Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ СМАЗОЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ СМАЗОЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Исаева Яна Константиновна

В работе представлены основные виды отходов, связанных с эксплуатацией автомобиля. Приводятся методы переработки, утилизации и повторного использования отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL COMPONENT OF THE USE AND PROCESSING OF A UTOMOTIVE L UBRICANTS

The paper presents the main types of waste associated with the operation of the car. Methods of recycling, disposal and reuse of waste are given.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ СМАЗОЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ»

УДК 504.75; 629.33

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ СМАЗОЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ

Я К. Исаева

В работе представлены основные виды отходов, связанных с эксплуатацией автомобиля. Приводятся методы переработки, утилизации и повторного использования отходов.

Ключевые слова: двигатели внутреннего сгорания, экология, охрана окружающей среды.

Во время эксплуатации автомобиля помимо выбросов, связанных с непосредственной работой двигателя внутреннего сгорания образуются иные отходы, такие как неисправные и замененные запчасти, детали необходимые для ежегодного технического обслуживания, технические жидкости (смазочные материалы в редукторах, двигателе, коробке передач, а также охлаждающая и тормозная жидкости). Все перечисленные выше жидкости и детали необходимо подвергать утилизации.

Современный двигатель внутреннего сгорания является сложными техническими агрегатами, состоящие из огромного числа деталей, выполненных с применением самых передовых технологий [1,2]. При этом движущиеся элементы ДВС требуют постоянного смазывания (во избежание повышенного и преждевременного износа деталей, а также для повышения КПД) специальными сложными химическими составами, включающимися в себя разнообразные присадки, наличие которых обеспечивает:

1. лучшую работу в различных температурных условиях эксплуатации;

2. ориентацию на определенные типы ДВС по виду используемого топлива;

3. обеспечивает лучшую стойкость масляной пленки;

4. повышение ресурса его работы;

5. повышение антифрикционных свойств.

С учетом увеличения численности автомобильного парка, как в России, так и в мире, растет и производство масел (рисунок).

■ Объем производства масел моторных (тыс. тонн)

5 % к предыдущему году

300,00 «Ю,00 400,00 200,00 0,00

2012

2013

2014

(31, во 711,50

112,7% V

98,2%

2015

0, <ГЛ

Объем производства моторных масел

Большинство потребителей масел неправильно утилизируют его, выливая на землю, в канализацию или в водные объекты, тем самым наносят вред окружающей среде. Смазочные масла в ходе эксплуатации приобретают вредные примеси, которые плохо влияют на экологию, загрязняя почву, воду и атмосферный воздух [3,4,5]. Попадая на почву, происходит увеличение углерода, тем самым замедляются реакции внутри грунта. От масла в воде образуется корка в виде маслянистого пятна, которое влияет на нагрев воды, тем самым затормаживает внутренние процессы. К тому же такие жидкость являются ядовитыми для рыб, других обитателей водных ресурсов, людей, животных. Поэтому отработанное моторное масло необходимо утилизировать, перерабатывать, подвергать повторному применению.

Системный анализ, управление и обработка информации

Существует множество способов переработки смазочных жидкостей, один из них утилизация. Ей занимаются нефтеперерабатывающие заводы, которые очищают его и используют в дальнейшем для смазывающих жидкостей. Также отработанным маслом смазывают древесину, для защиты от воды и гниения, движущиеся шарниры и механизмы. Альтернативным методом является восстановления - метод предусматривает частичную очистку с помощью фильтров. Переработка и сжигание - еще один способ, который предусматривает удаление воды и других взвесей. После очистки его сжигают, при этом происходит выделение энергии. Существует большое разнообразие технологий переработки:

1. Отстаивание - в течение продолжительного периода выпадает осадок. Минусом данной технологии, в числе прочих, является большая длительность технологического процесса оседания элементов до полной очистки, к тому же, удаляются только самые большие элементы.

2. Фильтрация - процесс в котором масло проходит через сеткообразные перегородки фильтров, где останавливаются различного рода включения. Фильтр, устанавливаемый на предприятии, бывает, как грубой очистки, так и тонкой, все зависит от фильтрующих частей. В качестве фильтров чаще всего применяются различные элементы в состав которых входят бумага, сетки, уголь, пористые материалы. Качество очистки масло напрямую зависит от количества фильтров, через которые оно проходит.

3. Центробежная очистка осуществляется с помощью центрифуг, выделяя большие примеси под действием центробежных сил. Метод показал свою практичность и высокую производительность. В основу данного метода входит сортировка с использованием центробежной силы. Данным методом можно снизить объем механических включений до 0,005%.

Основными физико-химическими методами являются:

1. Термовакуумная сушка;

2. Селективное растворение;

3. Коагуляция;

4. Адсорбция.

Термовакуумная сушка - в этом процессе из масла испаряется вода и растворенные газы. Суть метода в разности температур кипения масла и воды. Масло распространяют, увеличивая площадь испарения, это позволяет процессу быстро и качественно осуществить очистку.

Селективное растворение - метод который позволяет из сырья исключить неподходящие элементы. При смешивании происходит разделение фаз, в которой растворитель забирает загрязненные вещества из продукта, очищая его. Масло в составе которого находятся присадки, применять данный способ недопустимо, т.к. вместе с загрязняющими веществами в растворитель переходят основные его свойства.

Коагуляция - процесс, направленный на слипание и укрупнение коллоидных частиц загрязняющих масел, которые в дальнейшим можно устранить другими методами. Для реализации данного метода применяют технологические процессы и вещества коагулянты. Протекание коагуляции зависит от физико-химических процессов.

Адсорбция - процесс, который позволяет маслу проникать через поры, а загрязняющим веществам задерживаться на стенках адсорбента. На уровень очистки влияет как размер отделяемых веществ, так и размер пор адсорбента.

Химические методы очистки предполагают взаимосвязь веществ, загрязняющих отработанные масла, и реагенты входящие в эти масла. Образующиеся соединения легко удаляются из масел в ходе химической реакции. К числу главных химических методов можно отнести:

1. Кислотная обработка;

2. Щелочная обработка.

В кислотной обработке часто применяется серная кислота. Данный метод применяют для удаления веществ, выпадающий в осадок при взаимодействии с кислотой. Выпадаемый осадок, с легкостью отделяется от масла.

Щелочную обработку применяют при негодности масла, при исключении органических кислот и эфиров. Образовавшиеся химические соединения, легко растворяются в воде, что делает более качественной последующую промывку. Данная обработка может применяется как в финальной стадии, так и в основной самостоятельно.

Таким образом, переработка, утилизация, повторное использование отработанного масла является важным процессом, позволяющим снизить вред окружающей среде.

Список литературы

1. Данилов-Данильян В.И. Экология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Митина, Б.М. Малашенков; под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Издательство Юрайт, 2019. 363 с.

2. Притужалова О.А. Экологический менеджмент и аудит: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 244 с

3. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт. М.: Транспорт, 1987. 96 с.

4. Невской Г.В. Защита окружающей среды от техногенных воздействий. М.: МГОУ, 1993. 113 с.

5. Ложкин В.Н., Демочка О.И. и др. Экспериментально - расчетная оценка выбросов вредных веществ с отработавшими газами ДВС на эксплуатационных режимах работы. Технический отчет по НИР. С-Пб.: НПО ЦНИТА, 1990. 213 с.

Исаева Яна Константиновна, студент, shishkina5ap@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

ECOLOGICAL COMPONENT OF THE USE AND PROCESSING OF A UTOMOTIVE L UBRICANTS

Y.K. Isaeva

The paper presents the main types of waste associated with the operation of the car. Methods of recycling, disposal and reuse of waste are given.

Key words: internal combustion engines, ecology, environmental protection.

Isaeva Yana Konstantinovna, student, shishkina5ap@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.