Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТУРКЕСТАНЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТУРКЕСТАНЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛИЩЕ / ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ПЕСНИ / СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР / ДЖАДИДИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тожибоев У. У.

В данной статье в конце XIX века - начале XX века исследуются особенности развития театра в Туркестане, процесс смены традиционного театра под влиянием европейского театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER ART OF TURKESTAN AT THE END OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY

In this article, at the end of the 19th century - the beginning of the 20th century, the features of the development of the theater in Turkestan, the process of changing th e traditional theater under the influence of the European theater are studied.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТУРКЕСТАНЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

Тожибоев У.У. преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт» Ферганский политехнический институт

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТУРКЕСТАНЕ В КОНЦЕ XIX -

НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аннотация: В данной статье в конце XIX века - начале XX века исследуются особенности развития театра в Туркестане, процесс смены традиционного театра под влиянием европейского театра.

Ключевые слова: зрелище, традиционный театр, национальное искусство, народные песни, современный театр, джадиди.

Tojiboev U.U. lecturer

department of social sciences and sports Fergana Polytechnic Institute

THEATER ART OF TURKESTAN AT THE END OF THE XIX -BEGINNING OF THE XX CENTURY

Annotation: In this article, at the end of the 19th century - the beginning of the 20th century, the features of the development of the theater in Turkestan, the process of changing th e traditional theater under the influence of the European theater are studied.

Key words: spectacle, traditional theater, national art, folk songs, modern theater, jadidi.

В становлении и развитии современного театра Туркестана несравнима роль национальной интеллигенции, особенно джадидов. В начале XX века представители театрального искусства европейских стран стали создавать сценические постановки, выражающие боль времени и отражающие ее на сцене. Они устраивали развлекательные шоу в кафе, кабаре, ресторанах, мюзик-холлах, расположенных на центральных улицах городов.43 Кроме передвижных трупп, во дворце ханских эмиров были и артисты. Но труппы жили очень бедно. Большинство авторов материалов по тем или иным причинам приехали в Туркестан или прожили здесь много лет, занимая различные должности, наблюдая за обычаями жизни,

44

культурой и искусством местного населения. 44

43 Эстрада ва оммавий томошалар тарихи. М.Умаров. Тошкент. "Янги аср авлоди". 2009., 139-Б

44 Тул^ин Обидов Юсуфжон кизик; УзССР давлат бадиий адабиёт нашриёти. Тошкент. 1960., 6-Б

Каждый город Туркестанского ханства имел свой парк развлечений и смотровые площадки. В частности, Коканская Катта Чарсус считалась центральной зоной отдыха города. 15 000 зрителей смогут посетить эту обширную площадку площадью более 3 000 квадратных метров.45

Каландары и маддохи часто появлялись на базарных площадях, в лавках и лавках. Но этот тип «художника» не работал, чтобы угодить или рассмешить людей. Наоборот, песни или песни, которые они поют, были бы религиозны по духу и состояли бы из увещаний, призывающих человека отказаться от удовольствий этого мира и подумать о загробном. Ночью представления переместились на площадь «Катта Чорсу». Чорсу был полон людей. В одном конце площади была небольшая комната, окруженная бардоном. Места, где эти актеры одевались и гримировались, были разделены на чайханы по обеим сторонам Созанды, а певцы и танцоры - на чайханы. Спектакль начался с репетиции музыкантов, корфармон46 удалось. Хафизов выводили в круг, и тогда улетучивался дуновенье аскии. После этого наступает очередь танцоров, а в конце показываются кукольные или традиционные театральные представления. Такие встречи иногда устраивались в Коканде и вокруг Орды по приказу хана. Была такая большая смотровая площадка на западной стороне Орды. Вокруг площади были установлены сотни палаток, на площади развешаны тысячи фонарей, а посередине крутилась карусель. К таким зрелищам привлекались самые квалифицированные артисты, актеры, музыканты, танцоры, хафизы, игры проводились по специально определенному

" 47

порядку, и такие мероприятия длились даже по пять-шесть дней.47 Коктейльная толпа, измученная тяжелыми коктейлями, собиралась в театрах, выискивая возможность насладиться радостью артистов, посмеяться, сбросить усталость и хоть немного смягчить свое сердце. Возросла творческая деятельность художников, отражавших народный дух, расширился их репертуар, обострились мотивы воздействия, к содержанию добавилось содержание. Обычно в спектаклях показывали пороки людей, суровый образ жизни которых был причиной страданий народа.

В этот период чиновники опасались народных восстаний, поэтому основное внимание уделяли усилению различных развлечений и представлений. Они даже пытались сделать вид, что спектакли, организованные простыми людьми, были их собственными. В результате собрания, организуемые в центрах ханств, стали приобретать более организованный характер. Это, в свою очередь, породило форму театра.

К началу 20 века в узбекской национальной драматургии начались коренные изменения, основной причиной которых стали общественно-

45 Эстрада ва оммавий томошалар тарихи М.Умаров Тошкент "Янги аср авлоди" 2009., Б. 170.

46 Корфармон- в смысле дирижер

47 Эстрада ва оммавий томошалар тарихи М.Умаров Тошкент "Янги аср авлоди" 2009., Б.171.

политические процессы. Фольклорный театр формировался в Средней Азии веками.

С начала 20 века прорастают опыты современной узбекской драматургии. Таким образом, не будет ошибкой сказать, что конец 19 века и начало 20 века были периодом национального возрождения в истории узбекского национального театра. Как известно, этапы становления театра в Средней Азии уходят в далекое прошлое. В первобытных театрах мы можем наблюдать состояние подражания человеком животным. это имитационные действия

Он сохранился в некотором поведении любопытных и клоунов Ферганской долины. Например, «Игра в медведя», «Игра в лошадку», «Игра в козочку».48 Конечно же, пунктами назначения трупп, гастролировавших по нашей стране в конце 19-начале 20 века, считались города Ташкент, Самарканд и Коканд. Важно отметить, что в начале ХХ века в этих же городах впервые был создан новый узбекский театр. Так, в городах, где много работали русские, азербайджанские и татарские театры, рос интерес к европейскому театру.49. В конце 19 века - на пороге 20 века в Туркестане возникло движение под названием джадидизм. Представители этого движения выступали за просвещение страны, приобщение народа к достижениям мировой науки и культуры.

И выбрали театр в качестве основной арены для популяризации своих взглядов. Основной причиной этого была неграмотность большинства представителей местного населения. Джадиды использовали театрализованные представления, чтобы донести до народа суть своих идей, и устраивали представления бесплатно.

Следует отметить, что азербайджанскому театру также принадлежит особое место в становлении узбекского театра. Фуркат был счастлив видеть мужчин и женщин, сидящих в ряд в театре и наблюдающих за представлением.50

Использованные источники:

1. Эстрада ва оммавий томошалар тарихи М.Умаров Тошкент "Янги аср авлоди" 2009 170-бет

2. Радмонов М. Узбек театр тарихи. - Тошкент:, «Фан». 1968

3. Тулкин Обидов Юсуфжон кизик УзССР давлат бадиий адабиёт нашриёти Тошкент 1960

4. Ризаев Ш. Жадид драмаси. "Шар;" нашриёт-матбаа концернининг бош тахририяти. Тошкент-1997

48 Ризаев Ш. Жадид драмаси. "Шарк" нашриёт-матбаа концернининг бош тахририяти. Тошкент-1997., Б. 39

49 Радмонов М. Узбек театр тарихи. - Тошкент:, «Фан». 1968., Б. 304.

50 Ж.Усмонов "Мукумий Фуркат ва Х,амза адабий жойлари". Узбекистан ССР. Фан нашриёти. 1986 йил. Монография. 31 Б.

5. А.Махмудова. У.Тожибоев. История музыки Узбекистана. "Yosh tadqiqotchi jurnali". 2022.,Том: 1.

6. Ж.Усмонов "Мукумий Фуркат ва Хдмза адабий жойлари". Узбекистон ССР. Фан нашриёти. 1986 йил. Монография.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.