Научная статья на тему 'О культурной жизни Восточной Сибири в 1970-е годы'

О культурной жизни Восточной Сибири в 1970-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уварова Ольга Аверьянова

Дан краткий обзор культурной жизни Восточной Сибири 1970-х годов, обусловленной ходом общественно-поли-тического процесса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О культурной жизни Восточной Сибири в 1970-е годы»

О.А.Уварова

О культурной жизни Восточной Сибири в 1970-е годы

Литература и искусство являются характерным отражением эпохи, той сферой, где противоречия и тенденции социальной жизни проступают особенно явно. Художественное сознание зачастую опережает общественно- политическое мышление в осознании сложных общественных явлений, в частности, их гуманитарных аспектов. 1970-е годы для Восточной Сибири были временем большого общественного подъема, грандиозных строек, формирования серьезного культурного потенциала.

Литература является наиболее объемной и важной частью культурной жизни. Литературный процесс начала 1970-х годов определялся ходом общественно-политического процесса в стране. Консервативный поворот после смещения Хрущева знаменовал конец «оттепели». Стала набирать силу широкомасштабная и долговременная тенденция по утверждению идеологической нетерпимости и политического конформизма. Решения 24 партийного съезда и последовавшие за ним постановления ЦК КПСС, касающиеся культурной сферы, возобновили практику декретирования художественного творчества. Это привело к консервации стереотипов и обеднению культурной жизни.

Конец 1960-х годов стал временем организационной перестройки писательских организаций: в 1967 году из отделений Союза писателей СССР были сформированы Иркутская, Читинская, Бурятская областные и Красноярская краевая писательские организации. Иркутская организация была одной из самых мощных: в 1971 году в ней работало 29 человек, в 1980 году - 36 человек [1], и она включала в себя секции прозы, поэзии, критики, детской литературы, краеведения, этнографии и фольклора. Формы работы были довольно традиционными: «круглые столы», «литературные среды», творческие отчеты писателей, обсуждение рукописей и т.д. Так, на «круглых столах» обсуждались пьесы А.Вампилова, произведения А.Гурулева, Г.Кунгурова, А.Зверева, Е.Жилкиной, Г.Машкина, Г.Михасенко, В.Распутина. Во многих работах, как отмечалось, прослеживалась «четкость авторской идейной платформы, рост художественного мастерства, психологическая углубленность». Особенное внимание обращалось на талант В.Распутина. Его повесть «Последний срок» «отличала художественная незаурядность, актуальность поднятой проблемы - нравственное здоровье людей» [2]. Истинные и мнимые нравственные ценности человека, отношения в треугольнике личность - коллектив - общество рассматривались Дм, Сергеевым в повести «Крепость на отшибе».

Набирали популярность возобновившиеся семинары молодых писателей. Регулярно обсуждались результаты работы с творческой молодежью на конференции «Мо-

лодость, творчество, современность», которая проходила раз в два года в Иркутске. Произведения отличались известным разнообразием, Так, В.Шугаев написал цикл о молодых городах Сибири: «Бегу и возвращаюсь», «Осень в Майске», «Проводины», «Караульная заимка». Г.Михасенко пишет о подростках и для подростков -«Милый Эп». Явлением стала книга С.Китайского «Поле сражения». Для поощрения молодых авторов иркутским комсомолом была учреждена премия им. И.Уткина1. Ее лауреатами стали: В.Распутин («Деньги для Марии»), А.Гурулев («Росстань»), В.Шугаев («Проводины», «Караульная заимка»), М.Сергеев (цикл произведений об A.C.Пушкине, поэма «Коммунисты»). Издавалась серия «Молодая проза Сибири», печаталась серия очерков «Черты сегодняшней Сибири».

В 1974 году состоялось Зональное совещание молодых писателей и поэтов Восточной Сибири и Дальнего Востока, в котором их 120 участников было 48 молодых прозаиков и поэтов, Иркутск представляли Е.Суворов, С,Китайский, А,Кобенков, А,Горбунов и другие. Красноярск прислал Е.Аксенову, З.Русакова, А,Поташина, Е.Носова. Итогом стала серия творческих отчетов в городах Иркутской области.

Одной из форм активизации творчества молодых стали Советы по работе с творческой молодежью [3]. В Красноярском крае был проведен семинар «Дивногор-ская весна». В 1976 году Красноярская краевая и Хакасская областная писательские организации включали в себя 28 членов Союза писателей СССР [4]. В центре, внимания творческой интеллигенции Красноярья была в основном современная тематика, для которой часто было характерно мелкотемье, сиюминутность, ангажированность.

Непросто складывалась творческая жизнь читинских литераторов. В начале 1970-х годов в Чите прошли книжные выставки, посвященные 24 съезду КПСС и задачам девятой пятилетки: «Комсомол - помощник партии», «Человек славен трудом», «Уверенная поступь страны Советов», «Молодость страны Советов» [5], отразившие веяния времени. Общей проблемой было отсутствие собственного литературного журнала. Если в Красноярском крае выходил в свет альманах «Енисей», в Иркутской области до 1971 года - «Ангара», а позднее - «Сибирь», в Бурятии - «Байкал», то в Чите такого издания не было. Поэтому читинцы были в положении «бедных родственников». В 1971 году «Ангара» была переименована в «Сибирь», но чаще печатать забайкальцев не стали. Подобное же положение сложилось в Восточно-

1 И.Уткин (1903 - 1944) - советский поэт, выпускник школы №11 г.Иркутска, погиб в Великую Отечественную войну _

Сибирском книжном издательстве, где тиражи и «листы» иркутских литераторов тоже преобладали. Тем не менее, в 1970-е годы выходят достойные произведения: «Золотая пучина» В.Ляхницкого, «В горах мое сердце»

B.Никонова, «Осенняя сухмень» Е.Куренного, «Сосновая провинция» и «Солнечная пурга» Р.Филиппова, «Журавли не знают покоя» Н.Ященко. Популярными становятся книги Г.Граубина для детей и юношества.

Корифеем сибирской (читинской) литературы по праву оставался В.Балябин, который в 1970-е годы пишет четвертую часть книги «Забайкальцы». Коренной забайкалец, никогда надолго не уезжавший с малой родины, по сути и в душе - крестьянин, он знает и помнит не только в лицо сотни жителей станиц и сел. Среди его героев нет хлюпиков, людей слабых и безвольных. «Баля-бин емко и полно выразил душу своего народа. Неистощимый запас бодрости духа. Свободолюбие, Трудолюбие. Честность. Целомудрие. Вера в светлое... Большинство героев - люди не вымышленные», - так писал о земляке В.Лавринайтис в послесловии к роману.

Регулярными стали зональные писательские семинары, один из которых состоялся в Чите. На нем были представлены иркутяне В.Шугаев, Г.Машкин, А.Вампилов,

C.Иоффе, Б.Лапин, красноярцы В.Белкин, В.Назаров, читинец Р.Филиппов. Он дал новый импульс работе забайкальских авторов. Так же, как и в других регионах, читинцам не хватало деятельного, заинтересованного, глубокого внимания со стороны областного руководства: за 25 лет вопрос о работе Читинской писательской организации лишь однажды, в 1973 году, рассматривался в обкоме партии [6].

Бурятская писательская организация к началу 1980-х годов насчитывала 49 членов СП СССР [7]. Получили признание произведения Африкана Бальбурова, Исая Калашникова, Николая Дамдинова и др. С 1972 года в республике стали присуждать почетное звание - Народный писатель Бурятской АССР. Первыми этого звания были удостоены И.К.Калашников, Н.Г.Дамдинов, Д.З.Жалсараев, Н.Г.Балдано, А.А.Бальбуров. К середине 1970-х годов вышли значительные романы о современности: «Красный день», «Луна за облаком» В.Сергеева, «Степные дороги» В.Жимбаева, «Черемуховый цвет» Р.Белоглазовой, повести Б.Мунгонова, М.Жигжитова [8].

В 1970-е годы на первый план выходят новые проблемы - человек и окружающая среда, научно-технический прогресс и литература, но это практически не нашло отражения в бурятской литературе. Особенностью ее развития во второй половине 1970-х годов стало то, что писатели республики работали в крупных жанрах. В 1975-1976гг, ими опубликовано 15 романов, в том числе: «Жестокий век» И.Калашникова, «Подлемо-рье» М.Жигжитова, «Мать-лебедина» Ц.Галанова, «Аргамак ищет хозяина» Д.Эрдынеева, «Круглый год» М.Бадлуева и др. Хорошо прозвучали историческая и военно-патриотическая темы. За 1971 - 1976 годы в Москве и других крупных городах России вышло около

60 названий книг писателей Бурятии, Их стали переводить и печатать в Венгрии, Чехословакии, Монголии, ГДР [9]. Заметно улучшился художественный уровень материалов, опубликованных в журнале «Байкал».

Не сходит со страниц появившаяся БАМовская тема. Это было характерно в основном для Бурятии и Иркутской области. В 1977 году прошли «Дни литературы и искусства» на БАМе. Вышли три выпуска сборника «БАМ - стройка века»; книги Л.Шинкарева «Второй Транссиб», «Байкало-Амурская магистраль», книга очерков В.Шугаева «Великие верств». В 1977-1978 гг. на БАМе прозвучало 186 выступлений иркутских литераторов [10].

Усилия творческой интеллигенции находили выражение в новых формах. С начала 70-х годов стали проводиться «Большие круглые столы»; в Иркутске стали выходить серии: «Современная сибирская повесть», «Полярная звезда», «Литературные памятники Сибири». Активно действовали клубы читателей «Лира» в Иркутске и Ангарске. Стали практиковаться читательские конференции. На важнейших объектах пятилетки открывались корреспондентские пункты журналов. К освещению литературного процесса стало активно привлекаться телевидение: появились передачи «Наш современник» и «Книжная лавка» в Иркутске, «Литература и искусство Бурятии» в Улан-Удэ. Популярностью пользовалась передача Иркутской студии телевидения «Творческие портреты», которую создавали режиссер Г.Люстрицкий и актер В.Венгер. Однако рассказ о культурной жизни региона в целом занимал весьма скромное место в сетке местного телерадиовещания.

В 1980 году в рамках «Дней советской литературы» состоялись встречи «Иркутяне в гостях у иркутян», в которой участвовали А.Преловский, Ф.Таурин, Л.Кокоулин, В.Тычинин, Г.Куницын, М.Скуратов и другие писатели. Это стало серьезным вкладом в культурную жизнь региона в 1970-е годы.

Таким образом, литературный процесс в Восточной Сибири в 1970-е годы шел ровно, без сбоев, в рамках общесоюзного процесса, без явных провалов и без особенных взлетов. Несколько сибирских литераторов вышли на общесоюзный уровень: прозаики В.Распутин, К.Седых, Виль Липатов, драматург А.Вампилов.

Пьесы Александра Вампилова открыли новую страницу в истории советской драматургии. Иркутский драм-театр был одним из первых театров в стране, который сумел пробить стену непонимания и отчуждения и поставить произведения молодого драматурга на своей сцене. Это были «Старший сын» (реж. В.Симоновский), «Прощание в июне» (реж. В.Чертков), «Прошлым летом в Чулимске» (реж. Б.Преображенский). Тесные дружеские отношения в семидесятые годы сложились у Вампилова с актерами Иркутского ТЮЗа. Вот как вспоминает об этом Вера Сулименко, работавшая в литературной части ТЮЗа: «Событие в жизни театра, имевшее самое благотворное влияние на всю его дальнейшую деятельность -знакомство, а позже и дружба наших актеров с Алек-

сандром Вампиловым, тогда еще начинающим драматургом. Встречи эти носили неофициальный характер, по большей части происходили в общежитии, но производили на актеров большое впечатление» [11]. Уже тогда главный режиссер ТЮЗа Лев Титов сказал: «Вампилов -это драматург не областного, а мирового масштаба» [12]. В ТЮЗе задумывалась постановка «Утиной охоты» -самой сложной и глубокой пьесы, причем сам Вампилов считал, что роль главного героя - Зилова - должен играть Виталий Зикора (после смерти драматурга в передаче Иркутского ТВ Зикора сыграет отрывок из этой пьесы). Иркутский зритель увидит «Утиную охоту» лишь в девяностые годы в постановке С.Болдырева на сцене Иркутского драматического театра.2

Главным режиссером Иркутского ТЮЗа в 1970-1978 гг. был Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Титов. Он создал и воспитал высокопрофессиональную труппу, делая ставку на молодых актеров. На сцене шли оптимистичные спектакли по произведениям В.Розова, Б.Балтера, И.Дворецкого. Вторая половина семидесятых отмечена остросоциальными спектаклями, среди которых выделяется «Остановите Малахова» В.Аграновского. Активно ставится классика.

Развиваются театры Красноярского края. В лучших традициях реалистического искусства были поставлены удачные спектакли: «Табачный капитан» в театре музко-медии, «Вечно живые», «Половодье», «Океан» в Красноярском драмтеатре, «Оптимистическая трагедия» в Норильском театре, «Люди, которых я видел» в Каннском театре. Активно поддерживается социальная направленность драматургии: выпускаются спектакли «Сталевары» Г.Бокарева, «Дело, которому ты служишь» Ю.Германа. Не обделена вниманием советская классика: «Именем революции» М.Шатрова, «Проводы» И.Дворецкого, «Совесть» В.Токаревой. Спектакль «Опаленные строки», подготовленный театром музкомедии к 30-летию Победы, занял второе место во Всесоюзном смотре-конкурсе музыкальных театров [13]. Однако с завидной регулярностью красноярские театры критикуются за постановку малохудожественных пьес и мелкотемье, отсутствие спектаклей о современном рабочем классе и крестьянстве.

Схожие тенденции можно отметить в Забайкалье. Читинские театры часто ставили спектакли к «круглым датам» (например, спектакль «Лампочка Ильича» в Читинском театре кукол к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина). Ангажированность спектаклей, их «высокий идеологический уровень», «политическая выверенность» привели к тому, что в Читинском драматическом театре наполняемость зрительного зала в 1972 году составила 52% [14]. Безусловно, следует учитывать общественно-

2 Память об Александре Вампилове трепетно поддерживается в Иркутске. Его имя присвоено ТЮЗу и улице. Около драматического театра открыт памятник драматургу. Создан Вампиловский фонд и готовится к открытию музей Вампилова. Пьесы регулярно ставятся на иркутских сценах._

политический контекст деятельности театров.

Несколько по-особому развивалось театральное искусство Бурятии. Акцент здесь делался на развитие оперного театра. К творческим удачам можно отнести оперы Т.Хренникова «В бурю», «Хованщина» Мусоргского, «Царскую невесту» Римского-Корсакова, балеты «Пахита» Минкуса, «Красавица Ангара» Л.Книппера и Б.Ямпилова. Активно работали национальные композиторы. Поставлена опера «Чудесный клад» Б.Ямпилова. В новой редакции была восстановлена национальная опера «Энхэ-Булад-Батор» М.Фролова. Балет на тему современности «Память сердца» написал композитор Ж.Батуев, Много песен, ставших популярными, вышло из-под пера молодых композиторов С.Манжигеева, А.Андреева, Б.Цырендашиева, Ю.Ирдынеева, Г.Павлова. Практиковались регулярные творческие отчеты народной артистки СССР Л.Сахьяновой, заслуженного артиста БурАССР К.Базарсадаева, народного артиста БурАССР С.Роднаева, солистов Д.Дашиева, Л.Шоболова и др. Активную концертно-просветительскую деятельность вели Бурятская филармония и коллектив ансамбля «Байкал».

Музыкальное искусство Бурятии получило признание в стране и за рубежом. Так, вскоре после премьеры оперы «Чудесный клад» в Улан-удэ, она была поставлена в Москве. Создатели балета «Красавица Ангара» получили в 1972 году Государственную премию РСФСР им. Глинки. Ежегодно оперный театр гастролировал по Сибири и Дальнему Востоку. Государственный ансамбль песни и танца «Байкал» в 1976 году успешно выступил с гастролями в Чехословакии.

Особенностью культурного пространства Бурятии было и остается сочетание национального и интернационального, Только в Улан-Удэ активно работали, сотрудничали и конкурировали в борьбе за зрителя два драматических театра: русский и бурятский. Государственный бурятский театр им. Х.Намсараева делал ставку на сельского зрителя: даже на стационаре около 70% зрителей были из села; за сезон каждый восьмой житель республики посетил этот театр [15]. Поставленный им спектакль «Тополек мой в красной косынке» по Ч.Айтматову на заключительной декаде театрального искусства II Всероссийского фестиваля в Ленинграде в 1972 году был удостоен диплома Первой степени. Спектакль «Доходное место» был отмечен дипломом Всероссийского смотра драматургии Островского. Спектакли Бурятского театра драмы были интересны и столичному зрителю. Хорошо прошел творческий отчет театра в Москве. В мае 1976 года за особенно успешные спектакли «Власть» и «Кнут Тайши» приказом Министерства культуры СССР коллектив был отмечен денежной премией- [16]. Русский драматический театр в начале 1970-х годов представил интересные спектакли «Солдатская вдова», «Валентин и Валентина». Спектакль «Светит, да не греет» на Всероссийском смотре драматургии Островского получил диплом второй степени.

Содержание и направление работы театров так же,

как и по всей стране, были определены 30-летием Победы и подготовкой к достойной встрече партийных съездов, Наибольший интерес у зрителя в середине 1970-х годов вызвали спектакли «В списках не значился» Б.Васильева, «Характеры» В.Шукшина, «Барабанщица» А.Салынского. В числе недостатков работы театров было отмечено много случайных спектаклей, которые зритель не принял: «Корсар» Адана в оперном театре, «Слуга двух господ», «Красавец мужчина», «Провинциальные анекдоты» в русском драматическом. В этом ряду вызывает удивление и досаду последнее название. Если в иркутских театрах постановки Вампилова неизменно шли с аншлагом, то неуспех этой не самой сложной пьесы можно оставить на совести театральных работников. Пьеса искрометная, изящная, и преподнести ее можно было очень зрелищно.

Общественно-политическая и культурная жизнь Сибири получала своевременное и разнообразное отражение на телевидении и радио, В Иркутске действовала Восточно-Сибирская студия кинохроники. До 80% фильмов и журналов получали хорошую оценку, Например, фильм «Мы из Чуранчи» получил золотую медаль на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в 1970 году [17]. Однако в силу того, что радио и телевидение считались в первую очередь средствами пропаганды, большинство передач было посвящено выполнению решений партии.

Развивается такая сфера художественного творчества, как живопись, Растут и крепнут творческие организации. Так, Красноярская организация художников к концу 1970-х годов насчитывала более 60 человек, Читинская - 16 человек, Иркутская - 37 человек, в Бурятии работало 53 члена СХ РСФСР [18]. Художники Сибири активно участвовали в зональных, республиканских, союзных выставках. Имена красноярских художников Б.Рябузова, В.Мешкова, иркутян В.Гончарова, Д.Санжие-ва, С.Ринчинова, Г.Васильева были хорошо известны в Сибири и за ее пределами, Мастера кисти активно откликались на происходящее в стране: в 1970 г. они участвовали III зональной художественной выставке «Сибирь социалистическая», посвященной 100-лепЬ. со дня рождения В.И. Ленина, в 1979 г. - во всесоюзной выставке «Мы строим БАМ» и т.д. Произведения сибирских художников неоднократно экспонировались в Японии, Канаде, Германии, Италии, социалистических странах.

Однако именно художники (видимо, по причине относительной устойчивости и преемственности жанров, тематике, технике письма) чаще всего подвергались критике со стороны партийно-советского руководства за «мелкотемье», «формализм», «невысокий художественный уровень», «отсутствие сельской и производственной тематики» и т.п. Обеспечение мастерскими, материалами для работы, заказами на прямую зависело от того, как откликнется художник на актуальные события в жизни страны (партийные съезды, юбилеи, великие стройки и т.п.).

Культурную жизнь Восточной Сибири в 1970-е годы можно назвать насыщенной и интересной. Удаленность от центра сказывалась на признании творческих работников во всесоюзном масштабе, в то же время талантливые мастера пера, висти и с цены получали признание в стране и за рубежом, В общем и целом культурная жизнь протекала в рамках общегосударственных тенденций.

Библиографический список

1. ГАНИИО, ф.р. 2862, оп.1, д.261, л.2.

2. ГАРФ, ф.р.7901, оп.З, д.3054, л.12.

3. ЦХИДНИКК, ф.17, оп.21, д.68, л.И.

4. Там же, л.8.

5. ГАРФ, ф.р. 7901, оп.З, д.3102, л.73.

6. ГАЧО, ф.Зп, оп,25, д.188, л. 1-8.

7. НАРБ, ф.1п, оп.37, д.69, л.29,

8. ГАРФ, ф.р,7901, оп.З, д.3406, л. 12.

9. ГАРФ, ф.р.7901, оп.З, д.3714, л. 11.

10. ГАНИИО, ф.р. 2862, оп.1, д.370, лл.5-7.

11. Цветы и годы. Книга о молодом театре,-Иркутск, 2003.- С. 192.

12. Там же.-С.201.

13. ГАРФ, ф.р.7901, оп.З, д.3066, л,18; д.3732, л.27.

14. ГАРФ, ф.р,7901, оп.З, д.3461, л.102.

15. ГАРФ, ф.р. 7901, оп.З, д.3046, л.13.

16. ГАРФ, ф.р. 7901, оп.З, д.3714, л.14.

17. ГАРФ, ф.р, 7901, оп.З, д.3054, л.14.

18. ЦХИДНИКК, ф. 17, оп. 15, д, 7, л. 9; ГАНИИО, ф, оп. 2, д. 13, л.38; ГАЧО, ф. Зп, оп. 36, д. 134, л. 10; НАРБ, ф. 1п, оп, 45, д, 96, л. 13,

Статья принята к публикации 30.06.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.