Научная статья на тему 'Метеоусловия и уроки лыжной подготовки'

Метеоусловия и уроки лыжной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метеоусловия и уроки лыжной подготовки»

ческого процесса. Решение всех этих задач и будет являться путем совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры в формате педагогической практики в школе:

• формировать основы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе;

• приобрести практические знания в построении процесса обучения двигательным действиям в полном соответствии с закономерностями формирования детского организма;

• изучить и практически освоить планирование учебного материала и проведения воспитательной работы в школе;

• изучить и освоить на практике основы построения физкультурно-оздоровительной внеклассной работы в школе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста;

• овладеть практическими навыками оценки двигательных способностей и развития физических качеств у школьников различного возраста;

• сформировать умение студента-практиканта проводить учебно-воспитательную работу с учетом психологических особенностей школьников различного возраста.

В. Л. Колосов

Метеоусловия и уроки лыжной подготовки

Пожалуй, никакой другой вид учебных занятий не зависит так от метеорологических условий, как уроки лыжной подготовки. Температура воздуха и снега, влажность, структура лыжни (жесткая, мягкая, ледяная, глубокая), осадки, ветер - всё это в разной степени влияет на скорость передвижения занимающихся на учебной лыжне.

Умеренно морозная погода, старая плотная лыжня - скольжение хорошее, высокая скорость. Выпал свежий снег, и лыжня становится мягкой. Лыжи как бы проваливаются, хуже опора для палок. А если к тому же поднялся ветер, добавляются новые трудности. В морозную погоду (-18-20° С) скольжение, как говорят, «тупое», лыжи идут плохо. В гололед же, наоборот, лыжники легко скользят по ледяной лыжне, поддерживая без видимых усилий высокую скорость передвижения.

Таким образом, интенсивность нагрузки занимающихся будет зависеть не только от характера включенных в урок упражнений, но и от метеорологических условий. Чтобы сохранить определенную скорость в разных условиях, интенсивность движений лыжника должна меняться в зависимости от них. Такая вызываемая погодными условиями неадекватность нагрузки на организм и скорости

396

передвижения лыжника требует более общего и информативного показателя работы, чем скорость. На уроках лыжной подготовки таким интегральным показателем напряженности работы большинства систем организма является частота сердечных сокращений (ЧСС).

В ходе уроков на учебной лыжне для управления процессом физической подготовки используют четыре зоны интенсивности по ЧСС: 1-я зона - 120-140 уд/мин.; 2-я - 140-160 уд/мин.; 3-я - 160180 уд/мин.; 4-я - 180 уд/мин и выше. В зависимости от задач урока лыжной подготовки учитель физической культуры даёт учащимся задания выполнять упражнения на лыжах в режиме той или иной зоны, вне зависимости от метеоусловий. Скорость передвижения в упражнениях может быть разной и определяться лишь заданной ЧСС.

Большая часть работы должна проводиться при ЧСС 140160 уд/мин. При этом пульсовом режиме, как показывает практика, достигается равномерность развития органов и систем организма учащихся. Как известно, решающем в тренирующем эффекте упражнения является время воздействия той или иной нагрузки на организм. Поэтому ориентиром в дозировании нагрузки учащимся является не длина какой-либо дистанции или её отрезка, а период времени, необходимый для совершенствования определенных функций организма при заданной ЧСС.

Метеорологические условия могут очень существенно изменить время преодоления заданного отрезка. Так, 2 км при отличном скольжении ученик может пробежать за 8 мин, при хорошем - за 10, а при плохом - более чем за 15 мин, т. е. вдвое хуже. Если же задание дозируется по времени, то погодные условия не будут иметь значения. Правда, в большинстве случаев удобнее давать учащимся конкретное задание на прохождение определенного количества измеренных кругов. Поэтому можно на разминке определить время прохождения занимающимися одного круга в данных метеоусловиях и, исходя из планируемого общего времени работы, дать конкретное задание пройти нужное количество кругов. Тех учащихся, которые не смогут уложиться в заданное время, учитель снимает с трассы вместе с лидерами.

Каждый урок на лыжне должен приносить учащимся удовлетворение от сознания преодоления физических или иных трудностей. Задача учителя - своевременное регулирование нагрузки и выбор необходимых средств.

Метеорологические условия в разной степени влияют и на технику используемых в ходе занятий лыжных ходов. Плохое скольжение уменьшает длину проката, заставляет лыжников частить. В гололед трудно удерживать равновесие, полностью заканчивать от-

397

талкивание ногой. Свежий снег затрудняет отталкивание палками. Поэтому учитель физкультуры должен подсказать и показать учащимся, как лучше сохранить правильную технику и высокую скорость в различных сложных погодных условиях.

При оптимальных метеорологических условиях - умеренном морозе, безветрии, плотной лыжне, хорошем скольжении - в урок включают разучивание новых ходов или упражнения для исправления ошибок в ходах. Особое внимание в этих условиях уделяют разучиванию или совершенствованию одновременных лыжных ходов. Применяют специальные упражнения лыжника: передвижения без палок, «самокат», передвижение с отталкиванием только палками (попеременное и одновременное) и другие упражнения. Можно разучивать преодоление подъемов скользящим и ступающим шагом. Во всех упражнениях следует обращать внимание на качество их выполнения, на точность и законченность всех движений.

Равномерное передвижение с контролем техники ходов может быть достаточно продолжительным в пределах времени, определенного программой для данного класса. При совершенствовании классических ходов внимание учащихся концентрируют на увеличении длины скользящего шага, частота шагов немного уменьшается. Отталкивание лыжей выполняют мощно, резко, прокат - оптимально долго. В тех же метеоусловиях, но при свежевыпавшем снеге на мягкой рыхлой лыжне толчок ногой должен быть мягким, длинным, а прокат несколько укороченным.

В сильный мороз, когда столбик ртути приближается к отметке, критической для проведения занятий на лыжне, все необходимые пояснения к уроку учитель проводит до выхода на снег, в помещении. Внимательно контролируется одежда и обувь учащихся; закрыты ли шапкой уши, есть ли варежки. Проверяется инвентарь. Можно провести короткую «разогревающую» разминку.

При выходе на снег учащиеся сразу приступают к выполнению задания, полученного ранее. Скольжение в мороз обычно плохое, «тупое». Из-за плохого скольжения время преодоления планируемой трассы увеличивается, поэтому протяженность её лучше уменьшить. Если в урок входит переменное передвижение с ускорениями на отрезках, то их длина сокращается. Интенсивность передвижения должна быть не выше средней, а ЧСС - 160 уд/мин., так как при более высокой ЧСС в мороз можно застудить дыхательные пути. Трасса выбирается равнинная, облегченная. Круг небольшой длины, чтобы чаще контролировать состояние учеников, стараясь предотвратить обморожения.

Паузы между частями урока и упражнениями должны быть непродолжительными, чтобы учащиеся не успевали остывать после окончания движения. Разучивание нового материала лучше перене-

398

сти на более теплую погоду. В мороз же совершенствуются освоенные учащимися элементы лыжной техники. Эффективно включать в урок классические ходы, коньковые в морозную погоду использовать сложно.

Изменения в технике ходов в мороз незначительны: укорочен прокат в скользящем шаге, немного увеличена частота шагов, отталкивание ногой направлено больше назад, маховая нога больше загружает лыжу.

В оттепель особое внимание должно быть уделено смазке лыж. При неудачной смазке реализация плана урока может быть сорвана. Одежда занимающихся не должна быть слишком теплой. Слишком утепленная куртка, например, будет перегревать школьника и сковывать его движения, мешая правильному выполнению упражнений. Обувь заранее смазывается гидрофобной смазкой, чтобы не промокала в ходе занятий на учебной лыжне.

Выбор хода в оттепель во многом зависит от температуры воздуха и состояния лыжни. При температуре +2-4 градуса на сырой, но достаточно глубокой и плотной лыжне можно использовать все классические ходы. При температуре, близкой к нулю, на «глянцевой», разбитой, нечеткой лыжне лучше использовать одновременные классические ходы или коньковые ходы (без «держащей» смазки). На мокрой лыжне, когда передвижение явно затруднено, для поддержания нужной интенсивности увеличивается частота движений. Во избежание срыва лыжи при отталкивании толчок выполняется мягко, с большей направленностью вниз, чем назад. Руки лыжника должны работать достаточно мощно, мах ногой вперед делается активно, но мягко. Посадка лыжника выше. В этих условиях трассы для школьников прокладываются облегченные, несколько укороченные. При наличии отлично скользящей, «глянцевой» лыжни трудно разучивать технику классических ходов, но совершенствовать одновременные ходы можно с полным успехом. На такой лыжне лыжники отлично отрабатывают одновременный бесшажный и одновременный одношажный ходы, одновременные одношажный и двушажный коньковые ходы (в том случае, когда для этого имеется соответствующий инвентарь - пластиковые лыжи). Скользящий шаг в этих ходах удлиняется, частота шагов уменьшается. В таких условиях требуется большая концентрация внимания учащихся и учителя при контроле техники ходов.

Как правило, после короткой зимней оттепели вновь приходят морозы, и тогда возникают сложные условия гололёда. В гололёд очень сложно передвигаться классическим ходом без надлежащей смазки лыж. Многие учащиеся, а иногда и учитель, забывают, что в гололёд при минусовой температуре лыжи смазываются не твёрдой смазкой, а жидкой голубой. Чем жестче лыжня, тем больше следует

399

положить мази. Мазь на лыжу следует наносить в помещении, поскольку разровнять её на лыже на морозе очень сложно.

На старой леденистой лыжне нужно больше работать над одновременными ходами или коньковыми (в старших классах). При возможности следует проложить новую лыжню, пробив обледеневшую корку снега, и условия для занятий станут значительно лучше. Можно будет отрабатывать технику практически любого хода.

Отталкивания при гололёде должны быть мощными, резкими, направленными вниз-назад. Длина скользящего шага увеличивается, частота шагов уменьшается. При гололёде может возникнуть ситуация, когда при большой скорости хода интенсивность нагрузки (по ЧСС) окажется невысокой, ниже планируемой в уроке. В таком случае учитель должен оперативно внести изменения в программу урока: увеличить, например, длину отрезков, общую длину трассы или определить время передвижения. Чтобы увеличить нагрузку на отдельные мышечные группы, в этих условиях используют также упражнения: передвижения попеременным бесшажным или одновременным бесшажным ходом, этими или другими ходами в «тя-гун», с отталкиванием только ногой или рукой. Корректируется нагрузка по ЧСС.

Особое внимание в гололёд нужно обратить на преодоление спусков. Предупредить учащихся о необходимости сохранять дистанцию 8 - 10 метров друг от друга, притормаживать при резком увеличении скорости. Следует исключить резкие спуски с крутыми поворотами и перепадами склона. Лучше всего предварительно пройти трассу самому учителю и определить сложность или опасность тех или других её участков.

Изменение метеоусловий неожиданно происходит и в ходе урока. Может подняться ветер, пойти снег или резко потеплеть. Учителю нужно быть готовым к таким неожиданностям и иметь в своём арсенале варианты упражнений, корректирующих эти изменения.

Особенно важна корректировка нагрузки учащихся в непривычно трудных условиях: при глубоком свежем снеге, встречном или боковом ветре, неудачной смазке лыж. Если задания при подобных условиях вызывают у учеников резкое увеличение частоты пульса (выше планируемой), следует найти возможность облегчить преодоление трассы - снизить темп, увеличить паузы между отрезками интенсивного передвижения, проходить отрезки с ускорением под уклон. При возможности можно проложить трассу, защищенную от ветра (в лесу, кустарнике, у стен строений), выполнять ускорения на ветру. Можно и изменить способ хода, например, проходить отрезок трассы не одновременным ходом (по плану урока), а попеременным.

400

Корректировать нагрузку на уроке можно и выбором разных по рельефу трасс. При хороших условиях скольжения трасса прокладывается более трудная, с большим количеством подъемов, при плохих - облегченная, с большей протяженностью равнинных участков, с исключением крутых подъемов, «тягунов», трудных спусков.

План урока лыжной подготовки и его реализация не должны быть догматичны. Перестроение плана с учетом погоды лишь повысит его эффективность. Так, например, если планировалось совершенствование попеременных ходов, а условия погоды и лыжни сильно затрудняют эту задачу (сильно разбитая закатанная лыжня), лучше изменить задание и предложить другое.

Следует всё же периодически, исходя из задач урока, включать в задание преодоление трудных участков и сложных трасс и в непростых погодных условиях. Это поможет занимающимся выработать лучшую приспособляемость к различным условиям, к преодолению трудностей, проявлению воли, упорства, умения бороться за результат. Такие уроки будут способствовать формированию у школьников новых умений и навыков, воли и настойчивости. Проводиться они должны только после овладения учащимися техникой основных лыжных ходов и достижения ими достаточных физических кондиций. Однако постоянные занятия в трудных условиях могут привести к чрезмерным напряжениям сердечно-сосудистой системы, перегрузке организма, к боязни уроков на лыжне, снижению интереса к изучаемому материалу. Без должной подготовки такие занятия могут быть просто непосильны для учащихся.

Т. Е. Моргунова

Особенности проявления тревожности у студентов ФФК в адаптационный период

Проблема подготовки профессионалов на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. Современное студенчество готовится к высококвалифицированной деятельности посредством получения высшего образования. Одна из важных задач вуза на современном этапе - повышение эффективности учебной деятельности. Способен ли будущий педагог, который собирается вложить в детей знания о пользе физической культуры, убедить их в важности своего предмета, если сам растерян и дезадаптирован? Конечно, нет. Поэтому вопрос о психологическом сопровождении студентов, обучающихся по специальности физическая культура, становится особенно значимым.

Качество подготовки выпускника вуза закладывается на всех этапах его обучения, начиная от входа в систему «студент - вуз»,

401

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.