1УДК 613.71 ББК 75.0
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ
Н. Е. Сахарова, В. С. Соколова
Целью работы является изучение динамики показателей физического развития и функционального состояния у детей с избыточной массой тела при использовании коррекционной программы занятий плаванием. Представлены результаты обследования 99 учащихся 1-4-х классов ГБОУ «Центр образования № 1329». Возраст обследуемых составил от 7 до 10 лет. Обследование проводили четыре раза (перед началом занятий, через 3, 6, и 9 месяцев занятий плаванием). Изучали динамику массы тела и толщину трех кожно-жировых складок, которые измеряли методом калиперометрии в типичных местах. Функциональное состояние организма оценивали на основании анализа частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и динамометрии кисти. После проведенного курса тренировок по результатам повторных исследований отмечалась положительная динамика функциональных показателей: ЖЕЛ, ЧД, АД и ручной динамометрии, а также уменьшалась масса тела и толщина жировых складок в трех типичных местах. Настоящее исследование доказывает положительное влияние занятий плаванием на физическое и функциональное состояние детей с избыточной массой тела.
Ключевые слова: ожирение, избыточный вес, здоровье детей, младший школьный возраст, плавание, функциональное состояние, физическое состояние.
THE INFLUENCES OF THE HEALTH-IMPROVEMENT SWIMMING ON THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH WEIGHT PROBLEMS
N. E. Sakharova, V. S. Sokolova
The article deals with the study of the dynamics of the functional parameters while using the swimming corrective program for overweight children. The results of the medical examination of 99 students from 1st - 4th grades from the state educational institution „Center of Education number 1329" are presented. The age of the examined children was between 7 and 10 years old. The examination of the students was conducted four times (at the end of the training, before it and after 3, 6 and 9 months of swimming). Anthropometric measures were evaluated as well as height to weight ratio, and the calculated height / weight proportion The dynamics of body weight and thickness of three skin and fatty folds which were measured by a caliperometric assessment method in typical places were also studied. The functional state of the organism was assessed by using the tests (vital lung capacity, respiratory rate, heart rate, blood pressure, and hand held dynamometry. The study proves the existence of a positive impact of swimming on the physical and functional status of children with alimentary obesity. At the end of the study functional indicators were in a positive trend, skin fold thickness and hand dynamometry showed improvement of the physical condition of the students.
Keywords: obesity, overweight, health of children, younger school age, swimming, functional status, physical status
Число детей с избыточным весом неуклонно растет и удваивается каждые три десятилетия. По данным ВОЗ, 3050% детей сохранит лишний вес и во взрос-
лом периоде жизни [1]. Самой распространенной формой ожирения в детском и подростковом возрасте является алиментарное ожирение, не связанное с нарушением рабо-
ты эндокринной системы организма (83,7% случаев) [2; 3]. Одним из путей решения проблем ожирения или избыточного веса являются занятия физической культурой, в том числе плаванием, имеющим ряд преимуществ перед другими физическими нагрузками. В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды [4; 5].
Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений, гармонично развивают все группы мышц, предотвращают нарушения осанки, плоскостопие, благотворно влияют на обмен веществ и способствуют снижению избыточного веса [6; 7]. Также плавание является средством повышения иммунитета, закаливания, эффективной тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В настоящее время плавание считается одним из лучших средств лечебной физической культуры для укрепления здоровья и профилактики заболеваний [7]. Известно, что занятия плаванием приводят к уменьшению жировых отложений у тучных детей, тогда как у худых стимулируют увеличение подкожной основы, что вместе с увеличением силы и объема мышц способствует улучшению осанки [9; 10].
Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, мышечной силы, меньше подвержены простудным заболеваниям [11].
Целью нашей работы является разработка коррекционной программы для детей с избыточным весом с помощью плавания.
На базе центра образования № 1329 нами были проведены исследования 266 детей в возрасте 6-11 лет. Из них 67 имели недостаток массы тела, 43 ребенка - избыток массы тела, 156 - нормальный вес. Для исследования были выбраны 99 детей в возрасте от 7 до 10 лет, из них 56 детей имели избыточный вес и занимались по стандартной программе и составили контрольную группу (1-я группа) и 43 ребенка имели избыточную массу тела и составили экспериментальную группу (2-я группа).
Исследования детей 1-й и 2-й группы включали динамическую оценку физического и функционального состояния при занятиях плаванием в течение учебного года.
Оценивались следующие показатели: рост, масса тела, толщина кожно-жировых складок в трех типичных местах (на спине, на животе, на внутренней поверхности бедра). Определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ), частоту дыхания (ЧД), силу мышц кисти с помощью ручного динамометра, частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД). Оценку состояния проводили в несколько этапов: перед началом занятий, через 3, 6, 9 месяцев занятий. В обе группы включались дети, умеющие плавать.
Коррекционная программа является оригинальной авторской разработкой для коррекции избыточного веса детей младшего школьного возраста средствами плавания, используется в течение 5 лет в центре образования ЦО № 1329. Содержание данной программы характеризуется применением общеразвивающих, специальных, плавательных упражнений в различных режимах по интенсивности нагрузки: максимальной - 20-25%, субмаксимальной -15%; большой - 30-35% и умеренной - 20% . В ряду применяемых средств физического воспитания нами использовались: скоростно-си-ловые упражнения; упражнения на выносливость; координационные упражнения; упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности. Выполнение нагрузки осуществлялось в условиях применения метода стандартно-непрерывного упражнения - 20-25%; стандартно-интервального упражнения - 30-35%; переменно-непрерывного упражнения - 50-55%; переменно-интервального упражнения с применением кругового метода - 20-25% от общего времени учебно-тренировочного занятия.
Занятия проводились одним педагогом в утренние или дневные часы. Программа предусматривала проведение не менее 3 занятий в неделю, продолжительность каждого занятия 45-60 минут. За весь период исследования проведено не менее 108 учебно-тренировочных занятий в каждой группе детей. Контрольная группа (1-я группа) занималась по стандартной школьной программе ЦО № 1329, при этом с
детьми не проводилось ознакомительных бесед о положительном влиянии плавания на здоровье и инструктаж. Помимо этого время на занятия в спортивном зале было ограничено либо отсутствовало вовсе. В экспериментальной группе до начала занятий проводились беседа с объяснениями «физиологии» ожирения, объяснялась необходимость регулярного систематического посещения занятий с постоянным усложнением структуры каждого занятия. Поэтому дети относились серьезно к занятиям, и пропусков без уважительной причины практически не было.
Тренировочная программа экспериментальной группы была направлена на развитие выносливости, двигательных и координационных способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей и степени тренированности. Основу комплексов упражнений составляли упражнения для нижних конечностей (62%) как при занятиях в спортивном зале, так и непосредственно в воде (плавание с досками, плавание с «тормозом», плавание с лопатками и т. д.). Структурные особенности занятия в контрольной и экспериментальной группе состояли в следующем: 10-15-минутная разминка в зале или на бортике бассейна, далее 5-10 мин разминка в воде, 25-35 мин - основная часть урока, и 5-10 мин заминка.
Как видно из табл. 1, в экспериментальной группе наблюдения толщина жировой складки достоверно уменьшается в области живота за счет укрепления мышц передней брюшной стенки и уменьшения жировых отложений через 9 мес регулярных занятий плаванием. В области спины и бедра наблюдалась тенденция к уменьшению жировых отложений по сравнению с контрольной группой. Уменьшение жи-
ровой ткани на обследуемых участках произошло за счет более быстрого сжигания жира подкожно-жировой клетчатки, при этом было выявлено снижение общей массы тела и увеличение мышечной силы.
Как видно из табл. 2, через 9 мес регулярных занятий в экспериментальной группе отмечается достоверное снижение частоты дыхания с 24,9 ± 0,75 до 21,2 ± 0,69 уд/мин., увеличение ЖЕЛ с 1,5 до 1,7 л. Под воздействием тренировочных нагрузок снижалась ЧСС с 89,6 ± 1,43 до 84,2 ± 1,38 уд/мин, при этом артериальное давление демонстрировало лишь тенденцию к снижению от 110,6/73,4 до 109,3/73,2 мм рт. ст. Показатели динамометрии кисти как на правой (10,7 ± 0,49 до 12,9 ± 0,54 кг), так и на левой руке (8,3 ± 0,43 до 10,8 ± 0,49 кг) достоверно увеличивались, что свидетельствует об увеличении мышечной силы и симметричном развитии мышц верхнего плечевого пояса.
Также проводилась оценка заболеваемости среди детей обеих групп по данным медицинского контроля над состоянием здоровья в течение учебного года. Следует отметить, что до начала занятий в бассейне дети в среднем чаще пропускали уроки по школьной программе в середине и конце учебного года. Динамика количества пропусков занятий на начало и окончание эксперимента в контрольной группе составила: 15% и 10%; соответственно в экспериментальной группе: 15% и 5%. Следовательно, показатели общей успеваемости стали выше.
Таким образом, регулярные занятия оздоровительным плаванием приводят к снижению массы тела, активно влияют на сжигание излишней жировой ткани, а также способствуют повышению общей работоспособности и профилактике заболеваемости ОРВИ у детей.
Таблица 1
Локализация толщины кожной складки Сроки исследования Уменьшение толщины кожной складки на: (см) P
Спина сентябрь 2,4 ± 0,3 < 0,05
май
Живот сентябрь 4,0 ± 0,4 < 0,05
май
Бедро сентябрь 2,3 ± 0,2 < 0,05
май
Динамика изменения толщины жировой складки у детей в процессе занятий плаванием
Таблица 2
Динамика функциональных показателей в контрольной и экспериментальной группах
Показатели Этапы исследования
сентябрь 2011 г. май 2012 г. сентябрь 2011 г. май 2012 г. P
контрольная группа экспериментальная группа
ЧД (в мин) 23,2 ± 0,64 22,6 ± 0,63 24,9 ± 0,75 21,2 ± 0,69 < 0,05
АД (мм. рт. ст.) 110,6/73,1 ± ± 1,4/1,14 110,1/72,5 ± ± 1,39/1,13 110,6/73,4 ± ± 1,58/1,29 109,3/73,2 ± ± 1,57/1,29 < 0,05
ЧСС (уд/мин) 87,7 ± 1,24 88,2 ± 1,25 89,6 ± 1,43 84,2 ± 1,38 < 0,05
ЖЕЛ (мл) 1500 ± 160 1600 ± 170 1500 ± 180 1700 ± 200 < 0,05
Динамометрия Пр. 11,75 ± 0,45 13,0 ± 0,48 10,7 ± 0,49 12,9 ± 0,54 > 0,05
Лев. 9,7 5 ± 0,41 10,6 ± 0,43 8,3 ± 0,43 10,8 ± 0,49 < 0,05
Курс оздоровительного плавания должен составлять не менее 3 занятий в неделю продолжительностью по 45-60 мин в течение учебного года. В этом случае достигается выраженный положительный эффект снижения веса и нормализация практически всех функциональных показателей.
Следовательно, разработанная методика занятий плаванием с детьми, имеющими избыточный вес, дает более значительные приросты результатов по сравнению со стандартной методикой плавания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. М. Митяева. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
2. Василенко, В. А. Популярный медицинский справочник [Текст] / В. А. Василенко. - М.: Вече, 2007. - 38 с.
3. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология [Текст]: учеб. пособие для студентов / Ю. А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. -472 с.
4. Булгакова, Н. Ж. Плавание [Текст]: учебник для вузов / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 398 с.
5. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. Р. Сапин, З. Н. Брыксина. - М.: Академия, 2000. - 432 с.
6. Солодков, А. С., Физиология человека [Текст]: учебник для вузов / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Терра-спорт, 2001. - 520 с.
7. Dietz, W. H. Overweight children and adolescents [Текст] / W. H. Dietz, T. N. Robinson // N. Engl. J. Med. - 2005. - Vol. 352. - P. 21002109.
8. Гуревич, К. Г. Индивидуальная адаптация школьников к физической нагрузке [Текст] / К. Г. Гуревич, В. Н. Платонов // Спортивная медицина: наука и практика. 2011. — № 4. -С.29-33.
9. World Health Organization. Global strategy on diet, physical activity and health: Childhood overweight and obesity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/ dietphysicalactivity/childhood/en/ (дата обращения: 08.10.2015).
10. World Health Organization: Prevention and Managing the Global Epidemic of Obesity. Report of the WHO Consultation on Obesity. -WHO, 1997.
11. Bray, G. A. Sibutramine produces dose-related weight loss / G. A. Bray, G. L. Blackburn, J. M. Ferguson et al. // Obesity Research. - Mar. 1999. Vol. 7, No. 2. - P. 189-198.
12. Карпенко, Е. Н. Плавание: игровой метод обучения [Текст] / Е. Н. Карпенко, Т. П. Корот-кова, Е. Н. Кошкодан. - М.: Олимпия Пресс; Донецк: Пространство, 2006. - С. 48.
REFERENCES
1. Mityaeva A. M. Zdorovesberegayushchie peda-gogicheskie tekhnologii: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Akademiya, 2010. 192 p.
2. Vasilenko V. A. Populyarnyy meditsinskiy spra-vochnik. Moscow: Veche, 2007. 38 p.
3. Ermolaev Yu. A. Vozrastnaya fiziologiya:
ucheb. posobie dlya studentov. Moscow: Spor-tAkademPress, 2001. 472 p.
4. Bulgakova N. Zh. Plavanie: uchebnik dlya vu-zov. Moscow: Fizkultura i sport, 2001. 398 p.
5. Sapin M. R., Bryksina Z. N. Anatomiya i fiziologiya detey i podrostkov: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Akademiya, 2000. 432 p.
6. Solodkov A. S., Sologub E. B. Fiziologiya che-loveka: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Terra-sport, 2001.520 p.
7. Dietz W. H., Robinson T. N. Overweight children and adolescents. Engl. J. Med. 2005, Vol. 352,pp.2100-2109.
8. Gurevich K. G., Platonov V. N. Individualnaya adaptatsiya shkolnikov k fizicheskoy nagruzke. Sportivnaya meditsina: nauka i praktika. 2011, No. 4, pp. 29-33.
9. World Health Organization. Global strategy on diet, physical activity and health: Childhood overweight and obesity. Available at: http:// www.who.int/dietphysicalactivity/childhood/ en/ (accessed: 08.10.2015).
10. World Health Organization: Prevention and Managing the Global Epidemic of Obesity. Report of the WHO Consultation on Obesity. WHO, 1997.
11. Bray G. A., Blackburn G. L., Ferguson J. M. et al. Sibutramine produces dose-related weight loss. Obesity Research. Mar. 1999. Vol. 7, No. 2, pp. 189-198.
12. Karpenko E. N., Korotkova T. P., Koshkodan E. N. Plavanie: igrovoy metod obucheniya. Moscow: Olimpiya Press; Donetsk: Prostranstvo, 2006. P. 48.
Сахарова Наталья Евгеньевна, аспирантка кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета, тренер-преподаватель Спортивного комплекса Олимпийской деревни-80 г. Москвы e-mail: natysik_sax@mail.ru
Sakharova Natalia E., Post-graduate student, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow State Pedagogical University, coach-teacher, The sports complex of the Olympic village-80 , Moscow e-mail: natysik_sax@mail.ru
Соколова Вера Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета e-mail: vs.sokolova@mpgu.edu
Sokolova Vera S., ScD in Medicine, Professor, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: vs.sokolova@mpgu.edu