Научная статья на тему 'Оценка некоторых функциональных состояний детей, страдающих ожирением, средствами плавания'

Оценка некоторых функциональных состояний детей, страдающих ожирением, средствами плавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЖИРЕНИЕ / OBESITY / ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС / OVERWEIGHT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / YOUNGER SCHOOL AGE / ПЛАВАНИЕ / SWIMMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова В.С., Сахарова Н.Е.

Статья посвящена оздоровительному плаванию, с помощью которого можно провести коррекцию массы тела

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова В.С., Сахарова Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE FUNCTIONAL STATUS OF CHILDREN WITH OBESITY IN SWIMMING

The article is devoted to the Wellness swimming, with the help of which you can perform correction of body weight

Текст научной работы на тему «Оценка некоторых функциональных состояний детей, страдающих ожирением, средствами плавания»

слав-Хмельницький державний педагопчний утверситет iменi Григорiя сковороди»: зб. наук. праць. Переяслав-Хмельницький, 2012. Вип. 27.С.348-352.

5. Педагопчн технологи та методики збереження здоров'я на уроках фiзичноl культури: навч. метод. поибник для фахiвцiв фiзичноl культури / О. В. Брiжатий, I. А. Брiжата, С. С. Кодимсь-кий, А. П. Юнак. Суми: Вид-во СумДПУ iм. А. С. Макаренка, 2012. 260 с.

6. Бутин И. М. Теория и методика преподавания лыжного спорта в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре: дис.

в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.04. «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». СПб., 2002. 84 с.

7. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские проблемы физической культуры. 1978. Вып. 6. С. 38-41.

8. Гаврилова Н. М., Шишацька В. I. Аеробн впра-ви в оздоровчих заняттях [Електронний ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/ Vchdpu/2011_91_1/Gavrilo.pdf (дата звернення 28.11.2013).

ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ОЖИРЕНИЕМ, СРЕДСТВАМИ ПЛАВАНИЯ

EVALUATION OF THE FUNCTIONAL STATUS OF CHILDREN WITH OBESITY IN SWIMMING

В. С. Соколова, Н. Е. Сахарова

Статья посвящена оздоровительному плаванию, с помощью которого можно провести коррекцию массы тела.

Ключевые слова: ожирение, избыточный вес, младший школьный возраст, плавание.

V. S. Sokolova, N. E. Sakharova

The article is devoted to the Wellness swimming, with the help of which you can perform correction of body weight.

Keywords: obesity, overweight, younger school age, swimming.

В современном обществе число людей, страдающих излишним весом или ожирением, растет год от года. К сожалению, этим страдают дети различных возрастных групп.

Ожирение - это хроническое заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессировании течения осложняется нарушением различных функций и систем организма.

Самой распространенной формой ожирения в детском и подростковом возрасте является алиментарное ожирение, не связанное с нарушением работы эндокринной системы организма (83,7% случаев). У школьников наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II степени (превышение веса на 15-50% от нормы в соотношении с ростом). Основными причинами возникновения избыточного веса являются малоподвижный образ жизни и неправильное питание.

У младших школьников увеличение массы тела вызвано в одинаковой мере двумя факторами: недостаточной подвижностью и избыточным питанием.

Один из путей решения этой проблемы являются занятия физической культурой. Как известно, специальными задачами физической культуры являются: улучшение

обмена веществ, активизация окислительных процессов, усиление процессов расщепления жира, уменьшение избыточной массы тела. Установлено что под воздействием длительных умеренных нагрузок можно добиться более благоприятных сдвигов со стороны жирового обмена, чем при интенсивных кратковременных нагрузках. Особенно целесообразными являются занятия плаванием. В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды.

Дополнительные занятия с детьми, имеющими избыточный вес, лучше начинать с плавания. Это связано с тем, что при плавании из-за горизонтального положения тела статическое напряжение, направленное на поддержание позы, сводится к минимуму, в связи с чем работа сердца значительно облегчается. Кроме того, при плавании легче дозировать нагрузки. По сравнению с бегом и ездой на велосипеде (наиболее часто рекомендуемые средства для похудения) при относительно одинаковых энерготратах максимальное потребление кислорода, максимальная вентиляция легких, максимальная частота сердечных сокращений при плавании различными способами значи-

тельно ниже. Следует отметить факт улучшения осанки у занимающихся плаванием детей.

На базе центра образования № 1329 нами были проведены исследования 266 детей в возрасте 6-11 лет. Из них 67 имели недостаток массы тела, 43 ребенка - избыток массы тела.

Из 266 детей было 147 мальчиков и 119 девочек.

Дети были разделены на две группы контрольную -56 человек и экспериментальную - 43 человека.

Исследования проводили: в сентябре 2011 г. и в мае 2012 г. При этом регистрировались следующие функциональные показатели: измерение роста и веса занимающихся, толщина жировой складки в трех типичных местах, спирография (ЖЕЛ), частоты дыхания (ЧД), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), ручная динамометрия, тесты на сгибание и разгибание туловища.

Занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин. Пребывание детей в воде с предварительной 15-минутной разминкой в зале или на бортике бассейна. Детям экспериментальной группы дополнительно к основным часам занятий плаванием добавлялось 45-90-минутная тренировка. Следовательно, дети экспериментальной группы в течение недели занимались плаванием 3-4 раза.

Также проводилась оценка заболеваемости среди детей, занимающихся в группах наблюдения, по данным медицинского контроля за состоянием здоровья в течение учебного года.

Занятия в бассейне проходили по программе, утвержденной ЦО № 1329 с некоторыми дополнениями, которые являются оригинальными и отличающими от стандартного подхода. Акцент в программе был сделан на комплексе упражнений для нижних конечностей при занятиях в зале и непосредственно в воде. Работа была направлена на развитие двигательных и координационных способностей занимающихся, с учетом индивидуальных особенностей детей и степени их тренированности.

Как видно из таблицы, толщина жировой складки заметно уменьшается в области живота за счет ее укрепления и уменьшения жировых отложений. В области спины и бедра также наблюдается тенденция к их уменьшению.

При проведении тестов на сгибание и разгибание туловища отмечается выраженная положительная дина-

мика, которая прослеживается в увеличении числа выполненных упражнений, так и уменьшении времени их выполнения.

Уменьшение жировой ткани за счет сжигания жира подкожно-жировой клетчатки способствовало снижению общей массы тела, коррекции фигуры, увеличении мышечной силы.

Следует отметить, что до начала занятий в бассейне дети в среднем пропускали занятия чаще, чем в середине и конце учебного года. При обработке результатов исследования выявлено закономерное уменьшение частоты простудных заболеваний в группе школьников, регулярно занимающихся плаванием, по сравнению с контрольной группой. Это способствовало уменьшению пропусков занятий и, как следствие, улучшение успеваемости у каждого из детей, занимающихся плаванием.

Родители по проведенному анкетированию отмечали улучшение общего состояния ребенка, повышение физической и умственной работоспособности, мотивированности к учебе. Изменение рациона питания привело к улучшению общего состояния детей и уменьшению жировых отложений.

Следовательно, регулярные занятия оздоровительным плаванием приводят к снижению массы тела, активно влияют на сжигание излишней жировой ткани, способствуют повышению общей работоспособности и профилактике заболеваемости детей.

Выводы:

1. Включение плавания в комплекс физических занятий детей с ожирением привело к достоверному снижению массы тела к 6-му месяцу занятий у 67% детей.

2. Отмечающаяся тенденция снижения массы тела, начиная с 2-го месяца регулярных занятий плаванием, выявила наиболее выраженную динамику данного показателя у этих детей.

3. Курс оздоровительного плавания должен составлять не менее 3 занятий в неделю продолжительностью по 45-60 мин. В этом случае достигается выраженный положительный эффект снижения веса и нормализация практически всех функциональных показателей.

4. Занятие оздоровительным плаванием привели к снижению заболеваемости ОРВИ у 70% детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Таблица

Динамика изменения толщины жировой складки у детей в процессе занятий плаванием

Толщина кожной складки (мм) Исследования Среднее арифметическое (М) Среднее квадратиче-ское отклонение (о) Уменьшение толщины кожной складки (мм) Уровень значимости (р)

Спина сентябрь 19,3 ± 4,3 2,4 ± 0,3 < 0,05

май 16,9 ± 4,0

Живот сентябрь 24,6 ±4,9 4 ± 0,4 < 0,05

май 20,6 ±4,5

Бедро сентябрь 22,9 ±4,7 2,3 ± 0,2 < 0,05

май 20,6 ±4,5

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгакова Н. Ж. Плавание: учебник для вузов. М.: Физкультура и спорт, 2001. С. 24-27.

2. Карпенко Е. Н, Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: игровой метод обучения. М.: Олимпия Пресс; Донецк: Пространство, 2006. С. 48.

3. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для вузов. М.:

Академия,2010. С.118,123,140-147.

4. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2000. С. 122-159, 202-220, 297-322.

5. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека: учебник для вузов. М.: Терра-спорт, 2001. С. 359, 455.

НОВАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ V-VI КЛАССОВ

NEW METHODICAL SYSTEM OF CREATIVE THINKING STUDENTS CLASSES V-VI

Ж. Дж. Джартыбаева

В статье рассматриваются основные особенности детского творчества, формирование и проблемы творческого мышления, выявление условий, обеспечивающих максимальное и всестороннее развитие художественного мышления, аспекты формирования художественного мышления учащихся 5-6-х классов в процессе рисования с натуры. Обсуждаются педагогические условия для развития художественного мышления в процессе рисования с натуры, основы поиска путей формирования творческой личности учащихся, познания внутреннего мира человека, его духовного становления и творческого самосовершенствования.

Ключевые слова: творческое мышление, креативность, активность, способность, интеллектуально-творческий потенциал, гармоничность, постановка, рисование с натуры.

Zh. Dzh. Dzhartybaeva

The article discusses the main features of children's creativity, formation and problems of creative thinking, search for the conditions ensuring full and comprehensive development of creative thinking, aspects of the formation of creative thinking in students of 5th-6th grades in the process of life drawing. Pedagogical conditions for the development of creative thinking in the process of life drawing, the foundations of promoting pupils' creative personality, perception of the inner world of man, his spiritual formation and creative self-improvement.

Keywords: creative thinking, creativity, activity, ability, intellectual and creative potential, harmoniously, staging, drawing from nature, ability.

Введение

Формирование творческого мышления учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Это обусловлено общественными потребностями в накоплении интеллектуально-творческого потенциала, с помощью которого общество сможет выйти на новые рубежи развития, так как только яркие творческие решения помогут найти выход из сложного переплетения экономических, политических и социальных проблем.

В Казахстане за 20 лет независимости сделано много в области совершенствования общеобразовательной системы. Утвержден новый стандарт общего среднего образования, приближенный к мировому уровню, и составлены проекты стандартов высшего профессионального образования. В соответствии с требованиями нового стандарта в образовательной системе представлена область «Искусство». Парламентом Республики Казахстан принят Закон «Об образовании», который определяет в числе приоритетных задач

развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности, а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры. В разделе организации учебно-воспитательного процесса предусмотрено, что для апробации новых технологий обучения, внедрения нового содержания могут разрабатываться образовательные программы, реализуемые в режиме эксперимента в организации образования [1].

Тем не менее современная эпоха выдвигает ряд неотложных задач в области духовно-нравственного развития общества, которые требуют безотлагательного решения вопроса творческого роста учащихся в средних общеобразовательных школах.

Перед Республикой Казахстан стоит проблема переосмысления задач, стоящих перед высшей и общеобразовательной школой. Особенно той части общеобразова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.