частичного регресса, деградации личности, если в дальнейшей своей практической деятельности индивид не будет ставить перед собой современные цели, задачи, направленные на личное и профессиональное самосовершенствование. В современной общественной жизни спиралевидный виток технологических знаний постоянно «раскручивается», знания постоянно накапливаются, совершенствуется форма и содержание знаний, и незнание какого-либо одного принципа действия этой спирали приводит к сбою всего массового витка технологических знаний, а также знаний, умений и навыков в области социальных, экономических, психологических, педагогических и других наук.

Следовательно, представленная нами спираль знаний, приобретаемых в процессе обучения, может постепенно устаревать, если ядро возводимых знаний не «растёт», не расширяется, не увеличивается. В этом случае происходит регресс, или обратный процесс «скатывания по спирали», когда происходит не рост научного знания, а его убывание.

В заключение, можно констатировать, что понятие «Знание» в его современной интерпретации трактуется сообразно эпохе, времени, обществу, в котором само получение знаний, информации играет огромную роль («Кто владеет информацией, тот владеет миром» - формула XXI века).

Сегодня существует множество областей применения технического знания: информационно-коммуникационная, экономическая, педагогическая, музыкальная, медицинская и т.д. Техническое знание - это «окно в будущее», огромная перспектива, дающая человеку новый взгляд не только на окружающий мир, но и на самого себя.

Рассматриваемый нами подход имеет особое значение для гуманитариев, поскольку гуманитарное мышление обладает своей спецификой овладения знанием и отличается от технического. Поэтому при организации обучения гуманитариев в учебно-методическом, научном, теоретико-практическом направлении усвоения технических знаний нужно следовать рассмотренной нами специфике формирования знаний.

В своей практической деятельности при обучении студентов-музыкантов техническими аудиовизуальными средствами с применением информационных и коммуникационных технологий данный подход реализовывался в течение длительного времени. На основе этих теоретических положений было разработано учебное пособие «Информационно-коммуникационные технологии обучения студентов-музыкантов в ВУЗе» (авторы: Саукова Н.М., Моркин С.А., Соколова Г.Ю.).

Литература

1. З. И. Колычева, Н. Н. Суртаева. Технологии социального развития личности в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. Ч.1 - СПб.: ИОВ РАО; Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2005.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Е.А. Хилюк, аспирант МПГУ

В настоящее время на старшей ступени общего образования вводится профильное обучение. Основной задачей предпро-фильной подготовки является работа с учащимися по обоснованному выбору дальнейшего пути обучения. Реально оценить свои возможности школьники смогут на курсах по выбору. Следует отметить, что развитие образования связано с инновационными процессами, среди которых можно выделить информационные технологии. Вопросам их использования в обучении посвящены исследования таких ученых, как Н.Б. Бальцюк, М.М. Буняев, С.А. Жданов, И.Г. Захарова, А.Ю. Кравцова, Л. П. Мартиросян, В. Л. Матросов, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова, В. А. Трайнев и др. Вместе с тем практически отсутствуют математические предпрофильные курсы, опирающиеся на современные информационно-коммуникационные технологии.

Предлагаемый курс «Выбор наилучшего» призван сформировать у учащихся представления о прикладных возможностях математики на примере задач с экономическим содержанием на нахождение наибольших и наименьших значений, тем самым расширив возможности учащихся по свободному выбору своего образовательного пути. Данный математический элективный курс по содержательному наполнению является межпредметным и предлагается к изучению девятиклассникам, ориентированным на выбор социально-экономического профиля. Учащиеся знакомятся с некоторыми элементарными математическими методами решения задач на нахождение наибольших и наименьших значений. Здесь школьники видят, с одной стороны, абстрактный характер математических понятий, а с другой - их применимость к решению практических задач. Создавая методику обучения решению математических задач с экономическим содержанием, мы используем возможности технологии мультимедиа как средства реализации компетентностного подхода в рамках предпрофильного курса «Выбор наилучшего».

Целью курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора социально-экономического профиля обучения путем знакомства девятиклассников с методами решения задач с экономическим содержанием на нахождение наибольших и наименьших значений.

Задачи курса:

• знакомство школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по математике и экономике;

• создание условий для формирования и развития практических умений решать задачи на нахождение наибольших и наименьших значений элементарными методами;

• повышение математической культуры учащихся;

• формирование положительной мотивации к изучению математики в ее прикладных аспектах;

• предоставление различного рода информации о сферах деятельности в направлении социально-экономического профиля.

Содержание курса.

1. Введение.

О задачах на нахождение наибольших и наименьших значений, их прикладной направленности. Математические модели. Основные этапы решения задач.

2. Метод опорных функций.

Использование линейной и квадратичной функций при решении задач на нахождение наибольших и наименьших значений

n

(в том числе рассматриваются задачи с параметрами). Функция y = ^|х — ai|, П > 2 .

i=1

3. Метод оценки.

Неравенство Коши, его доказательства, следствия и использование при решении задач. Задачи линейного программирования с двумя неизвестными.

4. Метод перебора.

Метод простого перебора, оптимального перебора.

5. Графический метод решения задач линейного программирования.

Решение систем линейных неравенств с двумя переменными графическим методом, решение экономических, управленческих задач линейного программирования (без теоретического обоснования, на интуитивном уровне).

6. Из истории развития теории экстремальных задач.

7. Итоговая работа.

Предполагаемый объем курса составляет 18 часов, 2 часа в неделю.

Технология мультимедиа - совокупность технологий (совокупность приемов, методов, способов), позволяющих с использованием аппаратных и программных средств компьютера продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах. При создании программно-методического обеспечения данного курса использовались интегрированные средства Microsoft Office, в качестве основного средства оформления контента был выбран гипертекстовый язык HTML с включением программ, написанных на языке JavaScript. Анимированные изображения создавались с помощью программных средств Microsoft Visio и Adobe Photoshop (Adobe ImageReady). Аудиозапись осуществлялась и редактировалась с помощью программного средства Cool Edit Pro.

Выделим методические цели использования технологии мультимедиа для формирования ряда компетентностей на математических занятиях:

- индивидуализация и дифференциация обучения (используя возможность интерактивности, нелинейного представления информации и дискретной подачи визуальной информации);

- осуществление контроля с обратной связью, с оценкой результатов учебной деятельности;

- визуализация учебной информации (применяя наложение, перемещение визуальной информации; анимационные эффекты; дискретную подачу аудиовизуальной информации; тонирование изображения);

- усиление мотивации обучения (обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, используя многооконное представление аудиовизуальной информации, а также контаминацию аудиовизуальной информации);

- развитие наглядно-образного вида мышления;

- формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого.

Важной чертой курса является междисциплинарная интеграция, обучение через опыт с использованием мультимедийного ресурса. Рекомендуются следующие формы организации обучения: фронтальная работа и индивидуальная работа учащихся за компьютером. Применяются следующие методы обучения: информационно-рецептивный; метод проблемного обучения.

В результате освоения курса предполагается формирование у учащихся следующих компетентностей:

1) математической: учащиеся

• понимают своеобразие отражения математикой явлений окружающего мира, в том числе применимость математики при решении задач отдельных разделов экономики;

• умеют строить математические модели задач с экономическим содержанием на нахождение наибольших и наименьших значений;

• владеют элементарными методами решений вышеуказанных задач;

• обладают знаниями из истории развития теории экстремальных задач;

2) ценностно-смысловой: учащиеся

• испытывают и удовлетворяют потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле;

• соотносят свои возможности и требования, предъявляемые профилирующим (экономическим) направлением;

• приобретают опыт решения личностно-значимых задач отдельных разделов экономики, играющих роль профильных проб;

3) информационной: учащиеся

• владеют информацией различного рода по социально-экономическому профилю, сферах деятельности в данном направлении;

• умеют осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию, классификацию информации, позволяющей решать задачи с экономическим содержанием;

• имеют технологические навыки и умения работы с информационными потоками с помощью средств информационных технологий.

Разработанное автором программно-методическое обеспечение курса прошло успешную экспериментальную проверку на занятиях со студентами магистратуры при изучении профессионально ориентированных технологий обучения математике, а также в ряде московских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.