Научная статья на тему 'Исследование тенденций и частоты использования нетарифных мер во внешнеэкономической деятельности на примере технических барьеров во внешней торговле'

Исследование тенденций и частоты использования нетарифных мер во внешнеэкономической деятельности на примере технических барьеров во внешней торговле Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40013
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NON-TARIFF REGULATION / ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / TECHNICAL BARRIERS / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / TECHNICAL REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дробот Елена Валерьевна, Ивко Екатерина Сергеевна

Статья посвящена исследованию понятия технических барьеров во внешней торговле. Авторами проведен анализ тенденций и частоты использования технических барьеров в странах ВТО и ЕАЭС. На основе SWOT-анализа выделены положительные и отрицательные стороны применения технических барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of trends and frequency of non-tariff measures in foreign economic activity on the example of technical barriers in foreign trade

The article is devoted to the study of the concept of technical barriers in foreign trade. The authors analyzed the trends and frequency of use of technical barriers in the WTO and the EAEU. On the basis of SWOT analysis, the positive and negative aspects of the use of technical barriers are identified.

Текст научной работы на тему «Исследование тенденций и частоты использования нетарифных мер во внешнеэкономической деятельности на примере технических барьеров во внешней торговле»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 5 • май 2018 ISSN 1994-6937

>

издательство

Г,

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

исследование тенденций и частоты использования нетарифных мер во внешнеэкономической деятельности на примере технических барьеров во внешней торговле

Дробот Е.В. 1, Ивко Е.С. 1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Выборгский филиал), Выборг, Россия

Статья посвящена исследованию понятия технических барьеров во внешней торговле. Авторами проведен анализ тенденций и частоты использования технических барьеров в странах ВТО и ЕАЭС. На основе SWOT-анализа выделены положительные и отрицательные стороны применения технических барьеров.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, нетарифное регулирование, технические барьеры, технические регламенты.

The research of trends and frequency of non-tariff measures in foreign economic activity on the example of technical barriers in foreign trade

Drobot E.V.1, Ivko E.S. 1

1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA) (Vyborg Branch), Russia

введение

Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением научно-технического прогресса. Поэтому весь мир можно назвать ареной взаимосвязей хозяйственной деятельности людей и стран. И быстрыми темпами в настоящее время в мире развивается внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) в целом и внешняя торговля в частности.

В целях регулирования внешнеэкономической деятельности применяются две группы методов: методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. В настоящее время в условиях снижения роли таможенно-тарифных методов в регулировании ВЭД особое значение

АННОТАЦИЯ:

принимают нетарифные меры. Нетарифные методы в соответствии с трактовкой ГАТТ/ВТО - это все меры, кроме таможенного тарифа, действующие в отношении импорта и экспорта товаров, препятствующие свободному перемещению товаров и услуг через таможенные границы [1].

Технические барьеры (далее - ТБТ) относятся к нетарифным методам регулирования ВЭД. Они способствуют развитию отечественной экономики и обеспечению экономической безопасности, через ограничение поступления некоторых товаров на внутренний рынок страны. Следует отметить, что практика применения нетарифных мер в современной мировой экономики характеризуется достаточным разнообразием (это в том числе и торговое эмбарго, применяемое Россией с 2014 г.). Интересно, что использование странами такой категории защитных мер в торговле, как нетарифные не противоречит нормам и правилам Всемирной торговой организации, поскольку в соответствии с базовыми принципами ВТО странам рекомендуется отказаться от использования нетарифных мер, т.е. прямого запрета в нормативных документах ВТО не содержится1.

Особенности применения нетарифных ограничений в регулировании внешнеэкономической деятельности нашли отражения в научных статьях многих российских экспертов, среди которых Дюмулен И.И. [11] (Dyumulen I.I., 2015), Дробот Е.В. [9, 10] (Dmitrieva E.O., 2014; Drobot E.V., Dmitrieva E.O., 2013), Дмитриева Е.О. [9]

1 В целом обстановка по поводу участия России в ВТО стабильной не является. Европейский союз направил иск в Арбитражный суд ВТО о взыскании с России 1,4 млрд евро в год из-за недопуска свинины (с ежегодным увеличением суммы на 15%). Таким образом, Россия может выйти из ВТО, если иск Евросоюза о взыскании с РФ будет удовлетворен.

ABSTRACT:_

The article is devoted to the study of the concept of technical barriers in foreign trade. The authors analyzed the trends and frequency of use of technical barriers in the WTO and the EAEU. On the basis of SWOT analysis, the positive and negative aspects of the use of technical barriers are identified.

KEYWORDS: foreign economic activity foreign trade, non-tariff regulation, technical barriers, technical regulations.

JEL Classification: F13, F14, F15, 057 Received: 28.04.2018 / Published: 31.05.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Drobot E.V. (elenadrobot0mail.ru)

CITATION:_

Drobot E.V., Ivko E.S. (2018) Issledovanie tendentsiy i chastoty ispolzovaniya netarifnyh mer vo vneshneekonomicheskoy deyatelnosti na primere tekhnicheskikh barerov vo vneshney torgovle [The research of trends and frequency of non-tariff measures in foreign economic activity on the example of technical barriers in foreign trade]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (5). - 1357-1376. doi: 10.18334/rp.19.5.39094

(Dmitrieva E.O., 2014), Спиридонова В.В. [17] (Spiridonova V.V., 2016), Мельник Т.Н., Пугачевская Е.С. [16] (Melnik T.N., Pugachevskaya E.S., 2014), Килин В.В. [13] (Kilin V.V., 2014), Кошман Е.А. [15] (Koshman E.A., 2015).

Однако вопросы теории и практики использования технических барьеров во внешней торговли остаются недостаточно изученными.

Поэтому интерес представляет исследование целей и особенностей использования технических барьеров во внешней торговле как одной из мер нетарифного регулирования ВЭД.

понятие технических барьеров во внешней торговле

Каждая страна имеет право на введение технических барьеров, данное право можно мотивировать такими целям, как охрана здоровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных и растений, охрана окружающей среды и национальной безопасности страны. Технические барьеры созданы для ограничения поступления в страну определенной продукции.

Таким образом, технические барьеры это - различия в требованиях международных и национальных стандартах, способствующие дополнительным затратам средств и времени для продвижения товаров на внутренние рынки стран.

Из данного определения следует, что технические барьеры во внешние торговли это - препятствия для внешней торговли, возникающие вследствие применения национальных промышленных стандартов, измерений и инспекции качества товаров, ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-эпидемиологических норм и некоторых административных формальностей [14] (Kirillov Yu.G., Konovalov I.A., Kuznetsov V.V., 2015).

Технические барьеры в торговле часто выражаются как запреты на ввоз продукции, которая не соответствует определенным техническим требованиям страны-импортера.

Так же ТБТ можно охарактеризовать как протекционистскую меру, состоящую в увеличении издержек производства и реализации товаров.

Нетарифные меры являются составной частью комплекса мер государственного регулирования ВЭД. Поэтому у них без исключения должна быть правовая основа, на которой основывается законность их применения.

ОБ АВТОРАХ:_

Дробот Елена Валерьевна, доцент кафедры таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, кандидат экономических наук, доцент (elenadrobotßmail.ru) Ивко Екатерина Сергеевна, студент (katy.ivko0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Дробот Е.В., Ивко Е.С. Исследование тенденций и частоты использования нетарифных мер во внешнеэкономической деятельности на примере технических барьеров во внешней торговле // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 5. - С. 1357-1376. doi: 10.18334/rp.19.5.39094

Правовая основа технических барьеров во внешней торговле включает документы трех уровней:

• международные соглашения;

• соглашения в рамках интеграционных объединений;

• соглашения в рамках национального законодательства.

В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ) [2]. Целью Соглашения по ТБТ является недискриминация международной торговли и исключение создания неоправданных барьеров для торговли. Меры, связанные с обеспечением безопасности и охраной здоровья, не должны быть более обременительными, чем это необходимо для достижения соответствующих признанных целей. Кроме того, Соглашение по ТБТ призвано гармонизировать технические регламенты и стандарты.

В Таможенном союзе ЕврАзЭС (в настоящее время - Евразийский экономический союз (ЕАЭС)) были приняты соглашения «О единых принципах и правилах технического регулирования» от 18 ноября 2010 года, «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 25 января 2008 года.

В Российской Федерации в данной сфере действуют такие федеральные, законы, как «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6]; «О техническом регулировании» [7].

Итак, ТБТ являются препятствием для внешней торговли, препятствием для импорта. Однако для страны, применяющей ТБТ, они способствуют развитию национальной экономики и укреплению ее безопасности.

Согласно Соглашению по ТБТ ГАТТ-1994 законными целями применения технических барьеров признаются:

• требования национальной безопасности;

• предотвращение обманной практики в торговле;

• защита здоровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных и растений;

• охрана окружающей среды [12] (Baklakov P.A. i dr., 2014).

Соглашение по техническим барьерам в торговле распространяется не только на товары, но и на процессы их производства (обработки).

Применяя технические барьеры во внешней торговле, члены Всемирной торговой организации должны придерживаться принципов национального режима и режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), чтобы предотвратить вероятность создания искусственных ограничений в торговле.

Рассмотрим меры, которые составляют сущность технических барьеров во внешней торговле.

Во-первых, это технические регламенты - документы, в которых установлены характеристики товара, а также процессы и методы производства товара, соблюдение которых является обязательным. Они включает в себя требования к технологии,

упаковке, маркировке и этикеткам. Технический регламент в отличие от иной меры ТБТ - стандарта - имеет силу закона, то есть является обязательным к применению.

Соглашение Таможенного союза «О единых принципах и правилах технического регулирования» дает понятие технического регламента - это документ, устанавливающий обязательные для применения и использования на таможенной территории таможенного союза требования к продукции либо к процессам производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации. Целями технических регламентов являются защита жизни и здоровья человека; защита имущества; защита окружающей среды; защита жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение.

Все технические регламенты ЕАЭС, а также изменения в них разрабатываются и применяются в порядке, установленном Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Евразийского экономического союза [3]. Технические регламенты разрабатываются только на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, в отношении которой установлены обязательные требования в рамках ТС (ЕАЭС).

В ЕАЭС вопросами технического регулирования занимается департамент технического регулирования и аккредитации. В ЕАЭС принят единый знак обращения -«EAC» (Eurasian Conformity). Данный знак свидетельствует о том, что продукция маркирована или прошла проверку на все установленные техническими регламентами ЕАЭС оценки соответствия и полностью им удовлетворяет.

В рамках Таможенного союза еще в 2012 году государства - члены договорились создать единую систему технического регулирования, а за основную форму подтверждения соответствия продукции было принято декларирование (рис. 1).

Под декларированием соответствия можно рассматривать форму обязательного подтверждения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС.

Существует типовая схема подтверждения соответствия, которая представляет собой набор действий, результаты которых используются для принятия решения о соответствии или несоответствии продукции требованиям технического регламента (рис. 2).

Применительно к продукции подтверждение соответствия проводится в форме:

декларирования

регистрации (государственной), экспертизы, оценки пригодности, государственного надзора

Рисунок 1. Формы подтверждения со ответствия продукции Источник: составлени авторами.

Рисунок 2. Типовая схема по дтверждения соответствия продукции Источник: составлено авторами.

Данная схема соответствует положению о порядке применения типовых схем подтверждения соответствия требованиям техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС) [4].

В настоящее время в ЕАЭС приняты 45 регламентов, из них 37 вступили в силу [5], например, такие технические регламенты, как:

• о безопасности пиротехнических изделий;

• о безопасности средств индивидуальной защиты;

• о безопасности упаковки;

• о безопасности продукции, для детей и подростков;

• о безопасности игрушек;

• о безопасности зерна;

• о безопасности пищевой продукции;

• о безопасности молока и молочной продукции и другие и др.

Следующим техническим барьером является стандарт - это документ, содержащий правила или характеристики, применяемые к товарам или связанными с ними процессам производства. В отличие от технических регламентов стандарты соблюдаются добровольно.

Стандарты, как и технические регламенты, должны основываться на достижениях науки и иметь научное обоснование, в отношении аналогичных импортируемых товаров ТБТ должны быть одинаковыми вне зависимости от страны происхождения товаров.

Соглашение по ТБТ ГАТТ-1994 уделяет особое внимание сертификации и оценке соответствия товаров техническим регламентам и стандартам. Существует определенный порядок подтверждения соответствия товаров.

1. Испытание образцов продуктов, то есть операция, в которой выясняются качественные особенности испытуемого товара (состав, физические свойства и другие).

2. Сертификация - процедура, в которой независимое учреждение выдает письменную гарантию того, что исследуемый продукт соответствует определенным качествам и требованиям (рис. 3) [8] (Уогс^у^еуа Т.М., 2016).

Рисунок 3. Порядок проведения обязательной сертификации Источник: составлено авторами.

Стандарт во многом определяет качество продукции. Наиболее часто используемая система стандартизации качеством - это ISO 9000. Серия стандартов ISO 9000 разработана техническим комитетом Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества. Стандарты снрии ISO 9000, принятые более чем °L90 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предп риятиям , независи мо от их разме ра, форм собственности и сферы деятельности

Соответствие данной системе позволяет предприятию получить определенные гарантии того, что его продукция при экспорте в другие страны не будет испытывать трудностей со сбытом из-за недостаточных качественных характеристик экспортируемой продукции.

Кроме данного стандарта в России применяется система управления качеством и безопасности пищевой продукции ХАССП (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические контрольные пункты). ХАССП - это концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление факторами, еущественно влияющими на безопасность) продукции.

Системо обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевой продукции, где могут возникнуть опасные ситуации. При внедрении системы ХАССП производитель обязан исследовать не только свой продукт и способы его производства, но и применять эту систему с ее требованиями к поставщикам сырья. ХАССП предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции.

Согласно техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности пищевой продукции» предприятия стран-участниц обязаны внедрять систему ХАССП.

В процессе производства пищевой продукции изготовитель должен определить: • перечень опасных факторов, которые могут привести к выпуску пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента;

2

Рисунок 4. Нетарифные меры регулирования ВЭД, действующие в мире (данные на 31.06.2017) Источник: составлено авторами по данным [18].

• перечень критических контрольных точек процесса производства;

• порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства;

• порядок действий в случае отклонений показателей.

Система ХАССП является эффективным способом управления, который используется для защиты предприятия при продвижении на рынке пищевых продуктов и защите производственных процессов от биологических, химических, физических и других рисков загрязнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соблюдение системы ХАССП можно определить как наиболее эффективный способ предупреждения заболеваний, вызываемых некачественными пищевыми продуктами.

Следует отметить, что национальные технические регламенты, стандарты, процедуры оценки соответствия могут существенно различаться. Например, технические регламенты могут по-разному называться в зарубежном законодательстве, что может являться дополнительным затруднением для производителей. Так, в США, Израиле и Китае технические регламенты именуются обязательными стандартами, а в Европейском союзе - Европейскими Директивами. Однако это никак не меняет их правовую природу и назначение.

Анализ тенденций использования технических барьеров в странах вто

Рассмотрим применение технических барьеров во внешней торговле в мире по сравнению с другими нетарифными ограничениями (рис. 4).

На рисунке 4 мы наглядно видим, что технические барьеры во внешней торговле занимают второе место по количеству принятых нетарифных мер во всем мире.

Первое место занимают санитарные и фитосанитарные меры (СФС). Меньше всего в мире применяют такие нетарифные меры, как защитные и компенсационные.

Данный результат вполне обоснован, так как ТБТ и СФС направлены на защиту жизни и здоровья людей, животных и растений, охрану окружающей среды.

Рассмотрим применение технических барьеров во внешней торговле более подробно на примере нескольких стран - участниц ВТО. Как уже было сказано, ТБТ распространяются не только на товары, но и на процессы производства (обработки) товаров. В качестве примера выбраны следующие страны: страны Европейского союза, Бразилия, Япония, Мексика и Турция (табл. 1).

Таблица 1

Технические барьеры во внешней торговле, действующие в странах ВТО

Страна Меры, применяемые в отношении других стран Меры, действующие в отношении данной страны

ЕС Требования к маркировке, применяемые ко всем пищевым продуктам (ко всем странам с 13.03.201 1 г.) Аргентина с 23.06.2004 г. (требования к оливковому маслу)

Требования к свежим фруктам и овощам (ко всем странам с 27.10.2013 г.) Аргентина с 13.06.2012 г. (требования к графическим продуктам - чернила)

Требования к мёду, содержащий пыльцу из генетически модифицированной кукурузы (Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, США, Уругвай с 06.03.2013 г.)

Бразилия Требования к производству цыпленка, утки и цесарки (все страны с 01.09.2003 г.) ЕС с 01.07.1998 г. (Асбест)

Требования к продуктам из рыбы, моллюсков и ракообразных (все страны с 12.01.2006 г.) Эквадор с 14.06.2017 г. (переработанные пищевые продукты для потребления человеком)

Япония Требования к ядовитым и вредным веществам (все страны с 01.08.2010 г.) Индия с 30.10.2013 г. (сталь и стальные изделия)

Требования к рису, продуктам из риса и продуктам, содержащим рис в качестве ингредиента (все страны с 15.02.2009 г.) Республика Корея с 27.11.2012 г. (шины для автомобилей)

Требования к электротоварам и электроматериалам (все страны с 15.10.2013 г.) ЕС с 05.11.2009 г. (изделия, содержащие органические соединения)

Требования к фармацевтике и медицинским приборам (все страны с 25.11.2014 г.)

Мексика Требования к парфюмерным и косметическим товарам (все страны с 18.01.2012 г.) Бразилия с 10.11.2016 г. (маркировка продуктов личной гигиены, косметики, парфюмерии)

Требования к алкогольным напиткам (Чили, США, ЕС с 05.11.2014 г.) Эквадор с 15.06.2016 г. (алкогольные напитки)

Требования к шкурам, кожаным изделиям, обуви (ЕС с 27.03.2014 г.)

Окончание табл.

страна меры, применяемые в отношении других стран меры, действующие в отношении данной страны

Турция Требования к производству растительного масла (все страны с 01.01.2016 г.) Бразилия с 13.06.2012 г. (табачная продукция)

Требования к алкогольной продукции и табачным изделиям (США с 09.11.2007 г.) Колумбия с 19.03.2014 г. (простая и деформированная стальная проволока)

Требования к фармацевтическим препаратам (США, ЕС, Швейцария с 06.03.2013 г.) ЕС с 15.06.2011 г. (опасные химические вещества)

Источник: составлено авторами по данным [18].

Согласно таблице 1 мы видим, что практически все страны вводят технические барьеры и являются странами, в отношении которых вводятся технические барьеры. В таблице 1 приведены примеры ТБТ, на самом деле их во много раз больше: например, ТБТ применяемые к товарам (рис, растительное масло, алкогольные напитки, фармацевтика и др.), к процессам производства (требования к маркировке, применяемые ко всем пищевым продуктам).

Всего в мире действует 2632 меры, однако помимо действующих ТБТ страны также инициируют отдельные ТБТ, которые в будущем могут вступить в силу (рис. 5).

Действующих технических барьеров в разы меньше тех, которые страны хотели бы ввести. Это объясняется как раз тем, что грань между ТБТ как мерой, отвечающей за безопасность страны и мерой, дискриминирующей торговлю, минимальна. Большинство инициируемых технических регламентов и стандартов являются протекционистскими мерами.

анализ тенденций использования технических барьеров в странах ЕАЭс и РФ

Евразийский экономический союз — это международное интеграционное объединение на постсоветском пространстве, состоящее из пяти стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

ЕАЭС, по сравнению с ВТО, молодая структура (договор о ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2015 года). Путь к созданию данной интеграционной группировки был очень долгим и прошел несколько этапов, начиная с подписания Соглашения о Содружестве независимых государств в 1991 году. Затем был принят договор о Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), на основе которого в 2010 году был основан Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, который спустя пять лет расширился и был преобразован в Евразийский экономический союз.

Несмотря на недолгое существование, как уже отмечалось выше, в ЕАЭС действуют технические регламенты и стандарты. Рассмотрим, какие меры и к каким странам применяют страны ЕАЭС, а также ответные меры (табл. 2).

ЕС Бразилия Япония Мексика Турция

■ Инициировано «Действует

Рисунок 5. Технические барьеры во внешней торговле, инициированные и действующие в странах

ВТ О на 30.06.2017 г. Источник: составлено авторами по данным [18].

Таблица 2

Технические барьеры во внешней торговле, действующие в странах ЕАЭС

Страна Меры, применяемые в отношени и других стран Меры,действующие в отношении данной страны

Россия, Казахстан, Киргизия Требования к производству игрушек(ЕС, Украина, США с 14.07.17 г.)

Требования к производству фармацевтической продук ции (ЕС, Украина, США с 14.07.17 ы.)

Россия Правила сертификации цемента (ЕС, Мексика, Украина с 08.11.2017 г.) ЕС с 29.03.17 г. (химикаты, в широком спектре продуктов, включая косметику)

Требования к продуктам для детей и подростков (ЕС, Норвегия, Украина с 08.1 1.2017 г.) Китай с 01.07.2008 г. (бытовая газовая техника)

Требования к алкогольной продукции (Аргентина, ЕС, Мексика, США, Украина с 14.06.2017 г.) ЕС с 22.03.2017 г. (птицеводство)

Армения Требования к производству яиц птиц в оболочке (все страны с 01.11.2012 г.) Нет данных

Белоруссия Нет данных Нет данных

Источник: составлено авторами по данным [18].

Рисунок 6. Технические барьеры во внешней торговле, инициированные и действующие в странах

ЕАЭС на 30.06.201 7 г.

Источник: составлено автораму по данным [18].

По данным таблицы 2 видно, что страны ЕАЭС не так активно применяют такую меру нетарифного регулирования, как технические барьеры по сравнению со странами ВТО. По Белоруссии данные отсутствуют, в Армении, несмотря на шестнадцать инициированных мер, действует всего лишь одна в отношении яиц птиц в оболочке.

Россия, Казахстан и Киргизия как страны - участницы ЕАЭС совместно применяют технические регламенты по производству игрушек и фармацевтической продукции к странам Евросоюза, США и Украины.

Россия неофициально является лидером Евразийского экономического союза по территории, оснащенности ресурсами и торговле с третьими странами. Из таблицы 2 видно, что в России действует технических регламентов, требований сертификации и стандартов в отношении третьих стран больше, чем в других странах ЕАЭС. Ответные меры применяются также в отношении России, к оставшимся четырем странам-участницам ЕАЭС ТБТ не применены.

Количество действующих и инициированных мер в каждой стране разное, всего в ЕАЭС на данный момент идет речь о 215 технических барьерах (инициированных и действующих) (рис. 6). В странах ВТО, приведенных в пример выше, речь идет о 3367 мерах, что в 15 раз превышает число мер стран ЕАЭС.

Армения является лидером по инициированию технических мер, однако всего лишь одна из этих мер на данный момент является действующей. В Казахстане нет ни одной действующей меры. Несмотря на то, что Россия занимает второе место по инициированным мерам, она является лидером по действующим мерам (18 мер).

Рассмотрим, как происходили изменения в Российской Федерации в части принятия технических мер на протяжении последних четырех лет и по каким причинам (табл. 3).

Таблица 3

Изменение технических барьеров во внешней торговле в Российской Федерации с 2014 по 2017 год

Страна ТБТ инициированные (И) и вступившие в силу (ВС)

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

И ВС И ВС И ВС И ВС

Россия 2 0 4 0 23 0 6 18

Источник: составлено авторами по данным [18].

Исходя из данных, представленных в таблице 3, видно, что с 2014 по 2016 гг. в России ни одна техническая мера не вступила в силу. Однако инициировалось с каждым годом все больше мер.

В 2017 году ситуация резко изменилась, восемнадцать ранее инициированных мер официально стали действующими. Данное изменение в первую очередь связано с обострением отношений между Россией и странами Запада. Начиная с 2014 года (в котором состоялось присоединение Крыма к России) в отношении России вводятся политические и экономические санкции, что так же способствует введению ответных санкций со стороны России.

Данная ситуация в первую очередь влияет на внешнеторговую деятельность. В настоящее время запрещен ввоз в Россию продовольственных товаров из стран Евросоюза, США, Канады и Норвегии. К таким товарам относятся мясо в любом виде, рыба, молочные продукты, овощи и фрукты. Так же под Российские санкции попадает Украина с такими товарами, как кондитерские изделия, алкоголь, картофель, кукурузная крупа.

Таблица 2 наглядно доказывает, что в последнее время наша страна, как и страны ЕАЭС, принимает меры для обеспечения национальной безопасности и защите здоровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных и растений, в т.ч. в отношении продукции, произведенной в странах, присоединившихся к антироссийским санкциям. В 2017 году вступили в силу технические барьеры в основном в отношении стран Евросоюза, США и Украины.

Проблемы и перспективы применения технических барьеров во внешней торговле

В последнее время вопросы применения технических барьеров во внешней торговле непрерывно оказываются в центре внимания политического руководства различных стран и международных организаций. Такое внимание к проблематике ТБТ обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, все более быстрыми темпами развивается внешняя торговля стран и растет конкуренция, в том числе недобросовестная. Во-вторых, с ростом производимой продукции возрастает риск производства менее качественной продукции, вслед-

ствие чего предпринимаются попытки использовать технические регламенты и стандарты в качестве средства политического давления, а также конкурентной борьбы за мировой рынок товаров.

В современных условиях целью технических барьеров является развитие отечественной экономики и обеспечениее экономической безопасности страны, через ограничение поступления некоторых товаров на внутренний рынок страны. Одной из главных задач технического регулирования является нахождение оптимального баланса между свободным поступлением в страну иностранных товаров и их ограничением.

Несмотря на положительные стороны ТБТ, при применении данной нетарифной меры также существуют и отрицательные стороны воздействия на государственную политику.

Проанализируем сильные и слабые стороны применения технических барьеров во внешней торговле с помощью «БШОТ-анализ» (табл. 4).

Таблица 4

SW0T-анализ использования технических барьеров во внешней торговле

Б - сильные стороны W - слабые стороны

1) Технические барьеры во внешней торговле обеспечивают безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, то есть защищают импортирующую страну от некачественных товаров. 2) ТБТ оказывают существенное воздействие на структуру рынка, сравнительную конкурентоспособность отдельных предприятий и отраслей. 3) Технические барьеры во внешней торговле повышают уровень национальной безопасности, обеспечивают выполнение страной обязательств, принятых в рамках международных договоров и соглашений. 1) При разработке технических регламентов и стандартов не учитываются интересы бизнес-сообщества. 2) Минимальная взаимосвязь между стандартами и техническими регламентами регулирования внешней торговли. 3) Негативное влияние абсолютно на все элементы введения и использования технических барьеров во внешней торговле в России оказывает коррупция, которая может способствовать поступлению товаров по поддельным сертификатам соответствия техническим регламентами или стандартам, действующим в стране.

0 - возможность Т - угрозы

1) Любая страна может применять ТБТ для обеспечения качества экспортных товаров и защиты жизни и здоровья. 2) Снижение технических барьеров в торговле может увеличить товарооборот. 3) Стремление максимально гармонизировать национальную систему технического регулирования в сфере торговли с международной системой. 1) ТБТ сознательно используются для создания препятствий в торговле, то есть как инструмент, ограничивающий доступ на рынок стран и на конкурентоспособность. 2) Использование технических барьеров во внешней торговле - это средство дискриминации в отношении отдельных стран.

Источник: составлено авторами.

Проведенный БШОТ-анализ наглядно показывает всю сущность ТБТ. Как и у всех мер, применяемых государством, у ТБТ есть свои преимущества и недостатки. ТБТ

являются мерой, у которой четко выражены две грани: они либо защищают интересы государства, либо дискриминируют другую страну.

В связи с этим главными проблемами, с которыми сталкиваются государства при применении технических барьеров во внешней торговле, являются: возможности дискриминации других стран во внешней торговле; ограничения поступления иностранных товаров на внутренние рынки.

Решением представленных выше проблем применения ТБТ занимаются постоянно, так как один неверный шаг может перевести эту меру из меры, обеспечивающий национальную безопасность страны, в меру, позволяющую стать ограничивающим фактором поступления товаров и конкурентоспособности.

Формально технические барьеры мотивируются и оправдываются задачей защиты потребителей от низкого качества товаров, угрожающего, в том числе, жизни и здоровью людей, животных и растительного мира, окружающей среде в целом. Однако на практике технические барьеры представляют собой удобное средство защиты своего собственного производства, особенно в области производства машин, оборудования, транспортных средств, продовольственных товаров, а также химических, включая фармацевтические, продуктов.

Решением данных проблем может стать действительно качественная продукция, соблюдение производителем всех требований импортирующей страны. Страна должна обеспечивать сохранение своей торговой политики в согласованных пределах. Это позволяет производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам вести свой бизнес в предсказуемых и прозрачных условиях, а правительствам стран добиваться своих государственных социальных и экологических целей.

В связи с этим можно сказать, что успешное действие ТБТ возможно только при взаимодействии государства и производителей - экспортеров и импортеров, обе стороны должны идти друг другу на встречу. Государство должно ограничивать только те товары, которые действительно угрожают национальной безопасности, а производители должны соблюдать качество производимых и поставляемых товаров, а не обходить требования и стандарты стороной, т.е. речь идет о необходимости соблюдения условий добросовестной конкуренции.

Чтобы решить проблему дискриминации и ограничения поступления иностранных товаров, необходимо создать четко оговоренные правила применения ТБТ: когда и в каких случаях, при каких обстоятельствах и на каких основаниях можно применять технические меры регулирования.

Другими словами, необходимо:

• унифицировать и гармонизировать нормы (регламенты) и стандарты на международном уровне;

• взаимно признавать национальные нормы (регламенты) и стандарты;

• установить общие международно-правовые правила применения ТБТ;

• приспосабливать промышленное производство к существующим национальным стандартам и регламентам.

Применение технических барьеров во внешней торговле по большей степени является положительной мерой нетарифного регулирования внешней торговли, несмотря на присутствие отрицательных моментов, так как защита национальной безопасности от некачественной продукции и недобросовестной конкуренции стоит на первом месте.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государству необходимо защищать свое население и внутренний рынок путем введения соответствующих защитных мер. Основными инструментами государственного регулирования ВЭД выступают таможенные пошлины, таможенно-тарифное регулирование и нетарифные ограничения. К нетарифным ограничениям относятся технические барьеры во внешней торговле, являющиеся одним из эффективных средств государственного регулирования качества поступающей продукции и процессов ее производства, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды.

В основном все страны вводят технические барьеры и являются странами, в отношении которых вводятся технические барьеры. В странах ВТО, рассмотренных в статье, в настоящее время инициировано 2947 технических мер, из них действу действует 420. В странах ЕАЭС ситуация с ТБТ складывается следующим образом: 215 мер инициировано, 22 вступили в силу. Страны ЕАЭС вводят ТБТ как совместно (Россия, Казахстан, Киргизия), так и по отдельности. Большая часть технических барьеров во внешней торговле ЕАЭС вводится Россией и против нее.

Действующих технических барьеров в разы меньше тех, которых страны хотели бы ввести. Это обосновывается минимальной гранью между ТБТ как мерой, отвечающей за безопасность страны, и мерой, дискриминирующей торговлю. Большинство инициируемых технических регламентов и стандартов признаются протекционистскими мерами.

Технические регламенты и стандарты на продукцию могут сильно различаться в разных странах. Наличие большого количества различных регламентов и стандартов делает сложной жизнь для производителей и экспортеров. Если регламенты установлены без достаточных оснований, они могут использоваться в качестве оправдания протекционизма.

Протекционистское действие таких норм в этом случае заключается в том, что они заставляют производителя товаров или экспортера совершать дополнительные действия, которые в конечном итоге увеличивают экспортную цену товара и снижают его конкурентоспособность.

Однако применение технических барьеров во внешней торговле по большей степени является положительной мерой нетарифного регулирования внешней торговли, несмотря на присутствие отрицательных моментов, так как защита национальной безопасности от некачественной продукции и недобросовестной конкуренции стоит на первом месте.

источники:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года. Право.ру. [Электронный

ресурс]. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20677726 ( дата обращения: 28.04.2018 ).

2. Соглашение по техническим барьерам в торговле (заключено в г. Марракеше

15.04.1994). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16460#05915907633440229 ( дата обращения: 28.04.2018 ).

3. О порядке разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 № 48 (ред. от 18.10.2016). Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org ( дата обращения: 28.04.2018 ).

4. О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) со-

ответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза: решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 # 621. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru ( дата обращения: 28.04.2018 ).

5. О плане разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г. № 79. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org ( дата обращения: 28.04.2018 ).

6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от

27.11.2010 № 311-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 48. - c. 6252.

7. О техническом регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от

27.12.2002 № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52. - c. 5140.

8. Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. / учебное

пособие. - М.: Российская таможенная академия, 2016. - 52 c.

9. Дмитриева Е.О. Современная политика в области нетарифного регулирования

внешнеторговой деятельности // Экономические отношения. - 2014. - № 2(8). - c. 49-55. - doi: 10.18334/.37328.

10. Дробот Е.В., Дмитриева Е.О. Практические аспекты применения инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях членства России в ВТО и интеграции в Таможенный союз // Экономические отношения.

- 2013. - № 2(6). - c. 70-73. - doi: 10.18334/.37344.

11. Дюмулен И.И. Международная торговля: тарифное и нетарифное регулирование.

- Москва: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2015.

12. Баклаков П.А. и др. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. / учебное пособие. - СПб.: Интермедия, 2014. - 924 с.

13. Килин В.В. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях таможенного союза ЕврАзЭС и ВТО // Управленец.

- 2014. - № 4(50). - с. 20-28.

14. Кириллов Ю.Г., Коновалов И.А., Кузнецов В.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. / учебное пособие. - Омск: Омский государственный технический университет, 2015. - 192 с.

15. Кошман Е.А. Нетарифное регулирование: роль таможенных органов // Студент: наука, профессия, жизнь: материалы II всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Ответственный редактор С.Г. Шантаренко. 2015. - с. 472-476.

16. Мельник Т.Н., Пугачевская Е.С. Нетарифное регулирование в странах ЕС // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. - 2014.

- № 2(94). - с. 15-28.

17. Спиридонова В.В. Обеспечение функционирования единой системы нетарифного регулирования // Экономические отношения. - 2016. - № 3. - с. 62-66. - doi: 10.18334/eo.6.3.37322.

18. I-TIP Goods: Integrated analysis and retrieval of notified non-tariff measures. World Trade Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://i-tip.wto.org/goods/default. aspx?language=en ( дата обращения: 24.04.2018 ).

REFERENCES:

O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii: federalnyy zakon ot 27.11.2010 № 311-FZ [On customs regulation in the Russian Federation: Federal law No. 311-FZ of 27.11.2010]. (2010). Sobranie zakonodatelstva RF. (48). 6252. (in Russian).

O tekhnicheskom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii: federalnyy zakon ot 27.12.2002 № 184-FZ [On technical regulation in the Russian Federation: Federal law No. 184-FZ of 27.12.2002]. (2002). Collection of Russian Federation legislation. (52). 5140. (in Russian).

Baklakov P.A. i dr. (2014). Zaprety i ogranicheniya vneshnetorgovoy deyatelnosti [Prohibitions and restrictions on foreign trade activities] SPb.: Intermediya. (in Russian).

Dmitrieva E.O. (2014). Sovremennaya politika v oblasti netarifnogo regulirovaniya vneshnetorgovoy deyatelnosti [Modern policy in the field of non-tariff regulation of foreign trade activity ]. Journal of international economic affairs. (2(8)). 49-55. (in Russian). doi: 10.18334/.37328.

Drobot E.V., Dmitrieva E.O. (2013). Prakticheskie aspekty primeneniya instrumentov netarifnogo regulirovaniya vneshneekonomicheskoy deyatelnosti v usloviyakh chlenstva Rossii v VTO i integratsii v Tamozhennyy soyuz [Practical aspects of use of instruments of non-tariff regulation of foreign economic activity in the conditions of membership of Russia in the WTO and integration into Customs Union ]. Journal of international economic affairs. (2(6)). 70-73. (in Russian). doi: 10.18334/.37344.

Dyumulen I.I. (2015). Mezhdunarodnaya torgovlya: tarifnoe i netarifnoe regulirovanie [International trade: tariff and non-tariff regulation] Moscow: Vserossiyskaya akademiya vneshney torgovli Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).

I-TIP Goods: Integrated analysis and retrieval of notified non-tariff measuresWorld Trade Organization. Retrieved April 24, 2018, from https://i-tip.wto.org/goods/ default.aspx?language=en

Kilin V.V. (2014). Tamozhenno-tarifnoe i netarifnoe regulirovanie vneshnetorgovoy deyatelnosti Rossii v usloviyakh tamozhennogo soyuza EvrAzES i VTO [Customs-tariff and non-tariff regulation of foreign trade activity of Russia in the conditions of the customs Union of EurAsEC and WTO]. The Manager. (4(50)). 20-28. (in Russian).

Kirillov Yu.G., Konovalov I.A., Kuznetsov V.V. (2015). Zaprety i ogranicheniya vneshnetorgovoy deyatelnosti[Prohibitions and restrictions on foreign trade activities] Omsk: Omskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet. (in Russian).

Koshman E.A. (2015). Netarifnoe regulirovanie: rol tamozhennyh organov [Non-tariff regulation: the role of customs authorities] Student: science, profession, life. 472476. (in Russian).

Melnik T.N., Pugachevskaya E.S. (2014). Netarifnoe regulirovanie v stranakh ES [Non-tariff regulation in eu countries]. Vestnik Kievskogo natsionalnogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. (2(94)). 15-28. (in Russian).

Spiridonova V.V. (2016). Obespechenie funktsionirovaniya edinoy sistemy netarifnogo regulirovaniya [Ensuring functioning of uniform system of non-tariff regulation]. Journal of international economic affairs. 6 (3). 62-66. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.3.37322.

Vorotyntseva T.M. (2016). Zaprety i ogranicheniya vneshnetorgovoy deyatelnosti [Prohibitions and restrictions on foreign trade activities] M.: Rossiyskaya tamozhennaya akademiya. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.