Научная статья на тему 'Особенности обучения коньковому ходу учащихся шестых классов'

Особенности обучения коньковому ходу учащихся шестых классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1422
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / КОНЬКОВЫЙ ХОД / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / TECHNOLOGY / KICK-DOUBLE-POLE COURSE / MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Тамара Александровна

Разработанная и апробированная технология обучения конькового хода для учащихся шестых классов подтвердила его эффективность. Сложный по координации коньковый одновременный двухшажный ход быстрее усваивается учащимися шестых классов, что достоверно подтвердилось в результате педагогического эксперимента. Подбор лыж, подводящих упражнений и мест занятий позволили создать оптимальные условия для обучения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developed and tested technology of skate skiing training for the students of the sixth grade proved its efficiency. Сoordinately difficult simultaneous kick-double-pole course is easily learnt by the sixth class students. It was proved by the pedagogical experiment. Choosing right skis, lead-in exercises and places of trainings let the teacher create optimal conditions for students’ learning.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения коньковому ходу учащихся шестых классов»

УДК 796.92.072.3

Федорова Тамара Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: fedorova-perm@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОНЬКОВОМУ ХОДУ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ

Tamara A. Fedorova

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Chair of Sport Diciplines

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: fedorova-perm@yandex. ru

TRAINING COURSE FEATURES OF SCATE SKIING FORSIXTHGRADESTUDENTS

Аннотация. Разработанная и апробированная технология обучения конькового хода для учащихся шестых классов подтвердила его эффективность. Сложный по координации коньковый одновременный двухшажный ход быстрее усваивается учащимися шестых классов, что достоверно подтвердилось в результате педагогического эксперимента. Подбор лыж, подводящих упражнений и мест занятий позволили создать оптимальные условия для обучения учащихся.

Ключевые слова: технология, коньковый ход, средства физического воспитания.

Abstract. Developed and tested technology of skate skiing training for the students of the sixth grade proved its efficiency. ^ordinate^ difficult simultaneous kick-double-pole course is easily learnt by the sixth class students. It was proved by the pedagogical experiment. Choosing right skis, lead-in exercises and places of trainings let the teacher create optimal conditions for students' learning.

Key words: technology, kick-double-pole course, means of physical education.

© Федорова Т.А., 2016

Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу включаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм.

Ходьба и бег на лыжах благотворно воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы учащихся [1].

В настоящее время в общеобразовательной школе технику конькового хода на лыжах начинают изучать с восьмого класса. Наблюдения показали, что начинать обучение возможно с более раннего возраста. На данный момент существуют отличные лыжные трассы, необходимый инвентарь. Наблюдая за школьниками на уроках физической культуры, мы заметили, что дети в возрасте 10-11 лет стараются передвигаться коньковым ходом, так как не успевают намазать лыжи за отведенное им до урока время. Большинство детей в начальной школе уже имеют свои пластиковые лыжи, и им легче передвигаться коньковым ходом, так как для него не нужна смазка лыж (мазью), что отличает его от классических ходов. Коньковые лыжи достаточно укорочены для более удобного перемещения, что делает их более популярными среди детей, молодежи и взрослых.

Все это предопределяет более раннее изучение конькового хода. В период 10-11 лет у детей уже проявляется интерес к изучению конькового хода, и они стараются подражать старшим.

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1-го по 11-й класс. Уроки по лыжной подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул, в объеме 16 часов в каждом.

Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками основных способов передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых качеств.

Несмотря на то что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах в шестых классах.

Цель исследования: выявить эффективность разработанной методики обучения коньковому ходу учащихся шестых классов.

Материалы, полученные в ходе исследования, доказывают эффективность разработанной методики, основанной на выполнении подготовительных упражнений в строго определенной последовательности, с соблюдением соответствующих организационно-педагогических условий.

Новизна работы состоит в том, что впервые изучение конькового хода проводилось среди школьников шестых классов.

Исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназии № 33» г. Перми. Период исследования январь - февраль 2015 г., контингент испытуемых -учащиеся шестого и восьмого классов.

В контрольную группу 1 (КГ 1) - входило 14 девочек и 13 мальчиков -учеников шестого класса.

В контрольную группу 2 (КГ 2) - 13 мальчиков, 10 девочек - учеников восьмого класса.

В экспериментальную группу (ЭГ) - 12 мальчиков, 12 девочек - учеников шестого класса.

Проанализированы школьные программы по физической культуре различных авторов: В.И. Ляха (2012); С.Г. Макаренко (2008); А.А. Зданевича (2011); М.Я. Виленского (2008), на основе которых нами была разработана экспериментальная программа.

При изучении конькового хода в шестом классе проводились различного рода упражнения для освоения правильной постановки палок на опору, правильной техникой скольжения на лыжах, также упражнения для развития физической подготовленности [2].

В течение формирующего эксперимента у ЭГ было проведено 10 учебных занятий (2 раза в неделю) по лыжной подготовке.

Для выявления физической подготовленности до и после педагогического эксперимента проводился - бег на лыжах коньковым ходом - 2 км. Гонка проходила на равнинной трассе, дистанция одного круга составляла 400 метров.

Прежде чем изучать коньковый ход, нами было предложено учащимся ЭГ подобрать лыжи по ростовке ниже рекомендуемых на 5-10 см. Как только ученики усваивали технику, переходили на лыжи с положенной ростовкой. Это происходило не одновременно: кто-то переходил уже на втором занятии, а кто-то - через несколько занятий.

Важно помнить, что занятия коньковым ходом требуют специальной физической подготовки и укрепления голеностопных и коленных суставов.

Обучение коньковому ходу проходит на ровной широкой, хорошо укатанной учебной площадке, но снег не должен быть леденистым.

Сначала школьники при передвижении по лыжне, проложенной по дуге, пробуют оттолкнуться внутренним ребром наружной лыжи. Первые упражнения выполняются без палок в ту или другую сторону. Постепенно угол отведения лыжи в сторону увеличивается. Лучше, если первые попытки будут выполняться под пологий уклон или на выкате после спуска со склона средней крутизны. Главное заключается в том, чтобы предварительно набрать скорость (со спуска) или выполнить движения в облегченных условиях (под пологий уклон).

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании

основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Одновременные классические ходы изучаются и совершенствуются в 5-8-х классах, параллельно мы включили в программу изучение конькового одновременного двухшажного хода.

Для овладения основными способами передвижения коньковым ходом можно использовать различные подводящие упражнения. Их следует выполнять и непосредственно перед изучением.

При освоении отталкивания скользящим упором в качестве подводящих можно использовать такие упражнения:

- поочередные отталкивания ногами с внутреннего ребра скользящей лыжи и перенос массы тела на другую лыжу при спуске с пологого склона с широко расставленными лыжами (при расстоянии между ними 50-60 см);

- то же с подтягиванием толчковой ноги к опорной после переноса массы тела;

- то же, но при спуске под уклон 2-3° и с постепенным переходом к отведению носка толчковой и скользящей лыж от направления движения на угол 24°;

- преодоление пологого подъема «елочкой» с активным отталкиванием лыжей;

- активное отталкивание лыжей вниз отведением при спуске наискось;

- то же с выполнением поворота переступанием к склону;

- выполнение поворота переступанием на площадке после небольшого спуска;

- выполнение поворота переступанием на укатанной ровной площадке при движении по кругу вначале в одну сторону, затем в другую;

- то же при движении по «восьмерке» (равнина, пологий спуск);

- передвижение коньковым ходом (без отталкивания руками) под уклон 2-3°, на равнине, в пологий (2-3°) подъем со значительным (акцентированным) сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах.

В результате педагогического эксперимента значительно улучшились показатели техники передвижения коньковым ходом учащихся в ЭГ, экспериментальная методика показала достоверно значимый положительный эффект при обучении технике конькового хода.

После формирующего эксперимента достоверно выросли результаты в гонке на 2 км на лыжах (коньковым ходом) у мальчиков в ЭГ, результаты оказались недостоверными в КГ 1 и КГ 2. Прирост составил в ЭГ- 14,91 %.

У девочек достоверно улучшились результаты в ЭГ, в КГ 2. Прирост составил 10,9 % в КГ 2, и в ЭГ - 22,3 %.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Наблюдения за время педагогического эксперимента показали, что начинать обучение коньковому ходу школьников шестых классов возможно.

2. В результате анализа программ по физической культуре разных авторов нами была разработана экспериментальная программа по лыжной подготовке для шестых классов.

3. Разработанная нами методика обучения коньковому ходу школьников шестых классов доказала свою целесообразность и выявила достоверные преимущества респондентов ЭГ. Это подтверждают положительные изменения изученных показателей за время педагогического эксперимента:

- положительная динамика показателей физической подготовленности школьников шестого класса ЭГ (р<0,05). Наиболее существенный прирост выявлен в ЭГ у девочек. Прирост составил 22,36 %;

- улучшение результатов технической подготовленности на лыжах у школьников шестых классов в ЭГ.

Список литературы

1. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. С. 128.

2. Ишмухаметов М.Г., Вяткина Т.Н. Теория и методика лыжного спорта: техническая и силовая подготовка студентов: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Пермь, 2013. 129 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.