Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
229
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / СТАНДАРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Исаева Яна Константиновна

Представлены основные вредные вещества, выделяемые при работе ДВС. Описываются экологические стандарты, применяемые к автомобильному транспорту, и факторы, влияющие на принадлежность автомобиля к экологическому классу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND ENVIRONMENTAL FEATURES OF AUTOMOTIVE TRANSPORT

The paper presents the main harmful substances emitted during the operation of the internal combustion engine. Describes the environmental standards applied to road transport and the factors that affect the vehicle's environmental class.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 504.75; 629.33

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Я К. Исаева

Представлены основные вредные вещества, выделяемые при работе ДВС. Описываются экологические стандарты, применяемые к автомобильному транспорту, и факторы, влияющие на принадлежность автомобиля к экологическому классу.

Ключевые слова: экология, стандарт, автомобильный транспорт, вредные вещества, технические особенности.

Рост числа автотранспорта (рис. 1) приводит к определенным последствиям. Основная последствия использования автомобильного транспорта - пагубный вред, наносимый экологии. Чтобы регулировать вред автоиндустрии для экологии были созданы нормативные документы, контролирующие выброс вредных веществ в окружающую среду [1-3].

Число легковых автомобилей в собственности россиян, на 1000 человек

320

305

зоо

294 288.8 • 283>3-•

геи 260 273/< • 257 5

240 • 242// •

228.4

220 219Ж* 212^* •

200 к

180 194 У .4

168.4'*

160 158.^

140 153^* 145,8"* 137.2'*

120 130,5-* •

С^ (V V ^ СГ (Р С? й1 К1 К* V V ^

# # <1? # # <# ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

Рис. 1. Рост числа автомобильного транспорта

Все производимые автомобили разделяются на экологические категории. К какой категории будет иметь отношение тот или иной автомобиль покажет состав вредных соединений в отработанных газах. К тому же стоит учитывать и вредные испарения от переработанного горючего [4].

Состав испарений, наносящие вред экологии [5-6]: оксид углевода; углеводород; оксид азота;

тяжелые металлы (в том числе свинец);

бензпирен;

формальдегид.

При импорте автомобиля на таможне назначается экологический класс. Все автомобили, пересекающие рубеж Российской Федерации, получают специальную отметку в техпаспорте. Не каждый автомобиль может эксплуатироваться в России, согласно Женевской конвенции, были приняты регламентирующие акты для автотранспортных средств.

Системный анализ, управление и обработка информации

Всего различают 5 классов транспортных средств:

ЕВРО 1. Первый стандарт, контролирующий объемы опасных испарений. Применялся для транспорта, использующих бензиновый двигатель. Регламентирующие нормы далеки от адекватных норм экологии.

ЕВРО 2. Вышел из-под пера в 2005 году на территории нашей необъятной страны. Нормы опасных веществ были снижены сразу в 3 раза. Но, как и прежде, касался только бензиновых двигателей.

ЕВРО 3. ГОСТ регламентировал уменьшение опасных элементов в выхлопных газах на 40% от предыдущего класса. Относился уже не только к бензиновым, а еще и дизельным автомобилям.

ЕВРО 4. Такой регламент давно применялся в Европейских странах.

Отличия от существующего класса в том, что он применялся как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Снижение от предыдущего класса составили 40%. В России был принят в 2010 году.

ЕВРО 5. Коснулся всех категорий автотранспорта, производимых и реализуемых в Европе. Введен 1 января 2014 года и является на данный момент последней нормой Российской Федерации.

'Выше Евро-4" ) "Пкжр Евро-4"

Россия Москва Московская область

На принадлежность к экологическому классу автомобиля влияет:

1. Вид используемого топлива;

2. Год выпуска автомобиля;

3. Конструкция ДВС;

4. Наличие и качество фильтрующих выхлопные газы элементов.

Автомобильный транспорт имеет важное значение в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Автотранспорт - это не только средство передвижения для семьи. В масштабах страны: 80% перевозок народнохозяйственных грузов приходится на автотранспорт. Это связано с маневренностью, скоростью доставки, а значит обеспечивает высокую сохранность грузов, на долю автоперевозок приходится половина пассажиропотока.

Таким образом, для снижения вреда экологии от автомобильного вида транспорта возможно применение ряда мер:

1. Ужесточение регулирования вмешательства водителя автомобиля в фильтрацию выхлопных газов;

2. Постепенный отказ от эксплуатации автомобилей с ЕВРО ниже 4 класса;

3. Переход на автомобили с газовым топливом или гибридными тяговыми установками;

4. Постепенное увеличение числа автомобилей, работающих исключительно на электрической тяге [7];

5. Выпуск и использование топлива наивысшего качества;

6. Применение многоуровневых систем фильтрации отработанных газов;

7. Вторичная переработка и правильная утилизации частей автомобиля и его в

целом.

Применение подобных мер и принятие их на все больших территориях планеты позволит существенно снизить вред экологии, наносимый автомобильным транспортом.

Активная эксплуатация автомобилей ухудшает экологическую обстановку: загрязняет как землю в общем, так и сельскохозяйственные угодья в частности, а также воздух и водоемы. Это неизбежно ведет к экологическим проблемам.

Автотранспорт сыграл большую роль в развитии разных областей жизнедеятельности человека, принеся положительные плоды своего присутствия. Но в то же время появились и отрицательные явления: какие невообразимые цифры выбросов вредных веществ в атмосферу предоставляют нам официальные органы. Сотни миллионов тонн вредных веществ ежегодно. Одну из главных ролей в этом играет автотранспорт.

Список литературы

1. Исаева Я.К. Выявление и анализ конструктивных особенностей автомобилей, влияющих на экологию // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 12. С. 145-148.

2. Шишкина А.А. Рост количества автомобильного транспорта как угроза экологической безопасности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 3. С. 178-181.

3. Коряков А.Е., Шишкина А. А., Шишкина П. А. Математическое моделирование экосистем: уравнения и проблемы // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2019. Вып. 9. С. 355-358.

4. Исаева Я.К. Экологическая составляющая использования и переработки автомобильных смазочных жидкостей // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 12. С. 326-328.

5. Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда в 2 т. Т.1: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 404 с.

6. Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфилд В.Д. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. М.: Транспорт, 2000. 357 с.

7. Фролов В.Э., Яицков И.А. Экспериментальные исследования шума и вибрации на участках обкатки двигателей внутреннего сгорания и тяговых электродвигателей машиностроительных предприятий // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 3. С. 271-278.

Исаева Яна Константиновна, студент, shishkina5ap@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TECHNICAL AND ENVIRONMENTAL FEATURES OF AUTOMOTIVE TRANSPORT

Y.K. Isaeva

The paper presents the main harmful substances emitted during the operation of the internal combustion engine. Describes the environmental standards applied to road transport and the factors that affect the vehicle's environmental class.

Key words: ecology, standard, road transport, hazardous substances, technical features.

Isaeva Yana Konstantinovna, student, shishkina5ap@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.