Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 11 (393). Экономические науки. Вып. 54. С. 74—80.
УДК 339.9 ББК У305.143.2(4)
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕАЭС
А. Е. Цыганова
Исследовательский центр «Юпитер», Астана, Казахстан
Исследован трансграничный товарный рынок реализации нефтепродуктов государств — членов ЕАЭС. Проработан вопрос об актуальности развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, в частности на стратегически важных товарных рынках, таких как нефтепереработка и реализация нефтепродуктов. Проведен анализ конкуренции на трансграничном рынке реализации светлых нефтепродуктов с расчетом уровня концентрации, выявлены проблемы, ограничивающие развитие конкуренции. Сделан вывод о необходимости дальнейшей интеграции государств — членов ЕАЭС и о необходимости решения наиболее острых проблем.
Ключевые слова: конкуренция, трансграничный товарный рынок, нефтепродукты, Евразийский экономический союз.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — интеграционное объединение, созданное, чтобы помочь странам-участницам реализовать свой экономический потенциал и потенциал хозяйственных связей внутри региона, создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности. Сердцевина интеграционного процесса — единый рынок товаров, услуг, капитала и труда [7. С. 7], способствующий развитию глобализа-ционных процессов, которые приводят к формированию мировой конкуренции. Вне зависимости от интеграционных процессов ограниченность рынков факторами производства и сбыта товаров, услуг, других объектов купли-продажи приводит к обострению конкурентной борьбы между субъектами хозяйствования [4; 9].
Развитие взаимоотношений на евразийском пространстве имеет целью достижение синер-гетического эффекта, основанного на более комплексном использовании сравнительных преимуществ объединяющихся стран во взаимной и внешней торговле, а также получение макроэко -номических эффектов от перекрестного использования труда и капитала. Получение взаимных выгод невозможно без реализации конкурентного потенциала интегрирующихся стран, формирование которого не может осуществляться без создания институциональных условий благоприятной инвестиционной и предпринимательской среды [9. С. 46].
Так, хозяйствующие субъекты, действующие на различных товарных рынках в условиях кон-
куренции, сталкиваются с обязательством по исполнению правил конкуренции. И в связи с планомерным развитием экономических отношений государств — членов ЕАЭС остро поднимается вопрос об установлении общих правил конкуренции на трансграничных товарных рынках государств — членов ЕАЭС и четком соблюдении данных правил.
Нефтегазовый сектор — один из наиболее значимых для стран, участвующих в ЕАЭС. А одним из стратегически важных для всех стран—участниц экономического союза является трансграничный товарный рынок нефтепродуктов. Под общим рынком нефтепродуктов ЕАЭС понимается совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере реализации нефтепродуктов на территориях этих стран, необходимых для удовлетворения потребностей в них участников ЕАЭС. Отметим, что в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета «Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному» от 19 декабря 2012 г. № 29 рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территорию двух и более государств — членов ЕАЭС [2]. В настоящий момент рынок нефтепродуктов в рамках ЕАЭС регулируется Протоколом «О порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов» в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе [1].
Проблемы в вопросах конкуренции на трансграничном товарном рынке нефтепродуктов возникают ввиду особенностей развития внутренних рынков в каждой из стран — участниц ЕАЭС. В связи с этим для оценки конкуренции необходимо проанализировать как совокупный трансграничный рынок, так и особенности рынка в каждой стране. Общий объем трансграничного товар -ного рынка (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан) светлых нефтепродуктов в 2014 г. составил 85 млн т (40 млн т — автомобильный бензин марок АИ-80, АИ-92, АИ-95; 35 млн т — дизельное топливо; 10 млн т — авиационный керосин). В свою очередь в 2014 г. наблюдается прирост рынка на 500 тыс. т готовых нефтепродуктов по сравнению с 2013 г.
Наибольший удельный вес в общей структуре товарного рынка занимает товарный рынок «Автомобильный бензин». Стабильный спрос на автомобильные бензины сохраняется на протяжении анализируемого периода. Так, в Российской Федерации расчетный объем товарного рынка автомобильного бензина значительно не изменяется в период с 2012 по 2014 г. Данный объем находит-
ся на уровне 36 000 тыс. т, изменения составляют не более 1 %. В Республике Казахстан расчетный объем товарного рынка автомобильного бензина находится на уровне 4000 тыс. т, изменения составляют не более 1—3 %. Товарный рынок нефтепродуктов Республики Беларусь по сравнению с Российской Федерацией и Республикой Казахстан значительно ниже; расчетный объем товарного рынка автомобильного бензина — на уровне 600—900 тыс. т, изменения в 2013 г. — 28 %, в 2014 г. — 7 % (рис. 1) [11—15].
Более 80 % объема товарного рынка автомобильного бензина приходится на Российскую Федерацию. Однако вопросы в отношении конкуренции возникают также и на 20 % трансграничного рынка, поскольку в Республике Казахстан присутствует определенный дисбаланс между структурой производства и потребления нефтепродуктов, характеризующийся наличием дефицита производства высокооктановых марок бензина и авиационного керосина. А в Республике Беларусь рынок нефтепродуктов построен преимущественно на переработке давальческого сырья Российской Федерации.
4000 3000 2000 1000 0
2012 2013 2014
Республика Казахстан 3909 3922 4030
Республика Беларусь 674 868 804
Рис. 1. Объем трансграничного товарного рынка автомобильных бензинов в разрезе государств в 2012—2014 гг., тыс. т(официалъныеданныестатистических служб государств — членов ЕАЭС)
Анализ данных по производству, экспорту и импорту автомобильных бензинов в странах указывает на наличие импорта по автомобильным бензинам в Российской Федерации (около 5 %) и в Республике Казахстан (более 25 %) (рис. 2). Однако товарный рынок нефтепродуктов Республики Беларусь характеризуется практически полным отсутствием импортных поставок для внутреннего потребления. Основными экспортерами нефтепродуктов являются Российская Федерация и Республика Беларусь 51 и 49 % соответственно.
Анализируя и оценивая конкуренцию, необходимо определить уровень концентрации трансграничных товарных рынков реализации нефтепродуктов. Согласно утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии «Методике оценки состояния конкуренции» от 30 января 2013 г. № 7 для определения уровня концентрации товарного рынка используется следующий показатель: коэффициент рыночной концентрации (CR3) — сумма долей (в процентах) трех крупнейших хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке ф1, D2, D3) [3]:
CR3 = D1 + D2 + D3. (1)
Уровень концентрации на трансграничных рынках нефтепродуктов на пространстве ЕАЭС является умеренным (таблица).
Умеренный, а в определенных периодах и странах высокий уровень концентрации указывает на одну из основных особенностей и в то же время на одну из основных проблем в развитии
а)
конкуренции — наличие и действие на рынке вертикальной интеграции. Структура нефтяной отрасли имеет ярко выраженный олигопо-листический характер и отличается наличием вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Это известные бренды, осуществляющие свою деятельность во всех сегментах рынка: от добычи, переработки нефти и хранения нефтепродуктов до оптовой, мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов [8]. По данным Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, в настоящее время на рынке реализации бензина существует коллективное доминирование крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний [10].
В связи с этим при оценке состояния конкуренции на трансграничном товарном рынке также необходимо определить доминирующее положение хозяйствующих субъектов на трансграничных товарных рынках реализации нефтепродуктов.
Согласно утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии «Методике оценки состояния конкуренции» от 30 января 2013 г. № 7 доминирующее положение хозяйствующего субъекта с долей на трансграничном товарном рынке устанавливается равной или превышающей 35 %. Доминирующим может быть признано положение каждого из не более трех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на трансграничном товарном рынке, если их совокупная доля на трансграничном товарном рынке как в целом, так и на каждой из его частей, расположенных на территориях государств-членов, составляет не менее 50 % [3].
IОбъемпроизводства в стране, экспорт щ Объемпроизводства в стране, экспорт
Объем импорта нефтепродуктов □ Объем импорта нефтепродуктов
Рис. 2. Структура товарного рынка автомобильного бензина в Российской Федерации (а) и в Республике Казахстан (б), % (официальные данные статистических служб государств — членов ЕАЭС)
Расчетные коэффициенты рыночной концентрации в 2012—2014 гг.
Показатель Участники 2012 2013 2014
А-бензин В целом по ТР ЕАЭС 50,68 60,99 55,33
РФ 57,19 69,17 62,76
РК 88,71 86,68 90,145
РБ 100 99,758 100
Д-топливо В целом по ТР ЕАЭС 53,34 55,22 41,14
РФ 61,104 65,352 65,36
РК 96,64 92,91 95,77
РБ 100 100 100
А-керосин В целом по ТР ЕАЭС 61,54 71,30 69,70
РФ 66,784 76,719 73,99
РК 97,519 98,864 98,85
РБ 95,713 93,866 88,32
На товарном рынке «Автомобильный бензин» отсутствует доминант по признаку 35 % превышения, однако в группе (три субъекта — 50 %) доминирующее положение занимают в 2013 г. компании, отнесенные к ВИНК в Российской Федерации, их доля превышает 60,9 %. Доминирующее положение по государствам — членам ЕАЭС занимают либо группа компаний ВИНК, либо монополисты-производители в данной стране.
В завершении анализа и оценки конкуренции на трансграничном товарном рынке нефтепродуктов государств — членов ЕАЭС необходимо определить ряд проблем, ограничивающих развитие конкуренции. Данные проблемы были выделены исходя из проведенного анализа и опроса хозяйствующих субъектов по вопросам ограничений и барьеров, в том числе технических и технологических, влияющих на состояние конкуренции на трансграничных товарных рынках реализации нефтепродуктов:
• Различия в законодательстве: по сфере и объектам технического регулирования, принципам установления требований, системам оценки соответствия.
• Различные требования к минимальному экологическому классу используемого топлива на трансграничных рынках.
• Отсутствие единого алгоритма налогового, таможенно-тарифного, антимонопольного и технического регулирования.
• Различное техническое состояние нефтепере -рабатывающих заводов в государствах — членах ЕАЭС, различная глубина переработки, что отражается на качестве и объеме выпуска светлых видов нефтепродуктов.
• Разный подход к ценообразованию нефтепро -дуктов: формульный или фиксированная методика определения цены.
• Зависимость цен на отдельные виды топлива от государственного регулирования цен на нефтепродукты.
• Неразвитость биржевых механизмов регулирования товарного рынка нефтепродуктов и цен в государствах — членах ЕАЭС.
• Отсутствие единой информационной системы по сбору информации и ее обмену, которая необходима для анализа состояния отрасли нефтепродуктов и ценообразования как для хозяйствующих субъектов, в том числе и для оптовых поставщиков, так и для антимонопольных государственных органов в государствах — членах ЕАЭС.
По результатам оценки состояния конкуренции на трансграничных товарных рынках реализации нефтепродуктов государств — членов ЕАЭС можно сделать вывод, что трансграничный товарный рынок нефтепродуктов не только является стратегически важным для всех стран-участниц, но и имеет обширный круг проблем, требующий оперативного решения. В период становления национальных экономик и до вступления в ЕАЭС
правительства государств — членов ЕАЭС в вопросах решения проблем рынков нефтепродуктов руководствовались главным образом своими национальными интересами исходя из сложившейся конъюнктуры. Нынешнее состояние интеграционных процессов с участием Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации достигло качественно нового состояния и уровня, что позволило перейти к более высокой степени интеграции в области экономики. После подписания Договора о Евразийском экономическом союзе в мае 2014 г. появилась возможность продолжить процесс сближения, в том числе и в нефтегазовой отрасли [6. С. 46].
В целях создания единого рынка нефти и нефтепродуктов в 2025 г. к 2018 г. будет подготовлена программа формирования общего рынка,
суммарный эффект от создания которого составит в течение пяти лет от 5 млрд до 8 млрд долл. Система рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС (а в перспективе общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС) — это не только механизм управления оборотом какой-то товарной массы, но и одновременно инструмент поддержания курса национальной валюты, объемов золотовалютных резервов, реализации социальных программ, а значит, залог социально-политической устойчивости [5; 8].
Таким образом, для дальнейшего сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и формирования единого рынка нефтепродуктов необходимо обратить внимание на острые проблемы как в ценообразовании, так и в сфере производства и обращения нефтепродуктов.
Список литературы
1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/.
2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года «Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.eaeunion. org/ru-ru/.
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года № 7 «Об утверждении Методики оценки состояния конкуренции» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.eaeunion. org/ru-ru/.
4. Направления повышения конкурентоспособности экономических субъектов в условиях интеграции России в систему мирохозяйственных связей : монография / А. Н. Береговский [и др.] ; науч. ред. Ю. П. Дусь, Г. Д. Боуш. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2008. — 530 с.
5. Агеев, А. И. Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС: фундамент союзного островка стабильности в бушующем мировом океане глобальных спекуляций / А. И. Агеев, Е. Л. Логинов, А. Н. Райков // Экон. стратегии. — 2015. — № 5-6. — С. 8—21.
6. Богоненко, В. А. Правовые основы регулирования отношений в нефтегазовой сфере Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ / В. А. Бого-ненко // Антимонопол. деятельность Евраз. экон. союза. Евраз. экон. комис. — 2015. — № 5. — C. 46—50.
7. Винокуров, Е. Ю. Экономика ЕАЭС: повестка дня / Е. Ю. Винокуров, Т. В. Цукарев // Евраз. экон. интеграция. — 2015. — № 4 (29). — С. 7—12.
8. Гущина, Е. Г. Модели формирования и регулирования конкурентной предпринимательской среды на рынке нефтепродуктов [Электронный ресурс] / Е. Г. Гущина, С. Г. Гущин, Л. В. Полуюфта // Упр. экон. системами : электрон. науч. журн. — 2013. — № 12 (60). — URL: http://uecs.ru/uecs60-602013/ item/2658-2013-12-25-11-31-41.
9. Мигранян, А. А. Агрегированная модель оценки конкурентного потенциала стран ЕАЭС / А. А. Мигранян // Евраз. экон. интеграция. — 2015. — № 4. — C. 45—64.
10. Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на оптовом рынке автомобильных бензинов за 2014 год. 20 июля 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://faswalk.fas.gov.ru/ analytical-materials/analytical-materials_31210.html.
11. Модуль «Импорт/Экспорт» [Электронный ресурс] // KazData : маркетинг. справ. — URL: http:// kazdata.kz/01/service-import-export.html.
12. Официальная статистическая информация [Электронный ресурс] // Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике : офиц. интернет-ресурс. — URL:
http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsPage?_afrLoop=10221596754208489#%40%3F_ afrLoop%3D10221596754208489%26_adf.ctrl-state%3D1ak4mcz9h_37.
13. Официальная статистика [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — URL: http://belstat.gov.by/.
14. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. — URL: http://stat.customs.ru/.
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/.
Сведения об авторе
Цыганова Анна Евгеньевна — главный эксперт исследовательского центра «Юпитер», Астана, Республика Казахстан. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2016. No. 11 (393). Economic Sciences. Iss. 54. Pp. 74—80.
ASSESSMENT OF THE BUSINESS STRUGGLE POSITION OF OIL-PRODUCTS IMPLEMENTATION ON CROSS-BORDER COMMODITY MARKETS OF THE EAEC MEMBER STATES
A.E. Tsyganova
Research center "Jupiter", Astana, Republic of Kazakhstan. [email protected]
Investigated the cross-border commodity market of oil-product implementation of the EAEC member states. Put in the question of relevance integration processes' development within the EAEC, in particular on stragi-cally important commodity markets such as oil refining and oil-products implementation. Analised the business struggle on light oil-products implementation cross-border market with the expectation of the level of concentration and identified problems that restrict the development of competition. Concluded needs for future EAEC member states' integration and needs for determination the most pressing problems.
Keywords: business struggle, cross-border commodity market, oil-products, Eurasian Economic Union.
References
1. Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Treaty on the Eurasian Economic Union]. Available at: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/ (In Russ.).
2. Resheniye Vysshego Evraziyskogo Ekonomicheskogo Soveta "Ob utverzhdenii Kriteriyev otneseniya ryn-ka k transgranichnomu" [Decision of the Supreme Eurasian Economic Council "On Approval of Criteria for inclusion in the cross-border market"]. Available at: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/ (In Russ.).
3. Resheniye Soveta Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 30 yanvarya 2013 goda № 7 "Ob utverzhdenii Metodiki otsenki sostoyaniya konkurentsii" [Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated January 30, 2013, no. 7 "On approval of the Methodology assessing the state of competition"]. Available at: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/ (In Russ.).
4. Beregovskiy A.N. Napravleniya povyisheniya konkurentosposobnosti ekonomicheskikh sub ''ektov v us-loviyakh integratsii Rossii v sistemu mirokhozyaystvennykh svyazey [The direction of increasing the competitiveness of economic subjects in the conditions of Russia's integration into the world economic system]. Novosibirsk, 2008. 530 p.
5. Ageev A.I., Loginov E.L., Raykov A.N. Formirovaniye obshchego rynka nefti i nefteproduktov EAES: fundament soyuznogo ostrovka stabil'nosti v bushuyushchem mirovom okeane global'nykh spekulyatsiy [The formation of a common market of oil and oil products EAEC: the foundation of the Union of the island of stability in a stormy oceans of global speculation]. Ekonomicheskiye strategii [Economic strategies], 2015, no. 5-6, pp. 8—21. (In Russ.).
6. Bogonenko V.A. Pravovye osnovy regulirovaniya otnosheniy v neftegazovoy sfere Respubliki Belarus', Respubliki Kazakhstan i Rossiyskoy Federatsii: sravnitel'no-pravovoy analiz [The legal framework for the reg-
80
A. Е. ^^HOBa
ulation of relations in the oil and gas sector of the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation: comparative legal analysis.]. Antimonopol'naya deyatel'nost' Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. Evraziyskaya Ekonomicheskaya Komissiya [Antitrust activities of the Eurasian economic Union. The Eurasian Economic Commission], 2015, no. 5, pp. 46—50. (In Russ.).
7. Vinokurov E.Yu., Tsukarev T.V. Ekonomika EAES: povestka dnya [EAEC Economy: Agenda]. Evraziyskaya ekonomicheskaya integratsiya [Eurasian Economic Integration], 2015, no. 4 (29), pp. 7—12. (In Russ.).
8. Gushchina E.G., Gushchin S.G., Poluyufta L.V. Modeli formirovaniya i regulirovaniya konkurentnoy predprinimatel'skoy sredy na rynke nefteproduktov [Models of formation and regulation of a competitive business environment in the oil market]. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Economic systems management: an electronic scientific journal], 2013, no. 12 (60). Available at: http://uecs.ru/ uecs60-602013/item/2658-2013-12-25-11-31-41 (In Russ.).
9. Migranyan A.A. Agregirovannaya model' otsenki konkurentnogo potentsiala stran EAES [Aggregate pricing model of competitive potential of the EAEC countries]. Evraziyskaya ekonomicheskaya integratsiya [Eurasian Economic Integration], 2015, no. 4 (29), pp. 45—64. (In Russ.).
10. Analiticheskiy otchyotpo rezul 'tatam analizasostoyaniya konkurentsii na optovom rynke avtomobil 'nykh benzinov za 2014 god [Analytical report on the results of the analysis of the state of competition in the wholesale market of motor gasoline in 2014]. Available at: http://fas.gov.ru/ (In Russ.).
11. Modul' "Import/Eksport" [The module "Import/Export"]. KazData: marketingovyy spravochnik [KazData: marketing guide]. Available at: http://kazdata.kz/01/service-import-export.html (In Russ.).
12. Ofitsial'naya statisticheskaya informatsiya [Official statistics]. Ministerstvo Natsional'noy ekonomiki Respubliki Kazakhstan. Komitetpo statistike [The Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan. The Committee on Statistics]. Available at: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsPage?_afrL oop=10221596754208489#%40%3F_afrLoop%3D10221596754208489%26_adf.ctrl-state%3D1ak4mcz9h_37 (In Russ.).
13. Ofitsial'naya statistika [Official statistics]. Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [National Statistics Committee of Belarus]. Available at: http://belstat.gov.by/ (In Russ.).
14. Federal'naya tamozhennaya sluzhba. Tamozhennaya statistika vneshney torgovli [The Federal Customs Service. Customs foreign trade statistics]. Available at: http://stat.customs.ru/ (In Russ.).
15. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http:// www.gks.ru/ (In Russ.).