Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Р.В.

Процесс развития творческих способностей школьников, требует ответственного отношения со стороны педагогической деятельности. В данной статье рассмотрены проблемы развития творческих способностей младших школьников. Проанализированы характерные особенности влияния театральной деятельности на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL AGE

The process of developing the creative abilities of schoolchildren requires a responsible attitude on the part of pedagogical activity. This article discusses the problems of developing the creative abilities of younger students. The characteristic features of the influence of theatrical activity on the development of children's creative abilities are analyzed.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37.01

Родионова Р.В.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного

университета Россия, г. Стерлитамак научный руководитель: Аскарова Г.Б.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Процесс развития творческих способностей школьников, требует ответственного отношения со стороны педагогической деятельности. В данной статье рассмотрены проблемы развития творческих способностей младших школьников. Проанализированы характерные особенности влияния театральной деятельности на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: образование, творческие способности, воспитание, театральная деятельность, младший школьный возраст.

Rodionova R. V. Sterlitamak branch of bashkir state

university Russia, Sterlitamak Scientific supervisor: Askarova G. B.

THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL AGE

Annotation: The process of developing the creative abilities of schoolchildren requires a responsible attitude on the part of pedagogical activity. This article discusses the problems of developing the creative abilities of younger students. The characteristic features of the influence of theatrical activity on the development of children's creative abilities are analyzed.

Key words: education, creative abilities, upbringing, theatrical activity, primary school age.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-либо принципиально иное, или же существенно усовершенствовать привычные реалии объективной действительности, что способно качественно преобразовать ее в лучшую сторону. [2]

Творческое8начало в человеке - это8всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, 8к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом широком смысле этого понятия.

Спутником творчества всегда была фантазия, позволяющая подвергнуть критике законы природы и найти выход из любой ситуации, подойдя к поиску нестандартно. Современные дети с их активностью и буйной фантазией часто вызывают опасения. Они хорошо владеют информацией о разных сторонах жизни, разбираются в технике, и с рождения окружены предметами высокой технологии, помогающими исполнить любые желания. Всё это заставляет их искать возможность быстро получить готовое решение задачи, а не стараться решить её самостоятельно. В итоге страдает воображение, которое всё больше обедняется. [2]

Вместо чтения книг современные дети предпочитают смотреть телевизор и сидеть в интернете. Это также сказывается на способностях к фантазии. Чтобы воображение развивалось, ему необходимо питаться от активности ребёнка, деятельности, которая его волнует и интересует. Только переработка прочитанного текста в книгах, увиденного в рисунках и книжных иллюстрациях, помогает развивать творческие способности и воображение.

Без творческой фантазии не сдвинуться с места8ни в одной области8человеческой деятельности. Эта в высшей степени важная проблема8человечества, ибо ее зачастую рассматривают в связи с вопросом необходимости преодоления духовного кризиса, постигшую современную цивилизацию. [3]

Между тем современное общество нуждается в абсолютно других людях - творческих и активных, способных к созиданию и преобразовательной деятельности.

Занимаясь творческой деятельностью, ребенок приобретает определенные способности и качества, которые необходимы ему при столкновении с неизвестными ситуациями и переменами. Ребенок, имеющий дело с творчеством, постоянно контактирует с окружающим миром.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения и проявлять инициативу». Таким образом, сегодня развитие творческой активности личности является одной из главных задач современного общества и образования. [5]

Наиболее ответственным периодом школьной жизни является младший школьный возраст. Высокая чувствительность этого возраста определяет высокую потенциальность разностороннего развития учащегося, а так же его творческих способностей.

Одним из эффективных средств воспитания и развития творческой личности является художественное творчество. Театр, как один из видов творчества своей многомерностью, многоликостью и синтетической природой поможет ребенку в постижении мира, увлечет его добром, желанием делиться собственными мыслями, умением понимать, слышать других, развиваться, творить и играть. Предназначение театра в развитии личности ребенка трудно переоценить. Театральное творчество обладает мощным потенциалом монолитного воздействия на личность ребенка, поскольку способствует развитию творческих способностей.

Театральная деятельность предлагает огромные возможности развития творческих способностей младшего школьника не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает внимание, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Особенно важный факт, что методы и приемы театральной педагогики благоприятно влияют на повышение качества освоения школьной учебной программы.

Предметом ряда научных исследований, являются разные аспекты применения театральной педагогики. Задача организации и методы обучения театральной деятельности детей отразили в своих научных исследованиях: В.И. Ашиков, В.М. Букатов, Т.Н. Доронова, А.П. Ершова, О.А. Лапина, В.И. Логинова, Л.В. Макаренко, Л.А. Никольский, Т.Г. Пени, Ю.И. Рубина, Н.Ф. Сорокина и др. Возможности театрального творчества в развитии различных сторон личности ребёнка, раскрыты исследователями: Л.А. Тарасова (социальные отношения), И.Г. Андреева (творческая активность), Д.А. Стрелков, М.А. Бабаканов, Е.А. Медведева, В.И. Козловский (творческие интересы), Т.Н. Полякова (гуманитарная культура), Г.Ф. Похмелкина (гуманистическая направленность), Е.М. Котикова (нравственно-эстетическое воспитание).

Все премудрости театральной деятельности учащиеся постигают через игру, а это очень важный факт. Ведь игра - это свободное проявление активности, она дает большой эмоциональный импульс и активность творческому мышлению школьника. Игровое начало требует отрыва от действительности, постановки себя в условную ситуацию принятия новой роли, переживания, иного мироощущения, иных чувств. Оно вызывает в младшем школьнике творческое начало: поиск, умение перевоплощаться, быстро войти в новый образ: быть другим, оставаясь собой.[4]

Театрализованная игра влияет на личность младшего школьника как сильный, и ненавязчивый педагогический метод. В играх-драматизациях исполнители роли используют свои средства выразительности - мимика, пластика, интонация, пантомима, она так же оно оказывает большое влияние на речь младшего школьника. [1]

Тематика и содержание театральных постановок в сказках, в литературных произведениях имеют нравственную направленность, и должна найти место в импровизированных постановках. Любимые персонажи становятся образцами для подражания, что благоприятно влияют на детей. Самостоятельная работа в образах позволяют формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Таким образом, задачами театральной деятельности являются обеспечение гармоничного развития формирующейся личности младшего школьника, максимально полного раскрытия его творческого потенциала, что позволит ему в должной мере реализовать себя, актуализировав собственные творческие задатки и потребности, содействующие его эффективной социализации в сложно структурированном мире недалекого будущего. В следующей главе мы обратимся к методическому обоснованию проблемы формирования творческих способностей детей средствами театрального творчества.

Использованные источники:

1. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // [Электронный ресурс] URL: https://xn-1-7sbgxicex4abamk6d.xn— 80acgfbsl1azdqr.xn—p1ai/file/1e3f72bec064cf65aa12e22e6be4a8ae (дата обращения: 10.12.2020)

3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации.// Начальная школа 2016. С. 89-90

4. Лободина С.В. «Как развить способности ребёнка» М.- «Глаголь добро» 2016. с. 34

5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271) // [электронный реcур] URL:http://base.garant.ru/6744437/#ixzz6hBoUOSee (дата обращения:10.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.