Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ'

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
538
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самбо / начальная спортивная специализация / техническая подготовка / sambo / initial sports specialization / technical training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шиленко Ольга Витальевна, Петрова Татьяна Николаевна, Пьянзина Надежда Николаевна, Пинчук Татьяна Валериевна

Рассмотрен вопрос технической подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации на основе применения комплекса специальных упражнений для развития координационных способностей, равновесия и технических приемов. Доказана эффективность применения комплекса упражнений в процессе педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шиленко Ольга Витальевна, Петрова Татьяна Николаевна, Пьянзина Надежда Николаевна, Пинчук Татьяна Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL TRAINING OF SAMBO ATHLETES AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS SPECIALIZATION

The issue of technical training of young sambo wrestlers at the stage of initial sports specialization on the basis of the use of a set of special exercises for the development of coordination abilities, balance and techniques is discussed. Effectiveness of the use of a set of exercises in the process of a pedagogical experiment is proved.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

УДК 796.8 10.24412/2305-8404-2021-5-140-147

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ НА ЭТАПЕ

НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

О.В. Шиленко, Т.Н. Петрова, Н.Н. Пьянзина, Т.В. Пинчук

Рассмотрен вопрос технической подготовки юных самбистов на этапе

начальной спортивной специализации на основе применения комплекса специальных

упражнений для развития координационных способностей, равновесия и технических

приемов. Доказана эффективность применения комплекса упражнений в процессе

педагогического эксперимента.

Ключевые слова: самбо, начальная спортивная специализация, техническая

подготовка.

TECHNICAL TRAINING OF SAMBO Шиленко Ольга Витальевна, канд. пед. наук,

ATHLETES AT THE STAGE OF INITIAL доц., [email protected], Россия, Чебоксары, Чебоксар-

SPORTS SPECIALIZATION ский институт (филиал) Московского политехнического

университета,

Shilenko O.V., candidate of pedagogal sci- Петрова Татьяна Николаевна, канд. пед.

ences, associate professor, mailotrof77@ наук, доц., [email protected], Россия, Чебоксары, Че-

mail.ru, Russia, Cheboksary, Сheboksarsky боксарский институт (филиал) Московского политехни-

Institute (branch) Moscow Polytechnic Uni- ческого университета,

versity, Пьянзина Надежда Николаевна, канд. пед.

Petrova T.N., candidate of pedagogal sci- наук, доц., [email protected], Россия, Чебоксары, Чуваш-

ences, associate professor, tanushapetr@ ский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

mail.ru, Russia, Cheboksary, Сheboksarsky Пинчук Татьяна Валериевна, старший препо-

Institute (branch) Moscow Polytechnic Uni- даватель, [email protected], Россия, Уссурийск, При-

versity, морская государственная сельскохозяйственная академия

Pyanzina N.N., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, npianzina@

mail.ru, Russia, Cheboksary, I.N. Ulyanov Отечественная система подго-

Chuvash State University, товки спортивного резерва и спортсме-

Pinchuk T.V., senior lecturer, ptv.fk.pgsha@

mail.ru, Russia, Ussuriysk, Primorsky State нов высокой спортивной квалификации

Agricultural Academy имеет богатый научный и практический

материал по организации тренировоч-

The issue of technical training of young

sambo wrestlers at the stage of initial sports ного процесса в спортивных единоборст-

specialization on the basis of the use of a set вах, в том числе и самбо [1–4].

of special exercises for the development of

coordination abilities, balance and techniques При этом следует отметить, что

is discussed. Effectiveness of the use of a set тренировочные программы на этапе на-

of exercises in the process of a pedagogical чальной подготовки акцентируют внима-

experiment is proved.

ние в основном на общей физической

Key words: sambo, initial sports specializa- подготовке, а тактико-техническая под-

tion, technical training. готовка отодвигается на более поздние

этапы подготовки [5]. Это приводит к тому, что на последующих этапах

подготовки уже сложнее обучить занимающихся основным техническим

действиям и их вариациям. В теории и методике спортивной тренировки

давно обосновано, что в возрастном периоде 10–12 лет достигается макси-

140

2

Спорт [Sport]

мум в развитии способности ребенка к выработке новых двигательных

программ, и это необходимо учитывать при построении тренировки [6, 7].

В последнее время заметно изменилась структура ведения борьбы,

она стала проходить в более агрессивной форме и быстром темпе с исполь-

зованием разнообразных технических действий [8].

Однако качественный анализ техники и тактики самбистов выявил

некоторые моменты, не позволяющие достичь высоких спортивных

результатов в поединках, в частности, имея базовую техническую подго-

товку, спортсмены не стремятся совершенствовать и обогащать техниче-

ский «багаж», а пытаются достичь цели за счет силы и выносливости [9].

Как следствие, в борьбе с опытным соперником недостатки в технике или

неумение применять тактические приемы становятся препятствием, не

позволяющим борцу действовать эффективно. В связи с этим совершенст-

вование содержания технической подготовки юных спортсменов в самбо

является актуальной задачей.

Таким образом, выявили проблему исследования: каково рацио-

нальное содержание технической подготовки юных самбистов?

Цель исследования: выявить эффективность применения разрабо-

танных комплексов упражнений для совершенствования технической под-

готовленности самбистов на этапе начальной спортивной специализации.

Гипотеза исследования: предполагается, что применение разрабо-

танного комплекса упражнений позволит существенно повысить уровень

технической подготовленности самбистов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы,

педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, метод экс-

пертной оценки, методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования является «Спортивная

школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Чувашской Респуб-

лики. Сформирована экспериментальная группа (ЭГ), в которую вошли

самбисты учебно-тренировочной группы первого года обучения в возрасте

10–11 лет в количестве 14 чел. Занятия по самбо в ЭГ проводились 3 раза в

неделю по 90 мин с использованием разработанного комплекса упражне-

ний для совершенствования технической подготовленности. Контрольная

группа (КГ) была сформирована из спортсменов 10–11 лет в количестве

15 чел., занимавшихся в секции самбо по общепринятой типовой методике.

При организации тренировочного процесса с юными борцами на

этапе начальной специализации исходили из того положения, что рост

технической подготовленности у самбистов может быть достигнут при

условии:

– целенаправленного развития функции равновесия и улучшения

общей координационной подготовленности спортсменов в целом;

– применения в тренировочном процессе специальных методиче-

ских приемов при закреплении и совершенствовании техники двигатель-

ных действий;

141

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

– включения в процесс тренировок специальных игр и игровых за-

даний [10].

Для развития общих координационных способностей использова-

лись такие упражнения, как бег с изменением направления движения, раз-

личные виды прыжков. Данные упражнения применялись как в подготови-

тельной части занятия, так и в основной.

На сохранение равновесия выполнялись следующие задания:

– стоя на месте, удержание различных поз;

– стоя на одной ноге, выполнение различных движений руками или

свободной ногой;

– удержание равновесия с закрытыми глазами или с небольшим

отягощением после различных движений (бег, прыжки на месте);

– удержание равновесия после различных упражнений, связанных с

вестибулярным раздражением (после 3–5 кувырков вперед, после поворо-

тов на месте).

Данные упражнения применялись не более одного раза в неделю.

Комплекс менялся каждое занятие.

Совершенствование технической подготовленности проходило с

соблюдением следующих методических приемов:

– выполнение избранных упражнений с постепенным увеличением

(от тренировки к тренировке) скорости выполнения упражнений. Данный

прием использовался на тех технических действиях, которые были хорошо

освоены. Применялся не чаще двух раз в неделю;

– ведение противодействия. Прием представляет собой выполнение

парных упражнений в равновесии, при которых каждому спортсмену

дается задание сохранить устойчивость позы, несмотря на противодейст-

вие партнера (перетягивание). Данный прием применялся не чаще одного

раза в неделю;

– ведение борьбы на фоне вестибулярных раздражений. Прием

предполагает выполнение технического действия после нескольких кувыр-

ков или перекатов. Данный прием применялся не чаще одного раза в

1,5 недели.

Методические приемы вводились в учебно-тренировочный процесс

постепенно, с учетом повышения уровня технического мастерства.

Проводились 2 раза в неделю специальные игры и игровые задания:

в касания, в блокирующие захваты, в атакующие захваты, в теснения, в

дебюты.

Для оценки технической подготовленности и эффективности при-

меняемого экспериментального комплекса упражнений было проведено

педагогическое тестирование при помощи общепринятых информативных

тестовых заданий:

1) «Мельница». Тест выполняется в паре со спарринг-партнером,

который не оказывает сопротивления. Оценивание по 5-балльной шкале;

142

4

Спорт [Sport]

2) «Бросок через бедро» после трех кувырков вперед. И.п. теста –

основная стойка; по сигналу испытуемый присаживается и выполняет три

кувырка вперед с максимальной скоростью. После последнего кувырка

испытуемому необходимо приблизиться к спарринг-партнеру и выполнить

бросок через бедро. Оценивание по 5-балльной шкале;

3) «Плечо с колен». Тест выполняется после выведения из равнове-

сия спарринг-партнера, который не оказывает сопротивления. Оценивание

по 5-балльной шкале.

Анализ результатов исследования показал, что применение разра-

ботанного комплекса упражнений для совершенствования технической

подготовленности у самбистов на этапе начальной специализации способ-

ствует улучшению техники двигательных действий. После педагогиче-

ского эксперимента по всем показателям технической подготовленности

результаты в ЭГ статистически значимо отличались от исходных значений

и итоговых результатов КГ.

Как видно на рис. 1, до эксперимента средний результат приема

«Мельница» в ЭГ составил 3,7 балла, причем наивысшую оценку не полу-

чил ни один испытуемый. После эксперимента результат существенно

улучшился – до 4,7 балла, а наивысшую оценку получили уже 10 испытуе-

мых. Прирост составил 1 балл, что составляет 27 %.

В КГ средний результат за период эксперимента также улучшился,

но прирост оказался менее заметным – с 3,6 до 4,1 балла, что составляет

13,9 %. Так, наивысшую оценку после эксперимента получили лишь трое

испытуемых, до эксперимента – ни один испытуемый. Различия между ре-

зультатами в ЭГ и КГ после эксперимента оказались статистически значи-

мыми (р<0,05).

Рис. 1. Показатели ЭГ и КГ в технике выполнения приема

«Мельница» до и после эксперимента, баллы

143

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

На рис. 2 отражены показатели ЭГ и КГ в технике приема «Бросок

через бедро» после трех кувырков вперед» до и после эксперимента.

Видно, что до эксперимента средний результат в ЭГ составил 3,4 балла,

после эксперимента – существенно улучшился до 4,2 балла. Результат

улучшился на 0,6 балла, что составляет 17,6 %. До эксперимента наивыс-

шую оценку в этом упражнении не получил ни один испытуемый, после

эксперимента – 6 испытуемых.

В КГ средний результат за период эксперимента также улучшился,

но прирост оказался менее выраженным, чем в ЭГ. Так, результат вырос с

3,5 до 3,8 балла, что составляет 8,6 %. Так, наивысшую оценку как до, так

и после эксперимента не получил ни один испытуемый. Наилучшая оценка

в КГ составляла 4 балла (получили 12 испытуемых). Различия между

результатами ЭГ и КГ после эксперимента оказались статистически зна-

чимыми (р<0,05).

Рис. 2. Показатели ЭГ и КГ в технике выполнения приема

«Бросок через бедро» после трех кувырков вперед

до и после эксперимента, баллы

На рис. 3 отражены показатели ЭГ и КГ в технике приема «Плечо с

колен» до и после эксперимента. До эксперимента средний результат в ЭГ

составил 3,3 балла. После эксперимента результат значительно улучшился

до 4,0 баллов. Результат улучшился на 0,7 балла, что составляет 21,2 %. До

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эксперимента наивысшую оценку в этом упражнении не получил ни один

испытуемый, после эксперимента – 7 испытуемых.

В КГ средний результат за период эксперимента также улучшился,

но прирост оказался незначительным – с 3,3 до 3,6 балла, что составляет

144

6

Спорт [Sport]

9,1 %. Так, наивысшую оценку как до, так и после эксперимента не полу-

чил ни один испытуемый. Наилучшими оценками в КГ были оценки в

4 балла (получили 6 испытуемых). Различия между результатами ЭГ и КГ

после эксперимента были статистически значимыми (р<0,05).

Рис. 3. Показатели ЭГ и КГ в технике выполнения приема

«Плечо с колен» после выведения из равновесия

до и после эксперимента, баллы

Таким образом, разработанный комплекс упражнений способствует

совершенствованию координационных способностей, равновесия и техни-

ческой подготовленности у самбистов. Также следует отметить, что при-

менение вышеописанных упражнений способствует и повышению инте-

реса к занятиям самбо.

Список литературы

1. Мосина Н.В. Развитие координационных способностей самби-

стов различной квалификации с учетом уровня сформированности двига-

тельной памяти спортсменов // Международный журнал эксперименталь-

ного образования. 2018. № 8. С. 30–35.

2. Паршин С.В. Развитие основных физических качеств борцов-

самбистов на этапе начальной подготовки // Аллея науки. 2018. Т.4. № 9

(25). С. 694–700.

3. Джафаров А.Б. Техническая подготовка самбистов 10–12 лет //

Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 445–446.

4. Колесников А.М., Сычев Г.С., Урмаев А.Н. Учет общего и част-

ного в содержании техники спортивных единоборств как условие совер-

шенствования тренировочного процесса // Физическое воспитание и сту-

145

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

денческий спорт глазами студентов: материалы V Междунар. науч.-метод.

конф. / под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. Казань: Изд-во КГТУ им.

А.Н. Туполева, 2019. С. 151–153.

5. Орлов А.И., Колесникова О.Б. Особенности организации и

управления учебно-тренировочным процессом юных спортсменов с уче-

том принципа системности // Физическое воспитание и студенческий спорт

глазами студентов: материалы III Всерос. науч.-метод. конференции с ме-

ждунар. участием / под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. Казань: Изд-во

КГТУ им. А.Н. Туполева, 2017. С. 79–82.

6. Симонова Е.А., Котова Т.Г. Техническая подготовка самбистов

12–14 лет // Актуальные вопросы развития и научно-методического обес-

печения национальных видов спорта и народных игр Республики Саха

(Якутия): материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием / под общ.

ред. И.И. Готовцева. Чурапча: Изд-во ЧГИФКС, 2017. С. 325–328.

7. Внедрение самбо в процесс физического воспитания школьников

/ Н.Г. Шашкин [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2016

[Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id

=25786 (дата обращения: 25.01.2021).

8. Урмаев А.Н. Самбо в рамках Всероссийского физкультурно-

спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Актуальные про-

блемы физической культуры, спорта и здоровья: пути их реализации:

материалы науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во ЧГУ им. И.Н. Ульянова

2018. С. 89–93.

9. Тарасов Е.И. Совершенствование технического арсенала самби-

стов на основе рационального сопряжения различных видов подготовки //

Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и

практики: материалы второй оч.-заоч. науч. конф. молодых ученых / сост.

З.И. Петрина, А.А. Рытова. М.: МГПУ, 2018. С. 225–230.

10. Орлов А.И., Шнайдер М.Г. К вопросу о теоретических основах

тренировочного процесса юных спортсменов // Актуальные проблемы

физической культуры и спорта: материалы IX Междунар. науч.-практ.

конф. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 210–218.

References

1. Mosina N.V. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej sambistov razlichnoj kvalifi-

kacii s uchetom urovnya sformirovannosti dvigatel'noj pamyati sportsmenov [Development of

coordination abilities of sambo wrestlers of various qualifications, taking into account the

level of formation of motor memory of athletes] // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimen-

tal'nogo obrazovaniya [International journal of experimental education]. 2018. No. 8. P. 30–

35.

2. Parshin S.V. Razvitie osnovnyh fizicheskih kachestv borcov sambistov na etape

nachal'noj podgotovki [Development of basic physical qualities of sambo wrestlers at the

stage of initial training] // Alleya nauki [Alley of science]. 2018. V. 4. No. 9 (25). P. 694–700.

146

8

Спорт [Sport]

3. Dzhafarov A.B. Tekhnicheskaya podgotovka sambistov 10–12 let [Technical

training of sambists 10–12 years old] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2019. No. 52

(290). P. 445–446.

4. Kolesnikov A.M., Sychev G.S., Urmaev A.N. Uchet obshchego i chastnogo v so-

derzhanii tekhniki sportivnyh edinoborstv kak uslovie sovershenstvovaniya trenirovochnogo

processa [Taking into account the general and the particular in the content of the technique of

combat sports as a condition for improving the training process] // Physical education and

student sports through the eyes of students: materials of the V Intern. scientific method. conf.

/ ed. R.A. Yusupov, B.A. Akishina. Kazan: Publishing house of KSTU im. A.N. Tupolev,

2019. P. 151–153.

5. Orlov A.I., Kolesnikova O.B. Osobennosti organizacii i upravleniya uchebno-tre-

nirovochnym processom yunyh sportsmenov s uchetom principa sistemnosti [Features of the

organization and management of the educational and training process of young athletes taking

into account the principle of consistency] // Physical education and student sports through the

eyes of students: materials of the III All-Russian. scientific method. conferences with int. par-

ticipation / ed. R.A. Yusupov, B.A. Akishina. Kazan: Publishing house of KSTU. A.N. Tupo-

lev, 2017. P. 79–82.

6. Simonova E.A., Kotova T.G. Tekhnicheskaya podgotovka sambistov 12–14 let

[Technical training of sambists 12-14 years old] // Topical issues of development and scien-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tific and methodological support of national sports and folk games of the Republic of Sakha

(Yakutia): materials of the All-Russian. scientific. conf. with int. participation / under total.

ed. I.I. Gotovtseva. Churapcha: Publishing house of ChGIFKS, 2017. P. 325–328.

7. Vnedrenie sambo v process fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov [The introduc-

tion of sambo in the process of physical education of schoolchildren] / N.G. Shashkin [et al.]

// Modern problems of science and education. 2016. [Electronic resource]. URL: http://

www.science-education.ru/article/view?id=25786 (date of access: 25.01.2021).

8. Urmaev A.N. Sambo v ramkah Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kom-

pleksa «Gotov k trudu i oborone» [Sambo in the framework of the All-Russian physical cul-

ture and sports complex "Ready for work and defense"] // Actual problems of physical cul-

ture, sport and health: ways of their implementation: materials of scientific-practical. conf.

Cheboksary: Publishing house of ChGU im. I.N. Ulyanov 2018. P. 89–93.

9. Tarasov E.I. Sovershenstvovanie tekhnicheskogo arsenala sambistov na osnove

racional'nogo sopryazheniya razlichnyh vidov podgotovki [Improvement of the technical ar-

senal of sambo wrestlers on the basis of rational conjugation of various types of training] //

Problems and prospects for the development of sports education, science and practice: mate-

rials of the second v. scientific. conf. young scientists / comp. Z.I. Petrina, A.A. Rytov. M.:

MGPU, 2018. P. 225–230.

10. Orlov A.I., Shnajder M.G. K voprosu o teoreticheskih osnovah trenirovochnogo

processa yunyh sportsmenov [To the question of the theoretical foundations of the training

process of young athletes] // Actual problems of physical culture and sport: materials of the

IX Intern. scientific-practical conf. Cheboksary: Publishing house of ChGPU. I. Yakovleva,

2019. P. 210–218.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.