Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПОДРОСТОК / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина А.К., Куропаткина Н.Г.

Опыт развития социальной компетентности детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях психоневрологического интерната. Программа театральной деятельности «Юный артист». Результаты формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина А.К., Куропаткина Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Театральная деятельность как средство развития социальной компетентности подростков с умственной отсталостью

Лукина А.К.,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета, г. Красноярск, e-mail: antonida_lukina@mail.ru

Куропаткина Н.Г.,

педагог психоневрологического интерната для детей «Подсолнух», г. Красноярск, e-mail: detdom4-kras@mail.ru

В статье описывается опыт развития социальной компетентности детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях психоневрологического интерната. Показано, что театральная деятельность, благодаря широкому спектру возможностей деятельности, наличию возможностей для творчества, переживания успеха, является эффективным средство решения этой задачи. Приведено описание программы театральной деятельности «Юный артист». Приведены результаты формирующего эксперимента.

• умственная отсталость • подросток • социальная компетентность • театральная деятельность • успех

В последние десятилетия в связи с общей гуманизацией жизни в России происходит усиление внимания к проблемам воспитания, обучения, социальной адаптации, развития социальных компетентностей детей и подростков с различными нарушениями здоровья, в том числе с умственной отсталостью. Этому во многом способствовала деятельность международных сообществ и ряд опубликованных документов: «Декларация прав ребёнка» (1959), ФЗ № 122-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; ФЗ № 195-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; целевая программа «Дети-сироты».

В этих условиях все большее развитие получают практики реабилитационной работы с людьми-инвалидами, направленные на их социальную адаптацию, развитие социальной компетентности и улучшение условий жизни в обществе.

Дети с нарушением интеллекта — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. В зарубежной литературе нередко указываются более высокие проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребёнка умственной отсталости.

Умственная отсталость — сборная группа стойких непрогрессирующих патологических состояний с различной этиологией и патогенезом, но объединяемых по сходству основной, главной клинической картины наследственного, врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта, в затруднении социальной адаптации, формирования и развития социальных компетентно-стей.

У всех подростков данной группы нарушено развитие высших психических функций — внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также имеются эмоциональные нарушения.

Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи. Она часто сопровождается дефектами, косноязычна и аграмматич-на. Нарушение грамматического строя связано с редкостью использования прилагательных, предлогов и союзов, которых не хватает в активном словаре. Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного.

Развитие статических и локомоторных функций задержано, и они недостаточно дифференцированы. Страдают координация, точность и темп движений.

Однако при проведении грамотной коррекционной работы к подростковому возрасту многие дети легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.

У детей и подростков с умственной отсталостью искажены представления о социальном окружении, не формируются четкие жизненные планы, не развиты социальные навыки, затруднено общение, слабая ориентация в изменяющихся условиях, что в дальнейшем может стать серьезной проблемой для их успешной социальной адаптации1.

Необходимым условием, обеспечивающим максимальное развитие детей с умственной отсталостью, является организация целенаправленного процесса воспитания и обучения2. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счётом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни и нуждаются в опеке.

Также подростки данной группы могут извлекать некоторую пользу от обучения социальным и профессиональным навыкам, однако редко продвигаются в теоретических знаниях дальше вто-

1 Сафонова Л.М. Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта / Л.М. Сафонова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 9.

2 Антонова Н.А. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью / Н.А. Антонова // Научный поиск. — 2014. — № 2.1. — С. 5.

рого класса. У них нередко возникают трудности с распознаванием социальных правил, связанных, например, с одеждой, с юмором, что сказывается на взаимоотношениях с людьми, а также на процессе их социальной адаптации3.

Описанные психолого-педагогические характеристики подростков с умеренной умственной отсталостью актуализируют проблему поиска наиболее эффективных форм, средств и методов в развитии, воспитании и обучении детей и подростков данной категории, их социализации и овладения социальными компетентностями.

Ограниченные жизненные возможности детей с отклонениями в развитии накладывает негативный отпечаток на личность ребёнка. Поэтому детям и подросткам с особенностями в развитии необходима как медицинская помощь, так и доброжелательная поддержка взрослых и сверстников4.

Особого внимания требует развитие социальной компетентности подростков с умственной отсталостью, проживающих в условиях интернатных учреждений. Социальная компетентность служит предметом многочисленных исследований российских и зарубежных специалистов в области образования, психологического сопровождения учебного процесса и социальной работы.

В различных отраслях психолого-педагогического знания термин «компетентность» трактуется с разных позиций. В психологии преобладает точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания,

3 Савина Н.В. Социальная и психологическая адаптация детей-инвалидов, их интеграция в общество / Н.В. Савина, И.В. Клюева, Н.В. Бекк // THEORETI-CAL&APPLIED SCIENCE. — 2013. — № 7(3). — С. 95-98.

4 Аверкин А.В. Изучение социальной компетентности у подростков с ДЦП в условиях инклюзивного обучения / А.В. Аверкин, С.Н. Сорокоумова // Инициативы XXI века. — 2012. — № 1. — С. 152-155.

умения, навыки, а также способы выполнения деятельности. Она представляется некими социальными навыками, наличие которых позволит личности войти в ролевую структуру общества. Но это же в равной степени относится и к понятиям «социальная адаптация» и «социализация».

Основной структурной составляющей социальной компетентности человека являются социальные и личностные характеристики. Их включение в структуру социальной компетентности придает личностный характер другим составляющим социальной компетентности — социальным знаниям и умениям.

Обобщая мнения различных авторов, мы считаем, что социальная компетентность — это комплекс свойств личности, на основе указанной структуры знаний, умений, навыков и освоенных социальных норм и ценностных ориентиров, позволяющий достигнуть высокого уровня подготовленности к деятельности и к жизни в обществе, благотворно взаимодействовать с социальной средой.

Социальная компетентность — это, прежде всего, социальная активность, желание и умение жить в обществе. Поэтому для её развития в процессе обучения важно использовать следующие методические средства: мотивация продуктивной деятельности,

создание ситуации успеха, создание обстановки, вызывающей положительные эмоции, организация положительных эмоций в общении «учитель — ученик — учитель», организация анализа собственной деятельности.

Анализ исследований позволил выявить, что социальная компетентность формируется и развивается в процессе социального взаимодействия, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей; не развивается без

осознания требований общества, анализа и рефлексии своей деятельности; требует от человека систематической, планомерной, целенаправленной работы над собой.

Особую роль в формировании и развитии социальной компетентности личности играет подростковый возраст. Именно в этом возрасте, на фоне возникающего «чувства взрослости» проявляется потребность в активной познавательной деятельности и самостоятельности. Начинает осознаваться собственная уникальность, возникает потребность в самореализации, в более полном раскрытии себя как личности в общении с окружающими. Общение, главным образом со сверстниками, становится самостоятельным и наиболее ценным видом деятельности. Острая потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе сверстников заставляет искать новые средства для самовыражения. И если в арсенале ребёнка не находится средств позитивного самовыражения и самореализации, то возрастает опасность использования способов сомнительных и даже негативных, что находит отражение в асоциальном поведении, демонстрационном непринятии социальных норм и требований. Таким образом, именно в подростковом возрасте актуализируется проблема развития социальной компетентности.

В нашем учреждении большое внимание придается организации дополнительного образования для детей с легкой и умеренной степенью умственно отсталости. Как показывает опыт, участие детей в разнообразной деятельности, которую обеспечивает дополнительное образование, выводит их за привычные рамки традиционного обучения, пробуждает интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю

правильно». Каждый ребёнок получает возможность для развития своих способностей, преодолевая внутренние трудности. Наблюдая за детьми, хочется отметить тот факт, что они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Многогранная деятельность создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, становятся участниками разнообразной коллективной деятельности, самовыражаются, проявляя свою индивидуальность, разносторонние интересы и способности.

Надо отметить, что в силу особенностей умственного развития, а также условий проживания в интернате у наших детей происходит отставание в развитии игровой деятельности. Поэтому педагогический коллектив уделяет этому большое внимание. Формирование игровой деятельности у всех детей построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

— организация предметно-игровой среды;

— обогащение жизненного опыта детей;

— обучающие игры;

— общение взрослого с детьми в процессе игры.

В качестве средства для развития социальной компетентности у подростков с умственной отсталостью мы будем рассматривать театральную деятельность.

Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира. Театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал подростков с умственной отсталостью, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, чувство гармонии в себе и окружающем мире,

учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию. Кроме того, в работе над образом подростки данной группы учатся понимать мотивы действий человека, причинно-следственные связи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.

Условная игровая реальность способствует развитию необходимых навыков социального взаимодействия в безопасной для психики ребёнка обстановке.

Театральная деятельность содержит в себе условия для развития социальной компетентности у подростков с умственной отсталостью и создает возможности для развития её когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.

Когнитивный компонент включает в себя представления детей о труде, о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»; понимание ребёнком последствий своих и чужих поступков, их влияния на состояние других людей.

Эмотивный компонент включает отношение ребёнка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное; умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях; понимание ребёнком настроения партнера по вербальным и невербальным признакам.

Поведенческий компонент включает умение ребёнка вести диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребёнок — ребенок» «ребёнок — взрослый»; принимать участие в коллективных делах, включаться в совместные трудовые поруче-

ния со взрослыми и оказывать помощь; умение работать в команде, сотрудничество.

Занятия театром с детьми с ограниченными возможностями оказывают положительное воздействие на развитие личности в целом и на развитие его социальной компетентности. Прежде всего это связано с тем, что при подготовке и постановке спектакля есть место совершенно разным видам деятельности: поиск и сочинение сценария, придумывание и изготовление костюмов и декораций, распределение ролей, вхождение в роль и заучивание текста и т.д. Театр способствует социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой, создает возможности для переживания успеха и признания со стороны сверстников и взрослых. Театр активизирует и развивает интеллектуальные и образно-творческие способности ребёнка, создаёт условия для познания окружающего мира и себя в нем. Театр позволяет понять, что есть Я, что творится внутри меня.

Разработанная нами программа включения детей в театральную деятельность позволяет решить следующие задачи: формирование навыков коллективного взаимодействия и общения, умения договариваться друг с другом; развитие психических процессов и ключевых компетентностей воспитанников; воспитание эстетического вкуса, стремления к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, дисциплинированности, работоспособности, навыков контроля и самоконтроля.

Программа включает в себя игровые и обучающие занятия, экскурсии в теа-

тры города и встречи с театральными деятелями; сочинение по подготовку спектаклей, праздников, совместный отдых и игры детей.

Специальные театральные игры включают в себя сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры-превращения, этюды на эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх; сочинение этюдов по сказке (на выбор детей). Деятельность в данном направлении учит детей действовать с воображаемыми предметами; учить сочинять этюды по сказкам и импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок, развивает у подростков способность к выстраиванию партнерских отношений в коллективе, умению правильно реагировать на успехи и неудачи партнёра. Сочинение этюдов с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение: «Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Поздравление и пожелание», «Покупка театрального билета» и др. развивают доброжелательность, коммуникабельность в общении со сверстниками и взрослыми. Кроме этого, через специальные игры у детей развиваются навыки импровизации, развиваются умения выполнять одно и то же действие в разных ситуациях и обстоятельствах по-разному; подростки учатся оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными действиями и поступками, учатся адекватно реагировать на поведение партнеров. В процессе организации коллективной игры у подростков развивается зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координация движений, подростки учатся действовать с воображаемыми предметами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Раздел «Ритмопластика» представлен комплексом специальных упражнений, направленных на развитие двигательных способностей, умения владеть

своим телом, пластической выразительностью (ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений). Через игры, упражнения, музыкально-ритмические движения дети учатся владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц; равномерно размещаться на площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах, формируется пластическая выразительность, развивается способность к пластической импровизации, учатся создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. Творческие задания раздела развивают эмоциональный мир подростка, учат умению эмоциональной выразительности в движениях, жестах, позах, мимике. Занятия в данном разделе способствуют возникновению у подростков собственных представлений, при подготовке танцевальных номеров.

Также разработан и реализуется цикл занятий, посвященный развитию культуры и техники речи, включающий игры со словами, считалки, скороговорки, чтение литературы, обсуждение роли, помощь в разучивании роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника, обучение слушанию, вступление в контакт, выход из контакта и др.

Раздел «Работа над спектаклем» представляет собой большой процесс систематической подготовки, основной задачей здесь выступает раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, предоставление способов его самовыражения и получения собственного опыта.

1 этап: выбор спектакля, инсценировки, обсуждение её с детьми.

2 этап: деление пьесы на эпизоды, пересказ их детьми.

3 этап: работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.

4 этап: поиск музыкально-пластических решений: выбор музыки, постановка танцев; создание эскизов костюмов и декораций.

5 этап: постепенный переход к тексту спектакля: работа над эпизодами.

6 этап: работа над ролью: выразительность речи,поведение на сцене.

7 этап: репетиции отдельных картин с фрагментами декорации и музыкального оформления.

8 этап: репетиция спектакля целиком с элементами костюмов, декораций, реквизита. Определение темпоритма.

9 этап: премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10 этап: подготовка выставки, фотоотчета и т.д.

Каждый этап работы с детьми над спектаклем решает свои задачи: формирует познавательный интерес, пробуждает интерес к предстоящей работе, учит пересказывать части спектакля, дополнять друг друга, способствует развитию речевых, пластических, актерских возможностей детей, учит правилам вести диалог, взаимодействовать с партнерами, развивает умение слушать друг друга, развивает умение действовать сообща, брать на себя ответственность за успех.

Раздел «Праздник своими руками» является тем этапом, когда подросток самостоятельно может проявить себя в организации мероприятия по своему выбору, своему желанию (педагог помогает только по просьбе детей) и закрепить тем самым полученные знания, умения и навыки, полученные на занятиях по программе «Юный артист». В этом смысле в раздел включены арт-терапевтические техники (сказкоте-рапия, цветотерапия, звукотерапия, игротерапия), театральные экспромты, игровые тренинги и др., которые до-

полняют возможности театральной деятельности в решении проблем развития личности подростков умственной отсталостью.

Все виды деятельности осуществляются педагогом с учетом индивидуальных особенностей подростков, т.е. подобраны таким образом, чтобы ребёнок смог справиться с поставленной задачей. На занятиях применяется комплексный подход, что ведет к развитию умственного, физического, психического, социального развития. Подобранный комплекс заданий, упражнений, игровой деятельности и др. дают серьезный толчок не только в интеллектуальном развитии подростков, но и способствуют развитию у них социальных компе-тентностей: умение работать в коллективе сверстников, находить способы конструктивного взаимодействия со взрослым, уметь слушать и слышать другого, выполнять нормы и правила коллектива, контролировать своё поведение, доводить начатое дело до конца, уметь оценивать своё поведение и поведение других.

Все эти виды деятельности вылились в следующие результаты. Силами участников театральной группы был подготовлен и проведен праздник, посвященный дню рождения нашего интерната. На празднике были гости из администрации, родственники ребят, коллектив и воспитанники интерната. Дети очень волновались, но наше выступление прошло хорошо, было тепло встречено зрителями. Присутствующие родственники удивлялись тому, что у их детей нашлись такие таланты. Изменилось отношение родных к своим детям, и в результате они чаще стали забирать их домой, навещать в интернате.

Силами ребят была переработана с учетом возраста самих детей сказка «Колобок». Было много юмора и шуток при подготовке сценария, распределения ролей, придумывания костюмов.

Несмотря на все трудности сказка была поставлена и имела большой успех у воспитанников интерната. Мы также предъявляли её на некоторых городских мероприятиях.

По окончании формирующего этапа нами был проведен контрольный срез, который позволил определить изменения уровня развития социальной компетентности в контрольной и экспериментальной группе у подростков с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях психоневрологического интерната.

Всего в деятельности театрального кружка принимало участие шестеро детей. Для объективности оценки результатов была сформирована контрольная группа также из шести детей, которые не участвовали в деятельности кружка. Оценка результатов эксперимента проводилась методом наблюдения, в соответствии с выделенными нами шкалами. Первое измерение проводилось в начале учебного года, в сентябре, итоговое — в мае. Оценка показала, что наибольший рост в экспериментальной группе произошел по таким показателям, как: «Умение вести простой диалог со взрослыми, взаимодействуя в системе «ребенок — взрослый» и «Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности» — прирост по этим шкалам составил 29,1%; а также «Владение навыками конструктивного взаимодействия в коллективе сверстников», «Выполнение норм, правил коллектива», «Умение понимать последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей», «Умения и навыки социального поведения», «Уважительное отношение к себе и другому» — прирост по этим шкалам составил 20,9%.

Все дети экспериментальной группы повысили свои навыки в развитии социальной компетентности: три ребён-

ка с уровня ниже среднего перешли на средний уровень, и три ребёнка с низкого уровня поднялись на уровень ниже среднего. Анализ динамики развития социальной компетентности в экспериментальной группе показал следующие результаты: ребёнок 1 — 21,4%, ребёнок 2 — 21,4%, ребёнок 3 — 25,0%, ребёнок 4 — 21,4%, ребёнок 5 — 25,0%, ребёнок 6 — 21,4%.

Было отмечено, что в развитии подростков данной группы при правильной организации процесса обучения и воспитания наблюдается положительная тенденция в развитии личности подростков: появляется интерес к себе как к личности, формируются навыки конструктивного поведения и взаимодействия с его ближайшим окружением (детский дом, педагоги, воспитатели, сверстники) и существующим вокруг него социумом. У подростков наблюдается проявление творческой активности, собственной значимости и нужности, расширяется круг представлений и социальных ролей, поступков, правил, норм взаимодействия и общения между людьми. Дети учатся понимать и переживать эмоциональное состояние персонажей, литературных героев, людей вокруг, что развивает в них доброту, сопереживание, сочувствие, желание оказать посильную помощь в возникшей критической ситуации, учатся видеть свои поступки и уметь оценивать их со стороны. Кроме этого, в процессе наблюдения за деятельностью детей было отмечено, что в театральной деятельности ребята получают удовольствие от игры, от испытанных ими эмоций, от одобрения и восхищения их талантами окружающих людей, что каждый раз мотивировало ребят к продолжению деятельности и дальнейшую самореализацию в театральной и социально значимой деятельности.

В контрольной группе ни по одной шкале, кроме «Стремление к проявлению себя в социально одобряемой

деятельности» рост за год не превысил 8%. У детей наблюдается низкий уровень освоения навыков социальной компетентности: дети не всегда могут контролировать своё поведение в деятельности, в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Нередко возникают ссоры, как правило, подростки не решают их мирным путем, поэтому всегда нужна помощь взрослого. Подростки часто нарушают правила и нормы интерната, коллектива, редко вступают в коллективное творческое взаимодействие, снижены познавательные интересы, творческая активность; подростки предпочитают держаться в стороне, внутренне и внешне зажаты, не уверены в себе. Не всегда способны выполнять те действия, которые требует педагог, не всегда используют образцы, показанные взрослым.

Рост по шкале «Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности» составил 25%, и, как нам кажется, связан именно с успехами ребят экспериментальной группы и желанием ребят контрольной группы тоже как-то проявить себя. Таким образом, наличие экспериментальной группы, кроме прямого воздействия на её участников, оказала косвенное влияние на остальных, заключающееся в развитии мотивации к социально значимой деятельности. Глядя на своих сверстников, которые пользуются одобрением, уважением, поддержкой со

стороны взрослых и окружающих, дети контрольной группы также стремились к проявлению себя, но в других видах деятельности (вышивка картин, рисование рисунков на конкурсы, участие в спортивно-массовых мероприятиях, трудовые десанты и др.).

Опираясь на полученные в ходе экспериментальной работы результаты, мы можем сделать вывод, что в результате внедрения программы по театральной деятельности и организации коррек-ционно-развивающей среды как на занятиях, так и в культурно-досуговом пространстве мы способствовали повышению уровня развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости в условиях проживания в психоневрологическом интернате. Из результатов видно, что разница между группами четко прослеживается в результатах проведённого исследования и положительной динамики. Мы планируем продолжать работу по данной программе, а поскольку особенностью развития умственно отсталых детей является медленное протекание всех процессов, и необходимо больше времени для детальной проработки, повторения и закрепления предлагаемого материала, планируем разработать дополнительно несколько периодов обучения с целью дальнейшей работы по развитию социальной компетентности подростков в нашем психоневрологическом интернате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.