Научная статья на тему 'Technology of safe conducting of a skiing lesson'

Technology of safe conducting of a skiing lesson Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION (PE) / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EXPERIMENTAL PROGRAM / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / SKI TRAINING / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / HEALTHSAVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Yunak A.P.

The article deals with the problem of saving childrens health at the lessons of skiing at school. The level of knowledge by the future teachers of PE ski training is traced, technology of safe conducting of a skiing lesson is worked out and tested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Technology of safe conducting of a skiing lesson»

ТЕХНОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

TECHNOLOGY OF SAFE CONDUCTING OF A SKIING LESSON

А. П. Юнак

В статье рассмотрена проблема сбережения здоровья детей на уроках лыжной подготовки в школе. Проанализирован уровень знаний будущих учителей физической культуры относительно лыжной подготовки. Разработана и апробирована технология безопасного проведения урока лыжной подготовки

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровьес-бережение, экспериментальная программа, лыжная подготовка, методика.

Постановка проблемы

Здоровье - одна из фундаментальных человеческих ценностей, которая отражает социальную политику государства. Однако, несмотря на многочисленные нормативно-правовые акты и документы в области здоровьесбере-жения, решения государственной задачи по сохранению и формированию здоровья подрастающего поколения остается на декларативном уровне. По статистическим данным, заболеваемость детского населения Украины имеет устойчивую тенденцию к росту [1]. В этом контексте чрезвычайно важным становится профессионализм учителя физической культуры. Существующая система подготовки специалистов физического воспитания и спорта, способных на высоком профессиональном уровне управлять процессом физического воспитания детей, не удовлетворяет современные потребности: у большинства выпускников факультетов физического воспитания не сформирована готовность к физкультурно-оздоровительной деятельности детей, что в значительной степени определяет успешность реализации функций учителя физической культуры [2].

Значительная часть научных работ посвящена проблеме совершенствования учебных планов подготовки специалистов в области физической культуры [3].

Анализ последних исследований и публикаций

Физическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений реформирования сферы образования в Украине, поскольку это важный фактор гуманизации образования, формирование у подрастающего поколения физического и нравственного здоровья, средство совершенствования физической и психологической подготовки к активной жизни и профессиональной деятельности (А. Н. Балакирева, 2000).

В генетической программе каждого человека заложен большой физический потенциал. Вместе с тем обще-

A. P. Yunak

The article deals with the problem of saving children's health at the lessons of skiing at school. The level of knowledge by the future teachers of PE ski training is traced, technology of safe conducting of a skiing lesson is worked out and tested.

Key words: physical education (PE), healthsaving, experimental program, ski training, methodology.

признанно, что в современных условиях в Украине сложилась критическая ситуация с состоянием здоровья населения, в частности молодежи, обусловленная негативными воздействиями экологических, экономических, социальных и других факторов (С. И. Присяжнюк, 2006).

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что формированию культуры физического здоровья личности немало уделяется внимания как в современной украинской педагогике (И. Бех, И. Зязюн, 2008; С. Макси-менко, 2004; Шевченко, 2007; и др. ), так и в трудах специалистов физического воспитания (Б. Шиян, 1999; А. Куц, 1999; Е. Вильчковский, 2000; О. Курок, 2007; и др.).

Педагогическим технологиям подготовки учителя физической культуры посвящены научные работы в области профессионального физкультурного образования (О. Ша-балина, 2003, П. Пасюков, 2000; Б. Ашмарин, 1990; А. Ару-ин, 1985; Е. Каргополова, 2000; Л. Сущенко, 2003) профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры (Л. Пашкова, 1997; Б. Шияна, 2007; А. В. Тимошенко, 2001), организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в образовательно-воспитательных заведениях школьного типа (Л. Гнитецкая, 2003; С. Садырин, 1999; Н. Симон, 2001), профилактики спортивного травматизма (М. Сулейманов, 2008; В. Майер, 2003; А. Конох, 2001; Е. Брижатый, 2011). Профессиональные знания о функции и деятельности учителя физической культуры в первую очередь должны быть направлены на сохранение здоровья учащихся (А. Ежова, 2003; А. Цьось, 1998; Н. Носко 2011), особенно когда говорится о вариативности уроков физической культуры, спортивно-массовых мероприятий, организации самостоятельных занятий спортом.

В этом контексте важно оздоровительное воздействие разнообразных физических упражнений, а именно лыжной подготовки. Неслучайно в последние годы основная направленность школьной физической культуры -оздоровительная (Т. Круцевич, 2005).

Формулировка целей статьи

Наша цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения педагогических технологий лыжной подготовки будущих специалистов по физическому воспитанию.

Изложение основного материала

Исходя из анализа литературных источников, нами были разработаны тесты для проверки знаний по теории и методике проведения урока лыжной подготовки, в которую вошли вопросы методики преподавания лыжной подготовки, техники безопасности, дозирования и контроля физической нагрузки, обустройства мест занятий, подбора подводящих и подготовительных упражнений, материально- технического обеспечения, организации и проведения игр и эстафет. В результате проведения тестирования мы увидели, что в среднем доля верных ответов студентов составила 36,8%, что показывает недостаточный уровень знаний. На основе этих данных мы разработали экспериментальную программу по дисциплине «Теория и методика преподавания лыжного спорта», в основу которой легла разработанная нами «Экспериментальная программа лыжной подготовки школьников». Данная программа была создана после анализа тестов учителей школ, показавшего, что большинство учителей хотели бы иметь углубленные знания по лыжной подготовке. Руководители детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и общеобразовательных школ считают целесообразным введение региональной программы по лыжной подготовке и ответили, что хотели бы иметь новые методические материалы по методике преподавания, технике безопасности и дозированию и контролю физической нагрузки.

Большинство родителей считают необходимым проведение лыжной подготовки и хотели бы иметь в школе специалистов с новыми знаниями по методике лыжной подготовки.

Основными направлениями в разработке программы стали техника и методика обучения способам передвижения на лыжах, дозирование и контроль физической нагрузки, профилактика травматизма на уроках лыжной подготовки.

Занятия по лыжной подготовке положительно влияют на организм учащихся, существенно повышают их физическую работоспособность. Однако нередко занятия сопровождаются грубыми нарушения технологий лыжной подготовки, а те в свою очередь ведут к травмам и заболеваниям, что противоречит оздоровительной направленности физической культуры [4-5].

Целевой анализ технологий лыжной подготовки невозможен без целостного понимания входящих в него методик.

Систематичность и последовательность выполнения упражнений - это не простое чередование одного способа передвижения с другим. Последовательность обучения предусматривает логическую необходимость предыдущего. Данный принцип требует сугубо определенной, научно обоснованной системы обучения, соблюдения методической последовательности прохождения учебного материала.

Принцип доступности. Ученики успешно изучают лыжные ходы при условии, если они им доступны. Необходимо, чтобы задачи на каждом этапе обучения соответствовали воз-

можностям учащихся, перегрузки вызывают переутомление и снижают интерес детей к занятиям и их эффективность.

Принцип прочности. В процессе обучения важно не только научить школьников всем способам передвижения, предусмотренным школьной программой, привить им необходимые умения и навыки, дать теоретические знания, но и добиться прочного усвоения всего этого материала.

Принцип индивидуализации. В школу ученики приходят с разным уровнем физической и двигательной подготовленности. Этого нельзя не учитывать при обучении технике передвижения на лыжах, особенно в младших классах.

Лыжную подготовку в школе можно начинать с 1-го года обучения. В нашей программе в 1-м классе дети начинают изучать строевые упражнения с лыжами и на лыжах, повороты на месте, скользящий шаг, также мы подобрали игры для развития данных базовых упражнений.

Скользящий шаг дети изучают 3 года. Попеременный двухшажный ход со 2-го по 7-й класс. Одновременный двухшажный ход с 6-го по 8-й класс. Одновременный одношажный с 8-го по 10-й. Одновременный безшажный с 5-го по 9-й. Коньковый ход с в 8-го по 11-й класс. Переходы с хода на ход целесообразно изучать в старших классах [6], поэтому данный элемент лыжного хода мы предложили в 10-м и 11-м классе.

Изучение преодоления спусков начнется с 3-го класса изучением спуска в основной стойке, и данный базовый элемент дети закончат изучать в 6-м классе. Спуск в высокой стойке будет изучаться с 4-го по 7-й класс, а в низкой - с 5-го по 8-й.

Поворот переступанием мы предложили изучать с 5-го по 7-й класс. Поворот упором с 6-го по 8-й, а поворот на параллельных лыжах с 8-го по 10-й.

Торможение плугом дети изучат с 4-го по 6-й класс, а упором с 5-го по 8-й.

Важной составляющей урока является хороший эмоциональный фон учащихся, поэтому мы предложили проведение игр на лыжах начиная с 1-го класса и заканчивая в11-м, а эстафет - с 2-го по 11-й класс.

При изучении техники лыжных ходов мы особое внимание уделили подводящим и подготовительным упражнениям. И разработали целый комплекс упражнений в соответствии с видом базового упражнения и возраста учащихся. Также не менее важным элементом была разработка методических рекомендаций ко всем базовым упражнениям.

Физическая нагрузка - воздействие физических упражнений на организм занимающихся, а величина нагрузки - степень влияния этих упражнений. Эта степень определяется, с одной стороны, количеством и качеством физических упражнений, с другой стороны - реакцией организма на их выполнение [7].

Величина нагрузки характеризуется параметрами ее интенсивности и объема [8].

Проанализировав работы различных авторов, мы разработали методику дозирования физической нагрузки детей, в которую вошли: длина пройденной дистанции, количество повторений, время на выполнение нагрузки,

время отдыха между сериями и частота сердечных сокращения (ЧСС) во время нагрузки.

Нами были предложены следующие дистанции. В 1-м классе следует ограничиться равномерным прохождением дистанции в 500 м. С 2-го по 4-й класс эта дистанция увеличивается до 1-1,5 км, а для более подготовленных учеников - до 2 км. Начиная с 5-го класса дистанции, пройденные с равномерной скоростью, постепенно увеличиваются и достигают в 8-м классе 4 км у мальчиков и 3 км у девочек. В 9-м классе длину дистанции можно увеличить у ребят на 2 км, а у девушек на 1 км. В старших классах нагрузки соответственно увеличивается. Юноши в 11-м классе должны проходить дистанцию до 10 км с учетом выбора оптимального темпа (девушки - до 5 км).

Мы обработали много материала касательно ЧСС учащихся на уроке физической культуры, и для проверки проанализированных данных нами были проведены измерения ЧСС детей на уроке лыжной подготовки с помощью устройства polar s 610i. Монитор сердечного ритма polar s 610i имеет широкий ассортимент функций для проведения тренировок и контроля за физическими нагрузками. Нами была использована функция semples. Данная функция позволяет записывать данные ЧСС каждые 5, 15 или 60 с и рисовать графики ЧСС на тренировке. Мы записывали ЧСС каждые 5 с. Замеры ЧСС проводились в 1-11-х классах. А средние данные мы вывели у детей 1-4-х классов, 5-6-х, 7-9-х и 10-11-х классов.

У учащихся 1-4-х классов при передвижении равномерным темпом на равнинном кругу у мальчиков средняя ЧСС составляла 171 уд/мин, у девочек 174 уд/мин. У учащихся 5-6-х классов в тех же условиях ЧСС у ребят была 164 уд/мин, а у девушек 168 уд/мин. Ребята 7-9-х классов имели ЧСС 155 уд/мин, девушки 158 уд/мин. В старших классах средняя ЧСС у ребят составляла 152 уд/мин, у девушек 155 уд/мин.

Для безопасного проведения уроков лыжной подготовки важен контроль за состоянием организма учащихся. Нами были предложены методики контроля нагрузки, которые легко применять без использования медицинского оборудования.

Важным фактором сохранения здоровья во время проведения урока лыжной подготовки является соблюдение травмопрофилактических норм. Нами была предложена программа профилактики школьного травматизма на уроке лыжной подготовки. Она включала в себя четыре раздела:

1) подготовку и осуществление инструктажа (вводного, текущего, заключительного);

2) постоянный контроль техники безопасности на уроках физического воспитания;

3) выполнение гигиенических требований к спортивной одежде, обуви и месту занятий;

4) овладение приемами и методикой страховок и самостраховок.

На основе собранной и разработанной информации мы разработали: технологическую карту планирования и безопасного проведения уроков лыжной подготовки, программу «Лыжная подготовка школьников 1-11 классов» для общеобразовательных школ, экспериментальную про-

грамму по дисциплине «Теория и методика преподавания лыжного спорта» для высших учебных заведений, методическое пособие «Лыжная подготовка школьников».

Выводы

Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практической деятельности высших учебных заведений показал, что в настоящее время система подготовки специалистов по физическому воспитанию нуждается в совершенствовании. Целью решения данной социальной проблемы является реализация учителем физической культуры здоровьесберегающих функций в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учебного заведения. В данном контексте считаем важным применение педагогических технологий лыжной подготовки будущего учителя на уроках физического воспитания в школе.

Разработана «Экспериментальная учебная программа по лыжной подготовке» для учащихся 1-11-х классов с целью дальнейшего применения в учебном процессе при изучении дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях педагогического направления.

Экспериментально проверена эффективность применения педагогических технологий лыжной подготовки будущего учителя физической культуры, которая заключается в:

• целесообразности применения травмопрофилак-тических методик на занятиях лыжным спортом с целью сохранения здоровья учащихся;

• повышении уровня преподавания лыжной подготовки и уровня заинтересованности школьников к ее изучению;

• необходимости структурирования учебного процесса вуза в соответствии с этапами и целью надлежащей лыжной подготовки будущего учителя физической культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПЬвненко Ю. В. Виховання основ фiзичного здоров'я як складова навчально-виховного про-цесу в початковШ школi [Електронний ресурс]. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_ Gum/Vchdpu/2011_91_1/Pivnenko.pdf (дата звернення 28.11.2013).

2. Гвоздш С. П. 1нтерактивн методи у шдготовщ майбутнього вчителя до викладання здорового способу життя та безпечно! поведшки // Пробл. освгги: наук.-метод. зб./ М-во освгги i науки Укра!ни, 1н-т шновацШних технологШ i зм^ту освгги. 2006. Вип. 49. С. 90-94.

3. Бельський Януш. Теоретичш i методичн основи шдвищення ефективноси пращ вчителГв фГзич-но! культури: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.04 «ТеорГя i методика професШно! освгти». Ки!в, 2000. 46 с.

4. Юнак А. Подготовка майбуттх вчш^лГв фГзич-но! культури до впровадження здоров'язбережу-вальних технологШ на уроках з лижно! подготовки // Гуманиарний вГсник ДВНЗ «Перея-

слав-Хмельницький державний педагопчний утверситет iменi Григорiя сковороди»: зб. наук. праць. Переяслав-Хмельницький, 2012. Вип. 27.С.348-352.

5. Педагопчн технологи та методики збереження здоров'я на уроках фiзичноl культури: навч. метод. поибник для фахiвцiв фiзичноl культури / О. В. Брiжатий, I. А. Брiжата, С. С. Кодимсь-кий, А. П. Юнак. Суми: Вид-во СумДПУ iм. А. С. Макаренка, 2012. 260 с.

6. Бутин И. М. Теория и методика преподавания лыжного спорта в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре: дис.

в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». СПб., 2002. 84 с.

7. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские проблемы физической культуры. 1978. Вып. 6. С. 38-41.

8. Гаврилова Н. М., Шишацька В. I. Аеробн впра-ви в оздоровчих заняттях [Електронний ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/ Vchdpu/2011_91_1/Gavrilo.pdf (дата звернення 28.11.2013).

ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ОЖИРЕНИЕМ, СРЕДСТВАМИ ПЛАВАНИЯ

EVALUATION OF THE FUNCTIONAL STATUS OF CHILDREN WITH OBESITY IN SWIMMING

В. С. Соколова, Н. Е. Сахарова

Статья посвящена оздоровительному плаванию, с помощью которого можно провести коррекцию массы тела.

Ключевые слова: ожирение, избыточный вес, младший школьный возраст, плавание.

V. S. Sokolova, N. E. Sakharova

The article is devoted to the Wellness swimming, with the help of which you can perform correction of body weight.

Keywords: obesity, overweight, younger school age, swimming.

В современном обществе число людей, страдающих излишним весом или ожирением, растет год от года. К сожалению, этим страдают дети различных возрастных групп.

Ожирение - это хроническое заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессировании течения осложняется нарушением различных функций и систем организма.

Самой распространенной формой ожирения в детском и подростковом возрасте является алиментарное ожирение, не связанное с нарушением работы эндокринной системы организма (83,7% случаев). У школьников наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II степени (превышение веса на 15-50% от нормы в соотношении с ростом). Основными причинами возникновения избыточного веса являются малоподвижный образ жизни и неправильное питание.

У младших школьников увеличение массы тела вызвано в одинаковой мере двумя факторами: недостаточной подвижностью и избыточным питанием.

Один из путей решения этой проблемы являются занятия физической культурой. Как известно, специальными задачами физической культуры являются: улучшение

обмена веществ, активизация окислительных процессов, усиление процессов расщепления жира, уменьшение избыточной массы тела. Установлено что под воздействием длительных умеренных нагрузок можно добиться более благоприятных сдвигов со стороны жирового обмена, чем при интенсивных кратковременных нагрузках. Особенно целесообразными являются занятия плаванием. В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды.

Дополнительные занятия с детьми, имеющими избыточный вес, лучше начинать с плавания. Это связано с тем, что при плавании из-за горизонтального положения тела статическое напряжение, направленное на поддержание позы, сводится к минимуму, в связи с чем работа сердца значительно облегчается. Кроме того, при плавании легче дозировать нагрузки. По сравнению с бегом и ездой на велосипеде (наиболее часто рекомендуемые средства для похудения) при относительно одинаковых энерготратах максимальное потребление кислорода, максимальная вентиляция легких, максимальная частота сердечных сокращений при плавании различными способами значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.