Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1548
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЁМЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ / ПСИХОГИМНАСТИКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДРАМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна, Попов Максим Мирославович

Статья посвящена анализу возможностей использования приемов театрализации и средств театра в развитии творческого мышления современных младших школьников. Рассмотрены особенности развития творческого мышления. Представлено понимание театрализации как образовательной технологии, направленной на развитие творческого мышления и мотивации к обучению современных младших школьников. Описаны театральные приёмы и способы их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна, Попов Максим Мирославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THEATRICAL TECHNIQUES FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the analysis of the possibilities of using theatrical techniques and means of theater in the development of creative thinking of modern schoolchildren. The features of the development of creative thinking are considered. The understanding of theatricalization as an educational technology aimed at the development of creative thinking and motivation to teach modern schoolchildren is presented. Theatrical techniques and methods of their use are described.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Выводы. Таким образом, мы выделяем следующие этапы развития мобильности в российских вузах. Четвертый, период - сер.ХГХ в. - кон. XIX в. - период модернизации. Этот этап характеризуется европейской направленностью отечественной высшей школы и соответствующим ростом образовательных поездок за пределы России.

Пятый, неореформаторский, период (нач.хХ в. - сер.ХХ в.) ознаменовался подъемом экономики страны, что положительно сказалось на состоянии высших учебных заведений данного периода, число которых значительно выросло, при этом мобильность студентов также всячески поддерживалась.

Шестой период, инновационный (1950-1990 гг.): положительная динамика в количестве зарубежных обменов студентами сохраняется и увеличивается в разы благодаря ряду европейских программ обмена.

Седьмой, поисковый, период (1991 - 2003 гг.) - время, когда идет поиск выхода из кризиса высшей школы, что приводит к подписанию Россией Болонского соглашения.

Восьмой период (2003 год - по настоящее время) - болонский период. Вступив в ряды стран-участниц Болонского процесса, Россия и в частности российская высшая школа претерпела ряд значительных изменений, которые закреплены законом на сегодняшний день. Основные инструменты построения единого образовательного пространства успешно функционируют в отечественных вузах. При этом мобильность является одним из основных направлений деятельности международных отделов вузов, так как именно мобильность студентов и преподавателей обеспечивает успешное сотрудничество между вузами разных стран.

Литература:

1. Андреев, А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половины XIX века / А.Ю. Андреев. -М.: Знак, 2005. - 432 с.

2. Болонская декларация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.ehea.info/file/Ministerial_conferences/02/8/1999_Bologna_Declaration_English_553028.pdf.

3. Высшая школа в 1994 г. Ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования в России. - М.: НИИ ВО, 1995. - 208 с.

4. Джуринский, А.Н. История Педагогики и образования: учебник для бакалавров, 2 изд. / А.Н. Джуринский. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 675 с.

5. Кинелев, В.Г. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г. Кинелева - М.: НИИ ВО, 1995. - 352 с.

6. Кинелев, В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России / В.Г. Кинелев. - М.: Республика, 1995. - 328 с.

7. Ключевский, В.О. Сочинения. Курс русской истории: в 9 т., Том 1 / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1987. - 432 с.

8. Красноженова, Г.Ф. Высшая школа России. Проблемы сохранения интеллектуального потенциала / Г.Ф. Красноженова. - М.: Мысль, 1998. - 216 с.

9. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений Т.5 / В.И. Ленин. - М.: Издательство политической литературы, 1969. - 550 с.

10. Национальный информационный Центр по академическому признанию и мобильности Министерства Образования и Науки РФ, Российский университет дружбы народов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russianenic.ru/.

11. Пурсиайнен, К. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / К. Пурсиайнен. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с.

12. Современная высшая школа. - 1984. - №2. - С. 7; №1. - С. 195.

13. Черкасов, Н.А. Международное сотрудничество высшей школы: направления развития и совершенствования / Валдайцев С.В., Михайлов В.Ф., Яковлев И.П. и др.; Под ред. Н.А. Черкасова. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. - 120 с.

14. Чистохвалов, В.Н. Международное академическое сотрудничество: Учеб.пособие / В.Н. Чистохвалов, В.М. Филиппов. - М.: РУДН, 2008. - 252 с.

15. Эймонтова, Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века / Р.Г. Эймонтова. - М.: Наука, 1993. - 272 с.

16. Blumenthal, P. [et al.] (1998). Academic mobility in a changing world: regional and global trends. London: Jessica Kingsley Publisher, 407 p.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 1 курса кафедры «Начальное образование» Попов Максим Мирославович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей использования приемов театрализации и средств театра в развитии творческого мышления современных младших школьников. Рассмотрены особенности развития творческого мышления. Представлено понимание театрализации как образовательной технологии, направленной на развитие творческого мышления и мотивации к обучению современных младших школьников. Описаны театральные приёмы и способы их использования.

Ключевые слова: приёмы театрализации, психогимнастика, интерактивные образовательные методы, творческий потенциал, драматизация.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the possibilities of using theatrical techniques and means of theater in the development of creative thinking of modern schoolchildren. The features of the development of creative thinking are considered. The understanding of theatricalization as an educational technology aimed at the development of creative thinking and motivation to teach modern schoolchildren is presented. Theatrical techniques and methods of their use are described.

Keywords: theatricalization techniques, psychohymnastics, interactive educational methods, creative potential, dramatization.

Введение. Сегодня на передний план выступает применение интерактивных форм и методов в обучении, при их использовании создаются благоприятные условия для реализации творческих способностей учеников и активируются их коммуникативные ресурсы. К одним из таких форм относится использование приемов театрализации как нетрадиционной формы организации учебной деятельности.

Под театрализацией понимают образовательный метод, который комплексно использует выразительные и художественные средства театра [1, с. 160]. Именно формы театрализации позволяют существенно развить коммуникативные и творческие умения младших школьников. Театрализованное действие у многих ассоциируется со зрелищной и выразительной формой работы, которой часто пользуются учителя в своей практике, как правило, на дополнительных занятиях.

Для младших школьников игровая деятельность, недавно сменившаяся ведущей учебной деятельностью, все еще остается актуальной. Для многих первоклассников и младших школьников смена ведущей деятельности сопровождается кризисными моментами, сопряженными со сложными личностными изменениями. Применение учителем приемов театрализации поможет сгладить переход от игровой к учебной деятельности, а также обеспечит удовлетворение природной потребности в игре для школьников [4, с. 54].

Перед учителем начальных классов стоит непростая задача параллельного развития творческого и интеллектуального потенциала школьников. Для наиболее полной реализации способностей учеников необходимо активировать чувства и эмоции, что возможно сделать при помощи театра. Л.С. Выготский считал, что именно театрализованная деятельность является наиболее используемым видом детского творчества, которое непосредственно выражается и способно передать детские эмоции и впечатления в театрализованной форме [2, с. 61]. Из этого можно сделать вывод о том, что театрализация обладает отличным потенциалом в учебной деятельности. Театрализация помогает выразить свои эмоции, развить коммуникативные навыки, при ее помощи можно объяснить воспитательные моменты и развить эстетические навыки.

Зачастую происходит слияние определений театрализованной деятельности и драматизации, но необходимо их разделять, ведь драматизация является составной частью театрализации, в основе которой заложен элемент игры [5, с. 176]. Именно театрализация за счет игровых элементов является наиболее предпочтительной для младших школьников. Использование приемов театрализации помогает творчески развиться ученикам, ведь за основу берутся творческие задания, способствующие раскрепощению и самовыражению учащихся.

Особое внимание в психолого-педагогических исследованиях уделяется диагностике творческих способностей личности, ученые связывают их с особенностями творческого мышления. Е.Е. Туник в своих трудах «Психодиагностика творческого мышления», пишет о том, что: «Недостаточно изученным остается и вопрос о дивергентном (творческом) мышлении» [3].

Искусство в жизни ребёнка - естественный фактор и так же, как родная речь, являющийся средством познания и межличностного общения, преобразования самого себя, выражения своего отношения к миру. Для ребенка младшей школы искусство - возможность самоактуализации, поскольку другие виды предметной деятельности еще не могут дать ребенку доступных для этого средств. Л.С. Выготский отмечал, что наряду со служит самым частым и распространенным вид детского творчества. Это связано, прежде всего с тем, что драма, как действие, представляет собой самостоятельное совершение ребенком какого-либо действия и связывает близко художественное творчество и личные переживания ребенка. Так же любое драматическое действие связано с игрой, что, безусловно, является близким и доступным для ребенка.

Изложение основного материала статьи. Языком театрального действия служит игра, признаками его - диалог. Игра для детей младшего школьного возраста имеет первостепенное значение, так как она способствует обучению. Именно театральное искусство через игру, действия и создание образов является значимым условием для коррекции высших психических функций, которые лежат в основе формирования речевой деятельности. Посредством театрализованной деятельности у детей раскрывается творческий потенциал ребенка: через монолог, диалог, путем освоения способов выразительности речи и дикции развивается речь ребенка в целом и воспитывается творческая направленность личности, осуществляется духовно-нравственное развитие младших школьников. В процессе театрализации ребенок раскрепощается, пытается через речь и действия передать свои личные творческие замыслы и получить удовлетворение от деятельности. Кроме этого формируется эстетический вкус; развивается память, воображение, инициативность и коммуникативные качества; создается положительный эмоциональный настрой, снимается напряженность, что в полной мере способствует развитию речевых навыков младшего школьника [5, с. 4].

Младшие школьники очень любят перенимать на себя определенные интересные для них роли, а учитель может помочь сделать это правильно и при этом задействовать максимальный потенциал ребенка, что, в конечном счете, будет способствовать приобретению жизненного опыта. Использование приемов театрализации помогают младшим школьникам приобрести опыт социальных навыков благодаря поучительной направленности театрализованных сюжетов. Применение данных приемов помогает в работе над застенчивостью и страхами учеников, над преодолением коммуникативных трудностей.

Учителя часто используют приемы театрализации на уроках литературного чтения. Именно эти приемы призваны развить высшие психические функции школьников, развить навыки анализа литературных произведений. На уроках чтения вводятся заранее подготовленные театрализованные приемы; перед учителем и учениками ставятся сложные задачи определения сценария, подготовки реквизита, репетиции ролей.

Но под приемами театрализации понимается не только непосредственная постановка спектакля школьниками, но и применение в педагогической деятельности различных упражнений и техник. Одним из приемов театрализации является инсценирование, в основе которого лежит совместное составление диалогов учителем и учениками с целью определения действий героев. В рамках театрализации составляются режиссерские комментарии, в которых дается описание постановки от имени режиссера, детализируются особенности музыкального оформления, дается описание декораций и костюмов.

Важным аспектом в применении театрализации является то, что ученик в процессе данного вида деятельности имеет возможность выразить свои чувства, у него появляется потребность заинтересовать зрителей. По тому, насколько точно школьники перевоплощаются, насколько уверенно чувствуют себя в определенной роли можно определить уровень их творческих способностей и развития речи. Младшим школьникам бывает довольно сложно перенять на себя определенный тембр речи и интонацию, особенности поведения героя, но в процессе регулярного проигрывания ролей и выступлений на сцене появляется уверенность и раскрывается творческий потенциал.

Снять психическое утомление и физическую усталость, напряжение позволяют театрализованные игры. При помощи таких игр можно научиться выражать свои эмоции и чувства. Театрализованные игры могут дать возможность детям перевоплотиться во взрослых, в животных, в сказочных героев; в последующем некоторые элементы игры дети могут вносить в личную практику общения с окружающими. Игровые сценарии позволяют детям найти выходы из многих ситуаций, происходящих в реальной жизни. Сценарии театрализованных игр усложняются по мере взросления школьников:

если для первоклассников интересна будет театрализация «Красной шапочки», то для детей постарше отыгрываются более сложные сценарии.

Для постановки сказок требуется предварительно провести качественную подготовку. Сказка должна обязательно подходить детям по возрасту, она должна быть интересна и увлекательна для них. Учитель должен учесть предпочтения ролей учениками, но и одновременно распределить их так, чтобы роли подходили детям. Для подготовки реквизита можно привлечь учеников и их родителей, чтобы последние также были заинтересованы и осведомлены о деятельности детей. Необходимо рассчитать время для репетиций, а самое главное - превратить весь процесс не в утомительное повторение ролей, а в увлекательное путешествие для детей.

Для того чтобы раскрепостить школьников на сцене, развить их ориентирование, речь, концентрацию внимания используют обыгрывание небольших этюдов и постановок. Детям предлагается разыграть ссору, примирение, встречу. Для того чтобы научить правильно общаться с окружающими обыгрываются короткие этюды знакомства, разговора по телефону, прощания, поздравления и другие.

Для обучения выражению своих чувств и эмоций на сцене применяют технику обыгрывания состояния, которое написано на бумажке. Ученику предлагается изобразить ожидание, лень, усталость, выразить эмоции радости, грусти, страха и другие.

На сцене важно овладеть не только навыками грамотной сценической речи, но и умением держать себя, способностью точно изобразить, например, походку героя. Для этого применяют технику изображения движений, при которой перед школьниками ставится задача показать, как ходит обезьяна, маленьких ребенок, военный, пенсионер, получивший пятерку ученик и другие.

Учителями часто применяются сценически-игровые упражнения, которые строятся на основе текстов известных сказок или рассказов и развивают речь школьников, их игровые способности, подвижность. Использование приемов театрального видения постановки позволяет в виде деловой игры представить воображаемую постановку и лучше изучить произведение.

Творческая театральная деятельность, начинающаяся подачей мыслей для сценария и заканчивающаяся подбором и изготовлением элементов декораций, позволяет детям наладить коммуникации; дети находятся в определенной зависимости друг от друга, что развивает ответственность и дает навыки работы в команде. Школьники учатся действовать слаженно, приходит ощущение себя в составе большой команды. Одновременно с этим они фантазируют, проявляют огромный спектр эмоций и постигают азы актерского мастерства. К одним из приемов театрализации относят чтение по ролям, при котором дается оценка характеристикам героев, обсуждаются их поступки и действия. На уроках литературного чтения при прочтении текста также уделяется внимание мимике и движениям героев. Для того чтобы школьники смогли наиболее полно понять, как правильно использовать жесты, для овладения своей мимикой применяется пантомима, которая помогает раскрыть эмоции и чувства без слов. Ученикам очень нравятся задания с перевоплощением, когда необходимо изобразить животное, изображая при этом присущее ему определенные движения и повадки. Таким образом, на уроках литературного чтения использование приемов театрализации позволяет рассмотреть учебный материал и одновременно использовать творческий потенциал обучающихся.

Для развития творческих способностей отлично подходит использование психогимнастических упражнений, включающих в себя приемы театрализации, которые развивают высшие психические функции. Среди таких упражнений выделяют игры М.И. Чистяковой, которые направлены на развитие творческих способностей и организации группового взаимодействия [4, с. 49].

Был проведен педагогический эксперимент в МАОУ «Науиональная политехническая средняя общеобразовательная школа №2» г. Якутска с внедрением элемента театрализации на уроках литературного чтения. у 3 класса через сервис Zoom.

На констатирующем этапе выявили уровень сформированности развития творческих способностей младших школьников по методике «Вербальная фантазия», разработанная Р.С. Немовым.

Младшие школьники за одну минуту должны были придумать рассказ, историю или сказку о каком-либо одушевленном герое: животном, вымышленном существе, либо о неодушевленном предмете, на усмотрение ребенка. Придуманную историю нужно рассказать в течение 5 минут. Креативность школьника оценивается по следующим признакам:

1. Быстрота создания сюжета.

2. Оригинальность содержания.

3. Степень применения реальных и не реальных персонажей.

4. Характеристика образов.

Критерии оценивания по двух бальной шкале по каждому пункту: 0 баллов - попытка не удалась; 1 балл - средняя степень развития; 2 балла - высокая степень. Тест прошли 29 учеников и результаты показали 9 из них (31%) получили 2 балла, 16 детей (55%) 1 балл и 4 ребенка (14%) 0 баллов.

На формирующем этапе разработали и провели уроки по литературному чтению посредством театрализации. Урок был посвящен гениальному человеку, поэту, творчество которого известно каждому с раннего детства - А.С. Пушкину. Разделившись на 4 группы, ребята с интересом ещё познакомились с биографией писателя и вспомнили его произведения. Учащиеся каждой группы читали сообщения о творчестве писателя.

Затем детям предстояло отправиться в сказочную страну, придуманную А.С. Пушкиным, которая называлась «Лукоморье». В этой стране им пришлось узнать не только много чего о великих творениях гениального поэта, но и попробовать самим создать ее. В «Лукоморье» их ждали такие персонажи, как Кот или Леший, и т.д. Они с огромным удовольствием играли роль сказочных героев.

На контрольном этапе провели повторную диагностику по выявлению уровня развития творческих способностей младших школьников по методике «Вербальная фантазия», разработанная Р.С. Немовым. Результаты повторного исследования: из 29 учащихся 16 из них (55%) получили 2 балла, 11 детей (38%) 1 балл и 2 ребенка (7%) 0 баллов.

Выводы. Таким образом, театральная деятельность позволяет разнообразить учебный процесс и сделать его более увлекательным. Школьники в процессе театрализации находятся в состоянии увлеченности и заинтересованности происходящим. Возможность перевоплотиться, перенять на себя определенную роль помогают школьникам преодолеть стеснительность, раскрывают таланты учеников и позволяют раскрыть творческие способности.

Применение театрализации на уроках литературного чтения помогает легче освоить учебных материал, позволяет ученикам полностью погрузиться в атмосферу произведения и более глубоко его проанализировать и понять, встав непосредственно на место героя. Театрализация может использоваться е только на уроках литературного чтения, широко ее применяют и, например, на занятиях английским языком. Применение приемов театрализации при обучении языкам позволяет наиболее проще понять языковой материал, заинтересовать школьников к изучению языков.

Применение приемов театрализации развивают коммуникативные и творческие способности учеников начальных классов, тем самым являясь сильнейшим ресурсом современного педагога. Ребенок учится взаимодействию с другими,

развивает навыки импровизационного мышления. Через театрализацию ребенок вовлекается в коллективную деятельность, которая носит игровой характер, тем самым удовлетворяя потребность в общении, игре и обучении.

Литература:

1. Аверьянов П.Г. Театральная деятельность как ресурс деятельностно-ценностного воспитания // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4834 (дата обращения: 10.05.2021).

2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб, 2001. - С. 56-79.

3. Ежов П.Ю. Интерактивные средства театрализации в системе формирования творческих способностей младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 176-176; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=801 (дата обращения: 08.05.2021).

4 Субботина Н.А. Приемы развития литературно-творческих способностей первоклассников как средство формирования их коммуникативной компетентности // Пермский педагогический журнал, 2016. - С. 164-170.

5. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь: [учеб.-метод. пособие] / И.Б. Шубина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 - 284 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Шинтяпина Инна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРЫМСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассматриваются современные возможности этномузыкального воспитания студенческой молодежи, рассматриваемые в пространстве полиэтнического региона - Республика Крым. Аспект «этномузыкального воспитания» представлен соответственно как «полиэтнический» и «поликулькультурный». В качестве возможных путей этномузыкального воспитания молодежи рассматривается работа национально ориентированных общественных организаций региона, Гуманитарно-педагогической академии КФУ им. В.И. Вернадского, просветительская деятельность исследователей в области музыкального фольклора крымских этносов, роль фестивального движения.

Ключевые слова: этномузыкальное воспитание, полиэтническое пространство, поликультурные традиции, музыкальный фольклор, крымский регион.

Annotation. The article examines the modern possibilities of ethnomusical education of student youth, considered in the space of a polyethnic region - the Republic of Crimea. The aspect of "ethnomusical education" is presented as "polyethnic" and "polycultural", respectively. The work of nationally oriented public organizations of the region, the Humanitarian and Pedagogical Academy of the KFU named after V.I. Vernadsky, educational activities of researchers in the field of musical folklore of the Crimean ethnic groups, the role of the festival movement.

Keywords: ethnomusical education, polyethnic space, multicultural traditions, musical folklore, the Crimean region.

Введение. Процесс профессионального становления и соответственно воспитания творческой, общественно-активной личности студенческой молодежи, в частности студентов, обучающихся по направлениям «Музыкальное искусство» и «Музыкальная педагогика», не ограничивается рамками овладения базовыми компетентностями в образовательном комплексе. Вопрос готовности будущего специалиста к самостоятельной педагогической и исполнительской деятельности рассматривается, в том числе, и с позиций его возможностей профессионального функционирования в сфере полиэтнического музыкального пространства, как неотъемлемого соответствия культурным реалиям современности.

Целью статьи является рассмотрение возможностей этномузыкального воспитания молодежи с использованием фольклорных музыкальных традиций, исторически сложившихся в условиях полиэтнического региона, каким является Республика Крым. Не вызывает сомнений индивидуальность каждого полиэтнического региона в вопросе формирования специфических традиций каждого этноса и возможности взаимодействия этносов в процессе культурного обмена. Именно данные аспекты и определяют содержательность воспитательного процесса, базирующегося на необходимости возрождения и развития этнокультурных традиций в реалиях современного общественного полилога.

Изложение основного материала статьи. Этномузыкальное воспитание в опоре на музыкальный фольклор всегда было базовой традицией в воспитании молодого поколения в каждом этносе. Логичность полиэтнического воспитания рассматривается как вектор движения от понимания духовных традиций, историко-культурного и художественно-эстетического опыта своего народа к восприятию иных этнических традиций, формированию индивидуального ощущения самобытности наряду с ощущением сопричастности к мировому культурному сообществу.

Республика Крым является одним из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации. Исторически на данных территориях взаимодействуют более ста этносов, многовековыми традициями обогащая и развивая общее культурное пространство. В связи с этим музыкант-профессионал, будущий исполнитель или преподаватель музыкального искусства, работающий в данном регионе, должен не только обладать багажом музыкального материала, удовлетворяющим потребностям поликультурного пространства, но и быть готовым к активному взаимодействию с разными этническими группами населения.

Стратегия государственной национальной политики предусматривает основные ориентиры для координации работы в данном направлении: - сохранение этнокультурной самобытности (в рассматриваемом аспекте через сбережение музыкального фольклора); - развитие межнациональных отношений (способами концертной, конкурсной и фестивальной работы); - сохранение своей культуры и языка (через исполнительскую деятельность); - этнокультурное и духовное развитие (сбор фольклорного материала, издание нотных сборников, музыкально-просветительская деятельность).

Таким образом, ведущими приоритетами в воспитании молодежи выступают вопросы возможности творческого функционирования в обществе с гармонично развивающимися этническими параллелями. Соответственно, содержанием полиэтнического аспекта в этномузыкальном воспитании выступает синтез музыкального и этновоспитания, как своеобразный интеграл развития художественно-эстетической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.