практической грамотности. Подобные ошибки и недочеты имеют ряд причин:
- недостаточный уровень развития читательской компетенции;
- незнание стратегий работы с художественным текстом;
- недостаточный уровень развития метапредмет-ных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- недостаточный уровень развития высших психических функций (восприятие, воображение, внимание, мышление, память), необходимых для осмысления литературных произведений;
- отсутствие личной заинтересованности (мотивации) в создании творческой работы компенсируется желанием получить «допуск» к ЕГЭ с наименьшими затратами;
- нежелание читать «сложные» в смысловом отношении тексты;
- рассмотрение художественной литературы только как базы аргументов для итогового сочинения и ЕГЭ по русскому языку;
- узость кругозора, недостаточное знание и понимание явлений окружающей жизни;
- девальвация в процессе обучения жанра сочинения;
- преобладание «бытового» толкование фактов над «бытийным».
Все вышеизложенные факты требуют корректировки в работе учителя по следующим направлениям: развитие функциональной грамотности выпускников (в том числе читательской); развитие метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных); применение критериальной системы оценивания в процессе обучения.
Литература
1. Айзерман Л.С. Размышляя над прочитанным / Л.С. Айзерман // Литература в школе. - 1998. - №2. - 135 с.
2. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. - М.: Книга, 1980. - С.600 с.
3. Федеральная рабочая программа среднего общего образования. Литература. Базовый уровень. - М.: Институт Стратегии развития образования РАО, 2022. - 75 с.
4. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 2015. - 143 с.
УДК 37
DOI 10.21661/r-560214 Аносова Н.С., Истомина О.Н.
Техническое творчество как условие успешного развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация
Перед педагогами в дошкольном учреждении встает задача поиска новых методов и приемов воздействия на развитие речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, это возможно реализовать в образовательной среде, применяя техническое творчество, которое, в свою очередь, способствует развитию речи.
I
Ключевые слова: техническое творчество, коррекционно-развивающая работа, речевая активность, тяжелые нарушения речи, конструктивная деятельность, техническое конструирование, художественное конструирование.
вадцать первый век - век техники и компьютеров, в котором актуально стоит вопрос развития творческой речевой деятельности детей. В ре всеобщей компьютеризации ребенок затрудняется в передаче своих впечатлений. Детям тяжело сформулировать свои мысли, грамотно и четко их оформить, в их речи отсутствует образность и выразительность. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста с тяжелыми речевыми нарушениями. В связи с этим проблема развития речевых способностей детей с тяжелыми нарушениями речи приобретает доминирующее значение.
Дошкольное образование представляет собой самостоятельный уровень образования и регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который ориен-
тирует на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» выдвигает на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая развитие речи. Решение этой проблемы приобретает особую педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Для детей с особыми возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающая
работа на логопедических занятиях является тяжелым трудом. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребенка, отражаясь в его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи также могут влиять на умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что напрямую влияет на речевые контакты, в процессе которых происходит познание дошкольников окружающей его действительности. Дети с тяжелыми нарушениями речи обладают неточными и неполными представлениями об окружающем мире, употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания, круг их общения ограничивается, что способствует возникновению замкнутости, нерешительности, стеснительности, нарушению коммуникативности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
Главными показателями разнообразных видов деятельности (игровая, познавательная, коммуникативная, трудовая и др.) дошкольника является речевая активность, ее объем и характер. Все достижения ребенка не будут иметь успеха, если они не будут выражаться в его активной речи.
Поэтому одно из обязательных условий эффективности системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей является работа по совершенствованию развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги находятся в постоянном активном поиске путей совершенствования новых методов и приемов воздействия на развитие речи дошкольников и применении их в практической профессиональной деятельности. Обязательным условием эффективности системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является достижение высокого уровня их речевой активности.
Основной задачей работы нашего дошкольного учреждения стало внедрение в практику технического творчества детей как нового инструментария для развития речи. Использование технического творчества в коррек-ционно-развивающей работе не меняет традиционных методов и приемов развития речи дошкольников, а лишь модифицирует ее методическую составляющую и служит благоприятной средой для развития речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В рамках конструктивной деятельности старших дошкольников для полноценного развития способностей ребенка к техническому творчеству необходимо создать соответствующие условия.
В педагогическом наследии В.Б. Косминской представлены типы технического творчества в дошкольном учреждении:
- художественное конструирование - создание художественных моделей;
- техническое конструирование - моделирование реальных технических объектов, строений, машин, техники либо создание конструкций по аналогии с образцами из сказок, мультфильмов, фильмов.
Внедрение технического конструирования в детском саду помогает моделировать определенную часть
окружающей среды, а на ее основе моделировать разнообразные жизненные ситуации, доступные дошкольнику, переживать и оценивать их возможность, а это способствует развитию речи.
В старшей группе компенсирующей направленности и с соответствующей развивающей предметно-пространственной средой использование технического творчества представлено современными конструкторами.
При реализации поставленных задач педагогами были созданы благоприятные условия для совместной деятельности детей со взрослыми и самостоятельной детской деятельности: образовательная среда безопасная, комфортная, развивающая, представленная разнообразными Lego-конструкторами и робототехникой: Lego-Duplo, Lego-Friends, Lego-Systems, Lego-City, Lego-Education мини-роботами Bee-bot и Robo-mouse.
Использование современной образовательной технологии не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе стимулировала их речевую активность, способствовала овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке «живой» разговорной речи.
Для полноценного и эффективного коррекционно-развивающего обучения и воспитания по развитию речи детей педагогами использовались целесообразные и интересные методы и приемы, представленные в плане деятельности с расчетом на учебный год. Это позволило развить у ребят такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность и диалектич-ность, стремление к новизне, поисковой активности детей, что, в свою очередь, способствовало развитию творческого воображения и, главное, их речи.
Повышенный интерес дошкольников к техническому творчеству нацелил педагогов разработать и систематизировать комплекс творческих дидактических игр, направленных на развитие речи детей с ТНР. Игры отобраны по основным направлениям: «Развитие звуковой аналитико-синтетической активности речи», «Развитие звукопроизношения», «Развитие связной речи» и «Развитие и совершенствование грамматического строя речи».
Процесс творческой сборки построек, сама постройка побуждала детей к монологической и диалогической речи. У ребят получались красочные и привлекательные творческие конструкции.
Все коррекционно-развивающее обучение воспринималось ребятами как игра. Благодаря этому у детей хорошо отрабатывались грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. При использовании платформ мини-роботов Bee-bot и Robo-mouse дети учились правильно соотносить предлоги «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» и т. д., при этом у них продолжалась активизация словаря.
Дошкольники запоминали новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, что способствовало увиденному и осознанному. Составление и придумывание загадок, рассказов и сказок по объемному образу декораций помогало детям лучше осознать
i
сюжет, более развернутым и логичным становился пересказ или рассказывание.
У детей совершенствовалась мелкая моторика рук, активизировались нужные отделы головного мозга, отвечающие за развитие речи дошкольников.
Успешность развития речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями во многом зависело и от организации работы по взаимодействию с родителями. Для ро-
дителей мы проводили мастер-классы, консультации, организовывали совместные мероприятия по практическому применению технического творчества старших дошкольников, изготавливали памятки и буклеты.
Проведенная работа подтвердила, что техническое творчество полезно для развития речи ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, а также является увлекательным и интересным способом закрепления речевых навыков.
Литература
1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 113 с.
2. Барковская Е.А. Конструирование и робототехника как средство развития конструктивной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Е.А. Барковская. - Чебоксары, 2016. - С. 233-235.
3. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.
4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-де-фектологов / Т.В. Лусс. - М.: Владос, 2003. - 104 с.
5. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. - М.: Сфера, 2011. - 243 с.
УДК 37
DOI 10.21661/r--560210
Бушланова Ю.С.
Ресурсная карта самоопределения старшеклассника как средство формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области
Аннотация
В статье раскрывается содержание работы по апробированию ресурсной карты самоопределения старшеклассника как средства формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области.
I
Ключевые слова: самоопределение, профессиональная область, индивидуальный маршрут самоопределения, профориентация, ресурсная карта.
Штоды исследования: моделирование, анализ, обобщение результатов исследования; эмпирические: сравнение, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальная работа; статистические: методы математической обработки данных, полученных при проведении опытно-экспериментальной работы.
Результаты. Реализация ресурсной карты создает для выпускников условия большей информированности и подготовленности к выбору профессиональной области.
Актуальность проблемы выбора старшеклассником профессиональной области обусловлена кризисными изменениями в экономике Российской Федерации, носящими глубокий трансформационный характер, потребностью в высококвалифицированных кадрах, готовых к обучению в течение всей жизни и мотивированных развиваться в выбранной профессиональной области. Кроме того, Федеральным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и методическими рекоменда-
циями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, определены требования к результату процесса самоопределения, где старшеклассник должен быть готов к саморазвитию, самостоятельности и личностному развитию, к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.
Цель статьи - раскрыть содержание ресурсной карты самоопределения старшеклассника как средства формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области на примере работы МАОУ СШ №148 г. Красноярска.
Индивидуальный маршрут самоопределения нами понимается как целенаправленное построение индивидуальной траектории самоопределения старшеклассника, где обучающийся самостоятельно выбирает виды дея-