Научная статья на тему 'Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника'

Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11534
683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ЗРЕЛИЩНАЯ ФОРМА / ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аниконова Т. Г.

В статье рассматривается театрализованное представление как средство праздничной коммуникации на основе общественно-значимых ценностей, за счет своей зрелищности способное эффективно воздействовать на массовое сознание. Автор подчеркивает роль театрализованного представления в формировании коллективной идентичности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the theatricalized presentation as mean of festive communication is examined on the basis of public-meaningful values, due to the spectacle capable effectively to affect mass consciousness. An author underlines the role of the theatricalized presentation in forming of collective identity.

Текст научной работы на тему «Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

5

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 791.6

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК ЗРЕЛИЩНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАЗДНИКА

Т. Г. Аниконова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: tatj [email protected]

В статье рассматривается театрализованное представление как средство праздничной коммуникации на основе общественно-значимых ценностей, за счет своей зрелищности способное эффективно воздействовать на массовое сознание. Автор подчеркивает роль театрализованного представления в формировании коллективной идентичности.

Ключевые слова: праздничная культура, зрелищная форма, театрализованное представление, общественно-значимые ценности, коллективная идентичность.

Театрализованное представление - явление не новое, эта зрелищная составляющая праздника известна с античности. В древности сам праздник понимался как особое место и особое время, где происходило действо, способное изменить окружающий мир. Позже зрелищные представления, в основе которых лежал ритуал, уходящий своими корнями к древнейшим формам жертвоприношений, сопровождали все значимые общественные события, являясь, по сути, средством массового социального воздействия1. Они выполняли важнейшую социальную функцию, воздействуя на человека, формируя его мировоззрение, воспитывая его согласно общественным требованиям. А сама праздничная культура многие тысячелетия была способна решать проблемы сохранения духовно-нравственного здоровья общества именно за счет организации зрелищных форм, являющихся способом выражения настроения общества, его идеалов и устремлений. Таким образом, с первых дней возникновения театрализованные представления и праздники использовались как инструмент власти. Массовые зрелища в древности у многих народов - это празднование, в котором происходило поклонение живому божеству (например, фараону *

i

Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н.А. Хренов. М.: Наука, 2006.

6

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

в Древнем Египте во время многодневных представлений в честь Осириса). Элементы зрелищности играли в нем первостепенную роль, составляя игровой дух праздника.

Именно художественно-игровой аспект праздника позволяет создать

эмоциональный подъем, условия для человеческого контакта и, как следствие, -каждому участнику праздника осознать себя частью целого, при этом уважая себя как творческую личность, причастную к процессу созидания. Вместе с тем, на протяжении многих веков в архаических праздниках, да и в современном празднике, лишенном сакрального смысла, человек «извлекается из обыденности, поднимается до некоей всеохватывающей всеобщности»2 3 4, ощущает себя в гармонии с окружающим миром, и это позволяет ему жить дальше. А способствует этому игра, которая как бы дополняет праздничную жизнь и расширяет её возможности.

Такой игрой в празднике всегда были церемониал, ритуал, обряд, которые всегда требовали непосредственного участия человека в общественных торжествах, через них он естественным образом приобщался к культурной традиции. Значение ритуала, обычая, торжества является, с одной стороны, условием действенного участия в празднике, а с другой стороны - чертой принадлежности к определённой группе и её культуре. Во время праздника, в его различных формах отображается прошлое празднующей группы, его историческая, современная и нынешняя ситуация. Поэтому праздничные торжества служат в том числе и для ориентации человека во времени, в котором жило и живёт общество.

Надо заметить, что праздник всегда представляет собой, прежде всего, зрелище: его обряды, торжества, развлечения происходят на глазах празднующей группы, выступающей и зрителем, и участником представления. Место действия древнего праздника - это Вселенная, это сцена, на которой разыгрываются человеческие конфликты. Недаром именно в празднике родилось драматическое искусство. Обязательные элементы классического зрелища: наличие зрителей, активно

сопереживающих участникам представления; наличие особого места, где разыгрывается «драма»; четко обозначенное начало, наличие композиции в действии. В основе зрелища обязательно лежит событие, именно оно придает зрелищу яркий, впечатляющий характер, делает его предметом незабываемого переживания. В самом зрелище изначально был ярко выражен игровой момент, который не предполагал деления на зрителей и исполнителей, все были полноправным участниками зрелищного обряда. Как считает Й. Хейзенга, любой культ, по сути, есть показ, драматическое представление, образное воплощение, замещающее действительное осуществление. Человек разыгрывает весь порядок бытия в священной игре. Именно в игре и через игру человечество вновь воплощает представленные события и помогает тем самым поддержанию мирового порядка . Е.Финк утверждает, что «как коллективное действие

4

игра, наверно, изначально существует в виде праздника» .

Во многих праздниках также есть обязательный момент жертвоприношения, необходимый для искупления от греха, чтобы вина была прощена, наказание отменено. Именно для этого нужно было ритуальное убийство во время праздничного обряда. Со временем настоящее убийство было заменено игровым, для чего человека-жертву заменили на куклу - имитацию жертвы, которую коллективно избивали, рвали, раздирали, топили или жгли. Эти игровые, символические действия способствовали личностному переживанию события каждым участником. Однако феномен игрового

2 Гадамер Г.-Г. О праздничности театра. // Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 156.

3 Хейзенга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры / Й. Хейзенга. М: Прогресс-Традиция,

1997.

4 Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 386.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

7

ритуала заключается в том, что, даже не участвуя в действе непосредственно, являясь только лишь зрителем, наблюдателем, человек эмоционально переживает событие так, словно он находится в гуще событий. То есть, находясь в перцептивном поле участника праздника, ритуально-обрядовое действо переживается глубоко и эмоционально, и результатом в любом случае становится построение образа.

На этом и построена так называемая «театрализация», т.е. «уподобление театру», насыщенная символами, знаками и архетипами, которые легко считываются теми, на кого рассчитано театрализованное представление. Театрализованное представление строится в рамках культуры, поэтому его восприятие не затруднено для носителей этой культуры. А поскольку институт праздника, как никакой другой, связывает воедино идеальное и материальное, фантазию и реальность, историческое и художественное, конкретную действительность с мифом, искусство и идеологию, то театрализованное представление в рамках праздника существует как особая форма воздействия на общественное сознание и как специфическое средство массовой коммуникации. В силу того, что театрализованные представления напрямую связаны с праздником, который имеет событийно-значимую основу для празднующей группы, они имеют ярко выраженную пропагандистскую направленность, тем самым выполняя задачи социального характера, и поэтому их успешно создают и применяют для реализации формирования определённого самосознания.

Театрализация, как мы понимаем её сегодня, возникает в городской праздничной культуре Европы в XIV в. как выразительное и доходчивое средство воздействия на горожан. Театрализованные представления разыгрываются как в церкви, которая с их помощью доходчиво и эмоционально доносит христианские догматы массам (литургическая драма, миракль, мистерия), так и на улицах (карнавал, фарс, соти, церемонии коронаций, вступления войск и проезды знати). К XVI веку театральное искусство в европейской культуре становится доминирующим, пронизав и войдя во все виды искусства, наделив их своими художественными приемами, театрализовав литературу, архитектуру, живопись. Театрализация буквально пронизывает все праздничные формы.

В России любое событие государственного значения стало обставляться зрелищно уже при царе Алексее Михайловиче. Именно в его правление начала развиваться модель городского праздника, отличного от сельского, т.е. народного.

Праздник включал в себя крестный ход с иконами и хоругвями под непрерывный колокольный звон. Если торжество было посвящено встрече посольских гостей, то обязательно вручали «хлеб-соль» (это делал казначей). Хлебом встречали и царя, если он въезжал в город после отсутствия. Зрелищная сторона церемоний многое теряла из-за запрета на триумфальные шествия. Вместо него расставляли несколько тысяч стрельцов по маршруту следования делегации вдоль улиц. В 30-х годах XVII столетия внедряются новые зрелищные элементы: барабанный бой, знамена с геральдическими изображениями. В грандиозной встрече (16 тысяч участников) турецкого посольства используется музыка, изображения двуглавого орла.

Новым словом в развитии праздничной культуры русского города становится триумфальный въезд царя Алексея Михайловича Романова в 1655 году после «литовского похода». Посадские люди, духовенство, дворяне, чиновники, стрельцы встретили русское войско во главе с царем у Земляного вала. Праздничное шествие к Красной площади возглавлял крестный ход духовенства, причем для зрелищности они несли предметы православного культа (иконы, свечи и богослужебные книги) на длинных жердях. Впереди хода несли золотом оправленный фонарь, в котором горели сотни свечей, и был установлен большой крест и четыре звезды. Царские певчие в белых одеждах пели псалмы. За большим крестом Константина Великого шествовал Великий

8

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

Государь, затем следовал двор, причем их окружали прекрасно убранные семь рот драгун на лошадях. Шествие сопровождала игра русских военных музыкантов: литавры, трубы и сурны. В знак уважения перед патриархом и царем, по народному обычаю, люди «дорогу мели, честь чистили». На Красной площади, на помосте Лобного места, патриарх Никон произнес панегирик (восхваление) в адрес царя, где сравнил его с пророком Моисеем и вручил царю крест Константина Великого. Царь подарил патриарху икону Божьей Матери. Затем царю вручили дары от гостей и посадских. В завершение царь, по обычаю, о здоровье спросил, а все ударили челом и царскому величеству многолетствовали.

Все более зрелищными становились встречи иностранных посольств. Доходило до откровенной театрализации. Так, в 1678 году польское посольство встречал «ангельский легион». Изображавший ангелов отряд был одет в красную длинную одежду, верхом на белых лошадях. К плечам каждого были прикреплены крылья, поднимавшиеся над головой и красиво раскрашенные. Крылья были сделаны из орлиных перьев, воткнутых в небольшие деревянные брусочки, и держались на всадниках с помощью кожаных ремней. В руках «ангелы» держали пики, на конце которых были закреплены фигурки крылатого дракона, вертевшиеся на ветру. В ходе встречи звучали пушечные салюты, которые все чаще включались в праздничные торжества.

В эпоху Петра I зрелищность достигалась за счет максимального использования театральных приемов. Особенно ярко в петровскую эпоху стали проводиться театрализованные триумфы - праздники в честь военных побед. В них явственно звучит мотив насилия, ибо посвящены они разгрому врага, то есть победе над противником. И эта победа на государственном уровне символически обозначается, становится поводом для праздника.

Первые церемониальные зрелища петровского времени окружили власть царя сценическими эффектами ратного поля. Все триумфальные процессии и церемонии протекали по специально написанным сценариям. Иногда их ставили преподаватели духовных школ. Например, 9 ноября 1703 года «славяно-греко-латинских училищ нижайшие рабы и всегдашние богомольцы, учители и все учительное собрание воздвигали врата триумфальные со многими украшениями»5.

30 сентября 1696 года Петр I отпраздновал свою победу над крымскими татарами в Азове римским триумфом. Его армии прошли через классическую арку, построенную по его распоряжению. С одной стороны свод и фронтон поддерживала массивная рельефная фигура Геркулеса с надписью над ней: «С Геркулесовой крепостию». С другой стороны высилась фигура Марса под словами: «С Марсовою крепостию». Эти символы означали неодолимую сверхчеловеческую силу, которую Петр приписывал своей армии. Инсценировав вступление войск на манер французских королей Карла V и Генриха IV, Петр принес в Россию театрализованный политический спектакль, в котором проводились прямые исторические аналогии, тем самым приближая деяния российских властей к европейскому опыту, европейской культуре.

Русские цари и после Петра I понимали значение грамотной организации торжеств, и не жалели на это средств.

Александр I в свое царствование использовал парады как зрелища, прославляющие власть русского императора. На плац-парадах духовенство

благословляло армию как олицетворение нации. Армия становилась символическим субститутом народа, ведомая волей и авторитетом императора.

Сафронова Л.А. Поэтика славянского театра 17-18 веков / Л.А. Сафронова. М.: Наука, 1981.

5

С. 68.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

9

Первый из них состоялся 29 марта 1814 года в побежденной Франции на Пасху по русскому календарю. Он был поставлен на площади Согласия, в годы Французской революции называвшейся площадью Революции. Сразу после восхода солнца войска союзных армий и парижская национальная гвардия (в общей сложности около ста тысяч человек) были построены на площади и бульварах. Александр подъехал к войскам вместе с прусским королем и большой свитой. Полковые священники в праздничном облачении стояли перед алтарем, воздвигнутым на месте казни Людовика XVI. Александр преклонил колена перед алтарем для молитвы. Вперед, для целования русского креста, вывели французских маршалов и генералов. Потом состоялась общая молитва о долголетии союзных государей, после чего прогремели салюты под крики собравшихся «Ура»! Этот парад стал демонстрацией мощи союзных войск и величия России, сумевшей противостоять мощной армии Наполеона. Он имел серьезный резонанс в общественных кругах. С Россией стали считаться, уважать.

Именно поэтому Николай I сделал парад главным воплощением нации. Плац-парад демонстрировал близость императора и членов его семьи к его вооруженным силам, которые, в свою очередь, олицетворяли нацию.

Парады стали центром большей части праздничных торжеств. Рождество, годовщина изгнания армий Наполеона из России, праздновалось смотром Николая I гвардейских полков в залах Зимнего дворца, потом молебном для ветеранов войны. Если позволяла погода, парады сопровождались Водосвятием, становясь центрами массовых шествий, в которых военная церемония поглощала религиозную. Затем все гвардейские дивизии строились на Дворцовой и Адмиралтейской площадях и вдоль набережной Невы, причем впереди всех на набережной стоял Преображенский полк. Если Нева замерзала, то зрители толпой, напирая на полицейских, шли по льду смотреть парад.

Пасха в эпоху Николая I отмечалась большим парадом, за которым следовало христосование императора с войсками. Император в мундире Донского казачества целовал солдат, отобранных из каждого полка для приветствия императору.

Жуковский представляет парад как эманацию власти государя: «Тяжкий, мерный, потрясающий душу шаг, спокойное приближение силы, непобедимый и в то же время покорный. Густыми волнами лилося войско и заливало площадь, но в этом разливе был изумительный порядок; глаза видели многочисленность и огромность движущейся массы, но самое разительное в этом зрелище было то, чего не могли видеть глаза: тайное присутствие Воли, которая все одним мановением двигала и направляла»6.

Все официально-парадные торжества в России XVII-начала XX вв активно использовали зрелищные элементы, в число которых входили геральдические, декоративные, драматические эффекты, сопровождающиеся парадом русских войск, а также народными шествиями. Они «давали возможность укреплять в народе веру в государство, воспитывали гордость за славу Отечества»7.

Символика официально-парадных торжеств в царской России была направлена на сохранение традиций, способствовала укреплению власти. Даже коронационные торжества русских самодержцев не только приобретали характер грандиозных массовых действ, но и включали в себя символические, игровые театрализованные представления.

Так, режиссеру М. Лентовскому, который увлекался феериями с большими массовыми сценами, была доверена постановка театрализованного представления на народных гуляниях на Ходынском поле, посвященных коронационным торжествам Александра III. Здесь 21 мая 1883 года были накрыты столы на четыреста тысяч человек

6 По кн. Уортман Р.С. Сценарии власти / Р.С. Уортман. М.: ОГИ, 2002. С. 66.

7 Штеменко С.Н. Война, народ, Победа / С.Н. Штеменко. М.: Политическая литература, 1984.

С. 17.

10

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

(явилось шестьсот тысяч). На празднике, помимо угощения, были предложены многочисленные развлечения. Впервые на коронации действовал балаган. М. Лентовский предложил Коронационной комиссии сделать темой праздника «возрождение и расцвет весны, славы России и её народонаселения».

Главным событием праздника стало поставленное знаменитым режиссером театрализованное аллегорическое шествие «Весна». В шествии участвовали популярные герои былин и лубочной литературы. Внимание зрителей было приковано к удивительной процессии, возглавляемой герольдами с крылатыми латами, шишаками и длинными трубами, за которыми следовали жук верхом и пешие жуки, кузнечик верхом и попарно пешие кузнечики и семь лягушек верхом. Царица пчел ехала на колеснице-улье, за которой двигалась колесница русского богатыря Микулы Селяниновича - на её передней части был помещен земной шар с изображением Российской империи. Микула был одет в костюм пахаря; вокруг его колесницы шли муравьи. В руках Микула держал огромный золотой плуг, упиравшийся в русскую землю. Далее шел мужик в красной рубахе, держа ветку березы, за ним следовала колесница «Весны», на которой сидела изображавшая весну женщина, окруженная цветами и бабочками. Затем богатыри вели пленных. За ними на спине Змея Горыныча ехал одолевший его богатырь Добрыня Никитич. Последняя колесница, в виде огромной бочки, изображала крестьянский праздник и называлась «Хмель», на ней сидел изображавший хмель разухабистый мужик; на лошади сидел «подгулявший парень». За колесницей двигалась тройка со скоморохами. Шествие заключали коза с барабаном, медведь, журавль и русский хор с песнями и плясками. В заключительных стихах представления в единый образ сливались весна, русский народ и русский монарх: Все к жизни возвратилось,// Дай Бог, чтоб ты вдохнула//В нас правды - силу, мощь...// Чтобы в стране родной, //Как древний богатырь - мифический Микула,//- Был так же крепок, бодр народ наш дорогой!

Театрализованные политические спектакли разыгрывались и в Советской республике. Призванные мифологизировать действительность, они с успехом справлялись с этой задачей. Именно поэтому, несмотря на тяжелое положение в экономике, правительство не жалеет средств на подготовку и проведение праздничных мероприятий. В феврале 1920 года секцией массовых представлений и зрелищ театрального отдела Наркомпроса под руководством А. Луначарского провозглашается движение к созданию грандиозных представлений, площадкой которых становился бы весь город, а сценарий написан самими массами в процессе коллективного творчества. Деятели театра откликнулись на призыв, осуществив в 1920 году в Петрограде первомайскую праздничную инсценировку «Гимн освобожденного труда» («Мистерия освобожденного труда») на портале Фондовой биржи. Авторы воплотили в жизнь идею А. Луначарского о том, что главным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества8. В этом представлении активно использовались средства массового театра. Действие масс (4 тысячи человек участников), сложные построения мизансцен, выразительность номеров, лаконичное символическое оформление, использование техники - машин и пушек, монтажное построение сцен и эпизодов, - все работало не только на решение темы и идеи, но и на создание убедительно-выразительного зрелища, выражающего волю революционного народа и его отношение к прошлому и настоящему.

Праздничное зрелище многие века было основным средством массовой коммуникации, являясь традиционным типом передачи информации. Именно в зрелищной форме, как утверждает А. Гуревич, происходило повторение прожитого

8

Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке / А.В. Луначарский. М.: Искусство,

1981.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

11

опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого. Задача зрелища состояла в передаче веками устоявшейся информации об устройстве мира и места человека в этом мире. Человек соотносил свои действия с традицией, осознавал «свой опыт в категориях коллективного сознания, овеществленных в религиозном или социальном ритуале, в образцах поведения»9. Именно поэтому при смене общественной формации праздник становится объектом пристального внимания пришедшего к власти класса. Он превращается в механизм, способствующий быстрейшему продвижению в массы новых идей и новых ценностей с помощью символических игр при одном условии: игры должны опираться на универсальные культурные архетипы. Театрализованное представление и представляет собой такую символическую игру, в которой символ - это прежде всего образ, воссоздающий миф, лежащий в основе представления. Представление воссоздает миф, но в то же время и создает его. Так было, например, в массовом представлении Николая Евреинова «Взятие Зимнего дворца», которое имело мало общего с тем, что было на самом деле в октябре 17-го года. Однако оно, средствами массового театра возбуждая эмоциональную сферу участников (достаточно вспомнить хотя бы свет, поочередно зажигающийся и гаснущий в окнах Зимнего Дворца, что символизировало агонию умирающего Временного правительства!), создавало позитивный образ революции, образ новой, революционной России, тем самым замещая в массовом сознании образ самодержавия.

Массовые празднества 20-х годов в Петрограде воплотили девиз «Весь мир -театр». В голодные и страшные годы военного коммунизма это была, пользуясь термином Н. Евреинова, «театротерапия»10 11. На один день город менял облик. Гримировались улицы, площади, мосты, трамваи, дома, военные корабли на Неве, машины, лошади и тысячи людей. Как писал Ю. Анненков, «русская революция, голодная и бессапожная, вплавляла новое могучее звено в цепь спектаклей под открытым небом, искусство, где участвуют многочисленные массы и где именно количество создает форму зрелища; цепь, восходящая к далеким векам, к средневековым мистериям, к санкюлотским празднествам французской революции в честь Федерации, Конституции, Разума и Высшего Существа.. .»п.

Театрализованные представления первых лет советского государства,

построенные на темах революции и борьбы угнетенного народа за свои права, воссоздавали картины революционных событий, расставляли нужные власти акценты и служили прекрасным зримым средством массовой агитации и пропаганды. С помощью праздника власти формировали абсолютно новое мировоззрение, основанное на полном отрицании прошлого. В результате этой работы происходило полное преобразование духовного пространства России. Массовые формы праздничной культуры стали важнейшим средством просвещения и воздействия на малограмотное население. В 20-е годы формировались режиссерские приемы, формы и структура проведения праздничных мероприятий, которые сохранили жизнеспособность на протяжении всего существования советского строя. Со временем в СССР сложилась система подготовки уникальных специалистов, занимающихся организацией и постановкой площадных действ, театрализующих общественное событие. Театрализация позволяла создать эмоционально окрашенный психологический и ситуативный настрой, который, как пишет А. Конович, влияет на оценку события, определяет эмоциональную оценку личности исторических событий12. В то же время она создавала зрелищно-активную

9 Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1981.

С. 207.

10 Евреинов Н.Н. Театр как таковой / Н.Н. Евреинов. М.: Вагриус, 2003.

11 Анненков Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Ю. Анненков. М.: Вагриус, 2005. С. 152.

12 Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. М.: Наука, 1990.

12

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

ситуацию, при которой каждый присутствующий становился активно реагирующим зрителем. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникался общим настроением, его увлекал единый порыв, коллективное устремление, возникала общность интересов. Осознав эту общность, человек становился патриотом, уважающим историческое прошлое своего народа, испытывающим гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников.

Праздничные мероприятия в стране Советов немыслимы без массовых театрализованных представлений, за организацией которых следили специально создаваемые праздничные комиссии. Так, планирование, организация и проведение празднования 10-й годовщины Великой революции были осуществлены во всей стране по единому образцу.

В Ленинграде режиссерами Семеном Радловым и Николаем Петровым к юбилею революции осуществлена постановка грандиозного по масштабу зрелища, в котором в действие включен архитектурный и природный пейзаж. Целевая установка, данная режиссерами: максимум техники, минимум живой силы. Поэтому были использованы широчайшие художественные возможности техники (электричества, кино, радио), музыки. Это создавало синтез искусств. Постановка органически была связана с массовыми инсценировками 1919-1920 гг. своей темой, в основе которой лежала идея борьбы и победы народа, сражавшегося за свою свободу. В каждой из показанных шестнадцати сцен последовательно раскрывались этапы этой борьбы.

Выдержки из плана Ленинградского Пролеткульта по празднованию 10-летия Октября красноречиво говорят о величии и монументальности грандиозного замысла, в который включено не только пространство архитектурное, но и само небо. «Массовое действие у Петропавловской крепости. Штурм твердынь капитализма. Площадка - Нева, канал, облегающий Петропавловку, и сама Петропавловка. Зритель на набережной 9-го Января и на 3 мостах. Петропавловка - оплот мирового капитала. Атрибуты белого террора. Перед Петропавловкой - силуэт капиталистического броненосца. Движение Красного флота. Марши красных частей, стекающихся к Петропавловке. Авиафлот, морской и воздушный бой. Залпы с обеих сторон. Выезд бронепоезда. На Республиканском мосту: обстрел крепости ракетами. Ответные залпы и канонада. Работа прожекторов. Снопы красного и белого света. Лозунги на облаках. Взрыв и сожжение капиталистического броненосца. Десант. Взятие Петропавловской крепости. Красный флаг на шпиле Петропавловского собора. Сноп прожектора. Красная звезда над крепостью, фейерверк. На Петропавловке - грандиозный светоплакат Ленина. Радио по всему городу запевают «Интернационал». Хор гудков и сирен. Толпа поет»13.

А вот выдержки из режиссерского сценария этого действа. «Вначале из темноты выступает в свете прожекторов Петропавловская крепость, как символ оплота самодержавия. Над тюрьмой ярко горит корона, в оркестре звон наковальни и цепей. Мимо крепости проплавают плоты с огромными бутафорскими виселицами.

Все сменяется новой картиной. Проносится силуэт поставленного на быстроходный катер броневика, где среди красных знамен возвышается фигура Ленина. Перед зрителем проходят все этапы борьбы за Советскую власть, представленные в ярких, выразительных образах. Гигантские гротескные фигуры врагов расстреливаются фейерверочными огнями и рассыпаются прахом. В апофеозе на Неве из-под моста Равенства выплывают аллегорические корабли со световыми изображениями «Богатство СССР», «Промышленность СССР» и др. Полный свет на реке и в крепости. Фейерверк»14.

13 Агитационно-массовое искусство первых лет Октября / Сост. Роков П.Н. М., 1971. С. 168.

14 Там же, с. 172.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

Определенной вехой в развитии массовых представлений становится парад физкультурников 1937 года, посвященный 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции и принятию Конституции СССР. Для участия в марш-параде были приглашены делегации союзных республик, по 150-200 человек каждая. Кроме них, в спортивно-гимнастических выступлениях приняли участие школьники, студенты и гимнасты спортивных обществ Москвы и Ленинграда. Всего в параде приняли участие 40000 участников. Основная тема парада - великая дружба народов СССР, морально-политическое единство советского общества, его сплоченность вокруг Коммунистической партии.

К постановкам парада были привлечены режиссеры и балетмейстеры, театральные художники и композиторы. Так, Игорь Моисеев подготовил необычное представление «Граница на замке» с физкультурниками Белоруссии. Совместно с режиссером Алексеем Губановым они очень простыми средствами решили тему: декоративными березками и блестящими гимнастическими палками. Таким образом, они создавали пейзажи: леса, маскировку пограничников, а с помощью гимнастических палок перед зрителем создавались то «тракторы», то «танки», то «оружие». Это представление на параде 1937 года стало эталоном, на который равнялись все постановщики.

Влияние традиций организации советских празднеств явственно ощущается в настоящее время. Особенно в современных российских праздниках годовщин, в которых есть мотив насилия. Практически все они - форма увековечивания и почитания таких событий, как разгром врага в величайших битвах, освобождение осажденного города, то есть, победа. А победа должна обязательно быть отмечена, символически обозначена. Поэтому она и становится поводом для праздника, так как без праздника нет и настоящей победы.

В праздниках, посвященных военным победам, сцены сражения, самой победы разыгрываются, становятся зрелищем, и тем самым праздничная игра и праздничный ритуал дают возможность каждому участнику праздника пережить сладость свершившейся когда-то победы над врагом (жертвой), по-настоящему радоваться ей и достигать в ней полноты бытия. Именно театрализованное представление формирует у зрителей ощущение единства, сопричастности к государственной мощи, возможности устрашения других государств, и, с другой стороны, вызывает у той же массы жителей неосознанный страх перед угрозой применения этой мощи к ней самой.

В современных театрализованных представлениях на Красной площади, посвященных празднику «День Победы», ярко выражено культурное и символическое содержание, важное для современного российского государства. Их структура и наполнение явно отсылают нас к временам советского периода, и это неслучайно, ведь победа в Великой Отечественной войне - победа советского народа. И весь посыл театрализации в современном праздновании - это оперирование системой общественных ценностей прошлого, опору на которую осуществляют государственные структуры. Не случайно именно на Красной площади и проходят театрализованные представления общероссийского масштаба. Ведь она сама является символом победы, так как это на ней проходили парады 1941 и 1945 года, ставшие вехами в переломе сознания советских граждан. И если парад 41-го был практически лишен театральности, что обусловлено политической задачей того периода, то парад в июне 45-го - это грандиозное символическое действо, в котором участники недавних сражений демонстрируют всему миру своё несомненное превосходство над врагом.

Театрализованные представления на Красной площади в честь годовщин Победы представляют собой сложные сюжетно-образные действа, впрямую отсылающие зрителей в прошлое, заимствуя приемы и цитируя знаменитые постановки

14

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

физкультурных парадов 30-х годов прошлого века. Они демонстрируют единство и силу духа многонациональной страны, что в нынешних условиях, когда необходимо объединить россиян некоей общей идеей, весьма актуально. Вместе с тем постановщики демонстрируют мощь национальной культуры и искусства: в представлении принимают участие лучшие исполнители страны. Масштабные действа охватывают всю хронику войны, в нем используется атрибутика, макеты боевого оружия, современное и высокотехнологичное оборудование. В лучших традициях прошлого в представлении принимают участие более десятка тысяч исполнителей. Зритель воочию убеждается в привлекательности и значимости для государства и для каждого гражданина коллективизма, братства, патриотизма.

Праздничные театрализованные представления интерпретируют историю, формируя общественное представление о ней с официально принятой точки зрения. В них происходит мифологизация исторических событий недавнего прошлого, столь значимых для коллективной идентичности. С помощью драматического массового действа в театрализованном представлении обыгрываются смыслы, значимые для каждого россиянина. Отражая идейно-нравственную позицию общества, театрализованное представление за счет своей зрелищности эмоционально воздействует на массы, способствует продвижению общественно-значимых идей.

Список литературы

1. Агитационно-массовое искусство первых лет Октября / Сост. Роков П.Н. - М., 1971.

2. Анненков, Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Ю. Анненков. - М.: Вагриус, 2005.

3. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1981.

4. Евреинов, Н.Н. Театр как таковой / Н.Н. Евреинов. - М.: Вагриус, 2003.

5. Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А Конович. - М.: Наука, 1990.

6. Луначарский, А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке / А.В. Луначарский. - М.: Искусство, 1981.

7. Сафронова, Л.А. Поэтика славянского театра 17-18 веков / Л.А. Сафронова. - М.: Наука, 1981.

8. Уортман, Р.С. Сценарии власти / Р.С. Уортман. - М.: ОГИ, 2002.

9. Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. С. 357-402.

10. Хейзенга, Й. Homo ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хейзенга. - М: Прогресс-Традиция, 1997.

11. Хренов, Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. - М.: Наука, 2006.

12. Штеменко, С.Н. Война, народ, Победа / С.Н. Штеменко. - М.: Политическая литература, 1984.

THEATRICALIZED PRESENTATION AS SPECTACLE CONSTITUENT OF HOLIDAY

T. G. Anikanova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: tatj [email protected]

In the article the theatricalized presentation as mean of festive communication is examined on the basis of public-meaningful values, due to the spectacle capable effectively to affect mass consciousness. An author underlines the role of the theatricalized presentation in forming of collective identity.

Keywords: festive culture, spectacle form, theatricalized presentation, public-meaningful values, collective identity._____________________________________________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.