Научная статья на тему 'Техническое регулирование как инструмент повышения конкурентоспособности Евразийского бизнеса'

Техническое регулирование как инструмент повышения конкурентоспособности Евразийского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INTEGRATION / CUSTOMS UNION / EURASIAN ECONOMIC UNION / TECHNICAL REGULATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивахненко Татьяна Евгеньевна, Павленко Ольга Владимировна

В статье рассматриваются текущее состояние, а также факторы развития единого рынка товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Проведен анализ нормативной правовой базы, составляющей основу технического регулирования в ЕАЭС, сделаны выводы о приоритетных направлениях развития технического регулирования и стандартизации для целей дальнейшей интеграции и повышения конкурентоспособности бизнеса странучастниц ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивахненко Татьяна Евгеньевна, Павленко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL REGULATION AS AN INSTRUMENT TO INCREASE COMPETITIVENESS OF EURASIAN BUSINESS

The article considers the current state, as well as the factors of the development of an integrated commodity market in the Eurasian Economic Union (EAEC). The analysis of the normative legal base that forms the basis of the technical regulation in the EAEC has been made and the conclusions on the priority directions for the development of technical regulation and standardization for the purposes of further integration and increasing the competitiveness of the EAEC member countries business have been made.

Текст научной работы на тему «Техническое регулирование как инструмент повышения конкурентоспособности Евразийского бизнеса»

УДК 339.9 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-32-35

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО БИЗНЕСА

Ивахненко кандидат химических наук, доцент, Ростовский филиал

Татьяна Российской таможенной академии (344002, Россия, г. Ростов-на-

Евгеньевна Дону, пр. Буденновский, 20). E-mail: tivakhnenko@mail.ru

Павленко кандидат экономических наук, доцент, Ростовский филиал

Ольга Российской таможенной академии (344002, Россия, г. Ростов-на-Владимировна Дону, пр. Буденновский, 20]. E-mail: ovp727@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются текущее состояние, а также факторы развития единого рынка товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Проведен анализ нормативной правовой базы, составляющей основу технического регулирования в ЕАЭС, сделаны выводы о приоритетных направлениях развития технического регулирования и стандартизации для целей дальнейшей интеграции и повышения конкурентоспособности бизнеса стран-участниц ЕАЭС.

Ключевые слова: интеграция, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, техническое регулирование, конкурентоспособность.

Одним из основных трендов регионального развития на постсоветском пространстве являются процессы евразийской интеграции. В настоящее время в рамках этой интеграции мы имеем следующие структуры: Таможенный союз (ТС], Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС].

Сравнивая между собой ТС и ЕАЭС, можно сказать, что ЕАЭС является не просто расширением ТС, это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

ТС - это форма торгово-экономической интеграции пяти государств-членов ЕАЭС (России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии], предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Основная задача ТС - ограничить поток товаров из третьих стран, деятельность же ЕАЭС направлена на координацию политики стран-участниц союза для эффективного движения капитала, товара, людей и повышения эффективности их экономик. В этом и состоит основное отличие ЕАЭС от ТС. В связи с этим становится ясна интеграционная логика перехода от одного этапа развития к другому, более высокому: после того, как установлены защитные меры внутри рынка, логичен переход на внешний рынок, к более широкому взаимодействию с другими субъектами мировой экономики [1].

Одними из самых важных инструментов реализации промышленной политики и одним из ключевых элементов интеграции государств-участников ЕАЭС является техническое регулирование и стандартизация. Система технического регулирования позволяет устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле [2].

Для защиты внутреннего рынка на территории ЕАЭС вводятся системы технического регулирования, инструменты защиты внутреннего рынка от недобросовестных производителей и разрабатываются методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, гармонизированные с нормами Всемирной торговой организации (ВТО]. Одним из важных факторов, определяющих конкурентоспособность продукции на мировых рынках, является ее соответствие техническим регламентам и стандартам.

Договорно-правовая основа технического регулирования в рамках ЕАЭС представлена Договором о Евразийском экономическом союзе [3], рядом соглашений (в том числе Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования и Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер], а также решениями, принятыми Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), которые подлежат обязательному применению на территории ЕАЭС. В каждом государстве-члене ЕАЭС функционирует закон о техническом регулировании на уровне национального законодательства. Однако при сопоставлении нормативных положений технического регулирования на уровне международных договоров и на уровне национального законодательства возникают определенные несоответствия в терминологии.

Общим признаком казахстанской, белорусской и российской систем технического регулирования является их двухуровневая структура.

Верхний нормативно-правовой уровень образуют технические регламенты, контроль и надзор за соблюдением которых осуществляют органы государственного контроля и надзора. Нижний нормативно-технический уровень включает комплекс стандартов, технических условий, методической и справочной информации, разработкой и использованием которой в той или иной форме занимаются представители бизнеса. В сфере реализации механизма технического регулирования между системами государств-членов ЕАЭС нет принципиальной разницы в том, какую цель преследуют и какие функции выполняют государственные органы.

В настоящее время национальные стандарты носят добровольный характер, однако их требования могут стать обязательными для изготовителя, если он решил на добровольной основе использовать их при изготовлении продукции в соответствии с требованиями технического регламента (ТР) [4]. Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний] и измерений, правила отбора образцов, в результате применения которых на добровольной основе изготовитель обеспечивает соблюдение требований ТР, принимается до утверждения и вступления в силу ТР.

Разработка межгосударственных стандартов, унификация национальных стандартов, гармонизация законодательства стран-участниц в сфере технического регулирования, а также приведение их в соответствие с международными договорами упростят передвижение товаров и услуг по всей территории ЕАЭС, приведут к снижению недобросовестной конкуренции и улучшению качества жизни общества, сокращению импорта товаров из третьих стран низкого качества и росту экспорта из стран-участниц ЕАЭС [5].

В Договоре сказано, что ТР ЕАЭС (далее - ТР Союза] устанавливает требования, обязательные к применению и исполнения на всей территории стран-членов ЕАЭС, а целью принятия ТР Союза является обеспечение жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и т.п.

Обязательные требования в ЕАЭС устанавливаются в отношении продукции, включенной в Единый перечень (Решение ЕЭК от 23.11.2012 № 102] - всего 66 объектов. [6] В настоящее время вступили в силу 36 ТР. ТР Союза разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению] соответствия в рамках ЕАЭС с выдачей единых документов [7]. Также в России до сих пор действуют 6 ТР Российской Федерации [8].

В каждом государстве-члене ЕАЭС институт технического регулирования сформирован по-разному. Так, в Российской Федерации институт технического регулирования представлен в виде органов и организаций, реализующих различные функции в данной области. К таким организациям относятся Минпромторг России, Росстандарт, Минэкономразвития России, Росак-кредитация, Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции и др.

Еще одним немаловажным инструментом повышения конкурентоспособности национальной экономики - является стандартизация. Стандарты позволяют аккумулировать лучшие национальные и международные практики, передовые технологии и должны работать в направлении развития промышленности. Важнейшей задачей межгосударственной стандартизации является разработка единых межгосударственных стандартов с опережающими показателями, служащих ориентиром для промышленности. Среди перспективных направлений стандартизации в ЕАЭС можно выделить следующие: медицинское оборудование, строительные материалы и изделия, химическая промышленность, автомобили, тракторы и др. [9]

Основная цель аккредитации - важнейшего инструмента технического регулирования - подтверждение компетентности органов, осуществляющих работы по оценке (подтверждения] соответствия продукции требованиям ТР. В сфере аккредитации учтен наилучший опыт международных и региональных организаций по аккредитации, которые уже прошли свой путь интеграции в данной сфере. В Договоре содержатся положения, позволяющие государствам-членам ЕАЭС выйти на новый уровень функционирования систем аккредитации [10].

В целях дальнейшего развития интеграции в сфере технического регулирования в Договоре определены положения, которые предполагается реализовать посредством разработки трех международных договоров, устанавливающих подходы к гармонизации законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере государственного контроля (надзора], а также порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, в отношении которой не приняты единые ТР, порядок и условия устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами.

Необходимо отметить, что одним из важнейших приоритетов на краткосрочную перспективу в Договоре определено формирование общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. Например, ЕЭК уже разработан комплекс документов второго уровня, обеспечивающий работу систем регистрации лекарственных средств и медицинских изделий на уровне ЕАЭС. Установлены единые правила надлежащей производственной, клинической, дистрибьюторской и лабораторной практики ЕАЭС, требования безопасности, эффективности и качества лекарственных средств, правила регистрации на соответствие этим требованиям и процедуры пострегистрационного контроля (мониторинга]. Установлены требования к основным этапам обращения медицинских изделий, в том числе к их исследованиям, производству, регистрации и пострегистрационному контролю (мониторингу], и порядок применения в ЕАЭС мер по приостановлению или запрету применения медицинских изделий, признанных опасными, некачественными, контрафактными или фальсифицированными. Для производителей установлены переходные периоды: по лекарствам - до 2025 г., по медицинским изделиям - до 2021 г.

Что касается функционирования систем технического регулирования в недавно присоединившихся странах - Армении и Киргизии, то на сегодняшний день их промышленность в полной мере выполняет все установленные обязательные требования при поставках продукции на единый рынок. В государствах создана необходимая инфраструктура для получения единых документов об оценке соответствия ТР ЕАЭС, в Единый реестр включены аккредитованные органы по сертификации (ОС] и испытательные лаборатории (ИЛ]. В соответствии с переходными положениями, установленными договорами о присоединении Республики Армения и Кыргызской Республики к ЕАЭС, продукция, соответствующая требованиям их национальных законодательств, выпускается в обращение только на внутренних рынках.

Таким образом, с целью улучшения работы системы технического регулирования необходимо разрабатывать законодательные нормы в сфере технического регулирования на наднациональном уровне с помощью создания единых институтов оценки качества и соответствия отечественных и импортируемых товаров и услуг по всей территории ЕАЭС [11].

Комплексная поддержка отечественного производителя через инструменты технического регулирования позволит повысить конкурентоспособность продукции, произведенной в ЕАЭС на экспортных рынках. Разработка единых технических регламентов и межгосударственных стандартов, гармонизированных с международными требованиями, учитывающих лучшие мировые практики и тенденции развития различных отраслей, позволит облегчить доступ товаров из ЕАЭС на рынки третьих стран, повысит их конкурентоспособность среди товаров импортного производства.

Литература

1. Манаслаев М. Особенности ЕАЭС как нового этапа Евразийской интеграции/ http://www.ca-portal.ru/article:21712

2. Красиенко В.Е. Техническое регулирование в экономической деятельности в рамках ЕАЭС// http://group-global.org/ru/node/155654

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014] (ред. от 08.05.2015] (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017] //Режим доступа: СПС: «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. 29.07.2017] «О техническом регулировании» // Режим доступа: СПС: «КонсультантПлюс».

5. АндрееваЛ.В. Гармонизация и унификация законодательства о технических регламентах

оборота продукции и товаров стран-участниц Евразийского экономического союза // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2015^0^://cyberleninka.ru/journal/n/mezhdunarodnoe-sotrudmchestvo-evraziyskih-gosudarstv-politika-ekonomika-pravo#/939026

6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 № 102 «О внесении изменений в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 «О Едином перечне продукции, подлежащей оценке (подтверждению] соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов» // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 29.06.2015 №162-ФЗ (ред. от 30.07.2016] «О стандартизации в Российской Федерации» // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

10. Корешков В. Единая система технического регулирования в ЕАЭС - путь к интеграции // Стандарты и качество. 2016. № 5. С. 57-65.

11. Павленко О.В. Техническое регулирование в Евразийском экономическом союзе. Монография. - Ростов н/Д.: Издательство РФ РТА, 2017. 189 с.

Ivakhnenko Tatiana Evgenievna, Ph.D. in Chemistry, Associate Professor, Rostov Branch of the Russian Customs Academy (20, Budennovskiy ave., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: tivakhnenko@mail.ru Pavlenko Olga Vladimirovna, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Rostov Branch of the Russian Customs Academy (20, Budennovskiy ave., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ovp727@mail.ru TECHNICAL REGULATION AS AN INSTRUMENT TO INCREASE COMPETITIVENESS

OF EURASIAN BUSINESS Abstract

The article considers the current state, as well as the factors of the development of an integrated commodity market in the Eurasian Economic Union (EAEC). The analysis of the normative legal base that forms the basis of the technical regulation in the EAEC has been made and the conclusions on the priority directions for the development of technical regulation and standardization for the purposes of further integration and increasing the competitiveness of the EAEC member countries business have been made.

Keywords: integration, Customs Union, Eurasian Economic Union, technical regulation, competitiveness.

УДК 331.108.26 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-35-44

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ УЩ|А ВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Костенко кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Елена человеческими ресурсами, Южный федеральный университет

Петровна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88]. E-mail: kostenko.ep@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются императивы (географический, исторический, социально-экономический, культурно-религиозный) формирования и развития российской модели управления персоналом. Анализируются особенности применяемых инструментов и технологий управления персоналом на разных этапах экономического развития. Показано под влиянием каких условий происходит трансформация практики управления персоналом в России.

Ключевые слова: российская модель управления персоналом, этапы становления практики управления персоналом в России, национальные особенности управления, HR-менеджмент.

Понятие «национальная модель управления персоналом» можно определить как совокупность ценностей корпоративной культуры, а также способов реализации важнейших функций управления персоналом, свойственных представителям той или иной этнической общности и детерминированных характеристиками данной общности. В настоящий момент в управленческой литературе сформировались две противоположные точки зрения о возможности существования в современных условиях именно национальной модели управления. С одной стороны, интернационализация российской и мировой экономики, ее глобализация, информационно-коммуникационная революция конца ХХ в. не только способствовали значительному расширению международных контактов, росту числа совместных бизнес проектов, но и привели к тому, что разделение моделей управления персоналом по национальному признаку во многом стало достаточно условным, поскольку компании из разных стран активно заимствуют друг у друга и внедряют наиболее результативные инструменты управления. С другой стороны, представители институционализма акцентируют внимание на том, что большинство элементов институциональной среды (нормы и правила экономической и социальной жизни общества, функционирования его политической сферы, базовые правовые нормы и т.п.] специфичны в каждой стране, поэтому нужно учитывать тот факт, что организационные практики, в том числе принципы, методы и инструменты управления персоналом, будут варьироваться в разных странах. Как отмечают Р. Гудерхэм, О. Нордхауг и К. Рингдэл, «межнациональные различия институциональных структур напрямую влияют на создание таких систем менеджмента, которые суще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.