Научная статья на тему 'Обоснование методики развития специфических координационных способностей в тренировочном процессе юных футболистов'

Обоснование методики развития специфических координационных способностей в тренировочном процессе юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ / COORDINATION ABILITIES / DIFFERENTIATED APPROACH / THE TRAINING PHASE OF FOOTBALL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горлова Юлия Ивановна, Логвинов Михаил Валерьевич

В статье обосновывается роль и место координационных способностей в тренировочном процессе юных футболистов; показана необходимость разработки экспериментальной методики развития координационных способностей и методических подходов к дифферен-цированному использованию специальных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горлова Юлия Ивановна, Логвинов Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIONALE OF METHODS OF DEVELOPMENT OF SPECIFIC COORDINATION ABILITIES IN THE TRAINING PROCESS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

The article substantiates the role and place of coordination abilities in the training process of young players; shows the need to develop an experimental methodology for the development of coordination abilities and methodological approaches to the differentiated use of special exercises

Текст научной работы на тему «Обоснование методики развития специфических координационных способностей в тренировочном процессе юных футболистов»

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

THE RATIONALE OF METHODS OF DEVELOPMENT OF SPECIFIC COORDINATION ABILITIES IN THE TRAINING PROCESS

OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Горлова Юлия Ивановна

доцент, к.пед.н.

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Gorlova Julia Ivanovna Professor, candidate of pedagogics Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Логвинов Михаил Валерьевич

бакалавр

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия LogvinovMikhail Valerievich

Bachelor

Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье обосновы^/вается роль и место координационны^/х способностей в тренировочном процессе юных футболистов; показана необходимость разработки экспериментальной методики развития координационных способностей и методических подходов к дифференцированному использованию специалыны^х упражнений.

Abstract. The article substantiates the role and place of coordination abilities in the training process of young players; shows the need to develop an experimental methodology for the development of coordination abilities and methodological approaches to the differentiated use of special exercises

Ключевые слова: координационные способности, дифференцированный подход, тренировочныэй этап подготовки футболистов

Key words: coordination abilities, a differentiated approach, the training phase of football training

Актуальность. Проблема двигательных способностей - одна из наиболее значимых в теории и практике подготовки спортивного резерва [2]. Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности. В связи с тем, современный футбол связан с высокой интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных

движений [4], поэтому разработка проблемы координационных способностей представляется в настоящее время особо актуальной.

О высокой значимости и необходимости теоретической и экспериментальной разработки проблемы координационных способностей свидетельствует возросшее число публикаций в научной литературе.

Взгляды многих специалистов совпадают в том, что координационные способности являются предпосылкой успешного освоения техники вида спорта [1,5,6]. Это позволяет говорить о том, что основой для успешной соревновательной деятельности в спортивных играх является технико-тактическая подготовленность, а предпосылкой к успешному освоению основ футбола будет высокий уровень развития координационных способностей [3]. Следовательно, целенаправленное совершенствование специфических координационных способностей (важнейших для данного вида спорта) в благоприятные для этого периоды, даст возможность более успешного освоения технико-тактического арсенала игры в футбол и его применения в соревновательной деятельности.

Вместе с тем, анализ литературы показывает, что многие аспекты проблемы координационных способностей юных футболистов требуют дальнейшей разработки.

Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование дифференцированной методики развития специфических координационных способностей у футболистов на тренировочном этапе спортивной подготовки.

Объектом исследования выступает дифференцированная методика развития специфических координационных способностей у футболистов на тренировочном этапе спортивной подготовки.

Предметом исследования является методика применения средств для эффективного развития специфических координационных способностей.

Гипотеза - предполагалась, что разработанная методика, направленная на развитие координационных способностей, позволит повысить качество подготовки юных футболистов на тренировочном этапе спортивной подготовки.

Задачи исследования:

- определить место, задачи и содержание координационной тренировки в системе подготовки футболистов;

- разработка и экспериментально обосновать дифференцированную методику развития специфических координационных способностей у футболистов на тренировочном этапе спортивной подготовки.

Методы исследования — для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных; опрос (анкетирование, беседы), метод экспертных оценок; педагогические наблюдения; тестирование; педагогический эксперимент; математическая статистика.

Исследование проводилось с февраля по май 2018 г. В педагогическом эксперименте приняли участие юные футболисты БУ ОО ДО СДЮСШОР «Русичи» (г. Орел) - контрольная и экспериментальная группы, которые были в начале эксперимента относительно однородные по своему составу и по уровню подготовленности в координационных способностях. В контрольной группе тренировочные занятия проводились, согласно типовой программе

спортивных школ. Экспериментальная группа тренировалась по разработанной нами методике, где совокупность педагогических условий, цели достижения, проблемных заданий, средств сознательного выполнения и самоконтроля действий, обеспечивали эффективность развития специфических координационных способностей у юных футболистов. Содержание и сочетание тренировочных средств осуществлялось по следующему алгоритму:

- «стандартный повтор» - для повышения точности дифференцирования мышечных усилий футболистам предлагалось пять раз повторить (воспроизвести) задание при выполнении упражнений;

- «смежные задания» - чередование двух близких по характеру заданий. Футболисты должны были минимально изменять максимальный результат в заданном упражнении;

- «контрастные задания» - дифференцирование при чередовании отдаленных по характеру упражнений. Футболисты я должны были значительно изменять максимальный результат в предложенных упражнениях;

- «сближаемые задания» - чередование сначала отдаленных, а затем все более сближаемых по характеру упражнений. Выполнение данного приема представляло собой постепенный переход в ходе занятий от «контрастных» к «смежным заданиям».

Предполагалось, что умение футболистов управлять собственными двигательными действиями определяется уровнем развития специфических координационных способностей, которые должны дифференцированно различать пространственные, временные и силовые показатели в игровой деятельности.

При статистическом анализе основного эксперимента, который проводился в течение 4 месяцев, было установлено, что в экспериментальной группе произошло значительное улучшение пространственной точности дифференцирования мышечных усилий по результатам теста «Удар мячом в цель». В целом улучшение качества составило 32% (р < 0,05). В контрольной группе этот показатель увеличился на 12% (р > 0,05).

Изменение точности силы удара правой и левой ногой у футболистов экспериментальной и контрольной групп составили, соответственно, 6,8 % и 2,7 %.

Установлено, что результаты дифференцирования временного отрезка (15 с) и точности отмеривания пятисекундного интервала в ЭГ улучшились, соответственно, у футболистов экспериментальной группы на 0,6 с и 0,2 с (6,7 %) у футболистов контрольной группы

В контрольном тесте «Бег к пронумерованным медицинболам» у футболистов экспериментальной группы результаты выросли на 1,0 с (9,8 %). В контрольной группе этот прирост не достиг статистической значимости и составил 0,3 с.

Таким образом педагогическая эффективность разработанной методики подтверждается достоверными отличиями показателей специфических координационных способностей футболистов контрольной и экспериментальной групп (р<0,05). Положительный эффект у футболистов экспериментальной группы сохранялся на протяжении трех месяцев после окончания курса специальной физической подготовки. Из чего можно заключить, что

дифференцированный подход повышает эффективность занятий, оптимизирует процесс обучения и является одним из наиболее эффективных способов использования скрытых резервов организма человека.

Разработка и научное обоснование развития специфических координационных способностей у футболистов на тренировочном этапе спортивной подготовки с преимущественным использованием в годичном цикле подготовки упражнений координационного характера с решением конкретных двигательных задач представляет значительные возможности для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

Литература

1. Горская И. Ю, Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья : монография.. Омск: б. и., 2000. - 212 с.

2. Дьячков В. М. О сенсорной основе технико-тактического мастерства // Теория и практика физической культуры/. 1975. № 7. С.5-8.

3. Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте : история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры/. 1995. № 11. С. 16-23.

4. Лях В. И. Критерии определения координационных способностей спортсменов // Теория и практика физической культуры/. 1991. №11. С. 17-20.

5. Лях В. И., Витковски 3., Жмуда В. Специфические координационны/е способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов // Теория и практика физической культуры/. 2002. №4. С. 21-25.

6. Пидоря А. М., Годик М. А., Воронов А. И. Основы/ координационной подготовки спортсменов. Омск, 1992.

References

1. Gorskaya I YU, Suyangulova L. A. Bazovye koordinacionnye sposobnosti shkol'nikov s razlichnym urovnem zdorov'ya [Basic coordination abilities of schoolchildren with different levels of health]. Omsk, 2000, 212 p.

2. Dyachkov V. M. O sensornoj osnove tekhniko-takticheskogo masterstva [About the sensory basis of technical and tactical skill]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1975, no. 7, pp. 5-8.

3. Lyakh V. I Koordinacionno-dvigatel'noe sovershenstvovanie v fizicheskom vospitanii i sporte : istoriya, teoriya, ehksperimental'nye issledovaniya [Coordination and motor improvement in physical education and sports : history, theory, experimental studies]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1995, no. 11, pp. 16-23.

4. Lyakh V. I Kriterii opredeleniya koordinacionnyh sposobnostej sportsmenov [Criteria for determining coordination abilities of athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1991, no. 11, pp. 17-20.

5. Lyakh V. I., Vitkovski 3., ZHmuda V. Specificheskie koordinacionnye sposobnosti kak kriterij prognozirovaniya sportivnyh dostizhenij futbolistov [Specific coordination abilities as a criterion for predicting sports achievements of football players]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2002, no. 4, pp. 21-25.

6. Pidorya A. M., Godik M. A., Voronov A. I. Osnovy koordinacionnoj podgotovki sportsmenov [Coordination of preparation of sportsmen]. Omsk, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.