УДК 339.5 Ионова А.Ю.1
Влияние нетарифных мер регулирования на торговлю стран ЕС и ЕАЭС на примере гармонизации мер технического регулирования
Представлен сравнительный анализ систем нетарифных мер регулирования в ЕС и ЕАЭС и их применения на примере мер технического регулирования. Кроме того, было оценено влияние гармонизации мер технического регулирования на объемы торговли стран — членов этих двух интеграционных объединений.
Ключевые слова: нетарифные меры регулирования, меры технического регулирования, гармонизация мер, влияние гармонизации на торговлю, мотивы гармонизации, интеграция ЕС и ЕАЭС.
Введение
Международное торговое право основывается на принципе либерализации торговли, но в то же время «мягко» учитывает интересы стран по защите национального рынка, для чего государства прибегают к тарифным и нетарифным инструментам регулирования внешнеторговой деятельности. В условиях либерализации мировой торговли постепенно сокращается роль таможенных тарифов. Если средний уровень мировых таможенных ставок 20 лет назад составлял 40-50% стоимости продукции, то в последние годы данный показатель снизился до 10-15% в развивающихся экономиках, а в развитых странах он находится на уровне до 5 % [1]. Вследствие снижения влияния таможенных тарифов на объемы торговли возрастает роль нетарифных мер регулирования внешней торговли. Применение нетарифных мер регулирования в настоящее время характеризуется увеличением числа
1 Ионова Алеся Юрьевна — бакалавр экономики, студентка Имперского кол-
леджа Лондона, выпускница факультета Мировой экономики и мировой политики НИУВШЭ. E-mail: <[email protected]>.
технических барьеров в торговле, а также санитарных и фитосанитарных мер, которые страны вводят из соображений безопасности для обеспечения качества продукции и защиты окружающей среды.
Технические барьеры в торговле (ТБТ) получили широкое распространение во всех странах. За период 1995-2016 гг. эксперты ВТО зарегистрировали 24 тыс. новых или модифицированных мер технического регулирования [2, с. 39]. Кроме того, использование этих мер в течение периода было неравномерным: их применение усилилось в 2009-2014 гг. Чтобы проиллюстрировать данное явление, следует обратиться к статистическим данным ВТО по нотификации технических барьеров в торговле. Как видно из представленного ниже рисунка, в последние годы прослеживается тенденция к устойчивому росту использования мер ТБТ, особенно со стороны развивающихся стран.
2,5 -
^ £
§ 8
ss £
Число нотификаций мер ТБТ в ВТО в 1995-2014 гг., тыс. нотификаций: ■ развитые страны; I развивающиеся страны; ■ наименее развитые страны
Источник: [3, с. 4].
В рамках торгово-экономических объединений имеет место интеграция и либерализация торговых потоков между странами — членами блока. Следует отметить, что в основе углубления экономических отношений между государствами — членами интеграционного блока лежит гармонизация требований нетарифных мер регулирования. По этой причине оценка экономического эффекта от гармонизации нетарифных мер регулирования становится актуальной, так как позволит государствам — членам недавно созданного Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входит Россия, использовать опыт ЕС в сфере применения нетарифных мер. Кроме того, перспективы торгового сотрудничества ЕС и ЕАЭС играют большую
роль в двустороннем диалоге интеграционных блоков. В долгосрочной перспективе в качестве цели взаимодействия возможно создание зоны свободной торговли (ЗСТ) между данными блоками, что предусматривает гармонизацию мер технического регулирования ЕС и ЕАЭС.
Научная новизна данной статьи заключается в проведении детального сравнительного анализа технических регламентов ЕАЭС с действующими директивами и регламентами ЕС на уровне конкретных требований к продукции, и, как следствие, определение степени их гармонизации. Помимо этого было оценено влияние гармонизации мер технического регулирования на объемы торговли стран ЕС и ЕАЭС на основе собранной базы данных по двусторонней торговле продукцией, на которую существуют технические регламенты ЕАЭС и соответствующие им директивы ЕС. Кроме того, была разработана классификация мотивов гармонизации и оценены перспективы гармонизации мер технического регулирования стран ЕС и ЕАЭС.
Применение мер технического регулирования в ЕС и ЕАЭС
Принципы применения мер технического регулирования в ЕС определяет Директива 98/34/EC, принятая Европейским парламентом 22 июня 1998 г. с целью предотвращения появления новых ТБТ [4]. Данная Директива утверждает процедуру предоставления информации в сфере технических регламентов и стандартов, а также разделяет функции директив и европейских стандартов. Директивы ЕС должны содержать обязательные для соблюдения требования по безопасности продукции. В свою очередь, в европейских стандартах определяется техническая спецификация продукции и ее конкретные характеристики. Следовательно, важнейшим принципом применения мер технического регулирования в ЕС является разделение требований на обязательные и добровольные к применению.
Обязательные к применению правовые акты в сфере технического регулирования подразделяются в ЕС на директивы и регламенты. В директивах ЕС сформулирован конечный результат, который должны достигнуть страны-члены после той или иной директивы применения [5]. При этом способ достижения результата, т. е. формат внедрения директивы, остается на усмотрение страны. Следовательно, директивы принимают во внимание тот факт, что страны — члены ЕС имеют национальные различия в правовых системах. В отличие от директив регламенты являются нормами прямого действия, т. е. не требуют имплементации в национальное законодательство стран — членов ЕС [Ibid]. После вступления в силу на уровне ЕС регламент действует напрямую во всех странах данного интеграционного объединения.
Добровольные к применению правовые акты в сфере технического регулирования представлены стандартами ЕС. За процесс разработки стандартов
в ЕС ответственен Европейский комитет по стандартизации — CEN. Деятельность CEN направлена как на разработку европейских стандартов (евро-норм, EN), так и на содействие применению международных стандартов ISO. Деятельность CEN по разработке европейских стандартов подчинена двум принципам. Во-первых, при разработке европейских стандартов за основу берутся международные стандарты ISO, дополняемые с учетом европейских особенностей производства. Во-вторых, в качестве основы также могут использоваться национальные стандарты стран — членов CEN, если они являются наиболее эффективными и прогрессивными в данной отрасли.
Одна из ключевых сфер интеграции государств ЕАЭС — техническое регулирование. Функционирование системы технического регулирования ЕАЭС определяется разд. Х (далее — Договор о ЕАЭС), в котором определены основные принципы механизма технического регулирования ЕАЭС, а именно: установление обязательных требований к продукции в технических регламентах, добровольное применение стандартов, гармонизация межгосударственных требований с международными и региональными и др. [6]. Важным положением в разд. Х Договора о ЕАЭС является положение о едином перечне продукции. Согласно данному положению требования технических регламентов распространяются только на продукцию, включенную в единый перечень, утвержденный Европейской экономической комиссией (ЕЭК). Единый перечень продукции, подлежащей обязательному регулированию в рамках ЕАЭС, на данный момент включает 66 позиций [7].
Как отмечалось, важным принципом применения мер технического регулирования в ЕАЭС является разделение требований на обязательные и добровольные к применению, закрепленных в технических регламентах и стандартах соответственно. Технические регламенты ЕАЭС имеют прямое действие и с момента вступления в силу замещают соответствующие нормы в государствах — членах ЕАЭС [6]. На сегодняшний день уже принято 39 технических регламентов, из которых 35 вступили в силу [8]. Технические регламенты обеспечивают безопасность продукции, обращающейся на рынке ЕАЭС. Объекты регулирования технических регламентов — пищевая продукция, продукция легкой промышленности, оборудование, электротехника, транспортные средства и другие группы товаров.
Добровольные к применению правовые акты в системе технического регулирования ЕАЭС представлены стандартами. Межгосударственные стандарты разрабатываются как с целью реализации технических регламентов, так и для подтверждения соответствия их требованиям [9, с. 24]. Главный принцип при разработке стандартов — их гармонизация с международными и региональными аналогами. Межгосударственные стандарты имеют высокие требования по безопасности продукции, что позволяет не только поставлять продукцию высокого качества на внутренний рынок ЕАЭС, но и экспортировать ее в другие страны, тем самым расширяя международное сотрудничество [Там же].
Влияние гармонизации мер технического регулирования на объемы торговли стран ЕС и ЕАЭС
Образование ЕАЭС создало необходимые предпосылки для развития полноценного сотрудничества между ЕС и ЕАЭС. Несмотря на санкционную политику Запада против России, по-прежнему остаются объективные факторы для восстановления отношений и углубления экономической интеграции между ЕС и ЕАЭС.
Фундамент для экономического сотрудничества между ЕС и ЕАЭС основан на значительных объемах торговли между интеграционными блоками. Среди торговых партнеров ЕАЭС страны ЕС занимают лидирующие позиции как по экспорту, так и по импорту. Например, на 2016 г. доля ЕС составляла 50,3% совокупного экспорта и 40,8% совокупного импорта ЕАЭС [10, с. 6]. В свою очередь, ЕАЭС занимает третье место по объемам импорта и четвертое место по объемам экспорта среди торговых партнеров ЕС. В 2016 г. доля ЕАЭС составляла 4,7% совокупного экспорта и 7,9% совокупного импорта ЕС [11]. При этом большая часть торговых потоков осуществляется с Россией: 4,1% совокупного экспорта и 7% совокупного импорта ЕС [Ibid].
Торговые отношения между ЕС и ЕАЭС регулируются в значительной степени с помощью системы нетарифного регулирования, в частности, мер технического регулирования. Если система технического регулирования ЕС формировалась с 1957 г., то в ЕАЭС она находится на стадии становления. Несмотря на разницу в уровнях развития систем технического регулирования двух интеграционных объединений, соблюдение международных принципов ИСО и ВТО по разработке и применению мер технического регулирования позволяет ЕС и ЕАЭС достичь высокой степени гармонизации в данной сфере.
Наиболее развитой системой технического регулирования среди стран — участниц ЕАЭС обладает Россия. Развитая нормативно-правовая база в данной сфере была сформирована благодаря применению принципа гармонизации с международными соглашениями в сфере технического регулирования [12]. Включенность национальной системы технического регулирования РФ в региональную систему ЕАЭС определяет высокий уровень требований к безопасности продукции в рамках данного объединения.
Для определения степени гармонизации мер технического регулирования ЕС и ЕАЭС была составлена сводная таблица, включающая 35 технических регламентов, которые действуют на данный момент в ЕАЭС, и эквивалентные им директивы ЕС. Следует подчеркнуть, что для 34 из 35 технических регламентов ЕАЭС существуют эквивалентные директивы или регламенты ЕС. Что касается степени гармонизации мер технического регулирования двух интеграционных блоков, то большее число технических регламентов, а именно 18 из 35, совпадают в части уровня требований к безопасности и качеству продукции. Для остальных технических регламентов
Сводная таблица сопоставления отдельных мер технического регулирования ЕАЭС и ЕС
Технический регламент ЕАЭС Дата вступления в силу технического регламента ЕЭАС Директива ЕС Различия в мерах технического регулирования
Технический регламент ЕАЭС Директива ЕС
О безопасности пиротехнических изделий (ТР ТС* 006/2011) 15 февраля 2012 г. Directive 2007/23/ЕС of the European Parliament and of the Council of 23 May 2007 on the placing on the market of pyrotechnic articles Акустическое излучение не превышает 140 Дб Радиус опасной зоны составляет не более 0,5-30 м для разных классов пиротехнических изделий Акустическое излучение не превышает 120 Дб Радиус опасной зоны составляет не более 1-15 м для разных классов пиротехнических изделий
О безопасности средств индивидуальной защиты (ТР ТС 019/2011) 1 июня 2012 г. Council Directive 89/686/EEC of 21 December 1989 on the approximation of the laws of the Member States relating to personal protective equipment Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 1 июня 2012 г.
О безопасности упаковки (ТР ТС 005/2011) 1 июля 2012 г. European Parliament and Council Directive 94/62/EC of 20 December 1994 on packaging and packaging waste Допустимая концентрация веществ, выделяющихся из металлов и сплавов, применяемых для изготовления упаковки, не превышает 0,1-1 мг/л для разных веществ Допустимая концентрация веществ, выделяющихся из металлов и сплавов, применяемых для изготовления упаковки, не превышает 0,1-0,6 мг/л для разных веществ
О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков (ТР ТС 007/2011) 1 июля 2012 г. Directive 2001/95/EC of the European Parliament and of the Council of 3 December 2001 on general product safety; Commission Directive 2002/72/EC of 6 August 2002 relating to plastic materials Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 1 июля 2012 г.
s н
н
о
43
1-1 о и о
s= =
о Й S
S
?! S
к
S
>С и
о;
О безопасности игрушек (ТР ТС 008/2011) 1 июля 2012 г. Directive 2009/48/ЕС of the European Parliament and of the Council of 18 June 2009 on the safety of toys Выделение вредных химических веществ в модельную среду (соляную кислоту), содержащихся в 1 кг материалов игрушки, не должно превышать следующих норм, мг: сурьма — не более 60, свинец — не более 90, ртуть — не более 60, кадмий — не более 75, хром — не более 60, мышьяк — не более 25, барий — не более 1000, селен — не более 500 Выделение вредных химических веществ в модельную среду (соляную кислоту), содержащихся в 1 кг материалов игрушки, не должно превышать следующих норм, мг: сурьма — не более 45, свинец — не более 13,5, ртуть — не более 7,5, кадмий — не более 1,9, хром — не более 37,5, мышьяк — не более 3,8, барий — не более 4500, селен — не более 37,5
О безопасности парфюмерно-косметической продукции (ТР ТС 009/2011) 1 июля 2012 г. Regulation (EC) No 1223/2009 of the European Parliament and of the Council of 30 November 2009 on cosmetic products Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 1 июля 2012 г.
О безопасности продукции легкой промышленности (ТР ТС 017/2011) 1 июля 2012 г. He предусмотрены обязательные требования к продукции легкой промышленности При разработке мер технического регулирования для продукции легкой промышленности в ЕАЭС не был учтен опыт ЕС, поэтому гармонизация в данной сфере не достигнута
О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (ТР ТС 013/2011) 31 декабря 2012 г. Directive 2009/30/ЕС of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 amending Directive 98/70/EC as regards the specification of petrol, diesel and gas-oil and introducing a mechanism to monitor and reduce greenhouse gas emissions Массовая доля серы не должна превышать 10-500 мг/кг в зависимости от экологического класса автомобиля. Октановое число по исследовательскому методу составляет не менее 80, по моторному методу — не менее 76. Давление насыщенных паров в летний период составляет 50-80 кПа Массовая доля серы не должна превышать 10 мг/кг для всех видов топлива. Октановое число по исследовательскому методу составляет — не менее 95, по моторному методу — не менее 85. Давление насыщенных паров в летний период составляет 60 кПа. Массовая доля кислорода не должна превышать 3,7%
Технический регламент ЕАЭС Дата вступления в силу технического регламента ЕЭАС Директива ЕС Различия в мерах технического регулирования
Технический регламент ЕАЭС Директива ЕС
Массовая доля кислорода не должна превышать 2,7%. Объемная доля оксигенатов, %: метанола — не более 1, этанола — не более 5, изопропанола — не более 10, третбутанола — не более 7, изобутанола —10, эфиров, содержащих пять или более атомов углерода в молекуле, — не более 15 Объемная доля оксигенатов, %: метанола — не более 3, этанола — не более 10, изопропанола — не более 12,третбутанола — не более 15, изобутанола — 15, эфиров, содержащих пять или более атомов углерода в молекуле, — не более 22
О безопасности машин и оборудования (ТР ТС 010/2011) 15 февраля 2013 г. Directive 2006/42/ЕС of the European Parliament and of the Council of 17 May 2006 on machinery Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 15 февраля 2013 г.
О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе (ТР ТС 016/2011) 15 февраля 2013 г. Directive 2009/142/EC of the European Parliament and of the Council of 30 November 2009 relating to appliances burning gaseous fuels То же
О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах (ТР ТС 012/2011) 15 февраля 2013 г. Directive 94/9/EC of the European Parliament and the Council of 23 March 1994 on the approximation of the laws of the Member States concerning equipment and -II-
s н
н
о
43
1-1 о и о
s= =
о Й S
S
?! S
к
S
>С и
о;
00 U)
protective systems intended for use in potentially explosive atmospheres
О безопасности низковольтного оборудования (ТР ТС 004/2011) 15 февраля 2013 г. Directive 2006/95/EC of the European Parliament and of the Council of 12 December 2006 on the harmonisation of the laws of Member States relating to electrical equipment designed for use within certain voltage limits Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 15 февраля 2013 г.
Безопасность лифтов (ТР ТС 011/2011) 15 февраля 2013 г. European Parliament and Council Directive 95/16/EC of 29 June 1995 on the approximation of the laws of the Member States relating to lifts То же
Электромагнитная совместимость технических средств (ТР ТС 020/2011) 15 февраля 2013 г. Directive 2004/108/EC of the European Parliament and of the Council of 15 December 2004 on the approximation of the laws of the Member States relating to electromagnetic compatibility -II-
О безопасности пищевой продукции (ТР ТС 021/2011) 1 июля 2013 г. Regulation No 178/2002/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2002 laying down the general principles and requirements of food law, establishing the European Food Safety Authority and laying down procedures in matters of food safety; Commission Regulation (EC) No. 2073/2005 of 15 November 2005 1. Микробиологические нормативы безопасности (патогенные): Listeria monocytogenes не допускаются в 25-100 г пищевой продукции для детского питания в зависимости от возраста детей. Сальмонеллы не допускаются в 25-100 г пищевой продукции для детского питания в зависимости от 1. Микробиологические нормативы безопасности (патогенные): Listeria monocytogenes не допускаются в 100 г пищевой продукции для детского питания. Сальмонеллы не допускаются в 25 г пищевой продукции для детского питания Стафилококковые энтеротоксины не допускаются в 25 г сыров и сырной продукции
Технический регламент ЕАЭС Дата вступления в силу технического регламента ЕЭАС Директива ЕС Различия в мерах технического регулирования
Технический регламент ЕАЭС Директива ЕС
on microbiological criteria for foodstuffs возраста детей. Стафилококковые энтеротоксины не допускаются в 125 г сыров и сырной продукции. ЕЫегоЬа^епакагаки не допускаются в 300 г пищевой продукции для питания детей раннего возраста. 2. Микробиологические нормативы безопасности: • допустимый уровень мезо-фильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов составляет не более 10 КОЕ/г для парного мяса • бактерии группы кишечных палочек (колиформы) не допускаются в 1 г рыбной продукции и в 1 г плодоовощной продукции ЕЫегоЬа^епакагакп не допускаются в 10 г пищевой продукции для питания детей раннего возраста. 2. Микробиологические нормативы безопасности: • допустимый уровень мезо-фильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов составляет не более 5 КОЕ/г для парного мяса. • бактерии группы кишечных палочек (колиформы) не допускаются в 10 г рыбной продукции и 100 г плодоовощной продукции
Пищевая продукция в части ее маркировки (ТР ТС 022/2011) 1 июля 2013 г. Regulation (EU) No. 1169/2011 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2011 on the provision of food information to consumers 1. Средняя суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии для нанесения маркировки пищевой продукции: энергетическая ценность — 10 467/2 500 кДж/ккал, 1. Средняя суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии для нанесения маркировки пищевой продукции: энергетическая ценность — 8 400/2 000 кДж/ккал,
s н
н
о
43
1-1 о и о
s= =
о Й S
S
S
к
S
>С и
о;
00 (Л
белки — 75 г, жиры — 83 г, полиненасыщенные жирные кислоты — 11 г, углеводы — 365 г, сахар — 65 г 2. Средняя суточная потребность в минеральных веществах для нанесения маркировки пищевой продукции, мг: кальций — 1000, фосфор — 800, железо — 14, магний — 400, цинк — 15, йод — 150, калий — 3500, селен — 0,07 белки — 50 г, жиры — 70 г, полиненасыщенные жирные кислоты — 20 г, углеводы — 260 г, сахар — 90 г 2. Средняя суточная потребность в минеральных веществах для нанесения маркировки пищевой продукции, мг: кальций — 800, фосфор — 700, железо — 14, магний — 375, цинк — 10, йод — 150, калий — 2000, селен — 0,055
Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС 023/2011) 1 июля 2013 г. Council Directive 2001/112/EC of 20 December 2001 relating to fruit juices and certain similar products intended for human consumption Объемная доля сока или фруктового пюре либо овощного пюре во фруктовых и (или) в овощных нектарах, %: вишня — 25, вишня суринамская — 25, черника — 25, айва — 25, личи — 20, груша — 40, персик — 40, ананас — 40 Объемная доля сока или фруктового пюре либо овощного пюре во фруктовых и (или) в овощных нектарах, %: вишня — 35, вишня суринамская — 40, черника — 40, айва — 50, личи — 25, груша — 50, персик — 50, ананас — 50
Технический регламент на масложировую продукцию (ТР ТС 024/2011) 1 июля 2013 г. Council Directive 2002/99/EC of 16 December 2002 laying down the animal health rules governing the production, processing, distribution and introduction of products of animal origin for human consumption; Council Directive 76/621/EEC of 20 July 1976 relating to the fixing of the maximum level of erucic acid in oils and fats intended as such for human consumption and in foodstuffs containing added oils or fats Допустимый уровень показателей безопасности пищевой масложировой продукции: содержание эруковой кислоты не должно превышать 3% для рапсового масла и 5% для масел растительных из семян других крестоцветных Допустимый уровень показателей безопасности пищевой масложировой продукции: содержание эруковой кислоты не должно превышать 5% для всех видов растительных масел
Технический регламент ЕАЭС Дата вступления в силу технического регламента ЕЭАС Директива ЕС Различия в мерах технического регулирования
Технический регламент ЕАЭС Директива ЕС
О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания (ТР ТС 027/2012) 1 июля 2013 г. Regulation (ЕС) No. 178/2002 of the European Parliament and of the Council of 28 January 2002 laying down the general principles and requirements of food law, establishing the European Food Safety Authority and laying down procedures in matters of food safety; Commission Regulation (EC) No. 2073/2005 of 15 November 2005 on microbiological criteria for foodstuffs Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 1 июля 2013 г.
Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств (ТР ТС 029/2012) 1 июля 2013 г. Regulation (EC) No. 1333/2008 of the European Parliament and of the Council of 16 December 2008 on food additives Допустимые красители: азорубин (Е122), антоцианы (Е163), желтый «солнечный закат» FCF (El 10), желтый хинолиновый (Е104), зеленый S (Е142), индиго кармин (Е132), кармин (Е120), каротин и его производные (Е160), понсо 4R (Е124), синий блестящий FCF (Е133), синий патентованный V (Е131), тартразин (Е102) Допустимые красители: азорубин (Е122), желтый «солнечный закат» FCF (El 10), желтый хинолиновый (Е104), понсо 4R (Е124), тартразин (Е102), красный очаровательный (Е129)
О безопасности зерна (ТР ТС 015/2012) 1 июля 2013 г. Commission Regulation (EC) No. 1881/2006 of 19 December 2006 setting maximum levels for certain Предельно допустимые уровни токсичных элементов, не более мг/кг: свинец — 0,5, мышьяк — 0,2, Предельно допустимые уровни токсичных элементов, не более мг/кг: свинец — 0,2, мышьяк — 0,2,
s н
н
о
43
1-1 о и о
s= =
о Й S
S
S
к
S
>С и
о;
contaminants in foodstuffs кадмий — 0,1, ртуть — 0,03 кадмий — 0,1, ртуть — не регламентировано
О безопасности маломерных судов (ТР ТС 026/2012) 1 февраля 2014 г. Directive 2013/53/EU ofthe European Parliament and of the Council of 20 November 2013 on recreational craft and personal watercraft 1. Нормы по внешней шумовой характеристике моторного маломерного судна: уровень звука должен быть не более 78 дБА 2. Не установлены предельно допустимые уровни эмиссии выхлопных газов 1. Нормы по внешней шумовой характеристике моторного маломерного судна: уровень звука должен быть не более 67 дБА 2. Установлены предельно допустимые уровни эмиссии выхлопных газов
О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (ТР ТС 032/2013) 1 февраля 2014 г. Directive 97/23/EC of the European Parliament and of the Council of 29 May 1997 on the approximation of the laws of the Member States concerning pressure equipment Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 1 февраля 2014 г.
О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (ТР ТС 030/2012) 1 марта 2014 г. 2005/360/EC: Commission Decision of 26 April 2005 establishing ecological criteria and the related assessment and verification requirements for the award of the Community ecolabel to lubricants 1. Не установлены требования к смазочным материалам, касающиеся токсичности в водной среде 2. Не установлены требования к смазочным материалам, касающиеся способности к биологическому разложению и накоплению в живых организмах 1. Установлены требования к смазочным материалам, касающиеся токсичности в водной среде 2. Установлены требования к смазочным материалам, касающиеся способности к биологическому разложению и накоплению в живых организмах
О безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013) 1 мая 2014 г. Regulation (EC) No. 178/2002 of the European Parliament and of the Council of 28 January 2002 laying down the general principles and requirements of food law, establishing the European Food Стафилококковые энтеротоксины не допускаются в 125 г сыров и сырной продукции Стафилококковые энтеротоксины не допускаются в 25 г сыров и сырной продукции
Технический регламент ЕАЭС Дата вступления в силу технического регламента ЕЭАС Директива ЕС Различия в мерах технического регулирования
Технический регламент ЕАЭС Директива ЕС
Safety Authority and laying down procedures in matters of food safety; Commission Regulation (EC) No. 2073/2005 of 15 November 2005 on microbiological criteria for foodstuffs
О безопасности мяса и мясной продукции (ТР ТС 034/2013) 1 мая 2014 г. Regulation (EC) No 178/2002 of the European Parliament and of the Council of 28 January 2002 laying down the general principles and requirements of food law, establishing the European Food Safety Authority and laying down procedures in matters of food safety; Commission Regulation (EC) No. 2073/2005 of 15 November 2005 on microbiological criteria for foodstuffs Микробиологические нормативы безопасности: допустимый уровень мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов составляет не более 10 КОЕ/г для парного мяса Микробиологические нормативы безопасности: допустимый уровень мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов составляет не более 5 КОЕ/г для парного мяса
О безопасности мебельной продукции (ТР ТС 025/2012) 1 июля 2014 г. Directive 2001/95/EC of the European Parliament and of the Council of 3 December 2001 on general product safety Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 1 июля 2014 г.
О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе 1 июля 2014 г. Commission Directive 2008/43/EC of 4 April 2008 setting up, pursuant to Council Directive 93/15/EEC, То же
s н
н
о
43
1-1 о и о
s= =
о Й S
S
S
к
S
>С и
о;
00 ю
(ТР ТС 028/2012) a system for the identification and traceability of explosives for civil uses
О безопасности железнодорожного подвижного состава (ТР ТС 001/2011) 2 августа 2014 г. Directive 2001/16/EC of the European Parliament and of the Council of 19 March 2001 on the interoperability of the trans-European conventional rail system Явных отличий не обнаружено. Гармонизация со 2 августа 2014 г.
О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта (ТР ТС 002/2011) 2 августа 2014 г. Council Directive 96/48/EC of 23 July 1996 on the interoperability of the trans-European high-speed rail system То же
О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта (ТР ТС 003/2011) 2 августа 2014 г. Directive 2001/16/EC of the European Parliament and of the Council of 19 March 2001 on the interoperability of the trans-European conventional rail system -II-
О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011) 1 января 2015 г. Vienna Convention on Road Traffic; European Commission Regulations Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 1 января 2015 г.
Безопасность автомобильных дорог (ТР ТС 014/2011) 15 февраля 2015 г. Directive 2008/96/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on road infrastructure safety management; European Commission Regulations Явных отличий не обнаружено. Гармонизация с 15 февраля 2015 г.
Технический регламент ЕАЭС Дата вступления в силу технического регламента ЕЭАС Директива ЕС Различия в мерах технического регулирования
Технический регламент ЕАЭС Директива ЕС
О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним (ТР ТС 031/2012) 15 февраля 2015 г. Directive 2003/37/ЕС of the European Parliament and of the Council of 26 May 2003 on type-approval of agricultural or forestry tractors, their trailers and interchangeable towed machinery, together with their systems, components and separate technical units 1. Тракторы и прицепы подразделяются на три категории: колесные тракторы, гусеничные тракторы и прицепы 2. Установлено максимально допустимое распределение эксплуатационной массы по осям в зависимости от категории трактора 1. Тракторы и прицепы подразделяются на четыре категории: колесные тракторы, гусеничные тракторы, прицепы и прицепная техника 2. Не установлено максимально допустимое распределение эксплуатационной массы по осям в зависимости от категории трактора
Технический регламент на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014) 15 мая 2015 г. Directive 2014/40/EU of the European Parliament and of the Council of 3 April 2014 on the manufacture, presentation and sale of tobacco and related products Предупреждения о вреде курения для здоровья должны занимать 50% пространства на лицевой и оборотной сторонах пачки сигарет Предупреждения о вреде курения для здоровья должны занимать 65% пространства на лицевой и оборотной сторонах пачки сигарет
* ТР ТС — Технический регламент Таможенного союза.
Источник: составлено автором по: [13], [14].
(16 из 35), были найдены различия в отношении уровня требований к безопасности и качеству продукции, включающие предельно допустимые концентрации химических веществ, допустимый уровень микроорганизмов в пищевой продукции, массовые доли химических веществ в составе продукции, нормы по внешней шумовой характеристике и др. Следовательно, гармонизация мер технического регулирования ЕС и ЕАЭС на настоящий момент находится на промежуточной стадии (более 50% мер гармонизированы).
Как и другие виды нетарифных мер, меры технического регулирования оказывают прямое воздействие на объемы торговли между странами. Соответственно, гармонизация данных мер оказывает положительное влияние на торговлю, следствием чего является увеличение объемов торговли. Для оценки влияния гармонизации мер технического регулирования на объемы торговли стран ЕС и ЕАЭС была собрана база данных по двусторонней торговле продукцией, на которую существуют технические регламенты ЕАЭС и соответствующие им директивы ЕС. В базе анализировалась продукция на уровне как товарных групп, так и отдельных товарных позиций.
Ввиду того, что система технического регулирования ЕС — одна из самых развитых, а на европейских стандартах основываются многие международные стандарты, то под гармонизацией мер технического регулирования ЕС и ЕАЭС будет пониматься приведение технических регламентов и стандартов ЕАЭС в соответствие с европейскими требованиями. Таким образом, гармонизация мер технического регулирования ЕС и ЕАЭС должна иметь следствием рост объемов импорта ЕС из ЕАЭС.
На основе проанализированных данных можно отметить, что для всех товарных групп и позиций, где не была достигнута гармонизация мер технического регулирования ЕС и ЕАЭС (16 из 34 наименований продукции), объемы торговли колебались в течение рассматриваемого периода, не прослеживается явная тенденция к увеличению объемов торговли. Напротив, при гармонизации мер технического регулирования ЕС и ЕАЭС (18 из 34 наименований продукции) было отмечено увеличение объемов торговли с наступлением гармонизации мер, а также дальнейший рост объемов торговли практически для всех товарных групп и позиций (17 из 18 наименований продукции). Кроме того, для некоторых наименований продукции (например, «Машины и оборудование», «Аппараты, работающие на газообразном топливе», «Оборудование для работы во взрывоопасных средах») наблюдался скачок в объемах импорта ЕС из стран ЕАЭС до гармонизации их мер. Данное явление связано с тем, что главный партнер ЕС из ЕАЭС — Россия, где требования к данной продукции были гармонизованы с ЕС еще до образования ЕАЭС, а именно в технических регламентах РФ.
На объемы двусторонней торговли стран ЕС и ЕАЭС большое влияние оказали ограничительные экономические и политические меры, введенные в связи с украинскими событиями 2014 г. в отношении России, а также ответные дей-
ствия России в виде продовольственного эмбарго. Так, импорт стран ЕАЭС из ЕС сократился с 155,4 млрд долл. в 2013 г. до 79,2 млрд долл. в 2015 г., а импорт ЕС из стран ЕАЭС — с 310,4 млрд долл. в 2013 г. до 172,6 млрд долл. в 2015 г. [15]. В связи с этим практически для всех рассматриваемых товарных групп и позиций наблюдалось сокращение объемов двусторонней торговли в 2014-2015 гг. Однако необходимо отметить, что для товарных групп и позиций, где не была достигнута гармонизация мер технического регулирования ЕС и ЕАЭС (16 наименований продукции), для 5 наименований продукции объемы импорта ЕС из ЕАЭС увеличились в 2015 г., а для 11 — сократились в 2015 г. Напротив, для товарных групп и позиций, где была достигнута гармонизация мер технического регулирования (18 наименований продукции), для 16 наименований продукции объемы импорта ЕС из ЕАЭС увеличились в 2015 г., а для 2 — сократились в 2015 г. Следовательно, даже при общей тенденции к сокращению объемов двусторонней торговли в свете ограничительных экономических мер торговля продукцией, к которой предъявляются гармонизированные требования по безопасности и качеству, продолжает демонстрировать стабильный рост.
Перспективы гармонизации мер технического регулирования стран ЕС и ЕАЭС
Общая цель гармонизации законодательства — создание единообразной правовой среды для всех участников рынка. Для гармонизации мер технического регулирования можно выделить несколько мотивов, являющихся факторами сближения технического законодательства стран:
• торговые мотивы — расширение торговли путем создания благоприятных условий доступа национальных производителей на рынки других стран;
• экономические мотивы — повышение инвестиционной привлекательности страны путем создания единой правовой среды со странами — донорами иностранных инвестиций;
• технические мотивы — гармонизация с нормами, содержащими более высокий уровень требований к безопасности продукции, и как следствие, ускорение научно-технического прогресса;
• экологические мотивы — гармонизация с нормами, содержащими более высокий уровень требований к экологической безопасности продукции;
• промышленные мотивы — оптимизация затрат ресурсов и сокращение издержек при производстве;
• потребительские мотивы — снижение издержек для потребителей, поскольку появление идентичных требований к безопасности продукции повышает уверенность потребителя в качестве товаров;
• политические мотивы — сближение с определенным партнером и углубление сотрудничества путем создания унифицированного технического законодательства;
• интеграционные мотивы — сближение систем технического регулирования как основа для развития интеграционных процессов между странами.
На основе приведенной классификации можно сделать вывод, что для ЕАЭС может преследовать все перечисленные мотивы при дальнейшей гармонизации мер технического регулирования с ЕС. Несмотря на то, что гармонизация в технической сфере с ЕС будет иметь следствием рост конкурентоспособности продукции из ЕАЭС на внешних рынках, гармонизация повысит степень открытости рынка ЕАЭС. Гармонизация с европейскими директивами откроет рынок ЕАЭС для европейских производителей, тем самым повысив уровень конкуренции между производителями двух интеграционных блоков. Жесткая конкуренция на рынке ЕАЭС может ограничить возможности национальных производителей, если продукция из ЕС окажется более конкурентоспособной. Следовательно, полная гармонизация мер технического регулирования может привести к замещению национальной продукции из стран — членов ЕАЭС на продукцию производителей ЕС, а потому необходимо проводить гармонизацию только по отдельным товарным позициям.
Для определения товарных позиций, по которым рекомендуется гармонизировать техническое законодательство ЕС и ЕАЭС, были применены методы количественного анализа, позволяющие определить наиболее динамично растущие сектора экономики ЕС. Чтобы определить развивающиеся рынки внутри ЕС, были посчитаны темпы прироста объемов торговли по всем товарным группам за период 2011-2015 гг. Так, наибольшие темпы прироста, сохранявшиеся положительными в течение последних лет, были выявлены по товарным группам 26 (темп прироста 27,45% в 2015 г.), 27 (32,79), 43 (23,15) и 80 (темп прироста 33,04% в 2015 г.).
Кроме того, был проведен количественный анализ импорта ЕС из ЕАЭС, позволяющий определить, в каких секторах экономики зависимость ЕС от торговли с ЕАЭС растет. Так, наибольшие темпы прироста объемов импорта ЕС из ЕАЭС были выявлены по товарным группам 05 (темп прироста 43,91% в 2015 г.), 26 (43,76), 27 (42,96), 35 (44,46), 50 (80), 58 (44,84) и 80 (темп прироста 91,96% в 2015 г.).
На основе сопоставления результатов количественного анализа двух показателей можно определить, по каким товарным группам рекомендуется гармонизировать техническое законодательство ЕС и ЕАЭС. Как видно, сочетание динамичного роста рынка ЕС и его зависимости от торговли с ЕАЭС наблюдается для товарных групп 26 «Руды, шлак и зола», 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные» и 80 «Олово и изделия из него». Следовательно, гармонизация мер технического регулирования с ЕС по данным товарным группам принесет наибольшие выгоды для ЕАЭС.
Поскольку ЕС — крупнейший торговый партнер для ЕАЭС, возрастает интерес к вопросу об интеграции двух объединений. Фундамент для начала интеграционных процессов в рамках двух объединений основан на больших объемах торговых потоков, территориальной близости и инвестиционных
связях между ними. С помощью ЕС страны ЕАЭС могли бы решить проблему экономической и технологической модернизации, в то время как ЕС зависим от поставок «евразийских» энергоносителей на свой рынок [16, с. 10]. Наконец, ЕС и ЕАЭС являются комплементарными с точки зрения конкурентных преимуществ: со стороны ЕС — технологический потенциал, со стороны ЕАЭС — ресурсный и кадровый потенциал. В настоящее время ограничивающими факторами интеграции являются санкционные меры в отношении России, а также ответные действия России в виде продовольственного эмбарго. Однако существующие выгоды от интеграции двух объединений могут способствовать восстановлению и углублению торгово-экономических отношений между ЕС и ЕАЭС. Таким образом, гармонизация мер технического регулирования не только приведет к увеличению объемов торговли между интеграционными объединениями, но и будет играть одну из первостепенных ролей в интеграционном процессе между ними.
Источники
[1] World Bank Open Data. Tariff rate, applied, weighted mean, all products. URL: <http://data.worldbank.org/indicator/TM.TAX.MRCH.WM.AR.ZS>.
[2] WTO Report on G-20 Trade Measures 2015. URL: <https://www.wto.org/ english/news_e/news15_e/g20_wto_rep ort_oct15_e .pdf>.
[3] WTO Technical Barriers to Trade 2015. URL: <https://www.wto.org/en-glish/thewto_e/20y_e/tbt_brochure2015_e.pdf>.
[4] Directive 98/34/EC of the European Parliament. URL: <http://eur-lex.euro-pa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A31998L0034>.
[5] Regulations, Directives and other acts // Official website of the European Union. URL: <http://europa.eu/eu-law/decision-making/legal-acts/index_ en.htm>.
[6] Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. URL: <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/>.
[7] Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования от 28 января 2011 г. № 526 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 102). URL: <http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptex-reg/tr/Documents/Ed%20perech%20new.pdf>.
[8] Технические регламенты Таможенного союза // Департамент технического регулирования и аккредитации ЕЭК. URL: <http://www.eurasian-commission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/default.aspx>.
[9] Техническое регулирование // Библиотека Евразийской интеграции. URL: <http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_booklet_ Tehreg.pdf>.
[10] Об итогах внешней торговли товарами ЕАЭС: аналитический обзор ЕЭК от 28 февраля 2017 г. URL: <http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/ Analytics_E_201612.pdf>.
[11] EU Top Trading Partners 2016 // European Commission. URL: <http://trade. ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_122530.02.2017.pdf>.
[12] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. URL: <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_40241/>.
[13] Технические регламенты Таможенного союза, вступившие в силу. Департамент технического регулирования и аккредитации ЕЭК. URL: <http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/ TRVsily.aspx>.
[14] EU law and publications // EUR-Lex. URL: <http://eur-lex.europa.eu/ homepage.html>.
[15] База данных TRADE MAP Международного торгового центра ЮН-КТАД/ВТО. URL: <http://www.trademap.org/>.
[16] Винокуров Е. и др. Количественный анализ экономической интеграции Европейского союза и Евразийского экономического союза: методологические подходы. СПб: ЦИИ ЕАБР, 2014.
The Impact of Non-Tariff Regulation Measures on the EU-EAEU Trade: the Case of Harmonization of Technical Regulation Measures
Nowadays harmonization of technical regulation measures with international measures or national measures of particular countries is becoming a crucial issue for many states. This article deals with the comparative analysis of non-tariff regulation systems in EU and EAEU with a particular emphasis on technical regulation measures. Despite the difference in the development of technical regulation systems in these unions, their compliance with international ISO standards and WTO guidelines results in a high level of harmonization between EU and EAEU. Moreover, the impact of harmonization of technical regulation measures on the EU-EAEU trade was estimated. Based on the research it can be concluded that harmonization leads to a significant increase in the EU-EAEU trade.
Key words: non-tariff regulation measures, technical regulation measures, technical regulation measures, impact of harmonization on trade, harmonization motives, EU-EAEU integration.
1 Ionova Alesya — Bachelor of Economics, student of Imperial College London,
graduate of Faculty of World Economy and International Affairs at HSE. E-mail: <ionova. [email protected]>.