Оригинальная статья / Original article УДК 008
http://dx.doi.org/10.21285/2415-8739-2018-1-212-218
О КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 1970-е ГОДЫ © О.А. Уварова
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Аннотация. В статье раскрываются основные характеристики культурной жизни Восточной Сибири в 1970-е годы. Идет структурирование писательских организаций, развитие потенциала молодых писателей (семинары и зональные совещания молодых писателей, Советы по работе с творческой молодежью, встречи с читателями). Разнообразятся формы взаимодействия писателей и читателей. Тиражируются получившие признание произведения маститых литераторов, публикуются новые произведения разных жанров молодых и именитых авторов. В. Распутин, К. Седых, В. Липатов, А. Вампилов получают всесоюзное признание. Активно развивается театр. Иркутские театры одними из первых ставят пьесы А. Вампилова. В ряде сибирских театров существуют проблемы репертуарного и исполнительского характера. Развивается музыкальный театр, осуществляются премьерные постановки национальных авторов в Бурятии. Развивается радио и документальное кино. Отмечается, что в целом культура Восточной Сибири развивается в рамках и контексте общесоюзных тенденций, включая плюсы и минусы.
Ключевые слова: культурная жизнь, писательские организации, молодые писатели, литературный процесс, А. Вампилов, Иркутский ТЮЗ, театры Красноярского края, культурное пространство Бурятии, музыкальное искусство, Восточно-Сибирская студия кинохроники.
Формат цитирования: Уварова О.А. О культурной жизни Восточной Сибири в 1970-е годы // Известия Лаборатории древних технологий. 2018. Т. 14. № 1. С. 212-218. DOI: 10.21285/2415-8739-2018-1-212-218
ABOUT THE CULTURAL LIFE OF EASTERN SIBERIA IN THE 1970s © O.A. Uvarova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov Str., Irkutsk 664074, Russian Federation
Abstract. The article reveals the main characteristics of the cultural life of Eastern Siberia in the 1970s. There were a structuring of writers' organizations, development of the potential of young writers (seminars and regional meetings of young writers, councils for working with creative youth, meetings with readers). There were varied forms of interaction between writers and readers. The well-known works of venerable writers as well as new works of different genres of young and famous authors were published. V. Rasputin, K. Sedykh, V. Lipatov, A. Vampilov had received all-Union recognition. The theater was actively developing. Irkutsk theaters were ones of the first to play the plays of A. Vampilov. In a number of Siberian theaters there were problems of repertoire and performing character. A musical theater was developing, premieres of national authors were being performed in Buryatia. Radio and documentary films were developing. It is noted that in general the culture of Eastern Siberia developed within the framework and context of all-Union tendencies, including the pros and cons.
Keywords: cultural life, writers' organizations, young writers, literary process. A. Vampilov, Irkutsk Youth Theater, theaters of the Krasnoyarsk Krai, cultural space of Buryatia, musical art, East Siberian newsreel studio
For citation: Uvarova O.A. About the Cultural Life of Eastern Siberia in the 1970s. Journal of Ancient Technology Laboratory. 2018. Vol. 14. No. 1. Pp. 212-218. (In Russian) DOI: 10.21285/2415-8739-2018-1-212-218
Искусство и литература являются характерным отражением эпохи, той сферой, где противоречия и тенденции социальной жизни проступают особенно явно. Художественное сознание зачастую опережает общественно-политическое мышление в осознании сложных общественных явлений, в ча-
стности, их гуманитарных аспектов. 1970-е годы для Восточной Сибири были временем большого общественного подъема, грандиозных строек, формирования серьезного культурного потенциала.
Литература является наиболее объемной и важной частью культурной жизни. Литературный процесс начала 1970-х годов определялся ходом общественно-политического процесса в стране. Консервативный поворот после смещения Хрущева знаменовал конец «оттепели». Стала набирать силу широкомасштабная и долговременная тенденция по утверждению идеологической нетерпимости и политического конформизма. Решения XXIV партийного съезда и последовавшие за ним постановления ЦК КПСС, касающиеся культурной сферы, возобновили практику декретирования художественного творчества. Это привело к консервации стереотипов и обеднению культурной жизни.
Конец 1960-х годов стал временем организационной перестройки писательских организаций: в 1967 году из отделений Союза писателей СССР были сформированы Иркутская, Читинская, Бурятская областные и Красноярская краевая писательские организации. Иркутская организация была одной из самых мощных: в 1971 году в ней работало 29 человек, в 1980 году - 36 человек (Областное государственное учреждение «Государственный архив Иркутской области» (ОГУ ГАИО). Ф. Р. 2862. Оп. 1. Д. 261. Л. 2), и она включала в себя секции прозы, поэзии, критики, детской литературы, краеведения, этнографии и фольклора. Формы работы были довольно традиционными: «круглые столы», «литературные среды», творческие отчеты писателей, обсуждение рукописей и т. д. Так, на «круглых столах» обсуждались пьесы А. Вампилова, произведения А. Гурулева, Г. Кунгурова, А. Зверева, Е. Жилки-ной, Г. Машкина, Г. Михасенко, В. Распутина. Во многих работах, как отмечалось, прослеживалась «четкость авторской идейной платформы, рост художественного мастерства, психологическая углубленность». Особенное внимание обращалось на талант В. Распутина. Его повесть «Последний срок» «отличала художественная незаурядность, актуальность поднятой проблемы - нравственное здоровье людей» (ГАРФ. Ф. Р. 7901. Оп. 3. Д. 3054. Л. 12). Истинные и мнимые нравственные ценности человека, отношения в треугольнике личность -коллектив - общество рассматривались Дм. Сергеевым в повести «Крепость на отшибе».
Набирали популярность возобновившиеся семинары молодых писателей. Регулярно обсуждались результаты работы с творческой молодежью на конференции «Молодость, творчество, современность», которая проходила раз в два года в Иркутске. Произведения отличались известным разнообразием. Так, Г. Михасенко пишет о подростках и для подростков - «Милый Эп». Явлением стала книга С. Китайского «Поле сражения». Для поощрения молодых авторов иркутским комсомолом была учреждена премия им. И. Уткина1. Ее лауреатами стали: В. Распутин («Деньги для Марии»),
A. Гурулев («Росстань»), М. Сергеев (цикл произведений об А.С. Пушкине, поэма «Коммунисты»),
B. Шугаев («Бегу и возвращаюсь», «Осень в Май-ске», «Проводины», «Караульная заимка» - о молодых городах Сибири). В цикле рассказов, включающих в себя «Дождь на Радоницу», «Паром через Киренгу», «Помолвка в Боготоле», «Однокурсница» и других, Вячеслав Шугаев проводит мысль о том, что любовь улучшает и просветляет человеческую душу, наполняет ее желанием служить добру и справедливости, заставляет пристальнее вглядываться в окружающих тебя людей. В небольшой, но важной зарисовке «Зима в Пахре» (1975) Шугаев вспоминает о незабываемых встречах с А. Твардовским. В 1970-е годы издавалась серия «Молодая проза Сибири», печаталась серия очерков «Черты сегодняшней Сибири».
В 1974 году состоялось Зональное совещание молодых писателей и поэтов Восточной Сибири и Дальнего Востока, в котором из 120 участников было 48 молодых прозаиков и поэтов (Писатели Восточной Сибири, 1983). Иркутск представляли Е. Суворов, С. Китайский, А. Кобенков, А. Горбунов и другие. Красноярск прислал Е. Аксенову, Э. Русакова, А. Поташина, Е. Носова. Итогом стала серия творческих отчетов в городах Иркутской области.
Одной из форм активизации творчества молодых стали Советы по работе с творческой молодежью (Краевое государственное казенное учрежде-
1 И. Уткин (1903-1944) - советский поэт, выпускник школы № 11 г. Иркутска, погиб в годы Великой Отечественной войны.
I. Utkin (1903-1944) - Soviet poet, a graduate of the school No. 11 in Irkutsk, was killed during the Great Patriotic War.
ние «Государственный архив Красноярского края» (КГКУ «ГАКК»). Ф. 17. Оп. 21. Д. 68. Л. 11). В Красноярском крае был проведен семинар «Дивногорская весна». В 1976 году Красноярская краевая и Хакасская областная писательские организации включали в себя 28 членов Союза писателей СССР (Там же. Л. 8). В центре внимания творческой интеллигенции Красноярья была в основном современная тематика, для которой часто было характерно мелкотемье, сиюминутность, ангажированность.
Непросто складывалась творческая жизнь читинских литераторов. В начале 1970-х годов в Чите прошли книжные выставки, посвященные XXIV съезду КПСС и задачам девятой пятилетки: «Комсомол - помощник партии», «Человек славен трудом», «Уверенная поступь страны Советов», «Молодость страны Советов» (ГАРФ. Ф. Р. 7901. Оп. 3. Д. 3102. Л. 73), отразившие веяния времени. Общей проблемой было отсутствие собственного литературного журнала. Если в Красноярском крае выходил в свет альманах «Енисей», в Иркутской области до 1971 года - «Ангара», а позднее - «Сибирь», в Бурятии - «Байкал», то в Чите такого издания не было. Поэтому читинцы были в положении «бедных родственников». В 1971 году «Ангара» была переименована в «Сибирь», но чаще печатать забайкальцев не стали. Подобное же положение сложилось в Восточно-Сибирском книжном издательстве, где тиражи и «листы» иркутских литераторов тоже преобладали. Тем не менее, в 1970-е годы выходят достойные произведения: «Золотая пучина» В. Ляхницкого, «В горах мое сердце» В. Никонова, «Осенняя сухмень» Е. Куренного, «Сосновая провинция» и «Солнечная пурга» Р. Филиппова, «Журавли не знают покоя» Н. Ященко. Популярными становятся книги Г. Граубина для детей и юношества: сборник рассказов о природе «Четырехэтажная тайга» писался и дополнялся в течение 20 лет; он хорошо известен и многократно переиздавался. Повесть этого же автора «На берегах таинственной Силькари» гораздо менее известна. Эта книга - рассказ о таежном Забайкалье, истории его открытия (Силькарь - старинное название реки Шилки) и освоения, о Карийской каторге и Гражданской войне в Забайкалье. По сравнению с романами К. Седых и В. Балябина - произведение
весьма скромное, но также открывающее некоторые неизвестные страницы истории.
Корифеем сибирской (читинской) литературы по праву оставался В. Балябин, который в 1970-е годы пишет четвертую часть книги «Забайкальцы». Коренной забайкалец, никогда надолго не уезжавший с малой родины, по сути и в душе - крестьянин, он знает и помнит не только в лицо сотни жителей станиц и сел. Среди его героев нет хлюпиков, людей слабых и безвольных. «Балябин емко и полно выразил душу своего народа. Неистощимый запас бодрости духа. Свободолюбие. Трудолюбие. Честность. Целомудрие. Вера в светлое... Большинство героев - люди не вымышленные», - так писал о земляке В. Лавринайтис в послесловии к роману.
Регулярными стали зональные писательские семинары, один из которых состоялся в Чите. На нем были представлены иркутяне: В. Шугаев, Г. Машкин, А. Вампилов, С. Иоффе, Б. Лапин; крас-ноярцы: В. Белкин, В. Назаров; читинец Р. Филиппов. Он дал новый импульс работе забайкальских авторов. Так же, как и в других регионах, читинцам не хватало деятельного, заинтересованного, глубокого внимания со стороны областного руководства: за 25 лет вопрос о работе Читинской писательской организации лишь однажды, в 1973 году, рассматривался в обкоме партии (Государственное казенное учреждение «Государственный архив Забайкальского края». Ф. 3п. Оп. 25. Д. 188. Л. 1-8).
Бурятская писательская организация к началу 1980-х годов насчитывала 49 членов СП СССР (Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Республики Бурятия». Ф. 1п. Оп. 37. Д. 69. Л. 29). Получили признание произведения Африкана Бальбурова, Исая Калашникова, Николая Дамдинова и др. С 1972 года в республике стали присуждать почетное звание - Народный писатель Бурятской АССР. Первыми его были удостоены: И.К. Калашников, Н.Г. Дамдинов, Д.З. Жалсараев, Н.Г. Балдано, А.А. Бальбуров. К середине 1970-х годов вышли значительные романы о современности: «Красный день», «Луна за облаком» В. Сергеева, «Степные дороги» В. Жимбаева, «Черемуховый цвет» Р. Белоглазовой, повести Б. Мунгонова, М. Жигжитова (ГАРФ. Ф. Р. 7901. Оп. 3. Д. 3406. Л. 12).
В 1970-е годы на первый план выходят новые проблемы - человек и окружающая среда, научно-технический прогресс и литература, но это практически не нашло отражения в бурятской литературе. Особенностью ее развития во второй половине 1970-х годов стало то, что писатели республики работали в крупных жанрах. В 1975-1976 гг. ими опубликовано 15 романов, в том числе: «Жестокий век» И. Калашникова, «Подлеморье» М. Жигжито-ва, «Мать-лебедина» Ц. Галанова, «Аргамак ищет хозяина» Д. Эрдынеева, «Круглый год» М. Бадлуе-ва и др. Хорошо прозвучали историческая и военно-патриотическая темы. За 1971-1976 годы в Москве и других крупных городах России вышло около 60 названий книг писателей Бурятии. Их стали переводить и печатать в Венгрии, Чехословакии, Монголии, ГДР (ГАРФ. Ф. Р. 7901. Оп. 3. Д. 3714. Л. 11). Заметно улучшился художественный уровень материалов, опубликованных в журнале «Байкал».
Не сходит со страниц появившаяся БАМовская тема. Это было характерно в основном для Бурятии и Иркутской области. В 1977 году прошли «Дни литературы и искусства» на БАМе. Вышли три выпуска сборника «БАМ - стройка века»; книги Л. Шин-карева «Второй Транссиб», «Байкало-Амурская магистраль», книга очерков В. Шугаева «Великие версты». В 1977-1978 гг. на БАМе прозвучало 186 выступлений иркутских литераторов (Областное государственное учреждение «Государственный архив Иркутской области» (ОГУ ГАИО). Ф. Р. 2862. Оп. 1. Д. 370. Л. 5-7).
Усилия творческой интеллигенции находили выражение в новых формах. С начала 70-х годов стали проводиться «Большие круглые столы»; в Иркутске стали выходить серии: «Современная сибирская повесть», «Полярная звезда», «Литературные памятники Сибири». Активно действовали клубы читателей «Лира» в Иркутске и Ангарске. Стали практиковаться читательские конференции. На важнейших объектах пятилетки открывались корреспондентские пункты журналов. К освещению литературного процесса стало активно привлекаться телевидение: появились передачи «Наш современник» и «Книжная лавка» в Иркутске, «Литература и искусство Бурятии» в Улан-Удэ. Попу-
лярностью пользовалась передача Иркутской студии телевидения «Творческие портреты», которую создавали режиссер Г. Люстрицкий и актер В. Вен-гер. Однако рассказ о культурной жизни региона в целом занимал весьма скромное место в сетке местного телерадиовещания.
В 1980 году в рамках «Дней советской литературы» состоялись встречи «Иркутяне в гостях у иркутян», в которой участвовали А. Преловский, Ф. Таурин, Л. Кокоулин, В. Тычинин, Г. Куницын, М. Скуратов и другие писатели. Это стало серьезным вкладом в культурную жизнь региона в 1970-е годы.
Таким образом, литературный процесс в Восточной Сибири в 1970-е годы шел ровно, без сбоев, в рамках общесоюзного процесса, без явных провалов и без особенных взлетов. Несколько сибирских литераторов вышли на общесоюзный уровень: прозаики В. Распутин, К. Седых, Виль Липатов, драматург А. Вампилов. Малоизвестно, что А. Вам-пилов - автор трех десятков рассказов. Первые очерки и рассказы, отличавшиеся лиричностью, были написаны еще в студенчестве. Однако эта форма не исчезла со временем; постепенно рассказы совершенствовались и наполнялись новым содержанием и смыслом. По ним можно проследить активное, личностное отношение писателя к жизни, его гражданское и литературное становление.
Пьесы Александра Вампилова открыли новую страницу в истории советской драматургии. Иркутский драмтеатр был одним из первых театров в стране, который сумел пробить стену непонимания и отчуждения и поставить произведения молодого драматурга на своей сцене. Это были «Старший сын» (реж. В. Симоновский), «Прощание в июне» (реж. В. Чертков), «Прошлым летом в Чулимске» (реж. Б. Преображенский). Тесные дружеские отношения в семидесятые годы сложились у Вампи-лова с актерами Иркутского ТЮЗа. Вот как вспоминает об этом Вера Сулименко, работавшая в литературной части ТЮЗа: «Событие в жизни театра, имевшее самое благотворное влияние на всю его дальнейшую деятельность - знакомство, а позже и дружба наших актеров с Александром Вампило-вым, тогда еще начинающим драматургом. Встре-
чи эти носили неофициальный характер, по большей части происходили в общежитии, но производили на актеров большое впечатление» (Цветы и годы..., 2003. С. 192). Уже тогда главный режиссер ТЮЗа Лев Титов сказал: «Вампилов - это драматург не областного, а мирового масштаба» (Цветы и годы..., 2003. С. 201). В ТЮЗе задумывалась постановка «Утиной охоты» - самой сложной и глубокой пьесы, причем сам Вампилов считал, что роль главного героя - Зилова - должен играть Виталий Зикора (после смерти драматурга в передаче Иркутского ТВ Зикора сыграет отрывок из этой пьесы). В форме радиоспектакля «Утиная охота» была поставлена в 1973 году в ТЮЗе В. Филимоновым (актер ТЮЗа; в 1973 году окончил теоретический курс училища имени Щукина как режиссер). Готовился сценический вариант, однако из-за разногласий в интерпретации роли Зилова он так и не был осуществлен. Иркутский зритель увидит «Утиную охоту» лишь в девяностые годы в постановке С. Болдырева на сцене Иркутского драматического театра .
Главным режиссером Иркутского ТЮЗа в 1970-1978 гг. был Заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Титов. Он создал и воспитал высокопрофессиональную труппу, делая ставку на молодых актеров. На сцене шли оптимистичные спектакли по произведениям В. Розова, Б. Балтера, И. Дворецкого. Вторая половина семидесятых отмечена остросоциальными спектаклями, среди которых выделяется «Остановите Малахова» В. Аграновского. Активно ставится классика.
Развиваются театры Красноярского края. В лучших традициях реалистического искусства были поставлены удачные спектакли: «Табачный капитан» в театре музкомедии, «Вечно живые», «Половодье», «Океан» в Красноярском драмтеатре, «Оп-
2 Память об Александре Вампилове трепетно поддерживается в Иркутске. Его имя присвоено ТЮЗу и улице. Около драматического театра открыт памятник драматургу. Создан Вампиловский фонд и открыт музей Вам-пилова. Пьесы регулярно ставятся на иркутских сценах. The memory of Alexander Vampilov is tremendously supported in Irkutsk. His name was given to the Theater of Young Spectators and the street. A monument to the playwright is open near the drama theater. The Vampilov Foundation was created and the Vampilov Museum was opened. Plays are regularly staged in the Irkutsk scenes.
тимистическая трагедия» в Норильском театре, «Люди, которых я видел» в Каннском театре. Активно поддерживается социальная направленность драматургии: выпускаются спектакли «Сталевары» Г. Бокарева, «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа. Не обделена вниманием советская классика: «Именем революции» М. Шатрова, «Проводы» И. Дворецкого, «Совесть» В. Токаревой. Спектакль «Опаленные строки», подготовленный театром музкомедии к 30-летию Победы, занял второе место во Всесоюзном смотре-конкурсе музыкальных театров (ГАРФ. Ф. Р. 7901. Оп. 3. Д. 3066. Л. 18; Д. 3732. Л. 27). Однако с завидной регулярностью красноярские театры критикуются за постановку малохудожественных пьес и мелкотемье, отсутствие спектаклей о современном рабочем классе и крестьянстве.
Схожие тенденции можно отметить в Забайкалье. Читинские театры часто ставили спектакли к «круглым датам» (например, спектакль «Лампочка Ильича» в Читинском театре кукол к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина). Ангажированность спектаклей, их «высокий идеологический уровень», «политическая выверенность» привели к тому, что в Читинском драматическом театре наполняемость зрительного зала в 1972 году составила 52 % (ГАРФ. Ф. Р. 7901. Оп. 3. Д. 3461. Л. 102). Безусловно, следует учитывать общественно-политический контекст деятельности театров.
Несколько по-особому развивалось театральное искусство Бурятии. Акцент здесь делался на развитие оперного театра. К творческим удачам можно отнести оперы Т. Хренникова «В бурю», «Хованщину» Мусоргского, «Царскую невесту» Римского-Корсакова, балеты «Пахита» Минкуса, «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова. Активно работали национальные композиторы. Поставлена опера «Чудесный клад» Б. Ямпилова. В новой редакции была восстановлена национальная опера «Энхэ-Булад-Батор» М. Фролова. Балет на тему современности «Память сердца» написал композитор Ж. Батуев. Много песен, ставших популярными, вышло из-под пера молодых композиторов С. Манжигеева, А. Андреева, Б. Цырендашиева, Ю. Ирдынеева, Г. Павлова. Практиковались регулярные творческие отчеты народной артистки СССР
Л. Сахьяновой, заслуженного артиста БурАССР К. Базарсадаева, народного артиста БурАССР С. Роднаева, солистов Д. Дашиева, Л. Шоболова и др. Активную концертно-просветительскую деятельность вели Бурятская филармония и коллектив ансамбля «Байкал».
Музыкальное искусство Бурятии получило признание в стране и за рубежом. Так, вскоре после премьеры оперы «Чудесный клад» в Улан-Удэ, она была поставлена в Москве. Создатели балета «Красавица Ангара» получили в 1972 году Государственную премию РСФСР им. Глинки. Ежегодно оперный театр гастролировал по Сибири и Дальнему Востоку. Государственный ансамбль песни и танца «Байкал» в 1976 году успешно выступил с гастролями в Чехословакии.
Особенностью культурного пространства Бурятии было и остается сочетание национального и интернационального. Только в Улан-Удэ активно работали, сотрудничали и конкурировали в борьбе за зрителя два драматических театра: русский и бурятский. Государственный бурятский театр им. Х. Намсараева делал ставку на сельского зрителя: даже на стационаре около 70 % зрителей были из села; за сезон каждый восьмой житель республики посетил этот театр (ГАРФ. Ф. Р. 7901. Оп. 3. Д. 3046. Л. 13). Поставленный им спектакль «Тополек мой в красной косынке» по Ч. Айтматову на заключительной декаде театрального искусства II Всероссийского фестиваля в Ленинграде в 1972 году был удостоен диплома Первой степени. Спектакль «Доходное место» был отмечен дипломом Всероссийского смотра драматургии Островского. Спектакли Бурятского театра драмы были интересны и столичному зрителю. Хорошо прошел творческий отчет театра в Москве. В мае 1976 года за особенно успешные спектакли «Власть» и «Кнут Тайши» приказом Министерства культуры СССР коллектив был отмечен денежной премией (ГАРФ. Ф. Р. 7901. Оп. 3. Д. 3714. Л. 14). Русский драматический театр в начале 1970-х годов представил интересные спектакли «Солдатская вдова», «Валентин и Валентина». Спектакль «Светит, да не греет» на Всероссийском смотре драматургии Островского получил диплом второй степени.
Содержание и направление работы театров так же, как и по всей стране, были определены 30-летием Победы в Великой Отечественной войне и подготовкой к достойной встрече партийных съездов. Наибольший интерес у зрителя в середине 1970-х годов вызвали спектакли «В списках не значился» Б. Васильева, «Характеры» В. Шукшина, «Барабанщица» А. Салынского. В числе недостатков работы театров было отмечено много случайных спектаклей, которые зритель не принял: «Корсар» Адана в оперном театре, «Слуга двух господ», «Красавец мужчина», «Провинциальные анекдоты» в русском драматическом. В этом ряду вызывает удивление и досаду последнее название. Если в иркутских театрах постановки Вампилова неизменно шли с аншлагом, то неуспех этой, не самой сложной пьесы, можно отнести на совесть театральных работников. Пьеса искрометная, изящная, и преподнести ее можно было очень зрелищно.
Развивалось музыкальное искусство в Иркутске, активно функционировали Музыкальный театр и Филармония (Харкеевич В.Ю., 1987).
Общественно-политическая и культурная жизнь Сибири получала своевременное и разнообразное отражение на телевидении и радио. В Иркутске действовала Восточно-Сибирская студия кинохроники. До 80 % фильмов и журналов получали хорошую оценку. Например, фильм «Мы из Чуранчи» получил золотую медаль на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в 1970 году (ГАРФ. Ф. Р. 7901. Оп. 3. Д. 3054. Л. 14). Однако в силу того, что радио и телевидение считались в первую очередь средствами пропаганды, большинство передач было посвящено выполнению решений партии.
В 1970-е годы культурная жизнь в Восточной Сибири протекала в русле, которое было определено контекстом «развитого социализма». Писательские организации стабильно развивались. Тиражировались востребованные старые произведения. Выходили новые произведения прозаиков, поэтов, драматургов, затрагивающие новую тематику и отвечающие ожиданиям читателей и зрителей. Развивались театр, музыка, радио и телевидение. Однако чувствовалось, что нарастает запрос на какие-то новые темы и формы самовыражения.
Статья поступила 19.01.2018 г.
Библиографический список
Писатели Восточной Сибири. Биобиблиографический указатель. Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983. 256 с.
Харкеевич В.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск : изд-во Иркутского государственного университета, 1987. 280 с.
Цветы и годы. Книга о молодом театре. Иркутск : Иркутская областная типография № 1 им. В. Посохина, 2003. 368 с.
Сведения об авторе Уварова Ольга Аверьяновна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии,
Иркутский национальный исследовательский технический университет,
Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
e-mail: [email protected]
Критерии авторства
О.А. Уварова выполнила исследовательскую работу, на основании полученных результатов провела обобщение, подготовила рукопись к печати, имеет на статью авторские права и несет полную ответственность за ее оригинальность.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Article was received in January, 19, 2018 References
Pisateli Vostochnoi Sibiri. Biobibliograficheskii uka-zatel' [Writers of Eastern Siberia. Bibliographic Index]. Irkutsk : Vostochno-Sibirskoe knizhnoe Publ., 1983. 256 p.
Kharkeevich V.Yu. Muzykal'naya kul'tura Irkutska [Musical Culture of Irkutsk]. Irkutsk: Irkutsk State University Publ., 1987. 280 p.
Tsvety i gody. Kniga o molodom teatre [Flowers and years. The book about a young theater]. Irkutsk: Irkutskaya oblastnaya tipografiya no. 1 im. V. Posokhina Publ., 2003. 368 p.
Information about the author Olga A. Uvarova,
Candidate of Sciences (History), Associate Professor of the Department of History and Philosophy, Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Attribution criteria
Uvarova O.A. made the research work, on the basis of the results conducted a compilation, prepared the manuscript and documents for publication, she owns the copyright on this article and solely responsible for its originality.
Conflict of interest
The author declares no conflict of interest.