Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА С ПРЕДМЕТАМИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У СПОРТСМЕНОК 12 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА С ПРЕДМЕТАМИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У СПОРТСМЕНОК 12 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОМ / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Супрун Александра Александровна, Медведева Елена Николаевна, Кивихарью Инна Владимировна, Быструшкина Виолетта Владимировна, Намазов Али Княз Оглы

Статья посвящена вопросу повышения предметной подготовленности «гимнасток-художниц» 12 лет выступающих в групповых упражнениях. Специфика групповых упражнений заключается в разнообразии и сложности взаимодействий между гимнастками и предметами, что не характерно для гимнасток, выступающих по программе I разряда. И одним из способов решения данной проблемы является учет развития свойств внимания у спортсменок, выступающих по программе первого разряда. Спортсменки 12 лет вынуждены адаптироваться к новому уровню сложности: сменяется один вид программы, добавляется второй. При этом не все психические функции у них развиты до конца: например, для внимания этот возрастной период является сенситивным. Грамотное использование данной особенности может позволить выйти на качественно новый уровень подготовленности спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Супрун Александра Александровна, Медведева Елена Николаевна, Кивихарью Инна Владимировна, Быструшкина Виолетта Владимировна, Намазов Али Княз Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL TRAINING WITH APPARATUS BASED ON IMPROVING SEVERAL CHARACTERISTICS OF ATTENTION AMONG 12-YEAR-OLD ATHLETES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The article examines the issue of improving the apparatus preparedness of 12-year-old «gymnast-artists» performing group routines. The specifics of group routines lie in the variety and complexity of interactions between gymnasts and apparatus, which is not typical for gymnasts performing under the 1 st rank program. One of the ways to solve this problem is to take into account developing attention skills in athletes. 12-year-old athletes are forced to adapt to a new level of complexity: one type of routines is replaced, a second one is added. At the same time, not all of their mental functions are fully developed: e.g., this age span is sensible for attention. Correct utilization of these features can allow reaching a new level of preparedness for young athletes.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА С ПРЕДМЕТАМИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У СПОРТСМЕНОК 12 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

продолжительность свинга и его составляющих BS и DS, амплитуда свинга (верхняя точка - удар), отклонения от плоскости свинга, траектория головки клюшки и начальная скорость мяча.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры / Г.Н. Германов. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : ЮРАЙТ, 2020. - 224 с.

2. Ключевые позы и основные опорные точки в гольфе: информативность визуального восприятия младшими школьниками / А.Н. Корольков, И.В. Кулькова, О.В. Лангуева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1(191). - С. 139-144.

3. Корольков, А.Н. Содержание многолетней подготовки юных игроков в гольф / А.Н. Корольков, В.В. Верченов. - Воронеж : Научная книга, 2014. - 403 с.

4. Различия в точности выполнения подводящих ударов в гольфе юными игроками в зависимости от способа их выполнения / В.Б. Анисимов, А.Н. Корольков, А.С. Веневцева, А.С. Пашке-ева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 16-20.

5. Стрижак, А.А. Компенсаторная двигательная вариативность как фактор мастерства в гольфе / А.А. Стрижак // Спортивно-педагогическое образование.-2021. -№ 1. - С. 19-25.

6. Стрижак, А.А. Научные проблемы современного гольфа / А.А. Стрижак, А.П. Стрижак // Вестник МГПУ Серия «Естественные науки». - 2022. - № 2. - С. 67-74

REFERENCES

1. Germanov, G.N. (2020), Motor abilities and physical qualities. Sections of the theory of physical culture, URATE, Moscow.

2. Korolkov, A.N., Kulkova, I.V., Langueva, O.V., Lysov, E.A. and Sykonnikov, V.N. (2021), "Key poses and main reference points in golf: informativeness of visual perception by younger schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 191, No. 1, pp. 139-144.

3. Korolkov, A.N. and Verchenov, V.V. (2014), Content of many years of training for young golfers, Voronezh, Scientific Book.

4. Anisimov, V.B., Korolkov, A.N., Venevtsev, A.S. and Pashkeev, A.S. (2019), "Differences in the accuracy of supplying blows in golf by young players depending on the method of their execution", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 16-20.

5. Strizhak, A.A. (2021), "Compensatory motor variability as a factor of mastery in golf"", Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie, No. 1, pp. 19-25.

6. Strizhak, A.A. and . Strizhak, A.P. (2022), "Scientific problems of modern golf", MCU Journal of natural science, No. 2, pp. 67-74.

Контактная информация: Anatoly.Strizhak@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.09.2022

УДК 796.412.2

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА С ПРЕДМЕТАМИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У СПОРТСМЕНОК 12 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Инна Владимировна Кивихарью, кандидат педагогических наук, доцент, Виолетта Владимировна Быст-рушкина, бакалавр, Национальный государственный Университет физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Али Княз оглы Намазов, кандидат физико-математических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена вопросу повышения предметной подготовленности «гимнасток-художниц» 12 лет выступающих в групповых упражнениях. Специфика групповых упражнений заключается в разнообразии и сложности взаимодействий между гимнастками и предметами, что не характерно для гимнасток, выступающих по программе I разряда. И одним из способов решения данной проблемы является учет развития свойств внимания у спортсменок, выступающих по программе первого разряда. Спортсменки 12 лет вынуждены адаптироваться к новому уровню сложности: сменяется один вид программы, добавляется второй. При этом не все психические функции у них развиты до конца: например, для внимания этот возрастной период является сенситивным. Грамотное использование данной особенности может позволить выйти на качественно новый уровень подготовленности спортсменок.

Ключевые слова: предметная подготовленность, технические действия предметом, свойства внимания, экспертная оценка, групповые упражнения, художественная гимнастика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p438-443

TECHNICAL TRAINING WITH APPARATUS BASED ON IMPROVING SEVERAL CHARACTERISTICS OF ATTENTION AMONG 12-YEAR-OLD ATHLETES IN

RHYTHMIC GYMNASTICS

Aleksandra Aleksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Ni-kolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Inna Vladimirovna Ki-vikhariu, the candidate of pedagogical sciences, docent, Violetta Vladimirovna Bystrushkina, the bachelor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint Petersburg; Ali Knyaz ogly Namazov, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg

Abstract

The article examines the issue of improving the apparatus preparedness of 12-year-old «gymnast-artists» performing group routines. The specifics of group routines lie in the variety and complexity of interactions between gymnasts and apparatus, which is not typical for gymnasts performing under the 1 st rank program. One of the ways to solve this problem is to take into account developing attention skills in athletes. 12-year-old athletes are forced to adapt to a new level of complexity: one type of routines is replaced, a second one is added. At the same time, not all of their mental functions are fully developed: e.g., this age span is sensible for attention. Correct utilization of these features can allow reaching a new level of preparedness for young athletes.

Keywords: apparatus preparedness, techniques involving apparatus, characteristics of attention, expert review, group routines, rhythmic gymnastics.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в художественной гимнастике наблюдается стремительный рост скорости и сложности выполнения программ, как индивидуальных, так и групповых, что обусловлено постоянным усложнением Правил соревнований и стремительным ростом конкуренции в связи с высокой популярностью данного вида спорта. Соревновательные упражнения отражают разностороннюю работу с предметом, физическую подготовленность гимнасток, двигательные способности, которыми они обладают [5]. При этом огромную нагрузку ощущают гимнастки I взрослого разряда, так как по Правилам на 2017-2020 гг. в 2020 и 2021 годах команды должны выполнять два упражнения с предметами, среди которых один предмет для них новый - лента, а другой, не менее сложный в освоении - мяч, хотя многоборье для всех команд младше включает одно упражнение с предметами, а второе - без. Между тем, специфика групповых упражнений заключается в разнообразии и сложности взаимодействий между гимнастками и предметами, но, как правило, гимнастки к первому году выступлений по I разряду не владеют предметами в полной соответствующей современным требованиям мере. Кроме этого, сложность к выполнению работы с предметом добавляет то, что в возрасте 10-12 лет у гимнасток еще не

до конца развиты психофизические качества, а именно внимание и координация. Гимнасткам данного возраста даже в период легкого утомления сложно проследить за положением своих предметов во время выполнения двигательных действий; появляется много технических ошибок, связанных со школой движений - положения стоп, коленей и рук. При наступлении утомления спортсменкам сложно становится работать в команде, оценивать деятельность в этот момент других гимнасток; ориентироваться в построении рисунков и так далее, что тоже необходимо учитывать для коррекции последующих действий. На современном этапе в методических разработках большее внимание уделяется спортсменкам высшей квалификации или наоборот этапу начальной спортивной подготовки [2, 4]. Однако повышение требований Правил соревнований, а также многократное увеличение конкуренции, возлагают большие нагрузки на гимнасток, выступающих по I разряду (к таким нагрузкам относятся не только физические, но и психологические). К тому же на практике тренеры редко отдельно уделяют внимание развитию отдельных когнитивных процессов, занимающихся в виду недооценивания их влияния на специальную подготовку спортсменок и, как следствие, нехватки на это времени. Между тем, именно 10-12-летний возраст является сенситивным периодом развития внимания, что может позволить выйти на качественно новый уровень подготовки спортсменок. Все вышеперечисленное в совокупности требует поиска новых эффективных решений.

Цель исследования - научно обосновать и разработать комплекс средств повышения предметной подготовленности посредствам развития свойств внимания гимнасток пятого года обучения тренировочного этапа спортивной подготовки, выступающих в групповых упражнениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе выполнения исследования применялся комплекс методов: анализ специальной литературы и программных документов; педагогическое наблюдение на основе анализа видеозаписей финалов в отдельных видах Чемпионата Мира среди юниоров 1921.07.2019г. В финалах было представлено по 8 команд на каждый вид: 5 обручей, 5 лент. Всего анализу подверглись 16 композиций: опрос (анкетирование) (n=20); психологическое тестирование (для измерения концентрации и устойчивости внимания использовалась корректурная проба Бурдона; избирательность внимания была определена с помощью методики Мюнстерберга; переключаемость внимания измерялась с помощью таблиц Шульте (автоматизированное приложение «Тренируй мозги 2» от 27.10.2017 версия 1.8.1 от 27.08.2018г разработчик Grove FX, раздел «Таблица Шульте»); распределение - таблиц Шульте-Горбова (приложение на смартфон «Тест: Концентрация внимания» 14.06.2015г -дата выпуска, версия 7.0 последнее обновление - 25.10.2019г. разработчик Yooo! таблицы 5*5); объем внимания определялся посредством методики «Точки» [1, 3]. Метод экспертной оценки - оценка техники исполнения группового упражнения с пятью мячами команды. Для определения уровня предметной подготовленности каждой гимнастки использовалась сумма сбавок за Технику исполнения вида соревновательной программы (оценка по видеозаписи), вычтенная из 10. Сбавки применялись согласно Правилам соревнований по виду спорта 2016-2020гг к каждой гимнастке отдельно. В педагогическом эксперименте приняли участие 12 спортсменок I разряда. Эксперимент проводился на базе Детско-юношеской спортивной школы г. Уссурийска Уссурийского городского округа. В каждой группе было по 6 гимнасток I разряда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты видеоанализа указывают на то, что программы гимнасток крайне насыщенны трудными элементами «сотрудничества» (76-80% бросковых элементов соревновательных композиций в финалах по отдельным видам Чемпионата Мира среди юниоров 19-21.07.2019г представлены именно «сотрудничествами»), баллы, полученные

за выполнение элементов «сотрудничества», составляют значимую часть общей оценки (от 34% до 88%). И именно в элементах сотрудничества допускается наибольшее число ошибок всех типов (67%): на сумму по всем программам 8,4 из 9,8 балла общих сбавок за бросковые элементы.

По результатам анкетирования 80% тренеров считают, что успешность выполнения элементов ловли зависит от развития свойств внимания на 4 балла из 5, остальные 20% оценивают такую зависимость на 5 баллов из 5 возможных. Зависимость успешности выполнения бросковых элементов от уровня развития свойств внимания 75% респондентов оценили на 4, а 25% - на 3 балла из 5 возможных. Также 85% опрошенных тренеров считают повышение предметной подготовленности гимнасток посредством улучшения их показателей свойств внимания возможным.

Данные корреляционного анализа подтвердили наличие взаимосвязи между показателями свойств внимания и экспертной оценкой техники исполнения движений с предметами в соревновательных программах с мячом в групповых упражнениях на гимнастках высокой квалификации: коэффициент корреляции Спирмена для распределения, устойчивости и переключаемости внимания составил 0,9, что указывает на взаимосвязь именно этих показателей. По остальным свойствам внимания (объем, концентрация, избирательность) значимой связи обнаружено не было (таблица 1).

Таблица 1 - Взаимосвязь между свойствами внимания и экспертной оценкой качества владения предметом в художественной гимнастике (п = 5)._

СВ Объем Концентрация Устойчивость Избирательность Переключение Распределение

ЭО -0,775 -0,775 -0,900 -0,825 -0,900 -0,900

Примечание: ЭО - экспертная оценка качества владения мячом; СВ - свойства внимания.

На основе данных, полученных в ходе исследования, было определено содержание предметной подготовки в групповых упражнениях и составлен комплекс упражнений, направленный на сопряженное улучшение показателей свойств внимания и предметной подготовленности гимнасток с учетом специфики группового взаимодействия.

На основе предварительных исследований был разработан комплекс средств, которой содержит три блока. Каждый блок направлен на развитие отдельного свойства внимания. Упражнения содержат элементы как опережающего воздействия, так и уже сформированных двигательных умений. Упражнения блока, направленного на повышение показателей распределения внимания, имеют в своей основе необходимость гимнастки или гимнасток учитывать характеристики движений своего тела, нескольких предметов, положений сокомандниц на площадке и их предметов для выполнения предписанного двигательного действия. В блоке 8 упражнений, 6 из них - вариации первого.

Каждое упражнение блока на переключаемость внимания содержит ряд моментов быстрого перестраивания движения, перенаправления внимания с одних частей тела и с одних характеристик двигательный действий на другие. В блоке 6 упражнений, 3 из которых - вариации первого, их целесообразнее распределить по разным тренировочным занятиям. В каждом упражнении комбинируются разные предметы и технические элементы (элементы трудности тела, предакробатические элементы, элементы сотрудничества и обмена).

Упражнения, направленные на развитие устойчивости внимания, по своей сути являются тренировкой способности поддерживать высокую концентрацию на протяжении длительного времени. Во время выступлений гимнастки часто совершают грубые ошибки (потери предмета) именно на легких в исполнении движениях. Одной из причин является то, что в период их исполнения внимание сосредоточено уже на следующем более сложном элементе. Такая стратегия не эффективна, поэтому в данный блок включены как сложные, так и простые продолжительные двигательные действия. Блок содержит 8 упражнений, 2 из них - вариации шестого. Их можно выполнять как в разных, так и в одном тренировочном занятии, как подряд, так и вставив между ними другие упражнения

комплекса.

Педагогический эксперимент проводился в специально-подготовительном мезо-цикле: с начала июля по конец августа (таблицы 1 и 2). Гимнастки экспериментальной и контрольной групп тренировались 6 дней в неделю по 3 часа, что соответствует действующему стандарту спортивной подготовки. Экспериментальная группа выполняла упражнения из разработанного комплекса средств общей продолжительностью 15-25 минут 3 раза в неделю в конце подготовительной части занятия и 3 раза в неделю в заключительной части или прямо перед ней. Контрольная группа в это время приступала к совершенствованию исполнения соревновательных программ в групповых упражнениях методами многократного повторения элементов, исполнением программ под музыку по частям и в целом.

До проведения педагогического эксперимента значимых различий между выборками не выявлено, а сами выборки однородны: коэффициенты вариации меньше 10%, значение ^критерия Стьюдента по каждому виду многоборья меньше критического значения t (И=0,3; 1:2=1,8 при 1кр=2,23). Различия между группами недостоверны (таблица 2).

Таблица 2 - Экспертная оценка предметной подготовленности гимнасток до проведения педагогического эксперимента (п=12, баллы)_

Вид многоборья Контрольная группа Экспериментальная группа Статистический вывод, X

М±т V, % М±т V, %

1 4,95±0,28 6,23 5,03±0,43 9,46 р>0,05

2 4,72±0,23 5,26 5,00±0,29 6,32 р>0,05

Примечание: вид многоборья 1 - 5 мячей; вид многоборья 2 - 5 скакалок.

После проведения педагогического эксперимента между группами наблюдаются значимые различия (таблица 3).

Таблица 3 - Экспертная оценка предметной подготовленности гимнасток после проведения педагогического эксперимента (п=12, баллы)_

Вид многоборья Контрольная группа Экспериментальная группа Статистический вывод, X

М±т V, % М±т V, %

1 5,25±0,15 3,13 5,72±0,41 7,78 р<0,05

2 5,10±0,24 5,11 5,53±0,36 7,11 р<0,05

Примечание: вид многоборья 1 - 5 мячей; вид многоборья 2 - 5 скакалок.

Коэффициенты вариации внутри выборок снизились, показатели критерия 1 Стьюдента, выявляющего различия между группами, увеличились: 11=2,5; 12=2,3 при 1кр=2,23. То есть, различия между экспериментальной и контрольной группами после проведения эксперимента достигли значимого уровня (р<0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании поисковых методов исследования был разработан комплекс средств, направленный на повышение предметной подготовленности «гимнасток-художниц» 12 лет посредством развития свойств внимания, выступающих в групповых упражнениях. Несмотря на то, что изменение показателей предметной подготовленности в обеих группах положительно (средний прирост экспериментальной группы равен 0,61 балла, а контрольной - 0,34 балла), применение методов математической статистики выявило значимые различия между ними и между показателями предметной подготовленности групп после проведения эксперимента, а значит, выполнение упражнений предложенного экспериментального комплекса в предложенном режиме положительно повлияло на предметную подготовленность гимнасток.

Таким образом, гипотеза исследования о возможности повышения показателей предметной подготовленности в групповых упражнениях гимнасток тренировочного этапа обучения посредством улучшения показателей свойств внимания подтверждена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронникова Е.А. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов / Е.А. Андронникова, Е.В. Заика. - Харьков, 2011. - 161 с.

2. Краева Е.С. Влияние специально--двигательных способностей на успешность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.С. Краева, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 82-86.

3. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд., доп. и перераб. / А.А. Крылов, С.А. Маничев. - Санкт-Петербург : Питер, - 2003. - 560 с.

4. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, А.А. Супрун, О.А. Двейрина, Т.Ю. Давыдова, А.Ю. Давыдова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 117-123.

5. Совершенствование техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в художественной гимнастике / М.О. Мисникова, Е.Н. Медведева, И.В. Кивихарью // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 162-166.

REFERENCES

1. Andronnikova, E.A. and Zaika, E.V. (2011), Methods for the Study of Perception, Attention and Memory: guide for practical psychologists, Kharkov.

2. Kraeva, E.S., Stepanova, I.A. (2013), "Influence of special-motor abilities on the success of apparatus passes in group routines of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8, No. 102, pp. 82-86.

3. Krylov, A.A and Manichev, S.A. (2003), Workshop on General, Experimental and Applied Psychology, 2nd ed., Peter, St. Petersburg.

4. Medvedeva, E.N., Terekhina, R.N., Suprun, A.A., Dveirina, O.A., Davydova, T.Y. and Dadydova, A.Yu. (2018), "Objective Factors for the Successful Implementation of Apparatus Passes in Group Routines in Rhythmic Gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 6, No. 160, pp. 117-123.

5. Misnikova, M.O., Medvedeva, E.N., Kivikhariu, I.V. (2021), "Improving the Technique of Fundamental Movements with a Ribbon on the "Elements of Mastery" in Rhythmic Gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 5, No. 195, pp. 162-166.

Контактная информация: 7144054@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.09.2022

УДК 796.011.3

О МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ

НОРМ ГТО

Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г.

Москва, Государственный университет управления, г. Москва; Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Юрий Иванович Кульгачев, старший преподаватель, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

Аннотация

Введение. Исследование посвящено актуальным вопросам отношения студентов к сдаче норм ВФСК ГТО. Целью исследования является определение морально-психологической готовности студентов к сдаче норм ГТО. Методика и организация исследования. В рамках проведения исследования применялись полевые и кабинетные методы исследования, а также анализ научной литературы по аспектам отношения студентов к физической культуре и спорту. На первом этапе был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.