электронный научно-экономический журнал стр 24
Техническое регулирование как основа обеспечения конкурентоспособности стран ЕАЭС
Довгенко Игорь Андреевич
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Головцова Ирина Геннадьевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Golovtsova Irina, G.
St. Petersburg State University of economics Dovgenko Igor, A.
St. Petersburg State University of Aerospace Instumentation St. Petersburg, Russian Federation
Аннотация. В статье рассматриваются механизмы обеспечения конкурентоспособности стран -участниц ЕАЭС в условиях монополярного мироустройства и процессов глобальной конкуренции. Доказывается необходимость использования технических регламентов ЕАЭС, которые устанавливают единые для государств-членов оптимальные требования к безопасности продукции, а также определяют правила доступа этой продукции на общий рынок. Авторами предлагается введение рекомендательного характера выполнения этих требований, поскольку на начальном этапе внедрения регламентов необходимость их соблюдения может стать серьезным бременем для национальных предприятий.
Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, технический регламент, экономика ЕАЭС, механизмы технического регулирования
TECHNICAL REGULATIONS AS A BASIS FOR ENSURING COMPETITIVENESS OF THE EAEU
Abstract. This article discusses mechanisms for ensuring the competitiveness of the member countries of the EAEC in a unipolar world structure and processes of global competition. The necessity of the use of technical regulations EAEU, which establish uniform requirements for the optimal security products for the Member States, as well as define the access rules for these products on the common market. The authors propose the introduction of an advisory nature meet these requirements, as in the initial stage of implementation of regulations need to respect them may become a serious burden for the national enterprises.
Keywords: competitive products, technical regulations, the economy EAEU, technical regulation mechanisms
Повышение конкурентоспособности экономик государств - членов ЕАЭС на сегодняшний день требует разработки механизма кооперации предприятий и секторов экономики научного и технологического направления, а также создания совместных программ развития при помощи организации объединенных компаний. В этом процессе государство сегодня играет ведущую роль, поскольку оказывает воздействие на процесс посредством принятия и реализации соответствующих государственных программ и создание
электронный научно-экономический журнал стр 25
госкорпораций. Помимо этого, государство оказывает и поддержку посредством предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей, в консультационной помощи и содействии в создании проектной документации, в формировании спроса на продукцию, финансовом обеспечении (в том числе через субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал), а также поддерживает экспорт и обеспечение инфраструктурой [4].
Кроме того, необходимо отметить, что Российская Федерация принимает активное участие в процессе обеспечения конкурентоспособности партнеров по ЕАЭС и в части разработки целого комплекса технических регламентов. По оценкам некоторых специалистов, принятый 29.06.15 новый российский закон о стандартизации может стать катализатором процесса актуализации и гармонизации системы технических регламентов на пространстве ЕАЭС, поскольку направлен на то, чтобы защитить совместный рынок и в значительной степени обеспечить повышение конкурентоспособности товаров, произведенных в странах Союза.
Процедура технического регулирования в рамках ЕАЭС осуществляется посредством установления общих требований, обязательных к исполнению, в технических регламентах (ТР) ЕАЭС или обязательных требований, регламентируемых законодательством государств - участников Союза, предъявляемых к продукции из единого перечня, в отношении которой установлены требования, обязательные к исполнению в рамках ЕАЭС.
Технические регламенты ЕАЭС устанавливают единые для государств-членов оптимальные требования к безопасности продукции, а также определяют правила доступа этой продукции на общий рынок, имеют прямое действие в государствах-членах и являются обязательными для соблюдения.
В качестве основы для разработки ТР ЕАЭС применяются международные стандарты. Разработка ТР ЕАЭС осуществляется в основном на основе Директив Европейского Союза, международных и европейских стандартов.
ТР - это правовые документы двух видов: устанавливающие конкретные требования безопасности и устанавливающие общие требования безопасности, для выполнения которых на добровольной основе применяются взаимосвязанные стандарты. При этом для реализации ТР ЕАЭС применяются не только межгосударственные стандарты, гармонизированные с международными и европейскими, но и оригинальные стандарты государств - членов ЕАЭС, устанавливающие требования, отличные от международных и европейских, учитывающие не только климатические и географические факторы, но и технологические и другие особенности производства продукции [2].
Механизмы, которые заложены в техническом регулировании, позволяют выявить и ликвидировать многочисленные технические барьеры, которые зачастую создаются искусственным образом. Особенно это касается технических барьеров в торговле, являющихся достаточно серьезной проблемой для бизнеса. Этому процессу способствует созданная в течение нескольких последних лет усилиями специалистов Евразийской экономической комиссии правовая база.
В Таможенном союзе и Евразийском экономическом союзе на сегодняшний день приняты следующие основные международные договоры, которые призваны сделать проще процесс движения товаров по территории стран-участниц:
- соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
- соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
- соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств - членов
ЕАЭС;
- соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на территории Таможенного союза;
электронный научно-экономический журнал стр 26
- соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия [5].
В процессе анализа проблем в области обеспечения конкурентных преимуществ государств - членов ЕАЭС можно выделить целый ряд недостатков в методических подходах к определению эффективности конкурентоспособности национальных экономик и собственно интеграционного процесса, поскольку в этих подходах не учитываются особенности современного мироустройства, к которым можно отнести монополярность и глобальную конкуренцию. В связи с этим, на наш взгляд, методическая база принимаемых в ЕАЭС мер по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики должна содержать в себе следующие компоненты:
- соблюдение обязательного приоритета национальных интересов;
- определение показателей национальной (в первую очередь, экономической) безопасности;
- процедуру разработки стратегии обеспечения и повышения конкурентоспособности экономик Союза в глобальной экономике и ее поэтапной реализации.
Необходимо также подчеркнуть практический характер этого предложения, имеющего своей целью определение такого соотношения национального и наднационального управления, в котором бы учитывалась значимость основных отраслей экономики и ставящего задачу повышения национальной конкурентоспособности и развития евразийской интеграции [2, 3].
25 мая 2015 года на очередном заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии были рассмотрены вопросы в сфере промышленной политики и технического регулирования.
В среднесрочном горизонте планирования задача технического регулирования в рамках интеграционного проекта предполагает ускорение принятия целого ряда международных стандартов в сфере технических регламентов и СФС-норм. Эта задача объективно определяется ситуацией, при которой на сегодняшний день продукция, производимая в странах Экономического союза, отвечает техническим требованиям и СФС-нормам, в большей части не соответствующим международным регламентам, что делает невозможным выход производимой в странах Союза продукции на рынки третьих стран.
Тем не менее приходится отметить, что необходимость соблюдения технических регламентов и СФС-норм может стать серьезным бременем для национальных предприятий. По этой причине, на наш взгляд, было бы целесообразно использование рекомендательного характера подобных требований, что позволит предприятиям принимать самостоятельные решения в части производства продукции, соответствующей таким нормам и стандартам, учитывая, что товары, маркированные определенным знаком соответствия, должны вызывать большее доверие у покупателя.
С другой стороны, необходимо принятие мер по обеспечению высокого качества продукции и ответственности участников рынка за ее выпуск.
Адаптация технического регулирования и СФС-норм в рамках ЕАЭС может открыть мировой рынок для производимой в странах Союза продукции, что даст определенный импульс развитию промышленности, повышению конкурентоспособности продукции и, соответственно, росту экономик стран - участниц Союза.
Список литературы
1. 40 вопросов о Евразийском экономическом союзе: материалы МИД Республики Беларусь URL : (дата обращения: 09.02.16).
2. Горбашко Е.А., Дюков И.И., Туманов К.М. Оценка конкурентоспособности стран и ее роль в преодолении последствий экономического кризиса // Стандарты и качество. 2009, № 10.
3. Горбашко Е.А., Максимцев И.А., Рыкова Ю.А., Четыркина Н.Ю. Управление конкурентоспособностью: теория и практика. Учебник для вузов / Москва, 2015. Сер. 24 Магистр (1-е изд.)
4. Соловьев В.П. Новые возможности и новые проблемы инновационного развития экономики: опыт самоинтервью // Инновации. 2011. № 8.
5. Страны ЕАЭС создадут Консультативный комитет по защите прав потребителей стран-участниц. URL : http://www. estonia.mfa.gov.by/docs (дата обращения: 08.02.16).