Научная статья на тему 'Итоговые занятия по физике как элемент системы предпрофильной подготовки'

Итоговые занятия по физике как элемент системы предпрофильной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИКИ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДПРОФИЛЬНЫЕ ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ / MODERN CLASS IN PHYSICS / TRAINING CLASSES / FINAL TRAINING CLASSES IN PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проклова Виктория Юрьевна

В статье описаны итоговые предпрофильные занятия по физике как особый тип современного урока в условиях предпрофильной подготовки, особое внимание уделено специфике итоговых занятий по физике различных видов. В качестве примера кратко рассмотрено итоговое предпрофильное занятие физикотехнического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Final Lessons in Physics as an Element of Training System

The article describes the final training classes in Physics as a special type of modern class. Special attention is paid for the specific character of final classes in Physics of different kinds. The final training class of physicotechnical character is viewed as an example.

Текст научной работы на тему «Итоговые занятия по физике как элемент системы предпрофильной подготовки»

Список литературы

1. Березовский Б. А., Гнедин А.В. Задача наилучшего выбора. - М.: Наука, 1984.

2. Дынкин Е.Б., Юшкевич А. А. Теоремы и задачи о процессах Маркова. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.,

1967. - 232 с.

3. Карлин С. Математические методы в теории игр программировании и экономике. - М.: Изд-во «Мир», 1964. - 838 с.

4. Николаев М. Л. Об одном обобщении задачи наилучшего выбора // Теория вероятностей и ее применения. - 1977. - Том XXII. - Вып. 1. - с. 191-193.

5. Пресман Э.Л., Сонин И.М. Задача наилучшего выбора при случайном числе объектов // Теория веро-

ятностей и ее применения. - 1972. - Том XVII. - Вып. 4. - С. 695-706.

6. Alpern S., Reyniers D. Strategic mating with common preferences//Journal of Theoretical Biology. - 2005. -p. 337-354.

7. McNamara J.M., Collins E.J. The job search problem as an employer-candidate game// Journal Aplication Probability. - 1990. - p. 815-827.

УДК 53 (07)

ББК Ч 426.51

В.Ю. Проклова

Итоговые занятия по физике как элемент

системы предпрофильной подготовки

В статье описаны итоговые предпрофиль-ные занятия по физике как особый тип современного урока в условиях предпрофильной подготовки, особое внимание уделено специфике итоговых занятий по физике различных видов. В качестве примера кратко рассмотрено итоговое предпрофильное занятие физикотехнического характера.

Ключевые слова: современный урок физики, предпрофильная подготовка, предпрофиль-ные итоговые занятия по физике.

V.Yu. Proklova

Final Lessons in Physics as an Element of Training System

The article describes the final training classes in Physics as a special type of modern class. Special attention is paid for the specific character of final classes in Physics of different kinds. The final training class of physicotechnical character is viewed as an example.

Key words: modern class in Physics, training classes, final training classes in Physics.

В современной школе урок по-прежнему остается основной структурной единицей учебного процесса. Несмотря на неоспоримые

преимущества коллективного обучения, уроку присущи, тем не менее, и серьезные внутренние противоречия. Это противоречие между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, развития каждого учащегося; между регулярной прямой (от учителя к ученику) и нерегулярной, эпизодичной обратной (от ученика к учителю) связью; между задачами развития разносторонней активности, включения школьников в реальную жизнь и подготовкой их к завтрашней жизни и преимущественно вербальным характером обучения; между реальным объемом учебного материала и временными рамками урока и др. [См.: 2].

Для разрешения выделенных выше противоречий исследователями определены направления совершенствования урока. Прежде всего, это выражается в углубленном понимании целей урока; в совершенствовании средств и способов организации деятельности учащихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения; в поисках гибкой и вариативной структуры; в расширении типологии урока и др.

Одним из направлений совершенствования урока физики в условиях предпрофильной подготовки необходимо считать так называемые предпрофильные итоговые занятия по физике, которые могут дополнить классификацию уроков по основной дидактической цели занятий - осуществление предпрофильной подготовки учащихся.

Система предпрофильной подготовки в традиционном понимании включает курсы по выбору, информационную работу с учащимися и родителями и профильную ориентацию. При таком подходе, когда предпрофильная

подготовка и изучение учебных предметов осуществляются независимо друг от друга, по нашему мнению, недостаточно используются возможности учебных предметов. Традиционные уроки по физике способствуют реализации лишь отдельных элементов предпро-фильной подготовки, они не позволяют решать задачу осуществления подготовки к выбору профиля на материале физики. В то время как предпрофильные итоговые занятия обеспечивают целенаправленную подготовку учащихся к выбору профиля обучения и к их успешному обучению в средней (полной) школе при изучении учебного предмета «физика».

Под предпрофильными итоговыми занятиями по физике понимаем специально организованные учебные занятия, способствующие пред-профильной подготовке учащихся, то есть обеспечивающие подготовку учащихся к выбору профиля обучения к обучению в средней (полной) школе [См.: 3].

Предпрофильные итоговые занятия призваны: расширять, углублять, обобщать и систематизировать физические знания учащихся, развивать их общеучебные умения учащихся, способствовать развитию мотивации школьников, пониманию единства и целостности мира, роли и значения физики в познании мира. Они должны содержать материал интегративного характера, иметь нетрадиционную структуру, обеспечивать определенное взаимодействие учителя и учащихся на занятиях, до и после занятий, проводиться после логически завершенного этапа образовательного процесса (тема, раздел, курс физики основной школы).

Ценность предпрофильных итоговых занятий по физике для осуществления предпро-фильной подготовки определяется рядом обстоятельств: 1) они обязательны для всех школьников, в то время как курсы по выбору той или иной тематики выбираются лишь рядом учащихся; 2) по содержанию и характеру деятельности школьников сочетают в себе специфику предметно-ориентированных и межпредметных курсов по выбору.

Предпрофильные итоговые занятия можно рассматривать как систему занятий по физике, сложным образом сочетающую различные элементы. При этом элементами системы выступают различные виды итоговых занятий по физике, выделяемые по ряду оснований. По содержанию можно выделить занятия, отражающие специфику содержания учебного материала - занятия научно-предметного, естественнонаучного, физико-технического, исто-

рического, экологического, общекультурного, комбинированного характера (согласно подходу, по которому информационная составляющая содержания учебного курса представляется через проблемно-предметное поле учебного курса [См.: 1]). По формам проведения занятий можно предложить занятия в форме пресс-конференции, конференции, семинара, экскурсии, занятия с применением проектной технологии, презентации, ролевой игры и т.д. По взаимодействию участников образовательного процесса можно выделить занятие с ведущей деятельностью учителя, с ведущей деятельностью учащихся, с равноценным вкладом учителя и учащихся в занятие, занятие при участии учащихся средней (полной) школы (преемственность между основной и средней (полной) школами) и т. д.

В образовательном процессе возможны самые разнообразные сочетания указанных элементов системы. Например, итоговое занятие естественно-научного характера может быть организовано в форме ролевой игры с ведущей деятельностью учащихся, также возможен вариант организации этого занятия в форме семинара при участии учащихся старшей школы и т.п.

Система предпрофильных итоговых занятий по физике в основной школе отражена на схеме 1.

Укажем специфику итоговых занятий по физике различных видов.

Занятия научно-предметного характера целесообразнее проводить в форме семинара и учебной конференции; они предполагают использование большого количества физического эксперимента и решения разнообразных физических задач. Основными источниками информации для учащихся выступают энциклопедические издания, научно-популярные книги, журналы «Наука и жизнь», «Квант» и т.п.

Для занятий естественно-научного характера наиболее приемлемы учебные конференции, игры, экскурсии, физические задачи биофизического и физико-химического характера. Физический эксперимент занимает значительное место на занятиях этого типа. Среди источников информации можно выделить научнопопулярные издания, журнал «Природа», телевизионные познавательные передачи «Вокруг света», «Очевидное-невероятное» и т.п.

Эффективными формами проведения занятий физико-технического характера являются занятия с применением технологии проектной деятельности, а также презентации физических приборов. На занятиях должны использо-

ваться физические задачи политехнического содержания, разнообразный физический эксперимент. Информацию для занятия школьники, в первую очередь, черпают из энциклопедий по технике, изданий по конструированию, журналов «Техника-молодежи», «Квант» и т.п. Специфической чертой занятий является их влияние на развитие у учащихся конструкторских умений.

Занятия исторического характера целесообразнее проводить в форме экскурсов в исто-

рию, театрализованных представлений, диспутов, конференций. На занятиях этого вида широко используется такой вид физического эксперимента, как фундаментальный физический эксперимент, задачи по физике исторического содержания, предполагается работа учащихся с хрестоматиями по истории физики, трудами ученых-физиков, сборниками биографий ученых, библиографическими справочникам и т.п.

Схема 1. Система предпрофильных итоговых занятий по физике в основной школе

Для экологических итоговых занятий характерны такие формы организации занятий, как экологический слет, экскурсия, занятие-суд, театрализованное представление. На занятиях используются физические задачи экологического содержания, среди источников информации особо выделяются экологические вестники регионального, общероссийского, мирового масштаба, отчеты экологических организации и т.п. Занятия исторического и экологического характера способствуют развитию у учащихся коммуникативных умений, умений вести диалог, дискуссию и т.п.

Проведение занятий общекультурного характера возможно в форме презентаций произведений искусства, музыкальных инструментов, экскурсий. На занятиях имеет место использование задач общекультурного характера, разнообразного физического эксперимента. Специфичными источниками информации для этого вида занятия выступают ху-

дожественные альбомы, альманахи, энциклопедии по живописи, музыке, архитектуре и т.п.

В качестве примера рассмотрим предпро-фильное итоговое занятие физикотехнического характера по теме «Термометры», которое проводится с использованием технологии проектной деятельности после изучения раздела «Тепловые явления». Цель итогового занятия: способствовать осуществлению предпрофильной подготовки учащихся, то есть: а) подготовки к выбору профиля (продолжить формирование мотивов учения, развитие способностей и интересов к физике, формирование самостоятельности, развитие восприятия, памяти, речи, мышления учащихся и т. п.); б) подготовки к обучению в средней (полной) школе (углубить, расширить, обобщить знания о физических приборах для измерения температуры, отразить взаимосвязь физики и техники, продолжить формирование у школьников общеучебных умений, ов-

ладение познавательной, информационнокоммуникативной, рефлексивной способами деятельности и т.п.).

На данном занятии учащиеся исследуют вопросы истории изобретения и физикотехнических основ работы таких физических измерительных приборов, как термометры. Учащиеся класса в зависимости от своих интересов, склонностей, мотивации делятся на три группы сотрудников лаборатории. В ходе сотрудничества внутри лаборатории учащиеся выбирают заведующих лабораториями, теоретиков, лаборантов, конструкторов, ответственных за оформление доклада и разработку сценария презентации проекта.

Первая лаборатория занимается исследованием теоретического вопроса «История изобретения термометра» и изготовлением термоскопа Галилея. Вторая и третья лаборатории решают соответственно проблемы конструирования с помощью несложного физического оборудования газового термометра и термометра на термопаре. Результаты выполненных проектов должны быть следующими: для первой лаборатории - доклад и изготовленный термоскоп Галилея, для второй и третьей -сконструированные термометры (газовый и на термопаре). Работа учащихся над проектами занимает в среднем 1-2 недели и имеет определенные этапы:

- этап ориентирования (создание групп, обсуждение темы урока);

- этап разработки (разработка групповых задач, определение целей, ресурсов);

- этап реализации проекта (выбор методов исследования и поиска информации, самостоятельная работа учащихся над задачами, оформление проекта);

- этап презентации проекта (подготовка и проведение презентации);

- этап оценивания проекта (критериями оценивания могут выступать: значимость выдвинутой проблемы, коллективный характер принимаемых решений, активность каждого участника проекта, глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей науки, умение аргументировать свои выводы, умение отвечать на вопросы оппонентов, эстетика оформления проекта).

Непосредственно на итоговое занятие выносятся 4 и 5 этапы работы над проектом, остальные три этапа реализуются во внеурочное время, во время консультаций с учителем и работы в группах. Таким образом, итоговое

занятие представляет собой творческий отчет сотрудников трех лабораторий. По завершении выступлений (отчета сотрудников всех лабораторий), осуществляется оценивание проектов по указанным выше критериям. Оценивание проводят: учитель физики, учителя других предметов, приглашенные на урок, а также сами учащиеся путем голосования (при соблюдении условия, что сотрудники одной лаборатории не могут голосовать в свою пользу).

Самостоятельная работа учащихся до занятия состоит в разработке и выполнении проектов, создании компьютерных презентаций. Самостоятельная работа после занятия заключается в выполнении задания: графически изобразить соответствие между температурными шкалами Цельсия, Фаренгейта и Реомюра. Непосредственно на занятии учащиеся самостоятельно заполняют обобщающие таблицы «История развития взглядов на природу теплоты», «История изобретения термометра», «Температурные шкалы» и схему «Виды термометров».

На итоговом занятии «Термометры» широко представлен физический эксперимент: домашнее экспериментальное задание по конструированию приборов, демонстрация работы термометров.

В процессе работы над темой итогового занятия учащиеся решают физические задачи:

- используя формулы связи между температурными шкалами, привести в соответствие три шкалы Фаренгейта, Реомюра и Цельсия. Результат выполнения задания изобразите графически;

- предложите способ градуировки газового термометра и др.

При подготовке и проведении занятия предполагается широкое использование учащимися средств информационных и коммуникационных технологий: материалы сети

Интернет и СО-дисков «Открытая физика», «Электронные уроки и тесты по физике», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др.

Таким образом, предпрофильные итоговые занятия по физике разных видов, организуемые в основной школе, выступают особым типом современного урока физики в условиях предпрофильной подготовки и способны оказать учащимся реальную поддержку в выборе определенного профиля обучения.

Список литературы

1. Бордонская Л. А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя: монография. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 237 с.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

3. Проклова В.Ю. Итоговые занятия по физике в основной школе в системе предпрофильной подготовки: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2006. - 20 с.

УДК 551.4 ББК Д 82

С.Е. Старостина

Курс «Физическая картина мира» в подготовке студентов по направлению физико-математическое образование

В статье рассмотрены проблемы естественнонаучной подготовки студентов по направлению физико-математическое образование. Определено место курса «Физическая картина мира» в системе профессиональной подготовки студентов. Показано, что наиболее успешному усвоению содержания курса будет способствовать: представление содержания курса через проблемно-предметное поле; рассмотрение содержания курса с позиции эволюционно-синергетического подхода; использование модульного принципа построения учебного материала; уплотнение учебного материала за счет представление его в структурно-логических схемах, конспектах и других формах обобщения и систематизации.

Ключевые слова: физическая картина мира, проблемно-предметное поле, эволюционносинергетический подход, структурно-

логические схемы.

S.E. Starostina

The Role of "Physical World Picture" in Students' Physico-Mathematical Training

The article reveals the problems of students' scientific physical and mathematical training. The place of "Physical World picture" course in the system of students' vocational training is determined. It is stated that the most effective mastering of the course depends on its contents presentation through the problem-and-object field, the examining of the course contents from evolutional and synergetic point of view, the use of the modeling principle of syllabus construction, the contraction of syllabus due to its presentation in

structural and logic schemes, summaries and other forms of generalization and systemization.

Key words: physical world picture, problem-and-object field, evolutional and synergetic approach, structural and logic schemes.

Современный этап развития общества характеризуется нарастающими процессами демократизации, деидеологизации общественных отношений, развитием различных, иногда совершенно противоречивых точек зрения, свободой в мировоззренческом определении. Мировоззренческие качества личности являются основополагающими в ряду ценностей образования, поскольку мировоззрение представляет систему обобщенных взглядов о мире, о месте человека в нем, выражает взаимоотношение человека и мира. Именно мировоззренческие установки личности обеспечивают её ориентацию в окружающем мире, помогают сделать выбор в конкретных жизненных ситуациях в соответствии со своими убеждениями.

Ослабление внимания к мировоззренческим аспектам в процессе обучения, в последнее время, приводит к тому, что в мировоззрении студентов сложным образом переплетаются элементы научного, житейского, религиозного и мистического миропонимания. Современные молодые люди открыто выражают недоверие к тем или иным обобщающим суждениям, которые высказывает преподаватель. Более того, недоверие выражается в отношении, казалось бы, совершенно очевидных для современной науки идей и концепций. В настоящее время налицо ситуация несоответствия социального заказа на специалистов, основными качествами которых являются их профессиональная компетентность, широкий кругозор, способность воспринимать и давать правильную интерпретацию явлений в рамках современной естественнонаучной картины мира и фактическим уровнем образования и развития выпускников высших учебных заведений. Поэтому сегодня важнейшей задачей системы образования является поиск новых путей повышения качества подготовки обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.