УДК 376
СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» В СТРУКТУРЕ АООП НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (УМЕРЕННОЙ,
ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ)
Мазепа Елена Михайловна.
г. Новосибирск, МКОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат № 39 для детей с нарушением зрения, учитель-логопед, [email protected].
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации коррекционного курса «Социально-коммуникативное развитие» для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, его основные цели, задачи, принципы и приемы работы. Также представлены предполагаемые результаты использования средств коммуникации у данной категории обучающихся.
Ключевые слова: курс «Социально-коммуникативное развитие», нарушение зрения, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), вербальная речь, невербальная речь, речевые навыки, интеграция, подражательная деятельность, речевое подражание, коммуникация.
THE SPECIFICS OF THE CORRECTIONAL COURSE «SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT» IN THE STRUCTURE OF PRIMARY
GENERAL EDUCATION FOR BLIND STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION (MODERATE, SEVERE, DEEP AND SEVERE MULTIPLE
DEVELOPMENTAL DISORDERS)
Mazepa Elena Mikhailovna.
Novosibirsk, MKOU Special (correctional) boarding school № 39 for children with visual impairment, teacher-speech therapist, [email protected].
Abstract. The article deals with the implementation of the correctional course «Social and communicative development» for blind students with moderate, severe and deep mental retardation, severe and multiple developmental disorders, its main goals, objectives, principles and methods of work. The expected results of the use of means of communication in this category of students are also presented.
Key words: course «Social and communicative development», visual impairment, mental retardation (intellectual disabilities), verbal speech, non-verbal speech, speech skills, integration, imitative activity, speech imitation, communication.
До недавних пор дети, нарушение интеллекта которых сочеталось с нарушениями зрения, слуха, речевого развития, эмоционально-волевой сферы,
опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами и расстройствами аутистического спектра, считались необучаемыми, т.к. они не могли освоить общеобразовательные программы, воспитанием зачастую занимались родители, не обладающие знаниями в области специальной педагогики и психологии. Очень часто таким детям в будущем была уготована жизнь в изоляции от общества в психоневрологических интернатах.
Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения.
С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями, в котором представлена совокупность требований по обучению и воспитанию не только слепых детей с лёгкой умственной отсталостью, но и слепых детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Уровень психофизического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и уровнем развития слепых обучающихся, не имеющих дополнительных нарушений. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося в семье и обществе сверстников. При этом каждый слепой, имеющий тяжелое нарушение зрения в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития. Уровень психического развития обучающихся данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи [8].
На развитие воспитанников данной категории серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяю: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).
В условиях слепоты имеет место значительная обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций зрения (вследствие сокращения зрительных ощущений и восприятий снижается количество и качество зрительных представлений, что проявляется в их фрагментарности, нечеткости, схематизме, вербализме, недостаточной обобщенности), но и низким уровнем развития сохранных анализаторов, недостаточной сформированностью приемов обследования предметов и объектов окружающего мира, отсутствием потребности и низким уровнем развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы. Обедненность чувственного опыта требует развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта.
Слепота, в силу негативного влияния на уровень развития как общей, так и двигательной активности, значительно осложняет физическое развитие воспитывающегося, что проявляется: в замедленном темпе овладения слепыми различными движениями и более низком уровне их развития (снижение объема движений, качества выполнения); нарушении координации движений; снижении уровня развития общей и мелкой моторики; возникновении навязчивых движений; нарушений осанки, походки, положения тела; трудностей передвижения в пространстве.
У слепых в силу снижения полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения мира имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов (снижение скорости и точности зрительных ощущений, восприятий, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновение трудностей в реализации мыслительных операций, в формировании и оперировании понятиями; дивергенция чувственного и логического, обусловливающая возможность возникновения формальных суждений; возникновение формализма и вербализма знаний; наличие низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения; возникновение трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения; снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения, подмена образов воображения образами памяти и др.), познавательной и ориентировочной деятельности.
С введением стандарта одним из совершенно новых по содержанию и по форме стал коррекционный курс «Социально-коммуникативное развитие» для слепых обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Данный курс предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со слепыми и видящими обучающимися, а также взрослыми.
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, его развитие в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Целью данного курса является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основными задачами социально-коммуникативного развития являются:
- овладеть опытом простейших вербальных и невербальных коммуникаций с близким социумом;
- овладеть способностью проявлять эмоциональную отзывчивость, умение понимать чувства и эмоции других людей;
- формировать потребность к деятельности, к общению; владению общими представлениями о социальных ролях людей.
Содержание коррекционного курса «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у детей навыков игровой деятельности,
приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.
Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с интеллектуальными нарушениями предполагает следующие направления работы:
• формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов;
• воспитание правильного отношения к людям, вещам и т. д.;
• обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей («хочу - не хочу», «могу - не могу», «нравится - не нравится»).
На основе формирования представлений о себе и окружающем мире активизируется речевая деятельность детей, накопление ими словарного запаса.
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание коррекционного курса «Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам:
- Игра.
- Представления о мире людей и рукотворных материалах.
- Безопасное поведение в быту, социуме, природе.
- Труд.
Создание на логопедических занятиях эмоционально-комфортной психологической обстановки и формирование эмоционально-оптимистического настроя у детей - это одна из особенностей в работе учителя-логопеда.
Наиболее сохранными у детей с умеренной умственной отсталостью являются эмоции, поэтому на своих занятиях использую в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения [10].
Для усвоения и осмысления учебного материала необходимо тщательное продумывание его объема, распределения материала на отдельные подробные элементы. Освоение каждого из них требует более длительного времени. Умственно отсталому ребенку с нарушением зрения необходимо каждый отдельный этап действия тщательно и длительно прорабатывать.
У детей данной категории нарушение умственной деятельности, сопровождаемое недоразвитием речи, что является тормозом в усвоении учебного материала. Учитель-логопед должен заранее составить словесную инструкцию-объяснение.
Для сохранения на длительное время полученных знаний особое значение имеет этап запоминания, который состоит в разработке системы повторений. Различные понятия, правила, теоретический материал усваиваются в разного вида упражнениях, последующим применением в различных ситуациях.
Для формирования умения участвовать в речевой ситуации эффективно использовать ролевые игры, в которых дети учатся сотрудничать в процессе работы, устанавливать контакты со сверстниками, с педагогом, развиваются способности применять полученные знания для решения аналогичных задач. В игре формируются положительное отношение ребенка к занятиям, устойчивая мотивация к выполнению заданий и развитие целенаправленных действий.
Игра позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская снижения интереса.
Сочетание нарушений зрения и умственной отсталости определяют разнообразие нарушений в целом, свойственных каждому конкретному ребенку, это обуславливает применение дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, которые достигаются тем, что учитель-логопед для каждого ребенка организует практическую деятельность, подбирает методы объяснения.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение [5].
Примерное содержание занятий коррекционного курса может содержать следующие приемы работы:
1. Выражение мимикой согласия, удовольствия, приветствие (прощание).
2. Обращение за помощью.
3. Ответы на вопросы с использованием мимики жеста, звучащего предмета, предъявлением предмета, игрушки.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ к АООП для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;
- умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения:
- качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических знаков;
- умение пользоваться средствами коммуникации.
3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
В связи с этим, следует выделить важность условий для развития и коррекции нарушенной сенсорной функции и активизации сохранных сенсорных функций в процессе активной, разнообразной и целесообразной деятельности ребенка. Основное условие при организации коррекционно-развивающих занятий для слепых и слабовидящих - это комплексный подход, который предусматривает не только развитие зрительных возможностей и формирование представлений, но и обеспечивает развитие и активное включение в процессе познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности.
Библиографический список:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2008. -С. 137-303.
2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников // Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 352 с.
3. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 149-153.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 2009. - 186 с.
5. Емельянова И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта // Образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 87-94.
6. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М.: Голос, 2002. - 115 с.
7. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа. - 2005. - № 1. - С. 30-34.
8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся [Электронный ресурс]. -URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/8ea/8ea103c7d61e16a0d46fe5f23852cd36.pdf .
9. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: ИКПРАО, 1995. - 88 с.
10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.