Научная статья на тему 'РЕСУРСНАЯ КАРТА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ'

РЕСУРСНАЯ КАРТА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РЕСУРСНАЯ КАРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушланова Ю. С.

В статье раскрывается содержание работы по апробированию ресурсной карты самоопределения старшеклассника как средства формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бушланова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНАЯ КАРТА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ»

Педагогика

i

сюжет, более развернутым и логичным становился пересказ или рассказывание.

У детей совершенствовалась мелкая моторика рук, активизировались нужные отделы головного мозга, отвечающие за развитие речи дошкольников.

Успешность развития речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями во многом зависело и от организации работы по взаимодействию с родителями. Для ро-

дителей мы проводили мастер-классы, консультации, организовывали совместные мероприятия по практическому применению технического творчества старших дошкольников, изготавливали памятки и буклеты.

Проведенная работа подтвердила, что техническое творчество полезно для развития речи ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, а также является увлекательным и интересным способом закрепления речевых навыков.

Литература

1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 113 с.

2. Барковская Е.А. Конструирование и робототехника как средство развития конструктивной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Е.А. Барковская. - Чебоксары, 2016. - С. 233-235.

3. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.

4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-де-фектологов / Т.В. Лусс. - М.: Владос, 2003. - 104 с.

5. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. - М.: Сфера, 2011. - 243 с.

УДК 37

DOI 10.21661/r--560210

Бушланова Ю.С.

Ресурсная карта самоопределения старшеклассника как средство формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области

Аннотация

В статье раскрывается содержание работы по апробированию ресурсной карты самоопределения старшеклассника как средства формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области.

I

Ключевые слова: самоопределение, профессиональная область, индивидуальный маршрут самоопределения, профориентация, ресурсная карта.

Штоды исследования: моделирование, анализ, обобщение результатов исследо-.А. Г-Ж-вания; эмпирические: сравнение, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальная работа; статистические: методы математической обработки данных, полученных при проведении опытно-экспериментальной работы.

Результаты. Реализация ресурсной карты создает для выпускников условия большей информированности и подготовленности к выбору профессиональной области.

Актуальность проблемы выбора старшеклассником профессиональной области обусловлена кризисными изменениями в экономике Российской Федерации, носящими глубокий трансформационный характер, потребностью в высококвалифицированных кадрах, готовых к обучению в течение всей жизни и мотивированных развиваться в выбранной профессиональной области. Кроме того, Федеральным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и методическими рекоменда-

циями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, определены требования к результату процесса самоопределения, где старшеклассник должен быть готов к саморазвитию, самостоятельности и личностному развитию, к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.

Цель статьи - раскрыть содержание ресурсной карты самоопределения старшеклассника как средства формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области на примере работы МАОУ СШ №148 г. Красноярска.

Индивидуальный маршрут самоопределения нами понимается как целенаправленное построение индивидуальной траектории самоопределения старшеклассника, где обучающийся самостоятельно выбирает виды дея-

__Педагогика

тельности, способы достижения целей, анализирует, планирует и принимает решения в освоении содержания и средств педагогического обеспечения с помощью различных информационно-технологических возможностей [6].

Ресурсная карта самоопределения старшеклассника создана в качестве средства формирования самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области и реализуется в контексте индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника.

Ресурсная карта включает в себя ресурсы МАОУ СШ №148, внешние информационные ресурсы, внешние социально-общественные ресурсы и внешние дея-тельностные ресурсы.

К ресурсам МАОУ СШ №148 относятся:

- цифровой учебно-методический комплекс «Школа Skills. Ргопрофессии» [1].

- программа образовательных событий [2].

- программы дополнительного образования по развитию «гибких» навыков («Шаг в профессию», «Атлас новых профессий», «Бизнес-тренер», «Мое будущее»), рабочая тетрадь «Навыки успеха».

- диагностический кейс.

- круглые столы, вебинары, онлайн-встречи, тренинги.

- профориентационные игры.

- дневник рефлексии.

К внешним информационным ресурсам относятся:

- информационные ресурсы по профессиям («Атлас новых профессий», «ГлавСправ. Образование», «Калейдоскоп профессий» и др.).

- ресурсы по тренировке ключевых умений, влияющих на выбор профессиональной области («Смартия», «ПрофВыбор.ру» и др.).

- методический кабинет профориентации Г.В. Ре-запкиной.

К внешним социально-общественным ресурсам относятся:

Литература

1. Бушланова Ю.С. Использование цифрового учебно-методического комплекса «Школа Skills. Pro профессии» в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников / Ю.С. Бушланова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2021. - №4 (58). - С. 95-107. - DOI 10.25146/1995-0861-2021-58-4-307. - EDN GUOBFM

2. Бушланова Ю.С. Программа образовательных событий как инструмент профессионального самоопределения старшеклассника школы-комплекса / Ю.С. Бушланова // Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифро-визации: отечественный и зарубежный опыт: сборник статей. - Красноярск, 2022. - С. 240-244. - EDN AAABAF

3. Бушланова Ю.С. Развитие личностно-направленного (мотивационного) компонента профессионального самоопределения старшеклассника школы-комплекса / Ю.С. Бушланова // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых: материалы конференции. - 2022. - С. 14-16. - EDN VNGOCO

4. Бушланова Ю.С. Развитие содержательно-когнитивного компонента профессионального самоопределения старшеклассника школы-комплекса / Ю.С. Бушланова // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы конференции. - Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - 2022. - С. 227-230. - EDN ARNUXP

5. Бушланова Ю.С. Развитие оценочно-рефлексивного компонента самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области / Ю.С. Бушланова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире: сборник статей. - Уфа, 2023. - С. 192-196. - EDN IHMVYL

6. Ильина Н.Ф. Формирование модели профессионального самоопределения старшеклассника на базе МАОУ СШ №148 г. Красноярска / Н.Ф. Ильина, Ю.С. Бушланова // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. №2-1. - С. 320-331.

- ресурсы по выбору профессии, включающие в себя интерактивные материалы (ООО «Бюро профориентации», «ПрофГид», «PROFchoice» и др.).

- ресурсы для абитуриентов («MoёObrazovanie.ru», «Учёба.ру. Профессии» и др.).

К внешним деятельностным ресурсам относятся:

- ресурсы федеральных проектов и программ («Проектория», «Билет в будущее», «2асобой», «Нави-гатум» и др.).

- ресурсы федеральных организаций («Время выбирать профессию» - ФИРО РАНХиГС).

- ресурсы частных организаций («Профилум», «Профориентатор», «Лицей Ростелекома» и др.).

Ресурсная карта в составе комплексного исследования формирования подготовленности старшеклассников к выбору профессиональной области была апробирована в МАОУ СШ №148 г. Красноярска в 2019-2023 годах. Была зафиксирована выраженная положительная динамика сформированности подготовленности старшеклассников к выбору профессиональной области в экспериментальной группе [3-5].

Ресурсная карта, реализованная в контексте индивидуального маршрута самоопределения как инструмента педагогического обеспечения самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области, создает для выпускников условия большей информированности и подготовленности к выбору профессиональной области, а педагогам, в свою очередь, позволяет решить важную задачу профориентации - повышение мотивации старшеклассника к самоопределению в выборе профессиональной области. Разработанные материалы могут быть использованы в выполнении задач системы воспитательной работы школы в направлении «Трудовое воспитание» в реализации модуля «Профориентации», а также включены в курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.