означает «помогать, облегчать». Это такой метод реализации обучения, когда наставник исполняет роль помощника, ориентирует учащихся на самостоятельное освоение нового материала. Фасилитация обучения предъявляет к учителю множество требований, таких как умение наблюдать, слушать и говорить, чётко инструктировать, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поддержать, поощрять, вдохновлять, своевременно и корректно вмешиваться в происходящее. В процессе учебного сотрудничества основной задачей учителя является стимулирование и направление процесса проявления инициативности учащимися кадетских полицейских классов. Педагог, находящийся в позиции координатора обучения, создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет инициативность учащихся кадетских полицейских классов в определённое русло, соотносит разные взгляды, организовывает ситуации, активизирующие принятие самостоятельного решения.
В процессе воспитания инициативности учащихся кадетских полицейских классов одним из плодотворных видов организации учебного сотрудничества выделяется коллективная работа, предполагающая систему работы в парах, группового взаимодействия, группах сменного и постоянного состава. Все это позволяет предоставлять учащимся содержательную и эмоциональную помощь; возможность утвердиться в себе любому ребёнку, испытать собственные силы в дебатах; опыт выполнения таких универсальных учебных действий, которые являются основой умения учиться (функций планирования и целеполагания, оценки и контроля).
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия : монография / Н.М. Борытко ; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, 2000. - 225 с.
2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов ; под ред. Л. Скворцова. - М. : Оникс, Мир и Образование, 2015. - 976 с.
REFERENCES
1. Borytko, N.M. Sergeev N.K. (2000), Space education: image being, Peremena, Volgograd.
2. Kraevsky V. V. (2003), General framework of pedagogic, Publishing center. Academia, Moscow.
3. Ozhegov, S.I. (2015), Dictionary of the Russian language, Oniks, Mir i Obrazovanie, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2018
УДК 796.412.2
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ В СОФИИ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Почетный судья (FIG), Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории^Ю), Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Ирина Александровна Винер-Усманова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Тридцать шестой чемпионат мира по художественной гимнастике состоялся в Болгарии и принял 368 лучших гимнасток из разных стран. В индивидуальной программе выступили: 121 спортсменка из 61 страны, а в групповой - 207 гимнасток из 36 стран. В формате индивидуальной
программы были квалификационные соревнования, определявшие результаты командных соревнований, финалисток в многоборье и в отдельных видах; командные соревнования; финал по многоборью; финалы по отдельным видам. Групповая программа включала основные соревнования, определявшие результаты в многоборье и группы финалистов в видах соревнований; финалы по видам многоборья. На чемпионате мира разыгрывались девять комплектов медалей. Важным является тот факт, что в художественной гимнастике впервые уровень исполнительского мастерства спортсменок оценивали по правилам с открытой шкалой компонента «сложность».
Ключевые слова: чемпионат мира по художественной гимнастике, компоненты исполнительского мастерства спортсменок, виды многоборья, правила соревнований, шкала оценки, индивидуальная и групповая программа.
ANALYSIS OF THE WORLD RHYTHMIC GYMNASTICS CHAMPIONSHIP
RESULTS IN SOFIA
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, Honorary judge (FIG), Elena Sergeevna Kryuchek, the candidate ofpedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG), Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Irina Aleksandrovna Viner-Usmanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored trainer of Russia, Olga Anatolyevna Dveyrina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksandra Aleksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport
and Health, St. Petersburg
Annotation
The thirty sixth World Cup in rhythmic gymnastics was held in Bulgaria and accepted 368 best gymnasts from the different countries. In the individual program acted: 121 sportswomen from 61 countries, and in group - 207 gymnasts from 36 countries. In the format of the individual program there were qualification competitions defining results of the command competitions, finalists in all-round and in separate types; the command competitions; the final on all-round; the finals by separate types. The group program included the main competitions defining results in all-round and groups of finalists in types of competitions; the finals by types of all-round. In the World Cup nine sets of medals were played. The fact that in rhythmic gymnastics for the first time the level of mastery of sportswomen was estimated by rules with an open scale of the complexity component is important.
Keywords: World Cup in rhythmic gymnastics, components of mastery of sportswomen, types of all-round, rule of competitions, assessment scale, individual and group program.
Главный старт текущего годичного цикла позволяет судить о соотношении сил на мировой арене, а также определить тенденции дальнейшего развития художественной гимнастики как дисциплины олимпийской программы [1-9, 11-15]. Изменения в основном документе - правилах соревнований Международной федерации гимнастики способствовали прогрессу координационной сложности соревновательной композиции, заключающейся в необходимости одновременно решать двигательные задачи на разных иерархических уровнях управления построения движений [10]
На чемпионате мира в Софии Россию представляли три гимнастки индивидуальной программы: Аверина Арина, Аверина Дина и Солдатова Александра. Определение общего командного результата осуществлялось по результатам квалификационных соревнований. Аверина Арина выступала во всех видах многоборья (обруч, мяч, булавы, лента); Аверина Дина - в упражнениях с обручем, мячом, булавами; Солдатова Александра - в упражнениях с обручем, мячом, и лентой. Гимнастки должны были выступить в 10 упражнениях, из которых 8 лучших оценок регистрировались для определения командных результатов. При определении состава финалисток в многоборье учитывались оценки лучших выступлений гимнасток в трех видах соревнований. Результаты российских гимнасток квалификационных соревнований по многоборью соответствовали: Аверина Дина - первый результат (60,800 балла), Солдатова Александра - второй результат (60,275 балла) и Аверина
Арина - третий результат (60,000 балла). В соответствии с регламентом соревнований к выступлениям в финалах по многоборью допускались 24 спортсменки (не более двух гимнасток от национальной федерации) (таблица 1).
Таблица 1 - Итоги 36-го чемпионата мира в многоборье индивидуальной программы
Место Обруч Мяч Булавы Лента Сумма
1. Аверина A-(RUS) 21,000 20,650 20,800 19,000 81,450
2. Ашрам Л. (ISR) 20,400 19,750 20,650 18,900 79700
3. Солдатова А. (RUS) 21,275 20,400 20,450 18,900 79,175
4. Никольченко В. (UKR) 19,150 19,150 19,350 16,900 74,550
5. Галкина К. (BLR) 18,200 18,900 18,675 18,500 74,275
6. Тасева К. (BUL) 18,800 19,700 17,600 17,850 73,950
7. Балдассарри М. (ITA) 19,200 17,800 18,150 18,250 73,400
8. Зенг Л. (USA) 19,450 18,400 18,050 17,450 73,350
Конкуренция за лидерство в многоборье продолжалась на протяжении всех видов индивидуальной программы, она проходила между российскими спортсменками и европейскими гимнастками из Израиля, Болгарии, Белоруссии, Италии, Украины.
На чемпионате мира в Софии российские гимнастки продемонстрировали уникальные композиции, насыщенные сложными, оригинальными элементами и соединениями. Оценки трудности лидеров мировой художественной гимнастики в упражнениях с разными предметами значительно увеличились по обеим составляющим - трудности тела -более 5,000 баллов (Difficulty Body) и трудности предмета - до 7,100 баллов (Difficulty Apparatus). Одновременно стали предъявляться более высокие требования к качеству исполнения артистической и технической составляющих упражнений. Оценки за исполнение выше 9,000 балла получали только гимнастки, не допустившие значительных ошибок (Аверина Д., Солдатова А.). Российские гимнастки индивидуальной программы продолжают занимать лидирующие позиции в мировом рейтинге, но все же серьезную конкуренцию им создают опытные спортсменки из других стран. Преимущество нашим гимнасткам обеспечивает высокий уровень ценности элементов тела и «трудности» предмета. Упражнения наших гимнасток отличаются интересными композициями, наличием образа, передаваемого специфичными движениями, сочетающимися с музыкальным сопровождением и костюмами. Дальнейшую подготовку к главным соревнованиям следующего 2019 года нужно сосредоточить на повышении надежности исполнения и психологической устойчивости в соревновательной деятельности гимнасток.
Спортсменки групповой программы соревновались в многоборье и в отдельных видах. В многоборье группы гимнасток выполняли два вида упражнений: с одинаковыми предметами - пятью обручами и с разными предметами - двумя скакалками и тремя мячами. Основными соперницами россиянок были спортсменки Италии, Болгарии и Украины. В составе российской сборной выступили: Кравцова Мария, Леванова Евгения, Полякова Ксения, Татарева Анастасия, Толкачева Мария, Шишмакова Анастасия. На этом чемпионате мира по результатам многоборья определялась квота (три места) для участия в Олимпиаде - 2020. Российские спортсменки продемонстрировали высокий уровень исполнительского мастерства и успешно выполнили эту задачу (таблица 2).
Таблица 2 - Итоги 36-го чемпионата мира в многоборье групповой программы
Национальная группа Упражнение с пятью обручами (место) Упражнение с тремя мячами + двумя скакалками (место) Многоборье
1. Россия 23,250 (1) 23,050 (1) 46,300
2. Италия 22,775 (2) 22,050 (3) 44,825
3. Болгария 19,700 (6) 22,350 (2) 42,050
4.Украина 19,900 (4) 21,250 (4) 41,150
5. Япония 19,750 (5) 20,900 (5) 40,650
6. Белоруссия 20,000 (3) 19,200 (7) 39,200
7. Азербайджан 19,200 (7) 19,900 (6) 39,100
8. Франция 18,700 (8) 18,350 (12) 37,050
Подводя итог выступлениям российских спортсменок на 36-ом чемпионате мира в Софии, необходимо подчеркнуть, что в олимпийских видах программы гимнастки успешно лидировали как в индивидуальных, так и в групповых упражнениях, выполнив план-задание. Однако, ошибки, допущенные спортсменками в отдельных видах многоборья, свидетельствуют о необходимости повышения соревновательной надежности на последующих этапах подготовки к главному старту четырехлетия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2017 в Будапеште / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 110-114.
2. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-93.
3. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.
4. Винер, И.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.
5. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Вене / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Н.И. Кузьмина, Е.А. Пирожкова, Е.Ю. Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 151-154.
6. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Киеве / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Т.К. Сахарнова, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 167-170.
7. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Баку / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 164-168.
8. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Измире / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 128-132.
9. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2016 в Холоне (Израиль) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 133-137.
10. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова, О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 256-261.
11. Анализ выступления спортивной сборной команды России по художественной гимнастике в Рио-де-Жанейро / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 186-189.
12. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 1 (35). - С. 35-38.
13. Результаты чемпионата мира по художественной гимнастике в Штутгарте / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 195-199.
14. Соотношение сил в художественной гимнастике на Европейском помосте - 2015 / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 160-164.
15. Соотношение сил в мировой художественной гимнастике в начале нового олимпийского цикла / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 220-223.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. (2017), "Analysis of results of the European championship in rhythmic gymnastics - 2017 in Budapest", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 110-114.
2. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
3. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
4. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
6. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
7. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.
8. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.
9. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2016), "Analysis of the European rhythmic gymnastics championship results - 2016 in Holon (Israel)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 133-137.
10. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N., Viner-Usmanova I.A. and Dveyrina O.A. (2018), "Analysis of results of the European championship on rhythmic gymnastics - 2018 in Spain (Guadalajara)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 256-261.
11. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2018), "Analysis of performance of Russian sports national team of rhythmic gymnastics in Rio de Janeiro", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 186-189.
12. Dveyrina, O.A. (2008), "Coordination abilities: concept definition, classification of forms of manifestation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 35-38.
13. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Stuttgart", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 195-199.
14. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2015), "Ratio of forces in rhythmic gymnastics on the European podium - 2015", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 160-164.
15. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2017), "Ratio of forces in world rhythmic gymnastics at the beginning of a new Olympic cycle", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 220-223.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2018
УДК 796.912
ВЛИЯНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ФАКТОРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЯЮЩИХ
ВОЗДЕЙСТВИЙ НА РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФИГУРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Александр Константинович Тихомиров, доктор педагогических наук, профессор, Константин Степанович Дунаев, доктор педагогических наук, профессор, Ирина Олеговна Черепанова, аспирант, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Андрей Михайлович Грошев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский авиационный институт (МАИ) «Стрела», Жуковский МО
Аннотация
Современная система подготовки спортсменов сформировалась в результате длительного исторического периода развития теории и методики спорта. Успешность функционирования данной