УДК 796.01
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN FOOTBALL PLAYERS OF 10-12 YEARS
Зубков Иван Владимирович
студент
факультет «Естественнонаучного образования, физической культуры
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Zubkov Ivan Vladimirovich student of group Han of FBB-31 faculty of "Natural-science education, physical culture and health and safety"
Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Михайлов Андрей Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теории и методики обучения физической культуре
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Mikhaylov Andrey Yuryevich candidate of pedagogical sciences, associate professor department "Theories and Techniques of Training in Physical Culture
and Health and Safety" Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние проблемы развития координационных способностей футболистов 10-12 лет и определяется сущностная характеристика развития координационных способностей юных футболистов, а также выделяются средства и методы развития координационных способностей.
Abstract. In article the current state of a problem of development of coordination abilities of football players of 10-12 years is considered and intrinsic characteristic of development of coordination abilities of young football players is defined and also funds and methods of development of coordination abilities are allocated.
Ключевые слова: развитие; координационные способности; футбол, юные футболисты.
Keywords: development; coordination abilities; soccer, young football players.
Актуальность исследования. Современные тенденции развития футбола требуют в процессе базовой подготовки юных футболистов постоянного совершенствования их технического мастерства. Практика показывает, что достигнуть этого в большей степени можно посредством совершенствования
специальных координационных способностей.
Двигательная активность детей и подростков выступает в качестве важнейшего фактора, обеспечивающего реализацию генетической программы возрастного развития. Большинство из них испытывает в современных условиях недостаток естественной двигательной активности. Восполнение этого дефицита использованием различных форм занятий физическими упражнениями должно быть правильно организовано, основываться на знании закономерностей возрастного развития ребенка. Задерживающее влияние на процессы роста и биологического созревания может оказывать не только недостаточная, но и избыточная физическая активность. Следовательно, необходимо знать ее оптимальные дозы, которые по мере роста организма не остаются постоянными.
Футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, где к игрокам предъявляются повышенные требования по координированному проявлению физических качеств и выполнению технико-тактических действий в постоянно меняющихся игровых ситуациях. И от того, насколько уверенно и точно футболист выполняет технические приемы в конкретном игровом моменте, зависит командный успех. При всем многообразии технико-тактических действий, выполняемых в соревновательной деятельности, основными, определяющими конечный результат - выигранный матч, являются передачи мяча и удары по воротам. На протяжении многолетнего процесса занятий футболом происходит совершенствование выполнения отдельных элементов технико-тактических действий, которое строится на достаточно высоком уровне развития технической подготовки, заложенной на начальном этапе обучения [А. П. Лаптев, А. А. Сучилин, 1983].
Процесс совершенствования координационных способностей у футболистов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Специалисты отмечают, что важнейшим критерием, обуславливающим в будущем высокие результаты в футболе и, тем самым, определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень развития координационных способностей [С.Н. Андреев. В.С. Левин, Э.Г. Алиев, 2008].
Обратим внимание на то, что в последние годы появились первые работы, авторы которых пытаются обосновать тесты для диагностики ведущих координационных способностей футболистов в целях их использования в процессах отбора в секции для занятий футболом. Такие авторы как [С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Еременко, 2008].
Следует подчеркнуть, что такого типа работ выполнено, пока, очень мало. Кроме того, многие рекомендованные и используемые в практике тесты оценивают скорее "общую ловкость", "координацию движений" или фрагментарные элементы координационной сферы футболистов.
Таким образом, выявленные противоречия между необходимостью совершенствования методики развития координационных способностей у футболистов 10-12 лет, и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике физической культуры определило проблему исследования и побудило нас избрать для исследования тему: Развитие координационных способностей у футболистов 10-12 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс футболистов 10 - 12
лет;
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у футболистов 10 - 12 лет;
Цель исследования: исследовать уровень развития координационных способностей у футболистов 10 - 12 лет;
Цель работы определила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности юношей 10 - 12 лет;
2. Рассмотреть характеристику координационных способностей;
3. Раскрыть средства и методы развития координационных способностей;
4. Выявить значение и роль координационных способностей в мини -футболе;
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
Выводы. Анатомо-физиологические особенности юношей 10-12 лет значительно отличается от старшего школьного возраста. В 10-12 лет заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Но, тем не менее, функция дыхания остается еще не совершенной (слабость дыхательных мышц). В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Масса сердца приближается к норме взрослого человека. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу.
Основным компонентом координационных способностей у футболистов в 10-12 лет являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Проявление координационных способностей зависит от множества факторов: способности человека к точному анализу движения, деятельности различных анализаторов, сложности двигательного задания, уровня развития других физических способностей, смелости, решительности, возраста, общей подготовленности и т.д.
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств, для воздействия на координационные способности. Основным средством совершенствования координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны (гимнастические упражнения динамического характера, освоение правильной техники естественных движений, а так же подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности). Для развития координационных
способностей используют методы, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании двигательных навыков: целостного упражнения, расчлененного упражнения, стандартного упражнения, вариативного (переменного) упражнения, игровой и соревновательный.
Специфика игровой деятельности в футболе предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей спортсменов. И от того насколько уверенно и точно футболист выполняет технические приемы в конкретном игровом моменте, зависит командный успех. При всем многообразие технико-тактических действий, выполняемых в соревновательной деятельности основными, определяющими конечный результат - выигранный матч, являются передачи и удары по воротам.
Таким образом, можно говорить о многокомпонентности структуры координационных способностей футболистов, что является одной из причин сложности и недостаточной изученности вопросов их развития в теории и методике футбола.
Литература
1. Андреев С. Н. Мини-футбол. Многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах [Текст] : монография / С. Н. Андреев. В. С. Левин, Э. Г Алиев; под общей ред. С. Н. Андреева. — М. : Советский спорт, 2008. — 304 с.
2. Андреев С. Н. Мини-футбол (футзал) : примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / С. Н. Андреев, Э. Г Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. -М. : Советский спорт, 2008. — 96 с.
3. Лаптев А. П. Юный футболист : учеб. пособие для тренеров / под общ. ред. А. П. Лаптева и А. А. Сучилина. - М. : Физкультура и спорт, 1983. —174 с.
Raferences
1. Andreyev, S.N. Mini-futbol. Long-term training of young football players at sports schools [Text]: monograph / S.N. Andreyev. VS. Levin, E.G. Aliyev; under the general editorship of S.N. Andreyev. — M.: Sovetsky Sport, 2008. — 304pages.
2. Andreyev, S.N. Mini-futbol (futsal): approximate program for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve [Text] for children and young people /S.N. Andreyev, E.G. Aliyev, VS. Levin, K. V. Eremenko. - M.: Sovetsky Sport, 2008. — 96 pages.
3. Laptev, A.P. Young football player. Studies. a grant for trainers. Under a general edition of A.P. Laptev andA.A. Suchilin. - M.: FIS, 1983. -174pages.