Научная статья на тему 'Техническое регулирование в рамках ЕАЭС как инструмент развития внешней торговли Беларуси'

Техническое регулирование в рамках ЕАЭС как инструмент развития внешней торговли Беларуси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3371
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев Вячеслав

В статье показана сущность и основные элементы системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе, раскрыты основные ее элементы организационно-правовая база и инструментарий. Данная система регламентирует взаимную торговлю в рамках интеграционного объединения и в различных условиях может быть как барьером для нее, так и механизмом роста. В настоящее время техническое регулирование в рамках ЕАЭС находится в стадии становления и должно стать одним из ключевых направлений активизации интеграции. Предложены основные направления деятельности Беларуси в развитии системы технического регулирования ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Румянцев Вячеслав

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical regulation within the framework of EAEC as an instrument of the foreign trade development in Belarus

The matter and basic elements of the technical regulation system in the Eurasian Economic Community have been considered in the article, including the organizational and legal base and tool.

Текст научной работы на тему «Техническое регулирование в рамках ЕАЭС как инструмент развития внешней торговли Беларуси»

Ш

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ЕАЭС

КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ БЕЛАРУСИ

Резюме. В статье показана сущность и основные элементы системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе, раскрыты основные ее элементы -организационно-правовая база и инструментарий. Данная система регламентирует взаимную торговлю в рамках интеграционного объединения и в различных условиях может быть как барьером для нее, так и механизмом роста. В настоящее время техническое регулирование в рамках ЕАЭС находится в стадии становления и должно стать одним из ключевых направлений активизации интеграции. Предложены основные направления деятельности Беларуси в развитии системы технического регулирования ЕАЭС. Ключевые слова: внешняя торговля, техническое регулирование, технический регламент, стандарт.

Вячеслав Румянцев,

старший научный сотрудник

Института экономики НАН Беларуси

О р

Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. для продвижения на рынок продукции, созданной с использованием технологий У-У1 технологических укладов, предусмотрено формирование и совершенствование системы технического регулирования, стандартизации и сертификации.

Это обусловлено тем, что в современных условиях внешнеэкономической деятельности ее участники испытывают большие проблемы в результате применения нетарифных мер регулирования торговли при экспортных поставках продукции Беларуси на рынки зарубежных стран. Одним из важнейших путей снижения таких ограничительных воздействий является использование потенциала Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союза). Со дня

подписания 18 ноября 2010 г. Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации и образования Таможенного союза прошел небольшой срок для разработки полноценной научной основы и практики применения этого инструмента. Соответственно, в зарубежной и отечественной литературе недостаточно концептуальных и теоретико-методологических исследований на эту тему. Наиболее существенный вклад в изучение данной сферы внесли Е.В. Приймак [1], Д. Седик, И. Кобута [2], Н. Джаманкулов [3], А.А. Мигранян [4]. Целью настоящей работы является анализ влияния системы технического регулирования в ЕАЭС на развитие внешней торговли Беларуси.

Общие положения о системе технического регулирования ЕАЭС

По результатам фундаментальных исследований Экономического комитета АТЭС, проведенных в середине 2000 гг., применение мер по гармонизации технического регулирования дает странам, входящим в это объединение, экономический эффект, вдвое превышающий результативность мер по снижению таможенных

тарифов. По последним данным ЮНКТАД, в странах с высоким уровнем дохода технические барьеры в торговле добавляют к среднему тарифу со ставкой около 2% еще примерно 4%, а воздействие торговой политики на агросектор в среднем составляет почти 30% от стоимости продукции, причем 20% приходится на нетарифные инструменты [3].

Под техническим регулированием понимается правовая регламентация отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [5, Приложение 39].

Исходя из принятой дефиниции, система технического регулирования в ЕАЭС образуется из совокупности следующих элементов:

■ институтов, организующих становление, развитие и деятельность этой сферы;

■ нормативно-правовой базы;

■ инструментов, обеспечивающих функционирование этого механизма.

Система технического регулирования ЕАЭС сформирована на базе национальных стандартов и технических регламентов Таможенного союза и Единого экономического пространства и основана на принципах Международной организации по стандартизации (ИСО), что соответствует требованиям согласования и унификации стандартизации продукции (услуг) ВТО и обусловливает ее схожесть с системой технического регулирования и стандартизации Европейского союза.

Организационно-правовая база технического регулирования в ЕАЭС

В рамках членства в ЕАЭС Республикой Беларусь приняты обязательства по наднациональному техническому регулированию, но с учетом национальных интересов. В теоретическом плане создание единого экономического пространства в рамках экономического союза предполагает свободное перемещение товаров в границах интеграционного пространства и формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Согласно Договору о ЕАЭС, в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют меры нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28 и 51 [5].

В ЕАЭС создан наднациональный орган -Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая действует в пределах полномочий, предусмотренных Договором и международными соглашениями в рамках Союза и в области технического регулирования. Содействие проведению согласованной политики в сфере защиты прав потребителей союзных стран осуществляет Консультативный комитет по вопросам защиты прав потребителей государств - членов ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия полномочна принимать решения нормативно-правового и организационно-распорядительного характера, а также рекомендации, не имеющие обязательной силы, которые подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов. Правовая база деятельности ЕЭК по техническому регулированию в Союзе определяется разделом X Договора о ЕАЭС «Техническое регулирование», детализированным Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9), Протоколом о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений (Приложение № 10) и Протоколом о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия (Приложение № 11).

Часть функций по техническому регулированию предоставлена органам государств-участников, а именно:

■ регистрация (государственная регистрация) объектов технического регулирования;

■ утверждение порядка проведения государственного контроля;

■ осуществление надзора за соблюдением требований технических регламентов Союза на основе гармонизации законодательства государств-членов;

■ аккредитация органов по оценке соответствия;

■ принятие экстренных мер по предотвращению выпуска в обращение опасной продукции для защиты своих законных интересов;

■ техническое регулирование продукции (работ, услуг) оборонного характера, или той, сведения о которой составляют государственную тайну или связаны с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.

В нашей стране вопросами технического регулирования занимается Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт) при Совете Министров Республики Беларусь. Свои основные усилия он концентрирует на развитии системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе. Ее законодательное

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕАЭС

Установление обязательных требований

технические регламенты

аккредитация

оценка соответствия

государственный контроль

(надзор)

маркировка

устранение технических барьеров с третьими странами

Рис. 1.

Инструментарий технического регулирования ЕАЭС

Источник:

авторская разработка на основе [5]

применение единых требований

■ гармонизация межгосударственных стандартов с международными и региональными; ■ разработка и применение межгосударственных стандартов

■ гармонизация правил и подходов; ■ обеспечение равных условий вотношении аккредитации; ■ признание результатов работ по аккредитации

■ единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений; ■ единые формы документов об оценке соответствия и правила их оформления

гармонизация законодательства государств-участников

■ согласованная политика в области единства измерений посредством гармонизации законодательства; ■ взаимное признание результатов работ

единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС

заключение международных договоров с третьими странами на условиях эквивалентности обязательных требований технических регламентов ЕАЭС и требований законодательства третьей страны

обеспечение в целом пока недостаточно развито, что существенно усложняет ее применение и создает возможность свободной трактовки и неполного охвата всех аспектов оценки качества и соответствия продукции [4].

Инструментарий технического регулирования в ЕАЭС

Система технического регулирования ЕАЭС создана на основе национальных стандартов и введения технических регламентов решениями Союза. Они представляют собой наднациональное законодательство, применимое во всех государствах-членах, и не требуют интеграции в национальные законодательства. Инструментарий, создаваемый в рамках системы технического регулирования в ЕАЭС, направлен на соблюдение обязательных требований путем применения принципов единства, взаимного признания и гармонизации национальных законодательств (рис. 1).

Под техническим регламентом Союза следует понимать документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования [5, Приложение № 9].

Применение технических регламентов в ЕАЭС обусловлено жизненными требованиями

безопасности и защиты человека, имущества и окружающей среды и обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза (рис. 2).

В ЕАЭС в большинстве своем все решения по техническим регламентам принимаются ЕЭК, что повышает эффективность процесса управления и позволяет централизованно решать проблемы периода становления. Причем согласование национального законодательства в области технического регулирования не обязательно, предусматривается добровольная система его гармонизации с союзным.

К техрегламентам предъявляются требования, согласно которым они должны:

■ не являться средством скрытого ограничения в торговле;

■ избегать излишних препятствий в международной торговле;

■ не выступать элементом дискриминации между странами;

■ бытьтранспарентными в отношении разработки и применения правил [1].

В ст. 52 Договора о ЕАЭС сказано, что госу-дарства-члены обеспечивают обращение продукции, удовлетворяющей запросам технических регламентов Союза на своей территории, без предъявления дополнительных требований к ней и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Технические регламенты в ЕАЭС или национальные обязательные требования действуют только в отношении конкретного вида продукции, включенной в утверждаемый Евразийской экономической комиссией единый перечень. Товар исключается из него с даты вступления в силу регламентов во всех государствах - членах Союза.

По данным ЕЭК, с 2011 г. в Евразийском экономическом союзе принято 39 технических регламентов, до 2018 г. планируется подготовить еще около 20. Для каждого из них устанавливаются свои переходные периоды, которые могут длиться несколько лет и завершиться в разное время. Их цель - плавная адаптация участников рынка к новым требованиям безопасности продукции и связанных с этим процессов - от производства до утилизации.

Различия в действующих стандартах на товары и услуги являются серьезным техническим барьером во взаимной торговле стран-участ-ниц. В связи с этим в Договоре о ЕАЭС предусмотрены разработка и применение межгосударственных стандартов, а также их гармонизация с международными и региональными.

Международной организацией по стандартизации (ИСО) разработана отдельная методология Guide 2.0 «Экономические выгоды от стандартизации», согласно которой стандарты облегчают торговлю, способствуют распространению знаний, внедрению инновационных достижений, поддерживают добросовестную практику управления и оценки соответствия.

В качестве исходных в ЕАЭС выбраны межгосударственные стандарты СНГ, а также Грузии. Поэтому при разработке технических регламентов Евразийского экономического союза предусмотрена возможность любой страны взять аналог СНГ и ввести в свое законодательство, что будет способствовать включению государств-членов в единую систему технического регулирования [1].

Немецким институтом стандартизации (DIN) в 1999 г. проведено научное исследование о выгодах применения стандартов для бизнеса. Оно показало, что с их помощью были существенно снижены издержки во внешней торговле - от 19,6% (рост экспорта) до 46,3% (за счет исключения затрат на адаптацию под иностранные нормы для экспорта) (рис. 3).

Основными процедурами соответствия и сертификации ЕАЭС является контроль качества и безопасности продукции на основе ее проверки относительно технических регламентов, стандартов качества и условий ее изготовления без предъявления обязательных требований по стране происхождения к сырью, материалам и средствам производства. Иными словами, контролируются условия и соответствие технологий выпуска, система качества менеджмента, но нет жестких условий к составу средств производства, при этом обязательно соответствие стандартам качества и безопасности продукции как итогового результата. Стандарты, обязательные требования технического регламента и процедура установления соответствия им ЕАЭС не распространяются на выбор источников производства по критерию страны происхождения, что снимает обязательства с производителя строго ограничиваться ресурсной, технической и технологической базами стран-участниц [4].

Решению этой проблемы будет способствовать формирование в рамках ЕАЭС институтов проверки соответствия и сертификации, прошедших аккредитацию. Признание таких лабораторий и центров создаст основу для взаимного доверия и снимет технические барьеры по всей территории Союза для

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЖИЗНИ И (ИЛИ) ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

ИМУЩЕСТВА

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЖИЗНИ И (ИЛИ) ЗДОРОВЬЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

ДЕЙСТВИЙ, ВВОДЯЩИХ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ' И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В РАМКАХ СОЮЗА

ПРИНЯТИЕ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

производителей. Обеспечению функционирования единого рынка будет способствовать применение в маркировке продукции на территории ЕАЭС единого знака обращения - знака Евразийского соответствия «ЕАС» (Eurasian conformity).

При содействии ЕЭК проведен масштабный опрос 530 предприятий-экспортеров из Беларуси, Казахстана и России о значимости мер по снижению технических барьеров в торговле. Их оценка, полученная на основе ответов белорусских экспортеров, была осуществлена по пятибалльной шкале, где 1 - мера не имеет значения, а 5 - очень значима, и представлена в таблице. Ее данные свидетельствуют, что респонденты наиболее важным в торговле с Казахстаном и Россией считают взаимное признание процедур оценки соответствия по продукции, не охваченной техническими регламентами Таможенного союза, использование международных стандартов и гармонизацию правил и норм маркировки, упаковки, этикети-рования в рамках ТС.

Рис. 2.

Цели принятия технических регламентов в ЕАЭС

Источник:

авторская разработка на основе [5]

Рис. 3.

Снижение

издержек

(экономия затрат)

во внешней

торговле

от применения

международных

стандартов,

основанных

на консенсусе

исключение затрат на адаптацию под иностранные нормы для экспорта 46,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

облегчение возможностей кооперации 38,9%

расширение круга потенциальных поставщиков 35,7%

гармонизированные официальные требования 32,3%

наращивание объемов производства (эффект масштаба) - рост экспорта

Меры по снижению технических барьеров Казахстан Россия

Разработка и внедрение новых стандартов и технических регламентов ТС 2,02 2,00

Использование международных стандартов 2,33 2,24

Взаимное признание процедур оценки соответствия 2,38 2,34

по продукции, не охваченной техническими регламентами ТС

Гармонизация/сближение правил и норм маркировки, упаковки, этикетирования в рамках ТС 2,31 2,26

Разработка унифицированных требований и правил обращения товаров 2,00 2,04

Другие способы снижения барьеров, относящихся 1,76 1,57

к стандартам и техническим нормам

Таблица. Значимость мер по снижению технических барьеров в торговле стран ЕЭП для белорусских экспортеров (средний балл)

Источник: [6]

Проблемы технического регулирования в ЕАЭС и направления их решения

Периодически возникающие торговые конфликты между государствами-участниками не позволяют утверждать о полном решении вопросов технического регулирования. К примеру, в декабре 2016 г. Россельхознадзор обвинил нашу страну в активном использовании ситуации закрытия российского рынка для поставок из ЕС, Украины, а также в ненадлежащем качестве белорусского молока. Однако при контроле этой продукции, в соответствии с договором о ЕАЭС, необходимо применять стандарты из перечней к регламентам либо аттестованные на государственном уровне методики, в то время как российская сторона использовала методику, которая не только не включена в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, но и не внесена в Федеральный информационный фонд РФ по обеспечению единства измерений и, следовательно, не может выполнять надзорно-контроль-ную функцию даже на территории России.

Этот случай не единичный. Причинами торговых конфликтов, связанных с техническим регулированием, являются следующие:

■ расхождение в общих целях и внешней политике государств-членов, правительства которых преследуют узкие национальные интересы, а не ищут сотрудничества, что, в конечном счете, подрывает основы тесной экономической интеграции [2];

■ наличие неопределенности в изложении некоторых требований технических регламентов ЕАЭС. При этом отсутствуют документы ЕЭК по толкованию и разъяснению оговорок и формулировок [3];

■ незавершенность формирования системы технического регулирования в ЕАЭС.

Обеспечение единых техрегламентов на пространстве СНГ крайне необходимо. Но этот процесс осложняется различием национальных законодательств государств - участников СНГ в данной сфере. Важным шагом на пути к гармонизации систем технического регулирования

стало подписание в июне 2013 г. Меморандума между Евразийской экономической комиссией и Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) о сотрудничестве в области стандартизации и обеспечения единства измерений, что облегчило формат взаимодействия для государств постсоветского пространства, поскольку в состав ЕАЭС входят только пять стран.

Таким образом, техническое регулирование в рамках ЕАЭС - важный инструмент развития торговли для Беларуси со странами-участницами. В Союзе учреждены основные институты, происходит формирование эффективного наднационального законодательства, что позволяет результативно решать проблемы этапа становления и наращивать эффективность управления.

Однако создание системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе пока не завершено, и для включения в этот процесс Беларуси требуются следующие шаги:

■ активное участие в разработке документальной базы в рамках ЕАЭС;

■ использование потенциала технического регулирования Союза для повышения качества жизни населения и уровня развития внешней торговли Беларуси;

■ участие в работах по сопряжению норм технического регулирования на постсоветском пространстве;

■ совершенствование национальной системы технического регулирования, гармонизация национальных стандартов с международными;

■ развитие информирования отечественного бизнеса об изменениях в системе технического регулирования.

Все эти меры будут способствовать минимизации нетарифных барьеров и созданию благоприятных условий ведения торговли Беларуси со странами - членами ЕАЭС. СЗ

http://innosfera.by/2017/03/EAEC

ЛИТЕРАТУРА

1. Приймак Е.В. Технические регламенты и стандарты как меры нетарифного регулирования в рамках ВТО и Таможенного союза // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 10. C. 284-287.

2. Седик Д., Кобута И. Единый рынок пищевых продуктов Евразийского экономического союза и торговые барьеры // Торговая политика. 2016, № 1/5. С. 56-91.

3. Джаманкулов Н. Гармонизация применения санитарных и фитосанитарных мер и технического регулирования агропродукции в Евразийском Экономическом Союзе с положениями ВТО для развития международной торговли // http://www.fao.org/fileadmin/user_ upload/reu/eu rope/documents/PS2015/Djamankulov_ru.pdf.

4. Мигранян А.А. Проблемы гармонизации норм технического регулирования ЕС и ЕАЭС в контексте восстановления экономики Украины: аналитический доклад.- М., 2015.

5. Договор о Евразийском экономическом союзе // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855/

6. Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/ developDocs/Documents/EAEU_survey.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.