Педагогика
i
сюжет, более развернутым и логичным становился пересказ или рассказывание.
У детей совершенствовалась мелкая моторика рук, активизировались нужные отделы головного мозга, отвечающие за развитие речи дошкольников.
Успешность развития речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями во многом зависело и от организации работы по взаимодействию с родителями. Для ро-
дителей мы проводили мастер-классы, консультации, организовывали совместные мероприятия по практическому применению технического творчества старших дошкольников, изготавливали памятки и буклеты.
Проведенная работа подтвердила, что техническое творчество полезно для развития речи ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, а также является увлекательным и интересным способом закрепления речевых навыков.
Литература
1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 113 с.
2. Барковская Е.А. Конструирование и робототехника как средство развития конструктивной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Е.А. Барковская. - Чебоксары, 2016. - С. 233-235.
3. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.
4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-де-фектологов / Т.В. Лусс. - М.: Владос, 2003. - 104 с.
5. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. - М.: Сфера, 2011. - 243 с.
УДК 37
DOI 10.21661/r--560210
Бушланова Ю.С.
Ресурсная карта самоопределения старшеклассника как средство формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области
Аннотация
В статье раскрывается содержание работы по апробированию ресурсной карты самоопределения старшеклассника как средства формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области.
I
Ключевые слова: самоопределение, профессиональная область, индивидуальный маршрут самоопределения, профориентация, ресурсная карта.
Штоды исследования: моделирование, анализ, обобщение результатов исследо-.А. Г-Ж-вания; эмпирические: сравнение, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальная работа; статистические: методы математической обработки данных, полученных при проведении опытно-экспериментальной работы.
Результаты. Реализация ресурсной карты создает для выпускников условия большей информированности и подготовленности к выбору профессиональной области.
Актуальность проблемы выбора старшеклассником профессиональной области обусловлена кризисными изменениями в экономике Российской Федерации, носящими глубокий трансформационный характер, потребностью в высококвалифицированных кадрах, готовых к обучению в течение всей жизни и мотивированных развиваться в выбранной профессиональной области. Кроме того, Федеральным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и методическими рекоменда-
циями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, определены требования к результату процесса самоопределения, где старшеклассник должен быть готов к саморазвитию, самостоятельности и личностному развитию, к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.
Цель статьи - раскрыть содержание ресурсной карты самоопределения старшеклассника как средства формирования индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области на примере работы МАОУ СШ №148 г. Красноярска.
Индивидуальный маршрут самоопределения нами понимается как целенаправленное построение индивидуальной траектории самоопределения старшеклассника, где обучающийся самостоятельно выбирает виды дея-
__Педагогика
тельности, способы достижения целей, анализирует, планирует и принимает решения в освоении содержания и средств педагогического обеспечения с помощью различных информационно-технологических возможностей [6].
Ресурсная карта самоопределения старшеклассника создана в качестве средства формирования самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области и реализуется в контексте индивидуального маршрута самоопределения старшеклассника.
Ресурсная карта включает в себя ресурсы МАОУ СШ №148, внешние информационные ресурсы, внешние социально-общественные ресурсы и внешние дея-тельностные ресурсы.
К ресурсам МАОУ СШ №148 относятся:
- цифровой учебно-методический комплекс «Школа Skills. Ргопрофессии» [1].
- программа образовательных событий [2].
- программы дополнительного образования по развитию «гибких» навыков («Шаг в профессию», «Атлас новых профессий», «Бизнес-тренер», «Мое будущее»), рабочая тетрадь «Навыки успеха».
- диагностический кейс.
- круглые столы, вебинары, онлайн-встречи, тренинги.
- профориентационные игры.
- дневник рефлексии.
К внешним информационным ресурсам относятся:
- информационные ресурсы по профессиям («Атлас новых профессий», «ГлавСправ. Образование», «Калейдоскоп профессий» и др.).
- ресурсы по тренировке ключевых умений, влияющих на выбор профессиональной области («Смартия», «ПрофВыбор.ру» и др.).
- методический кабинет профориентации Г.В. Ре-запкиной.
К внешним социально-общественным ресурсам относятся:
Литература
1. Бушланова Ю.С. Использование цифрового учебно-методического комплекса «Школа Skills. Pro профессии» в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников / Ю.С. Бушланова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2021. - №4 (58). - С. 95-107. - DOI 10.25146/1995-0861-2021-58-4-307. - EDN GUOBFM
2. Бушланова Ю.С. Программа образовательных событий как инструмент профессионального самоопределения старшеклассника школы-комплекса / Ю.С. Бушланова // Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифро-визации: отечественный и зарубежный опыт: сборник статей. - Красноярск, 2022. - С. 240-244. - EDN AAABAF
3. Бушланова Ю.С. Развитие личностно-направленного (мотивационного) компонента профессионального самоопределения старшеклассника школы-комплекса / Ю.С. Бушланова // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых: материалы конференции. - 2022. - С. 14-16. - EDN VNGOCO
4. Бушланова Ю.С. Развитие содержательно-когнитивного компонента профессионального самоопределения старшеклассника школы-комплекса / Ю.С. Бушланова // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы конференции. - Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - 2022. - С. 227-230. - EDN ARNUXP
5. Бушланова Ю.С. Развитие оценочно-рефлексивного компонента самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области / Ю.С. Бушланова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире: сборник статей. - Уфа, 2023. - С. 192-196. - EDN IHMVYL
6. Ильина Н.Ф. Формирование модели профессионального самоопределения старшеклассника на базе МАОУ СШ №148 г. Красноярска / Н.Ф. Ильина, Ю.С. Бушланова // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. №2-1. - С. 320-331.
- ресурсы по выбору профессии, включающие в себя интерактивные материалы (ООО «Бюро профориентации», «ПрофГид», «PROFchoice» и др.).
- ресурсы для абитуриентов («MoёObrazovanie.ru», «Учёба.ру. Профессии» и др.).
К внешним деятельностным ресурсам относятся:
- ресурсы федеральных проектов и программ («Проектория», «Билет в будущее», «2асобой», «Нави-гатум» и др.).
- ресурсы федеральных организаций («Время выбирать профессию» - ФИРО РАНХиГС).
- ресурсы частных организаций («Профилум», «Профориентатор», «Лицей Ростелекома» и др.).
Ресурсная карта в составе комплексного исследования формирования подготовленности старшеклассников к выбору профессиональной области была апробирована в МАОУ СШ №148 г. Красноярска в 2019-2023 годах. Была зафиксирована выраженная положительная динамика сформированности подготовленности старшеклассников к выбору профессиональной области в экспериментальной группе [3-5].
Ресурсная карта, реализованная в контексте индивидуального маршрута самоопределения как инструмента педагогического обеспечения самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области, создает для выпускников условия большей информированности и подготовленности к выбору профессиональной области, а педагогам, в свою очередь, позволяет решить важную задачу профориентации - повышение мотивации старшеклассника к самоопределению в выборе профессиональной области. Разработанные материалы могут быть использованы в выполнении задач системы воспитательной работы школы в направлении «Трудовое воспитание» в реализации модуля «Профориентации», а также включены в курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования старшеклассников.