Научная статья на тему 'Театральная и музыкальная деятельность иркутских творческих организаций в период 1970-х – начала 1980-х гг'

Театральная и музыкальная деятельность иркутских творческих организаций в период 1970-х – начала 1980-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТР / «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДРАМА» / ТВОРЧЕСТВО А. ВАМПИЛОВА / «ВНЕТЕАТРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» / КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / “INDUSTRIAL DRAMA” / A.VAMPILOV’S CREATIVE WORKS / “BEHAVIOR OUTSIDE THE THEATRE” / THEATER / STAFF ISSUES / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Марина Владимировна

Обосновывается необходимость рассмотрения социального функционирования искусства как одного из элементов культурного процесса 1970-х – начала 1980-х гг. Предлагается осуществить единый анализ как театральной и музыкальной форм, так и других важнейших функций: просветительской, познавательной и развлекательной. Такой подход способствует созданию более объективной картины государственной политики в области культуры на примере иркутских театров и филармонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL AND MUSICAL ACTIVITY OF IRKUTSK ARTS ORGANIZATIONS IN 1970s – EARLY 1980s

The article proves the need to consider social functioning of art, as one of the elements of the cultural process of the 1970s – early 1980s. It is proposed to implement a single analysis of a theatrical and musical forms as well as other important functions including educational, informative and entertaining one. This approach favours the creation of a more objective picture of the state policy in the field of culture by example of Irkutsk theaters and Philharmonic.

Текст научной работы на тему «Театральная и музыкальная деятельность иркутских творческих организаций в период 1970-х – начала 1980-х гг»

УДК 374.7:93 (571.5)

ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРКУТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРИОД 1970-х - НАЧАЛА 1980-х гг.

© М.В. Михайлова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Обосновывается необходимость рассмотрения социального функционирования искусства как одного из элементов культурного процесса 1970-х - начала 1980-х гг. Предлагается осуществить единый анализ как театральной и музыкальной форм, так и других важнейших функций: просветительской, познавательной и развлекательной. Такой подход способствует созданию более объективной картины государственной политики в области культуры на примере иркутских театров и филармонии. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: театр; «производственная драма»; творчество А. Вампилова, «внетеатральное поведение»; кадровые вопросы; культурная политика государства.

THEATRICAL AND MUSICAL ACTIVITY OF IRKUTSK ARTS ORGANIZATIONS IN 1970s - EARLY 1980s M.V. Mikhailova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article proves the need to consider social functioning of art, as one of the elements of the cultural process of the 1970s - early 1980s. It is proposed to implement a single analysis of a theatrical and musical forms as well as other important functions including educational, informative and entertaining one. This approach favours the creation of a more objective picture of the state policy in the field of culture by example of Irkutsk theaters and Philharmonic. 5 sources.

Key words: theater; "industrial drama"; A.Vampilov's creative works; "behavior outside the theatre"; staff issues; cultural policy.

Анализ деятельности театра в контексте социального функционирования искусства является очень важным для понимания культурного процесса 1970-х годов, в котором соотношение художественного и социального менялось под воздействием различных социокультурных обстоятельств и «общественная игра» в искусстве доминировала достаточно часто.

Драматургии 70-х годов были присущи черты социологического подхода.

Круг ее проблем: НТР, урбанизация и маргинализация общества, кризис малых городов, образ жизни человека на разных социальных уровнях. Причем личностное начало здесь неразрывно с социальным, и, наоборот - социальное выступает как личностное. Индивид входит в коллективистскую жизнь носителем личных нравственных ценностей, прагматического здравомыслия, профессионализма. Они вступают в неизбежный конфликт с государственным идеологическим и бюрократическим догматизмом всех уровней. Персонажи и события были увидены в момент переосмысления и разрушения устоявшихся норм человеческих и производственных отношений.

«Производственная драма» напрямую связала экономические приоритеты с ценностями нравственными, этическими. Она поставила их выше идеологических.

«Производственная драма» по сути дела лишь иллюстрировала «набор возможностей», давала «информацию к размышлению», указывала на самую тенденцию пересмотра устоявшихся общественных отношений.

Под сомнением оказывались нерушимые идеологические заповеди: теперь не человек оставался придатком «дела», а «дело» существовало для человека. Она предлагала своего рода социологический эксперимент, конструировала обстоятельства и предлагала «общественную игру».

Тем не менее, власть поддержала «производственную драму». С его помощью идеологи внедряли в сознание идею построения «социализма с человеческим лицом».

Однако вскоре оказалось, что герой производственной драмы в духовной сфере несостоятелен. Он дистанцировался от идеологии и политики, замыкался в профессионально - технократической сфере.

Так же, как и абсолют профессионального прагматизма «деловых людей», отказ от профессионального призвания не приносил удовлетворения. И та, и другая установка оборачивались духовным кризисом, распадом личности.

Об этом в 70-х гг. пишут авторы «бытовой драмы»: Л. Петрушевская «Любовь», А. Галин «Ретро», «Во-

1Михайлова Марина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.:89148756013,

e-mail: mihmar 2013@ya.ru

Mikhailova Marina, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: 89148756013, e-mail:

mihmar 2013@ya.ru

сточная трибуна», А. Гельман «Скамейка», «Наедине со всеми» и, наконец, А. Вампилов.

Пьесы этого нового в драматургии направления также отразили общественные настроения времени, но уже в иной плоскости. Они показали кризис наивно-романтических иллюзий шестидесятничества, «делового подвижничества», обнажили трагедию личной невостребованности, разочарования в современном мироустройстве.

Таким образом, нравственный, психологический и социальный контекст реальности 70-х годов оказался много сложнее оптимистического общепонятного универсализма «производственной пьесы», которая легко поддавалась интерпретациям и тиражированию в силу

своей прямолинейности, публицистичности и не пре-

2 ^И

тендовала на сложность сценических решений.

Драматургия А.Вампилова, Л.Петрушевской, Л.Разумовской и других современных драматургов оказалась гораздо сложнее даже для признанных мастеров. «Трагическая, переменчивая ... музыка вампи-ловского текста не разгадана, не найдена» - писал К. Рудницкий.3

«Утиная охота» А. Вампилова была написана в 1967г., но на московских сценах появилась только в 1973г., когда ее поставили и сыграли сами режиссеры - О. Ефремов (МХАТ) и В. Андреев (Театр им. Ермоловой). Хотя, в силу возраста (их возраст не соответствовал возрасту Зилова), им не удалось передать художественный смысл характера, интерпретация оказалась упрощенной, неадекватной литературному замыслу. В фигуре Зилова драматург и театр выявили противоречия характера современника в их трагической неразрешимости. Конец «щестидесятничества» был увиден А. Вампиловым как «кризис нереализованного человека».

Открытия театром характеров и сюжетов прозы ложились на благодарную почву ожидаемых зрителем впечатлений, сопереживаний и т.д.

Проза сибирских писателей внесла свой решающий вклад в создание нового видения современности. Например, книги В. Астафьева характеризовали состояние нашего общества на тот или иной отрезок времени. Характерен пример с образом «женщины в японском кимоно» из рассказов «Пир после победы». Это социальный тип, в котором отразилось то самое общество потребления, которое так активно рассматривалось в 70-е годы (рассказ был написан в 1946г.).

Проза 70-х позволила театру создать очень широкую панораму характеров, событий, конфликтов, ситуаций. Это городской быт (Ю. Трифонов), деревенская жизнь (Ф. Абрамов), проза В. Распутина, В. Шукшина,

5

В. Астафьева, С. Залыгина, пьесы А. Вампилова.

И если все сопоставить, то прав оказывается критик В. Перцовский, который в своей работе об «Утиной охоте» писал: «Вся сложность коллизий заключается в том, что зиловская компания не уродливая аномалия, а общественное явление».6

Театральная жизнь Восточной Сибири не намного отставала от столичной. Что же касается постановки пьес А. Вампилова, то Иркутск был первым городом, где прошли его пьесы, и именно из-за постановки драматургии А. Вампилова гастроли Иркутского драматического театра пользовались большим успехом.

Первым поставил пьесу А.Вампилова «Старший сын» В. Симоновский. Спектакль этот не сходит со сцены и сегодня. Он стал как бы визитной карточкой театра. Позднее режиссер В. Чертков поставил «Прощание в июне». И, наконец, в середине семидесятых годов нашла воплощение на иркутской сцене последняя драма А. Вампилова «Прошлым летом в Чулим-ске» («Валентина»). Ее осуществил режиссер Б. Преображенский (1973г.). В начале восьмидесятых годов вышли такие спектакли по пьесам А.Вампилова, как «Провинциальные анекдоты» и «Утиная охота».7

В 1976 г. Иркутский областной драматический театр им. Н.П. Охлопкова отмечал свое 125-летие. В эти годы театр переживал довольно трудный период, связанный с частой сменой художественного и административного руководства.

Одним из интересных постановщиков был В. Симоновский. Поставленные им спектакли, уже отмеченный «Старший сын» А. Вампилова, а также «Человек и джентльмен» Эдуардо де Филиппо, «Жаворонок» Ж. Ануя и другие, публика принимала с интересом уже потому, что они были пронизаны ясной мыслью и добротой, имели свою философскую глубину и образную выразительность. Важно в творчестве этого режиссера было то, что он очень активно работал с молодыми актерами, воспитанниками Иркутского театрального училища. Многие из них, попав на профессиональную сцену, смогли воплотить на практике тот подход к роли, который преподал им в училище педагог В. Симо-новский.8 Много сделал для театра другой режиссер В. Чертков. Он много работал с местными иркутскими авторами, поставил «Прощание в июне» А. Вампилова, «Записки княгини Волконской» М. Сергеева, он вывел на иркутскую сцену пьесы В. Шукшина «Энергичные люди» и «Характеры». Работы этих двух режиссеров, при всех их достоинствах и находках, не всегда были одинаково удачными. Общее состояние дел в театре волновало его коллектив.

Наряду с поиском новых форм и стиля упорно пробивалась мысль о верности накопленным ранее

2 Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое / ред. Н.М. Зоркая. СПб.:Алетейя, 2001. С. 140.

3 По ту сторону вымысла // Вопросы литературы. 1976. № 10.

4 Художественная жизнь России 70-х гг. как системное

5 Дмитриевский В.Н. Перспективное планирование и управление в сфере художественной культуры: сб. ст. М.: ВТО, 1981. 231 с.

6 ГАНИИО, ф. р-2862, оп.1, д.456, л.31.

7 ГАИО, ф. 518, оп.1, д.167, л.8,9.

8 ГАИО, ф. 518, оп.1, д.167, л.6, 7; Дубовцева И.А.

Театральные сезоны. Иркутск: Вост.-Сиб. кн.изд-во, 1985.

С.87.

традициям психологического театра, о воссоздании труппы, способной решать по большому счету стоящие перед театром задачи. В эти годы приходит к руководству труппой заслуженный деятель искусств Казахской ССР Г. Жезмер.

Большое влияние на развитие театра оказали его гастроли в Москве (1978г.) на сцене Малого театра. Спектакли театра им. Н. Охлопкова вызвали живой интерес у московского зрителя и критики. Привлекали своим сибирским колоритом спектакли по пьесе иркутского поэта М. Сергеева «Записки княгини Волконской», поставленный В. Чертковым, «Старший сын»

A.Вампилова, «Иркутская история» А.Арбузова, заново поставленные В. Симоновским. Серьезный резонанс вызвали и «Макбет», и «Деньги для Марии», и «Материнское поле».

Московская критика доброжелательно приняла спектакли иркутского драмтеатра. Критиковалось, пожалуй, только слишком реалистичное исполнение, не подкрепленное глубиной образа.9 После гастролей слаженный режиссерский «треугольник», отмеченный москвичами, распался. Кроме главного режиссера Г. Жезмера, который ставил лишь один спектакль в сезоне, в коллектив театра вошел опытный, хорошо знающий труппу С. Казимировский. В 1979г. он поставил знаковый по тем временам спектакль «Мы нижеподписавшиеся» А. Гельмана. Этот спектакль, остро ставящий проблемы нравственности и ответственности за дело и страну в целом, вызывал искренние эмоции у зрителей и, безусловно, имел воспитательное значение. То есть выполнял полностью главную функцию театра: развлекая - воспитывать - учить думать - учить принимать решения. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР С. Казимировский поставил в дальнейшем на сцене Иркутского драматического театра еще два спектакля, имевшие немалый успех и привлекшие, прежде всего, интересом к жизни простого человека, его чаяниям и надеждам. Это постановка пьесы молодого драматурга А. Галича «Ретро», ставшей своего рода шлягером по успеху в театрах страны. Второй спектакль «А поутру они проснулись» по В. Шукшину был продолжением остросатирического разговора о нравственном уродстве и человеческой девальвации, вызываемой пьянством.

Что касается «обязательных», приуроченных к юбилейным датам, спектаклей, надо отметить спектакль, поставленный Г. Жезмером, «Синие кони на красной траве» (вышел к 110-летию со дня рождения

B.И. Ленина). Автор пьесы М. Шатров предложил театрам в 1979 году «революционный этюд». Он прошел практически по всем сценам не только Сибири, но и страны.10 Спектакль удался, на него зрители шли как на волнующее событие. Этому способствовало несколько факторов: и игра актеров, и замечательное

9 Дубовцева И.А. Театральные сезоны. С. 92.

10 См. Бабковский В. Драматургия ленинской мысли // в кн. Мир современной драмы. М., 1985. С. 49-58; Потапов Н. Родом из революции // Театр. 1980. № 10; Гурабанидзе Н.

оформление спектакля художником Ю. Суракевичем. Пожалуй, это было последнее на многие годы действительно художественное оформление сцены, так как Ю. Суракевич уехал из Иркутска и оформлять спектакли зачастую приглашались совершенно случайные в театре люди.

Но помимо «социологического эксперимента», театр выполнял и другие свои важнейшие функции: просветительскую, познавательную и развлекательную. Эти черты театра были не менее ценны, чем ее разоблачительная и антиидеологическая направленность.

Интересно работали в период 70-х годов другие театры Иркутска. Это и театр музыкальной комедии11 и театр юного зрителя12 и очень известный в области театр кукол, больше всех гастролировавший по области, т. к. не имел собственного здания. Сейчас у него

13 н^^ня^^^ння^^в

имеется стационарное здание , он носит название «Аистенок» и также популярен у юных зрителей.

В 1970-е годы была весьма популярна кампания рабочего шефства над культурой и культуры над производством.

Она предполагала частые выезды «актерских бригад» в дома культуры, клубы, заводские цеха, в село, на «полевые станы» и, соответственно, массовые культпоходы заводчан и селян в театр.

Рост авторитета театра стимулировал активность внетеатрального поведения. Это деятельность разного рода неформальных сообществ: секций зрителей при отделениях ВТО, при театрах, вузах, школах, клубах и домах культуры, в системе «народных университетов».

К концу 1970-х годов шефская работа среди творческих организаций была хорошо отлажена. Ее исполнение проверялось партийными органами, но также оказывалась и необходимая помощь (финансирование командировок, помощь транспортом и т.д.). Все творческие организации, в том числе и театры, были закреплены за районами, которым обязались оказывать творческую поддержку и помощь.

Так, например, в 1978г. за творческими организациями закреплялись следующие подшефные:

- областная филармония - ДК Казачинско-Ленского района;

- областной ТЮЗ - ДК Качугского района и Ки-ренский народный театр;

- областной театр музкомедии и отделение ВТО;

- ДК Эхирит-Булагатского района, Усть-Кутский народный театр;

- областной театр кукол - Жигаловский народный театр;

- областное театральное училище - Слюдян-ский ДК.15

11 Ныне Музыкальный театр им. Н. Загурского.

12 Носит имя А.Вампилова.

13 Бывший кинотеатр «Мир».

14 Дмитриевский В.Н. Социальный заказ - театр - зритель:

система взаимосвязей. \\ в кн. Художественная жизнь России 1970-х гг. как системное целое. СПб. 2001. С. 154.

Также практически каждый артист театра г. Иркутска был «закреплен» за каким-либо коллективом художественной самодеятельности, помогая в постановке спектаклей и налаживании работы клубов.16

Активно участвовал в шефской работе Иркутский ТЮЗ. Только за 1980г. театр сыграл на селе 50 спектаклей, обслужил пять с половиной тысяч зрителей. Действенная помощь была оказана и народному театру Качугского РДК. Был подобран репертуар, оказана помощь в подборе костюмов, эскизов, декораций, даны консультации специалистов. В театре был создан совет по шефской работе с тружениками села.17

ТЮЗ был основным организатором и участником ежегодных праздников «Театр и дети», на которые приезжали ребята из самых отдаленных районов. Большая работа проводилась непосредственно в школах. Очень популярны были Дни открытых дверей. После просмотра спектаклей ребята писали сочинения, рисовали запомнившихся героев спектаклей, участвовали во встречах с артистами.18

Большое значение придавалось театральному обслуживанию БАМа.

Все театры г. Иркутска были распределены по участкам магистрали, где они должны были провести творческие встречи актеров с рабочими, показать им концерты, выступить с лекциями и спектаклями.

Драматический театр им. Н. Охлопкова был закреплен за Кунермой, Нией, Звездным; театр музко-медии - за Усть-Кутом; ТЮЗ - за Ульканом и Маги-

1- - 19

стральным; театр кукол - за Тындой.

Театры, расположенные в районах, также были настроены в основном на деятельность в подшефных подразделениях. Так, Черемховский драматический театр (Иркутская обл.) в 1976г. был поставлен в очень сложное положение. Он обслуживал тружеников сельскохозяйственных районов, расположенных вокруг г. Черемхово. Но было решено перенести театр в г. Братск, чтобы укрепить там культурное обслуживание. Потребовалось решение Иркутского ОК КПСС, чтобы театр оставили на месте, тем более что трудящиеся района были категорически против. Хотя у театра были большие проблемы и с кадрами, и с репертуаром, но он был нужен в Черемхово как источник культу-ры.20

Музыкальное и хореографическое искусство Сибири было представлено музыкальными театрами, а также краевыми и областными филармониями. В их состав входили симфонические оркестры, эстрадные и хореографические коллективы, вокально-инструментальные ансамбли. С середины 70-х годов в филармониях Сибири все больше появляется струнных коллективов, камерных оркестров, ансамблей русских народных инструментов.

Немаловажную роль в приобщении к музыкальной культуре играли хоровые общества. Они являлись

16 ГАИО, ф.р-2884, оп.1, д.190, л.24.

17 ГАИО, ф. р-2884, оп.1, д. 190, л.22.

18 ГАИО, ф. р-2884, оп.1, д.150, л.2,3.

19 ГАНИИО, ф.р-2862, оп.1, д.452, л.2.

активными проводниками музыкальной культуры. Проводились праздники и декады советской песни, концерты, лекции. Открывались музыкальные абонементы, музыкальные клубы. Выпускались сборники песен профессионалов и любителей.

С 1972 года сибирские филармонии включали в свой репертуар органную музыку.

В г. Иркутске для размещения органа было выделено здание польского костела. Это решение было принято благодаря деятельности председателя Иркутского горисполкома Н.Ф. Салацкого. Первоначально в здании костела (построенного в 1884 г. на средства сосланных в Сибирь поляков) было решено разместить филиал краеведческого музея с экспозицией «Сибирь и Польша социалистическая». В процессе разработки проекта реконструкции появилась идея создать в помещении бывшего костела (до 1971г. там располагалась Иркутская студия кинохроники) помимо выставочного зала - концертный зал.

При прямом содействии польского писателя Яна Доброчинского и общества советско-польской дружбы, выразивших готовность оказать содействие в приобретении органа для г. Иркутска, инструмент был приобретен и установлен в костеле. В результате органный зал Иркутской филармонии стал одним из самых посещаемых мест в городе, центром культурного досуга, музыкального образования и эстетического вос-21 ^Н

питания иркутян.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иркутская филармония в 1970-е годы активно занималась концертной деятельностью. Например, только за один год (1975г.) общее количество проведенных концертов составило 4.608 (при плане 4000.).22 Руководство филармонии проводило определенную работу по улучшению качества работы и поиску новых форм обслуживания населения.

С одной стороны - это повышенное требование к качеству подготовки своих коллективов, с усилением контроля над гастролирующими группами. С другой стороны - расширение форм работы, т.е. создание новых лекторских групп.

В результате было создано три музыкальных лектория, коллектив «Русский романс и поэзия», инструментальное трио (баян, домбра, гитара), ансамбль народных инструментов (силами педагогов Братского училища искусств). В течение 1976 года был разработан абонемент камерных исполнителей - преподавателей Новосибирской консерватории Лебензон М.С., Шавчук Д.Л., Шапиро Н., Волчковой О. и др.23

Концерты симфонического оркестра проходили, помимо концертного зала филармонии в г.Ангарске, где в течение восемнадцати лет (при ДК Нефтехимиков) работал факультет музыки, в городах Шелехов, Усолье - Сибирское и др. Только за один год симфонический оркестр дал более ста тридцати концертов, значительно перевыполнив план (норма - 120 концертов). Также было выпущено девять абонементов, в

21 ГАНИИО, ф.127, оп.95, д.8, л.16,17; ГАИО, ф. р-2884, оп.1, д.124, л. 85.

22 ГАИО, ф.3211, оп.1, д.37, л.2.

том числе три абонемента были специально разработаны для преподавателей и студентов иркутских вузов. Абонементная форма обслуживания была распространена и в других концертных организациях Сибири. 4

Гастрольная деятельность Иркутской филармонии в середине 1970-х годов была довольно обширна. Так, в 1976 году оркестр побывал в гастрольной поездке по городам Сибири: Кемерово, Улан - Удэ, Чите. Его выступления получили высокую оценку в прессе и у слушателей. Активными были связи и с композиторами из других областей и регионов страны. Из Бурятии побывали в г. Иркутске композиторы во главе с Б. Ямпило-вым, народным артистом Бур. АССР Дашиевым; из Якутии - композитор Афанасьев, дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Кривошапко; с Украины - дирижер Гуляницкий, композитор Мамонов, пианистка Л.Адаменко; из Литвы - дирижер Домаркас, а также нар. артист Арм. ССР Амин Хачатурян.25

В 1970-е годы Иркутская филармония активно пополнялась молодыми кадрами. Это М.Клейн, выпускник Московской консерватории, вокалист В.Радченко, выпускник Владивостокского института культуры, во-калистка Н. Головина, выпускница Иркутского училища искусств. Несколько молодых специалистов приехали на работу в симфонический оркестр Иркутской филармонии по направлению Министерства культуры РСФСР. Они были привлечены для работы в камерном оркестре под руководством опытного и высококвалифицированного скрипача Л.А. Касабова (преподавателя Иркутского училища искусств). Все молодые исполнители были включены в программы абонементов симфонических и лекторийных концертов - согласно плану работы с творческой молодежью.26

Но, тем не менее, необходимо отметить, что концертная деятельность музыкальных организаций Сибири в исследуемый период характеризуется жанровой диспропорцией. Основная часть концертов приходилась на выступления эстрадных коллективов, гораздо меньшей популярностью пользовались симфонические концерты и народное хоровое пение.

Государственное вмешательство в область музыкального искусства проявилось и в делении музыки на «легкие» и «серьезные» жанры, предпочтение в которых отводилось последним. Это, во многом искусственное, формирование музыкального репертуара, приводило к тому, что при проведении «правильно» организованных концертов залы часто были полупустыми, а при выступлении различных, часто низкопробных ВИА, залы были переполнены.27

Зачастую недостатки в деятельности концертных организаций были связаны как с репертуарной политикой, так и недостаточным мастерством самих музы-

кантов.28 Например, в симфоническом оркестре Иркутской филармонии не был полностью укомплектован оркестр. Состав оркестрантов был довольно пестр. Многие музыканты не имели высшего образования.29 Такие же проблемы испытывали и другие концертные организации региона.

Можно сделать вывод, что филармонии располагали возможностью только с помощью изменения структуры концертного репертуара повысить посещаемость концертов серьезной музыки как минимум вдвое. Для этого был эффективен такой метод составления концертных программ, как монография, т.е. организация концертов, посвященных творчеству одного композитора. Этот метод был очень популярен в Москве, а с 70-х годов начал применяться и в Сибири. Но он больше подходил для горожан.

Для сельских жителей предпочтительней была разножанровость.

Распространенность абонементной системы облегчала формирование репертуара, но порождала ряд противоречий. Иногда, несмотря на полностью реализованные абонементы, залы симфонических и камерных концертов не заполнялись даже наполовину. Абонементная практика нуждалась в совершенствовании.

Этот вопрос до сих пор остается не полностью решенным, т.к. для филармоний выгодно распространять абонементы, но это не всегда интересно слушателям.

Необходимо было модернизировать финансовую политику в отношении филармонической деятельности путем перехода ее финансирования полностью за счет бюджета, что влекло бы за собой определенную гибкость в формировании репертуара. Одновременно предприятиям, учреждениям и организациям необходимо было разрешить проводить по безналичному расчету оплату лекций- концертов, составляющих значительную часть филармонических концертов. Это предложение было высказано Министерством культуры РСФСР и отчасти реализовано в последующие годы, что позволило на некоторое время ослабить нарастание кризиса в отношениях между властными

30

структурами и художественной интеллигенцией.

Таким образом, можно констатировать, что:

- культурная жизнь страны в 1970-е годы регулировалась в основном партийными решениями и в силу этого была предельно идеологизирована;

- тем не менее, важным качеством театра 1970-х следует считать то, что он демократизировал общество, воссоздавал на сцене «картину жизни» рядового человека, вернул человеку чувство собственного достоинства;

- формальная, на первый взгляд, кампания рабочего шефства над культурой и культуры над произ-

ГАИО, ф.3211, оп.1, д.37, л.6; ГАЧО, ф.5016, оп.1, д.12,

л.6

25

ГАИО, ф.3211, оп.1, д.37, л. 27.

26 ГАИО, ф. р - 3211, оп. 1, д.37, лл. 1, 3, 27, 29.

27 Бортников С.Н. Художественная интеллигенция в культурной жизни Сибири (1960-1980гг.): автореф. дис....

28 см. НАРБ, ф. 1, оп.40, д.92, л.6; ГАЧО, ф.3, оп.39, д.170, л.25, 35; ЦХДНИКК, ф.26, оп.9, д.496, л.62; ГАНИИО, ф.127, оп. 88, д.110, л.19.

29 ГАИО, ф.3211, оп.1, д.37, л.11.

30 Художественная культура и развитие личности. Проблемы долгосрочного планирования: сб. науч. тр./ред. Ю.У. Фохт-

24

водством, приняла неформальную форму внетеат-рального поведения. Создавались театральные секции при ВТО, при театрах, вузах, школах, клубах, в системе «народных университетов», где не просто обсуждались театральные постановки, но задавались вопросом - как жить дальше?

- таким образом, театр утверждал себя как це-

лостная, открытая, саморегулирующаяся система, вобравшая в себя взаимодействие и взаимовлияние общественных настроений;

- именно театр как система чутко реагировал на общественные сдвиги, менял свою структуру, обогащался новыми ресурсами для будущих социальных перемен 90-х годов.

УДК 93:323.26

ИТОГИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

© Е.С. Оболкин1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье исследуются итоги социального протеста в сфере образования Иркутской области конца ХХ века. Проанализированы деятельность отраслевого профсоюза народного образования региона в социальном протесте, процессы нарастания и угасания протеста педагогов области. Особое внимание уделено рассмотрению процесса снижения действий протестного характера в сфере образования региона. Табл. 4. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: социальный протест; народное образование; забастовки; профсоюзы.

IRKUTSK EDUCATOR SOCIAL PROTEST RESULTS IN LATE 20th CENTURY E.S. Obolkin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article examines the results of the social protest in the Irkutsk region education in the late twentieth century. It analyzes the activity of the regional public education trade union in the social protest, the growth and decline of regional teachers protest. The decline in the protest actions in the field of regional education is given a thorough examination. 4 tables. 7 sources.

Key words: social protest; public education; strikes; trade unions.

Данная тема находится на стыке истории, политологии и социологии и является на сегодняшний момент малоизученной с точки зрения этих наук. Комплексные исторические исследования регионального отраслевого социального протеста вообще отсутствуют, а без изучения социального протеста в сфере образования невозможно полное и всестороннее научное исследование общероссийской и региональной истории конца ХХ века.

Представленная проблема особенно актуальна в региональном плане, так как социальное и экономическое положение педагогов в области, как и в целом по стране, до сих пор остаётся низким.

Целью данной статьи является комплексное исследование итогов протеста педагогов Иркутской области в конце ХХ века и всесторонний анализ процессов нарастания и снижения данных действий в сфере образования региона.

В 1998-1999 гг. наблюдалась тенденция снижения социальной напряжённости и действий протестного характера в педагогических коллективах Иркутской области, замена политических требований экономическими. Коллективные действия учителей носили ло-

кальный характер, были плохо скоординированы и в большинстве случаев имели незначительные результаты.

27 января 1999 г. началась всероссийская акция протеста работников образования. По данным Иркутского областного комитета профсоюза работников образования коллективы 250 учебных заведений (более 4 тысяч человек, а это примерно каждый седьмой учитель) заявили о своём намерении провести забастовку в эти дни [1].

И 27-29 января 1999 г. в Иркутской области прошли забастовки педагогических коллективов. Территориальные профсоюзные организации не представили вовремя информацию о январских акциях протеста в Иркутский обком Профсоюза и в органы по труду. В результате данные по акциям протеста в области в январе 1999 г. в различных источниках сильно разнились. Так, по сведениям профорганизаций, забастовки проходили: в г. Усолье-Сибирское бастовали 14 учреждений, около 700 работников, а по сведениям Комитета по труду забастовки не значатся; в Бодайбинском районе не зарегистрированы забастовки в 18 учреждениях с числом участников 540 человек; в г. Усть-

1Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89642100219, e-mail: eobol-kin@inbox.ru

Obolkin Evgeny, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Design, tel.: 89642100219, e-mail: eobol-kin@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.