Научная статья на тему 'Техническая подготовка футболистов на этапе начальной подготовки'

Техническая подготовка футболистов на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1920
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / TECHNOLOGY / TECHNICAL TRAINING / BASIC ELEMENTS / THE INITIAL STAGE OF TRAINING / YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носаева Марина Михайловна, Михайлов Андрей Юрьевич

В статье рассматривается современное состояние проблемы совершенствования технической подготовки юных футболистов и определяется оптимальная последовательность изучения техники футбола, а также выделяются базовые способы выполнения технических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носаева Марина Михайловна, Михайлов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION

The article considers the current state of the problem of improving the technical training of young footballers and determines the optimal sequence of studying football techniques and also identifies the basic ways of performing technical tricks.

Текст научной работы на тему «Техническая подготовка футболистов на этапе начальной подготовки»

УДК 796.01

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

TECHNICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION

Носаева Марина Михайловна

магистрант

факультет естественнонаучного образования, физической культуры

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Nosayeva Marina Mikhaelovna master student

faculty of ""Natural-science education, physical culture and health and safety""

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Михайлов Андрей Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Mikhaylov Andrey Yuryevich candidate of pedagogical sciences, associate professor department ""Theories and Techniques of Training in Physical Culture

and Health and Safety"" Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние проблемы>/ совершенствования технической подготовки юны^х футболистов и определяется оптимальная последовательность изучения техники футбола, а также вы^щеляются базовые способы! вы^толнения технических приемов.

Abstract. The article considers the current state of the problem of improving the technical training of young footballers and determines the optimal sequence of studying football techniques and also identifies the basic ways of performing technical tricks.

Ключевые слова: техника; техническая подготовка; базовые элементыы начальный этап обучения, юные футболисты!.

Keywords: technology; technical training; basic elements, the initial stage of training, young football players.

Актуальность исследования. В настоящее время спорт как общественное явление оказывает значительное влияние на формирование современного

человека в духовном и физическом плане, а также определяет его стремление к наиболее совершенному проявлению своих способностей. Спорт является ориентиром, средством, моделью достижения физического совершенства на всем протяжении жизни человека.

Престижная функция - одна из наиважнейших социальных функций современного спорта, включая футбол и реализация этой функции отражает уровень развития футбола в той или иной стране. Учитывая это, в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта РФ на 2016-2020годы», принятой Правительством Российской Федерации в январе 2015 года, достойное выступление на крупнейших международных соревнованиях является одной из основных целей политики государства в области физической культуры и спорта.

Наша страна, к сожалению, длительное время не может выйти на уровень сильнейших футбольных держав в мире, и об этом свидетельствуют результаты участия лучших клубных команд, а также национальной сборной, в крупнейших международных соревнованиях.

Основой спортивного мастерства футболистов является техническая подготовленность. Ее уровень определяет результативность и зрелищность игры (А. Чанади, 2008; В. В. Суворов, 2006; А. П. Золотарев, 2007; С. В. Голомазов, Б. Г, Чирва, 2002; Ж. Л. Чесно, Ж. Дюрэ, 2002; А. П. Герасименко, 2002). Достижение высоких спортивных результатов зависит именно от того, насколько полно владеет футболист всем многообразием техники футбола, как умело и эффективно применяет их в вариативных условиях соревновательной деятельности, при противодействии со стороны игроков команды соперника, а часто при прогрессирующем утомлении.

Постоянная интенсификация игровой деятельности, которая характерна для футбола последних десяти лет, требует от игроков умения эффективно и быстро выполнять технико-тактические приемы в условиях лимита пространства и времени, неожиданно меняющейся обстановки, противоборства со стороны соперников.

В последнее время специалисты футбола отмечают отставание наших спортсменов от лучших зарубежных футболистов в технике владения мячом. Первоначальные причины такого отставания на уровне команд мастеров и сборных команд видятся в совершенно недостаточной эффективности обучения технике футбола спортсменов именно в юном возрасте. Многие специалисты по футболу и ведущие тренеры отмечают невысокий уровень технической подготовленности выпускников ДЮСШ по футболу, который значительно уступает выросшим требованиям современного футбола. Ведь не каждому выпускнику спортивных школ удается соответствовать уровню технического мастерства игроков команд мастеров.

Отставание в качестве усвоения техники футбола на этапе начального обучения негативно влияет на дальнейшую подготовку юных футболистов, поскольку практика показывает, что приемы, выполняемые с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают таковыми и остаются в пору спортивной зрелости. Поэтому большинство футболистов, прошедших полный курс обучения в ДЮСШ, не могут пробиться в элиту большого футбола и лишь единицы достигают уровня мастеров международного класса.

Можно сделать вывод, что повышение уровня спортивного мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с улучшением качества подготовки резерва (А. А. Сучилин, 2007; А. П. Золотарев, 2007;) Чем эффективнее будет осуществляться процесс обучения технике футбола на этапе начальной подготовки, тем успешнее можно будет вести борьбу за высоты мирового футбола.

В последнее время внимание специалистов сосредоточивается не только на разработке методики тренировки высококвалифицированных футболистов, но и на дальнейшем совершенствовании системы подготовки спортивных резервов.

Были разработаны теоретико-методические основы системы подготовки резерва для профессионального футбола (А. А. Сучилин, 2001, 2007; С. Н. Андреев, 2008), А. П. Золотаревым (2007) а также рассмотрены вопросы оптимизации структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в российском футболе. Разработаны учебная и поурочная программы для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ (С. Н. Андреев, 2005, 2006),подготовлены и изданы учебные пособия по подготовке юных футболистов (С. Н. Андреев, 2006; А. П. Лаптев, А. А. Сучилин, 2003; А. А.Сучилин, 2007).

Несмотря на это остаются малоизученными вопросы оптимизации содержания и процесса технической подготовки юных футболистов на начальном этапе обучения в ДЮСШ, когда закладываются основы техники футбола.

Существование противоречия между необходимостью повышения качества технической подготовки юных футболистов на начальном этапе обучения в ДЮСШ и недостаточной научной разработанностью этой проблемы в теории и методике футбола обуславливает актуальность исследований, направленных на его разрешение.

С учетом этого противоречия проблема исследования была сформулирована следующим образом: каковы теоретические и организа-ционно-методи-ческие основы совершенствования методики технической подготовки юных футболистов на начальном этапе обучения в ДЮСШ.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс юных футболистов.

Предмет исследования: совершенствование методики технической подготовки юных футболистов на начальном этапе обучения.

Гипотеза исследования: исследование осуществлялось на основе предположения о том, что повышение эффективности технической подготовки юных футболистов на начальном этапе обучения возможно, если:

1) выделить базовые элементы и базовые способы выполнения технических приемов и разработать с их учетом классификацию техники футбола;

2) определить с их учетом последовательность обучения технике футбола, обеспечивающую оптимальные условия для осуществления положительного переноса приобретенных знаний и умений на усвоение нового учебного материала;

Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы совершенствования технической подготовки юных футболистов и на этой основе теоретически обосновать подходы к ее решению.

2. Выявить базовые элементы техники футбола и базовые способы выпол-

нения технических приемов, разработать на этой основе классификацию техники футбола и определить оптимальную последовательность изучения техники футбола.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.

Современные тенденции развития футбола характеризуются универсализацией игры, но анализ эффективности технико-тактических действий в соревновательной деятельности футболистов разных возрастных групп свидетельствует о большом проценте брака, особенно потерь мяча, при переходе от одного технического приема к другому. Обучение техническим приемам в группах начального обучения детей проходит последовательно: все приемы изучаются отдельно. Многие ведущие тренеры отмечают недостаточный уровень технической подготовленности юных футболистов после обучения в группах начальной подготовки. Отставание в качестве усвоения техники футбола в раннем возрасте отрицательно влияет на дальнейшую техническую подготовленность футболистов, поскольку, как показывает практика, приемы, выполняемые с высоким процентом брака на этапах начальной подготовки, продолжают оставаться такими же и в период спортивной зрелости [1].

В последние годы внимание специалистов сосредоточено не только на разработке методики тренировки высококвалифицированных футболистов, но и на дальнейшем совершенствовании системы подготовки спортивных резервов. Эффективный процесс обучения спортивной технике должен основываться на знаниях о модели техники двигательных действий, реализуемых спортсменами высокой квалификации в условиях соревновательной деятельности. Несмотря на научную ценность и важность этих работ, основные их положения являются общетеоретическими и не имеют методических рекомендаций в соответствии со спецификой вида спорта. Так как техника движений очень сложная, выполняется в условиях постоянного противодействия соперников, лимита времени и зависит от развития физических качеств, тактического фрагмента игры и т.д., то определить ее наиболее рациональный вариант не удается. Анализ литературных источников показал, что на современном этапе в футболе разрабатываются и внедряются различные методики совершенствования процесса технической подготовки. Ученые в области спорта постоянно работают над проблемой поиска путей совершенствования технической подготовки футболистов. Анализ специальной литературы указывает на необходимость совершенствования процесса технической подготовки футболистов на начальном этапе подготовки. Поэтому особую актуальность приобретают исследования по проблеме обоснования рационального планирования технической подготовки юных футболистов [3].

Под базовым способом выполнения технического приема нами понимается целостное двигательное действие: 1) усвоение которого создает оптимальные условия для успешного усвоения остальных способов технического приема благодаря эффекту положительного переноса. 2) в структуре которого представлены все его базовые элементы;

В свою очередь, базовыми элементами остановки движущегося навстречу мяча являются вынос звена тела навстречу мячу и уступающее движение, остановки опускающегося мяча после отскока - накрывание мяча, обводки -

изменения скорости и направления передвижения с мячом, последовательности выполнения действий с мячом, удара по мячу головой и вбрасывания мяча руками - хлест ногами, туловищем и руками, удара по мячу ногой - жесткая фиксация ноги во всех суставах в момент удара. Удары по мячу ногой могут выполняться тремя способами: с замахом и хлестом; без замаха; без замаха и хлеста [4].

Базовыми способами технических приемов передвижения в футболе являются: бег, остановка шагом, прыжок толчком одной ноги, поворот в сторону опорной ноги. Базовыми способами технических приемов с мячом выступают: удары по мячу серединой подъема и внутренней стороной стопы, ведение мяча серединой подъема, остановка опускающегося мяча подошвой, «убирание мяча внутренней частью подъема», остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы финты «ложная остановка мяча», «финт туловищем», «ложный замах», удар по летящему навстречу мячу серединой лба. Юных футболистов нужно обучать технике футбола в последовательности - базовые элементы техники - базовые технические приемы - остальные способы выполнения технических приемов. При этом в первую очередь изучается техника передвижений, а затем - техника владения мячом [2].

Задачи технической подготовки юных футболистов согласуются с последовательностью обучения технике футбола. Нами были выделены этапы технической подготовки:

1) этап обучения базовым элементам техники, направленный на формирование обобщенной ориентировочной основы базовых элементов техники футбола, мотивационной и координационной готовности к обучению;

2) этап обучения техническим приемам и их согласованному выполнению в структуре целостного двигательного действия;

3) этап формирования умений выполнять технические приемы в движении и во взаимодействии с партнерами;

4) этап формирования умений применять технические приемы в условиях игры (при противодействии соперников).

Таким образом, решение задач технической подготовки на каждом из вышеперечисленных этапов существенно повышает эффективность усвоения учебного материала на начальном этапе обучения технике футбола и содействует повышению уровня развития умений применять технические приемы в различных сочетаниях, формированию умений высокой степени вариативности и формированию умений применять технические приемы для решения тактических задач.

Литература

1. Андреев С. Н. Мини-футбол. Многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах : монография / С. Н. Андреев. В. С. Левин, Э. Г. Алиев; под общей ред. С. Н. Андреева. — М. : Советский спорт, 2008. — 304 с.

2. Андреев С. Н. Мини-футбол (футзал) : примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / С. Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М. : Советский спорт, 2008. — 96 с.

3. Андреев С. Н. Мини-футбол в школе / С. Н. Андреев, Э. Г Алиев. — 2-е изд., исправ. и доп. - М. : Советский спорт, 2006. — 224 с.

4. Шамардин А. А. Комплексная функциональная подготовка юных футболистов : монография. — Саратов : Научная Книга, 2012.

References

1. Andreev S. N., Levin V. S., Aliev E. G. Mini-futbol. Mnogoletnyaya podgotovka yunyh futbolistov v sportivnyh shkolah [Mini-futbol. Long-term training of young football players at sports schools]. Moscow, Sovetskij sport Publ., 2008, 304p.

2. Andreev S. N., Aliev E. G, Levin V. S, Eremenko K V. Mini-futbol (futzal) : primernaya programma dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Mini-futbol (futsa): approximate program for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve ]. Moscow, Sovetskij sport Publ,, 2008, 96p.

3. Andreev S. N., Aliev E G. Mini-futbol v shkole [Mini-futbol at school]. 2-th ed. Moscow, Sovetskij sport Publ,, 2006, 224p.

4. Shamardin A. A. Kompleksnaya funkcional'naya podgotovka yunyh futbolistov [Complex functional training of young football players]. Saratov, Nauchnaya Kniga Publ,, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.