Научная статья на тему 'Соглашение по техническим барьерам в торговле гатт-вто (отдельные аспекты применения)'

Соглашение по техническим барьерам в торговле гатт-вто (отдельные аспекты применения) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2798
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / СОГЛАШЕНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ БАРЬЕРАМ В ТОРГОВЛЕ ВТО / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / СТАНДАРТ / NON-TARIFF REGULATION MEASURES / WORLD TRADE ORGANISATION / TECHNICAL BARRIERS / AGREEMENT ON TECHNICAL BARRIERS TO TRADE OF THE WTO / TECHNICAL REGULATIONS / STANDARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещериков Виктор Александрович

Анализируются отдельные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле ГАТТ-ВТО 1994 г. Рассматриваются требования к разработке технических регламентов и стандартов в ВТО и влияние их применения на развитие конкуренции и торговли между участниками ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мещериков Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agreement on Technical Barriers to Trade, GATT-WTO (Some Aspects of Implementation)

In the article author examines certain provisions of the Agreement on Technical Barriers to Trade of the WTO-GATT 1994 and it’s application. The author analyzes the requirements for the development of technical regulations and standards in the WTO and the influence of their using on the development of competition and trade between the WTO’s members.

Текст научной работы на тему «Соглашение по техническим барьерам в торговле гатт-вто (отдельные аспекты применения)»

Вопросы международного права и сравнительного правоведения

УДК 341.162

СОГЛАШЕНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ БАРЬЕРАМ В ТОРГОВЛЕ ГАТТ-ВТО (ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ)

© Мещериков В. А., 2016

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Анализируются отдельные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле ГАТТ—ВТО 1994 г. Рассматриваются требования к разработке технических регламентов и стандартов в ВТО и влияние их применения на развитие конкуренции и торговли между участниками ВТО.

Ключевые слова: нетарифные меры регулирования; Всемирная торговая организация; технические барьеры; Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО; технический регламент; стандарт.

Экономические отношения между государствами носят интеграционный характер. Это подтверждается тем, что большое количество государств выстраивают свои экономические отношения на основании общепризнанных принципов, которые закреплены в соглашениях, заключенных в рамках Всемирной торговой организации (далее — ВТО). Участниками этих соглашений являются более 160 государств, в том числе и Российская Федерация. Каждое государство при вступлении в ВТО приобретает права и обязанности. Так, государство-участник получает право на равный доступ на рынки других государств — членов ВТО, но и обязано также допустить эти страны на свой внутренний рынок на тех же условиях. Но не все государства при вступлении в ВТО имеют достаточно высокий уровень экономики, которая может конкурировать с экономиками других государств — членов ВТО. В случае если экономика государства неконкурентоспособна или уступает в развитии в отдельных отраслях, то перед страной встает вопрос: или защищать данные отрасли при помощи разрешенных механизмов ВТО, или впустить иностранных производителей в эти отрасли хозяйства и перенаправить средства в более перспективные проекты в экономике. Конечно, второй вариант более прост для реализации, но в некоторых случаях перед отдельными странами встают задачи по защите своего производителя, отдельных отраслей экономики с целью обеспечения экономической безопасности страны.

Для этих целей государство развивает и совершенствует систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, где было бы возможно сочетать и открытость экономики, и требования, предъявляемые к обеспечению экономической безопасности страны. Для этого государства применяют разные методы регулирования. В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. законодатель установил четыре метода регулирования [1], среди которых числится метод нетарифного регулирования.

В п. 17 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. №17 дается понятие мер нетарифного регулирования, которые представляют собой комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера.

Наиболее распространенными мерами нетарифного регулирования являются:

• количественные ограничения и сходные административные меры;

• нетарифные сборы, налоги, финансовые меры;

• ограничительная практика правительственных органов;

• технические барьеры в торговле [2].

Рассматривая проблему, связанную с

применением нетарифных мер регулирования во внешней торговле со стороны государств, ГАТТ—ВТО 15 апреля 1994 г. приняла Соглашение по техническим барьерам

в торговле (далее — Соглашение ТБТ) [3]. Цель принятия Соглашения ТБТ — уменьшить, а по возможности исключить применение нетарифных барьеров, точнее сказать технических барьеров, во внешней торговле.

К техническим барьерам относятся национальные стандарты, системы сертификации, инспекции качества, требования техники безопасности, экологические, санитарно-гигиенические, ветеринарные правила и стандарты, а также требования к упаковке и маркировке товаров.

В настоящее время государства часто применяют меры нетарифного регулирования. Первоначально в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле нетарифным методам не уделялось особого внимания, и только в 1973 г. на Токийском раунде переговоров был поставлен данный вопрос. Необходимо отметить, что до этого государства — участники Генерального соглашения по тарифам большое внимание уделяли тарифным методам регулирования, а именно с 1947 г., т. е. с момента основания ГАТТ-ВТО.

Как ранее было отмечено, ВТО большое внимание уделяла тарифным мерам регулирования внешней торговли, по которым государства - участники ВТО достигли большого прогресса, т. е. выработали общие правила применения тарифных мер, связанные с понижением ставок таможенных пошлин, что не является в настоящее время заградительной мерой для проникновения иностранных производителей на внутренний рынок страны. Соответственно, для защиты своих национальных рынков страны идут на принятие мер, которые не относятся к мерам тарифного регулирования.

Во многих странах мира существуют разные требования, которые являются обязательными или добровольными и предъявляются как к производителю, так и к продукции, выпускаемой на территории данной страны. Эти требования содержатся в стандартах, регламентах или иных документах, направленных на защиту потребителей от низкого качества товаров, которое может угрожать жизни и здоровью людей, животных и растительного мира, окружающей среде в целом [4]. Причем каждое государство разрабатывает данные акты, исходя из специфики своей экономики, и они сильно различаются по требованиям. Это приводит к тому, что у производителей и экспортеров возникают существенные затруднения

при производстве товаров в плане их соответствия предъявляемым требованиям.

Принятие технических регламентов, стандартов мотивировано и оправдано, исходя из целей их принятия, но на практике они могут применяться в качестве средства защиты своего производителя в различных областях (производство машин, оборудования, транспортных средств, продовольственных товаров и т. д.). Такие технические барьеры чаще всего используют развитые страны, которые конкурируют между собой в производстве товаров.

Цель применения таких норм заключается в том, что производитель или экспортер товаров вынуждены нести дополнительные затраты, которые впоследствии увеличивают стоимость товаров и, соответственно, делают его менее конкурентоспособным по сравнению с товарами, к которым технические барьеры не применялись.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что если регламенты, стандарты устанавливаются без достаточных оснований, то они используются в качестве барьера для экспортера для вхождения на внутренний рынок страны.

В соответствии с Соглашением ТБТ технические барьеры в ВТО рассматриваются как технические регламенты и стандарты, включающие требования к упаковке, маркировке, этикетированию и процедурам оценки соответствия, техническим регламентам и стандартам. Необходимо отметить, что данное Соглашение не применяется к санитарным и фитосанитарным мерам.

Основными актами, регулирующими порядок применения технических барьеров в ВТО, являются технические регламенты и стандарты. Отличие технических регламентов от стандартов заключается в том, что технический регламент устанавливает характеристики товара или связанные с его производством процессы, методы, включая применение административных положений, соблюдение которых является обязательным, а стандарт принимается компетентным органом, содержащим в себе правила, руководства и другие положения, соблюдение которых не является обязательным. На этом основании стандарты определяются как добровольные, а технические регламенты - как обязательные документы.

Вопросы применения технических регламентов в ВТО четко регламентированы: когда технические регламенты могут приме-

няться государствами, а когда — нет. Так, ч. 2.1 ст. 2 Соглашения ТБТ определяет, что «члены обеспечивают применительно к техническим регламентам, чтобы товарам, импортируемым с территории любого члена, предоставлялся режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется подобным товарам национального происхождения и подобным товарам, происходящим из любой другой страны». При этом технические регламенты не должны препятствовать международной торговле и не должны действовать (оставаться в силе), если причины, по которым они были приняты, уже не существуют.

В Соглашении оговариваются ограничения, связанные с применением технических регламентов. К ним относятся «законные цели» — inter alia: требования национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защита здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений, или охрана окружающей среды. При оценке подобных рисков учитываются такие факторы, как inter alia, имеющаяся научная и техническая информация, соответствующая технология или предполагаемое конечное использование товаров.

Стандарты в рамках ВТО

Разработка, принятие и применение стандартов осуществляются в соответствии с Кодексом добросовестной практики (далее — Кодекс), приведенном в Приложении 3 к Соглашению ТБТ [5]. В Приложении отмечается, что оно открыто для органов по стандартизации членов ВТО. При этом одним из условий применения положений Кодекса органами стандартизации является уведомление ими Информационного центра ИСО/МЭК [6] об этом намерении.

Основные положения Приложения 3 к Соглашению ТБТ, по нашему мнению, можно свести к следующим моментам:

• национальные органы по стандартизации должны предоставлять товарам, страной происхождения которых является страна — член ВТО, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый подобным товарам отечественного происхождения или аналогичным товарам, происходящим из любой другой страны;

• стандарты не должны создавать излишние препятствия в международной торговле [7].

Определив данные положения как одни из основных требований к государствам при реализации мер нетарифного регулирования в

виде технических барьеров внешней торговли, необходимо выделить и принципы применения технических регламентов и стандартов.

Комитетом ВТО по техническому регулированию был определен ряд принципов, которые государства должны соблюдать при разработке международных стандартов, руководств и рекомендаций: 1) недискриминация; 2) транспарентность (открытость, гласность); 3) беспристрастность и консенсус; 4) согласованность.

Остановимся на некоторых из них.

Принцип недискриминации является одним из основополагающих принципов ГАТТ—ВТО. В основном данный принцип реализуется в рамках предоставления странам — участницам ВТО режима наибольшего благоприятствования или национального режима [8].

Принцип транспарентности в соглашениях, которые были заключены в рамках ВТО, не оговаривается и даже не упоминается. Данный принцип заложен в ч. 1 ст. X ГАТТ 1994 г.: «Законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера, применяемые любой Договаривающейся Стороной... должны быстро публиковаться таким образом, что бы дать возможность правительствам и коммерсантам ознакомиться с ними». При этом также необходимо отметить, что данный принцип закрепляет и положения, касающиеся норм внешней торговли: «Существующие соглашения между Договаривающимися Сторонами и Правительством или Правительственной Организацией любой другой Договаривающейся Стороны, затрагивающие международную торговую политику, должны также публиковаться».

Договаривающиеся Стороны обязаны применять принцип транспарентности и в отношении ставок импортных пошлин или импортных сборов и иных платежей при импорте, и т. д. [9].

Этими же принципами руководствуется в своей деятельности ВТО. Соответственно, применение нетарифных мер регулирования, в том числе и технических барьеров, ведет к нарушению вышеназванных принципов.

Сравним принципы технического регулирования ВТО и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основные положения технического регулирования в ЕАЭС рассматриваются в разделе Х «Техническое регулирование» Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Одной из особенностей этого раздела является определение принципов технического регулирования в ЕАЭС. По сравнению с положениями Соглашения по техническим барьерам в торговле ГАТТ-ВТО 1994 г. эти принципы отличаются новшеством. Среди них особое внимание обращают на себя такие принципы, как: соответствие технического регулирования в рамках Союза уровню экономического развития государств-членов и уровню научно-технического развития; добровольность применения стандартов; недопущение установления избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности; установление переходных положений в целях поэтапного перехода на новые требования и документы. Наличие таких принципов подталкивает к выводу, что интересы участников ЕАЭС в области технического регулирования ставятся даже выше интересов самого ЕАЭС.

Обращает на себя внимание цель принятия технических регламентов: защита жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Особо стоит выделить положения ст. 52 Договора, касающиеся не только технических регламентов ЕАЭС, но и такой категории, как национальные обязательные требования. Исходя из содержания абз. 4 п. 1, в рамках ЕАЭС могут применяться национальные обязательные требования, которые имеют одинаковую юридическую силу с техническими регламентами ЕАЭС.

Возвращаясь к ограничениям, принятым в рамках ВТО по применению технических барьеров, необходимо отметить, что отдельные участники ВТО все равно используют эти меры, в том числе и в отношении товаров, страной происхождения которых является РФ. К таким странам относятся: Таиланд (товар - асбест), Иран (асбест и асбестосодержащие изделия (Ж 2524)), Индонезия (мясо и продукты его переработки), Индия (обязательная сертификация некоторых видов металлопродукции), Европейский союз (асбестосодержащие материалы, отдельные виды никелевых солей, импорт лесоматериалов) [11]. Ш

1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ. Статья 12 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

2. Основные положения ГАТТ, касающиеся количественных ограничений (ст. XI—XIV), запретов и других видов нетарифных ограничений [Электронный ресурс]. URL: http://anti-school.ru/shpargalki)

3. Соглашение по техническим барьерам в торговле ГАТТ-ВТО 1994 г. URL: http://www.hse.ru/org/ hse/wto_ reference/ doc_02_sogl)

4 О техническом регулировании : федер. закон от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ. Статья 6 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

5. Приложение 3 к Соглашению по техническим барьерам в торговле ГАТТ-ВТО 1994 г. // Там же.

6. ИСО — Международная организация по стандартизации [Электронный ресурс]. URL: http://www.iso.org/ iso/ru/home.htm?%1F

7. Приложение 3 к Соглашению по техническим барьерам в торговле ГАТТ — ВТО 1994 г.

8. ГАТТ—ВТО 1947 г. Статья 1 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

9. КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

10. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. Часть 2, ст. 10 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

11. Реестр ограничительных мер. Информация по состоянию на 1 апреля 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://wto.gost.ru/wps/portal/

список литературы

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Соглашение по техническим барьерам в торговле (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон № 164-ФЗ от 8 дек. 2003 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О техническом регулировании : федер. закон № 184-ФЗ от 27 дек. 2002 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Приложение 3 к Соглашению по техническим барьерам в торговле ГАТТ—ВТО 1994 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Панова А. С. Об особенностях технического регулирования по праву ВТО // Бизнес, менеджмент и право. — 2013. — № 1.

Ружевичюс Ю. Технические барьеры в международной торговле [Электронный ресурс]. — URL: http://qua-lityguild.vniis.ru/publications/details/171/

Салиева Р. Н. Преодоление технических барьеров Российской Федерацией после вступления в ВТО [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bmpravo.ru / show_stat.php?stat=925

Agreement on Technical Barriers

to Trade, GATT-WTO

(Some Aspects of Implementation)

© Meshcherikov V., 2016

In the article author examines certain provisions of the Agreement on Technical Barriers to Trade of the WTO-GATT 1994 and it's application. The author analyzes the requirements for the development of technical regulations and standards in the WTO and the influence of their using on the development of competition and trade between the WTO's members.

Key words: non-tariff regulation measures; World Trade Organisation; technical barriers; agreement on technical barriers to trade of the WTO; technical regulations; standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.