Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ МЕТОДОВ ТРЕНИРОВОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММ МНОГОКРАТНОСТИ ПОВТОРЕНИЙ И СОПРЯЖЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БРОСКОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВСТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ САМБО В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ МЕТОДОВ ТРЕНИРОВОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММ МНОГОКРАТНОСТИ ПОВТОРЕНИЙ И СОПРЯЖЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БРОСКОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВСТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ САМБО В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМБО / РАЗНЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВОК / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БРОСКОВ / ПРОВОДИМЫХ НОГАМИ / ПРОГРАММЫ МНОГОКРАТНОСТИ ПОВТОРЕНИЙ БРОСКОВ / СОПРЯЖЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ТРЕНИРОВОК КРУГОВОГО И ЛИНЕЙНОГО "С ХОДУ" / SAMBO / DIFFERENT METHODS OF TRAINING / FORMATION OF SKILLS OF KICKS / PROGRAMS OF MULTIPLE REPETITIONS OF THROWING / ACCOMPANYING PHYSICAL EXERCISES / EFFECTIVENESS OF CIRCULAR TRAINING METHODS AND LINER METHOD "ON THE MOVE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукин А.А., Галочкин Г.П.

Авторы статьи отмечают, что техническая и физическая подготовка борцов является базовой подготовкой, которая всегда была в центре внимания исследователей и специалистов. Написаны и опубликованы многие научные статьи, методические рекомендации, учебные пособия, монографии, защищены диссертации, но сказать, что исследованы и решены все проблемы, например, в борьбе самбо нельзя, т.к. технический прогресс не стоит на месте, разрабатываются и предлагаются новые средства, формы и методы тренировок. При формировании навыков бросков большинство специалистов спортивной борьбы указывают на необходимость многократности их повторений, что не подлежит сомнению, но какова должна быть количественная многократность повторений бросков при обучении на одном занятии, в неделю, месяц, год этот вопрос недостаточно изучен, в литературе количественных программ нет, а имеющиеся сведения противоречивы и недостаточно апробированы, чтобы тренерам можно было на них ориентироваться при проведении учебнотренировочного процесса с борцами. Статья посвящена научно-теоретическому исследованию, разработке и применению мало изученного в спортивной борьбе комплексно-кругового и впервые применяемого нами в борьбе линейного метода тренировок «с ходу» с применением программ многократности повторений бросков и сопряженных физических упражнений при формировании навыков и совершенствовании физической подготовленности борцов-студентов. Проведенный нами сравнительный педагогический эксперимент показал эффективность обеих методов тренировок с применением программы многократности повторений бросков и сопряженных физических упражнений. Вместе с тем отметим, что более лучшую эффективность применения в эксперименте разных методов тренировок при равном количестве многократности повторений показали борцы-самбисты второй экспериментальной группы, занимающиеся по линейному методу тренировок «с ходу», чем борцы первой экспериментальной группы, занимающиеся по комплексно-круговому методу тренировок. Их конечные показатели по технической и физической подготовки были значительно выше, чем у борцов первой экспериментальной группы, что и отражено авторами в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукин А.А., Галочкин Г.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF DIFFERENT METHODS OF TRAINING WITH THE APPLICATION OFPRO-GRAMS OF MULTIPLE REPETITIONS AND ACCOMPANYING PHYSICAL EXERCISES IN FORMATION OF SKILLS OF THROWING AND IMPROVING OFPHYSICAL TRAINING OF SAMBO STUDENTS IN TECHNICAL UNIVERSITY

The authors of the article note that technical and physical training of wrestlers is basic training that has always been in the center of attention of scholars and other specialists. Many scientific articles, methodical recommendations, training manuals, monographs concerning this issue have been written and published and theses have been defended, but it is too early to say that all the problems in sambo wrestling have been solved and analyzed. It is evident that technical progress is developing, new means, forms and methods of training are offered. Concerning formation of skills of throwing most specialists in wrestling point out the need for multiple repetitions, which is beyond doubt effective? The point of what is the quantity of repetition of throwing performed within one training class, within a week, a month or a year has not been studied thoroughly enough. The literature doesn’t cover the issue of the quantitative programs; the presented data is contradictory and insufficiently verified to be used as trustworthy guidance for trainers during educational-and-training process of wrestlers. The article is about the scientific-and-theoretical research, development and implementation of the complex-circular and pioneer linear method of training “on the move”, using the program of multiple repetitions of throwing and accompanying physical exercises in formation of skills and improving physical training of students wrestlers which hasn't been thoroughly studied in wrestling yet. We conducted comparative pedagogical experiment and proved the effectiveness of both methods of training according to the program of multiple repetitions of throwing and accompanying physical exercises. It is necessary to note that higher efficiency of different methods of training in the experiment with the same number of repetitions of throwing was demonstrated by sambo wrestlers of the second experimental group, who use linear method of training “on the move” than by the wrestlers of the first experimental group, who practice complex-circular training. Their final results on technical and physical training turned to be much higher than those of the wrestlers of the first experimental group, which is described in this article.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ МЕТОДОВ ТРЕНИРОВОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММ МНОГОКРАТНОСТИ ПОВТОРЕНИЙ И СОПРЯЖЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БРОСКОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВСТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ САМБО В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Таблица 1 - Результаты диагностического тестирования среди выпускников общеобразовательных школ, принятых в КНИТУ в 2013 году_

Количество баллов Оценка (уровень) Начало эксперимента Конец эксперимента

Количество студентов % выполнения Количество студентов % выполнения

76-100 высокий 13 12,0 16 14,8

51-75 достаточный 13 12,0 16 14,8

26-50 допустимый 74 68,5 72 66,7

0-25 низкий 8 7,5 4 3,7

Всего 108 100,0 108 100,0

С другой стороны, при относительно слабой физической подготовке выпускников общеобразовательных школ возникает необходимость выпуска и подготовки таких учебных пособий, методических рекомендаций, которые заинтересовали бы большинство студентов колледжей и вузов и были бы им доступны. Существует значительный разрыв между слабым уровнем физической подготовленности абитуриентами, поступающими в вузы, с одной стороны, и высоким уровнем зачетных требований по физической культуре в вузе - с другой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лифанов, А. Д. Отношение студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В. Д. Лифанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 76-79.

2. Павлова, А.С. Стимулирование мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А. Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 6. - С. 323-325.

REFERENCES

1. Lifanov, A.D., Finogentova, L.A. and Lifanova, V.D. (2014), "Attitude of the female student getting the secondary professional education to occupations by physical culture in the conditions of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 76-79.

2. Pavlova, A.S., Lifanov A.D. and Zenukov I.A. (2013) "Stimulation of motivation-and-value attitude to physical education and sports activities based on personality-centered educational process", VestnikKazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, No. 6, pp. 323-325.

Контактная информация: m.sportedu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 16.09.2020

УДК 796.818

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ МЕТОДОВ ТРЕНИРОВОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММ МНОГОКРАТНОСТИ ПОВТОРЕНИЙ И СОПРЯЖЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БРОСКОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВ-

СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ САМБО В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Анатолий Анатольевич Лукин, старший преподаватель, Геннадий Петрович Галоч-кин, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный технический университет

Аннотация

Авторы статьи отмечают, что техническая и физическая подготовка борцов является базовой подготовкой, которая всегда была в центре внимания исследователей и специалистов. Написаны и опубликованы многие научные статьи, методические рекомендации, учебные пособия, монографии, защищены диссертации, но сказать, что исследованы и решены все проблемы, например, в борьбе

самбо нельзя, т.к. технический прогресс не стоит на месте, разрабатываются и предлагаются новые средства, формы и методы тренировок. При формировании навыков бросков большинство специалистов спортивной борьбы указывают на необходимость многократности их повторений, что не подлежит сомнению, но какова должна быть количественная многократность повторений бросков при обучении на одном занятии, в неделю, месяц, год этот вопрос недостаточно изучен, в литературе количественных программ нет, а имеющиеся сведения противоречивы и недостаточно апробированы, чтобы тренерам можно было на них ориентироваться при проведении учебно-тренировочного процесса с борцами.

Статья посвящена научно-теоретическому исследованию, разработке и применению мало изученного в спортивной борьбе комплексно-кругового и впервые применяемого нами в борьбе линейного метода тренировок «с ходу» с применением программ многократности повторений бросков и сопряженных физических упражнений при формировании навыков и совершенствовании физической подготовленности борцов-студентов. Проведенный нами сравнительный педагогический эксперимент показал эффективность обеих методов тренировок с применением программы многократности повторений бросков и сопряженных физических упражнений. Вместе с тем отметим, что более лучшую эффективность применения в эксперименте разных методов тренировок при равном количестве многократности повторений показали борцы-самбисты второй экспериментальной группы, занимающиеся по линейному методу тренировок «с ходу», чем борцы первой экспериментальной группы, занимающиеся по комплексно-круговому методу тренировок. Их конечные показатели по технической и физической подготовки были значительно выше, чем у борцов первой экспериментальной группы, что и отражено авторами в данной статье.

Ключевые слова: самбо, разные методы тренировок, формирование навыков бросков, проводимых ногами, программы многократности повторений бросков, сопряженные физические упражнения, эффективность методов тренировок кругового и линейного «с ходу».

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p216-225

EFFICIENCY OF DIFFERENT METHODS OF TRAINING WITH THE APPLICATION OF PROGRAMS OF MULTIPLE REPETITIONS AND ACCOMPANYING PHYSICAL EXERCISES IN FORMATION OF SKILLS OF THROWING AND IMPROVING OF PHYSICAL TRAINING OF SAMBO STUDENTS

IN TECHNICAL UNIVERSITY Anatoly Anatolievich Lukin, the senior teacher, Gennady Petrovich Galochkin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Technical University

Abstract

The authors of the article note that technical and physical training of wrestlers is basic training that has always been in the center of attention of scholars and other specialists. Many scientific articles, methodical recommendations, training manuals, monographs concerning this issue have been written and published and theses have been defended, but it is too early to say that all the problems in sambo wrestling have been solved and analyzed. It is evident that technical progress is developing, new means, forms and methods of training are offered. Concerning formation of skills of throwing most specialists in wrestling point out the need for multiple repetitions, which is beyond doubt effective? The point of what is the quantity of repetition of throwing performed within one training class, within a week, a month or a year has not been studied thoroughly enough. The literature doesn't cover the issue of the quantitative programs; the presented data is contradictory and insufficiently verified to be used as trustworthy guidance for trainers during educational-and-training process of wrestlers.

The article is about the scientific-and-theoretical research, development and implementation of the complex-circular and pioneer linear method of training "on the move", using the program of multiple repetitions of throwing and accompanying physical exercises in formation of skills and improving physical training of students wrestlers which hasn't been thoroughly studied in wrestling yet. We conducted comparative pedagogical experiment and proved the effectiveness of both methods of training according to the program of multiple repetitions of throwing and accompanying physical exercises. It is necessary to note that higher efficiency of different methods of training in the experiment with the same number of repetitions of throwing was demonstrated by sambo wrestlers of the second experimental group, who use linear method of training "on the move" than by the wrestlers of the first experimental group, who practice com-

plex-circular training. Their final results on technical and physical training turned to be much higher than those of the wrestlers of the first experimental group, which is described in this article.

Keywords: sambo, different methods of training, formation of skills of kicks, programs of multiple repetitions of throwing, accompanying physical exercises, effectiveness of circular training methods and liner method "on the move".

ВВЕДЕНИЕ

Характерной особенностью современной спортивной борьбы являются высокий темп, взрывной характер, атаки спуртами, большие скорости проведения технических действий, тенденция сокращения продолжительности схваток в единоборствах и времени отдыха между схватками.

Так, за последние 74 года продолжительность схваток в самбо уменьшилась с 10 минут (1946 г.) до 5 минут (2020 г.) для взрослых и юниоров (мужчин), а отдых между схватками сократился до 10 минут для взрослых и юниоров и не менее 15 минут для юношей, кадетов, подростков и ветеранов.

Все эти факторы и обстоятельства свидетельствуют и нацеливают борцов на более высокий уровень развития технической и физической подготовленности, что отражено в работах А.А. Новикова (1969), Б.М. Рыбалко (1972), Г.С. Туманяна (1973), А.А. Алихано-ва (1974), В. Носкова (1976), А.А. Харлампиева (1977), Е.М. Чумакова (1998), Г.П. Галоч-кина (2010,2017), В.Б. Шестакова, С.В. Ерегиной, Ф.В. Емельяненко (2012) и др, а так же в международных правилах соревнований по самбо, утвержденных исполнительным комитетом ФИАС 5 сентября 2014г.

Заслуженные тренеры СССР В.М. Андреев, Е.М. Чумаков (1976) указывают, что «техника совершенствуется на основе закономерностей формирования двигательных навыков. Выполнение приёмов, защит и контрприемов при обучении должно проводиться до такой степени совершенства, чтобы они в схватке проводились автоматически, а этого можно достичь лишь в результате большого количества повторений» [1, с.47]. Однако авторы не указывают этого количества повторений.

В спортивной борьбе основным приемом в стойке является бросок. При формировании у борцов навыков бросков самбо есть ещё вопросы, которые недостаточно изучены и апробированы на практике. Так, среди специалистов не сложилось пока единого мнения по количественной многократности повторений бросков на одном занятии, в неделю, месяц, год, а также по установлению и контролю оптимального диапазона трудностей борцам при формировании навыков бросков и оценке степени их усвоения.

Решение обозначенных вопросов ещё находится в состоянии научного поиска исследователей и специалистов. Так, предложенный В.П. Волковым (1972) метод контроля качества (степени) усвоения навыков техники самбистов по целой батареи показателей в нападении и защите, определяемых при участии борцов в соревнованиях, не подлежит сомнению объективности оценок, но является очень продолжительным по времени сбора информации, что не особенно удобно для студентов, в связи с их отрывом от учебного процесса в вузе для участия в соревнованиях. Данный метод неудобен и для быстрого текущего педагогического контроля качества усвоения техники и выявления ошибок при обучении.

О необходимости и важности проведения педагогического контроля за обученно-стью спортивной технике и своевременному выявлению ошибок отмечали Н.Г. Озолин (1970), В.М. Зациорский (1972), В .И. Ильинич (1999), В.Н. Платонов (2005), Г.П. Галоч-кин (2019) и др. Так, профессор Озолин указывает, что педагогический контроль является составной частью процесса физического воспитания и обучения спортсменов и нужно со всей серьезностью относиться к его применению в системе тренировки. Без педагогического контроля процесс тренировки идёт вслепую с недостаточным учётом индивидуальных особенностей спортсмена. В связи с тем, что современная борьба носит в основном скоростной характер, В.Н. Платонов (2005) отмечает, что «Только при хорошей технике

движений спортсмен способен к полному проявлению скоростных возможностей мышцы [8, с.403], подтверждая тесную связь между техникой движений спортсменов и физическими качествами» (В.М.Зациорский,1969).

Ионов С.Ф. (1974) отмечает, что «во всех применяемых им экспериментальных опытах по формированию навыков техники критерием количества повторений всех упражнений служила результативность и эффективность действий борца. Если эти показатели снижались, то выполнение упражнений данной группы прекращалась до момента их восстановления или снижалось задание до посильного» [6, с.15]

Анализируя способы совершенствования техники борца профессор Е.М. Чума-ков(1998) указывает, что «борец должен постоянно стремиться к обогащению своей техники новыми, в совершенстве отработанными приемами и вариантами ранее усвоенных технических действий, добиваться автоматического выполнения, прежде всего в условиях схватки. При этом следует учитывать, что автоматизм действий достигается только в том случае, если прием выполняется успешно. Если приём не получается, то спортсмен теряет уверенность в его проведении и навык. В исследованиях проведенных аспирантом В.Г. Егановым (1981) было установлено, что навык лучше совершенствуется и закрепляется в диапазоне эффективности 30-40% успешного выполнения всех попыток проведения приёма. При формировании двигательных навыков в учебно-тренировочных и тренировочных схватках партнёров необходимо подбирать так, чтобы эффективность выполнения приёмов колебалась в пределах 30-40%. [4, с.14].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обучение технике бросков самбо в стойке проводилась нами по методике Е.М. Чумакова и А.А. Харлампиева, а формирование навыков бросков по комплексно-круговому методу тренировок с применением программ многократности повторения бросков и сопряженных физических упражнений, а также впервые примененного нами в самбо линейного метода тренировок «с ходу».

Н.Г. Озолин (1970) указывает, что "Выполнение упражнения с ходу заключается в возможно быстром прохождении короткого участка дистанции после предварительного разгона. Этот участок должен быть таким, чтобы его можно было пройти, не более чем за 10-15 сек. Более эффективен данный метод при прохождении участка максимальной скоростью на время. Метод «с ходу» применяется в подготовке легкоатлетов, велогонщиков, конькобежцев (В.П. Филин, Н.Г. Озолин, П. Д. Миронов, К.К. Кудрявцев и др.)» [7, с.224-226]. Вместе с этим указаниям выше, профессор Н.Г. Озолин отмечает, что прохождение короткого участка дистанция в течение 4-5 секунд переменным методом наращивания максимальной скорости может без сомнения широко применяться и в борьбе, боксе, спортивных играх, а также при выполнении специальных упражнений «на быстроту». По нашим исследованиям применение переменного метода тренировок «с ходу» не изучено в спортивной борьбе, в том числе и в самбо, и заслуживает внимание исследователей и специалистов и в других видах спорта.

Для организации исследований в сентябре 2017 года были созданы две экспериментальные группы по 12 человек (всего 24 человека). Группы были укомплектованы из числа студентов, занимавшихся самбо 2 года в группах специализации и изъявивших желание продолжить обучение в этом виде спорта.

Экспериментальные группы комплектовались примерно однородными по возрасту, весу, спортивной квалификации, физической и технической подготовленности. Борцы экспериментальных групп применяли одинаковую количественную многократность повторений бросков ногами. Занятия проводились с применением разных методов тренировок: первая экспериментальная группа занималась по круговому методу, вторая экспериментальная группа - линейному методу тренировок с проведением бросков с ходу. Занятия с группами проводились три раза в неделю с 17:00 до 18.30 часов по принципи-

альным схемам (рисунок 1) с многократностью повторения каждого броска согласно разработанных программ (таблица 1 и 2) и сопряженных физических упражнений (таблица 3).

Для 5-ти борцов Для 6-И борцов Для 11 -и борцов

Рисунок 1 - Принципиальные схемы многократности повторений бросков на станциях с разным количеством борцов. а) ЭГ-1 - по круговому методу повторений на одной станции; б) ЭГ-2 - по линейному методу повторений «с ходу»; в) ЭГ-1 - по круговому методу повторений бросков на станциях с разным количеством борцов.

Таблица 1 - Многократность повторений бросков, проводимых каждым борцом на одном занятии в течение сентября месяца 2017 г._

Занятие №

Броски 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 За сент.

кол-во раз

Передняя подножка, Ь 3 4 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 85

Задняя подножка, I 3 4 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 85

Боковая подсечка - 3 4 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 85

Передняя подсечка - ^^ 3 4 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 85

Зацеп изнутри, 3 4 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 85

Зацеп снаружи, 8Ш 3 4 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 85

Через голову, Т 3 4 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 85

Подхват, ^ 3 4 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 85

ИТОГО: 24 32 48 56 56 56 64 64 64 72 72 72 680

Таблица 2 - Многократность повторений бросков, проводимых каждым борцом за период годового педагогического эксперимента 2017-2018 учебного года_

Месяц, год Броски, кол-во раз IX X XI XII II III IV V VI За учеб-

2017 2017 2017 2017 2018 2018 2018 2018 2018 ный год

Передняя подножка, Ь 85 90 95 100 90 95 100 105 110 870

Задняя подножка, I 85 90 95 100 90 95 100 105 110 870

Боковая подсечка - 85 90 95 100 90 95 100 105 110 870

Передняя подсечка - 85 90 95 100 90 95 100 105 110 870

Зацеп изнутри, 85 90 95 100 90 95 100 105 110 870

Зацеп снаружи, 8Ш 85 90 95 100 90 95 100 105 110 870

Через голову, Т 85 90 95 100 90 95 100 105 110 870

Подхват, ^ 85 90 95 100 90 95 100 105 110 870

ИТОГО: 680 720 760 800 720 760 800 840 880 6960

Примечание. На каждом месячном занятии количество бросков увеличивалось на 5% от предыдущего. В январе борцы занимались баскетболом, футболом, регби, ОФП, СФП

В начале педагогического эксперимента все борцы, участвующие в нём, сдали контрольные испытания по физической (таблица 4) и технической (таблица 5) подготовленности как начальные показатели, которые они получили за 2 года занятий самбо в группах специализации.

Таблица 3 - Сопряженные физические упражнения, рекомендуемые при обучении и формировании навыков бросков, проводимых ногами_

Броски ногами Сопряженные физические упражнения для бросков, проводимых ногами

1. Подножки (передняя, задняя) 1. Имитация подножек (передней, задней, боковой). 2. Перенос веса тела с одной ноги на другую 3. Ходьба «гусиным шагом» (полный присед). 4. Рывки жесткого резинового шнура к себе, вправо, влево, вверх. 5. Лазание по канату без помощи ног. 6. Перенос партнёра на бедре (левом, правом) 7. Махи ногой вперёд, назад, в сторону. 8. Круговые вращения тазом.

2. Подсечки (боковая, передняя) 1. Ходьба на внешней стороне ступни. 2.Имитация подсечек (боковой, передней) в стойке. 3. Провести подсечки по мячу, обкладному мату, мелким предметам, рассыпанных по ковру. 4. Подкачка рук при захвате партнёра под локтями, помощи при подскоках вверх и быстрому проведению подсечек со страховкой партнёра. 5. Подъемом ноги зацепить и подтянуть гирю к себе.

3. Зацепы (изнутри, снаружи) Имитация зацепов изнутри правой (левой) ногой (разноименных, одноименных). 2. Броски набивного мяча зацепом стопой. 3. Зацепить гирю подъемом ноги, подтянуть к себе и поднять вверх. 4. Обвить ногу партнера и вынести ее вперед-вверх. 5. То же, но вынести ногу назад-вверх, наклоняя партнера вперед. 6. Зацеп изнутри правой ногой с одновременным толчком руками вперед.

4. Подхваты (передний, изнутри, «ножницы») 1.Имитация бросков подхватом без партнера. 2. Равновесие на одной ноге («ласточка»). 3. Приседание на одной ноге («пистолет»). 4. Кувырок вперед через правое (левое) плечо. 5. Подхват с отягощением или жестким резиновым шнуром. 6. Отработка скорости входа в прием в захвате с партнером. 7. Рывки руками жесткого резинового шнура к себе, закручивать влево и вправо. 8. Махи ногами вперед-назад, вправо-влево. 9. Противник стоит боком к атакующему на дальней или средней дистанции. Захватить правой рукой одежду противника на груди обратным захватом (большой палец вниз, мизинец вверх). Прыжком на грудь и движением ног навстречу друг другу провести бросок «ножницы».

5. Через голову с упором стопой в живот 1. Ходьба в полном приседе («гусиным шагом»). 2. Ходьба с партнером, лежащим на плечах (на носках, в полуприседе). 3. Кувырки через голову (вперед, назад), через плечо (правое, левое). 4. Умение метко ставить ногу в середину живота, в бедро, держась руками за куртку партнера. 5. Синхронизация движений рук и ног, лежа на спине с захватом рук партнера под локтями и переброской его через голову.

Примечание. Упражнения применяются перед обучением и формированием навыков бросков в спортивной борьбе.

Таблица 4 - Оценка общей физической подготовленности борцов экспериментальных групп по результатам выполнения контрольных упражнений и тестов (XX)_

Результаты оценки ОФП (х) борцов экспериментальных групп

№ Контрольные упражнения и тесты Начальные, сентябрь 2017г. Конечные, июнь 2018г.

1-ая ЭГ 2-ая ЭГ 1-ая ЭГ 2-ая ЭГ

Бег на 20 м, ( ——) Кочки/ 3,5 30 3,5 30 3,5 30 3,4 4,0

Челночный бег 4х9м, (——) Кочки/ 9,6 30 9,6 30 9,45 "35 9,3 4,0

Прыжки в длину с места, (-—-1 очки 223 00 223 "20 230 00 230 00

(кол-во раз\ Прыжки через скакалку, 1-1 очки 105 "30 105 30 120 00 120 00

Поднимание и опускание туловища из 36 36 36 44

положения лежа, 1-1 очки 3,0 3,0 3,0 4,0

/ кол—во раз\ Подтягивание на перекладине, 1-1 очки 9 30 12 40 10 30 15 50

Гибкость по наклону туловища вперед-вниз из 5 0 5 5

положения стоя на скамейке, 1-1 очки 4,0 3,0 4,0 4,0

Скоростно-силовая подготовленность по тесту, 30,1 30,1 30,1 28,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(—) очки 3,0 3,0 3,0 4,0

Ловкость по тесту, ( —— | очки 27,5 "30" 27,5 "30" 27,5 00" 25 4,0

Гмин.,с\ Бег на 3 км, 1-1 очки 13,5 "20 13,1 "30" 13,0 "35 12,35 4,0

Средние показатели в очках 129:10=2,9 I 30:10=3,0 I 33 I 40

Статистические показатели (расчетные) Х±а" сс^=3,3±0,35 | сс2=4,0±0,47

Критерий 1 3,8

Достоверность р <0,05

Примечание. В числителе оценки в принятых единицах измерения, в знаменателе в очках, по пятибалльной системе.

Таблица 5 - Качество (х±о) усвоения бросков борцами экспериментальных групп, очки

^^^Показатель Бро<жй,^ символы Качество усвоения бросков борцами экспериментальных групп Х±а, очки 1 Р Годовой прирост качества усвоения бросков в %

Начальные результаты, сент. 2017г. конечные результаты, июнь 2018г. 1-я ЭГ 2-я ЭГ

1-я ЭГ 2-я ЭГ

Передняя подножка, Ь 3,1±0,18 3,5 ±0,22 4,3±0,20 9,5 <0,001 12,9 38,7

Задняя подножка, I 3,36±0,3 3,76±0,53 4,6±0,12 5,25 <0,001 11,9 36,7

Боковая подсечка - 3,37±0,31 3,6±0,11 4,46±0,24 11,3 <0,001 6,8 32,3

Передняя подсечка - 3,37±0,31 3,57±0,14 4,41±0,42 7,64 <0,001 5,9 30,9

Зацеп изнутри, 3,35±0,29 3,62±0,10 4,1±0,22 7,3 <0,001 8,1 22,4

Зацеп снаружи, 8Ш 2,65±0,41 2,94±0,28 3,58±0,15 10,5 <0,001 10,9 35,1

Через голову, Т 3,35±0,29 3,7±0,18 4,7±0,16 13,9 <0,001 10,4 40,3

Подхват, 2,55±0,51 2,7±0,10 3,1±0,10 4,2 <0,001 5,8 21,6

Средние: 24,8:8=3,1 27,39:8=3,4 33,34:8=4,2 - - I 72,7 I 258 XX/=9,1 Х2=32,3

Примечание. Представленные в таблице начальные результаты качества усвоения (х±о) бросков следует считать исходными показателями всех студентов (п=24 чел), участвующих в исследовании и показанными ими до их равного распределения по двум экспериментальным группам.

Уровень физической подготовленности борцов оценивался до и после проведения сравнительного педагогического эксперимента по выполнению восьми контрольных упражнений и комплексному тесту для оценки скоростно-силовой подготовленности и

ловкости. (см. таблицу 4).

Оценка степени усвоения навыков бросков проводилась по одному комплексному показателю - качеству усвоения бросков, оцениваемых тремя нейтральными судьями по международным правилам соревнований прямо на борцовском ковре в зале спортивной борьбы на партнерах с дозированным сопротивлением путем опускания общего центра тяжести тела на 10-15 см вниз к поверхности борцовского ковра для создания и преодоления трудностей атакующему борцу при проведении броска, что является одной из основных закономерностей правильного формирования навыка и более высокой оценки его техники (таблица 5).

За критерии оценок техники исполнения бросков принималось следующее: оценка "отлично" (5 очков) - прочное усвоение техники броска, правильное и четкое выполнение без ошибок его структуры; оценка "хорошо" (4 очка) - знание техники броска, незначительные ошибки при исполнении; оценка "удовлетворительно" (3 очка) - знание техники броска, существенной ошибки при исполнении броска; оценка "неудовлетворительно" (2 очка) - незнание техники, неумение проводить страховку партнёра.

Существенными ошибками при выполнении бросков считались такие ошибки, которые приводили к серьезным нарушениям структуры бросков (включение лишних движений, неправильное выполнение отдельных элементов, последовательности, отсутствие страховки).

Незначительными ошибками считались такие ошибки, которые не оказывали существенного влияния на выполнение бросков, но исполнение бросков отличалась от образцового (по структуре элементов, амплитуде, темпу, ритму и приложению усилий при выполнении отдельных движений и в основной фазе броска).

В начале педагогического эксперимента все борцы сдали испытания для определения показателя максимального повторения бросков МП согласно рекомендаций В. А. Ро-маненко и В.А. Максимовича (1986). Установленный показатель каждый борец записывает в свой дневник самоконтроля. Ориентировочное время работы на станции для проведения 4-6 бросков составляет 35-40 с, отдых 1 минута и затем повторение кругов, если требуется для выполнения нормы повторений 50-60% от МП. В последующем, повторение бросков на станциях каждый месяц увеличивается на 5% от предыдущего (см. таблицу 2), а, следовательно, улучшалось и качество обученности и физическая подготовленность борцов экспериментальных групп.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Применение комплексно-кругового и линейного метода тренировок «с ходу» при формировании двигательных навыков бросков самбо, проводимых ногами, и совершенствования физической подготовленности борцов самбистов с учетом программ многократности повторений бросков и сопряженных физических упражнений, показало эффективность обоих методов тренировок в улучшении физической и технической подготовленности экспериментальных групп. Однако отметим, что более лучшую эффективность применения в эксперименте разных методов тренировок при равном количестве многократности повторения бросков показали борцы второй экспериментальной группы, тренировавшиеся по линейному методу тренировок «с ходу», чем борцы первой экспериментальной группы, тренировавшиеся по комплексно-круговому методу тренировок.

Так, в конце педагогического эксперимента (таблица 4) средний прирост ОФП борцов в очках и процентах первой экспериментальной группы составил 13,8% (было 2,9 очка в начале эксперимента и 3,3±0,35 очка в конце эксперимента). У борцов второй экспериментальной группы - 33,3% (3,0 очка в начале эксперимента и 4,0±0,47 очка в конце). Разница конечных различий прироста ОФП борцов экспериментальных групп составила 0,7 очка, что статически достоверно при 1=3,8 , р<0,05 и числе степеней свободы 22.

Средний годовой прирост технической подготовленности борцов экспериментальных групп по оценке качества усвоения бросков в очках и процентах составил (таблица 5) у борцов первой экспериментальной группы 9,7% (было 3,1 очка в начале эксперимента и стало 3,4 очка в конце эксперимента), у борцов второй экспериментальной группы 35,5% (было 3.1 очка в начале эксперимента и стало 4,2 очка в конце эксперимента). Разница конечных различий прироста качества усвоения бросков борцами экспериментальных групп составила 0,8 очка (х1 = 3,4±0,41 и ХХ2= 4,2±0,55), что статистически достоверно при 1=3,3 , р<0,01 и числе степеней свободы К=18.

Проведенный анализ прироста физической подготовленности борцов экспериментальных групп за время годового эксперимента составил 13,8% - у борцов 1-ой ЭГ и 33,3% - у борцов 2-ой ЭГ, что на 19,5% выше, чем у борцов, тренировавшихся по комплексно-круговому методу. Анализ прироста технической подготовленности борцов экспериментальных групп за этот же период при равном количестве многократности повторения бросков в одном занятии, неделю, месяце, году составил 9,7% у борцов 1-ой ЭГ и 35,5% - у борцов 2-ой ЭГ, что на 25,8% выше, чем у борцов, тренировавшихся по комплексно-круговому методу.

Из предоставленных данных видно, что в обоих видах подготовок преимущество в приросте у тех борцов, кто тренировался по линейному методу тренировок "с ходу".

ВЫВОДЫ

Преимущества линейного метод тренировок с ходу объясняются очень просто. В основе этого метода лежит закон сохранения энергии движения, открытый великим русским ученым, исследователем природы и общества М.В. Ломоносовым в середине годов 18 столетия. Сущность закона заключается в следующем. Если тело получило извне кинетическую энергию, то эта энергия никуда не исчезает и не пропадает, а переходит из одного состояния в другое в равном и определенном количестве. Этот закон сохранения энергии движения и определяет преимущества метода тренировок бросков "с ходу", проводимых атакующим борцом.

Методика применения закона сохранения энергии движения на практике в спортивной борьбе. На коротком участке длиной 6 м атакующий борец должен развить максимальную скорость движения до встречи с телом партнера (рисунок 1,б) и одновремен-

шУ2

но приобрести кинетическую энергию, равную- (где: ш - масса тела, У - скорость

2

тела). При встрече с телом партнёра противника эта приобретенная энергия переходит в механическую работу, с помощью которой борец преодолевает сопротивление партнера, подворачивается тазом вплотную к его телу и проводит бросок через бедро подбивом тазом назад - вверх с проведением страховки партнера за рукав куртки при падении. Затем запускается второй, третий и др. борцы, которые должны быстро и точно выполнять все действия указанные выше. Кроме улучшения формирования навыков бросков метод тренировок «с ходу», способствует и воспитанию смелости, решительности, настойчивости и умению точно рассчитывать все действия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.М. Борьба самбо: учебное пособие. В.М. Андреев, Е.М. Чумаков - Москва : Физкультура и спорт, 1967.-176с.

2. Волков, В.П. Исследование технико-тактической и физической подготовленности борцов-самбистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Волков Владимир Петрович. - Москва, 1972. - 28 с.

3. Галочкин, Г.П. К вопросу о важности проведения текущего педагогического контроля за качеством усвоения студентами техники бросков самбо / Г.П. Галочкин, А.А. Лукин // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. статей Всероссийской с межд. участием очно-заочной научно-практ. конф. - Воронеж : Научная книга, 2019. - С. 211-214.

4. Еганов, В.Г. Формирование двигательных навыков при выполнении технико-тактических действий в борьбе самбо : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Еганов Валерий Георгиевич. - Москва, 1981. - 16 с.

5. Зациорский В.М. Актуальные проблемы педагогического контроля в спорте / В.М. За-циорский // Тезисы докладов итоговой науч. конф. посвященной 50-летию СССР 22-28 декабря 1972г. М.: ГЦОЛИФК, 1972. - С. 11-14.

6. Ионов, С.Ф. Исследование методики совершенствования технических действий в борьбе самбо на основе специальной скоростно-силовой подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ионов Станислав Федорович. - Москва, 1974. - 22 с.

7. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин.- Москва : Физкультура и спорт, 1970. - 480 с.

8. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Москва : Советский спорт, 2005. - 403 с.

9. Чумаков, Е.М. 100 уроков самбо: книга / Е.М. Чумаков. - Москва : Фаир-Пресс», 1998.

- 400 с.

REFERENCES

1. Andreev, V.M. and Chumakov, E.M. (1967), Sambo Wrestling: study guide, Physical Culture and Sport, Moscow.

2. Volkov, V.P. (1972), Research of Technical-Tactical and Physical Readiness of Sambo Wrestlers, dissertation, Moscow.

3. Galochkin G.P. and Lukin, A.A. (2019), "To the Question of the Importance of Conducting Current Pedagogical Control over the Quality of Sambo Throw Technique Mastering by Students", Physical Culture, Sports and Health in Modern Society: digest of scientific articles of the All-Russian Part-time Scientific and Practical Conference with International Participation, Scientific Book. Voronezh, pp. 211-214.

4. Echanov V.G. (1981), Formation of Motor Skills when Performing Technicotactic Actions in Sambo Wrestling, dissertation, Moscow.

5. Zatsiorsky V.M. (1972), "Actual Problems of Pedagogical Control in Sports", Abstracts of the final scientific conference dedicated to 50-anniversary of the USSR on December 22-28, Moscow, pp. 1114.

6. Ionov S.F. (1970), Research of Methods for Improving Technical Actions in Sambo Wrestling on the Basis of a Special Speed-Power Preparation, dissertation, Moscow.

7. Ozolin I.G. (1970), Modern System of Sports Training, Physical Culture and Sport, Moscow.

8. Platonov V.N. (2005), The System of Training Athletes in Olympic Sports. General Theory and its Practical Applications, Soviet Sport, Moscow.

9. Chumakov E.M. (1998), 100 Sambo Lessons: Book, Fair-Press, Moscow.

Контактная информация: tolik-lykin81@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2020

УДК 378.016

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виталий Николаевич Лымарев, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы профессиональной мотивации военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Уточнены понятия «мотивация» и «профессионализм» с учетом профессионально-личностной характеристики субъекта исследования. Раскрыты функции профессионализма в структуре личности офицера. Дана характеристика профессиональной мотивации, раскрыты компоненты ее структуры.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессионализм, офицер войск национальной гвардии РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.